Психология восприятия цвета человеком
Все материальные объекты в окружающем нас мире имею свои характеристики, одной из которых является их цвет. Он несет в себе информацию, необходимую для коммуникации и воспринимается как сенсорное впечатление. Однако, это восприятие субъективно, так как формируется только в мозгу смотрящего. Ощущение цвета создается при условии преобладания в цвете волн определенной длины. Например, если трава зеленая. Это значит, что из всего диапазона волн она отражает волны зеленой части спектра, а остальные поглощает. Если интенсивность всех волн одинаковая, то цвет воспринимается как белый или серый. Не излучающий волн — черный.
Цветоведенье (колористика) — наука о цвете, изучающая его природу, характеристики, смешивание, гармонию, культуру, восприятие человеком и т. д. Первый кто создал систему цветов был Леонардо Да Винчи, он выделил 6 основных цветов: белый, черный, желтый, красны, синий, зеленый. Один из аспектов колористики — изучение психологического восприятия цвета человеком. Почему красный значит «стоп», а зеленый «идите». Цвет воздействует на физиологию и психологию человека, поэтому с его помощью можно вызвать ту или иную эмоцию. Так «стоп» красного цвета оказывает стимулирующее воздействие на мозг, так как имеет наибольшую длину волны, что требует большего количества энергии. С зеленым или синим же наоборот. Мягкие, пастельные цвета вызывают ощущение спокойствия, когда яркие раздражают.
Восприятие цвета может часто меняться в зависимости от психофизиологического состояния человека. Например, уменьшатся, если наблюдатель устал, или наоборот увеличиваться в случае опасности. В таблице ниже приведены краткое описание цветовых ассоциации и то, как цвет может воздействовать на человека.
Рисунок 1. Схема эмоционального восприятия цветовых оттенков
Таблица 1. Цветовые ассоциации, восприятие цвета
Цвет | Ассоциации | Воздействие |
Белый | Чистота, невинность, нейтральность, легкость. | Увеличивает пространство, при использовании на большой площади создает ощущение стерильности. |
Черный | Тайна, анонимность, глубина, траур. | Передает глубину, может действовать депрессивно. |
Желтый | Приветливость, веселость, энергия. | Способствует решению задач и проблем, стимулирует мозг. |
Красный | Энергия, скорость, любовь, агрессия, опасность, огонь, кровь, война. | Улучшает настроение, возбуждает, лидерство. |
Синий, голубой | Лед, море, небо, депрессия, верность, мир, спокойствие, устойчивость, чистота, безопасность, истина. | Прохлада, снимает воспаления, уменьшает уровень тревожности, при слишком долгом воздействии возникают утомление и усталость. |
Зеленый | Природа, здоровье, умиротворение, зависть, неудача. | Успокаивает нервную систему, снижает усталость, концентрирует внимание. |
Оранжевый | Тепло, уверенность, свет. | Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность, при длительном восприятии оранжевого может появиться утомление. |
Коричневый | Земля, очаг, устойчивость. | Создает атмосферу уюта и безопасности, располагает к коммуникации. |
Стоит учесть, что в культуре разных народов эмоциональное и прикладное восприятия цвета очень различно, и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии. Отсюда различие восприятия, например, белого и чёрного цветов (траур или радость — в зависимости от культуры, религии).
Цвет так же очень важен в интерьере. Как, например, красный хорошо подойдет столовой, так как повышает аппетит, а в кабинете с преобладанием голубых тонов будет лучше сосредотачиваться внимание.
Рисунок 2. Наиболее подходящие цвета для разных комнат
Так же цвета зрительно могут изменять восприятие поверхностей интерьера. В маленьких комнатах стены рекомендуется делать светлых тонов, для того что бы зрительно увеличить ее. Яркие же или темные цвета в таком случае будут давить на человека, их рациональнее использовать в больших помещениях или для выделения отдельных функциональных зон.
А вот светлый пол, вне зависимости от комнаты будет создавать эффект меньшей устойчивости и надежности, чем темный.
В таблице ниже разобрано эмоциональное восприятие отдельных цветов плоскостей комнаты.
Таблица 2. Эмоциональное восприятие цвета в интерьере
Цвета | Поверхности | ||
Потолок | Стены | Пол | |
Бежевый, розовый, светло-желтый | Возбуждают | Создают ощущение тепла, зрительно сужают пространство | Вызывают чувство зыбкости, хрупкости, ненадежности |
Красный, коричневый, желто-зеленый | Угнетают, вызывают чувство одиночества | Сужают пространство | Вызывают чувство устойчивости, безопасности |
Голубой, светло-зеленый, светло-серый | Создают ощущение света, высоты | Простор, прохлада | Тревога, неуверенность, выглядят скользкими, неустойчивыми |
Серый, синий, темно-зеленый | Удручают | Вызывают чувство отчуждения, охлаждают эмоции | Создают ощущение прохлады и устойчивости |
Знания о восприятии цветов активно используются в маркетинге и рекламе. При создании логотипа для того или иного товара необходимо, прежде всего, заинтересовать будущего клиента. Кроме того, дизайнер должен точно определить какие эмоции вызовет у человека разработанное им изображение. Например, если мы создаем логотип кукол для девочек, то непременно выигрышным вариантом будет розовый цвет, поскольку он сочетает в себе сладость и сказочность. Или же идея логотипа для закусочной — неплохим цветовым вариантом будет желтый, так как он несет в себе веселье и дружелюбие. Такое место будет веять уютом и теплом, и, несомненно, обеспечит большой поток клиентов.
Рисунок 3. Влияние цвета на человека в маркетинге и рекламе
Таким образом, мы можем сделать вывод, что цвета не только делают жизнь ярче, но и воздействуют на наши мысли и поступки, определяя наше настроение. Знания о восприятии цветов можно рационально использовать маркетинге, дизайне, психологии (для определения типа человека). Исходя из вышеизложенного, подведем итог — у цветов есть своя система, которая была осознанно замечена человеком множество столетий назад. Вследствие чего сложилась целая наука о цвете. Человек с младенческого возраста учится цветовосприятию, которое в дальнейшем зависит от личностных характеристик индивида. Немаловажную роль в восприятии цвета играет культура, а также многие другие факторы.
Цветоощущение — как оно функционирует?
Цветоощущение — это одна из функций зрения, благодаря которой человек воспринимает мир во всем разнообразии цветов и оттенков. За формирование изображения отвечают преломляющая система глаза и сетчатка, на которой собираются световые лучи после преломления их хрусталиком и роговицей. За цвет картинки отвечает центральная точка сетчатой оболочки — макула, а точнее — колбочки. Эти фоторецепторы обеспечивают цветное зрение и участвуют в фотопическом (дневном) зрении.
Всего в природе существует три основных цвета: красный, зеленый, синий. Все многообразие оттенков, которых насчитывается несколько десятков тысяч, образуется путем смешения этих трех главных тонов. Данную теорию выдвинул еще Ломоносов в 1756 году. В этом же направлении вел свои исследования Т. Юнг. Впоследствии идея трехкомпонентности цветовосприятия была дополнена Г. Гельмгольцем и его учениками. Есть три вида колбочек, каждый из них содержит определенный пигмент. Иными словами, в макуле находятся синие, красные и зеленые колбочки. При этом цветовые волны, независимо от их длины (спектра), воздействуют сразу на весь колбочковый аппарат. При наличии каких-либо дефектов в нем восприятие цвета будет неправильным. В этом случае речь идет о нарушениях цветоощущения. К ним приводят патологии зрительного нерва, сетчатки, нервной системы.
Расстройства цветового зрения встречаются редко. Примерно 8% всех мужчин имеют врожденные нарушения этой зрительной функции, но это не означает, что они совсем не могут различать цвета. В большинстве случаев им оказывается недоступен один из спектров. У женщин проблемы с восприятием цветов встречаются еще реже (примерно 0,5% случаев). Нарушения цветоощущения могут создать некоторые трудности при выборе рода деятельности. Информация довольно часто подается в форме цветовых сигналов — в транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и других сферах.
Цветовые техники в психотерапии.
Общепринятые ассоциации с разными оттенками мы воспринимаем автоматически. Мы говорим: побагровел от негодования, позеленел от зависти, почернел от тоски, даже не задумываясь о значении этих словосочетаний. Хотя цветовые оттенки издавна использовались для лечения и диагностики в народной медицине. Так, в аюрведе каждый цвет радуги отвечает одной из семи чакр, влияющих на психическое здоровье. В китайской медицине каждая система органов связана со своей стихией и соответствующими ей цветами.
Взаимосвязь эмоций и цвета используется в разных диагностических и терапевтических техниках.
Методика тестирования Люшера.
Цветовая психодиагностика Люшера дает возможность определить эмоциональное состояние тестируемого в зависимости от его цветовых предпочтений. Методика основана на ранжировании оттенков и особенностях субъективного цветовосприятия. Во время тестирования человек просто выбирает один оттенок из нескольких предложенных. Чем лучше человек сумеет абстрагироваться от мыслей и переживаний, тем более объективную оценку личности получит в итоге. Тест используется для самодиагностики, при приеме на работу, в возрастных и социологических исследованиях.
Арт-терапия.
Арт-терапия – это психологическая работа с рисунком и цветовой палитрой. Эта художественная терапия была создана на стыке искусств, которые познаются визуально: живописи, графики, скульптуры, дизайна. Причем участия в терапевтических сеансах не нужны даже минимальные художественные способности. Участники процесса просто познают самих себя.
Арт-терапия может быть индивидуальной, но более эффективной считается работа в группе. Участники сначала выступают в роли творцов: создают скульптуры, картины, композиции. Потом становятся зрителями, наблюдая за собой и другими участниками со стороны. Заканчивается сеанс обсуждением того, что, по мнению участников, автор вложил в свое творение. Сам автор делится впечатлениями от работы, своими мыслями и эмоциями. Благодаря арт-терапии приходит осознавание своего внутреннего состояния, может измениться отношение к себе, улучшиться самооценка.
Краткое значение позиций карточек
Цвет самой первой карточки в каждом ряду означает метод движения к цели, состояние, в котором человек стремиться достичь желаемого. Например, если на первом месте оказывается синий цвет, то главный метод — покой, умиротворение.
Вторая позиция — подлинная цель, то к чему стремится человек.
Третье и четвертое места отражают ситуацию, обстоятельства текущего периода жизни на момент тестирования.
Пятая и шестая карточки обозначают безразличие, их смысл не отвергается, но не имеет места в текущей ситуации.
Седьмая и восьмая — неприязнь, отвержение, антипатия, вынужденно подавляемые потребности.