Природа чёрного цвета
Цвета — это световые волны разной длины, которые воспринимаются зрением человека и отображаются в виде различных оттенков. Чёрный можно определить, как отсутствие цвета вообще, поскольку темнота не отражает световые потоки, а поглощает их.
С другой стороны, художники уверяют, что чёрный цвет — сочетание всех возможных красок вместе, что даёт множество вариаций оттенка: от иссиня-чёрного до красноватого, от угольного до серого.
В роли пигментов для чёрного используются различные соединения, которые подвергаются термической обработке:
сажа, получается после сжигания семян некоторых растений (винограда, персика) кость жжёная или костяная чернь, изготавливается из обугленных костей животных марс чёрный, создаётся путём окисления и обжига оксида железа
Природными пигментами чёрной краски выступают графит, магнетит, а органическими — чёрный анилин, нигрозин.
Видео
Подгузники Huggies Elite Soft, размер 2, 4-6 кг, 9400123, 82 шт
698 ₽ Подробнее
Подгузники Huggies Elite Soft, размер 1, 3-5 кг, 9400112, 50 шт
670 ₽ Подробнее
Смазки для велосипеда
История
Путь самого противоречивого и таинственного оттенка, начиная от эпохи Древнего Рима и заканчивая началом третьего тысячелетия, проследил французский историк Мишель Пастуро в своей монографии «Чёрный. История цвета».
Люди всегда боялись темноты. Все сказки и легенды, мифы и поверья о чудовищах, обитателях подземного Ада связаны с чёрным цветом. В книге Пастуро это ёмко описано словами: «Возникая из тьмы, жизнь обрела форму». С развитием интеллекта и навыков человек нашёл надёжного соратника в борьбе с чернотой ночи — огонь. С его помощью готовили пищу, отгоняли диких животных, обогревали жилища. Вместе с тем путём обжига на кострах древние люди научились добывать искусственные красители: сажу, обугленные ветки деревьев, уголь. Затем нашлось применение косточкам плодовых деревьев, коре, скорлупе ореха.
Создавая с помощью этих первобытных «красок» наскальные фрески, люди заметили отличия между разными видами материалов. Так у чёрного цвета появились первые характеристики: блеск, текстура, плотность. Во времена античности эти оттенки приобрели свои первые названия. Так, чёрный блестящий именовался niger, а матовый — ater.
Со временем термин ater стал синонимом чего-то грязного, непристойного, отталкивающего, а niger, напротив, получил более позитивный смысл
В раннюю эпоху Средневековья чёрный цвет встречался в виде отдельных элементов на гербах и стягах рыцарей, в одежде купцов и ремесленников, в облачении лиц высшей знати и придворных. По-прежнему считая этот оттенок символом опасности и тайны, люди приписывали ему мистические свойства, создавая легенды о непобедимых Чёрных существах — от разбойников до призраков.
Ближе к XIII веку на волне охоты на ведьм и колдунов служители церкви и Святой инквизиции от коричневых одеяний перешли к чёрным платьям и накидкам. А вслед за ними строгость и универсальность этого оттенка оценили представители знати. Тёмные одеяния стали показателем духовности, высокой морали. Чёрные ткани высоко ценились и дорого стоили.
Быстрое развитие культуры в конце Средних веков привнесло в живопись и мозаичные фрески чёрные элементы — всё больше художников и ремесленников брали за основу тёмные оттенки и использовали их для выражения контрастов.
В эпоху Возрождения сукно становится всё более доступным: теперь одежда тёмных тонов олицетворяет крестьян и рабов — чёрную силу. А благодаря великому Леонардо Да Винчи, создавшему учение о шести основных цветах спектра, живописцы начинают постигать своё искусство, как борьбу света и тьмы.
Позднее чёрные тона стали символом романтизма и вновь полюбились аристократам: в Голландии, например, самым богатым и роскошным свадебным платьем было чёрное, выполненное из шёлка и саржи, дополненное белой кружевной вышивкой на воротнике и рукавах.
В XVIII–XIX веках чёрный цвет наряду с другими его оттенками стал повсеместным — от униформы и ремесленной одежды до элегантных платьев дам из светского общества и одеяний представителей высшего духовенства. Вместе с тем этот цвет становится главным символом траура и печали.
Античный черный и победа красного
Если от палеолита сохранилась наскальная живопись, то следы великой греческой цивилизации остались на осколках глиняных сосудов.
В античном мире ремесленники использовали несколько методов росписи. Сначала это было изображение-знак — то есть геометрические узоры, например греческий меандр, которым закрашивали сосуд целиком. Затем — изображение-образ, в том числе чернофигурная роспись (VI век до нашей эры), в которой темные силуэты контрастно выделялись на терракотовом фоне. В это же время были выработаны классические формы греческих ваз — это амфоры, связанные с погребальными культами и ритуальными пиршествами в честь бога виноделия Диониса.
Чернофигурная амфора с изображением Диониса.
Этот цветовой выбор не был случайным: противопоставление света и тьмы проходит через всю эллинскую культуру, ее философию (например, присутствует в платоновском мифе о пещере).
В росписях ваз эта борьба часто показана через сюжеты противостояния Аполлона и Диониса — бога Солнца и бога темных глубин человеческой души.
И если в мифологии эта борьба окончилась ничьей, то в вазописи победил свет — следом за чернофигурной росписью появилась краснофигурная, благодаря которой изображение стало более живым, а рисунок — свободным.
Краснофигурная амфора с изображением Аполлона. Источник
Символика чёрного цвета
Ассоциации, возникающие при упоминании чёрного цвета, столь же многообразны, как и его оттенки. Он окутан мистикой и тайнами, он пугает неизвестностью и бездонностью, он ведёт за собой в мир ночных кошмаров и пробуждает воображение.
Что означал чёрный в древности
В культуре каждой народности обязательно найдётся своё отношение к чёрному:
В древней Мексике во время жертвоприношения жрецы намазывали лицо и руки сажей, желая понравится богам. Африканская религия вуду для обрядов требует умерщвления только чёрных животных. В некоторых экваториальных странах до сих пор считается, что женщины с чёрной, как смоль, кожей обладают необузданным темпераментом, в том числе и сексуального плана. В Индии этот оттенок соотносился с матерью-землёй и одновременно отвечал за угнетённость. Поэтому слуги в этой стране всегда носили тёмную одежду. В древнем Китае чёрный цвет считался одним из важнейших символов силы и духовности, а в Японии — благородства.
В христианстве чёрный ассоциировался с цветом дьявола, порока и смерти, но постепенно он приобрёл второе значение смирения, желания освободиться от земных грехов и превратился в «визитную карточку» монашества
В культуре первобытных людей чёрный цвет был основным и противопоставлялся белому: день — ночь, жизнь — смерть, чистота — грязь, порядок — хаос, добро — зло. Поэтому все магические и религиозные ритуалы, особенно в африканских народностях, базировались на применении чёрного цвета. Например, в Замбии во время церемонии ндембу чёрный цвет мог означать:
злые поступки, дурные вещи болезнь и скорую смерть колдовство, порчу потерю удачи ритуальную гибель тьму сексуальное влечение
В ряде европейских стран этот цвет был символом защиты от дурного глаза. Считалось, что, если человек, животное или неодушевлённый предмет имеет на себе чёрные метки, он не достоин зависти. Поэтому новорожденным наносили на лицо тёмные точки, шерсть животных красили, а под дома укладывали чёрные камни.
Также предки современных европейцев были уверены, что чёрный цвет — знак колдовства и ведьм. Жилища людей, подозревавшихся в магии и ворожбе, метили чёрной краской. А выражение «у него чёрная печень» означало гадкие, дурные и злые намерения человека.
Олицетворение тёмных сил посредством чёрного цвета прослеживается не только в мифологии и поверьях народов, но в литературе и живописи. Персонажи, несущие угрозу и смерть, представляются авторами как носители тьмы в любых проявлениях: одежда мрачных тонов, чёрные волосы и глаза, чёрные амулеты и украшения.
Символика чёрного в современном обществе
Сохраняет свои мрачные традиционные значения чёрный цвет и в наши дни. Основными отрицательными символами остаются:
смерть, болезни траур, печаль, грусть зло, беда, несчастья грязь, подлость, насилие потеря, утрата, скорбь
Но не все ассоциации носят негативный характер: чёрный цвет считается самым сексуальным и загадочным. Он символизирует раскованность в половых отношениях и осознание своих желаний.
Также чёрный цвет привлекает различные субкультуры. Пользуясь одеждой и аксессуарами тёмных оттенков, представители молодёжных течений создают свою модель поведения и характеристики, отличные от других аналогичных движений.
Чёрный цвет может стать символом одиночества и тоски, тайной любви и страдания, непомерной роскоши и угнетённой бедности.
Каждый человек в смысл чёрного цвета вкладывает свои эмоции и личный опыт, полученный при определённых обстоятельствах. Для одних людей это знак с негативной окраской после потери близкого или неудачи в любви, для других — символ жёстких решений, свободы и воли.
Театр теней имени Караваджо
Долгие годы черный был популярен в основном в сфере моды. Но итальянский художник Караваджо в конце XVII века создал с его помощью новую манеру изображения, которая пользовалась не меньшим спросом среди живописцев, чем черные ткани у аристократов.
Новый метод назвали тенебросо (от итальянского «мрачный»), потому что в палитре Караваджо темных красок было значительно больше, чем светлых, а контраст яркого света и непроницаемой тени создавал выразительный театральный эффект. Работает это так: луч света выхватывает предмет из тьмы и моделирует объемы фигуры или предмета.
Резкие переходы от светлого к темному делают объекты сверхреалистичными. А большой размер полотен (около 3 метров в длину и в высоту) создает ощущение, будто зритель наблюдает за сценой из жизни.
Тенебросо можно увидеть в картине «Обращение Савла». Савл — в скором будущем святой Павел — долгое время участвовал в гонениях на христиан, пока однажды на дороге не увидел «с неба свет, превосходящий солнечное сияние». От этого мощного потока он упал наземь и, услышав голос Иисуса, уверовал в него.
Микеланджело да Караваджо «Обращение Савла по дороге в Дамаск» (1601).
В правом верхнем углу картины Караваджо изобразил такой сильный свет, что вокруг всё превращается в тьму — хотя, по Библии, дело происходит днем. Впервые в истории живописи контраст светлого и почти черного получил такую драматическую силу.
Эпатажные картины Караваджо римская публика принимала с трудом: ее шокировали и странные вспышки света, и сам тон сцен, в которых священные события переносились в мир простых людей.
На картине «Призвание апостола Матфея» (1599–1600) будущий проповедник вместе с Христом показаны в таверне.
Но зато художникам пришлась по вкусу его манера тенебросо — и вскоре образовался целый круг его последователей (причем не только в Италии), которых позже окрестили караваджистами.
Значение чёрного цвета в психологии
Являя собой «науку о душе» и принципах её развития, психология не может иметь единую точку зрения на значение чёрного цвета для человека. Восприятие оного определяется в каждом конкретном случае с учётом обстоятельств и психоэмоционального состояния человека.
Приверженность этому цвету может означать желание уединиться, скрыться от назойливого внешнего мира и предаться своим мыслям, что способно повлечь за собой развитие депрессивных состояний. Также чёрные оттенки могут сигнализировать о намерении совершить преступление или о наличии мыслей сделать что-то выходящие за рамки общепринятой морали.
Чёрный цвет — излюбленный вариант самовыражения бандитских формирований и уличных хулиганов. Он символизирует силу, власть и помогает оставаться неузнанным под покровом ночи
В другом случае выбор этого цвета выступает показателем внутренней борьбы, упорства в попытке удержать свои позиции.
Показательный пример желания понять философию чёрного цвета — известная работа Казимира Севериновича Малевича «Чёрный квадрат». Несмотря на название, художник писал свою картину самыми разными красками. Наложение всех возможных оттенков помогло достичь такого глубокого и затягивающего изображения. Предполагалось, что в процессе разглядывания чёрного квадрата люди подсознательно увидят разноцветный куб, означающий многогранность жизни. Хотя некоторые почитатели живописи до сих пор считают это полотно глупой затеей, не несущей смысловой нагрузки, многие отмечают явное угнетающее воздействие картины на настроение. Сам Малевич после завершения работы испытывал трудности со сном на протяжении нескольких недель, что говорит о подавленности и бессилии.
Для мужчин
Как правило, мужчины менее подвержены публичным проявлениям чувств, они более сдержаны, нацелены внутрь своего мира. Поэтому чёрный цвет в большинстве случаев ими воспринимается просто как определённый оттенок. Мужчины не ищут скрытого смысла в приобретаемой одежде или предметах быта, они опираются на личный вкус, принятые в обществе правила и удобство.
Например, официальные встречи, торжества требуют определённого дресс-кода. Подавляющее число мужчин выберут классический тёмный костюм не потому, что тяготеют к одиночеству и страдают от мрачных мыслей, а потому, что так принято, это удобно и привычно.
Цвет простолюдинов и политика
Не меньшая драматичность была в полотнах испанского художника Франсиско Гойи. Он жил на рубеже XVIII–XIX веков, когда в стране был ужасный кризис. Как это часто бывает в истории, в такие моменты во всех сферах культуры и искусства на первый план выходит человек из народа. Гойя интересовался жизнью махо (они же мачо — щеголи из простонародья) и мах (подруг махо — таких же щеголих). Это были жители самых бедных районов Мадрида, которые не считались ни с законом, ни с мнением окружающих.
Франсиско Гойя «Махи на балконе» (1808–1814).
О том, как выглядели экстравагантные женщины из народа, можно судить по картине Гойи «Махи на балконе»: головы покрыты кружевными мантильями, на плечах короткие жакеты, расшитые золотом. Если последней деталью можно было пренебречь и не надевать без необходимости, то мантилья стала неотъемлемой частью наряда мах.
Своенравные люди привлекали Гойю, который любил говорить, что он и сам махо, только временами энциклопедии почитывает.
Гойя был еще и придворным художником и, посвятив героям трущоб несколько полотен, привлек внимание аристократии к этим людям. Вскоре из-под его кисти появились два портрета известных светских дам в платьях, в которых обычно расхаживали модницы-махи. Первым было изображение герцогини Каэтане Альбы (которуюдолгое время считали моделью для «Обнаженной махи»), а вторым стал портрет самой королевы Марии Луизы.
Франсиско Гойя «Портрет герцогини Марии Каэтане де Сильва Альба» (1797).
Франсиско Гойя «Портрет королевы Марии Луизы Пармской».
Долгие годы в Испании, со второй половины XVI века, черный цвет был монополией придворной знати. Но во времена вторжения французов (с 1808 по 1814 годы) светская мода сильно изменилась. Женщины из испанских аристократических семей стали одеваться на французский лад в светлые платья без корсетов с завышенной талией — таким образом они проявили свою конформность. Но махи не хотели идти на уступки захватчикам: стали ходить в черном и по старой традиции продолжали покрывать головы кружевными накидками.
То есть ношение черных одежд в то время стало актом сопротивления новому политическому режиму.
В этом смысле очень символично, что Гойя в поздние годы всё предпочитал изображать в темных тонах. В это время он жил затворником в пригороде Мадрида, скрываясь от немилости нового короля и обвинений со стороны инквизиции за свои либеральные взгляды. Стены собственного дома он расписывал серией фресок, которую условно называют «Мрачные картины» (в буквальном переводе «черные», от исп. pinturas negras).
Эти произведения долгое время казались странными макабрическими сюжетами старого и больного Гойи, почти полностью потерявшего слух. Однако искусствовед Антонио Муньос-Касаюса считает, что так художник выражал свой протест, выступая против засилья французских солдат и жестокости испанских королей. В этих фресках чиновники становятся участниками ведьминского шабаша, а отправляясь в паломнические походы, бьют друг друга и пожирают.
Франсиско Гойя «Шабаш ведьм» (1823). Источник
Удивительные, ни на ничто не похожие изображения стали последним посланием Гойи своим современникам, которое они так и не смогли увидеть: фрески находились в заброшенном доме и были открыты лишь полвека спустя.
Отрицательное воздействие чёрного цвета
Оценивать влияние чёрного цвета на психоэмоциональное состояние человека нельзя без учёта его исходного положения. Перенёсший недавно душевную травму будет видеть в тёмных красках всё, что его окружает. И присутствие чёрного цвета окажет дополнительное угнетающие действие. Человек, пребывающий в отличном расположении духа, при взаимодействии с чёрными оттенками не потеряет бодрость и хорошее настроение.
Однако положительное восприятие может быть искажено, если имеются изначальные предпосылки:
проблемы со здоровьем неудачи в работе, бизнесе ссоры, недопонимание с близкими любовные переживания межличностные конфликты неуверенность в себе эмоциональное истощение
Страх темноты тоже способен сыграть свою роль: человек, испытывающий волнение при наступлении ночи, выключении света, будет подсознательно избегать чёрного цвета и его производных.
Обилие чёрных красок в одежде, интерьере может породить высокую тревожность, что проявляется в частом просыпании, невозможности уснуть. Такое состояние может сопровождаться беспричинными страхами за жизнь и здоровье членов семьи, постоянными проверками из разряда «А выключил ли я утюг?». При этом смена окружающей цветовой гаммы на более светлую или яркую уменьшает чувство тревоги.
Положительное и отрицательное значение
Значение черного может быть положительным или отрицательным, в зависимости от конкретной ситуации.
К положительным характеристикам относятся:
- сдержанность;
- рассудительность;
- созидание;
Отрицательные качества:
- подавленность;
- депрессивность;
- пустота;
- отстраненность;
- разрушение.
В культурах разных стран отношение к черному отличается. В странах Азии он символизирует остаток, успешную карьеру, высокий интеллект.
В одежду темных оттенков наряжают маленьких детей, чтобы призвать к ним удачу.
В Европе и Америке черный — символ траура и темной стороны жизни. Поэтому значительное количество людей его не любит, и в повседневной жизни избегает.
Оттенки чёрного цвета
Хотя название «чёрный» имеется в единственном роде, оттенков его огромное количество. Один и тот же цвет может при изменении освещения отражаться по-разному. На этой способности чёрного великолепно играют художники, накладывая краски и тени таким образом, что каждый человек видит их по-своему.
Градации чёрного зависят от плотности, текстуры, исходного пигмента, блеска, прозрачности, различных добавок и ряда других факторов. Выделяют несколько основных оттенков:
Угольно-чёрный или кремниевый цвет — глубокий и насыщенный, с серым блестящим отливом. Напоминает обожжённую древесину. Впервые был использован в качестве определения оттенка в 1606 году.
Бычья кровь — яркий, блестящий с красноватым отливом. Такой оттенок пользуется популярностью при окрашивании волос.
Иссиня-чёрный — сочный, смоляной с синеватым отблеском. В старину этот цвет называли вороновым крылом, что связано с переливами оперения ворон под солнечным светом.
Черный как символ соблазна и женской эмансипации
Сделать с помощью черного привлекательное изображение удалось лишь художникам-символистам. В своем искусстве они отвергали реалистичный подход, считая, что нужно создавать загадочные произведения, глядя на которые зритель мог бы путешествовать по глубинам собственной души.
Это было весьма необычное заявление для конца XIX столетия, когда культура повсеместно переживала кризис безверия. После издания «Происхождения видов путем естественного отбора» Чарльза Дарвина в 1859 году человек потерял статус божественного творения, а новые труды по психологии стали опровергать представление о человеке как о хозяине себя самого.
На этом фоне картины символистов воспринимались как культ красоты и мира фантазий — иногда опасных в своих проявлениях. Всё таинственное для художников было неразрывно связано с необузданной похотью и насилием — с теневой стороной бытия, в которой они искали художественную выразительность.
Главным символистским манифестом стала картина немецкого художника Франца фон Штука «Грех». В ней тема ночи становится аллегорией больших страстей, ведь, увидев обнаженное женское тело, вы почти сразу встречаетесь со страшным змием. Так библейская фигура Евы стала воплощением искушения в духе мужских фантазий.
Франц фон Штук «Грех» (1893).
Символисты создали целую галерею образов, показывающих темное — а значит, опасное — женское начало.
Сильные и независимые героини вроде Саломеи, Клеопатры и Юдифи, готовые в любой момент вступить в битву полов, — стали архетипическими femme fatale рубежа XIX–XX веков, которые воплотили актуальные для того времени представления идеи о равенстве женщины и мужчины.
Франц фон Штук «Юдифь и Олоферн» (1926).
Сочетание с другими цветами
В плане взаимодействия с другими оттенками чёрный универсален. Он отлично комбинируется с любым цветом в одежде, интерьере, ювелирном деле, рекламной сфере. Некоторые сочетания остаются постоянными на протяжении длительного времени, например, классический парадный «белый верх, чёрный низ». Такой деловой комбинацией пользуются в учебных заведениях, официальных государственных компаниях. Ещё один привычный вариант — жёлто-чёрный тандем, который отлично запоминается.
Чёрный — уникальный способ выражения контрастов: любой другой цвет станет чётче и насыщеннее на фоне тёмного фона. Мягкие розовые, сиреневые, бежевые, серые оттенки в сочетании с чёрными приобретают выразительность, а яркие зелёные, синие, жёлтые, фиолетовые тона заиграют новыми красками.
Интерьер
- Неразбавленный черный цвет, кроме редких случаев, не используется при дизайне помещений. Находиться продолжительное время в такой комнате невозможно в связи с тем, что происходит угнетение нервной системы, возникают чувства загнанности в угол, человек становится агрессивным и раздражительным, эмоционально неуравновешенным, появляются отрицательные мысли, негативные эмоции.
- Недопустимо применять такой цвет в спальне и в детской комнате, а также на кухне и в гостиной. Исключением может быть ванная и туалет.
- Когда возникает желание что-то подчеркнуть, может применяться черный. Однако, для уравновешивания цветового фона важно, чтоб он сочетался с бежевым или белым.
- С золотым оттенком — пафосный.
- С желтым — экстравагантным и престижным.
Любители чёрного цвета
Единого определения характера для любителей чёрного нет: многое зависит от темперамента человека, его окружения, сферы деятельности, среды воспитания — каждый фактор значим и накладывает свой отпечаток. Но можно выделить несколько классических вариантов:
Борец
Это человек, знающий свои возможности и трезво оценивающий реальность. Он старается идти к намеченной цели, невзирая на препятствия и неудачи. Выбирая чёрный цвет, он подчёркивает силу воли, усердие и желание добиться успеха вопреки всему.
Правитель
Такие люди стремятся повелевать и контролировать все аспекты как своей жизни, так и существования окружающих. Они сильны духом, хорошо эрудированы, умеют стоять на своём. Вместе с тем конфликтны, непримиримы к чужому мнению, любят всегда оставаться правыми.
Замкнутая личность
Этот человек рассудителен, спокоен внешне, мало говорит, предпочитает уединение и не посещает шумные компании. Однако внутренне он амбициозен, любит, когда его оценивают по заслугам. Такие люди отлично справляются со своей работой, медленно, но верно идут по карьерной лестнице вверх и имеют от силы пару-тройку хороших приятелей.
Король
Этот тип легко узнать по манере поведения — властной, слегка высокомерной, но при этом дружественной. Таким людям нравится с шиком одеваться, окружать себя красивыми и дорогими вещами, выставлять напоказ состоятельность. Вместе с тем человек такого типа легко помогает другим, не унижает, не требует признания. Однако про заслуги свои напомнить не забывает.
Любовь к черному цвету
Поэтому, конечно, родители пугаются, когда дети выбирают для рисунка черный цвет. Но это не всегда повод для беспокойства. Выбор детьми черного цвета может быть связан с его максимальной контрастностью с белым листом. Также черный цвет может говорить о том, что ребенок проходит кризис 3 лет, для которого характерны упрямство, негативизм и отрицание, при этом ребенок может специально выбирать цвет, который не нравится маме. В дальнейшем, вполне закономерно, черный цвет становится фаворитом в цветовых предпочтениях подростков, когда они проходят подростковый кризис, сопровождающийся также принципиальностью в отстаивании своего мнения, упрямством и негативизмом. В таком случае, черный цвет может быть сигналом родителям о том, что им необходимо проявить больше гибкости и толерантности по отношению к своему ребенку, чтобы не усиливать сопротивление и помочь благополучно и без «осложнений» пережить этот возрастной кризис.
Кроме того, использование черного цвета (в сопровождении чистых цветов) для рисования естественно для людей с темным цветом кожи, карими глазами и черными волосами. Так проявляется их врожденный темперамент, именно через темные тона они могут выражать свое индивидуальное восприятие мира, таинственность, страстность и жизненную силу.
А «нелюбовь» к черному цвету, напротив, говорит о нежелании человека отказываться от чего-то, неспособности к самоограничению. Черный цвет может использоваться для компенсации слабоволия, укрепления силы духа, улучшения способности концентрироваться.
Использование в одежде
Чёрный — самый популярный оттенок одежды во всём мире. Он практичен, удобен, красив. Униформу и деловые костюмы, платья, брюки, блузки и рубашки, пальто и куртки этого цвета ежегодно скупают почти в промышленных масштабах. Однако мнение, что он универсален и подходит для каждого, ошибочно. Чёрный цвет в одежде может подчеркнуть несовершенства:
усилить тени и круги под глазами прибавить возраст сделать неправильные пропорции фигуры более явными создать излишне мрачный и нелюдимый образ добавить усталость и ощущение несвежести
Выбирая постоянно одежду чёрного цвета, люди могут неосознанно сигнализировать о своём душевном состоянии. Это может быть поиск себя, желание уйти от прошлого или, напротив, вернуться в определённое состояние. Человек, предпочитающий другим цветам чёрный, может находиться в пограничном состоянии между «вчера и завтра», когда от него жизнь требует серьёзного радикального решения. Тёмная одежда может быть способом самовыражения, показателем отречения от своих принципов. Она может символизировать переосмысление своего положения в мире и поиск новых возможностей.
Чёрный цвет в одежде может послужить признаком скрытой агрессии и злости, желанием скрыть свои истинные намерения. Также этот цвет способен подсознательно настраивать окружающих на подчинение.
Характеристика
- Стойкость. Умение противостоять ударам судьбы, продолжать движение вперед. Такой человек отличается настойчивостью и упорством.
- Угнетенность. Данный цвет является мрачным, лишенным света. Неудивительно, что его предпочитают люди в состоянии депрессии.
- Прямолинейность. Человек, предпочитающий черный цвет, не будет вести себя наигранно, не станет врать, всегда будет говорить правду, даже если она неуместна. Рядом с таким индивидом может быть некомфортно, но никогда не возникнет ощущение того, что рядом оказался двуличный человек.
- Глубина. Такой индивид ведет себя неоднозначно. Никогда не знаешь, что в нем скрывается.
- Харизматичность. Несмотря на то, что отсутствует яркость, данный цвет привлекает внимание, позволяет расположить к себе людей. Индивиды, для которых любимый цвет черный, могут очаровывать без особых усилий, покорять себе собеседника.
- Если человек постоянно окружает себя черными вещами, концентрирует на них свое внимание, это указывает на желание оказаться в одиночестве, состоянии покоя и тишины, без общения и новых знакомств.
Имеет такие положительные стороны:
- уверенность в себе;
- достижение поставленных целей;
- настойчивость;
- умение решать проблемы;
- созидательность.
Но могут проявляться и негативные стороны цвета:
- затяжная депрессия;
- авторитарность;
- подавленное настроение;
- эгоистичность.
Использование в рекламе
Знания о психологии цвета успешно применяют специалисты по маркетингу и рекламе. Вызывая определённые ассоциации и воспоминания, чёрный цвет в продвижении некоторых товаров и услуг способствует повышению спроса.
Например, бессознательное соотношение тёмных оттенков с изысканностью, престижем направляет потенциального покупателя в сторону элитной продукции. Этим пользуются как широко известные бренды парфюмерии, одежды и обуви, автомобилей и даже продуктов питания, так и начинающие компании. Чёрные оттенки в рекламной продукции помогают донести до нужного сегмента населения информацию об исключительности товара, его высоком статусе и качестве.
Кому нравится этот цвет
Фиолетовый цвет в психологии человека — что означает, кому нравится
Считается, что нравиться такой оттенок может депрессивным людям, которые постоянно находятся в подавленном, угнетенном состоянии. Это не совсем так. В черное одеваются успешные предприниматели, представители шоу-бизнеса.
Ряса у православных и католических священников имеет черный оттенок. В недавнем прошлом школьницы носили форму этого цвета. До революции в черное одевались гувернантки и воспитатели.
Человек может отдавать предпочтение этому оттенку, не испытывая никаких негативных эмоций. Иногда его выбор свидетельствует о желании сосредоточиться на творчестве или самореализации.
Черный – насыщенный, богатый цвет. Он ассоциируется с тайной и загадкой. Не случайно черно-белые фильмы вызывают больший интерес у зрителя, нежели яркие цветные кинокартины.
Влияние чёрного цвета на здоровье
Цвета способны воздействовать не только на психику человека, но и на его здоровье. Чёрный при всей своей элегантности и красоте может негативно сказываться на физическом состоянии. Больной человек подсознательно оценивает чёрный цвет, как символ неудачи, траура, безжалостности, что отрицательно влияет на процесс выздоровления.
Преобладание тёмных красок в окружении и одежде может спровоцировать рецидив хронических заболеваний, породить чувство подавленности, угнетения, стать причиной апатии, бессонницы и неврозов.
Вместе с тем некоторые люди воспринимают чёрный, как знак сосредоточенности, чёткой системы, что позволяет им сконцентрироваться на лечении, работе или другом важном занятии.
* * *
Влияние чёрного на психическое и физическое состояние человека столь же неоднозначно и противоречиво, как и сам цвет. При оценке конкретных примеров воздействия нужно учитывать множество составляющих, начиная от возраста, пола и заканчивая увлечениями, жизненным опытом и средой обитания.
Особенности восприятия
Каждый цвет несёт в себе некие сведения об окружающем нас мире, так как всё, что мы видим, имеет свои определённые формы и передаёт определённую информацию. Чёрный цвет, в отличие от других цветов, не излучает волн: ни длинных, ни коротких.
Он словно поглощает наше восприятие и направляет его куда-то в самую глубину сознания.
Чёрный цвет считается по праву самым загадочным цветом. Он воздействует на психику человека не так, как другие цвета. Даже серый может вызывать множество положительных эмоций, а вот чёрный практически всегда ассоциируется с плохим душевным состоянием.
Этим хорошо научились пользоваться психологи.
При помощи тестов, где используется цветоколористика, они определяют уровень депрессивного состояния. У детей таким способом выявляют страхи. Когда ребёнок рисует картину и берёт для этого только тёмные тона, то нужно бить тревогу. Такие рисунки означают, что малыш испытывает стресс.
Восприятие чёрного колера может усиливаться или, наоборот, уменьшаться. Это зависит от психофизиологического состояния человека. Чтобы улучшить внутреннее положение, специалисты применяют цветолечение.
Для этого они берут яркие цветовые гаммы (жёлтые, зелёные или оранжевые окрасы), которые способствуют полному восстановлению душевного равновесия, и противопоставляют их чёрному цвету.
Разрушительный характер чёрного цвета можно перенаправить на созидание. Для начала можно предложить человеку писать на белой (или жёлтой) бумаге буквы (лучше иероглифы) чёрной краской. Затем постепенно менять тональность чёрного путём её уменьшения. Плавно перейти на серый оттенок, а потом и на более жизнеутверждающий.
Так незаметно сознание человека приступает к настраиванию на нужный лад.
Он забывает о потерях и плохом самочувствии. Тот, кто предпочитает носить траур, после определённых психологических манипуляций начинает «открывать» душу для восприятия положительных эмоций.
К цветовосприятию личности необходимо подходить более чем серьёзно. Возможно, так вы предотвратите вялотекущую депрессию у своего близкого человека.
Если оставить всё как есть, у определённого лица может развиться депрессивное состояние в очень тяжёлой форме.
Опросы говорят
В настоящее время любимый цвет европейцев — синий (40 процентов жителей отдают предпочтение именно ему). «Рейтинг» зеленого — 17 процентов, красного — 12 процентов, желтого — 6 процентов, оранжевого — 5 процентов. Остальные проценты приходятся на оттенки этих цветов, а также на белый и серый.
Подобно долгим эхо, которые смешиваются вдалеке и там сливаются в сумрачное, глубокое единство, пространное как ночь и как свет, — подобно долгим эхо отвечают один другому благоухания, и цвета, и звуки. Шарль Бодлер
Радужная психология
Все мы в детстве радовались появлению радуги на небе после прошедшего дождя. Все пытались заучивать количество и последовательность цветов радуги. Кто из нас не помнит такие веселые фразы, как:
- К
аждый
О
хотник
Ж
елает
З
нать,
Г
де
С
идит
Ф
азан. - К
ак
О
днажды
Ж
ак-
З
вонарь
Г
оловой
С
ломал
Ф
онарь. - И другие варианты.
Где первые буквы слов означают соответствующее название цвета:
- К
аждый — красный; - О
хотник — оранжевый; - Ж
елает — жёлтый; - З
нать — зелёный; - Г
де — голубой; - С
идит — синий; - Ф
азан — фиолетовый.
Но мы и не думали в то время, что каждый цвет влияет на нас, на наш характер и нашу жизнь в той или иной степени. И, вот, став уже взрослыми, мы можем проследить психологическую связь определенного, предпочитаемого нами, цвета с той или иной чертой нашего характера.