Детский церебральный паралич ДЦП это собирательное понятие, которое в общем объединяет под своим названием перечень форм и проявлений, поражения ЦНС, схожих по своей этиологии и симптоматике. Для большинства форм характерна спастика мышц, хотя есть формы, при которых спастики нет, но есть мозжечковая симптоматика. Название форм связано с локализацией спастики и глубиной поражения центральной нервной системы от пареза, частичной утраты иннервации, до паралича или плегии, полной потери функии мышц. На первом месте причиной этого заболевания выделяют родовые травмы, в результате которых может произойти разрыв сосудов мозга или длительная гипоксия из-за закупорки, сжатия сосудов, нехватка кислорода длительное время для мозга очень опасна. Также нередки причины: герпес, генетические нарушения, цитомегаловирус, интоксикации, перенесенные заболевания беременной.
Роль массажа при лечении ДЦП у детей.
Массаж при церебральном параличе детям назначают всегда, но все же в лечебном процессе он играет одну из главных ролей, а не главную. Что в лечении ДЦП самое главное сказать однозначно нельзя, я бы выделил важнейшее: медикаментозное лечение, лфк (во всем ее многообразии), массаж, в позднем восстановительном периоде ортопедические приспособления вроде корсетов, туторов, вертикализаторов. Роль массажа велика в связке с вышеперечисленными эффективными способами лечения, и мала в одиночном применении. Без массажа приходится действовать, если он оказывается противопоказан, это бывает при сопутствующей основному диагнозу эпилепсии или судорогах.
Что это за болезнь
ДЦП или детский церебральный паралич – хроническое заболевание головного мозга, которое не характеризуется прогрессирующим течением и может быть правосторонним, левосторонним или двусторонним. Патология протекает с множеством клинических проявлений, охватывающих двигательные функции. Присутствуют и вторичные отклонения, возникающие при недоразвитии или повреждении определенных структурных элементов органа.
Учитывая тот факт, что на сегодняшний день медицина шагнула далеко вперед и существуют разнообразные лечебные методики, все же заболевание является распространенным: 1,7-5,9 %среди новорожденных детей. При этом число заболевших мальчиков выше, чем число девочек.
Кроме двигательных нарушений происходит сбой в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, речевой функции, зрительной и слуховой системах. Многие клинические проявления вылечить невозможно. Таковые остаются с человеком на протяжении всей его жизни, что является причиной постановки больного на инвалидность.
Цели и задачи массажа при ДЦП у детей.
Цели массажа при лечении дцп у детей это снижение спастики; профилактика образования контрактур, профилактика застоя обменных процессов, гашение патологических рефлексов, нормализация работы нервной системы, насколько это возможно. Для достижения таких целей нужно решать задачи по улучшению подвижности (эластичности) сухожилий, расслаблению мышц, связок.
Такие цели, как излечение от заболевания труднодостижимы, в большинстве случаев полностью вылечить ребенка не удается. Цели должны быть реальными, зачастую они долгосрочные, поэтому рекомендую родителям поберечь нервы, силы и средства для длительной реабилитачии ребенка. Не ведитесь на обещания “поставить на ноги ребенка”, те кто с такими диагнозами работают, прекрасно понимают, что чудес не бывает, а кто-то пользуется чувствами родителей и зарабатывает на этом. Достижение результатов в реабилитации это всегда много работы специалистов, ребенка и родителей.
Показания и противопоказания к процедуре
Прямыми показаниями к проведению массажа у детей и взрослых с диагнозом «церебральный паралич» считаются:
- повышенный тонус мышечного аппарата;
- снижение уровня роста мышц;
- нарушение кровообращения и оттока лимфоидной жидкости;
- плохое общее самочувствие;
- проблемы с осанкой (развитие кифоза, лордоза и других заболеваний позвоночного столба);
- развитие мышечной кривошеи;
- нарушение костной системы (наличие плоскостопия, косолапости и др.);
- дисплазия тазобедренных суставов.
Как и любая другая лечебная процедура, массаж имеет свои противопоказания. К противопоказаниям к проведению классической процедуры относят:
- аллергия в острой форме;
- грибковое заболевание кожного покрова;
- нарушенная целостность эпидермиса;
- развитие острой респираторной болезни.
Точечный массаж не проводят при:
- сопутствующем развитии инфекционного заболевания;
- наличии острой сердечной недостаточности;
- нарушенной целостности кожного покрова.
Аппаратный массаж не проводят при любых кожных или инфекционных заболеваниях, воспалительных процессах в органах или лимфоузлах, при запущенном течении варикозной болезни.
Важно делать при ДЦП массаж с ЛФК.
Важнейшим условием для достижения положительных результатов в лечении ДЦП у детей является дополнение массажа ЛФК лечебной физкультурой. Причем массаж с ЛФК желательно проводить в одной процедуре. Почему?
1. Это связано с тем, что к лечебной физкультуре мышцы, связки и сухожилия нужно подготавливать, т.е. разогреть и размять.
2. Никакой массаж не заменит движение. Даже пассивные упражнения, выполняемые усилием массажиста, будут оказывать на организм ребенка незаменимую пользу. А если удается добиться появления активных движений, контролируемых ребенком, это большая победа. Массаж с ЛФК при ДЦП у детей проводиться может последовательно т.е. сначала массаж общий потом упражнения или возможно перемешивание.
3. Польза лечебной гимнастики также в обучении ребенка активным контролируемым движениям, которыми наполнена наша жизнь, но мы не задумываемся о них, а просто ими пользуемся. Когда отключены части мозга, которые обеспечивают плавность, преемственность, точность, силу и вообще возможность движений конечностями и другими частями тела, то гимнастикой мы пытаемся стимулировать мозг к созданию нейронных путей в обход пораженных участков, иногда это удается.
Общие рекомендации
Процедура может проводиться как квалифицированным специалистом, так и родственником больного в домашних условиях. Обучиться этому не сложно: во время урока в стационарных условиях достаточно наблюдать за действиями специалиста, после стараясь повторять движения дома.
В ходе процедуры определенные области можно поглаживать, пощипывать, разминать и растирать, использовать вибрационные движения. В любом случае определить вид массажа при ДЦП у взрослых и детей сможет только врач, исходя из индивидуальных особенностей заболевания.
Не нужно заниматься самолечением и самостоятельно назначать курс терапии. В таком случае можно не только замедлить выздоровление, но и нанести дополнительный вред здоровью.
Если у больного повышенная чувствительность кожного покрова, целесообразно задействовать только точечный массаж, который не предполагает разминание и растирание обширных областей.
Перед процедурой необходимо максимально расслабиться и занять наиболее удобное для себя положение. Перед основными движениями проводят расслабляющие классические. Процедуру назначают в комплексе с иными методиками терапии церебрального паралича. Только комплексный подход к терапии заболевания позволяет добиться выздоровления.
С чего начинать массаж ребенку при ДЦП ?
Классически правильно начинать массаж со спины, но бывают отступления от правил. Это зависит обычно от переносимости процедуры, или индивидуальных особенностей состояния или поведения ребенка. С массажа спины начинают, потому что так мы обрабатываем сначала места выхода спиномозговых нервов из позвоночного канала, которые затем разветвляются по мышцам и пр. тканям. Т.е. это предварительное рефлекторное воздействие на мышцы не трогая их руками, а затем массируются конечности. Последовательность и принципы массажа рук и ног при ДЦП зависят от формы заболевания и состояния мягких тканей конечностей. Если ребенок маленький, то его лимит сил на процедуру меньше, или он может быть очень капризный, особенно в положении на животе. В таких случаях приходится делать массаж по схеме индивидуальной под ребенка. Бывает, что начинаем массаж с проблемных зон сразу, важно обработать самые необходимые области, т.к. ребенок может начать капризничать через 20-30 минут после начала процедуры и до нужных мест дело просто не дойдет.
ДЦП: обзор методик реабилитации. Часть 1
Дети с ДЦП постоянно проходят курсы реабилитаций, в разных центрах – разные методы. Чем они отличаются друг от друга? Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент «Милосердие.ru» Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью.
Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.
Главное: у каждого вмешательства, у каждого нового витка реабилитации должна быть цель. Не далекая и не абстрактная — «быть здоровым» или «быть как все».
Посмотрим на правый столбик и увидим аббревиатуру — SMART («умный»). Концепцию SMART-целей давно используют в бизнесе, в частной жизни для решения конкретных проблем и в том числе в реабилитации. Она доказала свою эффективность.
1) Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)
Возраст: любой
Автор: первым упоминанием об эффективном использовании массажа, манипулятивных техник и гимнастики считают 1813 год, когда отец шведской гимнастики Пер Хенрик Линг (Per Henrik Ling) основал Королевский центральный институт гимнастики (RCIG). Однако официальным днем рождения специальности «физический терапевт» считается 1894 год, когда четыре британские медсестры объединились в общество, чтобы использовать лечебный массаж и гимнастику в своей клинической практике. Всемирная конфедерация физической терапии (WCPT) была создана в 1951 году, и сегодня насчитывает 106 стран-членов.
На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).
Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.
Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.
Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.
Способ: вмешательство физического терапевта — это:
— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;
— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;
— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;
— техники и приемы правильного перемещения пациентов;
— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;
— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.
Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.
Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.
Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.
Противопоказания: нет
Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели
2) Эрготерапия
Возраст: любой
На чем основан: на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine). Термин «эрготерапия» был принят как русский эквивалент общепринятого термина «Occupation Therapy». Как специальность эрготерапия сформировалась после Второй мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей работоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.
Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.
Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.
Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.
Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.
Способ: вмешательство эрготерапевта — это:
— специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;
— приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;
— приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;
— разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;
— техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;
— использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;
— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.
Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.
Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.
Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.
Противопоказания: нет
Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели
3) Бобат-терапия
Возраст: любой
Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.
На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.
Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы
Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.
Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.
Суть метода: С помощью технологий управления и направления движений пациента с тщательно ранжированным стимулированием терапевт стремится дать нормальное ощущение активного движения, которое переводится в сферу целенаправленного действия. Бобат-терапия – это нейроразвивающая терапия, не имеющая канонических упражнений или комплексов. Каждый раз она осуществляется индивидуально. Берта Бобат утверждала, что терапевт в этом методе обязан «делать то, что работает наилучшим образом». Терапевт словно «вылепляет» правильное движение у своего пациента и стремится к наиболее нормальному движению (позе) и максимальной самостоятельности пациента.
Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:
— ингибиция — это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;
— фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;
— стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.
В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.
Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.
Противопоказания:
Эпилепсия в период активных приступов
Выраженные психические расстройства
Острые воспаления и лихорадочные состояния
4) Войта-терапия
Возраст: любой
Автор: чешский профессор медицины Вацлав Войта (1917-2000). С 1948 по 1956 год он работал в неврологической клинике Карлова университета в Праге. С 1956 года – заведующий отделением детской неврологии в клинике медицинского факультета Пражского университета. В 1961 году ему поручили управление клиникой факультета детской неврологии в Праге. После ввода войск в Чехословакию в августе 1968 года нашел убежище в ФРГ, в Ортопедической университетской клинике в Кёльне. В 1975 году стал заведующим реабилитационного отделения Мюнхенского детского центра.
На чем основан: по теории Войта, если закрепить движения на рефлекторном уровне, центральная нервная система будет их использовать, будет появляться спонтанная двигательная активность в виде выработанного движения, улучшение эргономичности в целом. Профессор Войта предполагал, что благодаря многократному вызыванию у пациента этих «рефлексообразных» движений происходит «разблокирование» или «повторная прокладка» функционально блокированных нервных сетей между мозгом и костным мозгом.
Кому подходит: метод используется для исправлений нарушений в опорно-двигательном аппарате, как у младенцев, так и у детей постарше. Войта-терапия особенно эффективна у младенцев, так как у них еще не развиты замещающие модели движений. У детей в возрасте 5-6 лет и старше уже выработаны такие модели, поэтому специалисты делают акцент на активации и поддержании физиологических двигательных форм.
Цели: за счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:
— равновесие тела при движениях («постуральное управление»),
— выпрямление тела против силы тяжести,
— целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей («фазная подвижность»).
Задачи: формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка.
Суть метода: вызывание рефлекторных двигательных актов (рефлексолокомоций) путем стимуляции определенных кожных зон с одновременным приложением строго ориентированного вектора давления. Процедура не относится к методике лечебной физкультуры. Это не физическая тренировка движений, а опосредованное воздействие на центральную нервную систему. В мозге сохраняется программа «нормальных», физиологичных движений, а не заучивание замещающих направлений.
Способ: терапевт оказывает давление на определенные зоны тела человека, который находится в исходном положении лежа на животе, спине или на боку. Раздражения рефлекторно вызывают один из двух комплексов: рефлекторное ползание на животе или рефлекторное переворачивание из положения лежа на спине или на боку через положение на животе в положение стоя на четвереньках.
Принципы: сама процедура ни в коем случае не должна вызывать боль и страх. Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Крик является средством реагирования на непривычную активацию у пациентов в этом возрасте. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они уже не кричат.
Противопоказания:
Острая инфекционная патология
10 дней после прививки
Проблемы с сердечно-сосудистой системой
Несовершенный остеогенез, болезнь стеклянных костей, фосфат-диабет
Обострение других хронических болезней
Судороги различного происхождения
При подготовке обзора были использованы материалы:
Е.В.Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю. Заблоцкис. Реабилитация детей с ДЦП. Обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам М., 2018
К. А. Семенова Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом М., 2007
https://physrehab.ru сайт АНО «Физическая реабилитация» https://www.vojta.com сайт Международного общества Войты
Обзор будет продолжен.
Иллюстрации: Оксана Романова
Автор статьи: Софья БАКАЛЕЕВА
Источник: Милосердие.ru
Share to VK Share to Facebook Share to Twitter Share to Goodle+
Лечебный массаж ног при ДЦП детям.
Two legs of an adult with aching joints
Практически при всех формах дцп поражаются конечности. Чаще всего приходится работать со спастикой мышц. Ноги наиболее сложная область из-за массивности мышц. Несмотря на то, что ребенок может быть мал, но мышцы ног уже настолько сильны, что приходится прилагать много усилий и тратить на них много времени, чтобы добиться хоть сколько нибудь стойкого расслабления. Массаж ног при ДЦП у детей может проводиться по классической схеме, но обязательны приемы растяжения спастичных мышц, это очень помогает расслабить мышцы. Можно сказать даже, что массаж это предварительный разогрев для мышц перед растяжкой. Массировать начинаем с приемов поглаживания, но это только первый контакт, так сказать уведомить нервную систему о начале и характере процедуры, далее растирание, разминание, приемы вибрации. Больше всего конечно используем разминание, которое чередуем с растяжением групп мышц. Спастике на ногах в большинстве случаев подвержены задние группы мышц бедра и голени, аддукторы, из мышц таза, подвздошно-поясничная. На внутренние мышцы таза получится воздействовать только растяжением. Лечебный массаж ног при ДЦП детям делается в медленном темпе, глубоко, с акцентом на икроножные мышцы, сгибатели голени, с проработкой схожилий и мест их прикрепления к костям, чередуя с пассивными, растягивающие спастичные мышцы, движениями в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Считаю важным также тонизирующий массаж антагонистов спастичных мышц. Его проводим глубоко в быстром темпе, чтобы мышцы напрягались. При напряжении мышц антагонистов напряженные мышцы расслабляются лучше.
Массаж рук при ДЦП ребенку.
Массаж рук при ДЦП ребенку проводится по такому же принципу, что и массаж нижних конечностей. Расслабляющий массаж спастичных мышц это обычно сгибатели предплечия, кисти, пальцев, аддукторов руки, пронатора кисти и предплечия. Начинается расслабляющий массаж руки от верхних отделов, т.е. аддукторов, большая грудная мышца, широчайшая мышца спины и их синнергисты. На разогретые и размятые мышцы накладыввем пассивные движения в плечевом суставе, для растяжения мышц. Далее на плече разминаем бицепс и тонизируем трицепс, продолжаем пассивным разгибаем в локтевом суставе. Предплечие массируем с учетом тонуса и делаем пассивные движения в ЛЗС и важно не забыть о пронаторах, после массажа их растягиваем супинацией, также пассивной. Если пальцы в кулаке, то массируем кисть и растягиваем сгибатели пальцев, разгибанием в лучезапястном суставе с предварительно разжатыми и зафиксированными пальцами.
Какой массаж при дцп делается детям?
Основной вид массажа это классический, также добавляют точечный. Процедура проводится дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности ребенка, формы и тяжесть заболевания.
Часто назначают Войта терапию детям при ДЦП, жесткий метод, не всем он подходит. Дети сильно кричат при такой терапии, вообще метод основан на принципе раздражения, чего не каждому ребенку можно. Например если есть параллельные диагнозы вроде эпилепсии, то я рекомендовал бы согласовать применение Войта терапии с “десятью” неврологами, прежде чем ее делать.
Возможно ли обучение массажу при дцп родителей?
Каким-то элементарным приемам массажа и гимнастики обучение возможно, но применение их родителями лучше делать между курсами, как домашнее задание. Эффективнее будет конечно заниматься со специалистом, а задача родителей, поддерживать до следующего курса массажа подвижность в суставах и растяжку мышц, насколько это у них получится. Такой подход экономит время на следующем курсе массажа. Т.е. массажист уже не тратит несколько занятий на то, чтобы мышцы вернуть к прежнему состоянию, в котором были оставлены на прежнем курсе.
Какое лечение при дцп у ребёнка могут проводить родители самостоятельно?
Из самостоятельных действий мы видим из практики, что родители могут освоить немного массаж, элементы ЛФК, из физио парафин, озокерит, также укладки, элементы Войта терапии, одевать лангеты, ставить на вертикализатор, выполнять занятия от логопеда-дефектолога. Конечно это все не на профессиональном уровне, но и такой набор действий уже не мал.
Возможно ли вылечить ДЦП у ребенка массажем?
Практика показывает, что массаж со всеми “добавками” хороший эффект дает детям при лечении легких степеней, и не всех форм. Полного излечения конечно же не наступит ни в какой степени и форме. Поэтому совет родителям, не убиваться горем, не продавать все что есть и тратить на все способы лечения, вплоть до народных шарлатанов. Пока еще ни один даже суперсовременный центр ребенка от ДЦП не вылечил. Можно добиться хороших результатов в реабилитации, но полностью ДЦП не вылечивается. Даже если не лечится, не стоит опускать руки, массаж и гимнастику нужно делать, ведь ребенок растет, нужно стараться сохранить подвижность суставов.
Возраст ребенка в реабилитации играет важную роль, пока ребенок маленький, у него могут быть проблемы с мотивацией, из-за того, что он много раз пробует какое-то движение сделать, но ничего не получается. Чем старше малыш, тем более осознанной становится борьба с недугом за право самому двигаться, пусть и неуклюже, но самому. Вот для этого нужно поддерживать организм ребенка в состоянии готовности мышц и суставов к движению.
Специалисты нашего центра проводят массаж для детей с ДЦП на дому в Москве, если вы хотите подобрать своему малышу квалифицированного и опытного массажиста, звоните +79266057470.
Иные методы терапии
Полное восстановление деятельности головного мозга при церебральном параличе, увы, невозможно. Если своевременно и полноценно начать терапию заболевания, можно частично вернуть больному возможность самостоятельного обслуживания и нормализовать двигательную функцию.
Основными задачами терапии паралича выступают:
- стимуляция больного к самообслуживанию;
- профилактика развития патологий позвоночника;
- восстановление речевой функции и нормального психоэмоционального состояния.
Чтобы решить поставленные задачи, врач назначает дополнительные лечебные мероприятия, принимая во внимание возраст больного, форму паралича, тяжесть патологических изменений, сопутствующие заболевания. К ним относят лечебную физкультуру и прием лекарственных препаратов, которые способствуют восстановлению нормального мышечного тонуса (например, используют средства Баклофен, Мидокалм, Диспорт и др.);
В лечении детского церебрального паралича активно используют физиотерапевтические процедуры. Не менее эффективны специальные лечебные костюмы. Одним из таковых является костюм Спираль, с помощью которого можно стимулировать компенсаторную возможность организма, уменьшить спастичность мышц.
Восстановить речевую функцию поможет врач-логопед. Вернуть двигательные навыки – лечебные тренажеры, ходунки, велосипеды, специальные кресла. Если имеющиеся нарушения двигательной функции невозможно устранить консервативными методиками, проводят оперативное вмешательство.
В ходе операции проводят удаление контрактуры мышц, пластику сухожилий, вмешательства на поясничном отделе. В некоторых случаях прибегают к нейрохирургической терапии – стимуляции спинного мозга.
Из лекарственных препаратов также используют средства, способствующие улучшению кровотока в головном мозге. К таковым можно отнести препараты Актовегин, Глицин, Церебролизин и др. Кроме того, активно назначают биологически активные добавки и средства с антиоксидантами в составе.