Ментальность – это то, что определяет образ мысли, восприятие мира, объединяет в себе умственное и духовное.
Часто, когда случается что-то, выходящее за рамки понимания, оправдывается менталитетом. Речь может идти как о каких-то традициях и праздниках, так и о самых кровавых расправах.
Фото Joshua Fuller on Unsplash
В ментальности не стоит искать логики. Ментальность – это за гранью, что-то на уровне чувств и эмоций, она просто есть. Так же, ментальность не всегда свойственна одному человеку, зачастую ментальность или менталитет – это понятие, объединяющее в себе целые народы.
В психологии ментальность – это зеркало человеческой психики: категории, которыми он мыслит, его образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. Поступки, действия и привычки определяют ментальность человека. Если приводить простые примеры ментальности, можно вспомнить такую русскую традицию «Проводы зимы». Или Масленица.
Сначала люди пекут блины, а потом устраивают весёлые гуляния, завершая их ритуальным сожжением огромного чучела зимы. А где-нибудь в Зимбабве о такой традиции никогда не слышали, и, возможно, были бы в шоке, узнав о ней.
Или, если рассматривать гостеприимство, своим гостям ты, вероятно, предложишь выпить чай, кофе или чего-то покрепче. А в Китае чай предлагают, когда уже хотят остаться одни и устали от гостей. Это и есть разная ментальность.
В этой статье:
Виды ментальностиМентальное здоровьеМентальное расстройствоЧто делать и как лечить
Что такое ментальность
Слово «менталитет» с латинского («mens») означает ум, душевный ресурс, сознание, образ мышления. В современном толковом словаре этот термин является синонимом слова «менталитет» (от латинского mentalite — умственный). И то и другое расшифровывается как сочетание разума и чувств, отраженное в наборе ментальных и духовных установок индивида или группы.
Проще говоря, менталитет — это призма, через которую мы смотрим на мир. Она включает в себя моральные ценности, набор психических и поведенческих реакций, адаптивные черты, воспитание, отношение к религии, культуре.
Следует помнить, что менталитет отдельного человека — это опыт многих поколений его семьи, народа, страны, поэтому он представляет собой смесь глубинного коллективного бессознательного и индивидуального сознания.
В психологическом плане менталитет — это отражение содержания психики человека: какими категориями он мыслит, как взаимодействует с окружающей средой и какой образ жизни ведет. Привычки, поступки и отношение являются отражением менталитета. Обуславливающим фактором является окружение человека — семья и общество.
Анализ понятия «ментальный»
Значение этого слова в широком смысле следует рассматривать как сложное понятие, затрагивающее многие аспекты духовной жизни человека, сам термин довольно трудно определить. Это связано с тем, что данный термин относится не только к историческим и антропологическим наукам, но и неотделим от философии. Что означает «ментально», можно долго анализировать. Многое зависит от того, к каким источникам информации обращаться, но независимо от того, куда обращаться, есть общие черты, характеризующие этот термин.
Концепции менталитета активно развивались в духовной сфере и по этой причине характеризуются отказом и уходом от централизации исторического развития на европейской культуре в целом. Вместо этого в центре внимания оказывается стабильность внутреннего «я» индивида, что приводит его к желанию объединения с историческими и социальными сообществами. Исходя из этого, термин «ментальный» можно понимать по-разному. Значение слова теперь можно рассматривать как средство анализа и интерпретации гуманитарного знания.
Ментальность рассматривается многими науками, особое значение ей придается в философии
Стресс
1. Тест: The Perceived Stress Scale (PSS).
Медицинский опросник определит, насколько высок ваш уровень стресса прямо сейчас. Ссылка.
2. Тест: What Are Your Stress Triggers?
Опросник проекта Psychology Today поможет разобраться, какие события вызывают сильный стресс лично у вас. Если знать свои триггеры, можно ими управлять — и избегать лишних волнений или быть к ним подготовленным. Ссылка.
3. «Хороший стресс» Келли Макгонагалл.
Стресс неизбежен. Но как именно он на нас действует — зависит от восприятия: если верить, что стресс вреден, он и правда укоротит жизнь. Оптимизация стресса начинается с изменения того, как вы о нем думаете. Как изменить мышление, рассказывает профессор Стэнфорда, которая много лет исследует стресс. Ссылка.
4. How Resilience Works.
Почему одни люди переносят стресс лучше, чем другие? Все дело в особой способности сохранять объективность, ясность ума и спокойствие в сложных ситуациях и выходить из них без особого ущерба. Психологи называют это качество резилентностью — по аналогии с физикой, где так обозначают способность твердых тел восстанавливать форму после механического давления. Хорошая новость: резилентность можно развить. Вот советы. Ссылка.
5. Наушники с шумоподавлением.
Всего две минуты в тишине достаточно, чтобы расслабиться и нормализовать давление. Даже спокойная музыка не дает такого эффекта. Так что наушники с шумоподавлением будут не лишними. Идеальный вариант — Bose Noise Cancelling Headphones 700 или AirPods Max. Но и AirPods Pro с задачей справятся. Ссылка.
6. Практика тряски.
Животные умеют сбрасывать стресс: просто дрожат или встряхиваются — и он проходит. Мы, люди, так делать разучились: стали слишком разумными. Вместо этого мы подавляем эмоции — и в итоге острый стресс переходит в хронический. Почему бы не научиться трястись заново? Вот три отличных «дрожащих» практики. Ссылка.
7. Приложения Insight Timer.
Если регулярно медитировать, устойчивость к стрессу повышается. Вот самая большая бесплатная коллекция управляемых медитаций: больше 100 тысяч. Ссылка.
8. Приложение Virry VR.
Что, если медитировать не дома, а посреди африканской саванны? Это возможно — в виртуальной реальности. А еще там можно накормить львицу мясом или искупать носорога. Небольшие эксперименты показали, что это снижает стресс, улучшает память и смягчает боль. Ссылка.
9. Практика свободного движения.
Если неподвижная медитация дается сложно, попробуйте практику в движении — для более полного проживания эмоций. Ссылка.
10. Прогрессивная мышечная релаксация.
Практика основана на принципе: после сильного напряжения следует сильное расслабление — и физическое, и эмоциональное. Поэтому все, что нужно делать попеременно напрягать и расслаблять мышцы. Но чтобы это действительно успокаивало, надо действовать последовательно и сконцентрированно. Удобнее всего начать с нашим аудиогидом: 25 минут следуйте за голосом инструктора, а затем оцените свои ощущения. Ссылка.
11. Обруч для медитации Muse.
Укомплектованное семью электроэнцефалографическими датчиками устройство для борьбы со стрессом. Следит за активностью мозга во время медитации и передает информацию на телефон, планшет или компьютер. А заодно дает советы, как быстрее достичь умиротворенного состояния. Ссылка.
Ментальность общества
Ментальность не материальна, как мышление и воображение, поэтому ее нельзя измерить количественно, ее нельзя почувствовать, попробовать на вкус или услышать. Она не может быть непосредственно наблюдаема, рассматривается как равноправный компонент взаимодействия, не оказывает прямого влияния на формирование явлений и процессов.
Менталитет — это содержание внутренней сферы субъекта, которое формируется в процессе жизни, в результате преобразования природного и социального мира в акты субъективности.
Ментальность не существует вне своих материальных носителей. Живя долгое время в одном месте, люди организуются в социальные группы, их менталитет начинает меняться одинаково, потому что на них постоянно влияют одни и те же факторы. Существование этого факта подтверждает, что менталитет един, присущ каждому социальному образованию, но он может радикально отличаться от менталитета другого общества (например, группы людей другой религии).
На содержание менталитета общества большое влияние оказывают традиции и ценности данной среды субъектов. Менталитет общества — это культурная среда, в которой мы воспитывались, учились, получали образование и живем в настоящее время. Это основной фактор, влияющий на мышление каждого субъекта сообщества, его/ее повседневное поведение и решения.
Менталитет состоит из двух уровней:
генетический: природные ресурсы, с которыми субъект рождается — уровень, который нельзя изменить.
приобретённые: наше воспитание, наше окружение — уровень, который можно изменить.
Менталитет, как субъективная форма, составляет духовный мир личности, отражая динамику внутренних психических состояний и психических свойств индивида, которые он проявляет в специфических реакциях на уникальные для него влияния культуры и общества. Менталитет всего общества, как совокупность поступков субъектов, формирует набор мотивационных норм поведения в данной социальной группе. В своей субъективной форме менталитет превращает индивида в личность, а группу — в целостное общество, объединенное ценностями и культурой. Этимологическое значение менталитета — «душа», точнее, «состав души». Однако современное использование этого термина не отождествляет его конкретно с душой. Понятие души распространяется лишь на половину тех явлений и их свойств, которые входят в понятие психики. В ипостаси души она играет роль душевного настроя субъекта, выражая личностные характеристики поведения.
Менталитет, как способ видения мира, не тождественен понятию идеологии. Это не научная, философская или этническая система, а психологический уровень воспроизводства информации, в котором эмоции едины с мыслями. В настоящее время понятие менталитета используется не только для обозначения культурных стереотипов, своеобразия мышления больших социальных коллективов, но и для интерпретации специфических верований, способов мышления малых групп. Исследователи психики считают, что ее формирование начинается в возрасте 3 лет и длится около 12 лет. В то же время они выделяют наиболее важные факторы, влияющие на его формирование:
- Поведение родителей. В самом раннем возрасте ребенок бессознательно усваивает, в определенной степени, мировоззрение своих родителей;
- СМИ, литература, кино — все эти элементы накладывают свой отпечаток на поведение, а значит и на менталитет, на протяжении всего подросткового возраста субъекта;
- Влияние кумиров: реальные или воображаемые фигуры, подражание которым влияет на формирование менталитета;
- Государственная политика: внешняя и внутренняя. Это направляет вектор развития человека в экономической и культурной сферах, соответственно каждого субъекта в отдельности;
- Общественные организации, оказывающие влияние на субъект в той или иной сфере
- Большое влияние оказывают: школа, церковь, университеты.
Конечно, этот список можно продолжить, но следует отметить, что менталитет этнической группы, который формируется на протяжении длительного периода времени, в свою меру влияет на формирование абсолютно всех этих условий, которые потом оказывают большое влияние на каждого субъекта.
Менталитет формирует набор характеристик определенного этноса или социального слоя. И ключевое слово здесь не количество, а качество, как социальной и национальной структуры, сформированной исторически и впитавшей в себя вековые традиции и культуру.
Человек в мире
1.3.2. Стратегия эффективного мышления
Мышление, названное нами эффективным, это такой способ ду-мания, при котором мысль находит правильный взгляд на предмет мышления, вырабатывает достоверный продукт мышления или делает вывод о невозможности получить его.
А. Центростремительность — ключевая характеристика эффективного мышления
Мыслящий субъект оперирует предметной информационной базой (рис. 1.3.1), включающей информацию, плотно связанную с предметом мышления, а также иную, периферийную, имеющую слабую связь с ним.
Периферийные информационные зоны различных предметов (объектов) пересекаются в силу всеобщей взаимосвязи явлений в мире. Полная информация о предмете содержится в нем самом. Данную информацию назовем самосутью предмета.
Мышление о предмете связано всегда с рассуждением о нем на основе имеющейся информации, которая может относиться как к внутренним, так и к внешним зонам. Если мысль уходит на периферию предметной базы, в зоны, несущие малую информацию о предмете, и, может быть, принадлежащие в большей степени другим предметам, то такое мышление означает уход от главного, наиважнейшего, определяющего, и мы будем называть его центробежным.
В результате складывается ложное мнение.
Иное дело мышление центростремительное:
мысль движется по центральным зонам и стремится проникнуть в самосуть предмета. Такая мысль сосредоточивается на главном, важнейшем, определяющем, отбрасывая второстепенное как уводящее от сути. В пределе имеем отождествление мыслящего «Я» с предметом мышления и вхождение в его предметную самосуть.
Существуют способы проникновения мысли в самосуть предмета, для чего устанавливается психоэнергетический контакт между субъектом и предметом мышления, в процессе которого мыслящий разум, отождествляя себя с предметом, ощущает его как самого себя и таким способом исследует предмет. Эти приемы получили название методов отождествления или идентификации. Мы не призываем собеседника осваивать эти способы, но показываем условие эффективного, приводящего к верным решениям, мышления: эффективное мышление является предметно-центростремительным.
Отсутствие центральной информационной базы запрещает вести суждение о предмете. Сначала надо подготовить такую базу, а после приступать к размышлению.
Именно так поступают малые дети, которых мы считаем несмышленышами. Мышление ребенка конкретно и обязательно связано с реальными предметами, которые он познал на личном опыте. В отношении незнакомых предметов он мыслить не может. Процесс мышления ребенок инициирует у себя, подражая взрослым. Воспитание слепоглухонемых от рождения детей показывает, что они не начинают мыслить до тех пор, пока имеющиеся органы чувств не доставят им реальный предметный опыт.
Взрослея, человек отрывает мышление от самосути предметов, удаляясь разумом в периферийные информационные зоны. Привычка к центробежному мышлению закрепляется, чему в немалой степени способствует светское образование, и это приводит людей к ошибочным мнениям.
Жизнь человеческая строится на основе принятия решений. Решения, адекватные самосути жизни, требуют достоверной центральной информационной предметной базы.
Здесь проблема проблем и вопрос вопросов. Этому посвящена наша книга. Выбор правильной стратегии и тактики жизни архисложен. Да и что означает правильность в таком выборе? Каждый считает правильным своё предпочтение, которое редко подвергает сомнению. Однако результаты человеческой деятельности, включая итоги жизни, определяются тем, насколько человеческие поступки адекватны законам бытия. Здесь уместна аналогия с уличным движением: строгое соблюдение правил значительно снижает риск несчастья, нарушение их ведёт к беде. Понятно, что реальное значение имеет не то, что человек думает о соблюдении правил, а то, как он их выполняет, но поступки зависят от точки зрения. Следовательно, не безразлично, каких взглядов придерживаться. Так и в жизни. Стратегия и тактика жизни должны соответствовать законам бытия и предназначению человека в нём. Тогда они благодатны для человека. В противном случае человек (также и социум) становится жертвой собственного поведения, что бы он ни воображал о себе и мире.
В принципе правильное поведение возможно и без понимания жизни в силу усвоенных верных традиций, но в повседневности такое встречается как редчайшее исключение, ибо человек не совершенен. Но потенциал его огромен. Разум даёт ему особые возможности, в том числе позволяет понять бытие и себя в нём при условии эффективного мышления, ключевым моментом которого является центростремительность.
Неэффективное центробежное мышление не надо путать с абстрактным. Последнее означает отсутствие реального объекта, но в отношении вымышленного предмета думать можно как центробежно, так и центростремительно. Например, решая математическую задачу, мы не имеем дела с живым объектом, но информационные зоны зафиксированы в условии, и следует определить прежде всего, какие данные предметно важны, а какие — малозначимы, потому что в условие преднамеренно может быть введена избыточная дезориентирующая информация.
Понимание сути эффективного мышления, к сожалению, не означает его «автоматического» применения на практике, поскольку привычки, усвоенные в детстве и закрепленные житейским опытом, оказывают сильное сопротивление. Эффективное мышление необходимо упорно тренировать, превращая его в единственно привычный способ. В этой связи вспоминается афоризм Пифагора: «Усвой себе только тот образ жизни, который твой разум признал наилучшим, а привычка сделает его для тебя наиболее приятным».
Б. Право на парадокс
В процессе познания велико значение логики. Формальная логика устанавливает правила получения «выводного знания», которое вытекает из предшествующего. Принято считать, что нарушение указанных правил ведет к ошибкам или абсурду. Мышление, осуществляемое в пределах формальной логики, ограничено ее рамками. Однако жизнь не укладывается в оковы формальности, являя миру парадоксальные ситуации. Разум не совершит революционных открытий, не отыщет лучшее из лучшего и не найдет Истину, если будет строго формализован.
Здесь мы хотим быть правильно понятыми. Речь идет не о преднамеренном нарушении правил формальной логики, а о замене их правилами жизненной логики, не всегда соответствующими умозрительным логическим схемам. Ментальный процесс должен соответствовать реалиям бытия мира, а не догмам формальности. Он (МП) имеет право быть парадоксальным, хотя в обязательном порядке таковым не является.
Эффективное мышление допускает парадоксальность.
Следовательно, его выводы могут быть совершенно неожиданными, удивительными, расходящимися
с общепринятыми воззрениями, не укладывающимися в известные схемы и на первый взгляд противоречащими здравому смыслу.
Наука пришла к пониманию необходимости парадоксального мышления только в XX столетии. Выдающийся датский физик Нильс Бор идею парадоксального мышления выразил вопросом: «Достаточно ли безумна эта идея, чтобы быть верной?»
Современное научное рассмотрение проблем требует
единовременного
принятия несовместимых взаимоисключающих явлений в их единстве. Так физика утвердила понятие электрона как частицы и волны. Она вынуждена была принять такое парадоксальное положение, поскольку эксперимент, а стало быть сама жизнь, неопровержимо свидетельствовал об этом. Сегодня факт корпускулярно-волнового дуализма общепризнан и никого не смущает. Удивительно другое: почему люди, принимающие один парадокс, не способны принять иной? Отчего многим трудно признать христианский догмат Троицы, то есть единовременное бытие Бога в качестве Отца, Сына и Святого духа? Впрочем, ответ на сей вопрос дан нами выше (см. 1.3.1).
Рассмотрим еще один пример. Есть люди, верящие в судьбу, считающие, что все предопределено и чему быть, того не миновать. Иные, напротив, утверждают, что будущее не детерминировано, но зависит от того, как действуют люди. В рамках формальной логики указанные позиции не совмещаются. Но парадоксальное мышление соединяет их без труда. А. С. Пушкин гениально продемонстрировал это в стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: старец-кудесник предсказывает Олегу смерть «от его коня». (Вот она, судьба!) По прошествии многих лет Олег вспоминает предсказание кудесника, узнает, что любимый конь умер, и идет почтить его прах. Из праха коня выползает змея, кусает Олега, и он умирает. Таким образом, судьба налицо (она предсказана), но Олег творит ее своими действиями, так что все зависит от него и совершается по его воле. Отсюда видно, что свободная воля человека не противоречит судьбе как предопределенности бытия. Таков парадоксальный вывод А. С. Пушкина и наш вместе с ним.
В. Мышление дискретными и континуальными образами
Мыслящий разум, отражая действительность в сознании, создает модели явлений на основе информации, доставляемой органами восприятия и приборами, которые зондируют окружающий мир в узких пределах своих возможностей, выхватывая из бесконечного природного многообразия отдельные фиксированные участки. Такое мировосприятие подталкивает к созданию дискретных (прерывистых) моделей явлений и событий. Дискретному пониманию мира способствует также стремление структурировать действительность, чтобы лучше понять ее, выделить типическое, найти существенное, отбросить второстепенное. Это создает специфический образ мышления, при котором разум утверждает дискретные представления о реальности. Приведем примеры: темпераменты (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический); стили руководства (авторитарный, демократический, пассивный); оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и т. д. При мышлении дискретными образами людям свойственно оперировать градациями и противоположностями, не обращая внимания на промежуточный спектр явлений. Например, рассматривают природу в категориях «живое» и «неживое» и пытаются найти грань между ними, которой, быть может, нет. Сюда же относятся разделения на добро и зло, свет и тьму, верующих и неверующих, тепло и холод, силу и слабость и очень, очень многое другое. Указанное действительно существует, но в многообразии оттенков, разновидностей, континуумов, плавно переходящих друг в друга.
Однако реальность не всегда адекватно отображается дискретными моделями с четко обозначенными границами, хотя такие модели во многих случаях оказываются практически достаточными и, следовательно, правомерными. Все же для глубокого исследования объекта мышление дискретными образами, зачастую, неприемлемо. Точное определение информационной базы предмета мышления не допускает потери оттенков и требует континуальных моделей. Представление явлений континуумами (одномерными и многомерными) не отменяет возможности образования сгущений и разряжений на отдельных участках континуума.
Континуальные модели явлений тоже не всегда адекватны реальности. Бывают случаи, когда что-то может находится только в строго фиксированных устойчивых положениях, в то время как любые промежуточные состояния неустойчивы и, практически, нереализуемы, а переход из одного устойчивого состояния в другое совершается скачком. Подобные явления требуют дискретных моделей.
Наконец, можно назвать парадоксальные случаи единовременного использования дискретных и непрерывных моделей в целях достоверно-полного описания одного и того же явления. Вспомним, например, упоминавшийся выше корпускулярно-волновой дуализм электрона.
Эффективное мышление в зависимости от ситуации использует дискретные и континуальные модели описания действительности.
По причинам, указанным выше, человек в большей степени склонен к дискретному мышлению, нежели к континуальному. К тому же система образования в современном обществе воспитывает в людях, в основном, именно дискретное мышление. Мы ведь тоже предложили пока дискретную модель МП в виде трех способов мышления. Континуальная модель будет представлена ниже.
Г. Компендиум характеристик эффективного мышления
Эффективное мышление:
— возможно, при условии, что свойства разума мыслящего субъекта адекватны характеру предмета мышления;
— оценивается по результату. Критерии эффективности ситуативны и зависят от принадлежности результата к конкретной сфере человеческого бытия;
— опирается на достоверную предметную информационную базу, установленную массовым опытом;
— предполагает отказ от мыследогм;
— требует выявления факторов влияния (в том числе неочевидных), учёта их временного характера и взаимодействий (включая противоречия), принимая во внимание их пространственную и временную ориентацию;
— является предметно-центростремительным. Это достигается ранжировкой факторов влияния с отделением главных от второстепенных;
— допускает парадоксальность;
— использует дискретные и континуальные модели описания действительности порознь или одновременно.
Д. Алгоритм эффективного мышления
Здесь предлагается набор действий, обеспечивающих эффективное мышление, и делается попытка указать их ориентировочную последовательность. В реальных ситуациях какие-то действия могут быть опущены в силу очевидности обстоятельств, в связи с отсутствием необходимости в них или по причине невозможности осуществления. Допустимо также изменение порядка процедур.
Примерная последовательность процедур эффективного мышления:
1. Установить цели МП и назначить требования к результату или продукту, если продукт является одновременно результатом.
2. Определить предмет мышления, то есть четко представить, что именно анализируется и (или) планируется.
3. Собрать информацию, относящуюся к предмету мышления:
— выявить факторы влияния кратко-, средне — и долгосрочного действия;
— организовать поиск неочевидных факторов влияния;
— выявить взаимодействия (включая противоречия) факторов влияния с учетом их временной и пространственной ориентации;
— спрогнозировать динамику развития факторов влияния.
4. Структурировать имеющуюся информацию.
5. Ранжировать информацию, отделив существенное от малозначимого.
6. Определить достаточность информации для получения ответа по существу вопроса и оценить вероятную достоверность выводов.
7. Спроектировать и рассмотреть парадоксальные варианты.
8. Выработать и зафиксировать продукт ментального процесса.
Наглядные примеры ментальности
Что такое менталитет на простых примерах.
- В России в начале каждой весны люди празднуют Масленицу: в течение недели пекут блины, а затем устраивают гуляния, во время которых сжигают истукана, символизирующего прощание с зимой. В Индии об этом не знают и, скорее всего, отнесутся к такой традиции с пониманием.
- Российские платформы полны людей, прощающихся с ним с объятиями и поцелуями. Во Франции такое поведение на вокзалах строго запрещено — вас могут даже оштрафовать. Это связано с тем, что железнодорожные платформы раньше были очень узкими, и люди, обнимающие друг друга, мешали движению транспорта.
- Если к вам пришел гость, вы наверняка предложите ему чашку чая с чем-нибудь приятным в качестве жеста гостеприимства, или даже можете накрыть богатый стол с чем-нибудь покрепче. В Китае подают чашку чая вместо того, чтобы сказать: «Не пойти ли вам домой?». В этом и заключается различие менталитетов.
Делаем окупаемым.
Окупаемость — это возможность строить точные прогнозы. Прогноз — это ответ на вопрос — «А что будет, если сделать вот так?»
Окупаемость возможна, только если мы понимаем суть явления. И здесь мы наталкиваемся на основную ловушку и одновременно дикий буст к производительности мышления. Сначала сформулирую, потом поясню на примерах.
Ловушка: очень часто понимание сути заменяется пониманием слов.
Последствия: понимание слов не позволяет делать точные прогнозы.
Пример окупаемости и точных прогнозов. Есть предложение:
На полу лежит деревянный куб.
У нас есть сущность — деревянный куб небольшого размера. Начинаем крутить/вертеть. У куба есть свойство — положение в пространстве. Если это свойство менять, то получим такие вопросы:
«А что будет если куб положить на пол на одну из его граней?»
«А что будет если куб поставить на пол на ребро?»
Очевидно, мы можем точно ответить на эти вопросы. В первом случае куб не будет двигаться никак. Во втором — куб упадет на одну из граней и после перестанет двигаться.
Пример понимания слов без понимания смысла. Есть предложение:
Нота — графическое обозначение звука.
Есть сущность — нота. Казалось бы, все понятно. Поскольку нота — это звук, значит у ноты есть те же свойства, что и у звука, например, высота. Меняем это свойство и получаем вопросы:
«А если звук сделать выше/ниже на несколько герц — будет ли он нотой?
«Всякий ли звук — нота?»
«Если не всякий звук — нота, то что отличает ноту от не ноты?»
«Сколько всего существует нот?»
«Почему столько?»
Если вы можете ответить на эти вопросы — мои искренние поздравления, у вас настоящее понимание сущности «нота». Если же нет, то это тоже нормально. Большинство людей принимают понимание слов за понимание смысла. Ведь с точки зрения понимания слов предложение про ноту абсолютно ясно, ни одного незнакомого слова.
То есть мы берем сущность и начинаем менять ее свойства. Крутить-вертеть так и эдак. Если мы понимаем, что при этом будет, то мы хорошо понимаем сущность. Если не понимаем — то понимание заменяется ощущением, что слово нам хорошо знакомо.
Виды ментальности
Если вы поселите группу людей на необитаемом острове: они поселятся, у них будут свои правила и нормы взаимодействия, ценности, взгляды на определенные события внутри и вне их общества.
Последующие поколения перенимают их мировоззрение: так исторически формируется ментальная связь между людьми разных времен.
Можно выделить различные типы менталитета:
- в соответствии с типом структуры общества — люди Средневековья имели иное мировоззрение, чем современные люди;
- по расовому признаку (азиаты, европейцы);
- гендерный менталитет (женский, мужской) — женщины более склонны к проявлению эмоций, представители мужского пола склонны держать свои чувства при себе;
- возраст (дети, подростки, взрослые, пожилые) — детский инфантилизм и старческая мудрость;
- религиозные убеждения (буддисты и католики думают по-разному);
- по уровню интеллекта: интеллигенция, крестьяне — если посмотреть на них в ресторане, то можно увидеть существенную разницу в их поведении за столом.
Нельзя утверждать, что менталитет — это фиксированное явление. Историческое изменение менталитета со временем можно представить в виде игры «Сломанный телефон», когда люди по цепочке передают друг другу слово или жест.
В то же время каждый вносит что-то свое, и последний участник демонстрирует нечто совершенно отличное от того, что было задумано изначально. Поэтому мировоззрение современных людей радикально отличается от мировоззрения людей, живших несколько веков назад.
Менталитет это всегда про культуру, про исторические ценности, моральные устои
Травма
30. Тест на ПТСР.
Если за спиной травматичное событие, а перестать о нем думать никак не удается, — возможно, это посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Точный ответ, есть ли оно, опросник не даст. Но если набрали высокий балл — точно стоит поговорить с психиатром. Ссылка.
31. Overcoming Trauma and PTSD.
Пособие по самопомощи для тех, кто пережил травму. Внутри — техники из когнитивно-поведенческой терапии, которые помогают успокоиться, когда нечто напомнило о травматичном событии из прошлого, и избавиться от когнитивных искажений, усугубляющих травму. Ссылка.
32. How to Heal From Trauma.
Для тех, кто любит аудио: выпуск подкаста проекта Verywell Mind о травме. Какими бывают реакции на травмирующие события и что делать со своими травмами, рассказывает психотерапевт, автор книги «Traumatized: Identify, Understand, and Cope with PTSD and Emotional Stress» Кэти Мортон. Ссылка.
33. «Тело помнит все» Бессел все дер Колк.
Психиатр Бессел ван дер Колк изучает посттравматический стресс с 1970-х годов и считается одним из главных специалистов в этой области. Его книга — подробный путеводитель по последствиям травмы и способам выздороветь, на удивление одинаково интересный и полезный и психиатру, и обычному читателю. Ссылка.
34. The Wisdom of Trauma.
Исчерпывающий гид по пониманию и исцелению травмы психотерапевта Габора Мате — не менее опытного и уважаемого, чем Бессел ван дер Колк. За полный доступ придется заплатить $200, но он того стоит: это 7 часов лекций самого Габора Мате и больше 20 разговоров о травме с другими экспертами. Ссылка.
35. «Победа — это исцеление» Пол Линден.
Специалист по телесной работе с травмами рекомендует конкретные упражнения для развития осознанности на уровне тела и преодоления последствий насилия. Ссылка.
36. Как страдания помогают нам развиваться.
Что, если в психологической травме на самом деле скрыт потенциал для развития? Ровно как писал Ницше: что не убивает, делает сильнее. Сейчас это подтверждают исследования психологов: бывает, что травма становится катализатором положительных изменений. Например, делает человека более сильным и устойчивым к стрессу, помогает сблизиться с другими и дает чувство полноты и осмысленности жизни. При каких обстоятельствах происходит такой посттравматический рост — читайте в тексте Reminder. Ссылка.
37. “Shift-and-Persist” Strategies.
Психолог Эдит Чен изучила, как на людей влияет низкий социально-экономический статус — важный фактор стресса и развития самых разных болезней: и физических, и ментальных. Чен обнаружила: особый паттерн мышления помогает сохранять оптимизм и даже извлекать из бедности и неустроенности в жизни пользу. Подробности — в исследовании. Ссылка.
Что такое ментальное здоровье
Психическое здоровье — это понятие, которое описывает внутреннее состояние, отражающее эмоциональное и психическое благополучие человека и отсутствие у него психических проблем.
Это духовное или психическое здоровье, указывающее на умственную зрелость. Что такое психическое здоровье:
- Целостность ума и тела;
- Здоровая самокритика (я знаю, что правильно и неправильно, я уважаю закон и моральные принципы);
- согласованность идентичности (я знаю, кто я, что я, почему я);
- отсутствие внутреннего напряжения (страхов, тревог, длительных психологических страданий);
- гармония с собой и окружающим миром — удовлетворенность в отношениях с людьми и в самом себе;
- способность планировать, ставить цели и работать над их достижением;
- хорошее настроение, оптимизм;
- контроль над собственным поведением, способность сознательно изменять его
- спокойствие, уверенность в себе.
Если ментальный уровень человека находится «на должном уровне», он способен максимально раскрыть свой потенциал — реализовать свои способности и превратить их в таланты.
У такого человека высокая степень стрессоустойчивости, поэтому он легко адаптируется к изменениям в окружающей среде и эффективно справляется с трудностями. Работа человека приносит ему удовольствие и в то же время вносит качественный вклад в жизнь общества.
Выгорание
22. Тест Maslach Burnout Inventory (MBI).
Самый точный инструмент для самодиагностики. Основан на одноименной теории, которая считается золотым стандартом в изучении выгорания. Стоит $15. Ссылка.
23. Тест на выгорание MindTools.
Аналог MBI — бесплатный, но надежность и валидность исследованиями не подтверждена. Что, впрочем, не так страшно: вопросы проще, но похожи. Ссылка.
24. «Выгорание» Эмили Нагоски, Амелия Нагоски.
Мы выгораем не потому, что стресса слишком много, а потому что не завершаем цикл стресса так, как наши древние предки. Им не приходилось весь день спасаться от хищных животных: на смену коротким периодам опасности всегда приходило время расслабления и отдыха. В книге содержится описание восьми техник, которые помогут вашему телу понять, что вы победили стрессор и теперь в безопасности. Завершая цикл стресса, вы оставляете его в прошлом. Ссылка.
25. Гид по борьбе с выгоранием Reminder.
Пошаговый план по выходу из выгорания — самый подробный из возможных. Внутри — признаки для самопроверки, методы профилактики и упражнения для возвращения сил. Ссылка.
26. Трекер Engy Health.
Приложение синхронизируется с пульсоксиметром на умных часах и отслеживает уровень стресса и энергии. Такой постоянный мониторинг — отличная профилактика выгорания: поймать состояния получится на ранней стадии. А технология в основе трекера вполне научная: выводы делаются на основе вариабельности сердечного ритма, которая действительно сильно коррелирует с уровнем стресса. Аналоги — Welltory, Elite HRV и Firstbeat. Ссылка.
27. Дневник релаксации.
Выгорание — результат хронического стресса на работе. А значит, чтобы не выгорать, нужно эффективно отдыхать вечером в будни и на выходных — так, чтобы уровень кортизола снизился до нормального. Правильно отдыхать поможет дневник релаксации от австралийского Centre for Clinical Interventions. Ссылка.
28. Курс по управлению стрессом.
Deep Mind — консалтинговое агентство в сфере осознанности, которое помогает компаниям внедрять принципы безопасной и эффективной коммуникации и учить сотрудников практикам майндфулнес. У них есть двухнедельный курс по управлению стрессом и профилактике выгорания, а еще свой Телеграм-канал. Ссылка.
29. Практика для борьбы с выгоранием.
Специальная медитация от выгорания, записанная Deep Mind. Направлена на проработку неприятных эмоций, которые накапливаем в состоянии стресса. Ссылка.
Почему важно сохранять свое ментальное здоровье
Психическое здоровье необходимо для полноценной жизни. Вы можете быть физически больны, но психически здоровы, наслаждаться жизнью и чувствовать себя хорошо.
Но если человек психически болен, никакое физическое здоровье не сделает его счастливым. Психические страдания являются самыми тяжелыми. И их нелегко вылечить, волшебные таблетки не помогут, только длительная работа с собой. Это требует как минимум силы воли.
Если у человека ухудшается память, внимание, мышление, он считается больным, даже если у него нет физических недостатков.
Симптомы, которые говорят о том, что человек психически болен:
- Постоянное напряжение, стресс. Неспособность расслабиться и отпустить ситуацию
- Частые перепады настроения. Эмоциональная нестабильность.
- Чрезмерная агрессивность. Реакция на действия других людей, а также часто необоснованная
- усталость, постоянная утомляемость, лень. Отсутствие энергии, часто в состоянии «лимонного истощения».
- Постоянное чувство вины. Чувство несчастья, злости, нежелательности и чуждости. Часто вините себя за свои действия, ругайте себя, возможно, даже наказывайте себя.
- Панические атаки, боязнь темноты, закрытых помещений, определенных предметов
- Отстраненность от людей, изоляция, закрытость, одиночество
- Постоянное чувство тревоги. Чувство депрессии и стресса в течение длительных периодов времени.
Ключевая идея
«Чего не могу воссоздать, того не понимаю.» Ричард Фейнман.
В основе продуктивного мышления лежит очень простая идея — понимание должно окупаться.
Окупаемость — это когда понимание дает тебе возможность предсказать результат действия с какой-либо сущностью.
Например, понимание хрупкости хрустального фужера позволяет предсказать, что будет, если уронить этот фужер с высоты 1,5 метра на бетонный пол.
Понимание упругости резинового мяча позволяет предсказать, что будет, если его уронить с той же высоты.
Как помочь себе сохранить ментальный уровень
Практикуйте самоанализ. Это помогает заглянуть внутрь себя и увидеть свои реакции на различные ситуации. Самоанализ помогает определить чувства и эмоции. Почему вы ведете себя так в одной ситуации и по-другому в другой?
Окружите себя хорошими людьми. Важно, чтобы обстановка была позитивной, чтобы вам было комфортно находиться рядом с ними, чтобы вы могли им доверять. Токсичные люди должны быть вычеркнуты из вашей жизни, вы должны попрощаться с ними, избегать их.
Занимайтесь физической активностью. Спорт помогает вам чувствовать себя лучше, у вас больше времени на дела, вы меньше спите. Ваш разум не затуманен, и у вас появляется все больше энергии для новых свершений.
Дайте себе больше свежего воздуха и кислорода для мозга. Вы почувствуете себя лучше уже через несколько дней.
Занимайтесь новыми делами. Старайтесь исследовать неизвестное, больше читайте, размышляйте, учитесь. В общем, кормите свой мозг полезной информацией. Не позволяйте себе деградировать, всегда двигайтесь вперед, достигайте новых высот.
Принимайте людей с их недостатками, слабостями и проблемами. Если кто-то дорог вам, не вспоминайте о нем, не пытайтесь его изменить, примите его. Борьба отнимает много энергии, много негативных эмоций выльется наружу. Также будут стресс, гнев, беспокойство, чувство вины. Не мучайте себя этими чувствами, освободитесь от них. Скажите себе: «Да, он такой, но я не собираюсь играть в его игру и злиться на его чрезмерную заботу, я просто приму его таким, какой он есть, потому что он тот, кто мне дорог».
Тренируйте свою уверенность. Не бойтесь говорить, выражать свои мысли и чувства. Вы — личность, а значит, имеете право на собственное мнение. Молчать — значит отбросить свои потребности, чувства и желания в угол. Это приводит к душевным страданиям, чувству неполноценности.
Попросите о помощи. Если вы не можете справиться, не берите на себя это бремя, не мучайте себя чувством вины, чрезмерной ответственностью, страхом, что вы не справитесь. Просто попросите близкого человека о помощи, доверьтесь ему, разделите бремя. Это не признак слабости, это любовь к себе.
Анализируйте ситуации. Негативные эмоции усугубляют ситуацию, не позволяйте им поглотить вас. Проанализируйте, почему вы испытываете раздражение, гнев, ярость в то или иное время. В чем или в ком заключается проблема? Вам нужно найти причину. Это недосыпание, усталость или дело в конкретном человеке? Измените свой распорядок дня, расписание или постарайтесь свести к минимуму общение с этим человеком.
Планируйте, ставьте цели и стремитесь к их достижению. Хаос в вашей голове приводит к разрушению в вашей жизни. Организуйте свои мысли. Составьте план и порядок действий, чтобы было легче следовать ему. Не накапливайте в голове много ненужной информации, лучше запишите ее. Не перегружайте свою голову ненужными заботами.
Если вы не можете сделать это самостоятельно, то психолог, психотерапевт, а иногда и психиатр — именно те люди, которые помогут вам разобраться со своими мыслями. Не бойтесь обращаться к профессионалам.
Для чего все это нужно.
Во-первых, мы можем в голове удержать ограниченное количество мыслей, идей. И если пытаться воспринимать все, то потеряешь главное.
Во-вторых, нам надо будет работать с высказываниями. Чем высказывания проще — тем проще и быстрее с ними работать. Чем быстрее мы с ними работаем — тем больше операций в единицу времени можем сделать. Чем больше операций — тем круче мы понимаем построенную в голове модель (цепочку ключевых высказываний).
Духовная связь
Это еще один вид связей между людьми, к которому можно относиться скептически. Тем не менее он существует, и его можно объяснить на словах. Духовная связь очень похожа на энергетическую. Она тоже устанавливается как невидимая, помогая сделать партнеров гармоничными и счастливыми. Разница лишь в том, что от духовной связи никакого вреда ждать не стоит.
Этот тип взаимоотношений требует много работы и терпения. Но когда духовная связь между людьми возникает, слова для этой пары больше не нужны. Кстати, возникать она может не только между мужчиной и женщиной, но и между однополыми представителями. Некоторых людей вы можете считать близкими по духу, а значит, между вами уже возникла такая связь.
Осознанность
85. Курс Foundations of Mindfulness.
Практический курс по развитию осознанности от Университета Райса. Есть и теория о фундаментальных концепциях майндфулнес, и интерактивные упражнения. Ссылка.
86. Курс Science of Meditation.
Курс Принстонского университета для тех, кто хочет понять, как буддистские философские доктрины сочетаются с научным представлением о мозге и что такое медитация с точки зрения нейронауки. Ссылка.
87. Приложение Waking Up.
Управляемые медитации, разработанные ученым, философом и автором нескольких бестселлеров Сэмом Харрисом. Внутри — базовый курс из 50 десятиминутных уроков-медитаций, а также лекции и интервью. Тим Феррис и Питер Аттиа рекомендуют. Ссылка.
88. Марафоны MindFulness.
Проект руководителя направления майндфулнес в Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Снежаны Замалиевой. Присмотреться стоит к марафонам по развитию осознанности. Это циклы видео с практиками по управлению вниманием, эмоциями и стрессом, дыхательными упражнениями и практиками для развития самосострадания. Ссылка.
89. Как мы думаем о теле. Краткий обзор четырех парадигм телесности.
Эмбодимент-подход похож на телесно-ориентированную терапию. Но идея в его основе — гораздо масштабнее: перестать противопоставлять разум телу и мыслить их как единое целое. А потому нельзя тренировать осознанность ума и оставлять без внимания тело. Об этом подходе и других способах думать о теле рассказывает руководитель международной обучающей программы Embodied Facilitator Course Russia Александра Вильвовская. Ссылка.
90. Embodied Peacemaking: Body Awareness, Self-Regulation and Conflict Resolution.
Книга телесного терапевта, эмбодимент-инструктора Пола Линдена о развитии осознанности на уровне тела. Короткая (всего 160 страниц), но максимально полезная: внутри — контактные упражнения для расслабления и развития внутренней силы, любви, спонтанности, чувствительности и других важных качеств. Ссылка.