Когнитивный диссонанс – это негативное состояние, при котором наблюдается у индивидов психический дискомфорт, вызванный конфронтацией в их сознании противоречащих представлений, ценностей, знаний, мировоззрений, идей, верований, поведенческих установок или реакций эмоционального характера.
Концепция когнитивного диссонанса впервые была предложена Л. Фестингером, специалистом в сфере психологии управления мышлением. В своих изысканиях в ходе анализа мироощущения личности он основывался на принципах равновесия. Свою теорию он начал с постулата, что индивиды устремлены к определенной слаженности как необходимому внутреннему состоянию. При возникновении противоречий у индивидов между багажом знаний и действиями они стремятся каким-то образом объяснить такое противоречие, вследствие чего представляют его в качестве «непротиворечия» с целью достижения чувства внутренней когнитивной слаженности.
Теория Фестингера
Словосочетание, которое, мы часто используем при несоответствии ожиданий и действительности, ввел в обиход американский психолог и специалист в области психологии регуляции мышления Леон Фестингер.
Широко известно исследование, в котором он со своими студентами наблюдал за поведением людей, принадлежащих к секте «Хранители Космоса». Адепты были уверены, что вот-вот наступит конец света. Ради этого они бросили семью, работу, жилье и стали ждать Судного дня и спасения от инопланетян.
Когда же назначенный день наступил без каких-либо последствий, верующие этому ловко нашли объяснение. Их молитвы продлили время существования мира!
Анализируя подобные истории, Фестингер сделал вывод, что ради своего покоя мозг стремится объяснить происходящее всеми правдами и неправдами. Дискомфорт и напряжение, которое возникает в состоянии неопределенности, он и назвал когнитивным диссонансом.
Объективность экспериментов, проведенных авторами теории
Существуют также индивидуальные различия в том, действуют ли люди так, как предсказывает эта теория. Сильно взволнованные люди, более вероятно, сделают это. Многие люди, похоже, способны справиться со значительным несоотвтствием и не ведут себя предсказуемо.
Наконец, многие исследования, подтверждающие теорию когнитивного диссонанса, имеют низкую обоснованность. Например, поворот колышков (как в эксперименте Фестингера) — это искусственная задача, которая не происходит в повседневной жизни. Кроме того, большинство экспериментов использовали студентов в качестве участников, которые поднимают вопросы предвзятого образца. Можем ли мы обобщить результаты таких экспериментов?
Что значит когнитивный диссонанс?
Феномен когнитивного диссонанса был описан в 1957 году американским психологом Л. Фестингером. Он отметил, что люди стремятся к внутренней гармонии и балансу между информацией, которую они получают, и своими собственными мотивами, идеями и опытом из прошлого.
Состояние умственного или психологического дискомфорта, которое возникает при нарушении этого баланса, называется когнитивным диссонансом. Это также может быть вызвано логическими противоречиями, противоречиями между мыслями, знаниями, убеждениями, отношениями, действиями, чувствами или эмоциями.
Согласно теории баланса, люди стремятся к гармонии, последовательности и согласованности в своей системе знаний о мире. Психике сложно находиться в состоянии тревожной несогласованности, вызывающей неприятные ощущения.
Поэтому сознание стремится сгладить возникающее противоречие.
Классический пример – курильщик узнает о негативных последствиях курения. Это вызывает когнитивный диссонанс: удовольствие / вред. Человек может:
- бросить курить («хочу сохранить свое здоровье»);
- убедить себя, что курит мало («это не может сильно влиять на здоровье»);
- обосновать свою привычку, с учетом новых фактов («я буду курить меньше / заменю сигареты менее вредными»);
- найти в курении положительные стороны («пока я курю, я не поправляюсь»);
- искать данные, опровергающие вред курения («сведения преувеличены, есть люди, кто всю жизнь курит и хорошо себя чувствует»).
По сути, людям свойственно блокировать невыгодную информацию, обесценивать ее негативные аспекты, находить нужные доказательства, оправдывать свой выбор и успокаивать себя.
Так работает защитный механизм, который позволяет сохранить психическое здоровье в условиях стресса, а также адаптационный механизм, помогающий приспосабливаться к некомфортной жизненной ситуации.
Причины
Когнитивный диссонанс-это состояние, когда в сознании человека происходит столкновение противоречивых знаний, поведенческих установок, убеждений относительно какого-то явления или объекта. Это дискомфорт, вызываемый противоречием между уже устоявшимися представлениями и новыми поступающими фактами, которые вызывают «нестыковку».
Такое состояние может возникнуть по нескольким причинам:
- из-за логического противоречия, вроде «мне все равно на мнение окружающих, но я хочу стать знаменитым»
- из-за несоответствия решений и поведения человека культурным обычаям, принятым в его стране, социальной группе или семье
- когда новая информация противоречит прежней картине мира
2 следствия после КД:
- Человек стремится установить соответствие (консонанс) с действительностью.
- В будущем будет избегать таких ситуации, которые вызвали такое состояние.
Как же согласовать свои внутренние чувства и убеждения со своим поведением?
- Оправдать себя. Например, сказать беременной женщине, что она предатель (раз забеременела от тебя так неожиданно) или какая-то не такая, тем самым оправдав свой трусливый побег от нее.
- Избегать ситуаций, вызывающие диссонанс. Пообещал себе не кушать после 18:00 – будь добр придерживаться этому правилу. Сам себе же пообещал.
- Действовать, меняя свою модель поведения или отношение к возникшей ситуации или явлению.
Проводимые исследования и эксперименты
Все исследования можно разделить на три основные области:
1. Поведение принудительного соблюдения.
2. Принятия решений.
3. Приложение усилий.
Мы рассмотрим основные выводы, которые были получены в каждой области.
Пример принудительного соблюдение поведения
Когда кто-то вынужден делать (публично) то, чего он (в частном порядке) действительно не хочет, возникает диссонанс между его познанием (я не хотел этого делать) и его поведением (я это делал).
Принудительное соблюдение происходит, когда человек выполняет то, что не соответствует его убеждениям. Поведение не может быть изменено, так как оно уже использовалось, поэтому необходимо уменьшить противоречие, пересмотрев отношение к своим поступкам. Этот прогноз был проверен экспериментально в когнитивно-диссонансном эксперименте «Повороты колышков».
Пример 1
В интригующем тесте, состоявшемся в 1959 году, ученые Фестингер и Карлсмит попросили участников выполнить ряд заданий. Одним из них было поворачивать колышки на доске в течение часа. Как вы можете себе представить, отношение участников к этой задаче было крайне негативным.
Цель | Фестингер и Карлсмит в 1959 году проверяли, приведет ли создание людей к выполнению задачи, создаст ли когнитивный диссонанс через поведение принудительного соблюдения. |
Метод | В своем лабораторном эксперименте они исследовали 71 ученика мужского пола в качестве участников для выполнения ряда заданий (таких, как вращение колышков на доске в течение часа). Затем им платили либо 1, либо 20 долларов, чтобы он мог сообщить ожидающему участнику, что задачи действительно интересны. Почти все участники согласились пройти в зал ожидания и объявили, что эксперимент будет увлекательным. |
Результаты | Когда участников попросили оценить эксперимент, участники, которым заплатили всего 1 доллар, оценили утомительное задание как более увлекательное и приятное, чем участники, которым заплатили 20 долларов за ложь. |
Вывод | Оплата всего 1 доллара является стимулом для лжи, поэтому у тех, кому заплатили 1 доллар, возникает диссонанс. Его можно было преодолеть, только поверив, что задачи были действительно интересными и приятными. 20 долларов дают повод для поворота колышков, поэтому диссонанса нет. |
Пример принятия решения
Жизнь полна решений, а решения, как правило, вызывают дисгармонию. Предположим, что вам нужно было решить, соглашаться ли на работу в другом конце страны или нет, и быть рядом со своими друзьями и семьей. В любом случае, вы испытаете диссонанс. Если бы вы согласились на работу, то скучали по близким. Если бы отказались от работы — жалели о потерянной возможности.
Обе альтернативы имеют свои плюсы и минусы. Проблема заключается в том, что решение исключает возможность того, что вы можете пользоваться преимуществами невыбранной альтернативы. В то же время уверяет вас, что вы должны принять недостатки выбранной альтернативы.
У людей есть несколько способов уменьшить несоответсвие, который является результатом принятия решения. Одна вещь, которую они могут сделать, это изменить поведение. Как отмечалось ранее, это бывает очень сложно, поэтому люди используют различные умственные маневры. Распространенным способом уменьшения диссонанса является повышение привлекательности выбранной альтернативы и снижение привлекательности отклоненной альтернативы. Это называется «раздвигать альтернативы».
Пример 2
Брем в 1956 году был первым, кто изучал связь между дисгармонией и принятием решений.
Цель | Изучение этапа принятие решения |
Метод | Участницам сообщили, что они помогут в исследовании, финансируемом несколькими производителями. Участники также имели право получить один из продуктов в конце эксперимента, чтобы компенсировать свое время и усилия. Затем женщины оценили желательность восьми товаров для дома, цена которых варьировалась от 15 до 30 долларов. Продукты включали автоматическую кофеварку, электрический сэндвич-гриль, автоматический тостер и портативное радио. Участникам контрольной группы просто давали один из продуктов. Поскольку эти участники не приняли решение, у них не было диссонанса для снижения. |
Результаты | Люди в группе с низким уровнем диссонанса выбирали между желаемым продуктом и оценкой на 3 балла ниже по 8-балльной шкале. Участники в состоянии высокого диссонанса выбирали между крайне желательным продуктом и одним оцениваемым на 1 балл ниже по 8-балльной шкале. После прочтения отчетов о различных продуктах, люди снова оценили продукты. |
Выводы | Участники в состоянии высокого диссонанса помимо альтернатив больше, чем участники в двух других условиях. Другими словами, они были более склонны, чем участники других условий, повышать привлекательность альтернативы и уменьшать привлекательность невыбранной альтернативы. |
Пример усилия
Мы ценим больше цели, для достижения которых потребовались значительные усилия. Вероятно, это связано с тем, что диссонанс возник бы, если бы мы приложили большие усилия для достижения чего-то, а затем оценили его негативно. Конечно, мы могли бы потратить годы усилий на то, чтобы достичь чего-то, что было бы чепухой. А затем, во избежание возникающего диссонанса, попытаться предположить, что мы действительно не потратили годы усилий, или то, что усилия были действительно очень приятными, или, что это затрачено не очень много усилий.
На самом деле нам легче убеждать себя в том, что тяжело достигнутый результат наиболее ценен, чем тот, что досталось с меньшими усилиями. Этот метод уменьшения диссонанса известен как оправдание усилий.
Если мы прилагаем усилия к выполнению задачи, а она заканчивается неудачей, мы испытываем диссонанс. Чтобы уменьшить этот диссонанс, мы мотивированы, чтобы думать, что задача оказалась удачной.
Пример 3
Исследования Аронсона и Миллса, проведенные в 1959 году демонстрирует основную идею.
Цель | Выявить связь между диссонансом и усилием. |
Метод | Студентки вызвались принять участие в дискуссии по психологии секса. В состоянии «легкого смущения» участники читают мужской аудитории список слов, связанных с полом, таких как «девственница» и «проститутка». В состоянии «серьезного смущения» им приходилось читать вслух нецензурные слова и очень откровенный сексуальный отрывок. В контрольном состоянии они пошли прямо в основное исследование. Затем в любых условиях они услышали дискуссию о сексе у низших животных. Их попросили оценить, насколько интересно они нашли обсуждение и насколько интересно они нашли людей, вовлеченных в него. |
Результаты | Участники в состоянии «тяжелое смущение» дали самый положительный рейтинг. |
Вывод | Если у вас есть опыт, который является дорогостоящим, диссонанс уменьшается. Это помогает оправдать приложенные усилия. |
Примеры когнитивного диссонанса
Родители разговаривают матом или курят, или за глаза говорят про людей гадости, или раскидывают вещи по дому. А ребенка за то же самое наказывают, т.к. это «очень плохо».
Диссонанс: главные люди в его жизни так делают, но так делают только очень плохие люди.
Значит:
- Либо так делать на самом деле можно и нужно. Только когда ты – главный. Чтобы не поругали. И еще желательно самому раздать эти советы тем, кто слабее. И своим будущим детям, передать, так сказать, знание.
- Либо так делать недостойно, и, получается, родители совершают плохие поступки. А значит, этих лучших на свете людей к этому что-то толкает, и это надо устранить. Например, денег для них заработать или уберечь от влияния дурных людей. И вот появилась цель, подменяющая собственные желания и склонности ребенка. Цель, от которой он может очнуться только немного позже на приеме у психолога в период экзистенциального кризиса.
- Либо родители – плохие люди. Но для такого выбора родителям надо очень основательно постараться. Долго и последовательно.
Неприятно, но неизбежно. У детей в среднем меньше возможностей, чем у взрослых, увидеть третью альтернативу или поменять свое настоящее. Поэтому так важно помнить, что дети – прямое или обратное зеркало наших поступков.
Хорошая новость: Как кризис ведет к изменениям, в т.ч. в определенной степени позитивным, так и дискомфорт когнитивного диссонанса провоцирует эволюцию наших знаний, мыслей и поступков.
Лучшее, что мы можем для себя сделать в подобной ситуации – поискать больше информации, расширив свое поле выборов. И сделать выбор осознанно. Как автор своей жизни.
Еще несколько примеров:
- Парень в инвалидной коляске сидит около магазина и просит денег. Ты ему даёшь и на второй день видишь его нормально идущего по улице. И у тебя начинается когнитивный диссонанс.
- 6 летней девочке родители говорили, что пить алкоголь нельзя, ни в коем случае. И однажды она видит, как ее отец пьяным приходит домой.
- Девушка из интеллигентной семьи вышла замуж за отсидевшего парня, которого недолюбливает ее семья. И для того, чтобы оправдать его, она стащила какую-то вещь из магазина. Чтобы доказать, что все ошибаются, и уйти из состояния дискомфорта.
- Отец сыну всегда твердил, что в автобусе нужно уступать места пожилым, сам же не сдвинулся с места, когда рядом стояла старушка лет 80.
Когнитивный диссонанс и маркетинг
Человеческий мозг не может существовать между двух теорий: в диссонансе между реальностью и своими ожиданиями или представлениями о чем-то. Ему нужно сделать выбор. И чаще всего люди выбирают то, что легче. Вместо здоровой критики и принятия того, что сделал неправильный выбор и нужно искать пути решения, человек занимается самообманом через отказ от ответственности за произошедшее.
Когнитивный диссонанс случается, когда твои слова/мысли/действия противоречат твоим убеждениям.
Задача маркетолога же – уменьшить когнитивный диссонанс или использовать его давление. Например, такие месседжи, как «Большинство пользователей считает этот продукт слишком дорогим, поэтому круг наших клиентов очень узок». То есть, я понимаю, что он с завышенной ценой, но круто быть среди «особенных».
В маркетинге часто используют Foot-in-the-Door технику – постепенным усложнением задачи пользователю. “Сначала подпишусь на бесплатную рассылку. Куплю недорогой продукт по скидке, которая доступна только мне. Потом снова что-то куплю” – лояльный клиент.
Продуктовые линейки – «ой, ну один дорого покупать, да и зачем он мне» – «в наборе дешевле, какая экономия, беру».
Примеры:
- Купите наш продукт, ведь вы этого достойны.
- Любящие родители покупают своим детям шоколад/воду/игрушки/сметану нашего бренда.
- Настоящие лидеры уже подписались на наш канал/прочитали новую книгу.
- Хорошие хозяйки пользуются нашим средством для мытья полов/печки/стекол.
Выводы из проведенных исследований
Было проведено большое количество исследований когнитивного дисбаланса, что дало некоторые интересные и иногда неожиданные результаты. Это теория показывает, что мы стремимся к согласованности убеждений и поведения и не можем использовать очень рациональные методы для ее достижения.
Тем не менее, существует проблема с научной точки зрения, потому что мы не можем физически ощутить когнитивный диссонанс, и поэтому не можем объективно его измерить. Получается, что термин «когнитивный диссонанс» достаточно субъективен.
Существует также некоторая двусмысленность (то есть неопределенность) в отношении самого термина «диссонанс». Это восприятие (как предполагает «когнитивное»), или чувство, или чувство о восприятии? Пересмотр Аронсоном идеи диссонанса как несоответствия между самооценкой человека и познанием его поведения наводит на мысль, что диссонанс — это не более чем чувство вины.
Эмоциональный диссонанс
Изменение социального благополучия вызвано не когнитивным, а «эмоциональным диссонансом». Он механизм его выражения.
Снижение эмоционального диссонанса – это защитная реакция человека на плохое (депрессивное) состояние. Уменьшая диссонанс, они:
- начинают более трезво оценивать условия своего существования,
- стремятся более критически и осмысленно относиться к своим действиям, поступкам,
- пытаются улучшить себя или изменить сложившиеся обстоятельства, тем самым подготавливая условия для улучшения своего благополучия, а затем и всей своей жизни и работы.
Все это еще раз говорит о том, что социальное благополучие является важным условием любого контроля и самоконтроля над системой развития общества и людей в нем.
Эксперт: что такое когнитивный диссонанс?
Айна Громова – Врач-психиатр, психотерапевт, сексолог. Магистр психологии. Сертифицированный специалист OXFORD COGNITIVE THERAPY CENTRE (обучение 2011-2015 годы) Сертифицированный семейный консультант. Обучает психиатров/психологов семейному консультированию с 2008 года.
В видео Айна рассказывает, что такое когнитивный диссонанс простыми словами.