Память в психологии, виды памяти, развитие у взрослых и детей

Сегодня практически у всех имеется компьютер. Ради любопытства посмотрите, сколько в нём памяти. В среднем, оперативная составляет 4-8 гигабайт, жёсткий диск от 500 до 2000 гигабайт. Если сравнивать человеческий мозг с этой машиной, то он может хранить в себе 1 млн гигабайт информации. Один только этот факт свидетельствует об уникальности этого психического процесса. Память считается одной из самых изучаемых областей, но до сих пор хранит в себе множество тайн, над раскрытием которых продолжают трудиться многие умы.

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.
Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

Индивидуальные различия памяти у людей

Различия памяти можно объяснить тем, какой ее вид используется чаще всего. Также на них влияет характер выполняемой работы, особенности повседневной деятельности.

Яркий пример – исследователи. У них развиты смысловой и логический виды памяти, при этом страдает уровень развития механической.

На все процессы, связанные с памятью, в частности, на скорость запоминания, а также на скорость воспроизведения, что важно понимать, влияют личностные характеристики, настрой, интересы и желания. Совокупностью этих и других факторов и определяются индивидуальные различия. Объяснить их можно и тем, насколько эмоционально значимо для конкретного субъекта то или иное событие, каково его состояние в момент получения опыта.

Физиология процесса запоминания

Способность сохранять информацию присуща не только человеку. Животные, имеющие развитую ЦНС, также могут запоминать и воспроизводить данные (перелетные птицы знают маршруты). Объем и длительность хранения данных зависит количества нервных клеток, задействованных в процессе.

Информация, зафиксированная кратковременной памятью, переходит в долговременную благодаря сложному биохимическому процессу. Нейроны, из которых состоит мозг, работают как записывающее устройство — они запоминают информацию, сохраняют ее. Данные записываются не на отдельные нейроны, а на нейронную сеть — устойчивое скопление клеток.

Когда человек запоминает информацию, нейроны активизируются. Данные переходят по волокнам, достигают скопления. Для информации увиденной ранее в мозгу существует готовое скопление. Для данных, которые человек узнал впервые, формируется новая нейронная сеть. Между сетями есть связи. Нарушение в работе хотя бы одной из них приводит к стиранию воспоминаний.

Основные теории памяти

Человек и его мозг устроены таким образом, что одни события оставляют нестираемый след, а другие быстро забываются. Некоторые из них обретают форму устойчивых конструктов и в случае необходимости воспроизводятся.

С. Л. Рубинштейн неоднократно отмечал в своих трудах, что без памяти существование отдельного человека и общества в целом было бы невозможным. Как и без понимания ее сути и механизмов.

Основные психологические теории памяти следующие:

  1. Ассоциативная теория.

Она основана на ассоциациях. Суть сводится к тому, что если в сознании человека возникают и формируются определенные образования, между ними обязательно выстраиваются ассоциативные связи. Повторное проявление какой-либо связи приводит к возникновению общего представления обо всех образованиях.

  1. Гештальтизм.

Сторонники данной теории полагают, что основой образования памяти выступает организация знаний и представлений по принципу изоморфизма, то есть подобия по форме. Реализация функций памяти при этом привязывается к характерным для личности манерам, особенностям поведения.

  1. Деятельностная теория.

В рамках данной теории память рассматривается как результат деятельности. Все операции, происходящие в мозгу, сторонники концепции рассматривают в контексте значимости определенного вида деятельности для личности.

Что бы что – то запомнить или выучить, как Вы обычно это делаете?

Повторение — мать учения! Стараюсь чаще повторять и проговаривать вслух или про себя

40%

Делаю разные пометки, пишу то, что нужно запомнить

0%

У меня отличная память и мне не нужно особых усилий чтобы что – то запомнить

0%

Что бы я ни делал(-а), ничего не помогает. Мне с трудом даётся что – то выучить

60%

Нет правильного ответа

0%

Проголосовало: 5

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.

Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.

Примеры:

  • простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
  • вязание, вышивание;
  • нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
  • рисование, лепка, резьба по дереву;
  • танцы;
  • игра на музыкальных инструментах.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

Методы развития:

  1. Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
  2. Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
  3. Заниматься танцами. Учить новые направления.
  4. Развивать кисти рук.
  5. Обучаться игре на музыкальных инструментах.
  6. Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
  7. Научиться пользоваться китайскими палочками.
  8. Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

Примеры:

  • эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
  • любовь;
  • комплексы;
  • фобии;
  • выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

Методы развития:

  • Ведение дневника.
  • Медитация.
  • «Якорение» положительных чувств и эмоций.
  • Библиотерапия.
  • Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
  • Делать то, что нравится.
  • Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.

Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

Примеры:

  • пересказ;
  • заучивание стихотворений;
  • подготовка к экзаменам.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

Методы развития:

  1. Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
  2. Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
  3. Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).

Образная

Другие названия: наглядно-образная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.

Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.

Подтипы:

У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.

Методы развития:

  1. Освойте метод ассоциаций.
  2. Занимайтесь нейробикой.
  3. Учите иностранные языки.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

Оперативная

В современном мире, существует множество гаджетов и технологий, помогающих человеку с оперативной памятью. Данный способ запоминания информации имеет и человек. Оперативная память в психологии сохраняется исключительно для совершения конкретных действий, во все остальное время данная информация не всплывает в сознании. Подобный вид памяти поверхностный и небольшой по объему. Примером может послужить понимание значения предложения, которое приходит от увиденных пары слов. Но бывает, что памяти не хватает при особо длинных предложениях. Чтобы не сталкиваться с таким, необходимо развивать виды памяти по длительности хранения информации.

Сенсорная

Считается одним из основных видов памяти, являясь первым ее этапом. Информация принимается при помощи нервных окончаний, имеет не длительное время хранения информации и элементарного по содержанию. Среднее время хранения будет около 4 секунд. Схема сенсорной памяти на наиболее изученных типах основывается на слуховой и зрительной, а также принимается во внимание и обонятельная память. С помощью сенсорной картина воспринимается целиком, а не по кускам отдельных сигналов. Именно при помощи сенсорики мы воспринимаем музыкальный трек, как полноценное произведение, а не отдельные звуки.

Кратковременная

Выступает в качестве первой части обрабатывания информации, созданной для длительного сохранения. Данный вид информации сохраняется не более 30 секунд и кратко держит в памяти. Данного времени хватает, чтобы мозг успел изучить поступившую информацию, определив степень ее важности и приступить к обработке. Важные данные могут повторяться и быть сохраненными на более длительный период времени. Сосредоточив внимание, вы можете сохранить данные на более длительный срок, подавая сигнал мозгу, что информация считается необходимой. При неразвитой способности концентрирования, может происходить замещение: старые сведения обновляются под посылом новых данных. Обычно этот процесс проявляется при обильном потоке информации.

Моторная

Основывается на выработке письменного навыка, обучении на музыкальном инструменте, достижении спортивных достижений. Очень много действий совершаются неосознанно, благодаря памяти, освобождая мозг от обработки повторяющих действий, придавая обработке более важной информации. Ходьба также является следствием моторно-двигательной памяти.

Словесно-логическая

Данная память носит название исключительно человеческая. Но и некоторые животные также могут запоминать слова, и объем на слова довольно-таки большой. Отличие в том, что животные понимают не смысл слов, а воспринимают как звуки с определенным сенсорным образом. Человек в свою очередь запоминает слова в абстрактно-смысловом.

Примером может послужить фраза «еда», где кошка свяжет звук исключительно с образом пищи, с проявлением рефлексов, как выделение слюны. В свою очередь у человека подобного рефлекса от одной фразы не произойдет, но будет воспринято со смысловой связью.

Данный вид лучше работает, если необходимо запомнить не конкретное слово, а полноценные предложения, выстроенные в текст. Виды памяти и их особенности индивидуальны.

Существует отдельное разделение по видам, где виды памяти человека разделяются на произвольную и непроизвольную:

Непроизвольная

Процесс запоминания неконтролируемый и происходит сам по себе, не прибегая к помощи сознания. Данная память начинает работать при определенных критериях. Обычно такой памятью запоминаются яркие события, что-то необычное или важное.

Произвольная

Она применяется, где требуется сохранение важной информации в сознании, но в тоже время не интересной. К таким можно отнести получение знаний в школьные годы.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Из истории проведенных исследовании данной темы известно, что изучение памяти началось еще в древности и было связано с обучением. Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки. В Древней Греции, например, считалось, что знания попадают в голову человека в виде некоторых материальных ‘частиц, оставляют отпечатки на мягком веществе головного мозга, подобно воску или глине. Позднее Р.Декарт, автор «гидравлической» модели нервной системы, высказывает идею о том, что регулярное применение одних и тех же нервных волокон (пустотелых трубок) снижает их сопротивление движению «жизненных духов». Это, в свою очередь, приводит к образованию запоминания. Прием заключался в запоминании бессмысленных слогов. Итогом стали кривые запоминания, а также определенные закономерности действия механизмов ассоциаций, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются.

Затем в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г.Эббингауз выдвигает метод изучения законов «чистой памяти». Он предложил прием, с помощью которого можно было изучать законы «чистой памяти», независимые от деятельности мышления, — это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые запоминания материала. Классические исследования Г.Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э.Крепелина, который применил эти приемы к анализу запоминания у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г.Э. Мюллера, фундаментальное исследование которого было посвящено главным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

С развитием объективного исследования поведения животного сфера изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи, и условия, которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса «учения» у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л.С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А. А. Смирнова и П. И.Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость за-поминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

И лишь за последние 40 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление^ сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности, с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем.

Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Многие из перечисленных теорий и в настоящее время существуют на уровне гипотез, однако ясно одно, что память — это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем.

Как человек запоминает

Какое бывает настроение у человека — виды в психологии

Какая бывает память у человека, зависит от рода его деятельности и характерных особенностей.

Дополнительная информация. Известно, что у слепых и глухих людей обостряются другие органы чувств. Видоизменяются восприятие мира и типы памяти.

Поступление сигналов

Человеческий мозг – совершенное устройство. Он способен удерживать и восстанавливать огромное количество информации, но подходит избирательно к запоминанию и воспроизведению. То, что происходит в обычной сознательной жизни, в памяти человека надолго не задерживается. Здесь действуют свои законы:

  • лучше усваивается то, что применяется на практике;
  • новое легче запомнить, связав со знакомыми понятиями;
  • новая информация перекрывает похожую старую;
  • для лучшего запоминания есть оптимальная длина ряда;
  • повтор информации способствует лучшему запоминанию;
  • незавершенные действия, задачи, недосказанные фразы дольше сохраняются в памяти.

Все данные поступают в мозг разными способами. Ученые предполагают, что в процессах запоминания, хранения и извлечения данных задействованы все отделы головного мозга.

Вывод

В нашей жизни постоянно что-то происходит, мы часто спешим и должны все успеть, при этом ничего не забыть. В подобных условиях у нас возникают трудности в сосредоточении своего внимания и процессах запоминания, но еще большие трудности возникают в процессах обучения эффективным способам запоминания. Поэтому рекомендуем вам воспользоваться предложенными способами и советами, как развить память.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Методы изучения

Для изучения способности человека запоминать и обрабатывать информацию используют:

  1. Сбор информации — изучение биографии испытуемого, наблюдение, проведение экспериментов и тестов, изучение результатов деятельности.
  2. Аналитическую биохимию. Проводится на основе результатов клинических исследований.
  3. Электрофизиологию. Активность мозга фиксируется с помощью магнитно-резонансной томографии.
  4. Фармакологию. Исследуется влияние на мозговую активность различных стимулирующих препаратов.
  5. Клиническую психофизиологию. За поведением испытуемого наблюдают в условиях клинической лаборатории.

При необходимости исследовать можно не только человеческую память. Ученые проводят эксперименты на млекопитающих, растениях и даже микроорганизмах.

Отличия краткосрочной от долговременной памяти

Кратковременная и долговременная виды памяти представляют собой две ступени одного развития. Долговременная память отлично функционирует только при хорошей кратковременной, которая является своеобразным буфером для продвижения отобранной информации.

Краткосрочная память позволяет без специальной цели и особых усилий запоминать услышанное и увиденное. Она имеет большое значение для формирования жизненного опыта и организации мышления.

Долговременная память наиболее сложная и важная из всех типов. В ее системе длительное время хранится все, что удерживается в поле внимания более нескольких минут. Туда попадают только переработанные и осознанные материалы. Все это напоминает работу современного компьютера, но более совершенного, с огромными объемами разнообразных данных.

Мозг как компьютер

Главное отличие краткосрочной и долгосрочной памяти – в объемах запоминаемого материала. Предельные возможности человеческого мозга остаются неизученными. Но даже то, что известно, поражает воображение – столько информации не содержится в самых крупных библиотеках. В обычной жизни человек не задействует все функции и возможности своего совершенного мозгового устройства. Из-за огромного количества информации есть серьезные проблемы с ее поиском.

Нарушения

К нарушениям относят и неразвитость долговременной памяти, когда человек просто не умеет правильно кодировать и воспроизводить информацию, и полную амнезию, которая характеризуется повреждениями прежде всего гиппокампа. Если в первой ситуации всё поправимо посредством постоянных тренировок, то во второй прогнозы чаще всего остаются непредсказуемыми.

Причины

Физиологические:

  • астения;
  • интоксикация печени;
  • повреждения ЦНС и головного мозга: ЧМТ, постинсультное состояние;
  • расстройство интеллекта, шизофрения;
  • хронические алкогольная или наркотическая интоксикации.

Психические:

  • переутомление;
  • неврозы;
  • постоянные стрессы;
  • чрезмерные эмоциональные и психические нагрузки;
  • депрессия;
  • психотравмы;
  • дистимия: постоянно плохое настроение.

Бытовые:

  • плохое питание;
  • недосыпание;
  • чрезмерные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • неправильное планирование дня, отсутствие режима.

Симптомы

  • Трудности с осознанным запоминанием: плохо сохраняются в памяти и воспроизводятся с ошибками заучиваемые наизусть стихи, даты, экзаменационный материал;
  • невозможность вспомнить события из далёкого или близкого прошлого, провалы в памяти;
  • спутанность сознания, нарушение причинно-следственных связей;
  • забывчивость в элементарных бытовых ситуациях: не сделал отчёт, не пришёл на встречу, не купил хлеба домой;
  • социальная дезадаптация;
  • снижение умственных возможностей и работоспособности;
  • невнимательность, невозможность сосредоточиться и сконцентрироваться;
  • растерянность.

Если нарушения краткосрочной памяти приводят прежде всего к бытовым проблемам (когда не помнишь, что делал 5 минут назад), то последствия повреждений долговременной затрагивают практически все сферы жизни. На работе это приводит к некачественному выполнению своих обязанностей, в семье — к расстройству личных отношений. Человек оказывается социально дезадаптированным. Даже если ДВП у него просто плохо развита, на фоне остальных учеников (студентов, сотрудников) он не будет успешным, не говоря уже о различных формах амнезии.

Более подробно о том, из-за чего появляются нарушения памяти, как они себя проявляют и как от них избавиться, читайте в нашей отдельной статье.

Диагностика

Чтобы выяснить, насколько хорошо развита долгосрочная память у человека, проводятся различные тестовые методики.

Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой

Суть. Испытуемым даются 2 списка слов (детям 6-12 лет будет достаточно одного), логически не связанных между собой. Каждое из них пронумеровано.

Рекомендуемый материал:

Варианты задания:

  1. Списки можно зачитать вслух (не позволяя испытуемым их записывать). Если слова зачитываются, это нужно сделать 2-3 раза для взрослых и 4-5 раз — для детей 6-12 лет.
  2. Их можно записать на доске.
  3. Их можно раздать на отдельных листочках каждому испытуемому.

Задание:

  1. Внимательно прослушать/прочитать списки слов и попытаться их запомнить.
  2. После многократного прослушивания/прочтения постараться воспроизвести на бумаге. Желательно в том же порядке.
  3. Далее нужно отвлечься на какую-нибудь другую деятельность.
  4. Через полчаса списки прочитываются/прослушиваются ещё один раз и снова воспроизводятся.
  5. То же самое проделывается ещё дважды — на следующий день и через неделю. Слова при этом снова прочитываются/прослушиваются, но только один раз.

Результаты всех 4 тестирований высчитываются по следующей формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых слов) : А (общее количество слов) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы:

Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью

Суть методики почти такая же. Только текст не читается вслух, а раздаётся каждому испытуемому. При этом обращается внимание на то, что в нём жирным шрифтом выделены главные мысли, которые и нужно потом воспроизвести. То есть запоминать сами предложения и весь текст не обязательно.

Данная методика проводится для диагностики ДВП у подростков (13-17 лет) и взрослых.

Карточка с текстом:

Воспроизвести главные мысли текста нужно сразу после прочтения, потом через полчаса, на следующий день и через неделю. Результаты всех 4 тестирований высчитываются по формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых мыслей) : А (общее количество выделений в тексте) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы по таблице, приведённой выше.

При серьёзных нарушениях долговременной памяти проводятся лабораторные методы диагностики (ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗИ).

Отпечаток сенсорной памяти

Для начала раскройте функции исторической памяти и национального самосознания. В этом может помочь одно занимательное упражнение, именуемое непосредственным отпечатком сенсорной информации. Данная система способна удерживать достаточно полную и точную картину мира, которая так или иначе воспринимается посредством органов чувств. Важно отметить, что длительность ее сохранения весьма несерьезна. Так, она составляет всего лишь 0,1 -0,5 секунды. Что же необходимо сделать?

Похлопайте четырьмя пальцами по собственной руке. Обязательно проследите за прямыми ощущениями после их исчезновения. Так, сперва сохраняется действительное ощущение похлопывания, в после – лишь воспоминание о нем.

Попробуйте поводить пальцем или карандашом в разные стороны перед глазами, смотря прямо перед собой. При этом обратите внимание на достаточно расплывчатый образ, который следует за предметом, находящимся в движении.

Закройте глаза, после чего на мгновение откройте их и закройте снова. Проследите то, как увиденная вами ясная и четкая картина некоторый отрезок времени сохраняется, а затем медленным образом исчезает.

Способы тренировки и развития

Если у человека нет физиологических нарушений, он может улучшить работу памяти: ускорить запоминание и увеличить объем. Для этого подходят простые упражнения, разработанные для детей и взрослых.

Развитие у детей

Заметить отставание в развитии памяти у детей можно в младшем возрасте, но до 3–4 лет родители не беспокоятся об этом, и обращаются к психологу когда ребенку предстоит идти в 1 класс. И хотя время упущено, ситуации можно помочь.

Для развития зрительной памяти используют метод «Сюжетные картинки». Перед ребенком выкладываются карточки, на которых изображен короткий сюжет. Некоторое время дошкольник рассматривает его. Когда он будет готов, взрослому нужно поменять карточки местами. Задача ребенка — восстановить последовательность действий. Для слуховой памяти подойдут упражнения по запоминанию слов и цифр. Начинать нужно с трех, постепенно доводя до 6–7.

Развитие у взрослых

Тренировать навык запоминания можно с любым материалом: пересказывать сюжет фильма, заучивать стихи, номера телефонов, слова иностранного языка. Заниматься можно во время перерыва на работе, используя подручные предметы. Например, разложить на столе канцелярские принадлежности, сфотографировать, поменять местами и расставить их, как они лежали вначале.

Какие виды памяти можно развивать

На протяжении своей жизни человек использует разные виды памяти. В левом и правом полушариях словно «кирпичиками» откладываются приобретенные разнообразные знания. Чтобы извлечь нужную информацию, нужны иногда немалые усилия. С помощью забывания нервная система разгружается, это считается нормальным процессом.

Под плохой памятью и хорошей подразумеваются порой совершенно разные вещи. Для одних важно помнить бытовые мелочи, для других людей и события, третьих интересует объем информации перед экзаменом или важной презентацией. Поэтому важно знать, какую память требуется развивать для решения проблем. Условно принято различать два вида:

  1. Естественная память. Она такая, как есть, и заложена самой природой. Ею пользуются все без исключения.
  2. Искусственная. Ее надо тренировать и развивать на протяжении всей жизни.

Встречаются люди с феноменальной памятью. Другие ничего не могут удержать в голове дольше минуты. Специалисты уверены, что способность запоминать можно тренировать и развивать, как и собственное тело. Если серьезно к этому относиться, то можно добиться значительных успехов.

Особенности памяти

Важно! Методом тестирования можно выявить тип памяти у любого человека, а также наличие каких-либо патологий.

Причины ухудшения памяти и повышенной забывчивости:

  • возрастные изменения;
  • болезнь Альцгеймера и некоторые другие заболевания;
  • нехватка воды в организме;
  • рассеянность;
  • плохой сон.

Развитие памяти положительно влияет на способности человека. Для взрослых этот процесс проходит труднее, так как регулярные тренировки не нужны в однообразной трудовой деятельности и быту.

Полезные качества для улучшения процесса запоминания:

  • внимательность и наблюдательность;
  • интерес к жизни, положительный настрой;
  • организованность в быту;
  • использование образного мышления;
  • изучение иностранных языков;
  • чтение книг;
  • запоминание стихов и цитат;
  • интеллектуальные игры;
  • физические нагрузки;
  • правильное питание;
  • умение правильно выражать свои воспоминания;
  • размышления перед сном о прошедшем дне, перечисление задач на следующий.

Если следовать советам и рекомендациям специалистов и знать особенности человеческой памяти, то возможно ее всестороннее развитие. Развитая память ценится и помогает достичь высокого положения в обществе. Это также важно для успешной трудовой деятельности во всех сферах.

Медицинские средства

Применение лекарств или БАДов не приводит к каким-либо негативным последствиям. Однако важно при выборе средств учитывать возраст человека, возможные побочные эффекты, противопоказания, а также их эффективность. Для этого достаточно изучить инструкцию и ознакомиться с отзывами в интернете. Дополнительно рекомендуется проконсультироваться с врачом, что особенно актуально для людей с хроническими заболеваниями. Что нужно принимать для улучшения памяти?

Безрецептурные

Самым популярным препаратом для устранения невнимательности и укрепления памяти в России стал Глицин. Препарат недорогой и достаточно эффективный. Его главным преимуществом является не только влияние на память, но также снижение напряжения. Принимать Глицин достаточно по 1 таблетке 3 раза в день.

На какие еще препараты можно обратить внимание:

  • Витрум Мемори;
  • Ундевит;
  • Билобил;
  • Интеллан;
  • Аминалон.

Все они оказывают положительное влияние на качество памяти. Эти средства особенно эффективны для школьников, студентов, а также всех, чья работа требует взаимодействия с большими объемами информации.

Рецептурные

Получить их можно только после консультации с врачом. Все они отпускаются из аптеки строго по рецепту. Такие лекарства легко устраняют невнимательность, избавляют от забывчивости, а также оказывают особое воздействие на организм при необходимости. Большую популярность получил Пирацетам, который снижает риск развития болезни Альцгеймера, параллельно укрепляя память и устраняя нарушения кровообращения в мозге. Также в нашей стране известен Кавинтон, улучшающий состояние после инсульта и других мозговых болезней. Дополнительно можно рассматривать:

  • Фезам;
  • Ноотропил;
  • Фенотропил;
  • Энцефабол;
  • Пикамилон;
  • Церебролизин;
  • Ноофен.

У рецептурных средств перечень возможных побочных эффектов и противопоказаний значительно шире, что нужно учитывать.

Приема одних лекарств или БАДов для развития памяти недостаточно. Использовать их следует исключительно в виде дополнительного метода в комплексе с другими.

Этапы обработки информации при запоминании

Если говорить о структуре и механизме восприятия, анализа и отправки на хранение в память любой полученной информации, то это происходит на следующих уровнях.

  1. Сенсорная обработка любых данных. На этот период отводятся доли секунды. Все запоминается кратко и откладывается на более длительное хранение лишь в том случае, если она была проанализирована, как ценная.
  2. На следующем этапе полученные данные отправляются на сохранение. Если они используются в самом ближайшем времени и человек их применяет практически сразу, тогда этот вид называется кратковременной. К нему относятся, например, распоряжения на работе, которые нужно выполнить в течение текущего рабочего дня.
  3. Далее идет долговременная или долгосрочная. Это место является хранилищем всего важного, что будет использовано на протяжении длительного периода жизни. Как правило, сюда относятся все полученные навыки и жизненный опыт, знания и умения, воспоминания и впечатления.
  4. Оперативная память – она схожа с внутренней компьютерной. Этот тип используется тогда, когда нужна работа с небольшими объемами информации на протяжении длительного отрезка времени. Несмотря на ее сходство с кратковременной – между ними существуют все же определенные отличия.
  5. Третичная память – относится к долгосрочным. Чаще всего используется для хранения языковых массивов.

Tweet Pin It

Память, функции памяти

Если выражаться простым языком, то память можно определить как запись (запечатление), сохранение, а также последующее узнавание и, при необходимости, воспроизведение следов опыта в прошлом. Столь интересная схема позволяет накапливать сведения, не теряя при этом старой информации, навыков, знаний.

С научной же точки зрения память является функцией переработки стимульных сведений. Это сложнейший процесс психической природы, который содержит в себе несколько процессов частной направленности, взаимосвязанных между собой. Так, любое закрепление в отношении навыков и знаний необходимо относить к деятельности памяти. Какие же проблемы, отражающие категорию, особенности и функции исторической памяти и национального самосознания, существуют на сегодняшний день? Важно отметить, что в современности перед психологией возникает круг сложнейших вопросов. Каким образом запечатлеваются события в памяти? В чем заключаются физиологические механизмы данного процесса? Каким из известных сегодня приемов в большей степени позволяют расширить память, виды, функции ее?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]