Идентификация – это уподобление человека другому индивиду, группе или выдуманному персонажу. Идентификация является механизмом защиты психики, которая содержится в бессознательном отождествлении объекту, что вызывает тревогу или страх. Идентификация переводится с лат. языка «identificare», как отождествление, корень «iden» значит то, что долго не меняется. Учитывая такое определение можно сформулировать понятие идентификация, как похожесть или соответствие чего-то существующему образцу, взятому за основу, имеющему обозначенные стабильные параметры. Механизм защиты психики бывает ситуативный, неосознанный, при котором человек уподобляет себя конкретному другому значимому человеку, как образцу. В основании такого уподобления лежит эмоциональная связь между людьми.
Понятие
Идентификация — это отождествление себя с другим человеком, членами какой-либо группы, персонажем фильма или книги. Иными словами, понятие идентификации в психологии можно рассмотреть как уподобление себя кому-то.
Идентификацию подразделяют на два вида: первичную и вторичную. К первичной можно отнести становление личности ребенка, проходящего через процесс отождествления. Сначала младенец идентифицирует себя с родителями.
Вторичная идентификация — это отождествление себя с теми людьми, которые не являются родителями.
Содержание
- 1 Понятийный аппарат теории криминалистической идентификации
- 2 Отличительные черты криминалистической идентификации
- 3 Научные основы криминалистической идентификации
- 4 Объекты криминалистической идентификации
- 5 Идентификационные признаки 5.1 Классификация идентификационных признаков
- 6.1 По субъекту
- 8.1 Задачи криминалистической диагностики
Виды отождествления
В психологии идентификация личности бывает следующих видов:
- Ситуативная. Проявляется с детства. Это отождествление себя с родителями, братьями и сестрами. В общем, с членами семьи, которых любит ребенок и стремится походить на них.
- Групповая. Уподобление общности в группе. Проявляется в том, что человек признает устои и ценности группы как свои собственные. Понимает себя и принимает как участника данной группы.
- Социальная идентификация. В этом случае человек отождествляет себя как агента социального круга.
- Личностная. Это комплекс характерных черт, присущих конкретному человеку, которые позволяют ему быть отличительным от других и стать подобным себе. Личностная идентификация в психологии понимает под собой постоянство и единство. Речь идет о жизненных установках, целях, мотивах личности. Таким образом, личностная идентификация — это не какая-либо черта характера, а вся сущность человека, его «самость», проявляемая в действиях и поступках, в реакциях на эти поступки.
Существует еще политическая идентификация, но она входит в раздел личностной. Это конкретная жизненная позиция личности и отождествление себя с этой позицией.
А. Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания
Термин «идентификация» имеет несколько значений в социальной психологии. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.
Свое восприятие и понимание другого человек, как правило, строит на базе своего собственного жизненного опыта, в основе которого лежит механизм идентификации (от лат. identificare – отождествлять), или приравнивания, уподобления людей друг другу.
Человек испытывает симпатии к другому, сочувствует ему, если он способен почувствовать или представить себя на его месте, если для него понятна, близка и приемлема точка зрения и позиция того человека, с которым он общается.
Иными словами, внутренней основой и предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга оказывается механизм их психологической идентификации, или взаимного уподобления.
Идентификация обозначает отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с собеседником означает: во-первых, объединение себя с ним на основе установившейся эмоциональной связи и включение в собственный мир принятых его норм и ценностей; во-вторых, это представление, видение человеком своего собеседника, как продолжение самого себя (проекции), наделение его своими особенностями — чертами, чувствами, желаниями; в-третьих, постановка себя на место собеседника, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства партнера и приводит к усвоению его личностных смыслов.
Существует две модели идентификации:
1. идентификация начинается с уподоблением объекта субъекту (другого себе) и завершается уподоблением субъекта объекту (себя другому).
2. идентификация начинается с первоначального уподобления субъекта объекту (себя другому) к последующему сведению объекта к субъекту (другого себе).
Однако, независимо от порядка и последовательности своего осуществления, идентификация позволяет людям добиваться относительного понимания других людей, несмотря на недостаток предварительной информации о них, когда первое впечатление является, чуть ли не единственным источником знания. Она оказывается тем зеркалом, которое позволяет людям лучше понять как себя, так и других.
Но механизму идентификации свойственна и определенная ограниченность. Его действие ограничено уровнем действительного соответствия или несоответствия людей друг другу. Он эффективен лишь при условии относительного соответствия общающихся людей. За пределами этого соответствия он превращается в инструмент искажения реальности. Полное же уподобление одной неповторимой индивидуальности невозможно.
Кроме того, идентификация осуществляется, как правило, на уровне обыденного сознания и должна неизбежно облекаться в форму стереотипа или определенным образом шаблонизированного представления о другом лице. Ведь жизненный опыт каждого человека достаточно ограничен по сравнению со всем многообразием встречаемых им людей с их разнообразным внутренним миром и характером.
Стереотипы, их виды
У каждого из нас под влиянием общества, окружающих людей и взаимодействия с ними в сознании образуются более или менее конкретные эталоны, с помощью которых мы даем оценку другим людям. Формирование этих эталонов для нас самих происходит чаще всего незаметно, неосознанно, но так или иначе сформированные эталоны всегда будут действовать. Более того, чем меньше мы осознаем эти эталоны, или, как их называют, стереотипы, тем больше они способны повлиять на то, как мы оцениваем другого человека.
Стереотипы — привычные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией, уверенность в том, что все люди определенной группы обладают некими схожими качествами.
В своей крайней форме стереотип основан на убеждении, что все члены определенной группы одинаковы и ничем не отличаются друг от друга. Например, вы встретили человека из Гамбурга, который грубо разговаривает, не умеет общаться. Вывод, основанный на стереотипе, будет иметь такой характер: «Все люди в Гамбурге — грубияны и невежи». Но что вы знаете о других людях, которые живут в Гамбурге? Все ли они грубияны? Все ли они невежи? Может быть, и нет. Некоторые из них, вполне возможно, и грубияны, а некоторые, вероятно, вежливые люди.
Образ человека, которого мы видим в первый раз, всегда строится на базе тех или иных схем. Разные социальные группы взаимодействуют между собой, вырабатывают определенные стереотипы. Все эти эталоны-стереотипы всегда действуют в тех случаях, когда мы вынуждены судить о личности по первому впечатлению, т. е. в условиях дефицита информации о человеке.
Со стереотипами мышления мы встречаемся ежедневно, они всегда, так или иначе, влияют на наше восприятие других людей.
Антропологические стереотипы
Антропологические стереотипы состоят в следующем: то, как мы оцениваем внутренние, психологические качества, личность человека, зависит от оценки его антропологических признаков, особенностей физического облика.
В ходе экспериментов психологами были установлены некие закономерности. Мы приписываем определенные черты людям в зависимости от их внешних черт. Здесь важны общие характеристики (форма лица, расположение глаз, величина рта и др.). Причем эти тенденции, как оказалось, проявляются независимо от пола и возраста тех, кого мы оцениваем. Здесь существуют свои «шаблоны»: добродушие связывается в представлениях людей с «крупным» обликом, тучностью; уверенность и интеллектуальность со стройностью; контактность — с отсутствием резких черт движений. В настоящее время эти открытия широко используются в кино, шоу-бизнесе, рекламе и т. д. Кто из нас не помнит добродушных домохозяек, с улыбкой расхваливающих бульонные кубики, или стройных девушек в облаке аромата рекламируемого дезодоранта.
Антропологические стереотипы с давних пор оказывают сильнейшее влияние на людей. Например, литература романтизма XIX века ввела в обиход новый образ задумчивой и таинственной красавицы. Такие внешние качества, как стройность, бледность, стали ассоциироваться с загадочным внутренним миром, с душевной тонкостью, отражающей романтическое восприятие жизни. Эта смена женского образа привела к тому, что яркость, пышность и дородность, в одно время воспринимавшиеся как черты, свойственные идеальным женщинам, вышли из моды.
Точно так же стереотипы меняются и в наши дни. В последнее время фотографы и модельеры, уводя с подиумов и экранов безупречно красивых высоких и длинноногих женщин, расширяют антропологический стереотип, чтобы любой человек мог считаться красивым. Оказывается, мы совсем не меняемся — как и раньше (200 лет назад), так и в наши дни людям свойственно ориентироваться на то, что предлагает им массовая культура. Стереотипы обладают огромной силой воздействия.
Этнонациональные стереотипы
Этнонациональные стереотипы проявляются следующим образом: очень часто мы психологически оцениваем человека в зависимости то того, к какой нации, этнической группе он принадлежит. Следовать стереотипу — значит обобщать, и мы постоянно обобщаем. Например, американцы нацелены на достижение успеха, евреи — хитрые, немцы — педанты, южный человек — это темпераментная, «горячая» натура. В стереотипные представления вошли пресловутая вежливость англичан, легкомысленность французов, загадочность русской души.
Считается, что эти суждения о новом для нас человеке в сильной степени обусловлены нашими собственными представлениями о национально-этнических группах, к которым мы относим человека. Доказано также, что больше всего этнонациональные стереотипы влияют именно на тех людей, кто мало знаком с данным этносом, не жил среди людей этой нации. Например, все мы знаем, как ярко проявляются этнонациональные стереотипы в фольклоре, в частности, в анекдотах. Такие «национальные» анекдоты очень обширны и построены на приписывании представителям какой либо этнической группы ряда типических черт.
Для каждого народа существуют свои «козлы отпущения». В Англии популярные персонажи — шотландцы и ирландцы, стереотип которых сводится к хитрости, скупости, любви к выпивке; в Америке это — недалекий и бестолковый индеец; в России – простодушный и непосредственный чукча. К сожалению, все эти этнонациональные стереотипы вовсе не так уж и безобидны, так как очень часто они являются основой для дискриминации одних людей другими. Исследования доказали, чем лучше участники различных экспериментов на эту тему знали народ, к которому они относили оцениваемого человека, тем реже они опирались на упрощенные групповые стереотипы.
Социальные стереотипы
Практически каждый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить его характеристики, но в них почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок, так как оценка собеседника осуществляется путем использования социальных стереотипов.
Социальные стереотипы разделяются на:
• социально-статусные (зависят от статуса собеседника, его превосходства);
• экспрессивно-эстетические, (зависят от восприятия внешности партнера);
• вербально-поведенческие (зависят от поведения и отношения собеседника).
Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используется всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам приводит к ошибкам стереотипизации или ошибкам социального восприятия собеседника.
Эти ошибки обусловлены действием следующих факторов: привлекательности собеседника, его превосходства по каким-то определенным параметрам и его отношением к нам.
Влияние фактора превосходства (ошибка статуса)
Люди, вступающие в общение, не равны. Они отличаются друг от друга по разным характеристикам: культурному уровню, социальному статусу, жизненному опыту и т. д. Во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса.
Это было подтверждено множеством экспериментов, среди которых был и такой: к студентам в аудиторию заходил преподаватель с незнакомым для них мужчиной и сообщал, что проводится эксперимент по оценке глазомера. Необходимо было «на глаз» оценить рост этого человека и записать свою оценку на листочке. Так как правила этикета требуют представить незнакомого человека, помогающего в проведении эксперимента, его и представляли — мистер Инглэнд, студент из Кембриджа. В другой группе эксперимент повторяли в точности, но представляли помощника как мистера Инглэнда, преподавателя из Кембриджа. В следующей группе помощник становился профессором из Кембриджа. Конечно, целью эксперимента была вовсе не оценка глазомера. Результаты оказались поразительными. Разница в оценках первой группы, где социальный статус «мистера Инглэнда» был наименьший (студент), и последней группы, где статус был наивысшим (профессор), составила 12 см. Чем выше социальный статус, тем более высоким физически казался человек.
Этот факт, безусловно, подталкивает к определенным выводам: если даже оценка такой простой внешней характеристики, как рост человека, зависит от социальных стереотипов, то насколько же сильно эти стереотипы могут влиять на оценку скрытых личностных свойств человека, которые трудно пронаблюдать, на оценку его психологии.
Ошибки превосходства (неравенства) проявляются также в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру.
При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас качеству, мы оцениваем его в большей степени положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка или недооценка по многим параметрам.
Например, если человек слабый и болезненный, а мечтает стать сильным и здоровым, то, встретив пышущего здоровьем человека, он переоценит его и по всем остальным параметрам — в его глазах он будет и умен, и красив, и добр.
Исследования показывают, что для определения параметра превосходства, оценки статуса собеседника в нашем распоряжении имеется два основных источника информации:
• одежда человека, имидж, его внешнее «оформление», включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, а в определенных случаях и машина, обстановка кабинета и др.;
• манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.).
Информация о превосходстве так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе. Кроме этих признаков, других у нас нет. Но эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами.
Феномен фиксации одежды нашел отражение и в фольклоре: «По одежке встречают, по уму провожают». Обычно принято акцентировать внимание лишь на второй части высказывания. Да, она более значима, но все-таки встречают-то «по одежке». Иногда в быту, да и во многих видах профессиональной деятельности, первая встреча, первый контакт имеет большое значение. Переоценивать их не надо, но и недооценивать тоже. Например, первый контакт играет важную роль при собеседовании, которые в наше время проводят почти все организации, подбирая новых сотрудников. В этом случае нас оценивают, прежде всего «по одежке», а уж потом берут на заметку профессиональные навыки, манеры, речь.
Например, в прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла, но и должна была носиться людьми определенного статуса и общественного положения. В средние века, когда церковь диктовала моду в одежде, вплоть до малейших деталей, любой житель средневековой Европы, лишь взглянув на человека, сразу понимал, кто перед ним.
В Китае вплоть до XX века самой распространенной одеждой был халат, причем женские и мужские халаты отличались лишь деталями. Все ходили в халатах, и социальное положение владельца халата определялось лишь фасоном и цветом. Так, халат желтого цвета мог носить только император, коричневого и белого цвета — престарелые сановники, красного и синего — герои. Студенты носили халаты голубого цвета, крестьяне — белого, бедняки — черного. Даже застежка говорила о социальном положении: чем оно было выше, тем сложнее делались петли. Таким образом, задача распознавания статуса в то время была довольно простой.
В настоящее время официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, нет запрещений или правил, каждый может надеть все, что захочет. Исследования показывают, что очень многие люди могут по одежде определить социальный статус человека, а также примерно указать род занятий. Хотя и нет жестких предписаний и ограничений, роль одежды в кодировании превосходства остается значимой, и связь одежды с социальным положением остается достаточно сильной.
Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь — цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы «вычисляем», видя качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить о цене одежды.
С социальным статусом, кроме цены, тесно связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального положения «строгой, официальной», причем чаще эти слова относятся к силуэту. Исследования показали, что «высокостатусным» является силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» — приближающийся к шару.
В деловом общении для подчеркивания роли высокого социального статуса принят официальный стиль — строгий деловой костюм.
В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека. «Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку» — гласит древняя поговорка. Именно поэтому все мы по манере поведения можем определить наше равенство или неравенство с другим человеком. Человек высокого социального статуса ведет себя независимо от окружающих и от ситуации.
В чем же проявляется превосходство в манере поведения? Скорее всего, его можно определить как независимость в различных ситуациях и обстоятельствах.
Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек показывает, что ему интересен тот, с кем он общается, его реакция, настроение, состояние и то, о чем он говорит. Внешняя независимость может выглядеть как высокомерие, наглость, уверенность в себе. Независимость от ситуации общения заключается в том, что человек как бы не замечает в разговоре некоторых аспектов — наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т. д. Такое поведение почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Расслабленная поза человека (развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Также бывает, что человек смотрит в сторону, в окно, рассматривает свои ногти – это явная демонстрация превосходства (кстати, люди зависимые обычно внимательно смотрят на собеседника, «заглядывают ему в глаза»).
Итак, действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения. Вследствие этого человек, с одной стороны, строит свое поведение в данный момент, с другой — при оценке личности партнера может допускать ошибки, описанные ранее: преувеличивать (или преуменьшать) те или иные качества человека.
Влияние фактора привлекательности (ошибка привлекательности)
Не менее важными являются ошибки, связанные с тем, нравится или не нравится нам внешне партнер по общению. Но если с определением знаков превосходства особых затруднений не возникает, то относительно знаков привлекательности этого не скажешь. Тут как раз возникают большие сложности.
Сложность этого вопроса вызвана тем, что все привыкли считать привлекательность только индивидуальным впечатлением, и мы внутренне сопротивляемся всяким попыткам ее как-то обобщить. Между тем мало для кого будет открытием тот факт, что в разное время существовали определенные каноны красоты, что у разных народов имеются свои, отличающиеся друг от друга каноны красоты. И, следовательно, привлекательность – ни что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой или группами, к которой мы принадлежим.
Знаками привлекательности являются усилия, которые затрачиваются человеком для того, чтобы соответствовать социально одобряемому типу внешности. Такие знаки фиксируются и запускают схему: человек относится к привлекательным персонам (и тогда переоцениваются все его невидимые качества), или к непривлекательным (и тогда происходит недооценка остального).
Под внешней привлекательностью понимается и физическая красота, и привлекательность в одежде, и привлекательность в манере выражения эмоций, движениях и т. д.
Ошибка привлекательности заключается в зависимости оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»). Если человек кажется нам привлекательным внешне, то мы невольно наделяем его и положительными личностными чертами, т. е. проецируем внешнее на внутреннее. Мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т. д., таким образом, переоценивая многие его личностные качества. И, наоборот, какие-то качества человека могут недооцениваться людьми.
На прямой вопрос: «Судите ли вы о внутренней привлекательности человека по его внешности?» — большинство людей, скорее всего, ответят отрицательно. Однако факты свидетельствуют о другом.
История знает поразительные примеры связывания человеческой внешности с характером. Показательна история английского короля Ричарда Третьего, «черной легенды» Британии. Судя по историческим данным, хроникам Томаса Мора, которыми воспользовался и В. Шекспир в своей пьесе, король, поднявшийся на трон «по трупам родичей и противников», в том числе и двух малолетних принцев, был отъявленным злодеем, да еще и горбатым хромым уродом. Но совсем недавно историки установили, что после смерти Ричарда враждебный ему клан подтасовал не только часть исторических сведений, где король изображался уродливым злодеем, но и заставил придворных художников переписать портрет Ричарда, «изуродовав» с помощью кисти и краски его лицо и фигуру (это установила специальная экспертиза). Как мы видим, связь внешности с внутренними качествами человека для многих нерушима. Враги короля, желая очернить его в глазах потомков, не ограничились клеветой на его дела, поскольку для них не подлежало сомнению, что злой человек некрасив. Благодаря трагедии Шекспира стереотип «некрасивый человек зол» укрепился в нашем сознании. Современность только подтверждает это.
Исследования психологов показывают, что между оценкой внешности человека по привлекательности и оценкой его психологических качеств существует сильная, хотя и неоправданная зависимость.
Очень хорошо это видно также на примере такого слагаемого внешности, как телосложение. Довольно давно многочисленными исследователями показано, что тип телосложения человека связан с некоторыми его психологическими чертами. Принято выделять три основных типа телосложения:
— эндоморфное (пикническое) — склонные к полноте люди;
— мезоморфное (атлетическое) — стройные, сильные, мускулистые;
— эктоморфное (астеническое) — высокие, худые, хрупкие.
Так, пикники обычно более общительны, склонны к комфорту, переменчивы в настроениях. Атлеты характеризуются высоким жизненным тонусом, любовью к приключениям, а астеники обычно более сдержанны, молчаливы, спокойны. В нашем сознании эти связи зафиксированы довольно прочно. Нам не представить чеховского «человека в футляре» толстяком, шекспировского весельчака сэра Джона Фальстафа — худым, нам не поменять образ астенического телосложения Дон-Кихота на пикническое Санчо Пансы. От одной этой, казалось бы, простой замены потеряет правдоподобие все повествование.
Однако, на первый взгляд, эти «конструктивные» элементы не имеют особого значения. Главное другое — какой тип телосложения социально одобряется, а какой нет. Например, в исследовании, проведенном американским психологом Бродели, испытуемым предъявляли пять мужских силуэтов разных типов телосложения. Нужно было дать описание возможных психологических свойств людей с предложенными силуэтами. Полученные ответы расположились следующим образом. Мускулистый, спортивный тип получил в описаниях устойчивые положительные оценки. Низкорослый толстяк (эндоморфный тип) — в большинстве случаев характеризовался отрицательно. Силуэты эктоморфного типа (высокие и худые) — занимали в оценке промежуточное положение, не вызывали такой благожелательной реакции, как спортивный тип, но и не подвергались критике, как толстяки.
Также в ходе одного из экспериментов психологи заранее приготовили фотографии трех групп людей, лица которых группой экспертов были оценены как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем участников эксперимента (мужчин и женщин в возрасте от 18 до 24 лет) спросили: «Что вы можете сказать о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографии людей?». «Красивых» людей и мужчины, и женщины описали как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, более богатых духовно, чем «некрасивых» и даже чем тех, что находились в категории обыкновенных. Кроме этого, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных. Таким образом, и здесь имеет дело фактор привлекательности.
Ошибка привлекательности, как оказалось, влияет не только на оценку личностных особенностей человека, но и на оценку результатов его деятельности. Действие этого механизма описано писателем В. Дорошевичем, современником Чехова, в трагикомическом рассказе «Писательница».
Пожилая некрасивая писательница Маурина замечает, что ее произведения — отнюдь не бездарные! — упорно не принимает ни одна редакция. Ей приходит в голову мысль уговорить свою знакомую, молодую и красивую гувернантку, оставшуюся без работы, ходить по редакциям с теми же рукописями, выдавая себя за Маурину. И происходит чудо. Нелюбезные ранее редакторы, неделями не удосуживавшиеся прочитать рассказ или повесть, теперь не только читают, но и публикуют эти произведения. На них действует красота и молодость девушки: «Интересно знать, что думает такая красивая головка… И откуда вы все это знаете?… Такая молоденькая женщина с взглядами, полными пессимизма…».
Когда девушка отказывается от «сотрудничества» и писательнице приходится вновь самой добиваться публикации, волна отказов, невнимания и пренебрежения повторяется. Совершенно очевидно, что здесь сыграл роль фактор привлекательности: внутренний мир пожилой и некрасивой женщины никого не интересовал, а переживания и мысли молодой красавицы привлекали внимание.
Влияние фактора отношения к нам (ошибка отношения)
Фактор отношения к нам действует следующим образом: люди, хорошо к нам относящиеся, кажутся нам значительно лучше и оцениваются нами выше тех, которые к нам относятся плохо.
Чем ближе чужое мнение оказывается к нашему собственному, тем выше наша оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имеет и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали.
Американские психологи Р. Низбет и Т. Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — отстранение, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно убедительными. Оценки студентов, с которыми преподаватель вел себя доброжелательно, оказались значительно выше, чем оценки его же, но в роли «отстраненного». Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных и, наоборот, негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные. Таково действие рассматриваемого фактора.
Как свидетельствуют все вышеописанные эксперименты, те или иные стереотипы далеко не всегда дают сколько-нибудь достоверную информацию о внутреннем мире и характере человека. Поэтому, хотя стереотип и служит главным средством идентификации в процессе восприятия другого человека, он выступает также в качестве психологического барьера на пути постижения и понимания уникальности партнера.
Люди, как правило, только тогда всерьез задумываются об особенностях характера и индивидуальности другого человека, когда он начинает выходить за рамки стереотипного восприятия, т.е. когда его поступки не согласуются с той схемой, которой он был уже заранее уподоблен по аналогии с восприятием и пониманием других людей, сходных с ним по внешним признакам поведения.
Идентификация, или уподобление, предполагает способность общающихся людей представить себя на месте другого, войти в его положение: испытать его внутреннее состояние, посмотреть на самого себя его глазами. В самом механизме уподобления людей друг другу заложены некоторые трудности и противоречия. Прежде всего, нельзя представить себя на месте другого человека, не побывав в «его шкуре». Самым эффективным способом снятия этого противоречия было бы, очевидно, поочередное вхождение в роли друг друга на практике, но в реальной жизни это невозможно.
Идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств. С другой, «может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального».
Существует теория, объясняющая процесс восприятия и понимания людьми друг друга через механизм идентификации. Она носит название-
Имплицитная теория личности — это достаточно сложное социально-психологическое явление, относящееся к внутреннему, большей частью неосознаваемому, психологическому миру человека.
Формально имплицитную теорию личности можно определить так: это — хранящееся в долговременной памяти человека устойчивое представление о том, каким образом связаны внешность, поведение и психология человека, как эти три стороны личности в типичных случаях жизни сочетаются или согласуются друг с другом у одного и того же человека.
Имплицитная теория личности — это образование, складывающееся под влиянием индивидуального опыта общения данного человека с разными людьми. Механизм формирования у человека имплицитной теории личности можно представить себе следующим образом. Встретившись с каким-либо новым для нас человеком, вступив в общение с ним, мы, прежде всего обращаем внимание на его внешность. Затем, уже в процессе общения с ним, мы продолжаем наблюдать за его поведением. В это же время мы начинаем строить гипотезы о его психологии и проверять их в процессе общения. В конечном счете, когда мы расстаемся с человеком, в нашей памяти от общения с ним остается тройной след, который включает в себя сведения о внешности этого человека, знания о его поведении и представление о его психологии. Все это связывается, ассоциируется друг с другом в нашем сознании и памяти.
Далее, мы встречаемся со многими другими людьми и получаем в итоге общения с ними аналогичные впечатления, включающие в себя те же три составляющие: внешние данные, поведение и психологические свойства. Впечатления от разных людей накапливаются в нашей памяти, и то, что в этих впечатлениях оказывается одинаковым (имеются в виду указанные составляющие образа и связи между ними), закрепляется, запечатлевается в памяти. Остальное, то есть случайные составляющие и связи, забывается. В итоге формируется обобщенный образ человека, включающий в себя типичные особенности внешности, типичные формы поведения и типичные психологические свойства в их взаимосвязи. Этот обобщенный образ и представляет собой имплицитную теорию личности. Будучи сформированной у данного человека, его имплицитная теория личности существенно, влияет на то, как он воспринимает и оценивает людей.
Подсчитано, что имплицитная теория личности образуется на основе обобщения множества единичных образов людей, число которых примерно равно количеству лет человека, умноженному на 10. Так, например, если человеку 17 лет, то его имплицитная теория личности сформировалась на основе примерно 170 частных образов людей; если человеку 25 лет, то его имплицитная теория личности сложилась на базе приблизительно 250 частных образов.
Имплицитная теория личности оказывает существенное влияние на восприятие и понимание людьми друг друга. От нее зависит, например, первичный образ незнакомого человека, который складывается в начальный период общения с ним. Механизм влияния имплицитной теории личности на образ можно описать так. Встречая нового для себя человека, мы невольно обращаем внимание на его внешность и сравниваем этого человека с теми людьми, с которыми раньше уже приходилось общаться. Обнаружив внешнее сходство незнакомого человека с кем-либо из людей, которых мы хорошо знаем, мы переносим на данного человека образ нашего старого знакомого, извлеченный из имплицитной теории личности, то есть, приписываем ему психологические свойства, которые вошли в имплицитную теорию личности, и ожидаем от него того же поведения, которое уже запечатлено в нашей имплицитной теории личности.
Если имплицитная теория личности, характерная для данного человека, верна, то он имеет возможность не только правильно воспринимать и оценивать людей, но и быстро строить правильные образы этих людей, причем задолго до того, как о них будет получена полная информация. Такое,
то есть возможность построения правильных образов людей при дефиците информации о них, бывает в том случае, если человек имеет богатый жизненный опыт общения с разными людьми в разных жизненных ситуациях. Если имплицитная теория личности данного человека неверна, то он может совершать серьезные ошибки при восприятии и понимании людей, приписывая им не те психологические свойства, которые есть у них на самом деле, и ожидая от них совсем не тех поступков, которых следовало бы ожидать. Это часто бывает в случаях, когда человек имеет весьма ограниченный, односторонний опыт общения с людьми.
Дадим определение. Механизмы
Таково определение: идентификация в психологии — это потребность человека устанавливать совпадения и схожести с объектом своего почитания. Отметим, что это внутренняя бессознательная потребность.
Мы говорим об отождествлении. Что стоит за этим? Каков механизм идентификации в психологии?
Об этом еще говорил З. Фрейд. Он стал первым, кто разработал этот механизм. Согласно Фрейду, человек, который воспринимает мир как систему загадок и таинственных вещей, не в силах самостоятельно осознавать истинное назначение окружающего мира и смысл бытия. Такому человеку нужна система ориентиров, чтобы получить возможность сопоставить себя с конкретным объектом.
На основании этого Фрейд рассматривал механизм идентификации как попытку слабого человека сопоставить себя с теми личностями, которые являются для него авторитетами. Слабый человек боится реальности. А подобный механизм позволяет ему уменьшить страх перед ней.
Стадии
Этапы отождествления со стороны криминалистики:
- Подготовка. Эксперты должны изучить имеющиеся данные о конкретном человеке, оценить информацию, отсеять бесполезные, лживые сведения. Если информации достаточно, составляется план проведения исследований, подготавливаются технические средства.
- Аналитика. Специалист начинает изучение свойств, признаков объектов и субъектов, которые замешаны в деле.
- Эксперимент. Он нужен, чтобы получить образцы изучаемых субъектов.
- Сравнение. Этап отождествления объектов.
Последняя стадия — обобщение полученной информации, ее анализ, составление выводов, фиксация результатов. Итоги экспертизы фиксируются в специальных актах.
Составляющие идентификации
Когда человек отождествляет себя с кем-то, он примеряет на себя параметры той личности. Ориентируясь на них, бессознательно пытается превратиться в объект подражания, смотреть на мир его глазами. Психологи выделяют следующие составляющие идентификации в психологии:
- Перенос в свой внутренний мир ощущений объекта подражания, принятие его жизненных установок и ценностей.
- Проецирование той личности на себя. Человек начинает продолжать объект подражания собой, то есть отождествлять себя ему. Это способствует переносу на ту личность в себе собственного характера, эмоциональной составляющей, желаний и т. д.
- Попытка «прожить жизнь» объекта отождествления. То есть принятие и усвоение его поведенческого характера.
Идентификация в психологии
Это процесс, в котором человек полностью отторгает себя. Он проецирует объект отождествления на свою сущность, пытается стать тем, кем никогда не был. То есть, уходя от себя, такой индивид примеряет чужую роль и пытается ее играть — если говорить простыми словами.
Для развития и формирования личности — это нормальный процесс, проявляемый еще в детстве.
Какой пример идентификации в психологии можно привести? Отождествление ребенка с отцом. Сын или дочь пытаются усвоить способ мышления любимого родителя, его действия.
Чем отличается идентификация от имитации? Ведь часто эти понятия путают. Их основное различие в том, что имитация — осознанное подражание кому-либо. А идентификация происходит на бессознательном уровне. Пока человек проходит свой индивидуальный путь, она действует. Но иногда индивид никак не может найти себя. И тогда идентификация превращается в барьер, тормозящий развитие человека, приобретает характер патологии.
Идентификация психологических функций
Она приводит к созданию вторичного характера. То есть индивид переводит свою истинную индивидуальность в бессознательное состояние тем, что очень сильно отождествляет себя с самой развитой функцией.
В психологии проблема гендерной идентификации относится как раз к такому типу. Что она из себя представляет? Один из аспектов половой принадлежности. определяется как самоидентификация персоны с определенным гендером. То есть это ощущение себя женщиной, мужчиной или промежуточное состояние. Такое существует, как бы это странно ни звучало.
Гендерное отождествление, как правило, соответствует биологическому полу. Но это бывает не всегда.
Половая идентификация. Личность относит себя к одному из полов, а значит, ориентир ее — соответственные данному полу требования.
Отличительные черты криминалистической идентификации
1) является одним из методов доказывания и осуществляется с целью установления истины по делу;
2) целью криминалистической идентификации является установление индивидуально-конкретного тождества;
3) в процессе криминалистической идентификации приходится иметь дело с незначительными (а иногда – с ничтожно малыми) количествами веществ и следов отображения;
4) криминалистическая идентификация осуществляется по определённой системе: сначала используются методы, которые не приводят к изменению свойств изучаемого объекта (описание, фотографические методы, микроскопические методы исследования), а затем – все иные методы (физические, химические);
5) криминалистическая идентификация осуществляется в установленные законом сроки;
6) формы идентификации регламентированы законом: т.е. эксперт должен представить свои выводы в виде заключения эксперта.
Защитный механизм
Идентификация в психологии может представлять собой защитный механизм. Это представление о ком-то как о самом себе. Самый яркий пример подобного механизма — отождествление родителями себя с собственными детьми. Родитель проецирует на ребенке собственные желания и потребности, а затем предписывает себе его достижения. Например, мама всю жизнь мечтала быть пианисткой. Но стала бухгалтером. Она создает такие предшествующие факторы в окружающей среде, чтобы ее дочь пошла по этому пути. Против воли ребенка. А когда та добивается успеха, мама гордится собой так, если бы это она состоялась как пианист.
Понятийный аппарат теории криминалистической идентификации
Идентификация
– это процесс установления тождества.
Тождество объекта
означает неповторимость индивидуально-конкретного объекта и его равенство самому себе.
Идентифицировать объект
– это значит: индивидуализировать его, установить его равенство с самим собой.
Идентификационный период
– это период, прошедший с момента отражения информации и до момента её использования в идентификационном исследовании.
Искомый объект
— это единичный материальный объект, оставивший следы на месте совершения преступления. Например, пистолет «ПМ», следы выстрела из которого остались на пулях и гильзах, обнаруженных и изъятых в процессе осмотра места происшествия.
Проверяемый объект
— материальный объект, который лишь предполагается искомым, но в процессе идентификационного исследования может оказаться объектом, не имеющим никакого отношения к расследуемому делу. Например, пистолет «ПМ», обнаруженный и изъятый при обыске на квартире подозреваемого в убийстве, в результате проведенной баллистической экспертизы оказался не искомым объектом, поскольку следы выстрелов, заряжания и экстрагирования, выявленные на пулях и гильзах, изъятых на месте происшествия, образовались при стрельбе из другого пистолета.
Прямая идентификационная связь
— непосредственная связь между идентифицируемым объектом и отображением его свойств(признаков) в следах.
Обратная идентификационная связь
— возвратное отражение свойств (признаков) взаимодействующего объекта, воспринятое искомым объектом.
Идентификационный признак
— это свойство объекта, удовлетворяющее определенным требованиям, позволяющим достоверно установить видовое отличие и характерные особенности исследуемого объекта.
Идентификационное поле
— это комплекс идентификационных признаков по их соотношению друг с другом, местоположению и иным особенностям в сравниваемых объектах.
Идентификационный цикл
— процесс выделения, всестороннего анализа отдельного признака или группы признаков, а затем их сравнительного исследования и последующей оценки.
Адаптивный процесс
Рассмотрим отождествление как адаптивный процесс. В чем он состоит? В попытках стать похожим на определенного человека, перенять его черты. Вместо индивида может быть группа людей. Это начинается с детства, поэтому изначально идентификация достаточно примитивна. Со временем идет сильнейшая эмоциональная привязанность к выбранному объекту, или к группе людей, Человек ощущает себя единым с ними и «вбирает» не только черты характера и его особенности, но и ценности, установки и образцы поведения группы или объекта поклонения.
Адаптивная идентификация может меняться со временем. Например, если в школьные годы ее объектом был местный хулиган и это придавало определенный социальный статус, то вряд ли взрослый человек захочет иметь статус преступника.
Уровни глубины конформизма
Есть много уровней глубины конформизма.
Это:
- Подчинение
, которое происходит только тогда, когда группа давления присутствует физически. Когда он исчезает, человек возвращается к своим убеждениям или поведению. Мотивом действия чаще всего является страх наказания или отказа со стороны группы. - Идентификация
— это более глубокая форма конформизма. Он появляется даже тогда, когда группы физически нет. Об этом говорят, когда индивид идентифицирует себя с группой, в результате чего его поведение адаптируется к идеям индивида. - Интроекция
(или интернализация) — глубочайшая форма конформизма, предполагающая признание определенных норм и ценностей своими собственными. Это одна из задач социализации.
Психологически неустойчивый характер: стоит ли бояться?
Интересные факты об идентификации по Фрейду
З. Фрейд вывел два ключевых направления идентификации в психологии: эротическая и миметическая. Первая относится к тем людям, которые выступают объектом вожделения. Вторая — это те люди, на которых равняется индивид. Иными словами – те, на которых хотят быть похожими.
Именно миметическая идентификация служит «ниточкой». С ее помощью можно управлять не только одним человеком, но и толпой. Группа людей отказывается от собственных идеалов и переводит внимание на одного общего лидера. Другое дело, что нужно хорошо постараться, чтобы завоевать авторитет среди толпы.
Резюмируем
Что запомнить из статьи?
- Идентификация в психологии — это отождествление себя с каким-то человеком, группой людей или образом.
- Бывает первичной и вторичной. Первичная свойственна для ребенка, вторичная — для взрослого человека.
- Механизм идентификации, по Фрейду, в том, что слабый человек не может опираться на себя. Ему нужен авторитет, с которым он станет отождествлять свою сущность.
- Идентификацию можно рассматривать как защитный механизм и как адаптивный процесс.
- Защитный механизм — это перенос своих желаний на иной объект, при этом достижения этого объекта расцениваются как собственные. Свойственно родителям по отношению к детям.
- Адаптивный процесс — попытка стать похожим на отдельного человека, или на группу людей, перенять его/их ценности.
- По Фрейду идентификацию разделяют на миметическую и эротическую.
Эмпатия
Со временем человек отдалятся от родителей и может перенимать поведение и черты характера литературных героев. Храбрость в экстремальной ситуации, честность, доблесть и прочее может быть заслугой книг, на которых воспитывался малыш или подросток. Подробнее о том, что такое эмпатия, у меня есть отдельная статья.
Воздействие фильмов более слабо, так как период их воздействия на психику человека кратковременный. Отождествление с героем художественного произведения помогает лучше понять произведение и вызывает яркие эмоции, переживания.
В юном возрасте у многих девушек проявляется склонность к чтению романтической литературы. Из книг они больше узнают о том, как ведут себя истинные леди, в следствии чего у них самих появляются такие черты как нравственность, деликатность, женственность.
Стремление к идентификации вы можете использовать в собственных целях. К примеру, во время развода рекомендуется читать книги о сильных женщинах, для развития уверенности в себе — героический эпос.
Кстати, очень интересно про все это написано в книге Юлии Фоминой «Психологические особенности сказочных героев и идентификация личности». В ней как раз рассказывается как сказки влияют на ребенка и к каким последствиям приводят во взрослой жизни. Кто знает, может в этом произведении кроется ответ на вопрос: «Почему я такой?».