Что такое мотивация и зачем она нужна?
Если говорить простыми словами, то мотив – это та причина, по которой мы хотим достичь некой цели.
Понятно, что позитивные мотивы действуют намного эффективнее. Когда мы на самом деле чего-то сильно желаем, двигаться к цели значительно легче. Ожидание вознаграждения или получение искреннего удовольствия от действия и будут способствовать позитивной мотивации.
Любое развитие человека (профессиональное и/или личностное) не обходится без мотивации. В психологии мотивация определяется еще и как процесс управления совокупностью мотивов, побуждающих личность действовать. То есть, грамотный специалист способен корректировать мотивы клиента для того, чтобы цель была достигнута с наилучшим результатом.
Основные мотивы человека, примеры
К главным стимулирующим и определяющим поведение индивида факторам относят те, которые направлены на биологическое выживание. Они заложены природой и не изменяются волевым усилием.
Некоторые такие мотивы носят цикличный характер – прием пищи, фазы сна и бодрствования. Очевидные примеры – добыча еды, извлечение дополнительных ресурсов. Основные мотивы стимулируют трудовую деятельность отдельной личности, экономические процессы в социальных формациях.
Накопление материальных ценностей, производство базовых предметов обихода и продуктов питания преследуют цель удовлетворения естественных человеческих потребностей. Сюда можно отнести изготовление средств обогрева. Мотивами такой деятельности служит увеличение продолжительности жизни.
Мотив – это в психологии стремление индивида удовлетворить собственные базовые потребности. Такие соображения заставляют государства развивать науку, технологии, медицину. В основе сложных экономических, социальных процессов лежит простое стремление удовлетворить базовые потребности всех членов общественной формации.
Многим основным мотивам не придают значения в повседневной жизни, но они выступают движущей силой любой деятельности. К таким стимулирующим факторам относится подсознательное желание избежать опасности, продиктованное инстинктом самосохранения.
Поиск убежища, желание защитить себя, создать самые благоприятные условия для жизни считаются основными и фундаментальными мотивами. Главными поведенческими стимулами служат индивидуальные психологические особенности, оказывающие сильное влияние на действия человека в разных ситуациях.
Они социально обусловлены или носят персональный врожденный характер. Мотивация может быть функциональной и служить целям культурного развития личности. Такие стимулы заставляют покупать дорогие билеты на концерт, в театр, на выставку современного искусства.
Признаки мотивированной личности
Заряженных на действия людей можно легко узнать. Они:
- оптимистичны (замотивированная личность заранее уверена в хорошем результате);
- активны (демонстрируют энтузиазм, что помогает не останавливаться в процессе достижения цели);
- настойчивы (следуют правилу, что с любыми возникающими препятствиями можно справиться);
- сконцентрированы (стараются не отвлекаться на мелочи);
- уверены в себе (ощущают себя как цельную личность со своими недостатками, но при этом не только умеют использовать сильные стороны характера, но и работать над слабыми).
Проблема борьбы мотивов
Одновременно и параллельно индивид находится под влиянием многочисленных разнонаправленных стимулирующих к действию факторов. Это важнейшее понятие волевой деятельности. Борьба мотивов направлена на определение главенствующего и доминирующего стимула.
Ее логичным исходом служит становление зрелой личности, осмысление жизненных приоритетов, способность самостоятельно принимать решения. Некоторые побуждения имеют амбивалентное значение. Пример: стоит ли принять помощь неприятного или априори недружелюбного человека.
Преследующие индивидуума на протяжении всей жизни подобные дилеммы составляют суть борьбы мотивов. Типичный пример – выбор между позитивными, но несовместимыми целями. Для принятия решения часто требуется проявить силу воли. Не рекомендуется делать сложный жизненный выбор под влиянием эмоций.
Мотив – это в психологии еще и постоянная борьба разнонаправленных стимулов и побуждений. Четкое определение ценностных ориентиров помогает делать безошибочный выбор. Психологи рекомендуют составлять личную мотивационную схему для облегчения внутренней борьбы.
Виды мотивов в психологии
Психологи насчитывают множество обстоятельств, которыми руководствуется человек в достижении целей, поэтому четко определить классификацию мотивов непросто, тем более, что зачастую одновременно несколько причин побуждают к действию. Принято считать, что основными двумя видами мотивации будут внутренняя и внешняя.
1. ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ
возникают от собственных мыслей, увлечений, потребностей в положительных эмоциях и желание получить удовольствие от своих действий. Примерами внутренней мотивации будет стремление:
- к достижениям (улучшение профессиональных качеств, качества жизни, повышение по службе, приобретение желаемого социального статуса);
- к личностному росту (характеризуется стремлением обучаться новому, совершенствоваться, менять поведение);
- к социальной потребности (желание найти единомышленников, приобрести поддержку и привязанности в общении/дружбе/любви);
- к власти и признанию (для установления контроля над своей жизнью и/или жизнью окружающих).
2. ВНЕШНИЕ МОТИВЫ
не зависят от личных желаний человека, а диктуются обстоятельствами (общественным мнением, законами, событиями в мире, правилами, погодными условиями, стремлением получить поощрение или избежать наказания). Примерами внешней мотивации будут:
- материальное вознаграждение (деньги – один из самых простых и понятных способов получить отдачу за свои действия);
- признание заслуги (когда нас хвалят за работу и ставят в пример другим, мы также получаем сильное моральное удовлетворение);
- страх (желание избежать неудобной, сложной ситуации, боязнь выговора или штрафа тоже являются стимулами к действиям).
Внешние и внутренние мотивации могут влиять на действия личности как отдельно, так и в комплексе. Например, ученик старается выполнить домашнее задание хорошо. Он может это делать сразу по нескольким причинам: из искреннего интереса к данному предмету, чтобы не огорчать родителей, чтобы получить хорошую оценку и похвастаться перед приятелями.
Функции мотивов
Для объяснения подоплеки любой манеры поведения, реакций на изменения условий или поступка в психологии применяют экстринсинвые (внешние) либо интринсивные (внутренние) причины. Они тесно связаны с базовыми функциями мотивов. Таковых насчитывается 3 – побуждение, направление, регуляция.
К внешним определяющим поведение индивида факторам причисляют психоэмоциональные качества:
- удовлетворение естественных потребностей;
- достижение поставленных целей;
- реализацию собственных желаний;
- следование своим интересам или увлечениям.
Руководящие поведением стимулы базируются на функциях мотивов. Побуждение провоцирует на совершение определенных действий, придает психоэмоциональным импульсам или душевным порывам актуальность.
Направляющая функция помогает избрать верный путь решения задачи. Регулирующая заставляет придерживаться царящих в социальной среде или общественной группе нравов, норм и правил. Она придает внутренним мотивам легитимность.
Аналогичным образом функции влияют на внешние стимулы. При руководстве экстринсивными мотивами они активируют другие характеристики индивида. Поэтому мотивационные функции в психологии рассматриваются в двойственном контексте.
Некоторые относятся к категории биологических, считаются врожденными и обеспечивают выживание. Такие функции побуждающих к действию факторов направлены на удовлетворение базовых физиологических потребностей – утоление голода, жажды, сон.
Они присущи любому биологическому организму, поскольку продиктованы природой. Материнский инстинкт считается одним из мощнейших побуждающих факторов. К биологическим функциям мотивов причисляют терморегулирующую, выделительную, стремление избежать боли или дискомфорта.
Людям свойственные вторичные стимулирующие факторы, приобретенные в процессе жизни, продиктованные сложившимися внешними условиями, социальным окружением. Интерпретации функций мотивов приведены в таблице.
Функция | Характеристика |
Баланс | Активируется, когда индивид испытывает дефицит в чем-либо и действует до восстановления утраченного равновесия. |
Потребности | Служит ответом на желание удовлетворить физиологические, психоэмоциональные, эстетические или другие потребности. |
Когнитивная | Побуждает к выполнению действий, направленных на достижение поставленной цели или решение текущей задачи. |
Поведенческая | Диктуется социальными правилами и нормами, может меняться в зависимости от внешних условий. |
Мотив имеет избирательные функции и индивидуальные свойства, меняющиеся с течением времени. В психологии это называют адаптивной способностью. Побуждающие факторы и их функции неодинаковы по силе воздействия на личность.
Этапы мотивирования
Мотивация – это обширный процесс, который проходит в несколько этапов.
- В начале пути у человека возникает потребность, которую он желает удовлетворить.
- На следующем этапе выявляются способы, как именно это сделать.
- Далее ставится конкретная цель – чего именно нужно достичь в финале.
- Последний этап самый длительный – это будут, собственно, конкретные действия, работа в выбранном направлении.
При успешном результате человек добивается желанной награды и остается доволен. Если же случился провал – это может негативно сказаться на будущих планах. Понятно, что в следующий раз мотивировать человека, который уже потерпел неудачу, будет намного сложнее.
Организовать комфортную среду для роста продуктивности и выбрать конкретный способ мотивации помогают практические психологи, ведь нужно учесть индивидуальные особенности личности, сопутствующие факторы ее жизни и другие важные моменты.
Научиться методам оказания психологических услуг поможет наш дистанционный курс обучения по практической психологии. Вы не только освоите все техники диагностики и коррекции психологических состояний, но и получите право применять их на практике, чтобы помогать людям в решении их проблем и достижении целей.
Что такое соподчинение мотивов?
Это ключевое понятие в формировании, развитии личности. Первые признаки соподчинения мотивов возникают в раннем возрасте. Разные стимулирующие факторы утрачивают равноправное значение, образуют систему личностных ценностей, жизненных ориентиров.
Такое построение называют индивидуальной мотивационной схемой. Доминирующие и второстепенные побуждения составляют иерархию, в которой наблюдается различие уровней, силы воздействия.
К числу соподчиненных мотивов подросткового возраста относят:
- самоутверждение;
- стремление достичь спортивного успеха;
- зарождение нравственных качеств;
- поведенческую оценку.
Для предотвращения этической деформации личности соподчиненные мотивы выстраивают в иерархическую систему воспитательно-образовательными средствами. Самый сложный момент в период психологического становления индивида – выбор между личностными и социальными ценностями.
Соподчинение мотивов формируется в борьбе этих факторов для создания разумного компромисса. Она начинается в дошкольном возрасте. Результатом этого поэтапного процесса считается мотивационная готовность, которая тесно связана с понятиями познавательного интереса и инициативности.
Методы мотивации
Чтобы максимально увеличить шансы на успех, важно сразу начать с правильной мотивации и поддерживать методологические ходы в течение долгого времени. Мы собрали для вас советы, как это сделать.
- Начинайте с малого
. Чем легче и проще первоначальная цель, тем лучше. Например, если вы хотите заняться спортом, не планируйте сразу двухчасовые интенсивные нагрузки, а тренируйтесь первую неделю по 3-5 минут в день. - Одной цели достаточно на старте вашего пути.
Множество параллельных целей рассредоточат внимание и силы, и возникнет большая вероятность, что вы не достигнете в итоге ничего. Лучше сосредоточить все ресурсы на каком-то одном пункте. - Заявите о цели публично.
Мы все избегаем неловкости, которая возникает, если не получилось сдержать свое слово. Рассказать друзьям или коллегам о своих планах – означает взять на себя ответственность за результат. - Предвкушайте победу.
Позитивный настрой и вера в себя – очень важные поддерживающие факторы на этом этапе.
Категория личность в истории псих-и
Категория личность
появилась в психоло-гии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека, развитии его представления о себе и оценки себя ставились еще в античности. Однако в то время понятияличность
и
человек
рас-сматривались как тождественные, не существовало и современных понятий
личность, индивид
и
индивидуальность.
На протяжении длительного времени, как уже отмечалось, ведущим предметом психологии было познание, а категории образа и внутренней, ум-ственной деятельности оставались ведущими. Недаром известный ученый В.Вундт говорил о диктате «интеллектуализма» в психо-логии, противопоставляя свою волюнтаристскую психологию прежней, изучающей в основном «человека познающего», а не чувствующего. Лишь с появлением школы глубинной психологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ею в современной психологической науке, хотя и в настоящее время разные школы (гуманистическая, глубинная, отечественная психо-логия) рассматривают структуру, генезис и движущие силы разви-тия личности по-разному.
Теория принципов постановки целей Э. Локка
Главной идеей теории стало то, что качество и особенности жизни человека напрямую зависят от целей, которые он ставит перед собой, поэтому цели должны составляться с учетом недостающих для счастья факторов по следующим принципам:
- Конкретная задача (человек должен четко понимать, что именно и как нужно сделать);
- Цель не должна быть легкодостижимой и не требующей затрат сил и времени.
- Человеку легче стремиться к результатам, если цель поставлена им самим и является его собственным желанием.
- Необходима обратная связь (без взгляда со стороны сложнее оценить свой потенциал и результат).
- Готовность использовать все ресурсы для достижения результата.
Определение
Что такое мотивация? Чтобы иметь хоть малейшее представление о таком понятии, как мотивация, разберемся с его определением. По-латыни «muvere» (двигать) дает определение слову «мотив», которое является производной слова «мотивация».
Таким образом, можно дать несколько вариантов понятия этого слова:
- побуждение к действию;
- психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
- совокупность побуждающих факторов, определяющих активность человека.
Примером может послужить желание, вызванное голодом. Человек стремится добыть еду, для того чтобы удовлетворить свое желание. Положительные эмоции вызывает то, что цель близка, а отрицательные – если таковой возможности в ближайшее время не предвидится, в этом случае появляется неудовлетворенность.
Теория потребностей МакКлелланда
Смысл теории в том, что человек не должен заниматься уже удовлетворенными потребностями, а сделать упор на потребностях более высшего уровня:
- на стремлении к успеху, профессиональному и личностному росту;
- на желании быть частью социума и занимать в нем престижное положение;
- на приобретении власти, которая предполагает формирование высокой доли ответственности и дает возможность контролировать жизнь других людей.
Надеемся, что наша статья принесет вам пользу и поможет сделать шаги к мобилизации всех внутренних ресурсов для улучшения жизни.
Применение в разных сферах
Психологи выделили разные способы мотивации, которые можно эффективно использовать в работе, отношениях и т. д. К наиболее эффективным относятся методики, применяемые в психологии, менеджменте, экономике.
В психологии
Методики:
- Самовнушение — процесс, с помощью которого человек самостоятельно воздействует на свою психику. Основная цель — изменение поведения, поступков, убеждений, интересов. С помощью самовнушения человек может сделать свое поведение несвойственным. Чтобы метод сработал, необходимо подготовить список установок, утверждений, которые кажутся правильными. При составлении утверждений нельзя использовать частицу «не».
- Аффирмации — выражения или небольшие тексты, с помощью которых можно оказать влияние на человека на психологическом уровне. Чтобы аффирмации сработали, нужно разделить чистый лист бумаги на две части. Слева написать негативные утверждения, которые вызывают страх, тревогу, справа — положительные. Важно подробно расписать негативные утверждения, чтобы выявить скрытые страхи. После этого необходимо разрезать лист на две части, сторону с положительными аффирмациями постоянно носить с собой, зачитывая их каждый день.
- Самомотивация — стремление, желание продолжать деятельность при потере естественной мотивации. Нужно постоянно искать причины, которые заставят продолжать действовать, чтобы не опускать руки.
В менеджменте
Методики мотивации, применяемые в менеджменте:
- Экономические — материальное стимулирование. К ним относятся — повышение заработной платы, материальная помощь, премии, ссуды.
- Неэкономические — морально-психологические или организационные. К ним относится похвала, поддержка, одобрение, доверие, уважение, порицание, перспективы к дальнейшему росту, делегирование полномочий, задач.
Мотив: устойчивый и неустойчивый
Устойчивый мотив, конечно же, основан на нуждах индивидуума. Подобные потребности существуют достаточно длительное время, а вот неустойчивые быстро меняются. Внутренние запросы личности устойчивы и медленно изменяются. Сюда можно отнести:
- видение мира;
- интересы;
- увлечения;
- вкусы и пристрастия.
Внешний мотив подвержен постоянным изменениям, так как общественное мнение (к которому часто люди невольно прислушиваются), погода, взгляды и интересы социума — находятся в неустойчивом состоянии.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.