Стороны общения тесно взаимосвязаны между собой. Всего выделяют три аспектных стороны коммуникационного взаимодействия индивидов, а именно коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной деятельности и в качестве особой деятельности. Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.
Три аспекта общения
Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
В психологии выделяют три ключевые стороны общения:
- коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
- перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
- интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Каждая сторона имеет ряд особенностей.
Стереотипы восприятия.
- Эффект ореола – стремление судить о положительных свойствах характера на основе восприятия внешности. Приписывание отрицательных свойств – эффект антиореола.
- Установка – бессознательное стремление определённым образом думать о человеке или относиться к нему под влиянием чужого мнения или собственного опыта.
- Каузальная атрибуция – приписывание мотивов поведения на основе установок.
Для того чтобы избавиться от стереотипов или шаблонов восприятия, важно обладать рефлексией – уметь отражать себя.
Коммуникативная сторона речи
Определение 1
Коммуникация — тип активного взаимодействия между объектами любой природы, который предполагает информационный обмен.
Коммуникация между людьми выделяется следующими специфическими особенностями:
- Во-первых, в ней бесспорно должны находиться два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их обоюдное информирование подразумевает устройство совместной деятельности.
- Во-вторых, в ней должна присутствовать возможность обоюдного влияния партнеров друг на друга посредством концепции знаков. Иными словами, обмен информацией в данном случае подразумевает влияние на поведение собеседника и изменение состояния участников процесса коммуникации.
- В-третьих, влияние в коммуникации может исполняться только при наличии единой концепции декодификации и кодификации у коммуникатора (человека, который направляет информацию) и реципиента (человека, который ее принимает).
- В-четвертых, всегда вероятно появление барьеров коммуникации. В данном случае четко прослеживается связь, которая существует между отношением и общением.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Стороны общения в психологии 440 ₽ Реферат Стороны общения в психологии 270 ₽ Контрольная работа Стороны общения в психологии 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Модель коммуникативного процесса, как правило, содержит в себе пять составляющих: коммуникатор ‒ сообщение (текст) ‒ канал ‒ аудитория ‒ обратная связь.
Определение 2
Коммуникационная сторона ‒ это способ психологического влияния на собеседника. В период передачи информации один человек оказывает воздействие на другого. Чем лучше сформированы навыки общения у субъекта, тем выше степень его влияния на собственных собеседников.
Информация предоставляется на двух уровнях:
- Побудительный. Это реплики просительного, командного, рекомендательного характера. Они высказываются с задачей стимулирования человека на выполнение какого-либо действия.
- Констатирующий. Речь на данном уровне носит уведомительный характер, которая обращена на обеспечение каких-либо сведений. Колеблется от безучастного преподнесения до активного убеждения.
Итог
Человек с самого детства обучается речи, которая позволяет ему более быстро и легко передавать свои мысли, возражения и идеи. Однако в процессе общения существует множество скрытых аспектов, которые должны реализовываться человеком для более глубокого и точного взаимодействия с окружающими.
В процессе общения важным остается понимание как самого собеседника, так и его сообщений, которые он передавал человеку. Если все будет воспринято правильно, тогда у человека не останется вопросов. Он будет все очень четко и ясно понимать для себя, без каких-либо догадок и домыслов, которые часто бывают ошибочными.
Интерактивная сторона общения
При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:
- кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями;
- конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели);
- конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач;
- корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»).
Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.
Замечание 1
Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Общество накладывает на человека определенные обязательства, которые он должен осуществлять.
Множественные ритуалы и правила обращены на регулирование поведения субъектов, которые разумно осуществляют контроль собственных действий и поступков.
Масштаб социальных норм, на основе которых работает концепция интерактивного общения, довольно велик.
Это и модели поведения, определенные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о достоинстве и чести, и простые правила воспитания и вежливости.
Одобряемая модель поведения, в которой человек стремится соответствовать, находится в зависимости от его личных черт: возраста, пола, обязанностей, социального статуса. Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости.
Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли.
Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.
Техники активного слушания
предполагают следующие действия (вербализации):
- Проговаривание. Собеседник дословно повторяет высказывания партнера, при этом он может начать с воной фразы: «Как я вас понял, ….», «Другими словами, …» и т.д.
- Перефразирование. Собеседники воспроизводит высказывание партнёра в сокращённом и обобщённом виде, кратко формулирует самое существенное в его словах. «Вашими основными идеями, как я понял, являются…»; «Итак, ..»
- Развитие идеи. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнёра: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»
Вербализации выполняют следующие функции:
- Позволяет собрать информацию.
- Позволяет отобразить наиболее важную информацию.
- Помогает уточнить, правильно ли вы поняли партнера.
- Помогает лучше запомнить информацию.
- Помогает осмыслить информацию.
- Помогает подвести итоги.
- Помогает держаться в русле проблемы.
- Является средством ориентации на партнёра.
- Помогает лучше понять свою проблему.
- Помогают закрепить точку зрения партнёра.
- Даёт время на обдумывание.
- Вербализация помогает использовать механизм паузы.
Стадия «поиск совместного решения». Её ещёчасто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнёра.
Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения
Существует две основные стратегии аргументации – по восходящей и по нисходящей.
Стадия «Принятие решения»
Четвёртая стадия – стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того, насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Очень важно уделить внимание тому, чтобы принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент – это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом принятия решения, а, следовательно, и друг другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова.
2.2. Невербальные коммуникации
Невербальная коммуникация — это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности. К. н. имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный круг значений, и выполняют функции сообщения.
Невербальную коммуникацию по признаку средств предъявления информации можно разделить на кинестетику, пара– и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).
Кинестетика – это один из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики различных частей тела человеческого организма. Если мы имеем в виду в основном руки, то это – жестикуляция (язык жестов). Если мы имеем в виду мускулы лица, то это – мимика. Если же позы человека, то это – пантомимика (язык тела).
Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Однако следует иметь в виду, что употребление одних и тех же кинестетических приемов (жестов, поз, выражений лица и т. п.) в разных народных культурах может иметь различное толкование. К примеру, V-образ-ный знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Европы этот знак означает «Победа!» – неважно, повернута ли ладонь к себе или к зрителю. Таких примеров различного толкования определенных жестов в разных национальных культурах можно привести множество.
Паралингвистика – это система вокализации (тембр голоса, его диапазон, тональность и др.).
Экстралингвистика – это система, определяющая темп речи и включающая «добавки» к вербальной информации (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех и т. п.).
Проксемика – это область пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл предложил методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению, свойственные для американской культуры) составляют: интимная зона – 15–46 см; личная зона – 46-120 см; социальная зона – 1,2–3,6 м; общественная зона – более 3,6 м.
Список литературы
- Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991. – 144 с.
- Бодалёв А.А. Личность в общении. – М., 1983. – 271 с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980. – 238 с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для преподавателей. — Новосибирск; М.: Изд-во Новосиб. ун-та; Совершенство, 1997. — 171 с.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 2006. – 304 с.
- Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 — 415с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — с. 252.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Общая психология : Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского, М. Прогресс 1980. — 422 с.
- Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). — M.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 139 с.
- Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — 656 с.
- Сравнительный анализ систем обнаружения атак или вторжений
- Сравнительный анализ систем обнаружения атак или вторжений
- Возможности векторного редактора CorelDraw
- Общие характеристики скриптовых языков. Язык Python
- Правовые акты управления: понятие, функции и формы
- Применение OLAP-технологий в бизнесе
- Утомление и восстановление
- Современные системы физических упражнений
- Методические принципы физического воспитания («Физиология физического воспитания и спорта»)
- Экономическая эффективность и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс
- Занятия гимнастикой и ее влияние на здоровье
- Основы невербальной коммуникации