Виды вниманияПроизвольное и непроизвольное внимание

Происходящее вокруг человека постоянно влияет на его сенсорную систему, но не все раздражители она отражает одинаково точно. Человек, увлеченный беседой с другом, игрой или работой, другим важным для него занятием, может не замечать происходящего вокруг. Четко воспринимается и осознается только то, что происходит в поле зрения, все же остальное отступает на второй план. Внимание — это

именно то, что обеспечивает осознавание процесса, на котором сосредоточен человек.

Что такое внимание

Вниманием называют восприятие, избирательно направленное на конкретный объект, который вызывает повышенную заинтересованность. Это обязательное условие овладения новыми знаниями, навыками, выполнения любой задачи. Внимание, как психическая структура, придает осознанный характер деятельности человека, стимулирует и регулирует ее.

Действовать — значит быть внимательным к объектам деятельности. Напряжение во время осуществления какой-либо деятельности всегда связано с напряжением внимания. Оно служит внутренним условием психической активности, благодаря которой раздражители, воспринимаемые органами чувств, отражаются в сознании субъекта, а каждый акт целенаправленной деятельности становится осознаваемым.

Если отвечать на вопрос о том, что такое внимание

, более простыми словами, то это то, от чего зависит полнота, ясность, четкость восприятия и представлений при решении ежедневных задач.

Внимание — психологическое явление, тесно связанное с природным приспособлением организма к выживанию во внешней среде, ориентировочными рефлексами. Они проявляются в более четких установках на максимально ясное восприятие значимых для человека явлений.

Физиология внимания более сложная. Большое значение в возникновении сосредоточенности принадлежит ретикулярной формации. Это сеткообразное образование в головном мозге, усиливающее значимые внешние сигналы, пропускает их в кору мозга и загаживает менее значимые. Это способствует отсеву стимулов, достигающих зоны осознания.

Разная активность человека актуализируют разные виды внимания — непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

Произвольное внимание связано с сосредоточенностью сознания человека на объекте-раздражителе. Этот вид внимания актуализируется именно потому, что сам объект или его особенности привлекают, а часто заставляют полностью сосредоточиться на них. Раздражители отличаются внезапностью, выразительностью, большой интенсивностью, новизной, контрастом, выделением на определенном фоне, подвижностью в пространстве. Например, раздражителем может быть грохот проходящего поезда, который заставляет повернуть голову в сторону железной дороги всех, кто находится рядом и слышит его, или звук низко летящего самолета.

Такая сосредоточенность является проявлением первой, эволюционно и онтогенетически наиболее ранней формы внимания.

Произвольное внимание — следующая, более совершенная форма психического процесса, присущая человеку. Оно осознанно направляется и регулируется индивидом, позволяет проявлять активность, определять цели, удерживать сосредоточенность на их достижении.

Человеку необходимо прикладывать усилия, чтобы сохранять сосредоточенность. Особенно, когда речь идет о новых, ранее незнакомых объектах или неинтересных, непривлекательных. Произвольное внимание тесно связано с волей, способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия.

Произвольное внимание возникает и развивается во взаимодействии с трудом и речью. Обладание ею позволяет индивиду осознать цель, сформировать собственное намерение быть внимательным, обеспечивает непрерывный контроль за действиями.

Оба вида внимания тесно связаны и могут стимулировать возникновение друг друга. Например, приступая к выполнению нового, сложного задания человеку приходится приложить максимум волевых усилий, чтобы сконцентрироваться на работе. Сначала это сложно, но постепенно человек углубляется в процесс выполнения задания. Включается непроизвольное внимание, поскольку работа захватывает и начинает быть интересной.

Такой вид внимания носит название вторично непроизвольного или постпроизвольного. Оно включает в себя как признаки произвольного (не требует больших волевых усилий), так и произвольного (сохраняет целенаправленность и предсказуемость). Переход произвольного внимания в пострпроизвльное делает работу менее напряженной и более эффективной.

В таблице приведены основные характеристики разных видов внимания.

вид вниманияусловия возникновенияосновные характеристики
непроизвольноедействует сильный, контрастный или значимый раздражитель, вызывающий эмоциональную реакциюнепроизвольность, легкость возникновения, приключения
произвольноепостановка задачинаправленность в соответствии с задачей, требует усилия воли, утомляет
постпроизвольноевхождения в деятельность и вызванный этим интерессохраняется целенаправленность, снимается напряжение

Произвольное

Основная особенность произвольного внимания , это привязка к сознательным устремлениям и управляемость.

Подобный тип подчиняется воле и трудовому усилию.

Также данный тип называют активным и преднамеренным.

Физиологический механизм

Базовая функция произвольного внимания , регуляция психических процессов. В основе физиологического механизма лежит избирательная активация отделов коры головного мозга и их функциональное объединение под воздействием управляемой локальной активации.

Психологическая особенность

Когда человеку необходимо достичь определенного результата, он разрабатывает план действий, в который включена задача концентрации на чем-либо, чтобы подавить непроизвольное желание «,распылить», внимание на более приятные и увлекательные вещи.

Человек руководствуется категорией «,надо»,, отвечая требованиям деятельности.

Произвольное внимание не обусловлено контрастностью внешних воздействий. В процессе концентрации человек игнорирует интенсивные раздражители и может концентрироваться даже при условии отсутствия интереса.

Через 20 минут преднамеренной концентрации индивид утомляется, и способность управлять вниманием слабеет.

Маленьким детям не подвластно произвольное внимание, так как сознание еще недостаточно развито.

Управляемая концентрация на чем-либо вырабатывается после двух лет.

Как работают мотивации достижений и мотивации избегания неудач? Ответ вы найдете на нашем сайте.

Примеры

Примеры:

  1. Индивиду необходимо подготовить отчет к совещанию. Он сознательно исключает вероятность влияния раздражителей (телевизор, громкие звуки за окном, сообщения в мессенджерах), организует рабочее место и концентрируется на необходимых документах, усилием воли заставляя себя игнорировать приятные мысли о предстоящих выходных и встрече с друзьями.
  2. Девочка переходит дорогу. В этот момент ее занимает красивая витрина на другой стороне улицы.
    Но она намеренно концентрируется на правилах дорожного движения и проезжающих машинах, чтобы не попасть в аварийную ситуацию.
  3. Находясь в шумном кабинете, сотрудник сознательно не прислушивается и уводит внимание от интересного разговора коллег, обращая внимание лишь на текущую деловую переписку с клиентом, так как необходимо закрыть сделку до обеда.
  4. Парень поставил себе задачу прочитать две главы из учебника по физике, после чего он сможет пойти во двор и поиграть в футбол с друзьями. Усилием воли он отвлекается он интересной телепередачи и погружается в чтение, чтобы быстрее справиться с задачей.

Функции внимания

Многие ученые сравнивают внимание с линзой, которая в ясную погоду фокусирует солнечные лучи и поджигает дерево. Внимание же фокусирует умственные силы человека, направляет их на решение самых насущный в определенный момент задач. Именно сосредоточенность на объектах дает возможность видеть глубоко, ясно, и детально, успешно решать проблемные задания.

Кроме того, внимание выполняет и другие функции:

  • обеспечивает избирательность когнитивных процессов, позволяя человеку взаимодействовать только с самой насущной и наиболее ценной для него в данный момент информацией;
  • активизирует направленность — помогает сосредоточиться и удерживать внимание на конкретном объекте, переключаться с одного объекта на другой;
  • активизирует целенаправленность — позволяет выбрать и поддерживать оптимальный уровень активности, необходимый для выполнения поставленной задачи.

Если человек распыляется, задействует собственные когнитивные и продуктивные ресурсы одновременно не решение многих задач, у него остается мало сил, а результативность работы снижается. В то же время, последовательное сосредоточение внимания сначала на одном, затем на другом объекте позволяет добиться успеха.

Инструмент для развития внимания|Пример из личного опыта

Лично для меня инструментом по развитию внимания и тренировке своих ментальных навыков с одновременным поддержанием физической активности стали занятия по вольному письму или фрирайтингу, который представляет собой процесс написания текста на листе бумаги или печать на компьютере, в течение некоторого промежутка времени.

Конечно, польза для физического тела совсем невелика, но все равно, даже простой процесс нажатия кнопок на клавиатуре и сидения на стуле перед монитором компьютера требует расходования некоторого количество физической энергии.

Главная же польза для развития моего внимания находится в области ментальных навыков, которые получают развитие в ходе каждого сеанса фрирайтинга. Получается так, что нужно одновременно держать в поле своего зрения как сам процесс поиска необходимых букв на “клаве”, так и процесс возникновения мыслей в голове и воспроизводства их в виде текста.

В ходе тренировки мое внимание становится одновременно распорядителем и регулятором всех происходящих процессов. Кроме того, оно играет роль движущей силы, обеспечивающей данные процессы необходимыми энергетическими ресурсами.

К сожалению, я не владею слепым методом набора текста, поэтому приходится печатать уткнувшись взглядом в кнопки на клавиатуре. Поэтому, когда через некоторое время мое внимание концентрируется только на этом моменте и упускает из виду то, что происходит на экране монитора, постепенно теряется мысль повествования.

Когда же стараюсь сосредоточиться на своих мыслях, которые необходимо облечь в читаемый и понятный текст, то сразу падает скорость печати. Так что приходится учиться навыку одновременной концентрации внимания и его распределения между объектами наблюдения, что постепенно приводит к некоторому увеличению объема моего внимания.

Данная практика, которая мне очень нравится, приведена мной только для того, чтобы более наглядно показать процесс взаимодействия между наблюдателем и объектом его интереса посредством силы собственного внимания. Подобных инструментов существует огромное множество, подробное рассмотрение которых займет достаточно много времени.

Основные свойства внимания

В разных видах деятельности человеку приходится задействовать разные свойства внимания. Иногда необходима молниеносная точность в восприятии движений, в другом случае — длительная сосредоточенность на одном объекте или нескольких. Внимание человека

обладает разными свойствами. Рассмотрим их подробно.

Устойчивость

Это свойство проявляется в способности длительно сохранять сосредоточенность на объекте. Характеризуется устойчивость тем временем, в течение которого у человека сохраняется целенаправленность, поэтому является обязательным условием доведения любой задачи до конца. Стимулируют устойчивость такие факторы:

интерес и связь объекта с интересами субъекта, его потребностями;

избирательность объекта;

личностные особенности субъекта.

Способность сохранять устойчивое внимание зависит также от силы нервных процессов, характера деятельности, присущих человеку привычек и умения работать

.

Отвлечение

Свойство переключать внимание на объекты, не имеющие отношения к поставленной задаче, противоположно стойкости. Чем она меньше, тем чаще и легче человек отвлекается от основного задания, тем сильнее снижается продуктивность его деятельности. Отвлекающими факторами могут быть резкие и сильные, внезапные и динамические раздражители, вызывающие ряд эмоциональных реакций.

Преодолеть склонность отвлекаться можно, тренируясь выполнять задания в не совсем благоприятной для этого обстановке.


Колебание

Еще одно свойство, тесно связанное со стойкостью внимания. Его проявление заметно по тому, как в процессе выполнения какой-либо задачи внимание человека периодически становится более или менее интенсивным.

В естественных условиях колебания практически незаметны, но когда нужно сосредоточиться на мелких объектах, то колебания происходят часто — через каждые 2-5 секунд и заставляют человека невольно отвлекаться. В условиях, когда человеку приходится удерживать внимание на грани возможностей, колебания происходят еще чаще и быстро истощают энергетический потенциал нервной системы.

Основная причина колебаний — необходимость восстановления работоспособности корковых структур и снижение их напряженности. На колебания влияет сила нервной системы, условия, содержание, длительность и напряженность выполняемого задания.

Зная о колебании, необходимо планировать смену деятельности, перерывы в работе, избегать дублирования и автоматизации процессов, чтобы избежать негативных последствий.

Концентрация

Концентрация — это интенсивность сосредоточенности на определенном объекте. Чем сильнее сосредоточенность, тем активнее тормозится действие побочных раздражителей, тем более целенаправленной и продуктивной становится деятельность. Концентрация проявляется тем, что внимание поглощается одним объектом.

Показатель интенсивности концентрации — устойчивость к препятствиям, невозможность отвлечь внимание с предмета деятельности на посторонние раздражители.

Переключаемость

Осознанное перенесение внимания с одного объекта на другой называют переключением. Оно затруднено при высокой концентрации и облегчается при наличии связей между содержанием предыдущей и следующей деятельности, интереса к следующей деятельности. Облегчает переключение внимания привычка к этому, а также понимание важности следующего задания.

Способность переключать внимание дает возможность быстро реагировать на изменяющиеся условия, переходить к новому виду деятельности.

Распределение

Распределение внимания актуализируется при необходимости выполнять одновременно несколько действий или сохранять сосредоточенность на нескольких объектах. Чтобы распределение было эффективным необходимо, чтобы алгоритм выполнения хотя бы одного действия был отточен до автоматизма.

Объем

Объем внимания характеризуется тем количеством объектов, которые человек способен воспринимать и осознавать одновременно. Нормативно за 0,1 секунды человек может воспринять от 4 до 6 объектов, не связанных между собой.

Описание

Это сложный психический процесс, который оказывает влияние на наше поведение и степень адаптации к окружающей среде. Непроизвольная сосредоточенность – это разновидность обычного внимания, она появляется автоматически под воздействием определенных факторов, держать ее под контролем невозможно.

Очень часто в нашей жизни возникают моменты, на которые мы невольно отвлекаемся и пристально следим за необычными ситуациями, слишком громкими звуками и странными людьми. Именно так наше сознание приводит нас в состояние непроизвольного внимания, которое характеризуется как простейшая форма внимательности. Такая концентрация свойственна не только человеку, но и многим животным.

Основная особенность такой сосредоточенности – отсутствие осознанного выбора в период ее проявления. При пугающем громком звуке мы непроизвольно поворачиваем голову в ту сторону, откуда он доносится — контролировать это мы не в силах.

Самые первые признаки такого внимания возникают у детей, когда они быстро теряют заинтересованность к одним вещам при появлении других – более интересных. Малышу тяжело концентрироваться сразу на нескольких предметах одновременно, поэтому он вынужден возвращаться к наиболее понравившемуся.

Также такую сосредоточенность можно назвать пассивной из-за того, что она появляется стихийно и не зависит от нашего состояния. На возникновения такой разновидности внимательности оказывают влияние следующие факторы:

  • Объективные – это реакция личности на что-то новое, которое удивляет своими функциями или имеет необычную форму.
  • Субъективные – проявление интереса, склонность к чему-либо. Если человек приобрел телефон определенной фирмы, его невольно будет привлекать такая же вещь, которую он увидит у другого. Также это замечается в профессиональной сфере – архитектор всегда непроизвольно разглядывает архитектурные достопримечательности или фасады красивых зданий, прогуливаясь по улице.

При невольном концентрировании мы производим искреннюю реакцию на ситуацию, действие. Основной недостаток такого внимания в том, что оно отвлекает нас от реально важных дел и решения проблем, которые требуют полной концентрации. Также такой вид плохо сказывается на нашей продуктивности.

Теории внимания

Множество выдающихся ученых изучали феномен внимания и разработали собственные теории.

Одной из первых и популярных стала рефлекторная теория внимания, разработанная Сеченовым, Павловым и Ухтомским. Она связывает факторы, которые вызывают развитие внимания с влиянием внешней среды. Раздражители действуют на рецепторы, импульсы передаются в головной мозг человека, вызывают ориентировочные рефлексы и активизируют приспособительные реакции. Они изменяют протекание процессов в коре больших полушарий и формируют очаг оптимального возбуждения (формулировка Павлова) или доминанту (по Ухтомскому). Параллельно возникает торможение в других участках коры.

Теодюль Рибо связывал внимание с эмоциями и считал, что они и являются фактором, на фоне которого формируется сосредоточенность. В этом состоянии происходят определенные физиологические изменения — активизируется кровообращение, возникают сосудистые и моторные реакции. Сосредоточенность сопровождается движением всех частей тела, это способствует поддержанию внимания.

По теории Гальперина, внимание — это психологический акт, направленный на содержание образа или мысли. Внимание контролирует содержание и является неотъемлемым элементом ориентировочной и исследовательской деятельности. Одновременно с тем внимание — это не отдельный процесс, оно всегда направлено на то, что появляется в результате других процессов, способствует формированию и совершенствованию умственной деятельности.

Теория Бродбента трактует внимание, как процесс фильтрации поступающих из внешней среды стимулов. Объем данных, на которых человек способен сосредоточиться, зависит от пропускной способности канала, через который происходит восприятие.

Теория Рибо и Ланге отводит важную роль движениям. Ученые считают их внешним проявлением и фактором формирования внимания.

Энтони и Диана Дойч считают, что информация изначально проходит обработку оперативной памятью, а только потом происходит ее отбор. Поскольку объем памяти не безграничен, то в ней остается только часть информации. Уже ей присваивается статус важной или неважной.

Гоноболин, Страхов, Добрынин, Милерян считают, что внимание прямо связано с деятельностью, в ней внимание существует и ею поддерживается. По мнению ученых, быть внимательным — значит проявлять активность в отношении конкретных объектов.

Изучением внимания занимались и другие ученые. Достойны изучения теории Льва Выготского, Уильяма Джеймса, Дмитрия Узнадзе и других исследователей.

Причины появления

Такая сосредоточенность не зависит от личности, ее нельзя проконтролировать. Я перечислю несколько причин, почему человек отвлекается на внешние факторы.

  • Характер раздражителя. Любой громкий звук, сильный стук, ослепительный свет провоцируют индивида на отклик. Если он очень заинтересован каким-либо делом, он может не заметить эти факторы, например, при интересной компьютерной игре или спортивных соревнованиях. Однако в период сна или в момент чтения мы реагируем на необычные для нас звуки.
  • Раздражитель соответствует внутреннему состоянию. У обычного человека и у футбольного фаната не будет одинаковой реакции на разговор, касающийся футбола. Первый спокойно отреагирует на раздражитель, второй экспрессивно станет доказывать свою точку зрения.
  • Соответствие интересам. Если у вас есть определенные увлечения, они всегда будут привлекать ваше внимание. Дизайнер может отвлечься на разглядывание интерьера, который его восхитил, а фотограф – на красивое фото, которое его заинтересовало.
  • Влияние раздражителей на чувства. Личность, которая испытывает сильный интерес, переполнена определенным спектром ощущений и эмоций. Эмоциональное реагирование – основная причина появления непроизвольного концентрирования.

Положительная сторона невольной реакции заключается в том, что в нужный момент личность сможет найти причину, определить раздражителя и придумать, как от него избавиться. Также такое внимание способствует легкому возвращению к привычным делам.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Негативная сторона проявляется тогда, когда из-за реагирования на уличный шум или какой-либо разговор страдает продуктивность и качество выполняемой работы.

Также такая внимательность позволяется увидеть черты, которые присущи конкретному индивиду – легкомысленность, безответственность, простота либо глубина чувств, доброта. Красивый пейзаж, здание удивительной архитектуры привлекают художников, так как эти объекты оказывают воздействие на их эстетическое восприятие прекрасного. Однако обычный человек пройдет мимо этих видов, попросту их не заметив.

Особенности внимания

В обыденной жизни, в работе человек может находиться в состоянии внимания, невнимания и рассеянности. Степень внимательности — врожденное свойство, которое в течение жизни может совершенствоваться в зависимости от потребности, обстоятельств и опыта.

У внимательного человека преобладает произвольное и послепроизвольное внимание, у него имеется цель, хорошо развита воля, он понимает, к чему стремится. Невнимательный человек не может сосредоточиться на предмете, понять суть событий или вещей. У рассеянного человека степень внимания находится на середине континуума между вниманием и невниманием. Действия рассеянного отличаются поверхностной направленностью и неспособностью сосредоточиться на конкретном объекте.

Внимательность и невнимательность отражаются на всех сферах деятельности человека. Внимательность необходима для чувственного и рационального отображения действительности, выстраивания мыслей в логический ряд. Невнимательность в каждом случае связана с неумением фокусироваться и удерживать сосредоточенность. Это приводит к трудностям в когнитивной сфере — нарушается последовательность, логичность и доказательность суждений, мысли отвлекаются эмоциональными реакциями.

Ирина Шербул

Условия

Такой механизм моментальной реакции формировался в процессе эволюции, он помогал слабым животным вовремя убежать от хищников, также он позволял хищным представителям фауны выслеживать добычу. Конечно, люди не боятся зверей, а чтобы добыть еду, они посещают магазины. Однако при неожиданном раздражителе мы откликаемся на него. Теперь я перечислю, что является условием возникновения непроизвольного внимания:

  • движения – предмет, который находится в покое, не несет в себе никакой опасности, поэтому не выступает в роле раздражающего фактора;
  • воздействие – сильный звуковой сигнал или тихий шорох в пустой комнате, яркий неожиданный свет наше сознание воспринимает как угрозу;
  • неизвестность – она может привести к неприятностям, поэтому мы реагируем на это событие.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]