Эйдетизм – это способность к точному и максимально детальному воспроизведению образов (зрительных, звуковых, тактильных) отдельных предметов или сцен, после прекращения их непосредственного восприятия. Этим образам характерно отличие от обычных привычных тем, и психика продолжает воспринимать объект при его фактическом отсутствии. Другое определение эйдетизма характеризует его как способность самостоятельно вызывать и удерживать во внимании образы, которые по силе воздействия своих сенсорных характеристик идентичны или же превосходят реальность. Явление и принципы его функционирования изучены не до конца и имеют проявление лишь у незначительного процента взрослого населения, тогда как в детском возрасте эйдетизм считается более популярным явлением. В дальнейшем функции эйдетической памяти утрачиваются или значительно слабеют в процессе развития вербальных навыков.
Эйдетизм это в психологии научное определение, которое в непрофильной литературе и бытовом употреблении называют фотографической памятью. Как одного из мнестических видов фотографической памяти не существует. В результате экспериментов, направленных на установление факта ее бытия как таковой, было выявлено, что никто из группы испытуемых не может полноценно выполнить условия поставленного эксперимента (воспроизвести по памяти текст, перевернутый задом наперед, тогда как при взгляде на фотографию эта задача не составляет особого труда).
Наличие склонностей к эйдетизму обусловлено физиологическими факторами (генетика, развитие мозга, его нейропластичность), но как конституциональный признак сохраняется у сравнительно малого количества взрослых. Отмечено также, что сохранение способностей к эйдетизму связано с характером деятельности человека, и у творческих профессий встречается чаще.
Развитие эйдетизма имеет несколько направлений тренировок, в ходе которых, безусловно, улучшаются мнестические способности, но не всегда развивается именно эйдетический тип памяти.
Что это такое?
Слово «эйдос» в переводе с греческого языка означает «образ». Эйдетика представляет собой методику развития образного мышления. Она основана на способности памяти удерживать и воспроизводить в мелких деталях образ определённого предмета или явления.
Развитие памяти, внимания и воображения происходит с помощью привлечения всех анализаторов человека.
Существующий собственный внутренний опыт содействует запоминанию нового образа в зависимости от визуальной, аудиальной или кинестетической модальности:
- визуальная модальность обусловлена памятью, связанной с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов;
- аудиальную модальность обеспечивает слуховая память, связанная с сохранёнными в ней звуками;
- кинестетическая модальность хранит и актуализирует различные движения, прикосновения, запахи, вкусовые ощущения.
В психологии впервые феномен образного запоминания описал в 1907 г. сербский учёный Виктор Урбанчич. Большие исследования в этой области были проведены в немецкой школе Эрика Йенша в 1933 г. Представители Марбургской школы пришли к выводу, что для дошкольников и младших школьников эйдетизм является закономерным явлением.
Теория заинтересовала и российских исследователей. Л. С. Выготский повторил эксперименты Эрика Йенша в своей лаборатории. Исследования продолжили Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякин, Александр Лурия и др. С 1936 г. в СССР работы по изучению эйдетики были прекращены из-за признания её расистской и ненаучной теорией.
Сейчас многие психологи и педагоги проявляют научный интерес к системе развития особого вида образной памяти, внимания и воображения. Основные принципы метода и применяемые техники подробно описал в своих трудах доктор педагогических наук И. Ю. Матюгин.
Польза и вред
Большую пользу эйдетика приносит детям, которые способны, используя образы, легко запоминать и развивать свои когнитивные способности. Вместо зазубривания они могут быстро и качественно усваивать новый материал. Облегчается изучение иностранных языков, запоминание формул, многозначных чисел, терминов. Процесс происходит в радостном и позитивном напряжении ребёнка.
Эйдетика помогает гармонично развивать оба полушария мозга малыша. Она способствует концентрации внимания, развитию нестандартного мышления и фантазии, усилению воображения, повышению работоспособности. Эйдетика гарантирует лёгкое запоминание любой информации, при этом снимаются психологические стереотипы.
Неумение правильно вызывать эйдетические образы может привести к тяжёлым последствиям и нанести значительный вред. В психологии описаны случаи нервного перенапряжения при настойчивых попытках вызвать необходимый образ.
Надо грамотно воспроизводить его и уметь своевременно освобождаться от ненужного образа, мысленно растворять его.
Основные понятия
Эйдетика интересна тем, что при отсутствии предмета или явления в поле восприятия человек чувствует его, ощущает запах и видит цвет. В психологии существуют представления о терминах, связанных с этим видом запоминания.
Эйдетизм
Термин означает разновидность образной памяти, выражающейся в сохранении ярких образов ранее воспринятых предметов при их отсутствии. Склонность к эйдетизму может быть заложена генетикой или особенностями развития мозга. Учёные уверены, что задатки имеют все, но в силу разных обстоятельств с годами они утрачиваются. С возрастом воспроизвести в деталях тактильные, визуальные или звуковые образы большинству людей становится сложно.
Память
Всего лишь 3% населения земного шара рождается с феноменальной памятью. Остальные люди имеют возможность развить мышление и память с помощью эйдетики. Нередко феномен называют зрительной или фотографической памятью. Образы надолго отпечатываются в памяти и в любой момент прокручиваются как видеоролик, с воспроизведением мельчайших деталей.
Образ
Особенностью эйдетических образов является восприятие предметов в их отсутствие. Стабильность, отчётливость сохранённых в памяти образов остаётся на длительный срок. Перестав быть основной формой процессов памяти, они остаются в воображении и фантазии. При этом изменяется основная психологическая функция.
Мышление
Синтез, анализ, обобщение, сравнение при обработке любой информации людям с эйдетическим мышлением позволяют обратить внимание на мелкие детали и сохранить их в памяти. В дальнейшем они активно используют сохранённые образы.
Много выдающихся математиков обладали таким мышлением. В современном мире оно пригождается при работе с информационными технологиями.
Воображение
Яркая фантазия даёт возможность индивиду представлять чётко образы, которые ему никогда не приходилось видеть. Человек с эйдетическим воображением хорошо может представить дуновение ветра, ощутить какой-то аромат, почувствовать прохладу или ощутить кожей чьё-то прикосновение, будто это происходит наяву.
Степени
Классификацию степеней выраженности феномена составили совместно ученый Э. Йенш и его сотрудники.
Разделение на группы происходит по 6 степеням, начиная с 0-й до 5-й меры:
- Во время этапа в памяти возникает послеобраз (продолжение увиденного) после исчезновения объекта. Степень характеризуется кратковременностью.
- Далее осуществляется визуализация объекта (придание образу более четких границ). К картине послеобраза добавляются сильные ощущения зрительного восприятия.
- Продолжение фиксирования образа не только с помощью зрения, но и воздействием звуковых сигналов. Происходит корректировка отклонений величины и формы запоминаемых объектов.
- Запоминание зрительных образов не сложных объектов. При этом уже не требуется фиксация, сложные объекты запоминаются частично.
- Внесение ясности и полноты в зрительный образ сложных объектов.
- Полная визуализация сложных образов со всеми мелкими деталями.
Согласно степеням выраженности феномена происходит классификация людей, имеющих способности к логическому представлению, которые делятся на 2 типа:
- «Т-тип» представляет собой людей, у которых появляются стойкие и продолжительные представления образов, не требующие стимуляции.
- «В-тип» представляет вид людей, которые имеют способности к произвольному пробуждению феномена и сознательной корректировке образов.
Возникает вопрос: а при чем тут образы?
Дело в том, что наша память зависит от образного и ассоциативного мышления. С запоминанием мы справляемся на интуитивном уровне, а что происходит с нашим образным мышлением? С помощью образного мышления мы способны воспринимать информацию в виде картинок. Когда мы читаем интересную книгу, образы в нашей голове появляются автоматически, и мы легко воспроизводим и припоминаем прочитанное.
Как заставить нашу память запоминать то, что необходимо? Да и вообще, что значит «запомнить»? Этот термин мы слышим с самого детства: в садике, в школе, дома: «Вы должны запомнить…» или «Когда ты наконец запомнишь?» и т. д. А как это запомнить – никто не говорит.
Известные люди с эйдетической памятью
История знает немало примеров людей с врожденной или приобретенной эйдетической памятью. Вот лишь некоторые из них:
- Т. Рузвельт. Каждый день тренировал память и читал по три книги.
- Н. Тесла. С детства отличался феноменальной памятью.
- Иоанн Павел II. Знал 21 язык и 100 диалектов.
- Ким Пик. Простой, но в тоже время необычный житель Америки. Ким читал параллельно две страницы и тут же запоминал прочитанное.
- Фердинанд Маркос. Он запоминал, воспроизводил или пересказывал текст любой сложности и объема.
- Юлий Цезарь. Обладал отличной памятью на лица, знал всех солдат.
- Мэрил Хеннер. Еще одна обычная, но уникальная жительница Америки, которая детально помнила все свое детство.
- Мэри Элизабет Боузер. Легендарная разведчица, которая запоминала и в точности передавала всю выведанную информацию.
Общая информация
Что это такое
Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.
Из истории
Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.
Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.
Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.
На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.
Основные понятия
Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».
Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.
Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной. А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.
Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.
Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. И помогает им в этом эйдетика.
Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.
Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.
Происхождение. Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик».
Развитие
Фотографическая память бывает врожденной и приобретенной. В первом случае это обусловлено аномалиями развития головного мозга. Во втором случае это связано с целенаправленной работой. Эйдетика – так называется наука о развитии эйдетической памяти. Психологи выделяют несколько подходов к развитию эйдетической памяти.
По методу Айвазовского:
- Выберите предмет, вещь или объект. Живое или неживое, главное – не абстрактное.
- В течение пары минут внимательно изучайте объект, вникайте в каждую мелочь, наблюдайте за ним.
- Закройте глаза, постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира, шумов. Представьте перед собой этот образ. Повторите те подробности, которые вы заметили, мысленно нарисуйте их перед собой.
- Откройте глаза и сравните реальный объект и тот, что вы воспроизвели. Есть существенные отличия?
- Повторяйте упражнение до тех пор, пока не сможете максимально точно визуализировать объект.
- Постепенно усложняйте себе задачу, например, сокращайте время на изучение объекта.
Нейробика (аэробика для мозга):
- Регулярно меняйте маршрут до привычного места. Например, до работы или кафе, в котором регулярно обедаете. Старайтесь внимательно изучать маршруты и запоминать их.
- Делайте привычные вещи левой рукой (если вы левша – правой). Например, попробуйте держать в левой руке зубную щетку, ложку, ручку.
- Смотрите телевизор без звука. Старайтесь по общей атмосфере, обстановке, жестам и движениям понять, о чем идет речь.
Эйдетика помогает не только в развитии фотографической памяти, но и в укреплении памяти как таковой. А также при помощи тренировок можно предотвратить появление болезни Альцгеймера, старческого слабоумия и подобных патологий.
Интересно! Врожденный эйдетизм часто связан с аутизмом, шизофренией, эпилепсией, умственной отсталостью и другими психическими отклонениями.
Польза
Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:
- развивает образную память;
- обостряет концентрацию внимания;
- усиливает способность воображения;
- позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»;
- облегчает изучение иностранных языков;
- упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, многозначных чисел;
- развивает образно-ассоциативное мышление;
- снимает психологические стереотипы при запоминании информации;
- повышает работоспособность.
Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.
Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Воспитатели, учителя и родители прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.
Ещё более полезным метод эйдетики становится в старших классах и в студенчестве, когда приходится учить огромное количество материала. Если умело использовать наглядно-эмоциональные образы, это перестанет быть проблемой и существенно облегчит подготовку к экзаменам.
Методы
Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.
Работа с ассоциациями
Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.
Цепной метод
Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.
Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.
Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.
Зрительные ассоциации
Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.
Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.
Акровербальный метод
Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.
Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.
Используемые приёмы:
- рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
- фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
- связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
- зацепка (например, замена цифр предметами);
- метод Цицерона.
Акростих для запоминания цветов радуги
Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:
- непринуждённое наблюдение;
- текстология;
- палиндромы;
- гимнастика для мозга (нейробика).
Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.
Эйдетика для детей
Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников), это принесёт отличные результаты.
Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Это позволяет им быть успешными в учёбе и реализовывать своё творческое начало (под воздействием хорошо сформированного эйдетического воображения).
Программа занятий (в качестве примера)
Примерная образовательная программа для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей начальной школы и «Развитие памяти детей методами эйдетики».
Упражнения
Упражнения по эйдетике могут включать в свои занятия воспитатели детского сада, учителя начальных классов и психологи, работающие с маленькими детьми. Также их обязательно должны взять на вооружение родители, желающие всесторонне развить своего малыша.
Основные упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста позволят понять, как правильно организовать занятие и вести дальнейшую работу в данном направлении.
Зрительная прорисовка
Техника используется при изучении цифр. Детям раздаются листы бумаги с объёмными контурами изучаемой цифры. Они должны увидеть в ней фигуру какого-либо животного, человека, вещи и дорисовать. Например, ноль — зеркало, восьмёрка — кукла-неваляшка, тройка — змейка и т. д. В дальнейшем при воспроизведении цифры они будут вспоминать именно этот образ и быстро называть то, что требует учитель.
Мысленная прорисовка
При заучивании какого-либо стихотворения нужно, чтобы ребёнок максимально представил то, что в нём описывается. Можно воссоздать звуки леса или шум прибоя, брызнуть на кожу капельки воды, включить слайды на проекторе с нужными иллюстрациями. Дайте задание подробно описать, что он чувствует, ощущает, думает. Такое проговаривание закрепит эйдетические образы в памяти.
Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.
Как подготовить свой мозг?
Мозг, как любая другая часть тела человека, нуждается в сбалансированной пище, в достаточном количестве отдыха, в умеренных физических нагрузках. Приведя в норму свой образ жизни, поддерживая его на одном уровне, можно значительно увеличить умственные способности, улучшить память.
Сон
Здоровый сон помогает мозговой деятельности перезагрузиться. Таким образом орган «раскладывает по полочкам» всю информацию, которую принимает в течение суток, а от не нужной избавляется.
Во время сна нервные волокна производят сортировку воспоминаний, анализируют, что важно, а что не нет. Далее мозг сохраняет в определенных областях памяти полученную информацию. Этот процесс носит название консолидации.
Ученые рекомендуют следить за количеством и качеством сна. Продолжительность часов отдыха должна составлять в норме 7-8 часов.
Питание
На функционирование нервной системы влияет в большой мере правильность питания. В норме, когда в рацион включается достаточное количество витаминов, клетчатки, белков и полезных жирных кислот.
Следует учитывать, что усилители вкуса и консерванты снижают умственные возможности, а также красное мясо и алкоголь, поэтому рекомендуется включать в меню больше натуральной еды. Летом особенно полезна Средиземноморская диета.
В обязательном порядке в рацион должны входить:
- свежие фрукты;
- молочные продукты;
- блюда из цельных злаков;
- макаронные изделия;
- бобовые растения;
- орехи, семечки;
- растительное масло;
- рыба;
- птица.
Физические нагрузки
Физиологическая сторона вопроса подразумевает не только наличие правильного питания и рационального режима бодрствования и сна, но также и физические умеренные нагрузки в виде:
- утренней зарядки;
- пеших прогулок на свежем воздухе;
- бега;
- танцев.
Исследования показали, что регулярные физические нагрузки способствуют улучшению когнитивных функций. Во время занятий в мозге вырабатывается вещество, способствующее восстановлению нейронов и реконструкции связей между ними.