Психосинтез – сколько субличностей скрывается в тебе?

В начале 20 века Роберто Ассаджиоли решил объединить все имеющиеся знания в области психологии. Он хотел собрать воедино теорию Фрейда и все вышедшие из неё концепции. По принципу объединения и было дано название – психосинтез. Ассаджиоли хотел объединить все концепции для того, чтобы создать такой мощный научный конструкт, который мог бы объяснить совершенно разные явления и процессы, мог научить разным методам и техникам.

Даже структуру личности Ассаджиоли описал, синтезируя имеющиеся представления из разных психологических школ. Он выделил нижнее, среднее, высшее и коллективное бессознательное, поле сознания, сознательное и высшее «Я». Таким образом, согласно психосинтезу личность состоит из 7 психических частей. А так же Роберто Ассаджиоли описал разные техники и способы развития и самореализации человека.

В этой статье:

Из чего мы все состоимУправление субличностямиМетоды психосинтезаРастождествление

Введение в теорию и практику психосинтеза

12 октября 2021 г.

Основы классического психосинтеза: теория, понятийный аппарат, методы работы с клиентами, психотехнологии и психотехники. Теория и практика. Области применения. Развитие внимания, воли осознанности. Как нужно работать с собственными субличностями: исследование, познание, именование, определение дальнейшей стратегии. Эволюция субличностей. Социальные роли, внутренние актеры. Практика отождествления — разотождествления.

Восточная версия психосинтеза. Основные идеи восточной версии психосинтеза. Почему в современной России нужна современная версия психосинтеза? Психосинтез как универсальный механизм психики и накопления опыта. Психосинтез и накопление опыта. Как измерить внешние и внутренние накопления человека? Внешний и внутренний психосинтез. Шкалы баланса.

Новый взгляд на дезинтеграцию психики. Понятие Присутствия (чувство «Я» или Хозяина самого себя). Эволюция сознания как постепенная интеграция субличностей.

Новая пирамида потребностей. Как комбинация потребностей и внимания создает картину мира? Восемь базовых картин мира и методы работы с ними

Техника работы с вниманием. Внимание и воля

Искусство работы с внешними и внутренними сопротивлениями. Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с дезинтеграцией сознания и травматическим опытом.

Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.

Библиография

  • Ассаджиоли, Р. (1965). Психосинтез. Нью-Йорк: Viking Press.
  • _________. (1967). Юнг и психосинтез. Нью-Йорк: Фонд исследований психосинтеза.
  • _________. (1973). Акт воли. Нью-Йорк: Книги Пингвинов.
  • Фирман Дж. И Гила А. (1997). Первичная рана: трансперсональный взгляд на травму, зависимость и рост. Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.
  • _______________. (2002). Психосинтез: психология духа. Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.
  • Юнг, CG 1954. Развитие личности, серия Боллинген, XX. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Маслоу, Авраам. (1962). К психологии бытия. Принстон, Нью-Джерси: D. Van Nostrand Company, Inc.
  • Макгуайр, Уильям, изд. (1974). Письма Фрейда / Юнга. Vol. XCIV, серия Боллинген. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Соренсен, Кеннет (2016). Душа психосинтеза — семь основных концепций. Кентавр Форлаг

Психосинтез Ассаджиоли

Принципы психосинтеза включают первоначальное познание себя на глубинном уровне, присвоение контроля над составляющими собственной личности, дальнейшее создание нового высшего объединяющего центра для всех личностных структур и перестройка общей картины или отдельных частей в соответствии с новым центром. Высокая эффективность подхода наблюдается в терапии психосоматики и схожих нарушений, основой которых является внутренний конфликт субличностей, поскольку основная цель психосинтеза направлена на осознание происходящих внутренних процессов и установление более гармоничных отношений внутренних частей человека между собой. Подобная работа с частями, именуемыми субличностями, начинается со знакомства с каждой из них, принятия ее такой, какая есть на данном этапе, после чего следует трансформация, нахождение нового соответствующего места, интеграция в единую структуру и синтез нового.

Теория психосинтеза Ассаджиоли включается в себя взаимоперетекающие задачи, начиная от постижения своей истинной сущности (высшей, центральной), поиск гармонии через это знание и последующее выстраивание гармоничных отношений и адекватного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми. Происходит это путем исследования и открытия собственного бессознательного опыта и таящихся там качеств, высвобождение подавляемых призваний и желаний. Впоследствии начинается кропотливая работа по присвоению высвободившейся подавляемой энергии, умению ее контролировать, путем отождествления себя с каким-то качеством или феноменом или разотождествления. При открытии всех качеств собственной личности, происходит неизбежное смещение центра, перестраивание ориентиров и возникает необходимость в гармоничном соединении всех составных частей (известных и вновь открытых, как оцениваемых позитивно, так и внушающих ужас).

Подобные трансформации затрагивают как внутренний мир, так и внешние его проявления. Невозможно открыв истинный свой талант и осознав высшее предназначение в его реализации не начать двигаться по этому пути во внешней жизни. Подобные стремления и поиски не являются самоцелью, но служат показателем наличия качественного контакта различных личностных частей с реальностью, показывая целостность и неразрывность проявления человека. В случае несоответствия установления контакта с окружающими людьми внутреннему ощущению или неадекватности производимой деятельности можно говорить о потере контакта с одной или несколькими субличностями, неэффективной жизненной стратегии.

Основная направленность психосинтеза – это формирование новой или реконструкция прежней личности на основании новых открывшихся возможностей и вокруг нового образовавшегося центра

Для того чтобы лучше представить как работают принципы психосинтеза, стоит обратить внимание на модель личности в данной концепции

Роберто Ассаджиоли выделял в личности низшее бессознательное (жизненно важные инстинкты, самые сильные и животные энергии, яркие эмоции – является источником творческого вдохновения и патопсихологических состояний, эйфорический состояний и кошмаров), среднее бессознательное (зона преобразования неосознаваемых процессов в осознаваемые, где происходит своеобразная формулировка зреющих для проявления на сознательном уровне процессов и чувств), высшее бессознательное (инстинктивное стремление к самосовершенствованию, парапсихические процессы, неосознаваемые и неконтролируемые проявления гуманности и героизма, стремления к высоким чувствам). К сознательной части относится поле сознания (та часть, которую человек способен осознавать), сознательное Я (видение себя со стороны, самовосприятие), высшее Я (истинная сущность человека, возвращение к которой происходит из всех остальных состояний). Отдельное место отводится коллективному бессознательному, представляющему своеобразную незримую связь всех бессознательных частей различных людей между собой, вне зависимости от местонахождения и эпохи (т.е. связь с опытом каждого ныне живущего и всех умерших предков).

Взаимодействие всех этих частей обычно у людей происходит неконтролируемо, а под влиянием установок общества, полученных травм, наложенных запретов, появляются преграды для свободного протекания энергии и гармоничного взаимодействия всех уровней и субличностей.

Психосинтез своими техниками позволяет наладить природное течение энергии и раскрыть полный потенциал психической энергии, заложенной в человеке.

Биография

Роберто Ассаджиоли родился 27 февраля 1888 года в Венеции, Италия. Был родом из среднего класса, итальянского происхождения. При рождении ему было дано имя Роберто Марко Греко. Его отец Леоне Греко умер, когда ему было всего два года, и впоследствии его мать Элена Каула вышла замуж за Алессандро Эмануэле Ассаджоли.

К 18 годам Р. Ассаджиоли владел восемью языками: итальянским, английский, французским, русским, греческим, латинским, немецким и санскритом. В этом же возрасте он начал путешествовать, в основном в Россию. В 1910 году он окончил Флорентийский университет, получив степень доктора по неврологии и психиатрии. В том же году на Международном конгрессе по философии в Болонье Ассаджиоли представил свой взгляд на бессознательное, указывая на ограниченность психоанализа, и приступил к разработке собственного метода психотерапии и саморазвития под названием психосинтез

.

В 1922 году женился на Нелле Чапетти (Nella Ciapetti). У них родился сын Иларио (Ilario).

В 1926 году Ассаджиоли организовал во Флоренции Институт психосинтеза. В 1927 году на английском языке вышла его работа: «Новый метод лечения: психосинтез»

.

В 1938 году Асаджоли был арестован фашистским правительством Бенито Муссолини за свою национальную принадлежность и гуманистические произведения.

После окончания Второй мировой войны возобновил свою работу Институт психосинтеза, были основаны центры психосинтеза в США и Франции, Ассаджиоли продолжил читать лекции в Италии, Швейцарии, Англии и Америке. В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза.

Психосинтез Ассаджиоли

На путь научных исследований Ассаджиоли становится в достаточно юном возрасте. Первые публикации, начиная с 15 лет, находятся на стыке философии, медицины, культуры. Начав психиатрическую практику и познакомившись с работами З.Фрейда, приступил к написанию докторской диссертации «Психосинтез». В работе он критикует некоторые положения психоанализа и предлагает свои методы психотерапии. На тот момент ему был 21 год! Это были первые предпосылки главной цели его исследовательской деятельности.

В научных кругах к его работам относились довольно скептически. Да и сам Ассаджиоли не был полностью удовлетворен результатами. Ему не хватало информации и знаний, поэтому было решено ехать в Швейцарию и продолжить обучение под руководством известного психиатра Э.Блейера. На тот момент это была самая прогрессивная страна в изучении психики человека и психических заболеваний. Там же Роберто познакомился с Г.Юнгом, дружба и совместная работа с которым сохранилась на протяжении всей жизни.

Погрузившись в изучение психоанализа, он окончательно убедился, что данная система неполная. Т.е. недостаточно произвести анализ психической деятельности (разложить на составляющие), но затем нужно объединить вокруг единого центра. И стал активнее работать над психосинтезом.

В 1933 году во Флоренции Ассаджиоли открывает Институт психосинтеза и публикует книгу «Новый метод лечения – психосинтез». В этой книге была представлена так называемая «яйцеобразная» диаграмма.

  1. Низшее бессознательное – психологические комплексы, фобии, кошмарные сновидения, мании, навязчивые желания.
  2. Среднее бессознательное – обычная ежедневная работа ума и воображения.
  3. Высшее бессознательное, или Сверхсознательное –интуиция, вдохновение, озарение, любовь, просветление, талант, высшие энергии.
  4. Поле сознание – осознаваемая часть личности (мысли, чувства, желания, образы).
  5. Сознательное «Я» – это чистое самоосознание. Не путать с сознанием. «Я – это центр, сознание – это лишь его отражение.
  6. Высшее «Я» – это то, что я есть на самом деле. Оно пребывает над потоком мыслей и состояниями нашего тела.
  7. Коллективное бессознательное – это «психический осмос» между человеком и другими людьми.

Техники психосинтеза

Цель психосинтеза – познать истинное «Я» и перестроить личность вокруг единого центра. Что это значит? Несмотря на кажущуюся двойственность, «Я» у нас только одно. Просто сознательное «Я» о высшем «Я» не подозревает и даже отрицает его. Наше сознание имеет лишь поверхностное восприятие событий, происходящих вокруг и внутри нас. Именно поэтому люди легко поддаются страхам, переживаниям, впадают в уныние или депрессию. Чтобы добиться единства и гармонии с собой надо пройти следующие этапы:

  1. Глубокое изучение личности.
  2. Контроль над ее элементами.
  3. Выявление своего истинного «Я» — создание связующего центра.
  4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг единого центра.

Для успешного прохождения каждого этапа психосинтеза существует ряд техник. На сегодняшний день их достаточно большое количество. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Ассаджиоли считал, что наша личность многолика, т.е. имеет ряд субличностей. Т.е. по сути это наши комплексы, а также маски, которые мы носим на работе, в обществе, в семье. И вот на первом этапе нужно познакомиться с ними.

На бумаге напишите список того, с какими образами вы себя отождествляете, как с положительным, так и отрицательным: заботливый отец, отличный работник, скряга, искусный кулинар, неряха и т.д.

Далее попробуйте познакомиться с какой-нибудь из личностей. Выберите спокойное тихое место, расслабьтесь. Представьте, что вы, гуляя по лесу, набрели на избушку. Зайдите внутрь. Кого вы там видите? Как выглядит эта субличность? В чем одета? Познакомьтесь с ней, поговорите. Спросите, как ее зовут, как она тут оказалась? А потом обратитесь к своим чувствам. Какие эмоции вызывает эта картина? Может быть она вас ограничивает, заставляет чувствовать дискомфорт, стыд или, наоборот, помогает, успокаивает.

Выполняя подобные упражнения, вы дистанцируетесь от внутренних «фантазмов и иллюзий», как определяет их Ассанджиоли. И теперь не они, а вы берете их под свой контроль.

Чтобы понять истинное «Я» можно применить технику «Что есть Я». Повторяйте. Я не есть мое тело. Я не есть мои эмоции. Я не есть мой ум и мысли. Что есть Я? Это упражнение лучше выполнять сразу после пробуждения, и регулярно. Поначалу ваше сознательное «Я» будет мешать, т.е. выдавать уже знакомые образы наших субличностей. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. Не обращайте внимания. В определенный момент наступит тишина. И вы услышите ответ. И это будет истинное «Я». Вы почувствуете.

Описание метода

В начале 20 века Роберто Ассаджиоли, соединив в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал новый метод лечения, которому дал название «психосинтез». Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др., а также создать возможности для самопознания личностью себя, самоосвобождения её от иллюзий и перестройки вокруг нового «центра Я».

Для достижения гармоничной внутренней интеграции, постижения истинного «Я» и формирования правильных взаимоотношений с другими людьми Ассаджиоли предложил следующий подход:

  1. Глубокое познание своей личности.
  2. Контроль над составными частями своей личности.
  3. Постижение своего «Высшего Я» (см. ) — выявление или создание объединяющего центра.
  4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Контроль над различными элементами личности

После того, как мы выявим все эти элементы, мы должны овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом для достижения этой цели служит метод растождествления. Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который может быть сформулирован следующим образом:

Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.

Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя растождествили.

В этом принципе заключен секрет нашей свободы и нашего порабощения. Каждый раз, когда мы отождествляем себя со слабостью, виной, страхом, любой другой своей эмоцией или побуждением, мы ограничиваем и сковываем себя. Каждый раз, когда мы говорим «я в унынии» или «я раздражен», мы все больше отдаем себя во власть депрессии или гнева. Мы сами налагаем на себя данное ограничение; мы сами заковываем себя в цепи. Но если мы при тех же обстоятельствах скажем, что «меня пытается захлестнуть волна уныния» или «мною пытается овладеть вспышка гнева», ситуация резко изменится. Теперь в ней будут участвовать две противостоящие силы: с одной стороны, наше бдительное «я», а с другой — уныние или гнев. И бдительное «я» не потерпит их вторжения: оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния или гнева: оно может увидеть их причины, предусмотреть их нежелательные последствия и осознать их необоснованность. Нередко этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление таких сил и выиграть битву.

Но даже если эти силы окажутся на какое-то время сильнее, если сознательная личность поначалу будет захвачена их натиском, бдительное «я» никогда не будет побеждено до конца. Оно может отойти во внутреннюю крепость и в ожидании благоприятного момента готовиться там к контрнаступлению. Оно может проиграть ряд сражений, но если оно само не поднимет руки и не сдастся, окончательный исход дела сомнений не вызывает: в конце концов оно одержит победу.

Далее, вместо того, чтобы раз за разом отражать идущие из бессознательного атаки, мы можем воспользоваться более основательным и решительным методом: мы можем обратиться к глубинным причинам этих атак и выкорчевать проблему с корнем. Эта процедура может быть разделена на две фазы:

a. Разложение вредных комплексов или мыслеобразов на элементы.

b. Управление высвобождаемыми энергиями и их использование.

Психоанализ показал, что сила этих комплексов и мыслеобразов состоит главным образом в том, что мы их не сознаем. Нередко после того, как они выявлены, поняты и разложены на составные элементы, они перестают нас тревожить. Во всяком случае, после этого мы можем защищаться от них гораздо более эффективно. Для разложения на элементы необходимо воспользоваться методами «опредмечивания», «критического анализа»

и«различения»

. Иными словами, нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать, откуда они взялись, какова их природа и — насколько они глупы. Это не значит, что энергию, присущую их проявлениям, следует подавлять или сдерживать; нужно лишь управлять ею, переводя ее в конструктивное русло.

Как известно, чересчур критичное и аналитическое отношение к своим чувствам и эмоциям способно сковывать и даже убивать их. Эту способность критического отношения, применяемую нередко во вред нашим высшим чувствам и творческим возможностям, следует использовать для освобождения от нежелательных импульсов и тенденций. Однако критический анализ иногда бывает недостаточным. Некоторые устойчивые тенденции, некоторые витальные элементы нашего существа упорно продолжают существовать, сколько бы мы их не осуждали и не отрицали. В особенности это касается сексуальных и агрессивных побуждений. Отсоединяясь от того или иного комплекса или отклоняясь от своего прежнего русла, они приводят нас в состояние возбуждения и, беспокойства и могут найти для себя новый, но столь же нежелательный выход.

Поэтому такие силы не следует пускать на самотек, их нужно направлять на какието безвредные или, еще лучше, конструктивные цели: разного рода творческую деятельность, перестройку личности, содействие психосинтезу. Но для того, чтобы это стало возможным, мы должны начинать с центра; мы должны утвердить и наделить силой объединяющий и руководящий Принцип нашей жизни

1.doc

3

^ ПСИХОСИНТЕЗ Р. АССАДЖИОЛИ
аналитическую,синтетическую.
ЯЯ
^ Низшее бессознательное
ОноОно
^ Среднее бессознательное (предсознание)^ Высшее бессознательное (супербессознательное)
ЯЯЯСверх-Я ЯЯ
^ Поле сознания^ Сознательное Я (или собственно Эго)
ЯЯЯ
Высшее Я
ЯЯ
^ Коллективное бессознательное
ЯЯЯсобственно психосинтезобъединяющего центраЯ
^ Глубинное постижение личности
низшего бессозна­тельногоОнофантазии, мыслеобразов, темных силнизшего бессознательногоистинное призвание
^ Выявление основных элементов личности и контроль над нимиРазотождествление
разотождествленииэлементами
^ Работа с субличностями
дезидентификацииразотождествленияистинное (высшееЯобъеди­няющим центромЯЯобъединяющего центраИстинноеЯЯЯЯЯ
внешним объединяющим центром,
Я
имаготерапией
imageпере­воплощения во внутренний мир героя через подражание его внешне­му образу и манерам поведенияЯ
^ Выбор идеальной модели своего желаемого Я(Не
Я
интровертовэкстравертовамбавертами,
Я
^ Конструктивное использование всех энергетических ресурсов
Я
трансмутироватьидеальной модели^ Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности
идеального ЯЯ
Внутренний
самовнушениеЯ
Внешний
действенное формирование и совершенство­вание
^ Гармонизация структуры личностиПРАКТИКУМ^ Рабочая тетрадь
рациональная терапияинформационной теорииэмоций В.П.Симоноварациональной психотерапиисистематической десенсибилизации
^ Ваши возможностиКто я?Разотождествление
«У меня есть тело, но я не тело.Я хорошо отношусь к своему телу, слежу за его чистотой и здоровьем, но я -не только тело».«У меня есть тело, но я -не тело».«У меня есть чувства, но я — не чувства.Я имею разные сильные чувства, они меняются от радост­ных до неприятных, от любви до вражды, но мое истинное Я не меняется вместе с ними.Чувства приходят и уходят, а мое Я — остается».«У меня есть чувства, но я-не чувства».«Я обладаю интеллектом, но я-не интеллект».«У меня есть тело, но я -не тело.У меня есть чувства, но я -не чувства.У меня есть интеллект, но я — не интеллект».«Я хозяин, а не раб своего тела.Я хозяин, а не раб своих чувств.Я хозяин, а не раб своего интеллекта».
Субличности
В этом месте мы советуем клиенту попросить свои другие субличности критически высказаться в адрес этой субличности.
^ Восхождение. В саду
рабочая тетрадь
Я не роль
«То, что мне сейчас во мне не нравится,не является моей неизменной сущностью.Это лишь одна из ролей,которую я могу сыграть по-другомуили отказаться играть вообще.Я хозяин своих ролей, а не раб их».
^ Отождествление с центром Я^ Формирование идеальной личности
чистого Яидеального Яидеального ЯЯимаготерапияЯЯ
Синтез
3

Поиск по сайту:

Биография

Роберто Ассаджиоли родился 27 февраля 1888 года в Венеции, Италия. Был родом из среднего класса, итальянского происхождения. При рождении ему было дано имя Роберто Марко Греко. Его отец Леоне Греко умер, когда ему было всего два года, и впоследствии его мать Элена Каула вышла замуж за Алессандро Эмануэле Ассаджоли.

К 18 годам Р. Ассаджиоли владел восемью языками: итальянским, английский, французским, русским, греческим, латинским, немецким и санскритом. В этом же возрасте он начал путешествовать, в основном в Россию. В 1910 году он окончил Флорентийский университет, получив степень доктора по неврологии и психиатрии. В том же году на Международном конгрессе по философии в Болонье Ассаджиоли представил свой взгляд на бессознательное, указывая на ограниченность психоанализа, и приступил к разработке собственного метода психотерапии и саморазвития под названием психосинтез

.

В 1922 году женился на Нелле Чапетти (Nella Ciapetti). У них родился сын Иларио (Ilario).

В 1926 году Ассаджиоли организовал во Флоренции Институт психосинтеза. В 1927 году на английском языке вышла его работа: «Новый метод лечения: психосинтез»

.

В 1938 году Асаджоли был арестован фашистским правительством Бенито Муссолини за свою национальную принадлежность и гуманистические произведения.

После окончания Второй мировой войны возобновил свою работу Институт психосинтеза, были основаны центры психосинтеза в США и Франции, Ассаджиоли продолжил читать лекции в Италии, Швейцарии, Англии и Америке. В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза.

Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия

Согласно данной психотерапии, лечение пациентов проводится в несколько этапов.

  1. Поведенческий анализ. Пожалуй, самый длинный этап. Психотерапевт на данном этапе тщательно подходит к созданию оптимальной схемы терапии, разрабатывает план лечения.
  2. Полный серьезный план лечения разрабатывается на втором этапе. Когда проблемы пациента выявлены, их коррекция становится важнейшей задачей психолога.
  3. На последнем этапе у пациента сформировываются поведенческие навыки.

Врач в результате поведенческой психотерапии постепенно учит пациента необходимым поведенческим навыкам, которые могут помочь ему существовать в обществе. Особое значение имеет желание пациента к развитию, его мотивация и нацеленность на результат.

Направление используют

Организаторы
Тренинговый (Москва), Институт психотерапии и клинической психологии (Москва), Профессиональная Психотерапевтическая Лига (Москва), Региональное сотрудничество Института психотерапии и клинической психологии (Москва), Сообщество психологов, семейных психологов и психотерапевтов «Центр современной психологии Psychologist O.D.» (Москва), Тренинговый центр Института Психотерапии (Москва), — Творческая Мастерская (Москва), Центр психологического консультирования «Псиград» (Москва), Центр современных психотехнологий (Красноярск), Психологическая студия «Метаморфоза» (Тюмень), Психологический (Киев), Семейный психологический (Белгород), Мария Рогожникова (Пермь), Татьяна Завалишина (Оренбург), Спецфакультет психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа (Ростов-на-Дону), Проект «Холосценденция» (Санкт-Петербург), Тренинговый (Красноярск), Центр эзотерических знаний «Аквилон» (Красноярск), (Иркутск), Академия практической психологии (Набережные Челны).

Ещё организаторы 19

Тренеры Анжелла Карманова (Москва), Анна Владимировна Меринова (Москва), Анна Владимировна Чумакова (Москва), Арина Сункаровна Искандирова (Москва), Артур Тимофеев (Москва), Всеволод Иоффе (Москва), Дмитрий Юрьевич Бергер (Москва), Екатерина Васильевна Горбова (Москва), Елена Вячеславовна Иванова (Москва), Елена Николаевна Жарикова (Москва), Елена Шинкова (Москва), Иван Стригин (Москва), Ирина Геннадьевна Давыдова (Москва), Константин Валерьевич Гаврилюк (Москва), Леонид Борисович Тимошенко (Москва), Любовь Сергеевна Белова (Москва), Мария Лета (Москва), Нина Чахмахчева (Москва), Ольга Сироткина (Москва), Светлана Александровна Мельник (Москва).

Ещё тренеры 183

Консультанты Анжелла Карманова (Москва), Анна Владимировна Меринова (Москва), Анна Владимировна Чумакова (Москва), Артур Тимофеев (Москва), Всеволод Иоффе (Москва), Дмитрий Юрьевич Бергер (Москва), Екатерина Вандышева (Москва), Екатерина Васильевна Горбова (Москва), Елена Вячеславовна Иванова (Москва), Елена Шинкова (Москва), Иван Стригин (Москва), Константин Валерьевич Гаврилюк (Москва), Леонид Борисович Тимошенко (Москва), Любовь Сергеевна Белова (Москва), Мария Лета (Москва), Ольга Сироткина (Москва), Светлана Александровна Мельник (Москва), Юлия Константиновна Евдокимова (Москва), Анастасия Евенко (Москва), Андрей Николаевич Токарев (Москва).

Ещё консультанты 178

Размышления о психосинтезе

1. Заниматься практикой психосинтеза можно, почти ничего не делая

Сидя дома на диване или в кресле, принимая ванну или лёжа в кровати, в транспорте, прогуливаясь по улице. Такие внешние условия способствуют внутренней работе, когда вы можете сосредоточиться на чем угодно: на своих мыслях или воспоминаниях, на окружающих вещах, на собственном дыхании, ощущениях тела. Это позволяет снизить сознательную работу и усилить работу бессознательной части вашей личности.

2. Всё что вы можете делать со своим опытом – это наблюдать за ним (отслеживать его), принимать и трансформировать его. Остальное делают за вас другие части вашей личности: они его проявляют и используют!

Внешне это похоже на «ничегонеделание»: человек сидит и задумчиво анализирует или обобщает свое прошлое, мечтает о будущем, возвращается в настоящее. На самом деле, во время практики психосинтеза вы «промываете» свой опыт, делая его прозрачным, ясным, полезным для дальнейшего использования. Это не всегда приятно, но крайне необходимо.

3. Психосинтез направлен на усиление сознательного «Я» – центра вашей личности, который может собрать ваше тело, мысли и эмоции в гармоничного человека благодаря сознательной регуляции бессознательных процессов.

Основная функция нашего «Я» – это воля. Развивая волю, вы получаете навык синтезировать новую личность, объединяя то, что у вас уже есть, в целостность. Эта целостность использует все ваши ресурсы (в том числе и бессознательные), в центре которых – ваше «Я» и его воля. Разобравшись в себе, не забудьте собраться!

4. Сознательное «Я» – это отражение высшего «Я».

Основатель психосинтеза, мудрый доктор и философ Роберто Ассаджиоли считал, что в сфере бессознательного существует наша сущность – настоящее, истинное «Я», которое всегда было, есть и будет. Высшее “Я” имеет своё призвание, жизненный смысл и влияет на реальную жизнь с помощью своего отражения – сознательного «Я». Нет двух «Я». Есть одно «Я», которое отражается в нашей повседневности, когда мы бодрствуем, делая свои дела и совершая поступки. То есть сознательное «Я» – это отражение высшего «Я».

5. Психосинтез – это не панацея от болезней и проблем. Это не технология легкого достижения счастья и успеха.

Следствия психосинтеза происходят с течением времени. Вначале это могут быть небольшие качественные изменения, на основании которых потом происходят более важные перемены в жизни. В современном обществе существует множество услуг, которые обещают нам золотые горы, акцентируя внимания на формулах успеха и счастья. Это не психосинтез! Процесс психосинтеза мягкий и постепенный, как любой рост, а результаты его подчас незаметны, но вы не захотите с ними расстаться.

6. Психосинтез начинается тогда, когда сознание и воображение становятся единым целым.

Как только ваше сознательное «Я» начинает использовать воображение, именно тогда вы получаете навыки изучения, принятия, трансформации и даже использования своего опыта! Это совсем не значит, что практика психосинтеза создает для человека мир иллюзий и грёз. Сознание способно не только включить мечтание, но и переключить вас в реальную жизнь, в которой оно сможет по-новому действовать, изменяя ее к лучшему.

7. Развитие личности предусматривает переживание кризисов, которые являются признаком этого развития. Это нормально.

Без них не происходят перемены, ведущие к целостности. Мировой опыт использования психосинтеза свидетельствует о том, что каждый человек переживает четыре кризиса личностного и духовного развития, к которым он может быть готов, если узнает о них подробней. По мнению Р. Ассаджиоли, первый кризис происходит перед качественным скачком в саморазвитии. Второй кризис связан непосредственно с этим скачком. Третий кризис – это реакции человека и окружающих на явное развитие. Четвертый кризис связан с качественной перестройкой личности вследствие обретения целостности, то есть реализации психосинтеза.

8. Практика психосинтеза не заканчивается конкретными результатами в конкретное время: навыки саморазвития имеют свойство развиваться самостоятельно с течением жизни. Это происходит в вашем бессознательном.

Психосинтез похож на многолетнее растение, которое вы посадили весной, оно расцвело летом, пока вы его поливали, а следующей весной оно снова дало ростки, но уже гораздо больше и без вашей помощи. Растение – это приобретенный или развитый вами навык, земля – это ваше бессознательное, а вы – это вы.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Техники развития воли

Наряду с психосинтезом ученый практиковал так называемую позитивную психологию. Этому поспособствовала работа с солдатами, вернувшимися после окончания Первой Мировой Войны. Основным направлением этой работы было развитие воли к позитивным изменениям. На эту тему будет написана книга «Акт воли», но выйдет она уже после смерти Ассаджиоли в 1974 году. Надо сказать, что методики тренировки воли он испытал на себе. Имея еврейские корни ученый подвергся гонениям со стороны режима Муссолини и даже сидел в тюрьме. И в это непростое время он тренировал свою волю, чтобы не отчаяться и продолжать работу.

Прежде, чем приступить к упражнениям по развитию воли, необходимо простимулировать и эмоционально подкрепить свое желание. Для этого проделайте подготовительные упражнения:

  1. Представьте все неприятные моменты, которые случились с вами из-за отсутствия воли. Подумайте, что может произойти из-за этого в дальнейшем. Составьте список. Прочувствуйте негативные эмоции, связанные с этим.
  2. Теперь, наоборот. Что даст вам развитая воля, чего вы сможете добиться, какие чувства это вызывает? Запишите это.
  3. Представьте, как имея сильную волю, вы добиваетесь всех целей, как реализуете задуманное, как вы успешны.

Упражнения для развития воли

  1. Воли в обыденной жизни. Соблюдайте режим сон-бодрствование, работа-отдых, следите за эмоциями и не реагируйте негативно. Помните правило: я контролирую эмоции, а не наоборот.
  2. Физические упражнения. После пробуждения найдите 10 минут для элементарной Воспитание гимнастики, регулярно совершайте прогулки на свежем воздухе в любую погоду, не ищите оправданий. Не стоит нагружать себя интенсивными тренировками, особенно, если вы к ним не готовы. Упражнения должны развивать терпение, спокойствие, ловкость.

Комментарии к упражнениям

Чтобы энтузиазм не угас, и упражнения по развитию воли достигли цели, не надо доводить все до педантизма или делать все и сразу. Начните с малого и отмечайте ваш успех ежедневными записями. Относитесь к этому как к игре. Это не отразится на эффективности, а только уменьшит сопротивление бессознательного и приблизит вас к победе над собой.

«Аутогенная тренировка – профилактика неврозов»

В последние годы аутогенная тренировка (АТ) с успехом применяется не только для терапии неврозов, но и при стенокардии, психофизиологической реабилитации постинфарктных больных, вегетососудистых дистониях, начальной стадии гипертонической болезни, нейродермитах и других заболеваний. АТ способствует снижению эмоционального напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на состояние основных физиологических функций и регуляцию обменных процессов в организме. При этом нормализуется сон, улучшается настроение, происходит активация всей личности человека.

Заниматься аутогенной тренировкой лучше всего сидя или лёжа в тихой и спокойной обстановке. Первая стадия АТ – включает в себя пять упражнений.

  • Вызывание ощущения тяжести.
  • Вызывание ощущение тепла.
  • Регуляция ритма сердечной деятельности.
  • Регуляция дыхания.
  • Влияние на органы брюшной полости.
  • Влияние на сосуды головы.

Все упражнения выполняются с закрытыми глазами, формулы самовнушения повторяются только на выдохе. После выполнения упражнений рекомендуется посидеть спокойно в течение одной минуты и лишь за тем выводить себя из состояния аутогенного погружения, произнося формулу: «Согнуть руки, глубоко вздохнуть, на выдохе открыть глаза». На освоение каждого упражнения отводится около 2 недель, а на весь курс – 3 – 4 месяца.

Расписание на 2021 г.

1 тренинг-модуль 12 октября 2021 г.2 тренинг-модуль 26 октября 2019 г.3 тренинг-модуль 9 ноября 2021 г.4 тренинг-модуль 23 ноября 2019 г.5 тренинг-модуль 7 декабря 2021 г.6 тренинг-модуль 21 декабря 2021 г.

Время проведения:10.00-16.00 (суббота)

Прошедшим программу выдаются:

  • По окончании каждого модуля — накопительные сертификаты ОППЛ свидетельства Европейской Ассоциации Психотерапии о соответствии пройденного курса образовательной программе Европейского Психотерапевтического Сертификата.
  • По прохождении программы — «Свидетельство о повышении квалификации» Института повышения квалификации ОППЛ.

Предварительная запись в группу обязательна

Библиотерапия

Важный показатель оценки эффективности библиотерапии – интерес пациента к чтению. В случае его снижения можно судить об ухудшении состояния здоровья.

Существуют разные типологии эффектов и функций терапевтического метода:

  1. Информационные функции. Чтение дает информацию, повышает уровень знаний при одновременном снижении страха перед неизвестным. Эта функция присуща научной литературе.
  2. Образовательная функция. Чтение приносит взгляды и мнения, повышающие образование.
  3. «Зеркальная» функция». Читатель сравнивает взгляды автора со своими взглядами, на основании этого сравнения изменяя свое собственное мнение.
  4. Идентификационные функции. Читатель находит пример или идентифицирует себя с персонажем.
  5. Очищающая функция. При чтении книги может произойти психологическое очищение (катарсис). Для достижения этого эффекта необходимо, чтобы произведение могло выполнять такое очищение, а читатель был готов испытать катарсис во время чтения.
  6. Эстетическая функция. Книга действует на читателя эстетически.
  7. Релаксационная функция. Обеспечение расслабления, релаксации.

Cхема личности

Все эти исследования и разработки дают такую массу материала, что вполне можно попытаться внутренне согласовать его и синтезировать. Если мы соберем твердо установленные факты, достоверные и хорошо проверенные сведения, а также достаточно аргументированные объяснения, не обращая внимания на перегибы и теоретические надстройки различных школ, то получим многомерную концепцию человеческой личности; будучи далекой от совершенства и завершенности, эта концепция представляется нам более содержательной и близкой к действительности, чем предшествующие.

Чтобы проиллюстрировать данную концепцию, мы воспользуемся приведенной ниже схемой. Разумеется, это схематическое и крайне упрощенное изображение, способное дать лишь структурное, статическое, едва ли не «анатомическое» представление о строении нашего внутреннего мира, тогда как более важен и существенен именно динамический его аспект. Однако здесь, как и во всякой науке, шаги должны быть последовательными, а уточнения постепенными

Имея дело с такой пластичной и неуловимой реальностью, как наша психическая жизнь, важно не терять из виду главные ее направления и существующие между ними коренные различия; в противном случае многочисленные детали могут заслонить от нас целостную картину и помешают осознать значение, назначение и ценность различных ее частей

С учетом этих оговорок и ограничений карта нашего внутреннего мира выглядит следующим образом:

Происхождение

В 1909 году К.Г. Юнг написал Зигмунду Фрейду об «очень приятном и, возможно, ценном знакомстве, нашем первом итальянце, докторе Ассаджиоли из психиатрической клиники во Флоренции». Однако позже тот же Роберто Ассаджиоли (1888–1974) написал докторскую диссертацию «Псикосинтез», в которой начал отходить от психоанализа Фрейда к тому, что он называл психосинтезом:

Развивая психосинтез, Ассаджиоли соглашался с Фрейдом в том, что исцеление детской травмы и развитие здорового эго были необходимыми целями психотерапии, но считал, что человеческий рост не может ограничиваться одним этим. Изучая философские и духовные традиции Востока и Запада, Ассаджиоли стремился обратиться к человеческому росту, выходящему за рамки норм хорошо функционирующего эго; он также хотел поддержать расцвет человеческого потенциала в то, что Абрахам Маслоу позже назвал самоактуализацией , и, более того, в духовные или надличностные измерения человеческого опыта.

Ассаджиоли представил подход к человеку, который мог бы затрагивать как процесс личностного роста — интеграции личности и самоактуализации, так и надличностного развития — это измерение, которое можно увидеть, например, в пиковых переживаниях (Маслоу) вдохновенного творчества, духовного озарения, и объединяющие состояния сознания. Кроме того, психосинтез распознает процесс Самореализации, контакта и отклика на свои самые глубокие призвания и направления в жизни, который может включать в себя как личное, так и надличностное развитие, либо оба.

Психосинтез, таким образом, является одним из самых ранних предшественников как гуманистической психологии, так и трансперсональной психологии , даже на несколько лет до разрыва Юнга с Фрейдом. Концепция Ассаджиоли имеет сходство с экзистенциально-гуманистической психологией и другими подходами, которые пытаются понять природу здоровой личности, личную ответственность и выбор, а также актуализацию личности; аналогично его концепция связана с областью трансперсональной психологии, которая сосредоточена на высших состояниях сознания, духовности и человеческих переживаниях за пределами индивидуального «я». Соответственно, Ассаджиоли входил в совет редакторов как журнала гуманистической психологии, так

и
журнала трансперсональной психологии
.

Ассаджиоли представляет две основные теоретические модели в своей основополагающей книге « Психосинтез»

— модели, которые на протяжении многих лет оставались фундаментальными для теории и практики психосинтеза. Эти две модели представляют собой 1) диаграмму и описание человеческой личности, а вторая 2) этапную теорию процесса психосинтеза (см. Ниже).

Примечания

  1. 12
    [slovari.yandex.ru/ассаджиоли/Клиническая%20психология/Психосинтез/ Психосинтез](недоступная ссылка) // Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
  2. 123Л.А. Карпенко.
    [slovari.yandex.ru/ассаджиоли/История%20психологии/Ассаджиоли/ Ассаджиоли](недоступная ссылка) // История психологии в лицах: персоналии. — 2005.
  3. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/307/%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%A1%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%97 Психосинтез] // Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

Когнитивная психотерапия

Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:

  • Воображение.
  • Борьба с негативными мыслями.
  • Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
  • Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.

Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.

Книги

Книг у Ассаджиоли написано было немного: «Психосинтез», «Акт воли», «Типология психосинтеза», «Трансперсональное развитие», «О духовном кризисе»; но более сотни статей опубликовано в научных журналах. Он не любил тратить время академическую работу, а предпочитал консультации пациентов и преподавание.

Это был не только известный ученый, но и любознательный человек. До самой смерти он не останавливался в самообразовании и исследовательской деятельности. Ассаджиоли был скромен и не сыскал всемирной славы. Но его учения живут и сегодня и активно используются в психологии и психотерапии, все более пополняясь новыми исследованиями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]