Все мы разные. И речь идет не только о внешних данных, которые дала нам природа. Мы отличаемся друг от друга поведением, реакцией на определенные ситуации, особенностями взаимодействия с социумом, складом ума и т.д. Развитие человека давно является объектом изучения психологов и ученых. В результате наблюдений за людьми, которые длятся еще с древних времен, появились различные психологические типологии личности.
Говорят, если разбираться в типологиях, можно здорово облегчить себе жизнь: во-первых, вы будете понимать себя, свои особенности, сильные и слабые стороны; во-вторых, как минимум, научитесь эффективно взаимодействовать с людьми. Так ли это на самом деле и какие типологии личности помогут «раскрыть все карты» человека, мы расскажем в этой статье.
Добро пожаловать в мир удивительных людей!
Античная типология
Еще до Теофраста Гиппократ создал учение о внутренних соках (или жидкостях) в человеческом теле. Это: желтая желчь (лат. cholos),
черная желчь (лат.
melascholos),
кровь (лат.
sanguis)
и слизь (лат.
phlegma)
. Из четырех основных соков он выводил четыре темперамента:
- Холерик (настроение сильно и быстро меняется, напряжен, душевные состояния направлены преимущественно наружу).
- Меланхолик (настроение сильно, однако медленно меняется, напряжен, душевные состояния направлены преимущественно внутрь).
- Сангвиник (незначительно и быстро меняется настроение, не напряжен, душевные состояния направлены преимущественно наружу).
- Флегматик (незначительно и медленно меняется настроение, не напряжен, душевные состояния направлены преимущественно вовнутрь).
Классификация людей по темпераменту
Мало кому известно, что основоположником определения типов личности является известный древнегреческий врач и философ Гиппократ. Будучи передовым врачом своего времени, он проводил множество интересных экспериментов.
Так как Гиппократ был сторонником материализма, он пытался найти связь между темпераментом и количеством содержания в организме одной из 4-х жидкостей: лимфы, крови, желтой и черной желчи.
Вследствие этого он представил 4 основных вида темперамента:
- холерик;
- флегматик;
- меланхолик;
- сангвиник.
По мнению Гиппократа в организме холериков преобладала желтая желчь, меланхоликов – черная желчь, флегматиков – лимфа, а у сангвиников – кровь.
По понятным причинам современная медицина не может всерьез относится к этим выводам знаменитого древнегреческого врача, который не оставил после себя никаких объяснений относительно того, как же ему удалось выявить такие закономерности.
Интересен факт, что Гиппократ сопоставлял характер человека с его физическим здоровьем. Он считал, что в нашем организме мысли, состояние органов и эмоции неразрывно связаны между собой.
В современной медицине и психологии существует такое направление, как психосоматика. Психосоматика («психея» — душа и «сома» — тело) изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Правильно подходя к решению этого вопроса, многим людям удалось избавиться от различных недугов, связанных с психосоматикой.
Историческое прошлое
Логика развития классификационных гипотез в психологии
Вся история гуманитарных исследований с системно-классификационных позиций выступает ареной борьбы двух противоположных методологических направлений, целями которых были:
1) «поймать» центральное организующее звено, своего рода двигатель всякой конструкции, и распределить людей по качественной специфике этих центральных звеньев;
«Типологический подход заключается в глобальном восприятии человека с последующим сокращением разнообразия индивидуальных форм до небольшого числа групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа» (Мейли, 1960).
2) разложить психику на составные части, чтобы понять работу ее частей и создать классификацию, основанную на различиях в структуре и качестве частей.
«Необходимо свести все черты характера личности к элементарным ментальным элементам и элементарным формам основных психологических законов, раскрывающих природу обнаруженных связей» (Полан, 1894).
В настоящее время существует несколько тысяч различных психологических классификаций, указывающих на те или иные различия между людьми или психические характеристики как таковые.
Классификации могут иметь разные базовые шкалы обобщений, степени внутренней строгости.
Классификация людей и психологические характеристики
Логика развития психологических классификаций требовали параллельное существование двух научных подходов: один из которых был назван «психология типов», и «Другие- психологии черт». С течением времени оба подхода смещались друг к другу: психология типов — в попытках понять структуру психологических черт каждого типа, психология черт — в попытках достичь более высокой системы обобщений.
«Как только тот факт, что наблюдаемые черты не соответствуют отдельным сущностным психическим характеристикам, а являются лишь аспектами личности и поведения , получил всеобщее признание, сразу же возник как необходимость выявления фундаментальных факторов, лежащих в основе этих черт. Хайманс и Вирсма, а также другие ученые после них пытались решить эту проблему . Однако все эти исследования носили отрывочный характер, их результаты были обусловлены предварительными гипотезами, а выбор признаков, как правило, определялся личным мнением исследователя »Р. Майли.
Пример развития психологии черт (этапы):
- Выделение типов любви как психологии черт. В античные времена очень популярной была типология видов любви, в которую входили:
Используемые источники:
- https://healthperfect.ru/tipologiya-lichnosti-v-psihologii.html
- https://studopedia.ru/24_36269_chelovek-individ-individualnost-lichnost-tipologiya-lichnosti.html
- https://studopedia.ru/14_67995_tipologizatsiya-lichnosti.html
- https://ru.qaz.wiki/wiki/psychological_typologies
Что такое личность
Личность – это человек, вступающий во взаимоотношения с окружением и проявляющий себя в процессе деятельности. Также это совокупность свойств, качеств, умственных способностей, физических и эмоциональных характеристик. Они делают человека индивидуальным и раскрываются в процессе взаимодействия с социумом.
Личность проявляется через привычки и предпочтения, использование накопленных знаний. Разные ситуации приводят к изменению поведения, человек определяет тактику, опираясь на опыт, полагаясь на эмоции. В зависимости от этого существуют разные типажи людей. Например, они разделяются по способности воспринимать информацию. Визуалы больше доверяют глазам, аудиалы – слуху, кинестетики – тактильным ощущениям.
Особенности и методы определения психотипа
Определением психологических особенностей личности для тех или иных целей занимается отдельная отрасль психологии – психологическая диагностика. Для определения психотипов используются различные методики: тесты, опросники, беседы.
Психологические консультации предоставляют конкретному человеку знания, которые помогают глубже понять определенную ситуацию, а также скорректировать свои действия в ней. Современная психология обладает рядом исследований, которые позволяют определить психотипы по внешности, привычкам и ряду других признаков.
Психодиагностические методы классифицируются по нескольким параметрам:
По типу задач:
- проективные;
- многофакторные;
- акцентуации;
- физиологические;
- действенные.
По форме:
- бланковые;
- компьютерные;
- сенсорные.
По адресату:
- сознательные;
- неосознанные.
Типы личности в психологии
В психологии существует классификация людей по типам личности:
- Взрывчатый. Человек бурно реагирует на события или слова, отличается повышенной возбудимостью. Он угрюм, обычно жесток и слишком импульсивен;
- Истерический тип хочет быть признанным, заметным. Для него основное – презентация себя и собственных эмоций. Он экстравагантен, поведение отличается театральностью. Такой человек непостоянен, его нельзя назвать искренним. Он переигрывает, пытаясь приумножить свою значимость;
- Астенический тип имеют боязливые, слишком ранимые люди. Они обладают слабой выносливостью и быстро устают. Человек всегда чем-то озабочен, склонен придумывать болезни, накручивать проблемы. Тоскливое настроение скрывает за маской равнодушия, иногда кажется слишком развязным;
- Психастенический тип чрезмерно тревожен и нерешителен. Он всегда сомневается в поступках и сожалеет о содеянном. Такие люди все перепроверяют, склонны к педантизму, точно следуют инструкциям;
- Шизоидный тип избегает контактов, ему тяжело наладить общение, не способен сопереживать. Человек находит себя в творчестве, сбегая от реальности. Он холоден, угловат, неловок, боится нового.
Классификация в зависимости от характера
В отличие от темперамента, который считается врожденной особенностью личности, характер – понятие более широкого смысла. Характер человека формируется на основе врожденного темперамента под воздействием особенностей окружающей социальной среды на протяжении всей жизни.
Типология личности в психологии, основанная на особенностях характера, определяет типы людей по совокупности постоянных способов поведения и естественной реакции на определенные события.
Классификация характеров по Карлу Леонгарду выделяет такие типы индивидуальности:
- Демонстративный.
- Педантичный.
- Застревающий.
- Возбудимый.
Распространенная в широких кругах теория определения типов характеров Кречмера предлагает разделение на 3 вида телосложения, которым соответствует 3 типа характеров:
- Астеник – худощавый человек с длинными конечностями, узкой грудной клеткой, животом без жира. Такому типажу соответствует характер шизотим. В поведении этих людей преобладает серьезность, холодность. Общение с окружающими поверхностное, без глубокого внутреннего содержания. Шихотимы – люди со стальной энергией, устойчивые и непоколебимые.
- Пикник – человек среднего роста, с плотной фигурой, широкой грудной клеткой и массивным животом. Характер – циклотим, определяется повышенной возбудимостью, общительностью, высокой степенью приспособляемости к окружающему миру.
- Атлетик – человек статного, пропорционального телосложения. Характер – иксотим. Такие люди спокойны, сдержаны, склонны к адекватной оценке событий. Порой тяжело переносят перемены.
Типы темперамента по Гиппократу
Самая древняя и одновременно самая известная классификация типов личности была разработана более 2500 тысяч лет назад древнегреческим философом и врачевателем Гиппократом. Об этой типологии, думаю, знают все, но начну я именно с нее. Во-первых, из-за уважения к первооткрывателю, во-вторых, потому что очень многие современные классификации основаны именно на типах темперамента.
Итак, по мнению Гиппократа, все люди делятся на 4 типа в зависимости от преобладающей в их теле жидкости:
- Сангвиники. У этого типа людей ведущую роль играет кровь («сангва» по-древнегречески). Поэтому они очень энергичные, деятельные, упорные в достижении цели, непримиримые и часто жестокие. Сангвиники прекрасные воины и вожди.
- Холерики. В их теле преобладает желчь (по-древнегречески – «холи»), поэтому они чрезвычайно непостоянны, суетливы, болтливы и эмоциональны. Для них характерны частые смены настроения, неуравновешенность и неспособность долго сосредотачиваться на чем-то одном.
- Меланхолики. Преобладающая у них черная желчь («мелэна холи») делает их мрачными, унылыми людьми, пребывающими постоянно в подавленном настроении. Люди этого типа обидчивы, но чувствительны и способны к сочувствию и сопереживанию.
- Флегматики. Благодаря доминирующей в их теле слизи («флегме») они малоподвижны, необщительны, погружены в себя, часто пребывают в задумчивом состоянии и неспособны на сильные эмоции.
В настоящее время доказано, что темпераментов в чистом виде не существует, хоть наблюдения Гиппократа, в целом, верны. Просто у каждого из нас есть отдельные качества разных типов темперамента. Как правило, каких-то из них больше, но бывает, что отдельные свойства всех темпераментов присутствуют почти в равной мере. Поэтому в современной психологии выделяют и изучают именно отдельные качества темпераментов. Например, уровень эмоциональности, уровень и характер общительности, устойчивость или, напротив, изменчивость психики и т. д.
Это интересно: Темы по психологии: рассмотрим досконально
Так о чем говорил Гиппократ?
Согласно учениям Гиппократа, темперамент – это определенное поведение человека, которое связано с преобладанием в его организме конкретной жидкости. Он считал, что наличие слизи (лимфы) в большом количестве определяет степень уравновешенности личности, т.е. чем больше лимфы, тем спокойнее человек.
Высокая концентрация желтой желчи делает человека импульсивным, черной желчи – грустным и меланхоличным, а крови – энергичным. Исходя из этих данных, Гиппократ выделил четыре типа темперамента, которые объясняют поведение человека:
- Сангвинистический темперамент: тот, кто обладает этим типом темперамента, отличается активностью и уравновешенностью. Это увлекающая личность, которая охотно принимает участие в различных событиях. Ей свойственны быстрая смена эмоций, яркая мимика и пантомимика, выразительный смех. Сангвиники обладают высоким порогом чувствительности, поэтому не реагируют на отвлекающие факторы (звук, свет). Люди такого типа темперамента отличаются работоспособностью и энергичностью, они легко приспосабливаются к новым условиям благодаря своей гибкости и быстро переключают внимание с одного дела на другое. Также они отличаются быстротой реакции, которая выражается в движениях, речи, и любят яркие впечатления. Это типичные экстраверты. Доминирующая жидкость – кровь.
- Холерический темперамент: холерики обладают высокой реактивностью, из-за чего часто бывают вспыльчивы, импульсивны, несдержанны. В отличие от сангвиника такие личности менее гибкие, поэтому стремятся быть стабильными во всем и с трудом переключают свое внимание. Доминирующая жидкость – желчь.
- Флегматический темперамент: люди такого типа темперамента отличаются активностью и уравновешенностью. Мало, что может вывести их из себя и заставить выразить свои переживания. Они неэмоциональны, рассмешить или заставить заплакать их будет очень трудно. У флегматиков мимика и жесты однообразны и практически ничего не выражают. Они с трудом адаптируются к новым обстоятельствам и переключают свое внимание. Такие люди живут «внутри себя», им трудно заводить знакомства, не любят быть в центре внимания, флегматики – интроверты. Доминирующая жидкость – слизь.
- Меланхолический темперамент: меланхолики отличаются малой реактивностью и высокой чувствительностью. Таких людей легко обидеть, они могут расплакаться даже по незначительному поводу. У них маловыразительная мимика, тихий голос, медленные движения. Меланхолики быстро утомляются. Такие люди неуверенны в себе, им крайне трудно адаптироваться в новой обстановке, хотя в привычных кругах могут быть очень общительными и тактичными. Как правило, это интроверты. Доминирующая жидкость – черная желчь [Ю. Александровский, 2021].
Наверняка, читая описания каждого типа темперамента, вы находили что-то схожее со своим характером. Встретить, например, сангвиника иди холерика в чистом виде практически невозможно, т.к. каждая личность – сочетание всех четырех типов темперамента.
При этом есть всегда один доминирующий тип, а все остальные дополняют его. Если в человеке присутствуют все четыре типа темперамента примерно в одинаковой пропорции, такую личность называют тетравертом. Для наиболее точного определения типа темперамента достаточно пройти личностный опросник Ганса Айзенка или Павловский опросник темперамента («Опросник Стреляу»).
Что такое психотип
Любой человек представляет собой единство общего и индивидуального. Признавая права каждого быть яркой и неповторимой личностью, мы должны понимать, что законы, по которым работает психика, общие для всех, значит, и сходства между людьми много. Это позволяет психологам делать общие выводы и разрабатывать эффективные и применимые ко всем индивидам методы психотерапии и коррекции.
Но наряду с общими и индивидуальными чертами, есть еще и типические, то есть позволяющие объединять людей в группы (типы) по каким-то общим признакам. В данном случае мы будем говорить о психологических особенностях и соответственно о психотипах. Психотип – это комплекс психических характеристик, составляющих обобщенную модель поведения человека и его реакций на внешние раздражители. Эти модели характерны для многих людей, что позволяет объединять их в группы.
Зачем нужны подобные классификации? Психологам они необходимы, чтобы использовать разные подходы к работе с клиентами в соответствии с их типами. Все же слишком общие методики и советы не всегда эффективны, а для того чтобы разобраться в индивидуальных «тараканах» каждого человека, требуется много времени. Проще отталкиваться от типологических особенностей и именно с них начинать анализ индивидуальных проблем, выбирать методы работы.
Вот пример. По особенностям контактов с внешним миром всех людей можно разделить на два типа: экстраверты и интроверты:
- Экстраверты открыты миру и другим людям и черпают свою энергию извне.
- Интроверты замкнуты на своем внутреннем мире, они с трудом строят отношения с окружающими и ориентируются на собственные ресурсы.
Понятно, что для выработки правильной стратегии общения и взаимодействия с клиентом психологу нужно знать, к какому типу он относится.
Обычным людям тоже полезно знать о собственном психотипе. Такая информация позволяет эффективнее взаимодействовать с миром и избежать многих ошибок. То есть знание психотипов – вещь полезная, и для их определения были разработаны специальные тесты.
Правда, есть одна проблема: различных типологий, классификаций и их описаний так много, что в них непросто разобраться даже психологу. Поэтому я познакомлю вас только с наиболее популярными.
Так зачем нам это все?
Сегодня существует столько типологий личности, что невольно начинаешь сомневаться, а нужно ли ими забивать себе голову? Ответ однозначный – конечно нужно! Но только не забивать, а, как минимум, проявлять к ним интерес.
В первую очередь, умение разбираться в психотипах полезно для нас самих. Если человек поймет, к какому типу личности он относится, он будет знать свои сильные и слабые стороны, а значит, сможет грамотно управлять ими. Это способ открыть для себя новые возможности, ведь зачастую людям свойственно следовать стереотипам или советам, нежели прислушиваться к собственной природе.
Это тот случай, когда прирожденный оратор идет работать бухгалтером, потому что, как говорила его мама, он всегда будет при каких-никаких деньгах. В итоге никакого удовольствия от работы, отсутствие энергии и дальнейших перспектив.
Из холериков, например, получаются хорошие начальники. Им по плечу любая работа, требующая больших энергозатрат: журналист, тренер, педагог и т.д. Сангвиники легко располагают себе собеседника, они могут руководить людьми, отличаются хорошими организаторскими способностями. Флегматики сильны в точных дисциплинах, а меланхолики – труженики, любящие работу в одиночестве и требующую внимания к деталям.
Как видите, знание основополагающей типологии личности Гиппократа уже дает понимание, что к чему. А теперь представьте, что будет, если сангвиника посадить за стол математика, да еще и в одиночестве?
Практически все hr-специалисты используют в своей работе различные методы оценки типологии личности. Это необходимо как при подборе персонала, так и в кадровых перестановках, ведь хорошие результаты сотрудника на рядовой должности не всегда указывают на то, что он будет отличным руководителем, возможно, в нем отсутствует прирожденный управленец, поэтому важна всесторонняя оценка персонала.
Наверняка у каждого из нас есть знакомые, с кем никак не получается найти общий язык, или вовсе некоторых мы считаем, как говорится, «не от мира сего». С кем-то, возможно, есть конфликт и недопонимание, ведь часто люди, привыкшие быть открытыми с окружающими, общительными и энергичными воспринимают медлительность или замкнутость своего собеседника, друга или коллеги, как некий вызов, отрицательное личностное отношение, что, естественно, является ошибкой.
Важно понять, что нет плохих типов личности, есть люди со своими особенностями характера и поведения, которые им свойственны по своей природе. Как раз умение оценивать психотип помогает находить общий язык с окружающими, предотвращать и решать конфликты и даже договариваться о чем-либо.
И еще важно понимать, что есть типы личности, которые в тандеме дают максимальную или минимальную продуктивность. Если рассматривать на примере модели DISC, «красные» лучше всего взаимодействуют с «желтыми», а вот с «синими» лучше их не ставить в паре, т.к. это две диаметрально противоположные личности.
Если правильно считать информацию, к какому типу личности относится ваш собеседник (родственник, коллега), можно легко найти нужные рычаги, чтобы добиться в общении максимальной эффективности. Например, с «желтыми» нужно быть позитивным в общении, чаще интересоваться их мнением, а для аргументации своей точки зрения ссылаться на взгляды авторитетных личностей. С «зелеными» не стоит говорить только о делах. Для решения различных вопросов лучше всего подходит неформальное общение [О. Кныш, 2019].
Более того, каждому, по мнению некоторых психологов, типу личности свойственны свои болезни. Точнее сказать, если какая-то черта характера человека гипертрофированна или, наоборот, усилена, то возможно появление психических отклонений. Эту взаимосвязь четко показывает методика оценки личности «7 радикалов», где все названия радикалов образованы от названий болезней: шизоидный, эпилептоидный, истероидный, гипертимный, паранойяльный, эмотивный, тревожный [В. Пономаренко, 2006].
Все мы индивидуальны и имеем свой набор личностных качеств и свойств характера, а это значит, что каждый человек нуждается в разных подходах в общении, а если речь идет о детях, то на основании типа личности ребенка можно и нужно выстроить индивидуальную систему воспитания.
Если вы затрудняетесь собственными силами определить, какой тип личности у вас доминирует, а какие являются вспомогательными, а также не можете здраво оценить свои сильные и слабые стороны, советуем вам пройти по этой полезной ссылке и открыть для себя удивительный мир самопознания.
Типология психотипов по А.Е. Личко
Советский психиатр А.Е. Личко на основе обширных исследований выделил такие типы личности в психологии:
- Шизоидный;
- Гипертимный;
- Истероидный;
- Циклоидный;
- Психастенический;
- Эпилептоидный;
- Сензитивный;
- Конформный;
- Эмоционально-лабильный;
- Астеноневротический;
- Паранойяльный;
- Неустойчивый;
Кратко опишем психотипы личности, внешние признаки и особенности поведения.
1. Шизоидный тип личности придаёт человеку раздвоенность. Они склонны к замкнутости, испытывают трудности при межличностном общении, эмоционально холодны. Обладают вычурной фантазией. Нередко алкоголь используется как допинг для общения.
2. Гипертимному типу присущи подвижность, неугомонность, общительность, шумливость, приподнятость настроения, отсутствие усидчивости, озорство. Значимость собственной личности сильно завышена, их тянет в компании, порою асоциальные.
3. Истероидные типы претендуют на лидерские позиции
Отличаются тем, что любой ценой хотят привлечь к себе внимание (эгоцентризм). Очень любят похвалы в свой адрес
Люди этого типа склонны к наигранности, неестественности и позёрству. Чувства поверхностны, сила воли слаба и, как правило, невысокий авторитет.
4. Личности с циклоидным психотипом склонны к перепадам в настроениях. Активность, шутливость на подъёме при склонности к запоям может смениться упадком настроения вплоть до субдепрессии. В такие периоды характерны разбитость, вялость, скука, желание побыть в одиночестве.
5. Психастеники склонны к «самобичеванию» и «самоедству». Нерешительны, мнительны, робки, испытывают навязчивые страхи, угловаты в движениях.
6. Представителям эпилептоидного типа присущи такие черты — повышенная ревность, гневная злобность, жестокость, властность. В состоянии алкогольного опьянения способны на агрессию, нередко впадают в беспамятство, проявляют садомазохистские наклонности. При этом обладают аккуратностью, педантизмом и бережливостью.
7. Личности синзитивного типа очень переживают о своей неполноценности, впечатлительны, склонны к интеллектуальным и эстетическим хобби.
8. Конформисты как хамелеоны легко приспосабливаются к условиям окружающей среды. При этом слабовольны. В хорошем коллективе из них получаются отличные исполнители. В тоже время могут спиться «за компанию», не могут отказать. Собственное «я» растворяется в окружении.
9. Для эмоционально-лабильного типа характерна предельная смена настроений даже по ничтожным поводам. Повышенная привязанность к близким и родным людям, очень восприимчивы к знакам внимания.
10. Астеноневротики очень капризны, раздражительны. Как правило, плохо спят, страдают ипохондрией и плохим аппетитом.
11. Паранойяльный тип очень недоверчив, подозрителен, всегда в напряжении.
12. Для личностей с неустойчивым психотипом характерны такие проявления — безынициативность, лёгкая подчиняемость. Нередко попадают в дурные компании, склонны к азартным играм, безделью, удовольствиям и асоциальному поведению.
Основные психотипы мужчин и женщин
В зависимости от пола личности одни и те же события могут восприниматься по-разному.
Женщины отличаются большей внимательностью к деталям, но при этом зачастую не видят целостной картины. Для мужчин характерны глобальные масштабы восприятия мира. Их не интересуют всякого рода мелочи, от которых дамы приходят в неописуемый восторг.
Женские психотипы имеют свою специфику и могут быть выделены в такие группы:
- Мать. Всегда озабочена уходом за кем-либо. Всех опекает, ярко выраженный лидер в семье;
- Активная женщина. Живёт для себя, самодостаточна, требуют к своей персоне заботы и внимания;
- Женщина альтруист. Предана любимому мужчине, готова всё отдать ради его блага;
- Дочка. Эгоистка, нуждается в постоянной опеке и заботе.
Мужские психотипы можно выделить в такие группы:
- Заботливый отец. Контролирует ситуацию постоянно, требователен к окружающим, не признаёт компромиссы. Не признаёт ошибки;
- Активный мужчина. На первом плане выгода во всём. Может рисковать. Свои желания превыше всего;
- Мужчина альтруист. Окружает семью заботой, хороший хозяин;
- Сыночек. Эгоист. Живёт одним днём, имеет наклонности к мотовству. Повышенное самолюбие.
Типология личности Юнга
Юнг вслед за философом Кантом строит свою типологию с тем, чтобы раскрыть средства к развитию личности. Он имеет дело со своими пациентами, которым типология может помочь пережить психологические трудности, однако Юнг относит к типируемым и себя, и здоровых людей. Свой анализ, в отличие от диагностической карты акцентуаций по Ганнушкину и Личко, Юнг не скрывает от своих пациентов.
Юнг, просматривая истории искусств, музыки, поэзии, философии, замечает то, что людей обычно выделяют парами, например, рационального и эмоционального. В этой парности он видит важный смысл, и делает основное свое открытие – подобно природным противонаправленным силам, например, растяжения, сжатия, выдоха, вдоха, можно выделить и в психике две противоположные направленности, установки на экстраверсию и на интроверсию.
Обе направленности присутствуют в психике каждого субъекта, но одна всегда из них преобладает. Это Юнг объясняет через ту психоаналитическую конструкцию, в какой в сознании присутствует одна установка, а в бессознательном – ей противоположная. Идея Юнга здесь состоит однако в том, чтобы уравновесить себя.
Далее Юнг выделяет еще одну дихотомию, друг другу противопоставленные мышление и эмоции, затем говорит о доминирующей психической функции. Он находит еще одну пару характеристик, сенсорика–интуиция. Все эти функции он рассматривает неравновесно присутствующими в структуре психики, одна всегда из них доминирует.
Сенсорика есть ощущение, наше восприятие того, как происходит действие нашего поступка. Эмоция связана с принятием воспринятого события на эмоциональном уровне. Мышление позволяет осмыслить ситуацию. Интуиция же, обозначающая по Юнгу способность к предвосхищению последствий поступка, его будущих результатов, связана со способностью к воображению.
За Юнгом вслед мог бы идти еще один автор, Лазурский, который рядом с выделением типов рассматривает уровни развития. Данная попытка присутствует, хотя и далеко не бесспорна.
- 1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности
- 2. Типология личности
- 3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества
- 4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации
ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности
1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности
Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.
Это обуславливается рядом факторов:
1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;
2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;
3) личность представляет собой индикатор общественного развития.
Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».
Человек
– это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.
Индивид
– отдельно взятый человек как представитель рода.
Индивидуальность
– специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.
В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов
.
1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.
2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.
3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.
4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».
6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.
Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:
1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;
2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;
3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;
4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.
Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.
Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.
Биологический уровень
включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
Психологический уровень
личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.
Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня
:
1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);
3) нравственный (мораль, нравственность).
Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.
К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.
Потребности
– это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.
Интересы
– это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
2. Типология личности
Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.
Социальный тип личности
– это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.
Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.
Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером
в 1914 г. Исследователь разработал
шесть «идеальных типов» личности
на основе их мотивационной направленности.
1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.
Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.
Идеальный тип
– это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.
Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями.
Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.
Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.
Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.
Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.
В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.
Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.
Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.
Американский социолог Д. Рисмэн
предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».
Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.
Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.
Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.
Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.
Данный тип получил название командно-административный тип личности
. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.
В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.
3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества
Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.
В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.
Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида
и
Р. Минтона
.
Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса
.
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.
Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.
Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.
Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.
Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.
Социальный статус
– интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.
В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.
Предписанный статус
– это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.
Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).
Приобретенный статус
– это положение в обществе, достигнутое самим человеком.
Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.
Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.
Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.
Естественный статус личности
– место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.
Профессионально-должностной статус
– это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.
С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».
Социальная роль
– это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.
Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:
1) эмоциональность
, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;
2) способ получения
– в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;
3) масштаб
– объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;
4) регламентированность
– некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);
5) мотивация
– выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.
Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.
С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.
С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.
Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:
1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;
2) предписания (требования), связанные с данным поведением;
3) оценка выполнения предписанной роли;
4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.
4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации
Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.
Социализацию
можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.
Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;
2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации
– это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации
– родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации
– представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации
– это семья, школа, группа сверстников и т. д.
Вторичные институты
– это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.
1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.
3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) индивидуальный опыт.
Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.
Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.
Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.
Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.
Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.
Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.
Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.
Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.
Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.
Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.
В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.
Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.
Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.
Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.
К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.
Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.
Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.
Важным процессом социализации является процесс идентификации.
Идентификация
– это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.
Оглавление
Типология Юнга
Основой для разделения людей на психологические типы является склонность преимущественно направлять жизненную энергию (либидо) вовне на ситуацию или партнеров (экстраверсия) или воздерживаться от энергетических затрат и влияния на себя извне (интроверсия). Отсюда открытость, общительность выраженных экстравертных типов и замкнутость, склонность к уединению у интровертных психотипов.
Оба типа поведения биологически обоснованы. В животном мире также существует два способа приспособления к окружающей среде. Первый, «экстравертный» — стремление к неограниченному размножению в сочетании со слабой работой защитных механизмов (как у крыс, кроликов, вшей). Второй, «интровертный» — немногочисленное потомство при сильных защитных механизмах (у большинства крупных млекопитающих). Подобно животным то, чего экстраверт достигает массовыми контактами с окружающим миром, интроверт осуществляет через максимально независимую позицию.
Сначала Карл Юнг ввел понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов эго-ориентации. А позже дополнил свою психологическую типологию описанием четырех базовых психических функций:
- мышление (логика);
- чувство (эстетические суждения и этические ценности);
- ощущение (восприятие с помощью органов чувств);
- интуиция (бессознательное восприятие).
Каждая из базовых психологических функций может быть направлена как вовне, так и вовнутрь — критерий экстраверсия-интроверсия. Согласно тому, какая из функций является более развитой (ведущей), индивидуума можно отнести к мыслящему, чувствующему, ощущающему или интуитивному экстраверту/интроверту. Противоположность преобладающей функции вытесняется в бессознательное и порождает интересные эффекты. Например, мыслительный тип не любит излишние проявления эмоций, крики, пафос. Но «мыслитель» получит наибольшее удовольствие именно от общения с эмоциональным чувствующим типом.
Типология Майерс-Бриггс
Индикатор типов (MBTI) Майерс-Бриггс базируется на типологии Юнга. Обе ее создательницы не имели психологического образования, однако после прочтения «Психологических типов» у Юнга принялись активно типировать на практике, проводя наблюдения за поведением людей, его исследования. Живя в военное время, они имели возможность наблюдать за большими массами людей в нестандартных ситуациях, и на основании этого материала подробнее описали различия типов.
Далее MBTI получила эффективное развитие как система, позволяющая формировать рабочие коллективы, подбирать персонал, прогнозировать в компании поведение сотрудников. Специалисты, использующие MBTI, своей целью имеют построение правильного менеджмента в связи с типами личностей как руководителя, так и подчиненных. MBTI позволяет отделить не только сильные, но также слабые стороны субъекта и, сконцентрировавшись на сильных характеристиках, поместить сотрудника на максимально подходящую для него позицию в организации.
Согласно MBTI, тип человека представлен в четырех форматах. Первый – источник энергии, откуда человек черпает энергию. Экстраверт принимает энергию извне, ему необходимо постоянно действовать и общаться, таков его способ выживания и зона комфорта. Именно в процессе взаимодействия с миром внешним он получает толчок для развития и материал для него. Интроверт, напротив, черпает внутри себя энергию и потому любит уединение.
Следующий – центр внимания, способ получения сведений об окружающем нас мире. Здесь дело мы имеем с сенсорикой как опорой на органы чувств, интуицией как надсознательным процессом анализа, прогнозирования и предвосхищения событий. Сенсорный тип базируется на настоящем и уже полученном прошлом опыте, тогда как интуит способен видеть образно, целиком всю картину, словно сверху.
Далее следует центр принятия решения по мыслительному или же чувствующему способу. Мыслительный тип рассуждает на основании правильного и неправильного, а чувствующий – базируясь на личных ценностях.
И последняя пара характеристик, суждение и восприятие, связаны со стилем жизни индивида. Люди суждения живут в упорядоченном, предсказуемом мире, тогда как люди восприятия живут в глубоком, стихийном мире с открытыми вариантами для всевозможного выбора, оттого и решений, какие они не принимают вплоть до крайнего момента.
Причина разделения людей на типы
В психологии принято выделять типы людей, разделяя их на группы, в зависимости от поведенческих реакций, эмоциональных проявлений, склонности к возбудимости и интеллектуальных способностей. Существует множество онлайн тестов, позволяющих оценить темперамент или характер, помогающих определить, как человек поведет себя в нестандартной критической ситуации.
Обратите внимание! Данными опросов пользуются при приеме на работу, чтобы понять, подходит ли соискатель на выбранную должность. Полезно замечать человека, которого называют «нарциссом»
С ним тяжело работать, ведь он никого не видит вокруг, не уважает чужое мнение.
Некоторые опираются на данные тестов, чтобы найти вторую половинку. Разработаны теории о совместимости людей, обладающих схожими или различными чертами характера, социальными установками.
Для подбора сотрудников важно оценить взаимосвязь между инициативой и ответственностью, оценить активность людей. Опираясь на этот признак, Ксения Александровна Славская, психолог и философ, создала классификацию видов личности, где, например, к гармоническому типу относились люди, предлагавшие план действий и отвечающие за его выполнение
Созерцательные – выдвигали идею, но справиться с ней самостоятельно не могли. Типология личности применяется педагогикой с целью исключить конфликты, нормализовать атмосферу в коллективе.
Детский коллектив
Дополнительная информация
Существует направление в психологии, изучающее коррупционное поведение, это важно при допросе подозреваемых. Краткая характеристика таких разновидностей личности – использование методов психологической защиты, быстрота в принятии решений, чувство безнаказанности
Классификации
Итак, перейдем непосредственно к классификациям. Рассмотрим, какие бывают типы личности.
Типология Майерс-Бриггс
Эта классификация была разработана в середине прошлого века американским психологом Изабель Бриггс-Майерс и ее матерью Кэтрин Бриггс. В ее основе лежит теория Юнга о психических функциях. Юнг выделил 4 шкалы для исследования личности:
- ориентация сознания (интроверсия – экстраверсия);
- ориентация в ситуации (здравый смысл – интуиция);
- основа принятия решений (логика – этика);
- образ жизни (решение – восприятие).
Различные сочетания этих четырех показателей складываются в 16 типов личности:
- Реалист, администратор, руководитель. Рациональный, практичный, деловой человек. Предпочитает планировать свою деятельность, не любит неожиданности. Экстраверт, любит шумные компании. Иногда бывает чересчур резким и вспыльчивым.
- Командир, предприниматель. Представителям данного типа свойственна общительность, открытость всему новому, смелость. Они легко идут на риск, доверяя своей интуиции. Становятся отличными лидерами.
- Организатор, инспектор. Строгий, ответственный, педантичный. Реально смотрит на вещи и адекватно оценивает свои возможности, поэтому берется только за то, что ему по силам. Подвергает критическому анализу любую поступающую информацию, ничего не принимает на веру. Интроверт, предпочитает проводить время в одиночестве.
- Увещеватель, наставник. Крайне эмоциональный, экспрессивный и чуткий человек. Хорошо развитая интуиция позволяет ему предугадывать события и заранее готовиться к ним. Обладает хорошей эмпатией, легко распознает ложь.
- Учитель, воспитатель, энтузиаст. Способен оказывать влияние на людей с помощью эмоций. Легко устанавливает контакты, обладает даром убеждения, проявляет заботу и участие к людям.
- Аналитик, провидец, вдохновитель. Обладает богатым внутренним миром, развитой интуицией, креативным мышлением. Одержим идеей сделать мир лучше. Не любит шумных компаний, испытывает некоторые трудности в общении.
- Вдохновитель, консультант, советчик, гуманист. Ему свойственна чуткость, ранимость, эмоциональность. Обладает хорошей эмпатией и способен улавливать тончайшие нюансы в отношениях между людьми. Выбирает своей миссией служение людям и успешно с ней справляется.
- Исполнитель, хранитель, защитник. Аккуратный, исполнительный, ответственный, заботливый. Разделяет людей на “своих” и “чужих”, с чужими держит дистанцию. Умеет постоять за себя, заранее планирует свою деятельность.
- Изобретатель, искатель, мечтатель. Гибкий, энергичный, деятельный тип. Легко приспосабливается к любым условиям, не выносит стабильность и рутину, постоянно находится в поиске новых идей и впечатлений.
- Непоседа, маршал, реалист. Представитель данного типа отличается целеустремленностью, властностью, высокой работоспособностью. Он идет к цели напролом, любые препятствия только подстегивают его.
- Медиатор, чемпион. Открытая, чувствительная и творческая личность. Любит общение, не выносит однообразие и рутину. Активно взаимодействует с окружающим миром, во всем видит благоприятные возможности для себя.
- Аниматор, политик, деятель. Живет сегодняшним днем, не заглядывая далеко в будущее. Многие дела бросает незавершенными. Любит пускать людям пыль в глаза и казаться лучше, чем он есть на самом деле. Хорошо видит слабые места людей и использует их для манипуляций.
- Архитектор, критик, аналитик. Задумчивый, спокойный, уравновешенный тип. При принятии решений руководствуется интуицией, но всю информацию, полученную при помощи шестого чувства, стремится рационализировать. Нерешителен, склонен к постоянным философским размышлениям.
- Мастер, умелец. Обладает техническим складом ума, любит работать руками, в восприятии окружающего мира полагается на собственные ощущения. Тщательно анализирует ситуацию, прежде чем принять решение. Проявляет эмпатию и искреннюю любовь к людям.
- Созерцатель, лирик, целитель. Мечтательная, чувствительная, романтичная личность. Верит в безграничность человеческих возможностей. Постоянно стремится к самопознанию, саморазвитию и самореализации.
- Придумщик, композитор. Искренне радуется жизни во всех ее проявлениях, не стремится переделать мир, а довольствуется ролью скромного наблюдателя. Нежный, заботливый, тактичный, сдержанный, неконфликтный тип.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Классификация широко применяется в США при приеме на работу и для профориентации школьников.
Типы личности в конфликтной ситуации
Конфликты – неотъемлемая часть жизни. Зачастую обойтись без них невозможно, а избегание только усугубит напряжение и отдалит цель. Какие бывают типы личности, в зависимости от поведения при конфликте:
Демонстративный. Стремится быть в центре внимания, поэтому создает конфликты, чтобы заставить окружающих вспомнить о нем. Таких людей лучше не оставлять в стороне, а делать им комплименты, хвалить. Это успокоит их, желание конфликтовать уменьшится; Ригидный. Конфликты возникают из-за обидчивости человека. Ему постоянно кажется, что его недооценивают или обижают. Он склонен все воспринимать на свой счет и не терпит поражения
Для него важно, чтобы его правда была признана, сам он от нее никогда не откажется. Лучше не провоцировать такого человека, проще сгладить неприятную ситуацию и извиниться
Конструктивный диалог с ним вряд ли получится; Неуправляемый тип опирается на эмоции. Он легко вспыхивает и быстро остывает, когда выпускает пар. Потом он становится сговорчивым и готов идти на уступки. Он громко кричит, объясняя свою позицию, может проявлять агрессию; Сверхточный тип постоянно переживает за собственную безопасность. Он слишком мнителен и тревожен. Требует от окружающих исполнения на высоком уровне. К себе относится с еще большей придирчивостью. Его легко задеть. Он переживает обиду наедине с собой, избегая публичных конфликтов; Бесконфликтный – самый неприятный тип. Он настолько не любит споры, что всячески избегает их. Соглашается и идет на поводу, человек меняет точку зрения и тактику поведения. Он зависит от личности, принуждающей его принять другое мнение. Это ненадежный беспринципный человек, для которого важно избежать ссор; Конфликтный тип разрешит любую спорную ситуацию, перевернув ее в свою пользу. Он даже специально ее создает, потому что уверен в себе и обладает достаточными аргументами, чтобы победить, сколько бы ни было у него оппонентов.
Конфликтная ситуация
Понимание структуры личности в различных психологических теориях
Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И.П. Павлова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова и др.
В советской психологии существует традиция различать индивида и личность. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога — Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при некоторых общих различиях или подходах эти авторы определяли сущность и характеристики личности и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте. Человек, по их мнению, является естественным, биологическим существом, обладающим как врожденными, так и сформированными жизнью характеристиками. Личность — это социально сформированная черта.
По мнению А.Н. Леонтьева, человек как природное существо — это индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом и динамическими силами биологических потребностей.
Характеризуя человека как личность, Б.Г. Ананьев писал, что есть основания выделять два основных класса индивидуальных характеристик:
- Возраст-пол;
- Индивидуально-типичный.
Первый класс включает в себя:
- Возрастно-типические характеристики, которые разворачиваются в процессе формирования индивида (этапы онтогенетического развития), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим этапам;
- Конституциональные характеристики (физическая и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга и особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрия-асимметрия, функция парных рецепторов и эффекторов).
Определяя вышеперечисленные характеристики как первичные, а психофизические функции и органические потребности — как вторичные, указанные авторы отмечают, что в темпераменте и предрасположенности происходит высшая интеграция всех этих характеристик. Определяя отличие личности от индивида, А.Н. Леонтьев писал, что личность, как и индивид, является продуктом интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве основного отличия личности он называл специфические для индивида социальные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.
Для Б.Г. Ананьева отправной точкой структурно-динамических свойств личности является ее положение в обществе, где данная личность формируется и формируется.
А.Н. Леонтьев считает, что личность — это относительно поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека.
Личность как общенаучное и светское понятие означает:
- Человеческая личность как субъект отношений и сознательной деятельности;
- Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена определенного общества или сообщества.
В психологии личность понимается как ядро, интегрирующий элемент, который связывает различные психические процессы индивида и придает его поведению необходимую последовательность и стабильность. В зависимости от того, что именно видится в таком начале, теории личности делятся на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные (К. Адлер, К. Хорни и другие неофрейдисты), психостатические («факторные») — (Р. Кеттел, Д. Айзенк и другие).
На основе этих теорий проводится типология личности. Проводится различие между конкретно-историческими типами личности, идеальными типами, соответствующими некоторым теоретическим концепциям, и эмпирическими группировками опрошенных лиц. В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связано с характеристиками и свойствами социально-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория «социально-исторический тип личности» используется для обозначения некоторых наборов черт личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества.
В западной психологии существуют широко распространенные типологии, которые в основном учитывают личностные черты (черты и характеристики индивидов, обусловленные их изначальными врожденными ориентациями).
Архетипы личности
Одним из методов оценки психических качеств стало определение архетипа.
Архетип — основа, определяющая чувства, мысли, поведение и потребности человека. На основе этих знаний психотерапевт помогает избавиться от нежелательных комплексов и изменить ход его жизни. Архетипы Юнга — часть вселенского бессознательного, данная человеку от рождения генетическая память, формирующая его мировоззрение.
6.1
6 архетипов Карла Юнга
Самость — гармоничное взаимодействие сознательного и бессознательного в человеке как источник творческой энергии. Нормализуется баланс противоположных элементов психики. Юнг сформулировал прообраз самости как основное, всеобъемлющее качество, признак равновесия и сосуществования противоположностей. У многих людей качество не развито, о его существовании им неизвестно.
Персона предпочитает носить маску, соответствовать ожиданиям окружения. Представитель коллективной психики. Выбранная роль помогает коммутировать с обществом, определяет выбор профессии, отношение к людям, вкусы. Может подавлять индивидуальность.
Тень. Проявление бессознательного, которое вытеснено из-за социального неприятия. Мысли, воспоминания, чувства, не признаваемые человеком. Согласно теории Юнга, задача эго — реализация потенциала Тени для развития личности.
Анимус. Мужская составляющая женской натуры, способность выразить личное мнение и отстоять его. Позитивно настроенный анимус — прозрение, мудрые взвешенные поступки. Негативный побуждает к безрассудству. Анимус стремится воздействовать на окружающий мир, выражается в категоричности и твердости суждений.
Анима. Проявление женского начала в мужчине: чувственные порывы, эмоциональность, ветренность, любовь с первого взгляда, романтичность. Женственность направлена внутрь человека, на осознание чувств и самоощущение. Мужчины под влиянием анимуса — эмоционально неустойчивы, раздражительны, импульсивны.
Описание психотипов дает возможность определить сильные и слабые стороны характера человека, избежать конфликтных ситуаций и непонимания. Это возможность понять окружение и мотивы их поведения, чтобы гармонично сосуществовать в семье и обществе.
Какие 12 секретных слов — которые могут быстро влюбить мужчину?
В чем секрет этих слов? Жми кнопку и смотри видео до конца.
3.1
Как привязать к себе мужчину на всю жизнь?
Подведем итог
Каждая личность сочетает в себе уникальные модели поведения, способы восприятия мира, определенную реакцию на события. Среди нас нет «чистых» представителей определенной типологии, мы сочетаем в себе различные черты характера, которые были даны нам с рождения или приобретены в процессе жизнедеятельности.
Удивительно, как бережно по сей день передаются древнейшие знания о типах личности человека из поколения в поколение, несмотря на постоянные изменения внешнего мира. Они помогают нам понять самих себя, свои сильные и слабые стороны, возможности и перспективы, а детальное изучение конкретного типа личности помогает разобраться в тонкостях общения, способах убеждения и даже методах решения конфликтов.
Знание типологий личности и способность правильно оценивать людей кардинально меняют картинку мира: теперь то, что раньше казалось странным, воспринимается не более чем свойство определенного психотипа человека. Сегодня не нужно быть прирожденным психологом и знать все характеристики типологий личности на зубок, достаточно пройти несколько онлайн-тестов на определение психотипа, и вы получите подробное описание своего «Я» и рекомендации.
Желаем удачи и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:
Смешанные классификации
Современные системные классификации связаны с именами К. Юнга, Г. Айзенка, Л. Н. Собчик, Л. Я. Дорфмана и др. Авторы современных системных концепций стараются максимально обобщить результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей человека в рамках единой типологической модели. Такая модель, как правило, является центром конструкции, объединяющей общие, типологические и индивидуальные психологические характеристики человека.
Примерами
таких системных классификаций могут служить: „Теория ведущих тенденций“ Л. Н. Собчик, „Концепция мета-индивидуального мира“ Л. Я. Дорфмана.
Современные проблемы психологических классификаций
Проблемы психологических классификаций связаны с высокой сложностью и неоднозначностью психической реальности. Классифицировать материальный мир гораздо проще.
В психологии мы сталкиваемся с тем, что с помощью сознания мы можем изучать сознание. Здесь открываются новые возможности, но и новые ограничения, связанные, в частности, с субъективностью и её преодолением. Как известно, в психике человека есть осознаваемые и неосознаваемые компоненты познания. Они работают часто самостоятельно, как два разных оценщика ситуации. Поэтому оценки с помощью проективных тестов (которые направлены на исследование бессознательного) часто вступают в противоречие с самооценками с помощью опросников (которые апеллируют к сознанию или осознаваемому поведению).
Для оценки психологического типа важно, чтобы измерительный инструмент (тест, методика) был «откалиброван» не на настоящее и актуальное, а на типичное, повторяющееся с большей вероятностью на протяжении жизни. Поэтому для типологов так важны методы, которые позволяют видеть настоящее сквозь призму всего жизненного пути личности: биографический, структурированная беседа, лонгитюдное наблюдение в естественной ситуации
Такие методы хорошо разработаны в клиническом исследовании. В работе со здоровыми людьми они составляют, скорее, исключение.
Пример:
Программа исследования личности Лазурского А. Ф.
Вопрос подготовки квалифицированного специалиста в области исследования и диагностики типов — самостоятельная проблема. Нужен целый комплекс знаний и умений.
Важным для измерения психологического типа является умение диагноста
видеть не отдельные фрагменты психической реальности, а оперировать системами (познавательной, ценностно-мотивационной, эмоциональной, волевой) и учитывать их целостный характер, знание устойчивых вариантов этих систем, умение их сравнивать. Сравнение и оценка этих систем осложняются отсутствием проработанной методологической базы: нет единого мнения о том, что сравнивать и как оценивать.
Исследователю
необходимо уметь работать как с качественными, так и с количественными методами исследования эмпирической реальности, учитывать следующие факторы:
- Масштабность и комплексность исследования (возможность прорисовки и учета нескольких планов в разных масштабах)
- Характер и специфику распределения свойств и характеристик в исследуемой среде.
- Минимальный набор субшкал, не нарушающих полноту и конструктную валидность психологического свойства.
Соционические типы личности
Соционика – наука, призванная изучать личностные типы и отношения между ними. Она уделяет много внимания восприятию и использованию информации, с которой человеку приходится ежедневно сталкиваться.
Существуют следующие виды личности:
- Достоевский. Отличается сильно развитой интуицией и способностью сопереживать. При этом никогда не поставит собеседника в неудобное положение. Врожденная вежливость и чувство такта не позволят ему обидеть человека;
- Есенин способен заранее просчитать исход события, он действует на несколько шагов впереди остальных;
- Дон Кихот живет вне рамок и времени. Он находит несколько путей решения задач и может оценить выгоду от каждого действия;
- Джек Лондон. Человек этого типа холоден, действует, опираясь на логику. Для достижения цели замечает все, что его окружает, используя информацию и людей как ресурсы;
- Штирлиц замечательно организует работу группы, выступив ее руководителем. Каждый при этом будет чувствовать себя комфортно. Штирлиц также сам способен выполнить стоящие перед ним задачи;
- Гамлет живет эмоциями, искусно ими управляя, чтобы создать нужную ему атмосферу;
- Робеспьер добросовестный, ответственный и исполнительный. Власть и слава находятся для него на последнем месте;
- Бальзак способен подмечать детали и не забудет сделать колкое замечание, поэтому его часто считают циником;
- Габен любит комфорт и размеренность во всем. Он выберет уют и спокойствие, оградится от шума и суеты;
- Гексли любопытен и внимателен. Он может читать между строк и видеть то, что другим кажется фантазией. Он склонен мечтать, что помогает ему достигать небывалых высот;
- Горький мыслит рационально, ставя во главу угла причинно-следственные связи;
- Драйзер живет, опираясь на моральные принципы. Если что-то идет в разрез с ними, впадает в негодование, никогда не поступится своим мнением;
- Дюма – истинный интроверт, создающий собственный уютный мир;
- Наполеон – лидер, борец, стремящийся показать свое превосходство при каждой возможности. Он упрям и всегда добивается своего;
- Жуков тоже уверенно идет к цели. Руководствуется хитростью, проявляя эгоизм, не считаясь с людьми и их желаниями;
- Гюго харизматичный и позитивный. Он заряжает положительным настроем всех вокруг.
Наполеон как образ социотипа
Каждый из типов личности в психологии относится к одной из четырех групп:
- родители;
- инфантильные личности;
- агрессоры или виктимы;
- жертвы.
Обратите внимание! По мнению психологов, противоположности образуют крепкие пары, они притягиваются и дополняют друг друга. Например, Джек Лондон и Драйзер, как жертва и агрессор, или Дон Кихот и Дюма, инфантильная личность и родитель
Психотипы по Юнгу.
Юнг разделил психотипы личности на основе двух общих понятий: интроверсии или эктраверсии, а также основных предпочтений каждого типа личности:
Условие 1. Откуда человек получает энергию
Интроверт – это человек, чье внимание направлено внутрь себя, энергию он получает изнутри. Интерес экстраверта направлен вовне, энергию он получает из окружения. Условие 2
Как человек накапливает знания. Методично и скрупулезно, опираясь на факты, собирает информацию сенсорно-ощущающий психотип. Интуиты действуют преимущественно иррационально, исходя из ситуации. Условие 3. Как человек принимает решения. Мыслительно-логический тип действует после объективного анализа данных. Эмоционально-чувствующий тип принимает решение на эмоциях, без лишних раздумий. Условие 4. Касается образа жизни. Рациональный тип планомерно реализует запланированный сценарий. Воспринимающий тип чаще бывает непредсказуемым, непосредственным, гибким.
Исходя из перечисленных условий, Юнг выделил 8 психотипов: