Низкая самооценка у ребенка: 10 способов помочь подростку обрести веру в себя?

Неуверенность ребенка в своих силах негативно сказывается не только на текущей жизни, но и на его будущих достижениях. Низкая самооценка у подростка не дает ему развиваться в полной мере. Мысли о том, что его засмеют, не поймут или учебная работа недостаточно хороша для всеобщего обозрения являются якорем, который мешает развитию.

Самооценка играет большую роль для развития личности ребенка. Основным шагом подростка на пути к успеху является возможность реально оценить свое место в обществе. Объективная самооценка помогает ребенку понять, что он действительно может сделать для успешной и счастливой жизни.

В раннем детстве чувство самовосприятия является безупречным. Но под воздействием внешних факторов (родители, родственники, воспитатели и окружающие люди) самооценка подвергается корректировке.

Признаки низкой самооценки у ребенка

Как понять, что у ребенка проблемы с самооценкой? Психологи выделяют ряд симптомов, которые могут указывать на низкую самооценку у ребенка.

  • Критичность – ребенок критикует все вокруг и чувствует неудовлетворенность, когда дела идут не по плану. Расстроенный ребенок считает себя непонятым и недооцененным, а это может спровоцировать замыкание в себе.
  • Плаксивость – результат чрезмерной критичности. Недовольство своими результатами выходит через слезы.
  • Желание быть в центре внимания – дети постоянно привлекают внимание взрослых, чтобы не чувствовать одиночества. У взрослых же не всегда есть время на постоянные разговоры и совместные дела, что злит и расстраивает детей.
  • Неумение проигрывать – такие дети не ценят процесс игры, а ждут от нее только положительного результата т.е. победы. Они считают, что это позволит им заслужить принятие и любовь окружающих. Такие дети не умеют признавать поражение, и при это переоценивают факт своей победы (чрезмерное хвастовство).
  • Боязнь ошибиться – страх перед неудачей заставляет ребенка избегать рисков. Поэтому ребенок выбирает то действие, в котором он абсолютно уверен. Такой настрой мешает развиваться, а кроме того способствует появлению тревожности.
  • Закрытость и необщительность – интроверта, как правило, сложно находить общий язык со сверстниками и впускать в свое пространство других людей, поэтому у них слабо развиты социальные навыки.
  • Подавленное настроение – такие дети часто грустные, не улыбчивые. У них нет мотивации и жизненной энергии на спонтанные действия.
  • Достижение идеалов – попытка довести какое-либо действие до идеала не дает возможности сосредоточиться на других важных моментах. Перфекционизм мешает эффективно и продуктивно развиваться ребенку, потому что слишком много сил уходит на улучшение и правки уже достигнутого результата.
  • Агрессия – лучшая защита – нападение. А проявление агрессии и злости только ухудшают взаимоотношения.
  • Зависимость от одобрения – дети с заниженной самооценкой чрезмерно стремятся получить одобрение от сверстников, родителей, учителей. Это может быть связано с недостатком доверия или непониманием как разобраться в себе или как оценить свои действия самому.
  • Поведенческие факторы — неуверенный в себе ребенок часто говорит тихо, невнятно. не смотрит в глаза. В коллективе садиться с краю, не пытается наладить контакт со сверстниками, тем самым пытаясь отстраниться ото всех. Внешний вид может быть неряшливым.

Стоит учитывать, что все эти признаки могут проявляться по-разному. Это зависит от темперамента, характера, ситуации в семье и жизненного пути.

Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом.

Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Социальная перцепция — область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей. Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе. Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе. Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков. Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:

  1. тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
  2. эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
  3. ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых». Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций. Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка.

Причины заниженной самооценки у подростка

Психологи предполагают, что на заниженную самооценку детей и подростков влияют в первую очередь средовые факторы: обстановка в семье, наличие друзей, атмосфера в школьном классе. Также может влиять особенность темперамента и характера.

Многие родители могут заметить изменения в поведении в возрасте 6-7 лет, когда ребенок идет в первый класс. Он сталкивается с новыми переживаниями и трудностями, а влияние учителей и сверстников могут по-разному сказаться на самооценке. Чем больше дети ощущают тепла, любви и заботы в семье, имеют возможность обсудить сложные вопросы и поделиться переживаниями, тем быстрее они приспосабливаются к общественной жизни в новом социуме.

С переходом в среднюю школу (примерно в возрасте 11-12 лет) самооценка подростка начинает корректироваться под влиянием отношений со сверстниками.

Некоторые дети чувствуют себя неполноценными в силу личных особенностей:

  • Врождённое заболевание.
  • Инвалидность.
  • Особенности восприятия учебной информации (медлительность, необходимость повторения и т.д.)
  • Темперамент.
  • Физические особенности (например, родимое пятно, лишний вес, худоба или необычный цвет волос).

Отношения в семье также могут стать весомой причиной низкой самооценки у ребенка: сильная опека или отсутствие доверия в семье негативно сказываются на подростке. Дети замыкаются в себе, часто думая, что взрослым они не нужны.

Некоторые родители могут сравнивать неуспех своего ребенка с положительным результатом сына/дочери подруги, подчеркивая, что другой ребенок лучше, умнее или сильнее. В ходе таких бесед подросток начинает сомневаться в своих силах, считая, что он недостаточно хорош.

Социальные контакты в школе с учителями и одноклассниками также влияют на формирование самооценки. Издевательства (травля) со стороны сверстников, унижение и запугивание со стороны педагогов могут вогнать ребенка в депрессивное состояние. Ребенку нужно знать, что дома его любят, ценят и всегда поддержат.

Почему самооценка имеет значение

Дети, которые чувствуют себя хорошо, имеют уверенность, чтобы попробовать что-то новое. Они с большей вероятностью будут стараться изо всех сил. Они гордятся тем, что они могут сделать. Самоуважение помогает детям справляться с ошибками. Это помогает детям повторить попытку, даже если сначала они потерпят неудачу. В результате самооценка помогает детям лучше учиться в школе, дома и с друзьями.


Мальчик поднял палец вверх

Подростки с высокой самооценкой смогут:

  • действовать независимо;
  • сможет взять на себя ответственность;
  • терпеть разочарование;
  • пытаться решать новые задачи;
  • справляться с положительными и отрицательными эмоциями;
  • сможет предлагать помощь другим.


Девочка грустит опустив голову вниз

Как формируется самооценка?

На формирование самооценки ребенка в большей степени влияет поведение взрослых: родителей и учителей. С рождения ребенок смотрит на родителей, на их реакцию и ждет оценки его поведения, стремясь не разочаровать маму и папу.

Важно дать понять ребенку, что невозможно знать все – для человека свойственно совершать ошибки. А родители, как наставники, должны не ругать, а помогать и направлять.

Каждый ребенок уникален, а роль старших – раскрыть талант, не занижая способности.

4 этапа развития самооценки у ребенка:

  1. С рождения до 1.5 лет – через заботу и любовь родителей у ребенка формируется доверие к окружающему миру. Ребенок не понимает значение слов до конца. Он чувствует оценку родителей через улыбку, объятия, нежный голос.
  2. С 1.5 до 4 лет – возраст, когда ребенок активно познает окружающий мир. Важно дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Не стоит запрещать изучать все вокруг, лучше помогите ему сделать этот путь комфортным и безопасным. Ребенок сам отвечает за свои поступки. Задача родителя не критиковать, а объяснять, что ребенок сделал неправильно. Акцент делать на действии, а не на личности ребенка.
  3. С 4 до 6 лет — период, когда для ребенка становиться важно его место в обществе. Он задумывается, сколько у него друзей в детском саду или на площадке около дома. Почему кто-то не хочет с ним дружить или играть? Ищет причину в себе. В такие моменты, важно, чтобы родитель поддержал ребенка, объяснил происходящее. В этом возрасте ребенку важно проявлять инициативу. Дать больше свободы действия.
  4. Школьный этап – период с 6 до 15 лет является самым важным в формировании самооценки подростка. В школьном процессе важно трудолюбие и достижение значимых результатов. Если в этом возрасте ребенок не вливается в социум, у него занижается самооценка, а это негативно влияет на процесс обучения. Ребенок становится замкнутым, неуверенным в себе. Может проявится апатия, угаснуть интерес к любимому делу. Поэтому крайне важно поддерживать своего ребенка на любом жизненном этапе, проявлять заботу и любовь.

Динамика самооценки.

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков. Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим. В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Пограничные расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности. «Пограничное сознание» — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики. Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением. Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего » Я?» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне. Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми. Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них. У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу. Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Как родители влияют на самооценку детей?

Отзывчивые и любящие родители помогают ребенку развиваться с нормальной самооценкой. А негативные отношения в семье порождают неуверенность и замкнутость: ребенок зацикливается на своих неудачах, становится мнителен, порой проявляется агрессия и тревожность.

При формировании самооценки подростка важен стиль общения внутри семьи:

  • Симметричный – все члены семьи взаимодействуют друг с другом на равных. В такой семье ребенок чествует себя важным, его мнение учитывается во всех ситуациях. Ребенок формирует собственные критерии оценки своих действий на основании оценок родителей.
  • Ассиметричный — ребенка практически не допускают к участию по принятию решений. Такая модель формирует негативное восприятие собственного Я.

Важно понимать, что ребенок – это такой же член семьи. У него есть свое мнение на ситуацию или действие в его адрес. Стоит учитывать мнение ребенка в вопросах, которые касаются его косвенно или напрямую. Не стоит пренебрегать словами ребенка, так он может почувствовать свою ненужность и замкнуться в себе еще больше.

Эмансипация самооценки

Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, т. е. стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей. Не оспаривая это положение, все-таки следует признать, что человек всегда находится в различного рода социальных взаимодействиях и ему невозможно избежать определенной зависимости от оценки ближайшего окружения. Развитие самооценки в процессе общения Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч.Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Как повысить заниженную самооценку у подростка?

  1. Не критикуйте своего ребенка – подростку важно слышать о своих сильных качествах. Не стоит зацикливаться на его неудачах.
  2. Говорите своему ребенку комплименты – внешность в подростковом возрасте очень важна. Если у ребенка прыщи, не стоит переводить все на переходный возраст – лучше обратитесь к специалисту для выяснения причины и выбора тактики лечения. Или, например, запишитесь к стилисту для выбора модной одежды или смены прически.
  3. Поддерживайте, хвалите и балуйте – говорите, что гордитесь своим ребенком, подчеркивайте его результаты, настраивайте на позитивный лад: «У тебя все получиться, я в тебя верю» — ребенок будет очень рад это услышать от любимых родителей.
  4. Показывайте ребенку свою уверенность в себе – дети часто ровняются на своих родителей, поэтому покажите ребенку какой вы человек: сильный, уверенный, дружелюбный.

Родитель должен передавать ребенку две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть лучше меня».

  1. Расширяйте круг общения ребенка – обсудите с подростком его интересы и запишите его на кружки или в спортивную секцию. Возможно в школе не со всеми ребятами складываются дружеские отношения. А в новом коллективе ребенок проявит свои способности и посмотрит на себя с другой стороны. Чем больше круг общения, тем лучше раскрываются таланты и способности ребенка.
  2. Научить говорить «нет» — часто детей с низкой самооценкой используют в корыстных целях. Такие дети не любят отказывать, потому что так чувствуют свою значимость. Ребенок должен уметь определять с какой целью его просят помочь? Нужно научить своего ребенка говорить «нет» всем недоброжелателям. Это важный навык «умение говорить нет и отстаивать свои границы».

Топ 10 книг для самооценки подростков

Название книгиАвтор книги
Ты можешь больше, чем ты думаешь.Томас Армстронг.
Будь лучшей версией себя.Дэн Вальдшмидт.
Ловушки мышления.Чип Хиз и Дэн Хиз.
Переходный возраст.Лоуренс Стейнберг.
Почему я?Айджа Майрок.
Гибкое сознание.Кэрол Дуэк.
Отказываюсь выбирать.Барбара Шер.
Пиши здесь, пиши сейчас.Николь Ларю и Наоми Дэвис Ли.
Хирамеки.Пенг и Ху.
Гении и аутсайдеры.Малькольм Гладуэлл.

Когда нужно обращаться к психологу?

Подростковый возраст – это важный и сложный период становления личности. Изменения происходят, как и физические, так и психологические. Ребенок находится в поиске идеалов, достигает новых целей, расставляет приоритеты.

Необходимо не допустить занижение самооценки на фоне так называемых «недостатков» и выдуманных комплексов. Если вовремя не справится с проблемой, отпечаток может отложиться на всю жизнь: неуверенность в себе мешает реализовать свои способности.

Важно, чтобы родители дали поддержку ребенку для создания хороших условия, для достижения результата. Если родители понимают, что самостоятельно помочь ребенку они не в силах, то необходимо обратиться к психологу за консультацией.

Два дополнительных инструмента для влияния на самооценку

Как еще можно повысить самооценку подростка?

Как мы уже выяснили на нашу самооценку существенно влияют наши навыки и умения. Следовательно, парням и девушкам нужно учиться чему-то новому. Например, быстро набирать слепым методом, задействуя все пальцы обеих рук, на клавиатуре компьютера тексты или задушевно играть на гитаре. Или просто поставить себе более легкую цель и просто прочесть полезную для себя книгу.

Безусловно, хорошие книги приносят знания, которые позволяют нам более уверенно идти по жизни.

Также самооценка тесно связана с таким понятием как самостоятельность. И здесь вы можете тоже проявить себя убрав без напоминаний свою одежду в шкаф, наведя порядок в своей комнате, приготовив ужин или сделав еще какой-нибудь приятный сюрприз для своих родителей.

Подводя итог…

Низкая самооценка у подростков негативно сказывается на положение в обществе, может стать причиной замкнутости, непонимания, конфликтов в семье и в коллективе. Комплекс неполноценности мешает детям развиваться и добиваться поставленных целей.

Ребенку нужно помочь составить положительное мнение о себе. Подросток должен понимать, что его любят, ценят, уважают. Это поможет адаптироваться в сложных социальных условиях, не потерять себя и двигаться дальше к успеху. С низкой самооценкой подросток начинает находить препятствия по всюду, видеть негатив там, где его нет.

Если вы столкнулись с проблемой заниженной самооценки у подростка и понимаете, что для ее преодоления нужна помощь – вы можете обратитесь за помощью к психологам нашего Центра. Студия практической психологии «Эмпатия» много лет специализируется на психологической помощи и поддержке подростков. Наши групповые занятия построены таким образом, чтобы помочь подростку в этот непростой жизненный период найти себя и стать увереннее. ПОДРОБНЕЕ

Также можно записаться на индивидуальную консультацию с психологом. ПОДРОБНЕЕ.

Физический облик и самооценка

Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития. Этими задачами во многом и определяется развитие Я-концепции подростков, и в частности их самооценка. В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Мнение ученых Поданным В. Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение. С возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость. Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом. Установка воспринимать других людей определенным образом может быть обусловлена также индивидуальными особенностями подростка, влиянием на него группового мнения и сложившихся в обществе стереотипов (Куницина В. Н., 1968). Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма). Половые различия. Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности. В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.

Что делать родителю, чтобы у ребенка была адекватная самооценка?

Есть несколько базовых правил. Во-первых, когда обсуждаете деятельность ребенка, сравнивайте его результаты с его предыдущим опытом, а не с другими детьми, братьями или сестрами, собой или еще кем-то. Сравнение всегда должно происходить с ним же в прошлом. «На этой неделе у тебя две тройки, а на прошлой было четыре. Ты молодец и постарался».

Во-вторых, не используйте обобщения и критикуйте не ребенка, а его поступок. Когда родители раздражены, они часто используют формулировки: «Какой ты у меня невнимательный, все теряешь» или «Какой ты неряха: все разбросал». Дети запоминают такие оценки и считают, что они правдивы.

Есть принцип обратной связи, при котором в общении с ребенком, вы обращаете внимание не на промахи, а на успехи. К примеру, вы учите его писать буквы. Он написал весь алфавит, часть букв получилась хорошо, часть – не очень. Что обычно делают родители? Указывают на неудачные буквы и просят их переписать. А можно спросить: «Какие буквы получились лучше всех и тебе больше всего нравятся?». Вместе выберите их с ребенком и потом предложите остальные написать столь же аккуратно.

ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, и, прежде всего – самооценки, самоидентификация, становление самосознания, восприятие нравственных норм и ценностей. В школьные годы идет активный поиск смысла жизни – формируются новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к самоопределению. Однако часто школьное обучение стоит как бы в стороне от решения этих задач, так как образование школьников в традиционной школе в основном направлено на овладение определенным объемом знаний по отдельным дисциплинам, мало связанными друг с другом и с жизненными задачами подростка.

В этот период особенно важно создать условия подростку для формирования адекватной, полноценной, социально- активной личности, обладающей собственным достоинством и осознающей свою самоценность, — личности с адекватной самооценкой. Самооценка в значительной степени определяет социальную личность и прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности

Социальная компетентность — сложное понятие, под которым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности. «Подтверждение со стороны других адекватности социального поведения субъекта, его способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей.»

Составной частью социальной компетентности является самооценка. Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, свои поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Люди бывают с заниженной, завышенной и с адекватной самооценкой. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки. Без этого очень трудно самоопределиться в жизни.

Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, и, прежде всего – самооценки. А так же самоидентификация, становление нравственных норм и ценностей.

Подростки стремятся как можно быстрее войти во взрослую жизнь, желают обладать всеми привилегиями взрослых, избавиться от опеки родителей, но при этом совершенно не готовы к самостоятельной жизни. Не понимают, что за привилегии взрослых приходится платить повышенной ответственностью за свои поступки. Они торопятся получить свой жизненный опыт. Физиологически некоторые подростки, особенно девочки даже в 15 лет уже готовы к вступлению в интимные взаимоотношения с противоположным полом. Они сознательно идут на это, зачастую не понимая, какая на них в результате ложится ответственность, не только за свою жизнь, но за жизнь будущих детей.

Учащиеся нашего центра образования поступают к нам на обучение в возрасте 12 лет и старше. Как правило, это дети с девиантным поведением, со слабой мотивацией к обучению. Большинство наших учащихся проживают в неполных семьях, многие из них из них состоят на учете в полиции. Данная категория подростков отличается неадекватной самооценкой. Несмотря на то, что наши учащиеся не были успешными на прошлом месте учебы, в основном они имеют завышенную самооценку. Некоторые из них имеют сильно заниженную самооценку. Сложно сказать какая из этих крайностей наносит больший вред развитию личности подростка.

В результате анкетирования проведенного среди учащихся 8-9 классов было выявлено, что большая часть из них — 62 % имеет завышенную самооценку, меньшая – 35 % имеет заниженную самооценку, и только 3 % учащихся имеют самооценку приближенную к адекватной.

Если самооценка подростка занижена – это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т. п. К заниженной самооценке приводит множество причин: отсутствие родительского внимания, равнодушие со стороны взрослых, или другая крайность – гиперопека, постоянная критика, завышенные требования к ребенку. Все это подрывает развитие здорового чувства собственного достоинства. Такие учащиеся зачастую пытаются компенсировать свои комплексы повышенной агрессивностью, демонстративным поведением, употреблением алкоголя и психоактивных веществ.

Подростки, имеющие завышенную самооценку считают, что по окончании школы они поступят в училище или институт, а затем смогут работать руководителями предприятий, или будут иметь свой бизнес. Некоторые всерьез предполагают, что образование и вовсе ни к чему. Они уверены, что и без образования смогут успешно вести свой бизнес, получая заработную плату не менее 40-50 тыс. рублей в месяц. За меньшее, с их слов, они не готовы работать. Возможно это бравада, но когда им предлагают реальную работу через молодежную биржу труда, услышав предлагаемый уровень зарплат (6-8тыс. рублей) они сразу отказываются от данной работы. Таким образом, закончив учебу, многие наши учащиеся, сталкиваясь с реальностью, теряются и не могут найти себя в этой жизни.

Оказывается, что в 17-18 лет они еще плохо представляют себе, где бы они могли работать, по какой специальности и какую за это можно получать заработную плату. Многие из них не знают, где работают их родители, и что конкретно они делают на работе. Но зато они хорошо представляют, какой марки автомобиль они хотят иметь, какой модели айпад купить, в какой клуб сходить отдохнуть. Хуже обстоит дело с тем, что бы выстроить у себя в голове реальную модель достижения этих целей. Некоторые так и не найдя законного пути к получению желаемого становятся на путь криминала. Это для них быстрый, пусть и не безопасный, путь удовлетворения своих потребностей. Многие из учащихся никогда не выполняли никакой работы и даже не имеют обязанностей по дому. Плеер, компьютер, телефон вот те предметы, с которыми они научились обращаться в совершенстве.

Некоторые наши ученицы вполне серьезно считают целью своей жизни выйти замуж за очень состоятельного человека, желательно за олигарха. Но когда их начинаешь спрашивать, каким образом они собираются достичь своей цели, то они теряются. Простой вопрос: где вы собираетесь встретиться с олигархом? Ставит их в тупик. О соотношение между количеством олигархов и девушек мечтающих выйти за них замуж они не задумываются. Главным условием успеха девушки считают хорошо выглядеть и быть красиво одетой.

Завышенная самооценка приводит к необоснованной самоуверенности. Такой человек часто игнорирует неудачи ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неудачи предстают как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких подростков оказывается просто катастрофической. Здесь важна роль семьи в формировании положительной самооценки учащегося. В ученическом коллективе, в школе, а особенно в семье, каждый подросток должен стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.

Формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливой оценки родителей, учителей, одноклассников. Важно помочь поверить учащемуся в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом главная роль, конечно, родителей, но не все они готовы к этой роли, и тогда на первый план выходит педагог. Часто именно с нами ребенок делится своими успехами и неудачами, поэтому мы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.

Одним из способов сформировать у учащихся адекватную самооценку может быть участие в различных социальных проектах и деловых играх.

— в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог.

— работать с официальными документами, отстаивать свое мнение, развивать навыки работы в команде;

— привлекается внимание к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;

— ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.

Советы родителям и педагогам, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка

  • Не оберегайте подростка от серьезных дел, позволяйте ему самому принимать решения. Не стремитесь за него решить все жизненные проблемы. Но и не ставьте перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Оставляйте ребенку право выбора.
  • Не перехваливайте подростка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Поощряйте инициативу.
  • Не сравнивайте одного ребенка с другим. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь показывать детям свою любовь!
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]