Топография мозга
У каждого отдела мозга есть свои функции. Так, например, информация, полученная при помощи зрения
, анализируется в затылочной области мозга. А
движение
контролируется достаточно узкой полосой нервной ткани, протянувшейся от верхней части головы к уху, как дужка наушников.
Тренировка для мозга
Подводит память? Неудивительно, ведь она страдает без нагрузки так же, как и мышцы. Вам помогут упражнения по развитию памяти – их можно начинать делать в любом возрасте.
При этом и зрение, и слух, и движение, и все тактильные ощущения контролируются зеркально. Так, если у человека произошел инсульт в левом полушарии – у него нарушаются двигательные функции правой стороны тела. Рядом с двигательной областью располагается район, где контролируются
тактильные ощущения
. Поэтому нередко при повреждении мозга человек одновременно утрачивает и способность двигаться, и возможность чувствовать. Восприятие
слуховой информации
происходит в височной области мозга. У правшей левая височная доля отвечает за понимание слов и выражение собственных мыслей. Правая височная доля – помогает слышать музыку и идентифицировать различные шумы. Область мозга, где зрительные и слуховые области встречаются, отвечает за
функцию чтения
– преобразование визуальных образов в звуки.
Чем женский мозг отличается от мужского?
На эту тему есть множество разных фантазий и мифов. Очень часто женщинам приписывают легкомысленность, безответственность и эмоциональность, хотя на самом деле исследования показывают, что женщины прекрасно справляются с трудными и серьезными проблемами — вплоть до руководства боевыми эскадрильями, а эмоциональность мужчин ничуть не меньше, просто их учат выражать лишь определенные эмоции, а остальные — соматизировать. Мужчинам приписывают ответственность, рациональность и собранность, хотя на самом деле мужчины, например, гораздо чаще срывают сроки проектов, в целом больше прогуливают и чаще увольняются, совершают логические ошибки с такой же частотой и довольно часто бывают рассеянны — чаще отвлекаются, чем женщины.
Тем не менее современные исследования снимков МРТ позволяют выявить настоящие структурные различия. О них мы сегодня и поговорим. Итак, ученые выделяют следующие типы в различиях мужского и женского головного мозга: соотношение белого и серого вещества, физиология, кровоснабжение и иннервация.
С точки зрения науки
Соотношение белого и серого веществау мужчин и женщин различно: у мужчин несколько больше серого, а у женщин — белого. Серое вещество локализовано, сгруппировано и отвечает за анализ, это своего рода процессор. Белое вещество — это связь, оно отвечает за связь нейронов друг с другом. У мужчин больше процессинговых участков, у женщин — связующих.
Слишком большое количество разных задач у женщин также приводит к выгоранию и прокрастинации, как и у мужчин, а многие мужчины не способны подолгу концентрироваться на чем-то одном и нуждаются в перерывах.
То есть это соотношение из разряда «скорее» и «в некоторой степени», а не «женщины созданы для большого количества задач, а мужчины идеально фокусируются».
Физиология
В организме мужчин и женщин содержатся одни и те же вещества, но в разных количествах — в первую очередь мы говорим о серотонине, тестостероне, окситоцине и эстрогене.
Серотонина, окситоцина и эстрогена больше у женщин — именно за счет этого они обладают большей усидчивостью, чувствительностью, эмоциональной компетентностью и возможностью создавать более крепкие человеческие отношения. Женская дружба напрасно высмеивается: статистически именно у женщин с женщинами наиболее длительные, доверительные и теплые контакты — в отличие от межполовых контактов или «крепкой мужской дружбы».
Тестостерон и более низкий уровень остальных гормонов связан с меньшей усидчивостью и большей агрессивностью мужчин, а также снижением эмпатии при поглощенности задачами. Это приводит к тому, что мужчинам труднее справляться со стрессом, они чаще страдают депрессиями и более склонны к самоубийствам. Парадоксальным образом это также значит, что мужчинам рекомендуется больше плакать, чтобы снижать уровень кортизола в крови, гормона стресса, который при накоплении в организме снижает иммунитет, разрушает мышцы и вызывает депрессию.
Структурные различия
У женщин больше гиппокамп, а также больше участков, отвечающих за речь; у мужчин они, как правило, в основном сосредоточены в одном полушарии, а у женщин — в обоих. За счет этого женщины обладают лучшим доступом к информации, полученной от разных органов чувств, легче могут описать свои переживания, эмоции, а также помнят больше звуков, запахов, ощущений и визуальных деталей.
Кровоснабжение и иннервация
За счет более эффективного кровоснабжения мозг женщин, как правило, позволяет меньше истощаться и лучше анализировать воспоминания, опыт и эмоции. Мужчины устают от этого процесса быстрее и предпочитают переходить к активным действиям. Именно поэтому их действия обычно менее продуманны, особенно в сферах, связанных с отношениями с другими людьми: мужчины хуже прогнозируют воздействие своих слов и поступков и последствия в виде изменения отношения других людей. У женщин выше социальная компетентность.
Если просуммировать: женщины лучше справляются со стрессом, более обоснованно принимают решения в отношении других людей, легче переключаются с задачи на задачу, лучше анализируют и используют прошлый опыт, лучше строят отношения с другими людьми.
Мужчины более импульсивны, хуже справляются со стрессом, менее способны к сочувствию и хуже понимают поступки других людей. При этом они лучше фокусируются и быстрее переходят к действию.
В общем и целом, по исследованиям Грегори Джанца, у мужчин и женщин более 100 различий в головном мозге (не стоит забывать и об индивидуальных внутриполовых различиях). Как правило, последствия этих различий лежат не в области «умнее — глупее», а в области «скорее более склонны» и «скорее менее склонны». Несмотря на средние показатели, в жизни встречаются чувствительные рассудительные мужчины и безразличные порывистые женщины.
Грегори Джанц считает, что, в связи с такими различиями нервной системы, очень важно обучать мужчин стресс-менеджменту, усидчивости и большей эмоциональной компетентности, одновременно помогая женщинам получить больше уверенности для более эффективного использования сильных сторон их мозга.
Лобные доли – «управляющая компания»
Самая большая часть мозга – это лобные доли. Одна из основных функций этого отдела мозга – планирование
– возможность совершать поступки, требующие нескольких разных действий. Чтобы последовательность действий была правильной, лобные доли осуществляют еще одну функцию –
организационную
. Кроме того, лобные доли играют важную роль в
контроле эмоций
. В глубоко расположенных отделах мозга располагаются области, отвечающие за примитивные эмоции: голод, агрессию и сексуальное влечение. Эти структуры отправляют сообщения в отделы мозга, отвечающие за действия. Лобные доли управляют этим процессом за счет так называемой
стоп-функции
. Так, например, если эмоции диктуют ударить начальника – лобные доли сигнализируют: «Стой, или потеряешь работу». Эта функция исключительно уведомительная. Отключать эмоции и останавливать действия лобные доли, разумеется, не могут.
Зачем и когда нужно развивать мозг ребенка?
Родителям важно усвоить, как умственные способности малыша правильно развивать, чтобы правильно и своевременно стимулировать познавательный интерес у ребёнка и приступить к процессу обучения различным навыкам. Для развития детского мозга обязательно нужны упражнения, без которых не будут формироваться синапсы – нейронные узлы. Если время от времени не повторять выученное стихотворение, то оно может со временем позабыться. То же происходит и с синапсами, которые, будучи без дела, слабеют, и, в конце концов, могут полностью разрушиться, если не используются упражнения для развития мозга. До 10-летнего возраста работа мозга ребёнка поглощает огромное количество энергии – гораздо больше того, что требуется мозгу взрослого человека. Учитывая такую активность, детям требуется как можно чаще устраивать гимнастику для мозга. Лучше всего для этого подходят обычные жизненные ситуации. Введение в игры обучающих моментов тем важнее, поскольку известно, что донесённую обычным образом информацию ребёнок никогда не воспримет настолько же глубоко, как ту, что пришла к нему в контексте переживаемых эмоций.
Бойцы невидимого фронта
В задней части головного мозга располагается мозжечок
. Его объем составляет примерно одну восьмую от размера больших полушарий. Несмотря на небольшой размер, этот отдел мозга контролирует
координацию движений
(совместную работу всех мышц) и
чувство равновесия
. Благодаря работе мозжечка человек может стоять на ногах, сохранять равновесие и передвигаться.
Ствол головного мозга
находится под большими полушариями и за мозжечком. Он соединяет спинной и головной мозг и контролирует все функции, которые необходимы для поддержания жизни в теле. Ствол отвечает за непроизвольную работу мышц при дыхании, сердцебиении, за переваривание пищи и циркуляцию крови. Он
работает автоматически и без перерывов
.
Как продлить молодость?
Один из механизмов, ведущий к старению, – это гибель нервных клеток. Чем меньше человек напрягает свой мозг – тем более масштабным становится этот процесс. Узнайте, как остановить этот процесс и отсрочить старость.
Ствол мозга также отвечает за сортировку и распределение сообщений, которые головной мозг получает от всего организма. Другая примечательная область головного мозга –
гиппокамп
. Это парное образование, расположенное в височных долях полушарий, управляет
памятью
. Точнее, передачей информации из хранилища краткосрочной памяти – в долгосрочную.
Гипофиз
находится на нижней поверхности мозга – в специальной костной ямке, которая называется турецким седлом. Размер гипофиза очень мал – не больше горошины. Его задача – контроль
производства и выделения всех гормонов
в организме. Производит гипофиз и собственные гормоны – например, гормон роста.
Гипоталамус
находится практически в геометрическом центре мозга. Он синхронизирует между собой работу нервной и эндокринной систем организма, тесно сотрудничая с гипофизом. Так, например, он отвечает за своеобразный внутренний термометр, который
поддерживает температуру всего тела
. Если она увеличивается – гипоталамус отправляет сложное нервно-гормональное сообщение, стимулирующее потоотделение. Если снижается – дает команду для мышечной дрожи.
Проверка полушарий: какое больше развито?
Совсем несложно проверить, какой у ребёнка преобладает тип мышления – логическое или интуитивное. Здесь не потребуется физических приборов, функции тела сами дадут ответ. Каждое полушарие управляет своей стороной мозга. Та сторона, которая доминирует, укажет на преобладающее полушарие. Ребёнку нужно предложить выполнить следующие действия:
- сложить вместе ладони, переплести пальцы и вытянуть «замок» вперёд, обратив внимание, какой большой палец окажется сверху;
- поаплодировать, развернув кисти горизонтально и посмотрев, какая ладонь окажется сверху;
- скрестить на груди руки и посмотреть, какая будет сверху.
Есть и ещё много других способов для определения «стороны» мышления. Например «вращающаяся девушка», где нужно представить, в какую сторону она кружится. Интересно, что её поза позволяет вращаться в обе стороны. Если оба полушария развиты гармонично, то выбор может пасть в обе стороны. Но даже если воображение отдаёт предпочтение одному виду вращения, то в этом нет ничего страшного. Есть множество упражнений и методик, с помощью которых можно комплексно тренировать мозг.
Упражнения для развития обоих полушарий мозга
Есть несколько эффективных способов, которые годятся не только для детей, но и для взрослых людей. Упражнения для развития мозга приводят полушария в баланс посредством физической активности тела и эмоций.
«Ухо и нос»
Нужно прикоснуться к кончику носа левой рукой, а правой взяться за левое ухо. После хлопка в ладоши поменять положение рук на противоположное. Многим взрослым поначалу это упражнение не даётся, чему радуются дети.
«Волна»
Ритмично сжимать в кулак правую руку, а левой одновременно изображать волну. Затем поменять движения между руками. Сколько раз кулак сделает волну?
«Погладь себя»
Таким упражнением пользовались раньше в начальных школах во время пятиминуток. Правой рукой нужно постукивать себе по макушке, а левой гладить по животу. Можно усложнить упражнение, поднимая ногу и вращая ей, а затем быстро сменить движения рук и ногу.
«Перекрёстные движения»
Правой рукой коснуться левой пятки, а потом левой рукой – правой пятки. Затем изменить движения – правая рука к правой же пятке, и соответственно левая. Выполнять последнее упражнение минимум 6 раз, потом вернуться к перекрестным касаниям и постепенно увеличивая скорость выполнения, стремясь не сбиться с ри
Хорошее упражнение для пальцев рук, тренирующее их мелкую моторику и соответствующие отделы в коре головного мозга. Большой палец нужно по очереди соединять в кольцо с указательным, далее со средним, безымянным и мизинцем. Вначале нужно потренировать одну руку, затем другую, а потом попытаться работать сразу обеими руками, шевеля пальцами как можно быстрее.
«Дирижёр»
Чтобы его выполнить, нужно представить себя дирижёром оркестра, включить знакомую музыку, а обе руки поднять на уровень плеч – одну немного выше другой. В этом положении начать рисовать в воздухе восьмёрку: правой рукой от середины фигуры вправо и вверх, а левой влево и вверх. Затем повторить движение в обратном порядке. Спортивное жонглирование развивает ловкость рук, внимательность, активизирует оба типа мышления, тренирует интеллект. Дети творчески развиваются и становятся уверенными в своих способностях.
«Зеркальное рисование» или «Двойные каракули»
В процессе этого упражнения сразу обе руки (или ноги) одновременно рисуют зеркальные фигуры. С его помощью облегчается переход от общей моторики к мелкой, развивается навык следования инструкции, тренируется сосредоточенность, улучшаются навыки письма, чтения, математики и пространственного восприятия. Нарисовать на мольберте или доске одновременно обеими руками, вооружёнными цветными фломастерами, словно зеркально отражённые фигуры. Руки должны совершать синхронные движения: то одна к другой, то расходиться, то вверх, то вниз, а на доске будут появляться любопытные фигуры. Можно встать сзади ребёнка, чтобы ему помочь, направляя его руки. Пусть он научится делать движения от грудины, срединной линии тела. Вслух нужно давать команды: «вверх», «в сторону», «вниз», «к центру», чтобы он рисовал одновременно двумя руками круги, квадраты, треугольники и прочие фигуры. Затем он должен самостоятельно продолжить это занятие, после того как научится легко рисовать «зеркальные фигуры». Начав рисовать с большой доски, затем ребёнок должен попытаться повторить это на небольшом листочке бумаги. Рисовать можно чем угодно – маркерами, карандашами, красками, мелом.
Органы чувств
Считается, что женщина более чувствительна, но не эмоциональна. У нее очень хорошо развит слух, вот почему важное значение имеют для нее нежные слова, тембр голоса, музыка и т.п. Более развита у нее тактильная чувствительность: на коже женщины находится в 10 раз больше, чем у мужчины, рецепторов, чувствительных к прикосновению. Кроме того, окситоцин и пролактин (гормоны привязанности и ласки) усиливают ее потребность в прикосновении и ласке. Восприятие запахов у женщин ярко выражено и усиливается в 100 раз в период менструального цикла. Ее вомероназальный орган (Vomero Nazal Organ) — воистину шестое чувство, которое позволяет различать феромоны, выражающие разного рода эмоции: сексуальное желание, страх, гнев, грусть. Может, это и называется интуицией?
Что касается зрения, то у мужчин оно более развито и более эротизировано: отсюда их интерес и возбуждение, вызываемые одеждой, макияжем, ювелирными украшениями, наготой, порнографическими журналами. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов, форму объектов и т.д.).
Литература
- Aron Claude La Sexualit 2 (Pheromones et desir). Paris: Odoile Jacob. 2000, p. 206.
- Badinter elisabethxy, de l’identite masculine. Paris: Odile Jacob. 1992, p. 315.
- Braconnier Alain Le sexe des emotions. Paris: Odile Jacob. 1996, p. 210.
- Crepault Claude La sexoanalyse. Paris: Payot 1997.
- Cyrulnik Boris Les nourritures affectives. Paris: Odile Jacob. 1993, p. 244.
- Durden-Smith & DESIMONE (83) Sex and the Brain. USA. P. 270.
- Ginger S. et al. La Gestalt, une therapie du contact. Paris: Hommes et Groupes. 6th ed. 2000, p. 535 Chapitres 12 et 13, 1987, р. 297 to 324 & 332 to 346.
- Ginger Serge La Gestalt, l’art du contact. Bruxelles: Guide de poche Marabout. 5th ed. 2001, p. 288 сhap. 6 et 7 (p. 93 to 132), 1995.
- Gray John Men are from Mars, Women are from Venus. Haroer Collins (USA), 1998.
- Janov Arthur The Biology of Love. New York: Prometheus Books. 2000, p. 380.
- Kimura Doreen Sex and Cognition. MIT Press. 2000, p. 230.
- Krause-Girth Cornelia The position of Women in Psychotherapy (lecture in Frankfurt & Paris), 2001.
- Le Vay Simon The Sexuel Brain. Cambridge (Mass.): MIT Press 1993, p. 230.
- Marge S. Et Vigier B. Developpement et differenciation sexuelle de l’appareil genital, in La reproduction chez les mammiferes et l’homme. Paris: Ellipses, 2001.
- Pease Allan & Barbara Why Men Don’t Listen and Women Can’t Read Maps. Orion. 2001, p. 430.
- Plomin R. et al. Behavioral Genetics. Freeman & Company, New York. 1997.
- Vincent J.D. Biologie des Passions. Paris: Odile Jacob. 1986, p. 352.
- Willer Ellen Les hommes, les femmes, etc. Bruxelles: Marabout. 2001, p. 190.
Упражнения для тренировки левого полушария
Более «математическое» левое полушарие занимается вычислениями и анализом. Лучшими видами упражнений для него является изучение точных наук, в том числе решение математических задач. Чем больше количество задач и чем они сложнее, тем более развитым становится левое полушарие. Сюда можно отнести разгадывание кроссвордов, ребусов, судоку. В этих занятиях работает аналитическое мышление, расположенное в левой стороне, поэтому она и больше тренируется. Если родители знают, как развивать у ребёнка оба полушария мозга, то они могут сделать процесс обучения увлекательным, что поможет малышу совершенствоваться более эффективно. С помощью выполнения несложных упражнений для развития мозга вся семья может интересно и весело провести время. Позже нетрудно будет подметить, насколько более уравновешенным, внимательным, счастливым и здоровым стал ребёнок – а это ли не успех?
Природа и культивирование
Сегодня специалисты в области нейрологии и генетики считают, что наша личность детерминирована и определена на треть наследственностью, на треть — внутриутробной жизнью. Личность определяется на треть и приобретенными знаниями, на что влияют культурная среда, уровень образования, воспитание, случайные обстоятельства или психотерапия.
В течение первых недель после оплодотворения эмбрион — женский (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Badintez, 1992; Magre & all, 2001), а маскулинизация — это медленное и тяжелое преобразование. Таким образом, девочка — это не мальчик, потерявший свой пенис (гипотеза Фрейда), но мальчик — это девочка, завоевавшая (приобретшая) пенис. Так называемое в психоаналитике желание, или потребность в пенисе, является гипотезой, которая никогда не проверялась. Среди транссексуалов можно обнаружить в 5 раз больше мужчин, желающих стать женщиной, чем женщин, желающих превратиться в мужчину. Во время войн рождается вдвое больше мужчин-гомосексуалистов, вероятно, потому что матери переживали стресс, нарушивший гормональный баланс (Durdeen-Smith & Desimone, 1983; Le Vay, 1993).
Эти две части — наследственная и врожденная — кажутся важными. Согласно разным исследованиям, если один из однояйцевых близнецов гомосексуален, то второй в 50-65% случаев тоже будет гомосексуальным; в случаях разнояйцевой двойни в 25-30% случаев, что в 5 раз больше, чем в общей популяции. В большинстве случаев гомосексуальность можно предсказать уже в возрасте 1-2 лет (Le Vay, 1993).
При более общем подходе межличностная корреляция обусловлена:
- наследственностью (50% между однояйцевыми близнецами);
- гормональным насыщением в период внутриутробного развития (25% между разнояйцевыми близнецами);
- воспитанием (10% между братьями и сестрами);
- отсутствием корреляции между чужими людьми.
Влияние наследственности, внутриутробной жизни, приобретенных на протяжении жизни знаний, по данным ученых университета штата Миннесота, в разной степени сказывается на умственной деятельности, восприятии музыки, спортивных достижениях и даже на оптимизме.