Потребность в самореализации заложена природой. Самореализация — это осознание себя, своих талантов и положительных сторон, применение полученной информации. Стремление к самовыражению заставляет людей искать место в обществе, эффективным образом используя свои способности. Если человеку удается это сделать, он получает полное удовлетворение от жизни.
Рассмотрим теории потребностей
Существует несколько теорий потребностей.
Теория иерархического построения потребностей Маслоу
Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:
- физиологические — 80-85%;
- безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
- любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
- самоуважение — 40-45%;
- самореализация — 10%.
Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.
Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.
Теория мотивации труда по Альдерферу
Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.
Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора
Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.
Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.
Теория двух факторов Фредерика Герцберга
По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.
Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.
Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера
Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.
Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.
Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.
Удовлетворение потребности в творческой самореализации
Творчество – это работа по созданию чего-то нового. В ходе творческого процесса индивиду удается наиболее полно утолить потребность в самовыражении, применить все способности, которые ему присущи. А социально важный результат приведет к самореализации.
Для творчества не важен приобретенный навык. Нужно научиться решать проблемы с творческим подходом.
Творчество — это не умение слагать стихи или писать картины, а выражение особенностей личности, исходя из ее неповторимых черт, характеристик и качеств. Творчество лежит в основе самовыражения, способствуя становлению личностных взглядов на мир.
Самоопределение и самореализация
Как связаны самоопределение и самореализация личности между собой? До начала любого движения вперед необходимо уметь четко понимать, что вам действительно интересно и в чем заключаются ваши сильные стороны.
У всех разная натура, поэтому нет ничего удивительного в том, что и стремления у людей неодинаковые. Умение правильно ставить цель – величайшее благо!
Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей.
Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.
Выбор профессии — это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.
Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения. Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:
- Помочь проанализировать всю информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
- Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.
Главная цель профессионального самоопределения — сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.
Самореализация личности
Сегодня особая актуальность проблемы самореализация личности обусловлена тем, что являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации:
- Профессиональную деятельность
- И реализацию в семейной жизни
Социальная самореализация личности, заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.
А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.
Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида. Она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы. И, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели.
Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий. Целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей.
Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей.
Самореализация в обществе
Человек живет в обществе и никогда не может достичь полной свободы от него. Самореализация в обществе заключается в том, чтобы суметь построить крепкие доверительные отношения с окружающими людьми.
Самореализация человека – длительный процесс. На протяжении которого развиваются и применяются в обыденной жизни врожденные таланты и приобретенные навыки.
В обществе такие люди воспринимаются, как состоявшиеся, психологически устойчивые личности.
Самореализация в жизни
Что значит самореализация в жизни? Делать то, что хочешь? Заработать много денег? Обрести счастливую семью? Стать знаменитой?
Психологи утверждают, что самореализация – это стремление человека наиболее полно раскрыть свой потенциал и возможности. Как следствие – ощущение счастья от того, что ты делаешь.
Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки!
Допустим, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь.
При этом признание — это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение — это ваш уровень профессионализма.
Еще одна преграда — солипсизм, горделиво заявляющий: «Я сделаю себя сам!». А ведь самореализация, хотим мы этого или нет, совершается в связи с другим человеком. Она нуждается в дружеской поддержке, нежности, любви и доверии к другим.
Социальная принадлежность
Человеку нужен человек. После того, как первые две ступени иерархии пройдены: человек сыт, с материальной стороны у него все хорошо, а также он находится в безопасности, он понимает, что одинок и это его тяготит. Он начинает искать родственную душу.
Ему необходима поддержка со стороны других, необходимо знать, что его принимают таким, какой он есть. Ему нужны дружеские отношения, друзья, семья, любовь, которые примут его как своего, чтобы ему было комфортно с ними. Ему необходимо знать, что он принадлежит к определённой группе людей, клану, коллективу, классу.
Если эту потребность не удовлетворить, то человек просто не сможет жить в обществе, у него случится социальная дезадаптация, а возможны и другие более серьезные проблемы.
Самоутверждение и его ловушки
С 19 и до 30 лет (примерно) мы проживаем следующий период в жизни. В это время мы учимся самостоятельно зарабатывать деньги, у кого-то это получается, у кого-то — нет. Отношения с деньгами на этом этапе связаны со степенью психологической зрелости и «взрослости». Доминирующие потребности в данный период — профессиональные и карьерные амбиции, а также желание найти вторую половину, иметь семью и детей. Эти две сферы взаимно стимулируют друг друга, подвигая молодых людей к созданию материального базиса и завоеванию определенного статуса в обществе. Деньги как фактор социального успеха становятся во главу угла, их наличие, умение их зарабатывать и умение с ними обращаться определяют личностную зрелость.
По пирамиде Маслоу, с помощью денег на этом этапе мы самоутверждаемся, реализовываем социальные потребности и обеспечиваем базис для реализации биологических потребностей, например в продолжении рода. И это соответствует раскрытию первых трех чакр. Понятно, что здесь происходит серьезное расслоение людей по ценностным ориентациям, по степени психологической зрелости, по степени успешности. Те, кто завоевал себе место под солнцем, чувствуют себя более уверенно и спокойно, а те, кому это не удалось, продолжают «гонку». При этом и те, и другие в большинстве своем попадают в ловушку денег. Чувствуя их силу и власть, успешные люди не могут остановиться и продолжают увеличивать капитал, хотя на психологическом плане уровень счастья уже не повышается. Это подтверждают исследования американских ученых.
Оказалось, что не существует определенной суммы денег, получив которую, человек чувствует себя полностью счастливым. Человек может чувствовать себя комфортно, если его доходы превышают доходы окружающих его людей (коллег, родственников, знакомых). В этом случае нет конкретной цифры — тысяча, десять тысяч или миллион денежных единиц, главное — быть богаче остальных. Но существует сумма, после достижения которой ощущение внутреннего комфорта не растет. Это примерно 50-100 тыс. долларов в год. И даже если человек становится миллионером, уровень счастья остается прежним. Хорошей иллюстрацией переоценки отношения к деньгам выступает фильм «Духless» по книге Сергея Минаева. Существует еще одна категория успешных людей, которые стремятся к независимости и свободе с помощью денег. Это те, кто решил, что больше не будут работать на других, и становятся предпринимателями и бизнесменами. Многие из них искренне говорят: «Я создал бизнес, чтобы быть свободным, жить, как я хочу, иметь достаточно денег, иметь много свободного времени, ни от кого и ни от чего не зависеть».
Но в результате получилось, что вместо работы на государство или на другого человека 5 дней в неделю по 8 часов теперь приходится работать на себя по 16 часов 7 дней в неделю. При этом нет возможности свободно распоряжаться деньгами, из-за нехватки времени такие люди не читают книг, не ходят в театры, кино, мало общаются с близкими людьми, детьми, редко отдыхают… И эта ловушка денег очень мощная: постепенно — так уж устроена наша психика — люди начинают испытывать удовольствие от своего положения. Этот феномен даже получил название «стокгольмского синдрома» (когда-то в Стокгольме террористы захватили пассажиров самолета в заложники, и те, находясь на грани жизни и смерти, испытали странное удовольствие, из-за чего позднее, уже на судебном процессе, даже оправдывали агрессоров). Так и в бизнесе — собственник получает наслаждение от работы по выходным, а в понедельник раньше всех приезжает в офис.
Следующая категория людей — те, кто не добился успеха, с низкой самооценкой — прячется за деньги, стремится с их помощью укрепить свое положение хотя бы в собственных глазах. Присущая им тревожность находит отражение в беспокойстве по поводу трат, экономии и большом фантазировании на тему денег. Часть людей включает психологическую защиту типа «не в деньгах счастье», намеренно принижая значимость денег и поддерживая таким образом свою самооценку.
И есть те, кто нашел «золотую середину» в отношениях с деньгами, — это люди, научившиеся зарабатывать достаточное их количество для удовлетворения своих потребностей, не попавшие в ловушки денег и в зависимость от них.
- 2.1. Физиологические потребности
- 2.2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем
- 2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности)
- 2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении)
- 2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)
- 2.6. Оценка самоактуализации
Глава 2. Иерархия потребностей человека. Модель Маслоу
Ни одна из существующих теорий мотивации не оказывает такого влияния на мышление руководителей, как теория потребностей, разработанная крупным специалистом по мотивации Абрахамом Маслоу.
Теория Маслоу позволяет управленцам более полно понять стремления и мотивы поведения работника. Маслоу доказал, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Если раньше руководители мотивировали подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось в основном их потребностями низших уровней, то благодаря теории Маслоу стало очевидно, что существуют еще и нематериальные стимулы, заставляющие делать работников то, что нужно организации.
Маслоу выделил пять основных групп потребностей человека, которые находятся в динамической взаимосвязи и образуют иерархию (схема 1). Это можно изобразить в виде восходящих ступеней.
Схема 1. Иерархия потребностей в мотивации человека в порядке их очередности
В основу теории иерархии потребностей человека положена закономерность: при удовлетворении потребности одного уровня возникает потребность следующего, более высокого уровня. Удовлетворенная потребность перестает мотивировать.
Людям необходимо удовлетворять потребности в определенном порядке – когда удовлетворяется одна группа, на первый план поступает другая.
Человек редко достигает состояния полного удовлетворения, на протяжении всей жизни он чего-то желает.
Необходимо более подробно рассмотреть мотивационные группы.
2.1. Физиологические потребности
Потребности этой группы состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда их называют биологическими потребностями. Это потребности человека в пище, воде, тепле, сне, отдыхе, одежде, жилье и тому подобном, необходимые для выживания организма, поддержания и продолжения жизни. Применительно к рабочей среде они проявляются как потребность·в заработной плате, благоприятных условиях труда, отпуске и т. п.
Высокий заработок обеспечивает достойное существование, например возможность жить в комфортабельной квартире, хорошо питаться, носить необходимую, удобную и модную одежду и т. д.
Для оплаты основных жизненных потребностей сотрудников необходимо мотивировать их долговременными выгодами, обеспечив ощутимым высоким доходом и достаточным вознаграждением, предоставлять им перерывы в работе, выходные и праздничные дни для восстановления сил.
Если у человека доминируют только эти потребности, вытеснив все остальное, то он мало интересуется смыслом и содержанием труда, а заботится в основном об увеличении своих доходов и улучшении условий труда.
Если человека лишить всего, то он будет в первую очередь стремиться удовлетворить свои физиологические потребности. В результате этого могут претерпеть изменения его взгляды на будущее.
Неудовлетворение человека может указать и на неудовлетворение потребностей более высокого уровня, чем уровень той потребности, на неудовлетворение которой работник жалуется. К примеру, когда человек думает, что он нуждается в отдыхе, на самом деле он может испытывать потребность в безопасности, а не в выходном или отпуске.
2.2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем
Если человек имеет достаточные физиологические потребности, то у него сразу же появляются другие потребности, имеющие отношение к безопасности организма.
Эта группа ? одна из основных жизненных мотиваторов, она включает в себя и физическую (технику безопасности, охрану труда, улучшение условий труда и т. п.), и экономическую (социальная гарантированная занятость, социальное страхование в случае заболевания и по старости) безопасность. Удовлетворение потребностей данной группы обеспечивает человеку уверенность в будущем, отражает желание защитить себя от страданий, опасностей, болезней, травм, потерь или лишений. Уверенность в будущем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового полиса, пенсионного обеспечения, возможности хранения денег в банках, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного образования.
Для тех, кто терпел серьезные лишения в какой-то значительный период жизни, эта потребность более насущна, чем для других.
Чтобы решить потребности работников в безопасности, работодателю необходимо:
1) создать работникам безопасные условия труда;
2) снабдить работников защитной одеждой;
3) установить специальное оборудование на рабочих местах;
4) обеспечить работников безопасными инструментами и приборами.
2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности)
После того как будут удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности, на передний план выходят социальные потребности.
В этой группе ? потребности в дружбе, любви, общении и эмоциональных связях друг с другом:
1) иметь друзей и коллег, общаться с людьми, которые оказывают внимание нам, разделяют наши радости и заботы;
2) быть членом коллектива и ощущать поддержку и сплоченность группы.
Все это выражается в стремлении к теплым отношениям с людьми, участии в совместных мероприятиях, создании формальных и неформальных групп. Если человек удовлетворен социальными потребностями, то он рассматривает свой труд как часть совместной деятельности. Работа является цементирующей средой для дружбы и товарищества.
Сокращение социальных взаимосвязей (рабочих контактов и неформальных дружеских отношений) часто ведет к неприятным эмоциональным переживаниям, возникновению комплекса неполноценности, самоощущению изгоя общества и т. п.
Для решения социальных потребностей работников руководство должно:
1) вдохновлять работников на создание групп и команд;
2) создавать условия и позволять одной и той же группе людей работать и отдыхать вместе, чтобы укрепить и облегчить их взаимоотношения;
3) позволять всем группам отличаться от других групп;
4) проводить встречи, совещания для обмена профессиональными вопросами, обсуждать интересующие всех дела и вносить вклад в решение профессиональных проблем.
2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении)
Когда будут удовлетворены потребности трех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении личностных потребностей. Потребности этой группы отражают желания людей быть сильными, компетентными, уверенными в себе и собственном положении, стремящимися к независимости и свободе. Сюда входят также потребности в престиже, репутации, служебно-профессиональном росте, лидерстве в коллективе, признании личных достижений, уважении со стороны окружающих.
Каждому человеку приятно ощущать свою незаменимость. Искусство управлять людьми – это умение дать понять каждому работнику, что его труд очень важен для общего успеха. Хорошая работа без признания приводит работника к разочарованию.
В команде человек испытывает удовольствие от своей собственной роли, чувствует себя комфортно, если ему предоставляются и адресуются заслуженные привилегии, отличающиеся от общей системы поощрений, за его личный вклад и достижения.
Наиболее объективное и стабильное самоуважение основывается на заслуженном уважении других, а не на внешней славе, известности или незаслуженной лести.
2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)
Это духовные потребности. Проявление этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей. Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.
Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его нужно в этом убедить.
Стремление человека к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей, достижению всего желаемого, быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением в настоящее время бесспорно и признается всеми. Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.
В этой группе проявляются самые лучшие, более индивидуальные, чем другие, стороны и способности людей.
Для эффективного управления людьми необходимо:
1) возложить на них персональную ответственность за выполнение производственных заданий;
2) дать им возможность проявить, реализовать себя, давая им своеобразную, оригинальную работу, требующую изобретательности, и при этом предоставить большую свободу в выборе средств достижения поставленных целей и решения задач.
Люди, которые испытывают потребность во власти и влиянии на других и даже равных по положению, мотивируются возможностью:
1) управлять и контролировать;
2) убеждать и влиять;
3) конкурировать;
4) лидировать;
5) достигать целей и задач.
Все это необходимо поддерживать похвалой за хорошую работу. Людям важно осознавать, что они работают хорошо и по-своему индивидуальны.
Важное значение для руководителей имеет факт, что все человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке.
Потребности низшего уровня.
1. Физиологические потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.
3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности).
4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении).
Потребности высшего уровня.
5. Потребность в самореализации (самовыражении).
Во-первых, потребности низших уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.
Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.
Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих.
Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.
Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей. Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.
Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.
Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.
Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.
Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.
Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:
1) физиологические – 85 %;
2) безопасность и защита – 70 %;
3) любовь и принадлежность – 50 %;
4) самоуважение – 40 %;
5) самоактуализация – 10 %.
Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, на самом деле эта иерархия далеко не такая „жесткая“. Правда, что для большинства людей их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как представлено. Однако есть и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.
С точки зрения Маслоу мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.
Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы.
К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.
Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Придается особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому считается, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой – давать возможность им удовлетворять ее.
Люди, в которых сильно развита потребность достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и довольно большого риска.
Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной лестнице.
2.6. Оценка самоактуализации
Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка «Опросника личностной ориентации» (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. Это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует.
РОI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал.
Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни (характеристика: автономность, самостоятельность, свобода – зависимость, потребность в одобрении и приятии).
Вторая основная шкала называется «компетентность во времени». Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем.
Десять дополнительных субшкал предназначены для измерения важных элементов самоактуализации: ценности самоактуализации, экзистенциальности, эмоциональной реактивности, спонтанности, заботы о своих интересах, самоприятия, приятия агрессии, способности к близким отношениям.
POI также имеет встроенную шкалу определения лжи.
Многочисленные исследования позволяют считать валидность POI доказанной.
Единственным серьезным ограничением для использования РОI, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длина. Джоунс и Крендалл (Jones, Crandall, 1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Шкала состоит из 15 пунктов.
1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.
2. Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (N).
3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять.
4. Я могу сердиться на тех, кого люблю.
5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (N).
6. Я не принимаю свои слабости (N).
7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять.
8. Я боюсь неудач (N).
9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N).
10. Лучше быть самим собой, чем популярным.
11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N).
12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям.
13. Я не обязан помогать другим (N).
14. Я устал от неадекватности (N).
15. Меня любят, потому что я люблю.
Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-х значную шкалу:
1) не согласен;
2) не согласен отчасти;
3) согласен отчасти;
4) согласен.
Значок (N), следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = 1). Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.
Проведя исследования с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крендалл обнаружили, что значения индекса самоактулизации положительно коррелируют со всеми значениями гораздо более длинного POI (r = + 0, 67) и с измеренными величинами самоуважения и «рационального поведения и убеждений». Шкала имеет определенную надежность и не восприимчива к выбору ответов «социальной желательности». Также было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеряемую по шкале.
Характеристики самоактуализирующихся людей.
1. Более эффективное восприятие реальности.
2. Приятие себя, других и природы (принять себя такими, какими они есть).
3. Непосредственность, простота и естественность.
4. Центрированность на проблеме.
5. Независимость: потребность в уединении.
6. Автономия: независимость от культуры и окружения.
7. Свежесть восприятия.
8. Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия).
9. Общественный интерес.
10. Глубокие межличностные отношения.
11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений).
12. Разграничение средств и целей.
13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор).
14. Креативность (способность к творчеству).
15. Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).
С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильности выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.
Оглавление
Теория иерархии потребностей
Потребности Маслоу распределил по мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, и т. п.)
Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна.
Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
Физиологические: голод, жажда и т. д. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
- (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
- Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
- Потребность в принадлежности и любви.
- Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
- Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
- Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
- (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).
Теория возникновения и краткое описание пирамиды
Известный американский психолог Маслоу одним из первых обратил внимание на то, что поведение человека можно изучать с позиции нормы, то есть позитивно. До этого (приблизительно до 1920 года) все изучения в области психотерапии сводились к изучению личности с отклонениями, вне нормы.
Один только Фрейд и Юнг чего стоят! Некоторые их идеи до сих пор либо высмеиваются, либо подтверждаются, либо опровергаются. Но это, можно сказать, столпы психотерапии!
Но мы вернемся к Маслоу. В 1954 году в работе “Мотивация и личность” он выдвинул предположение, что все человеческие потребности человека врожденные и имеют свою систему. Эта система состоит из пяти уровней, которые выстроены в пирамиду.
Основная идея такого разделения состоит в том, что в основе пирамиды лежат физиологические потребности человека. Так вот, пока предыдущий “слой” пирамиды не будет решен, преодолен, удовлетворен, ни о каком следующем не может быть речи. Если, например, вы хотите есть, то вам некогда думать о “высших материях” психологии человека.
Маслоу построил свою пирамиду по принципу убывания важности предыдущего уровня. Он придерживался мнения, что счастливое общество начинается с сытости. Под сытостью подразумевается не только еда, но также постоянное и достаточное обеспечение водой, кислородом, сном и сексом.
Именно эта позиция является основой критики его теории. Ведь сложно найти человека, для которого всего будет достаточно.
Иерархия потребностей – 5 ступеней
Изначально психолог выделял 7 уровней, примеры и их названия немного позже. Чуть позже последователи Маслоу сузили пирамиду до 5 ступеней основных потребностей человека. Но основная идея иерархии остается прежней.
5 уровней пирамиды Маслоу
Физиологические потребности
Это первый уровень пирамиды. Мы не можем прожить без удовлетворения физиологических потребностей. Человеку для сохранения жизни они нужны. Ведь что будет с ним, если он не позаботится о еде или сне? Да начнутся проблемы, такие, от которых хочешь или не хочешь, но придется поесть и поспать.
Многие психологи утверждают, что пока эта основная потребность не будет удовлетворена, человеческий мозг ни о чем другом думать не может. Но из всякого правила есть исключения. Я знаю случаи, когда человеку некогда было спать и есть, пока он не закончит диссертацию, находясь на финишной прямой.
Потребность в безопасности
Здесь играет роль инстинкт самосохранения
Еще в древности человеку важно было ощущать себя в безопасности, поэтому мы строим дома, заборы, выстраиваем личностные границы. Если по каким-то причинам у нас не получается удовлетворить ее, жизнь идет “наперекосяк”
Человек становится подозрительным, появляется страх, тревога. Они, конечно, могут появиться и по другим причинам…
Потребность в любви, дружбе, принадлежности
С этой ступени мы начинаем говорить о ценностях человека. Именно его окружение их определяет
Любому человеку важно ощущать себя в группе похожих на него людей, быть принятым в ней и найти среди таких членов группы наиболее близких, которые бы стали друзьями
В настоящее время семья – единственная группа, где человека принимают безусловно. Конечно, речь идет о настоящей семье, где все уважают и учитывают друг друга, где каждый ценен и нужен. В такой семье человек узнает, что значит любовь, чувство защищенности и принятие. Уже научно доказан факт: чем больше здоровой любви и принятия ребенок получает в семье, тем лучше он адаптируется в обществе.
Потребность в самореализации
На вершине пирамиды находится желание человека реализовать себя. Его еще называют когнитивной потребностью. Основа – путь к познанию и саморазвитию. Это стремление человека познавать новое, открывать для себя неизведанные стороны мира. У детей она выражается в разбирании игрушек, познании устройства предметов и явлений. Взрослые реализовывают ее через науку, религию, путешествия.
Такая потребность не может удовлетворяться без внутренней мотивации на изменения, начало новой жизни. Это высшая потребность человека, которая делает его мудрее, счастливее. Маслоу утверждает, что достичь ее удовлетворения могут далеко не все люди. Если человек попал в дружелюбную среду, у него адекватная самооценка, он не боится выражаться и развиваться, то ему удастся самореализоваться.
Нужно отметить, что формы проявления этих потребностей у каждого человека проявляются по-разному. Одним достаточно, чтобы им говорили приятные слова, а другие ищут признания на сцене. Одни хотят добиться уважения всей страны, а другим достаточно рукопожатий и радости после защиты диссертации.
Если говорить о расширенной пирамиде с 7 уровнями, то она представляет следующую иерархию потребностей:
- Физиологические – голод, жажда, половое влечение и т. д.
- Безопасность – чувствовать себя защищенным, не испытывать страх неудач.
- Принадлежность и любовь – принадлежность к общности, ощущать себя принятым, любить, принимать любовь.
- Уважение, почитание – достижение успеха, признание, одобрение, компетентность.
- Познавательные – понимание, умения, знания, исследования.
- Эстетические – красота, вкус.
- Самоактуализация – развитие, достижение гармонии с собой.
Наверху пирамиды находится идеальное ощущение человека – гармония с собой. Суть этой теории как раз и состоит в том, что при удовлетворении всех потребностей человек достигает идеального чувства.
Рисунок пирамиды Маслоу из 7 уровней
Применение пирамиды Маслоу в сферах жизни
Некоторые люди говорят: “Это, конечно, все круто, но зачем мне нужна эта пирамида?” Возможно, сейчас она вам и не нужна, но не спешите от нее отмахиваться. Мы с описанной схемой знакомимся с рождения малыша.
Если у вас уже был такой счастливый опыт, вспомните, с удовольствием ли ребенок 3 – 6 месяцев улыбается вам или общается, если реально голоден? Нет, конечно! Пока вы не покормите маленького “прожорку”, ни о каком милом малыше и речи не идет, вы видите перед собой возмущенного и кричащего человечка, которого еще попробуй не накорми!
То же самое относится к семейным отношениям. Если у вас с супругом(-ой) будут разные потребности, рано или поздно в таком браке начнутся проблемы. Например, вы любите активный отдых, она нет. Вы стремитесь посещать театры, культурные мероприятия, а он все свободное время играет в компьютерные игры и двух слов в предложении связать не может…
В семье взаимодействуют не только супруги. Вам же нужно еще и со своими подростками отношения выстраивать. Например, возьмем потребность в принадлежности у подростка. Стремясь ее удовлетворить, такие “детки” могут и об учебе забыть, о моральных ценностях, о поведении в рамках закона.
Ну что мы все о семье, да о семье (хотя это моя любимая тема!)? Рассмотрим теперь сферу работы человека. Если он бьется, бьется, а обеспечить себя при работе “сам на себя” не получается, то теряется спокойствие, сон неспокойный, тревога и все плохо. Почему? Потому что он не высыпается (минус 1-й уровень) и не чувствует себя обеспеченным на завтра (минус 2-й уровень). О каком развитии может идти речь?
Когда не получается таким образом заработать, найдите работу, пусть нелюбимую, но которая даст возможность несколько месяцев не думать: “Что же мне поесть завтра?”
Почему сейчас многие рекламы на билбордах, картинки в телевизоре пестрят полуобнаженными женщинами и медленным перетеканием, поеданием или жеванием продуктов питания? Да все просто. Маркетологи успешно пользуются пирамидой Маслоу, побуждая ваш интерес к товару через базовые физиологические потребности!
Методы самоорганизации
Итак, рассмотрим основные методы самоорганизации, которые можно использовать, для того чтобы научиться управлять собой.
Метод 1. Тайм-менеджмент. Первое, чем нужно заняться, чтобы повысить свой уровень самоорганизации — это планированием своего времени, то есть, тайм-менеджментом. Но не просто планированием, а и следованием намеченным планам. Управлять собой и своим временем нужно тоже грамотно. Изучите основные принципы тайм-менеджмента и подумайте, как их эффективнее применить конкретно в вашей ситуации. Управление временем — на самом деле очень обширное понятие, целая наука, поэтому требует серьезного изучения.
Метод 2. Выработка привычек. Чтобы научиться без особых проблем совершать необходимые регулярные действия, нужно всего-навсего превратить их в привычку. А сделать это можно, воспользовавшись простым правилом 21 дня — именно такое количество дней нужно, чтобы любое, даже самое ненавистное, действие стало привычкой. Приобретая таким образом нужные, полезные привычки, вы существенно повысите свой уровень самоорганизации.
Метод 3. Самомотивация. Еще один неплохой метод самоорганизации — самомотивация. Эти слова созвучны, но их значения отличаются. Самомотивация — это определение для себя каких-то мотивов, наличие которых усилит интерес к выполнению нужных действий или достижению целей. Здесь тоже следует изучить основные способы самомотивации, решить, какие мотивы из возможных имеют наибольшее значение конкретно для вас, и использовать их.
Метод 4. Круг общения. Успех в самоорганизации во многом зависит от круга общения, в котором находится человек. К примеру, если все коллеги в одной офисной комнате привыкли «валять дурака», то даже самый отъявленный трудоголик, попав в этот коллектив, тоже существенно снизит свою производительность труда. Поэтому стоит формировать свой круг общения из людей с высоким уровнем самоорганизации, у которых, по вашему мнению, есть, чему поучиться в этом плане. И, наоборот, исключить общение с теми людьми, которые не умеют управлять собой, не стремятся к этому, а то еще и вас отговаривают, мол, кому все это нужно.
Метод 5. Обучение других. И последний интересный метод самоорганизации, который я хочу рассмотреть — это обучение ей же кого-то еще. Дело в том, что когда человек учит других, он подсознательно сам совершенствует свои знания и умения, он должен быть грамотнее и профессиональнее обучаемых. А чтобы кого-то учить, совершенно не обязательно устраиваться на работу преподавателем. Например, родители могут учить своих детей, ведь для них самоорганизация тоже никогда не будет лишней. Старшие братья и сестры — младших. Наконец, можно по взаимному согласию заняться обучением своего друга или подруги. И во всех этих случаях вы должны будете, прежде всего, показывать личный пример, что будет иметь большую пользу для вас самих.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть: самоорганизация очень нужна и важна — хорошо запомните это. Не было бы самоорганизации — не было бы, например, и сайта Финансовый гений, и много чего еще, что создается самыми разными людьми. Те, кто способны управлять собой, однозначно достигнут в жизни больших успехов и смогут сотворить великие дела. А те, кто даже не задумываются об этом — будут жить «как все». Смотрите сами, что для вас интереснее…
Теперь вы имеете какое-то представление о том, что такое самоорганизация, как управлять собой, какие методы самоорганизации можно для этого использовать. Изучайте эту тему глубже, применяйте на практике, и наверняка уже скоро вы увидите первые положительные изменения.
На этом все, желаю вам успехов в достижении поставленных целей! До новых встреч на страницах сайта!
Как применить пирамиду на себе?
Умелое использование пирамиды, например, в менеджменте или коллективе, поможет вам решить проблемы или вовсе не допустить их. Используя некоторые приемы подчеркивания достоинств человека, его талантов и важности в коллективе, вы сможете правильно мотивировать персонал на достижение успеха.
С теми же детьми можно намного эффективнее взаимодействовать, если учитывать их потребности и желания.
Для того чтобы подняться вверх по пирамиде, можно перечитать много книг и статей о мотивации, но лучше один раз пройти онлайн-курс или тренинг. Поверить в себя и достигнуть того, чего именно вы желаете в этой жизни, поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”
Для меня такой человек – Павел Воля.
Его онлайн-курс “Улучшайзер экспресс” научит 3 главным вещам: инициативе, действию и эффективности.
Обучение состоит из 23 фишек. Именно они помогли Воле превратиться из простого нищего Пензенского парня в самого высокооплачиваемого ведущего канала ТНТ и моего любимого стендап-комика. По данным журнала Forbes, Павел ежегодно зарабатывает 2,5 мл $.
Курс подходит и мужчинам, и женщинам начиная с 16 лет.
Как будет проходить обучение:
- Вы получаете теорию и практическое задание.
- Выполняете.
- Если сделали верно, переходите к следующему.
Если не халтурить и с ответственностью выполнять все уроки, то вас ждут приятные изменения: и на работе, и в личной жизни, и с родственниками, и с друзьями. Это приведет к большим деньгам, связям и успеху.
Стоимость – 15 000 руб. с доступом навсегда, но также есть возможность пройти курс за 3 000 руб.
Если в течение 2 недель вы решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.
После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Вы обговорите с ней условия оплаты.
Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.
Деньги и выбор профессии
В юношеском возрасте (16-18 лет) молодые люди задумываются о своем будущем, о выборе профессии, о том, как бы они хотели прожить свою жизнь, основываясь на опыте детства и опыте своих родителей. В этом возрасте также оформляются мировоззренческие позиции. И не последнюю роль в этих процессах играют деньги.
На основании того, каков был детский опыт, связанный с деньгами, принимаются очень важные решения, касающиеся будущего. Например, те, у кого в семье был недостаток денег, принимают решение выбрать такую профессию или работу, которая приносила бы большой финансовый доход. При этом может игнорироваться такой фактор, как содержательная привлекательность будущей работы. То есть профессия или работа выбираются не по душе, не в соответствии с тем, что молодому человеку нравится, а по принципу «как можно больше зарабатывать». Понятно, что есть и такие, кто несмотря на финансовые трудности в своей семье выбирают профессию по интересам, увлечениям и способностям. При этом те, кто воспитывался в обеспеченных семьях, не всегда выбирают себе профессию согласно своим интересам.
Большое влияние могут иметь родители, которые решают за ребенка, где ему учиться, так как деньги-то у них. На этом этапе деньги выступают своеобразным «вершителем дальнейшей судьбы». И в зависимости от того, какое будет принято решение, такова будет и дальнейшая судьба молодого человека. Юноши и девушки еще больше понимают и чувствуют силу денег. Кто-то ей поддается, а кто-то имеет ее в виду, но следует своим личным предпочтениям и уже сложившимся ценностям.
Критика
Многие психологи все-таки подвергают критике теорию о пирамиде потребностей. Они обосновывают это тем, что экономическая обстановка во времена создания теории оставляла желать лучшего, поэтому мнение о неудовлетворенности базовых потребностей было актуальным. Сейчас же человек пресыщен разными услугами, и у него нет необходимости страдать от нехватки чего-то, выживать уже не приходится.
Современные исследователи подтверждают, что сейчас у человека не такая последовательность потребностей, как в пирамиде. Совсем не обязательно получать сначала любовь, а потом ценность, и потом развитие. Сейчас мотивация немного преобразилась, есть другие мотиваторы, помогающие достигать успеха и изменяться. Подробнее об этом читайте в статье.
Когда приходит духовность
После 30 лет многие осознают тот факт, что все желания невозможно удовлетворить, всех денег не заработать. Люди начинают склоняться к оседлой жизни, ищут комфорта, уюта, безопасности. Подводится определенный итог предыдущего этапа жизни, пересматривается место денег в системе ценностей. При здоровом развитии ситуации значимость денег снижается и на первый план выходят такие ценности, как семья, дети, увлечения, хобби. В случае нездоровой тенденции деньги остаются сверхценностью или же задвигаются далеко на задний план. Этот период продолжается приблизительно до 35-37 лет.
В этом возрасте наступает так называемый сущностной кризис. На первый план выходят потребности души. У многих появляется смутная тоска по чему-то возвышенному, возникает потребность в высших ценностях и смыслах. То есть, согласно Маслоу, базовые и социальные потребности в той или иной мере уже реализованы, приходит черед душевных и духовных потребностей, происходит «включение» четвертой чакры — Анахаты. Если так и случается, то деньги становятся хорошей поддержкой в духовном развитии личности.
Определенная часть людей начинает участвовать в различных тренингах и практиках, выделяет на это статью расходов, что в итоге становится вложением в раскрытие своего человеческого потенциала. Большая же часть людей продолжает «гонку за счастьем и свободой», предполагая, что эти состояния напрямую связаны с деньгами. Некоторые из тех, кто так и не добился финансового и социального успеха, обесценивают значимость денег в своей жизни и тоже включаются в «духовную» жизнь. Но такая духовность становится бегством от самих себя, компенсацией неудач предыдущего этапа жизни.
Преимущества и недостатки
Как я уже писала, многие признали тот факт, что Маслоу видел в своей теории только идеальных людей, которые стремятся к самоактуализации, которым свойственна именно иерархия удовлетворения потребностей.
Но австралийцем Джоном Бартоном была выдвинута идея о том, что для человека важны все потребности, независимо от того, в какой последовательности они находятся. И, кстати, абсолютно не для всех важно достигать самоактуализации. Это кратко о минусах.
Достоинством этой классификации потребностей является то, что Маслоу был первым, кто взялся говорить о ценностях человека, описал и сделал характеристику потребностей, мотивации личности.
Цели самореализации
Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.
Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.
В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.
Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:
потребность в признании в коллективе;
в развитии интеллекта;
стремление обзавестись семьей;
стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
стремление постоянно совершенствовать себя;
стремление к социальному статусу.
Удовлетворение потребности самореализации в профессии
Личностное самовыражение сегодня играет важную роль. К человеку предъявляются высокие требования по двум причинам:
- Конкуренция на рынке труда.
- Сложные жизненные обстоятельства.
Утоление потребности в самореализации выражается внешне и внутренне. Внешнее проявление предполагает достижения, например, получение повышения, прибавки к заработной плате, уважение коллег. Внутренняя самореализация – это развитие полезных качеств, получение знаний и повышение мастерства.
Для этого вида самореализации характерны непрерывность, творческий подход, постановка и достижение целей. Сюда можно добавить раскрытие личностного потенциала, признание со стороны людей, занимающихся похожим видом деятельности и другими делами.
На самореализацию в профессии сильно влияют личностные черты, например, гибкость мышления и поведения, способность к организации, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Итог
Определенным итогом становится возраст 50 лет. Те люди, у кого потребности души так и не стали доминирующими, останавливаются в своем развитии, многие начинают болеть, в их душевной жизни возникает застой, еще больше усиливается эгоцентрическая позиция, жизнь идет на спад, несмотря ни на какие деньги. Уход из жизни после 50 многих богатых и известных личностей является тому подтверждением.
Как пережить возрастной кризис без потерь
Те же, у кого потребности души возобладали, продолжают свое развитие, многие увлекаются тем или иным видом творчества, открывая таким образом пятую чакру — Вишудху. И деньги на этом этапе продолжают оставаться хорошим подспорьем и окончательно превращаются в средство для дальнейшего развития. Это движение продолжается до конца жизни
И уже не важно, успевает ли человек полностью раскрыть свой потенциал, успевает ли открыть высшие чакры (шестую и седьмую) — жизнь его прожита не зря, он реализовал большинство потребностей своей души
Основные факторы развития личностной самореализации
Основными факторами считают:
- Внутренние. Восприятие окружающего мира, личные интересы, предпочтения, отношение к правилам, законам.
- Внешние. Отношение с родителями и педагогическое воспитание.
- Общественные. Среда обитания человека, социум, законы и нравы государства, где родился и живет человек.
- Наследственные. Генетика важна для самореализации. Дети получают на биологическом уровне черты своих родителей, перенимают таланты. Уникальные способности можно развивать.
Для каждого индивидуума осуществление становления личности проходит по особой программе. Это подтверждает уникальность каждого из нас.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Способы самореализации для женщины могут иметь отличия от методов, которые выбирают мужчины. Имеет значение возраст, страна обитания, генетика. Но на основании характеристик факторов можно оценить уровень самореализации человека, стремление к этому.
Читайте в нашей статье секреты уверенности в себе →