Архетип и символ Юнг читать, Архетип и символ Юнг читать бесплатно, Архетип и символ Юнг читать онлайн


Общие представления об аналитической психологии и ее направлениях

Одним из направлений неофрейдизма, получившим свое развитие благодаря исследованиям швейцарского психиатра Юнга, является аналитическая психология, чьей основной целью изучения является усовершенствовании личности в процессе формирования ее целостности, при котором происходит гармонизация и сотрудничество сознания и бессознательного человека.
Эта цель находится в области изучения иррациональной стороны жизни человека и непосредственно связана с определенными символами, так как именно благодаря их существованию и воздействию на личность человека возможен процесс объединения сознательных и бессознательных содержаний.

Структура личности согласно теории Карла Юнга

В своей теории Карл Юнг выделил три компонента, составляющие единое целое личности человека:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • сознание или Эго;
  • индивидуальное бессознательное;
  • коллективное бессознательное.

Рассмотрим их более подробно.

Эго представляет собой сознание человека и все то, что человек имеет в виду говоря о себе самом: «Я». Основными элементами Эго являются ощущения, воспоминания, мысли и перцепции. Основной функцией Эго является процесс само отождествления человеком себя как личности и отделение себя от других людей и общества в целом. Фактически можно говорить о том, что Эго является центром личности, вокруг которого формируются все необходимые структуры и компоненты, являющиеся источника гармоничного развития личности человека.

Индивидуальное бессознательное является областью бессознательного и состоит из элементов, которые ранее находились на уровне сознания человека, но с течением времени были забыты или подверглись вытеснению в связи с их социальной неприменимостью или желанием человека забыть и подавить в себе травмирующие явления и поведенческие реакции. Личное бессознательной имеет в своей структуре следующие составные части: воспоминания (как детского возраста, так и сознательной жизни человека), ощущения, страхи, импульсы и желания, восприятие окружающего мира и реальной действительности, через призму имеющегося у человека опыта и сформированных паттернов поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Архетип и символ 460 ₽ Реферат Архетип и символ 230 ₽ Контрольная работа Архетип и символ 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы, включающие в себя эмоции, воспоминания, желания. Они находят свое проявление в сознании человека в виде возникающих у него доминирующих идей и образов, которые в свою очередь формируют его отношение к событиям окружающей его действительности и оказывают определённое влияние на поведение человека и его образ мышления.

Такой тематический комплекс представляет собой ни что иное, как эмоционально заряженную группу мыслей, чувств и воспоминаний человека, которые могут проявляться в совершенно неожиданных ситуациях и которые способствуют формированию у человека определенных защитных механизмов психики. Одним из примеров подобного тематического комплекса может выступать отцовский или материнский комплексы, включающие в себя эмоции и впечатления, мысли и чувства, связанные с детским возрастом и взаимоотношениями, сформированными в данные период жизни человека. В психологии давно доказан факт непосредственной взаимосвязи между особенностями прожитого периода детства и проявлениями жизнедеятельности человека во взрослой жизни, начиная от имеющихся у него привычек поведения и заканчивая страхами и тревожными расстройствами, которые возникают в связи с вытесненными тревожными и травмирующими воспоминаниями детства.

Коллективное бессознательное является наиболее глубоким уровнем сознания и бессознательного психики человека и содержит в себе опыт прошлых поколений, который был накоплен на протяжении жизнедеятельности человечества в целом.

Данный уровень включает в себя универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Тот опыт, который находится в коллективном бессознательном личности является полностью бессознательным, сформированным в процессе эволюции человечества. Оно представлено в виде скрытых воспоминаний и опыта, передающегося на генном уровне. Прямым подтверждением существования коллективного бессознательного Карл Юнг считал повторяющиеся в культуре различных народов символы и образы.

Содержанием коллективного бессознательного являются так называемые архетипы. Рассмотрим их более подробно.

Символы — как формы выражения бессознательного

По словам Юнга, бессознательное выражается, прежде всего, через символы. Хотя не существует специфического символа или изображения, полностью представляющего архетип (который является формой без специфического содержания), чем больше символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем сильнее и эмоционально заряженная реакция, которую он вызывает.

Символ имеет очень сложное значение, потому что он не подчиняется разуму; он всегда принимает много значений, и эта многозначность не может быть сведена к одной логической системе. Символ указывает на будущее. Прошлое недостаточно для его интерпретации, так как в каждой настоящей ситуации прорываются микробы будущего. Это объясняет, почему самопроизвольно применяемая символика содержит в себе будущее.

Юнг изучал два типа символов: индивидуальные и коллективные. Под индивидуальными символами Юнг подразумевает «естественные» символы, которые спонтанно создаются человеческой психикой, в отличие от картин или рисунков, которые намеренно создаются художником. В дополнение к личным символам, встречающимся в мечтах и фантазиях человека, существуют важные коллективные символы, которые часто являются религиозными образами, такие как крест, шестиконечная Звезда Давида и буддийское колесо жизни. Символические выражения и изображения представляют собой понятия, которые мы не можем полностью определить или понять. Символы всегда имеют дополнительные значения, которые неясны или скрыты от нас. По словам Юнга, за символом стоит что-то другое, но символ, например, дерево, это нечто само по себе — динамичное, живое существо. Символ может представлять психическую ситуацию человека, а также ситуацию в конкретный момент времени. Активное воображение

Юнг рассматривал использование активного воображения как способ развития самопонимания через работу с символами. Он призвал своих пациентов рисовать, лепить или работать с другими формами искусства, видя в этом способ проникнуть в их внутреннее существо. Активное воображение — это не пустая фантазия, а попытка привести бессознательное к диалогу с самим собой через символы.

Активное воображение относится к любой сознательной цели создания материала, который тесно связан с бессознательными процессами, чтобы ослабить обычный контроль над нашим «я», не позволяя при этом бессознательному полностью доминировать. Процесс активного воображения у каждого человека свой. Некоторые люди наиболее продуктивно используют рисунок или живопись, в то время как другие предпочитают сознательно создавать изображения, фантазию или какую-либо иную форму выражения. Исследуя свое собственное подсознание, Юнг использовал различные способы. Он спроектировал уединенный дом в Боллингене, который соответствовал его собственным внутренним потребностям, и добавил различные пристройки к дому по мере того, как он развивался. Юнг расписывал фрески в Боллингене, переписывал рукописи на латинском и верхнем немецком языках, иллюстрировал собственные рукописи и вырезал их на камне.

Общее понятие об архетипах

По мнению Карла Юнга, коллективное бессознательное находит свое проявление в архетипах, являющихся общими для всего человечества.

Замечание 1

Архетипы представляют собой врожденные тенденции, находящиеся внутри коллективного бессознательного и являющиеся внутренними детерминантами психической жизни человека.

Именно благодаря архетипам осуществляется процесс направления действий человека в определенное русло, схожее с тем, какие поведенческие стратегии существовали у предыдущих поколений человечества.

Архетипы находят свое проявление в сознании человека в виде эмоций и связаны с такими моментами жизненного опыта человека, как рождение и смерть, основными стадиями жизненного пути, а также с реакциями на возникающую смертельную опасность.

Концепция психологических типов

Статья по теме

Лечение цветом: какие краски избавят от стресса, скуки и усталости Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует . Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Как это применяется сегодня?

Ведущий тип личности для практикующего психолога определить несложно, и это даёт массу информации о человеке, в частности о его способе восприятия и выдачи информации и адаптации к реальности.

Например, если у человека ведущая функция — мышление, ему будет трудно говорить о своих чувствах и ощущениях, он будет всё сводить к фактам и логике. У человека с ведущим экстравертным мышлением жизнь проходит под гнётом чувства справедливости. Чаще всего это военные, директора, учителя (математики, физики). Все они, как правило, тираны, поскольку у них сильно построены причинно-следственные связи, им сложно представить, что по какой-то причине их можно нарушать, они фокусируются всегда на объективных фактах окружающего мира, имеющих практическое значение.

А вот например, человек с ведущей интровертной интуицией будет сосредоточен на внутреннем мире и собственных представлениях о внешней реальности, он спокойно относится к окружающим его людям и предметам, предпочитая проживать свою жизнь внутри, нежели производить впечатление снаружи.

На основании типологии Юнга создана масса упрощённых подобий, самое известное из которых — соционика.


Внутри или снаружи. Кто вы: интроверт или экстраверт?

Подробнее

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]