Как сервис «Где мои дети» помогает родителям гиперактивных детей

Вы зашли в магазин и видите маму с ребёнком, который бегает между стеллажами и опрокидывает пакеты с продуктами. Что вы думаете в этот момент – это гиперактивный ребёнок или родители его плохо воспитывают?

  • Как разобраться, ребёнок плохо себя ведёт, потому что «отбился рук» или его все-таки нужно показать специалистам.
  • Врач написал «СДВГ» вашему ребёнку в карточке. Страшный ли это диагноз, нужно ли лечить или поискать хорошего репетитора?
  • Ребёнок неуправляемый, свекровь рассказывает, что отец ребёнка в детстве был тоже очень подвижный, но потом «перерос». Нужно ли ждать, когда «перерастёт», или лучше отвести его на занятия к психологу, как советует подруга.
  • Ребёнок плохо себя ведёт, все теряет и забывает, наказания не действуют. Что делать?

Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы.

На эти и другие вопросы вы найдёте ответ в этой статье.

Содержание

  • СДВ и гиперактивность: что это такое Виды гиперактивности
  • Масштабы проблемы
  • Причины появления СДВГ
      Биологические факторы
  • Генетические факторы
  • Психосоциальные факторы
  • Экологические факторы
  • Диагностика СДВГ
  • Симптоматика
      Гиперактивность
  • Дефицит внимания
  • Импульсивность
  • Как отличить гиперактивность от активности: признаки
      СДВГ или нет?
  • Гиперактивный ребенок: что делать
  • Советы родителям гиперактивных детей
  • Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности
  • Рекомендация психолога
  • СДВГ: что это такое

    СДВГ расшифровывается как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности». Он характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с вниманием и усидчивостью. Больше половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью ( по данным медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им.Сербского).

    СДВГ – это не просто диагноз, а целая группа нарушений, которые объединены на основании наличия признаков, не соответствующих возрасту. Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий – всё это СДВГ.

    Дети с такими нарушениями плохо адаптируются в социуме:

    • «плохое» поведение в садике;
    • конфликты со сверстниками на детских площадках;
    • проблемы с успеваемостью в школе;
    • сложности с поведением на уроках (попробуй усиди на месте, сложа руки, целых 40 минут, когда за окном столько интересного, а в голове – туча мыслей, и все – не об учёбе);
    • нежелание и неумение самостоятельно выполнять домашнюю работу и т.п.

    Виды гиперактивности

    СДВГ не проявляется у всех одинаково. При диагностике выделяют несколько типов синдрома. У детей может наблюдаться одновременно излишняя подвижность и расстройство внимания, а может быть дефицит внимания без гиперактивного компонента. Или наоборот – ребёнок очень импульсивный, с трудным поведением, которое сам не может контролировать, но задачи на внимание ему удаётся выполнять хорошо. Также существуют и смешанные типы. В любом случае, для того чтобы точно диагностировать расстройство, необходимы исследования (МРТ, ЭЭГ и др.) и наблюдение врача.

    Расстройство или особенность личности?

    Сейчас набирает популярность концепция нейроразнообразия — подход, рассматривающий разные неврологические особенности как результат нормальных вариаций человеческого генома. В сфере интересов адептов нейроразнообразия — как сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация, так и некоторые генетически обусловленные психические заболевания, в том числе, аутизм, биполярное расстройство и синдром дефицита внимания. Некоторые ученые считают, что многие из особенностей поведения, по поводу которых выставляется диагноз СДВГ — естественные черты личности, не указывающие на наличие нездоровых отклонений. Но поскольку такие черты затрудняют функционирование человека в современном обществе, на них навешивается ярлык «расстройства».

    Психотерапевт Том Хартман разработал эффектную теорию «охотника и фермера», по которой люди с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за поведение, оптимальное для охотников. Со временем человечество перешло на земледелие, требующее большего терпения, и «охотничьи» качества — быстрая реакция, импульсивность, восприимчивость — стали считаться нежелательными. Согласно этой гипотезе, проблема заключается лишь в постановке задач, а способность людей с синдромом к «гиперфокусировке» — сильной концентрации на субъективно интересной им задаче в ущерб всем остальным — можно рассматривать и как эволюционное преимущество. Правда, Хартмана сложно считать объективным исследователем — СДВГ диагностирован у его сына.

    Но в любом случае, в этой теории есть здравое зерно: поскольку один из важнейших критериев психического здоровья — способность успешно справляться с повседневными задачами, можно сгладить многие проблемы, выбрав подходящую сферу деятельности. То есть, ту, где рутинные процессы и терпение играют меньшую роль и ценится «спринтерский» темперамент, способность к импровизации, любопытство и умение легко переключаться между разнообразными видами деятельности. Например, считается, что с СДВГ можно сделать неплохую карьеру в сфере продаж или развлечений, в искусстве и «адреналиновых» профессиях (скажем, пожарный, врач или военный). А еще можно стать предпринимателем.

    Масштабы проблемы

    Сколько таких детей в мире?

    По данным эпидемиологических исследований в разных странах, разброс частоты встречаемости данного расстройства от 1-3% до 24-28 %.

    По возрасту это примерно 5% среди детей до 18 лет, 6% – среди детей школьного возраста, 3% среди подростков.

    Согласно статистике, лидеры по количеству детей с СДВГ – США (4 – 20%) и Россия (7 – 16 %). Затем идут Китай (1 – 13%) и Италия (3 – 10%).

    *Данные из «Гиперкинетические расстройства» (СДВГ) Корень Е.В, Куприятнова Т. А – Федеральный Медицинский Исследовательский Центр психиатрии и наркологии им.В.П. Сербского Минздрава Росиии, Москва, 2015.

    Разброс в статистике связан с тем, что в разных странах – разные критерии и методы диагностики.

    Причины появления СДВГ

    Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

    3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

    Биологические факторы

    Это церебрально-органические факторы, т.е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:

    • гипоксия плода во время беременности и родов;
    • нарушения течения беременности и родов;
    • недоношенность и переношенность;
    • внутриутробная гипотрофия;
    • беременность до 20 лет и после 40;
    • употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.

    Генетические факторы

    Наследственность СДВГ подтверждается у 50 % людей с этим синдромом.

    Психосоциальные факторы

    • Низкое социальное положение семьи
    • Алкоголизм родителей
    • Тяжелые разногласия между родителями

    Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими)

    Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы.

    В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:

    • недостаток белков в рационе ;
    • избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
    • дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70 % гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).

    Причины возникновения гиперактивности

    Медицина точно не может определить причины, обуславливающие возникновение гиперактивности и нарушений во внимании у пациентов разных возрастных категорий. Факторами развития могут выступать различные ситуации, негативно воздействующие на больного, а также совокупность происходящих процессов. Все влияние негативно отражается на нервной системе человека.

    Выделяют определенные причины, стимулирующие формирование дефицита внимания у детей:

    1. Развитие ребенка внутри утробы, при котором происходят негативные изменения в формировании центральной нервной системы малыша, что приводит к кислородному голоданию или кровоизлиянию в мозг;
    2. Прием беременной женщиной лекарственных препаратов, в неконтролируемых дозировках;
    3. Негативное влияние пагубных привычек при беременности на развивающийся плод (алкогольное пристрастие, никотиновая и наркотическая зависимость);
    4. Угроза выкидыша или прекращение подачи крови через пуповину к плоду;
    5. Тяжелые роды, осложнения или, наоборот, стремительные роды, которые способны привести к травме головы малыша или развитию проблем с позвоночником;
    6. Конфликт по резус-фактору крови, что приводит к иммунологической несовместимости матери и развивающегося ребенка;
    7. В годовалом возрасте и раньше наличие заболеваний, которые провоцируют повышение температуры тела младенца до критических показателей (до 39-40 градусов);
    8. Воспаление легких или перетекание незначительной болезни в бронхиальную астму;
    9. Заболевания почек, характеризующиеся тяжелой степенью протекания;
    10. Ввод в организм маленького пациента, возрастом до 1-2-х лет, препаратов нейротоксического воздействия;
    11. Врожденный порок сердечной мышцы или выявление ее недостаточности;
    12. Генетическая предрасположенность.

    Наследственность, проявившаяся у ребенка, может просматриваться напрямую от родителей, и передаться от дальних родственников. Недоношенные младенцы имеют больше 80% склонности приобрести синдром дефицита внимания на первых порах своего существования, чем новорожденные, появившиеся на свет в положенный момент.

    Причиной появления заболевания в подростковом периоде служит знакомство с компьютером и другими гаджетами. При контакте с техникой у ребенка вырабатывается кортизол (гормон стресса), что приводит к невозможности мозга сосредоточиться.

    Проявление процесса нарушений в развитии ребенка не стоит путать с избалованностью. Диагноз СДВГ поддается лечению, а невоспитанность молодого человека невозможно искоренить.

    Диагностика СДВГ

    Кто может поставить диагноз СДВГ ребёнку?

    Только врач – психиатр или невролог.

    Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.

    Врач разбирается с симптомами, ставит диагноз, прописывает лечение и в зависимости от особенностей проявления трудностей рекомендует занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

    Диагностика патологии

    При выявлении любого синдрома следует обратиться к врачу. Медицина советует обратиться к любому из специалистов: психиатры, неврологи, социальные работники или психологи. Для начала можно получить консультацию у семейного врача или педиатра.

    Но социальные работники, терапевты и психологи часто не имеют права назначать лечение, они устанавливают диагноз и направляют для дальнейшей консультации к узкому специалисту, такому как невролог или психиатр.

    Для того чтобы назначить лечение СДВГ у детей, доктор проведет необходимое обследование. Последнее осуществляется в несколько этапов, соответственно определенному алгоритму.

    Первоначально врач попросит рассказать пациента о себе. Если терапию проходит несовершеннолетний пациент, то следует нарисовать его психологический портрет. В повествование требуется обязательно включить манеру поведения ребенка и среду жизнедеятельности.

    Вторым этапом для пациента станет прохождение определенного теста, выявляющего степень рассеянности малыша.

    Следующим этапом алгоритма определения диагноза является проведение требуемых лабораторных обследований. Такая проверка считается классической при установлении верного диагноза.

    Необходимо пройти томографию головного мозга и ультразвуковое исследование головы. Протекание болезни на полученных снимках отчетливо видно. В такой ситуации работа головного мозга подлежит изменениям.

    Кроме основных методов диагностики, можно прибегнуть к полному обследованию:

    1. Генетическое исследование обоих родителей на установление причин, послуживших толчком для развития проблемы;
    2. Осуществляется осмотр неврологического типа, на котором требуется проведение методики NESS;
    3. Проведение нейропсихологического тестирования для малышей, дошкольников и подростков школьного возраста.

    На основании полученных результатов анализов и обследований доктор устанавливает диагноз. В результате проводимого тестирования будет точно выявлено наличие гиперактивности и возбудимости у пациента или ее полное отсутствие. После подтверждения диагноза назначается результативное лечение.

    Симптоматика

    Гиперактивность

    Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.

    Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.

    Дефицит внимания

    Дефицит внимания – основной симптом при СДВГ. Обычно большинство проблем дома, в саду и в школе связано с ним.

    Само внимание имеет множество аспектов: фокусировку, поддержание внимания, переключение внимания и т.п. Для каждого возраста существуют определённые нормы удерживания внимания по времени. При СДВГ эти значения не соответствуют возрасту и обозначаются термином «Отвлекаемость».

    Отвлекаемость – расстройство внимания, при котором происходит быстрое переключение на новые объекты во внешней среде или на внутренние процессы: случайные ассоциации, мысли, воспоминания и т.п.

    Импульсивность

    Импульсивность – это недостаток контроля за своим поведением при определенных требованиях окружающей среды. Как выражается у детей с СДВГ:

    • при выполнении заданий им сложно дождаться окончания инструкций и они начинают всё делать раньше времени, неправильно оценивают сложность, не вникают в требования к заданию;
    • не могут предусмотреть последствия своих поступков, как результат – часто попадают в неприятные или опасные ситуации;
    • часто подвергают себя ненужному риску, чтобы поразить или привлечь внимание сверстников, например. Отсюда – повышенная травматичность (часто падают, ушибаются, ломают руки, ноги), нередки несчастные случаи.

    Часто импульсивных детей называют небрежными, беспечными, легкомысленными.

    Симптомы

    Проявляется синдром у взрослых очень заметно. Иногда со стороны может показаться, что человек просто устал, не выспался или столкнулся с жизненными трудностями. Но близким известно, что он такой всегда, а его необычное поведение и состояние связаны с болезнью. Симптоматику при СДВГ можно разделить на несколько составляющих, каждая из которых включает особые признаки.

    Концентрация

    Первым симптомом синдрома является нарушение концентрации, проявляющееся во всех повседневных делах, работе и общении. Вместе с ним зачастую происходит полная потеря интереса ко многим явлениям, которые ранее привлекали больного. Нарушения включают следующие проявления:

    • Резкое отключение мозга от разговора или выполнения работы;
    • Частое отвлечение от выполняемых действий;
    • Отсутствие возможности нормально сфокусироваться на одном явлении или действии;
    • Нехватка внимания по отношению к малозначимым деталям;
    • Редкое завершение задач на 100%;
    • Невнимательность в разговоре, неспособность пересказать диалог.

    В некоторых случаях этот симптом становится обратным. Тогда больной начнет испытывать сверхконцентрацию. Он будет погружаться в выполняемую работу так глубоко, что потеряет счет времени и перестанет обращать внимание на все происходящее вокруг.

    Организация

    Признаки дефицита внимания у взрослых приносят много проблем, в чем немаловажную роль играет неорганизованность. Она возникает практически у всех больных, оказывая негативное влияние на эффективность работы и успешность выполнения поставленных задач. Проявляться симптом может так:

    • Отсутствие времени на домашние дела;
    • Регулярное откладывание «на потом»;
    • Сложность начать или завершить дело;
    • Неспособность рассчитать время;
    • Забывчивость, потеря из головы даже важной информации;
    • Частый и вынужденный поиск мелких вещей (ключи, пульт и т.п.).

    Такие люди всегда о чем-то забывают, не могут найти вещи, которые 5 минут назад сами держали в руках, опаздывают на важные встречи и страдают от постоянной нехватки времени.

    Эмоции

    Зачастую СДВГ сопровождается неприятными эмоциями. Взрослые испытывают чувство злости или расстройство, что связано с постоянными переживаниями. Они могут проявляться в виде следующих симптомов:

    • Неспособность контролировать эмоции;
    • Частое переутомление;
    • Раздражительность, перепады настроения, вспыльчивость;
    • Пониженная самооценка, обидчивость;
    • Ожидание плохих результатов;
    • Постоянная нехватка мотивации для выполнения разных задач.

    Многие больные становятся закрытыми людьми, т.к. общение зачастую доставляет им эмоциональные трудности, а работа приводит к разочарованию. Они постоянно грустят, их мышление депрессивное, ожиданий положительных изменений нет.

    Гиперактивность

    Повышенная активность и энергичность становятся настоящей проблемой, т.к. человеку не удается сосредоточиться на одном деле, при этом он не способен сохранять спокойствие или сидеть на месте. Больной столкнется со следующими признаками синдрома:

    • Постоянная возбужденность, желание что-то делать;
    • Двигательное беспокойство, отсутствие усидчивости;
    • Тяга к рискованным поступкам и ярким впечатлениям;
    • Частая смена мыслей, стремление к многозадачности;
    • Быстрое наступление скуки при монотонной работе;
    • Сильная разговорчивость, надоедливость.

    Человек с СДВГ практически не способен сидеть на месте. Он старается постоянно двигаться, берется за много дел сразу, часто разговаривает, а мысли в его голове очень быстро сменяются одна другой.

    Импульсивность

    Под импульсивностью понимают неумение контролировать свои слова и действия. Она является частью симптоматики при СДВГ и может доставлять массу неудобств, а также портить отношения с окружающими людьми. Зачастую больные даже не замечают неправильности своего поведения. Симптомы следующие:

    • Неспособность контролировать себя;
    • Резкие высказывания мыслей;
    • Перебивание собеседника;
    • Спонтанность опасных действий.

    Некоторые больные ведут себя асоциально, из-за чего не принимаются другими людьми. Возможно развитие наркомании или алкоголизма, что связано с тягой к зависимостям и риску.

    Статистика показывает, что у женщин чаще проявляются проблемы с концентрацией и организацией, а у мужчин – гиперактивность с импульсивностью.

    Как отличить гиперактивность от активности: признаки

    Признаки, по которым родитель может предположить данное расстройство у своего ребёнка:

    1. Ребёнок более подвижен, чем сверстники – не сидит на месте, «бегает по потолку».
    2. Общая расторможенность (излишние движения, все время раскачивается на стуле, вертится, болтает ногами) или речевая (болтает без умолку).
    3. Ребёнок часто рассеян, забывает и теряет вещи, забывает инструкции, отвлекается при выполнении заданий.
    4. Не слушает обращённую к нему речь.
    5. При выполнении заданий, требующих усидчивости, ребёнок быстро устаёт. Чтобы выполнить задание хорошо (для школьников) требуется внешний контроль: часто необходимо в буквальном смысле сидеть рядом и контролировать выполнение.
    6. Не может доводить дела до конца, чаще всего бросает всё на полпути, быстро передумывает и теряет интерес к деятельности.
    7. Повышенная эмоциональность – ребёнок не может удерживать эмоции внутри, выплёскивает их на окружающих.
    8. Часто отвечает, не подумав, перебивает других людей.
    9. Ему сложно дожидаться своей очереди.
    10. Не сдержан в поведении, может подраться, часто ссорится со сверстниками.
    11. Может наблюдаться нарушение координации, часто получает травмы.
    12. Существуют проблемы в поведении: не слушается, не выполняет правила, с ним сложно договориться (для детей старше 4 лет).

    СДВГ или нет?

    Инструкция для родителей, которые предполагают, что у ребёнка СДВГ.

    Тревожиться стоит, если:

    • перечисленные выше симптомы наблюдаются у ребёнка больше 6 месяцев и мешают адаптации ребёнка в социуме (в норме у здоровых детей тоже могут быть реактивные состояния, похожие на гиперактивность. Они могут быть вызваны болезнью или психологическими потрясениями. Но если это кратковременные проявления, это не СДВГ);
    • симптомы проявляются везде: дома, в саду, на кружке – ребёнок везде так себя ведет;
    • трудности в поведении проявляются не менее, чем в двух сферах деятельности ребёнка. Напимер, ему сложно выполнять графические задания в детском саду, и на занятии гимнастикой вы замечаете, что у него не получается выполнять инструкции и нарушена координация.ё
    • трудности действительно нарушают обучение и общение ребёнка, несмотря на нормальный уровень его интеллекта.;
    • трудности в поведении появились и развились в возрасте до 7 лет;
    • исключены другие заболевания нервной системы и нарушения развития. Очень часто с СДВГ путают эмоциональные трудности, следствие перенесённых психологических травм, расстройства аутистического спектра (РАС) (хотя РАС могут сочетаться с СДВГ), тревожными расстройствами, эндокринными заболеваниями, некоторыми формами эпилепсии и шизофрении. Поэтому совершенно необходимо при подозрениях на СДВГ проводить тщательную диагностику специалистом.

    Существует мнение (особенно у старшего поколения), что ребёнок свою расторможенность «перерастет». На самом деле по мере взросления ребёнка уходит только гиперактивный компонент. Например, у подростков гиперактивность и двигательная расторможенность становятся меньше, но они заменяются суетливостью и состоянием внутреннего беспокойства. Для них так же характерны безответственность, трудности в самоорганизации и планировании деятельности, конфликтность во взаимоотношениях и рискованное поведение.

    Все и сразу. Что такое синдром дефицита внимания

    В России синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) существует как официальный диагноз только для детей. В США до 1970-х годов считалось, что с возрастом синдром дефицита внимания проходит сам собой, — но, по последним данным, примерно у 50% детей, страдающих от расстройства, симптомы заболевания продолжают проявляться и годы спустя (в итоге «взрослый» СДВГ признали 18 европейских стран).

    Каковы признаки СДВГ? В этом расстройстве выделяют три типа.

    • Больше дефицита внимания. Человек с таким типом расстройства напоминает героя Маршака с улицы Бассейной: он рассеян и забывчив, ему сложно долго удерживать внимание на чем-либо, и он не слушает, что ему говорят. Такие люди довольно часто кажутся глупее, чем они есть — даже при высоком IQ им сложно как самоорганизоваться, так и следовать инструкциям. Они быстро устают от умственного труда, прокрастинируют и допускают глупые ошибки, потому что не могут сфокусироваться на деталях.
    • Больше гиперактивности. Это «человек-мотор»: ему физически трудно сохранять неподвижность и вести себя спокойно. Такие люди постоянно раскачиваются на стуле, болтают ногами и каждые минут 20 выбегают покурить, они отвлекают не только себя, но и окружающих. Переизбыток энергии также может вызывать раздражительность или мешать расслабиться.
    • Все сразу — есть симптомы из обеих категорий. В любом из вариантов проявления СДВГ касаются разных сфер деятельности и серьезно мешают жить — человек испытывает проблемы с концентрацией и в быту, и на работе, и, допустим, в очереди за билетами на концерт. Если вы часто расфокусированы, но это не мешает вам справляться с повседневными задачами (тут не имеются в виду задачи типа «прочитать всего «Улисса»», речь, скорее, о том, чтобы не забывать о важных деловых встречах, не терять каждый месяц в метро личные документы или быть способным подготовиться к сессии), стоит вспомнить поговорку психиатров: «Нет жалоб — нет диагноза». По разным оценкам, от расстройства страдают 7–10% детей и 4–6% взрослых в мире.

    Удобный диагноз

    CДВГ остается одним из самых странных и противоречивых психиатрических диагнозов — статья в Википедии об истории дискуссий вокруг расстройства читается как остросюжетный роман. Скорее всего, полемика была бы гораздо менее острой, если бы не специфика лечения: природа распорядилась так, что от синдрома дефицита внимания лучше всего помогают стимуляторы, такие как риталин и аддералл (производное от амфетамина). Помимо основных лечебных эффектов эти вещества дают такие интересные «побочки», как бодрость, повышенное настроение, избыток энергии и бешеная работоспособность. Все это не прошло мимо внимания обычного населения — веществами заинтересовались как матери семейств (серия про прием стимуляторов не по назначению есть даже в «Отчаянных домохозяйках»), так и студенты вузов «Лиги плюща», испытывающие огромные учебные нагрузки. В результате СДВГ оказался очень удобным диагнозом для ряда смелых граждан, решивших повысить личную эффективность с помощью химии, и вокруг диагноза до сих пор сохранился флер «ширмы для драгдилеров».

    Тем не менее, по мнению многих уважаемых врачей, синдром дефицита внимания реально существует — его в том числе признает Всемирная организация здравоохранения. Кроме того, у него есть вполне заметные нейробиологические проявления — у людей с СДВГ более тонкая кора головного мозга, точнее тех ее отделов, которые отвечают за внимание и когнитивный контроль. Так что за неимением лучшего варианта диагнозом продолжают пользоваться.

    Эволюционное преимущество

    Второе направление споров вокруг СДВГ — считать ли его вообще расстройством, а не нормальной вариацией работы мозга? Американский психотерапевт и предприниматель Том Хартман создал теорию «охотника и фермера», по которой пациенты с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за полезное для охотников поведение — быструю реакцию, импульсивность, восприимчивость, умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой и особенно способность к гиперфокусировке (погружение в решение одной задачи в ущерб всем остальным).

    В общем, эти люди просто слегка ошиблись эпохой: они вполне могли бы быть чемпионами племени по выслеживанию добычи в лесу, но вместо этого вынуждены перебирать бумажки в офисе. Усидчивость, спокойствие и организованность теперь ценятся гораздо больше, чем спонтанность и умение быстро переключать внимание с одного на другое — хотя это во многом зависит от профессии.

    Похожей позиции придерживается психиатр Дейл Арчер: СДВГ не надо лечить — стоит лишь слегка корректировать и использовать свои природные качества по назначению. «Из таких людей получаются отличные исследователи, бизнесмены, спортсмены и специалисты творческих профессий», — писал профессор в одной из своих книг. Подобные теории подкрепляются периодическими камингаутами со стороны успешных предпринимателей — в их числе, например, мультимиллиардер Ричард Брэнсон, создатель компании IKEA Ингвар Кампрад и основатель трех авиакомпаний (Morris Air, JetBlue Airways and Azul Brazilian Airlines) Дэвид Нилман. Ученые считают, что генетический фактор действительно играет большую роль в возникновении заболевания: как пишет Арчер, исследования близнецов показывают, что более чем в 70% случаев синдром, обнаруженный у одного, окажется и у другого. А если ребенку поставили такой диагноз, вероятность того, что синдром дефицита внимания есть у одного из родителей, составляет 15–40%.

    Как взрослому жить с СДВГ в России

    Как я уже говорила, человеку, вышедшему из пубертата, в нашей стране такого диагноза не ставят. Те, кто подозревает у себя это заболевание, чисто для себя могут пройти маленький тест, разработанный психиатрами при содействии Всемирной организации здравоохранения. В нем всего шесть вопросов:

    1. Как часто после выполнения наиболее сложной части задания у вас возникают проблемы с доработкой деталей?
    2. Как часто вам бывает сложно разложить все по полочкам, когда вам дают задание, требующее организованности?
    3. Как часто вы забываете о назначенных встречах или взятых на себя обязательствах?
    4. Когда вам дают задание, требующее большого умственного напряжения, как часто вы стараетесь отсрочить его выполнение или вовсе уклониться от этого поручения?
    5. Как часто вы ерзаете или двигаете руками или ногами, когда вам приходится сидеть на месте продолжительное время?
    6. Как часто вы чувствуете себя слишком активным и непоседливым, как будто у вас внутри мотор?

    На каждый вопрос предлагается выбрать один из пяти вариантов ответов: 1) очень редко; 2) редко; 3)иногда; 4) часто; 5) очень часто. За каждый ответ от «иногда» до «очень часто» в первых трех вопросах и за «часто» или «очень часто» в остальных ставьте себе по одному баллу. Если вы набрали четыре и больше баллов, похоже на то, что у вас и правда синдром дефицита внимания. Впрочем, этот тест не заменяет обследования у психиатра.

    Риталин и аддералл в России запрещены, поэтому вариантов медикаментозного лечения в любом случае оставалось бы не так много: в основном используется препарат под названием «Страттера», который психостимулятором не является, и ноотропы (забавная симметрия — любимый многими в России фенотропил в Америке считается таким же незаконным, как у нас риталин). Но, к счастью, во многих случаях можно добиться улучшения и без медикаментов — как и с другими расстройствами, вроде депрессии и БАР, тут эффективна когнитивно-поведенческая терапия. Кому-то помогает самолечение кофеином — что теоретически логично, поскольку он действует примерно похожим образом, что и стимуляторы, только мягче. Правда, клинически его эффект так и не доказан — ученые получают противоречивые результаты. Зато доказан хороший эффект от регулярной физической нагрузки — она повышает способности к концентрации и планированию.

    Наконец, существует множество методик самоорганизации и повышения эффективности. Можно воспользоваться готовым алгоритмом вроде Getting Things Done Дэвида Аллена или настроить свою систему напоминалок, органайзеров и календарей. И попробовать использовать позитивные стороны своей нейробиологической особенности — любопытство, многозадачность и способность быстро обрабатывать информацию.

    Дарья Варламова: Drama Queen. Что такое истерическое расстройство личности

    Люди с истерическим расстройством все время живут как на сцене и огромное внимание уделяют внешним эффектам

    Дарья Варламова: Отголосок боли. Что такое посттравматическое стрессовое расстройство

    Как жить с ощущением, что мир небезопасен

    Гиперактивный ребёнок: что делать?

    Не паниковать

    При правильно организованной реабилитации и коррекции трудностей состояние ребёнка значительно улучшается.

    Лечиться

    Поскольку нет единой причины, вызывающей СДВГ, то и подход к преодолению трудностей должен быть многофакторным. Единственного эффективного метода лечения для преодоления СДВГ до сих пор нет (по крайней мере, в нашей стране), но при комплексном подходе к проблеме с ней вполне можно справиться.

    Задача медикаментозной терапии – облегчить симптомы СДВГ в том случае, когда не получается справиться с поведенческими или когнитивными нарушениями при помощи поведенческой терапии, коррекционных занятий психолога или психотерапии.

    В большинстве случаев целесообразно начинать с психологической консультации семьи ребёнка и психологической коррекции и желательно это всё сразу сочетать с лечением. Нужно понимать, что таблетки иногда бывают необходимы, но уповать только на них не стоит. Обязательно нужно посещать специалистов, занятых работой с такими детьми.

    Заниматься с психологом, дефектологом

    В зависимости от возраста и сложностей ребёнка психолог и дефектолог выстраивают программу профилактики или коррекции нарушений. Вся эта работа направлена на то, чтобы уменьшить нарушения, повысить обучаемость и улучшить общение ребёнка.

    Пройти курс нейропсихологической коррекции

    Это специальный комплекс психологических методик, которые способствуют переструктурированию функций мозга и созданию компенсаций у ребёнка, чтобы он мог лучше регулировать своё поведение и эффективнее обучаться.

    Комплекс нейрокоррекции включает в себя растяжки, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные движения, упражнения для развития моторики, релаксации и др.

    Минимальное количество занятий на курс – 16. Плюс обязательно необходимо между визитами к нейропсихологу выполнять упражнения дома.

    Включение родителей и ближайшего окружения ребёнка в реабилитацию, разъяснение им особенностей воспитания гиперактивного ребёнка и общения с ним

    Родителям детей с СДВГ важно научиться не взаимодействовать с ребёнком по типу гиперопеки и вседозволенности и при этом избегать завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить.

    Как лечиться

    Медикаменты.Для лечения СДВГ все еще используются психостимуляторы, содержащие амфетамин (адерол или декседрин) или метилфенидат (риталин). Назначают и препараты других групп, например, ингибиторы обратного захвата норадреналина (атомоксетин), гипотензики (клонидин и гуанфацин) и трициклические антидепрессанты. Выбор зависит от конкретных проявлений СДВГ, дополнительных рисков (склонность к наркотической зависимости или сопутствующие психические расстройства) и желания избежать тех или иных побочных эффектов (примерный список «побочек» от разных препаратов можно посмотреть здесь)

    Поскольку в России психостимуляторы прочно осели в списке опасных наркотических веществ, недоступных даже по рецепту, отечественные психиатры используют атомоксетин, гуанфацин или трициклики.

    Психотерапия.Cчитается, что при СДВГ помогает когнитивно-поведенческая терапия, которая, в отличие от многих других психотерапевтических школ, ставит акцент на работе с сознанием, а не подсознанием. Долгое время этот метод успешно использовался в борьбе с депрессией и тревожным расстройством — а сейчас появились специальные программы для лечения синдрома дефицита внимания. Суть такой терапии в том, чтобы развивать осознанность и не позволять иррациональным паттернам поведения захватить власть над жизнью человека. Занятия помогают контролировать импульсы и эмоции, бороться со стрессом, планировать и систематизировать свои действия и доводить дела до конца.

    Питание и биодобавки. Можно попробовать скорректировать свой рацион в соответствии с советами зарубежной медицины. Самые распространенные рекомендации — принимать рыбий жир и избегать резких скачков уровня глюкозы в крови (то есть сказать «нет» простым углеводам). Также есть данные, показывающие взаимосвязь между недостатком в организме железа, йода, магния и цинка и усилением симптомов. По данным некоторых исследований, небольшие порции кофеина могут помочь сконцентрироваться, но большинство специалистов все-таки не советуют налегать на кофе. В любом случае, настройка рациона — скорее «поддерживающая» мера, чем полноценный способ борьбы с расстройством.

    Распорядок дня. Людям с СДВГ более, чем всем остальным, требуется планирование и четкий распорядок дня. Компенсировать внутренние проблемы с систематизацией и тайм-менеджментом помогает внешний «костяк»: таймеры, органайзеры и to-do-списки. Любые крупные проекты стоит разбивать на мелкие задания и заранее закладывать в план периоды отдыха и возможные отклонения от графика.

    Советы родителям гиперактивного ребёнка

    Забота о себе

    Позаботьтесь о собственных ресурсах и способах восстановления сил. Гиперактивный ребёнок требует много внимания и терпения. У родителей гиперактивных детей часто наблюдается повышенная тревожность, раздражительность и склонность к самообвинению.

    В истощенном состоянии проявления СДВГ сложно выдерживать, поэтому важно выработать ряд действий и мероприятий, которые помогут вам восстанавливаться. Встречайтесь с друзьями, пройдите курс психотерапии, заботьтесь о полноценном сне и отдыхе.

    Поддержка специалистов

    Получите консультации специалистов, работающих с проблемой СДВГ: врача, психолога, дефектолога, логопеда (если он необходим). Договоритесь о коррекционных занятиях для ребёнка.

    Без помощи специалистов справиться с СДВГ практически невозможно.

    Принимающая среда

    Объясните близким родственникам и педагогам, которые работают с вашим ребёнком, его особенности. Попросите их помогать в коррекции и объясните, как лучше общаться с ребёнком и как ему можно помочь.

    Микроклимат в семье

    Конфликты между взрослыми и неблагополучие в семье обычно усиливают симптоматику и усугубляют состояние ребёнка с СДВГ.

    Количество разводов в семьях с ребёнком СДВГ выше в 2 раза, чем статистическое. Поэтому родителям важно поддерживать друг друга в усилиях по преодолению сложностей ребёнка, а не ссориться из-за методов воспитания.

    Экологичность в воспитании

    Избегайте криков и физических наказаний в воспитании гиперактивного ребёнка (впрочем, это относится ко всем детям).

    Важно понять, что ребёнок не слушается и отвлекается не потому, что он не хочет поступать правильно, а потому что не может.

    Предъявляя ребёнку завышенные требования, вы рискуете довести его до нервного срыва, спровоцировать эмоциональные трудности и другие заболевания. Крик, наказания и агрессия ситуацию точно не улучшат, а вот ухудшить состояние вполне могут.

    Чаще хвалите ребёнка за его усилия, особенно, когда деятельность требует концентрации внимания.

    «Обнимашки»

    Физический контакт таким детям очень важен. Обнимайте ребёнка, прижимайте к себе в трудных ситуациях, когда он не может справиться с эмоциями или возбуждением.

    Соблюдение режима дня

    Чем чётче распорядок дня, тем легче справиться с симптомами СДВГ.

    Полноценное питание

    Ограничьте сладкое в рационе ребёнка, позаботьтесь о достаточном количестве в пище белка (мясо, рыба) и микроэлементов.

    Организация пространства

    Помогите ребёнку структурировать и удобно организовать пространство, в котором он живет.

    Гиперактивным детям сложно всё убирать по местам и самостоятельно наводить порядок. Имеет смысл купить много разноцветных контейнеров, промаркировать их (для дошкольников можно наклеить соответствующие картинки), научить классифицировать и раскладывать вещи по местам (иначе в комнатах таких детей, как правило, царит бардак).

    Маркировки и стикеры

    Поскольку гиперактивные дети часто бывают рассеяны и забывают вещи, составляйте вместе списки (постоянные и временные), маркируйте, если это возможно, вещи, оставляйте стикеры-напоминалки.

    Забота о здоровье

    Заботьтесь о сохранении общего здоровья ребёнка, проводите профилактические оздоровительные мероприятия.

    Дело в том, что заболевший ребёнок будет более расторможен и невнимателен. В некоторых случаях даже смена сезона может вызывать обострение симптоматики СДВГ.

    Если наблюдаете обострение симптомов СДВГ, имеет смысл проконсультироваться с доктором и в сложных состояниях согласиться на лечение амбулаторно, в условиях дневного стационара или в стационаре, чтобы подобрать медикаментозную терапию.

    Спорт

    Подберите для ребёнка спортивную секцию. Детям с СДВГ обычно противопоказаны соревновательные виды спорта, также сложны для них те виды, где нужно играть в команде (из-за импульсивности и нарушений общения).

    Отлично подойдут плавание, лыжи, теннис, ушу, конный спорт, ритмика.

    Тренируйте внимание

    Играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию и тренировке внимания. Такие игры и упражнения можно найти в интернете или купить книгу.

    Развитие навыков общения

    Старайтесь развивать у ребёнка навыки общения. Обсуждайте неудачи в общении, разъясняйте правила в коммуникациях. С дошкольниками можно читать коррекционные сказки и истории.

    Бережное отношение к психике

    Оберегайте ребёнка с СДВГ от переутомления, большого скопления людей, массовых мероприятий. Все это приводит к нарастанию гиперактивности.

    Релакс

    Учите ребёнка расслабляться и сбрасывать напряжение. Это могут быть специально подобранные игры и упражнения или методы арт-терапии.

    Детям с СДВГ показано работать с красками, глиной, заниматься творчеством.

    Используйте полезные приложения

    Например, сервис «Где мои дети».

    Основное лечение

    Начинать лечение можно только после окончательной постановки диагноза. Однако с этим возникают сложности, т.к. болезнь можно перепутать с другими нарушениями в работе организма. Еще больше проблем врач испытывает от невозможности выявить болезнь с помощью классических методов диагностики. Приходится обходиться обычным опросом, а также проведением теста МОХО, который позволяет подробнее изучить симптомы больного с помощью компьютерной программы.

    Когда врач сможет точно сказать, что у больного СДВГ, следует сразу начинать лечение. Оно включает несколько способов воздействия на болезнь, каждый из которых по-своему эффективен. Стоит учитывать, что вылечиться полностью не удастся никому. Но правильный подход к терапии позволит устранить большинство симптомов.

    Медикаментозная терапия

    Принять точное решение, как лечить дефицит внимания у взрослых в каждом конкретном случае, может только врач. Самостоятельно назначать лекарства категорически запрещено, как и корректировать выписанную специалистом дозировку.

    Основным способом терапии становятся психостимуляторы: «Аддерал», «Декседрин» или «Риталин». Они запрещены во многих странах, что связано с массой побочных эффектов. Поэтому их заменяют на таблетки «Атомоксетин» или подобные.

    Дополнительно пациенту выписывают другие препараты:

    • «Бупропион»;
    • «Дизпрамин»;
    • «Клонидин»;
    • «Нортриптилин».

    Точные назначения зависят от симптомов болезни и индивидуальных особенностей пациента. В некоторых случаях можно обходиться вообще без лекарств.

    Психотерапия

    Применение метода психотерапии может оказать положительный эффект практически в 100% случаев. Профессионалы помогут решить многие проблемы, а также настроить мышление так, чтобы трудностей в дальнейшей жизни стало меньше.

    Первой составляющей являются личная и семейная психотерапии. Они помогают разобраться в себе и своих отношениях. Специалист научит, как правильно справляться со сложностями, возникающими при СДВГ, и поспособствует развитию позитивного взгляда на жизнь, что очень важно при такой болезни.

    Когнитивно-поведенческая психотерапия становится второй составляющей. Она помогает устранять все негативное в жизни человека. Главной целью метода становится практическое воздействие на повседневность больного для исключения всех факторов, провоцирующих проявления синдрома дефицита внимания.

    Народные средства

    Лечение синдрома дефицита внимания у взрослых можно производить с помощью народных средств. Они успокаивают организм, нормализуют работу мозга, а также способствуют более продуктивной деятельности. Для этого отлично подойдут привычные успокоительные на травяной основе («Валериана», «Персен»). Также можно приготовить лекарство самостоятельно по следующим рецептам:

    1. Хмельные шишки. Варить 2 шишки в 300 мл воды примерно 2 минуты, затем выдержать в закрытой емкости 5 минут и процедить. Принимать по ложке трижды в день.
    2. Зверобой. Одну ложку измельченной травы залить 300 мл воды, прокипятить в течение 5 минут, дать настояться 10 минут, а потом процедить. Выпивать по две ложки три раза в день.
    3. Лаванда. Залить 150 мл кипятка одну ложку лаванды, оставить на 10 минут, процедить. Принимать по ложке утром и вечером.

    Также можно готовить травяные сборы из нескольких трав, делать ванночки с морской солью или принимать Гинкго Билоба. Из необычных вариантов стоит рассмотреть размещение мешочка с сухим корнем валерианы возле кровати.

    Упражнения

    Особым методом борьбы с СДВГ являются упражнения. Их регулярное выполнение помогает избавляться от большинства симптомов болезни, а также приводить в норму общее состояние организма. Лечение СДВГ у взрослых упражнения осуществляют за счет повышение дофамина, серотонина и других важных гормонов.

    Выбирать какие-либо специальные тренировки нет необходимости. Достаточно выполнять простые физические упражнения каждый день. Можно начать с утренней зарядки или пробежки на свежем воздухе. Вечерами рекомендуется просто гулять. Если есть желание, то будет полезно серьезно заняться любым видом спорта, посвящая ему много времени.

    Примерно 6% людей страдают от СДВГ. Только треть из них получают необходимое лечение и пытаются побороть симптомы.

    Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности

    Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы. С его помощь вы всегда сможете:

    • контролировать перемещения своего ребёнка и его маршрут (особенно это актуально для школьников);
    • понять, что сейчас происходит в окружении ребёнка, если он не отвечает на телефонные звонки, отправив громкий звуковой сигнал – может он попал в опасную для себя ситуацию или связался с плохой компанией?
    • включить звук вокруг и выяснить, как обстоят дела в школе, секции, как ребёнок общается с посторонними, адаптируется и ведёт себя в обществе. Кроме того, если вы подозреваете, что у него есть какие-либо проблемы, о которых ребёнок молчит, запись звука может быть крайне полезна;
    • получить сигнал SOS от ребёнка в экстренной ситуации;
    • отправить голосовое или текстовое сообщение, а также позвонить ребёнку в любой момент;
    • проследить статистику использования мобильных приложений;
    • понять, вовремя ли приходит ребёнок в школу, секцию или домой; сколько времени проводит в том или ином месте (например, не сбегает ли с занятий) и где бывает чаще всего.

    Если вы будете знать, что происходит, то с большей гарантией сможете помочь. Ненавязчивый, но бдительный контроль окажет незаменимое содействие родителям гиперактивных детей.

    Дополнительные рекомендации

    Вылечивать большую часть симптомов не так легко, но повысить эффективность всех основных методов можно с помощью выполнения простых рекомендаций, которые касаются повседневной жизни человека. Чем больше из них будет реализовано, тем лучше для борьбы с болезнью.

    Рекомендации:

    1. Правильное питание. Принимать пищу следует каждые несколько часов, соблюдая режим. Очень важно включить в рацион достаточно продуктов с рыбьим жиром, железом, йодом, цинком и магнием, при этом рекомендуется отказаться от кофе.
    2. Распорядок дня. Симптоматика СДВГ требует очень серьезного подхода к планировке дня. Поэтому следует создать to-do лист, в котором можно отмечать выполнение дел на каждый день.
    3. Релаксация. Нужно научиться правильно расслабляться. Для этого лучше всего записаться на занятия по медитации или йоге. Оба варианта помогут найти верный подход к отдыху и с легкостью проводить время.
    4. Качественный сон. Ночью в комнате должно быть темно и тихо, при этом незадолго до засыпания следует отказаться от электронных устройств, стараясь максимально расслабиться. Отходить ко сну лучше в одно и то же время ежедневно.
    5. Специальные тренинги. Высокую эффективность показывают тренинги, касающиеся организованности. Посещать их стоит каждому больному.

    Этот список можно дополнять личными правилами или рекомендациями врача, которые способны оказать положительное влияние на болезнь. Например, правило контроля над собой. Его суть в том, чтобы регулярно следить за своим поведением и не отвлекаться на посторонние вещи, стараясь намеренно сосредоточиться.

    Некоторые врачи рекомендуют применять метод информационного голодания. Он требует отказа от всех вещей, которые дают новую информацию, и от общения с людьми.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]