О школьных фобиях: почему некоторые дети боятся идти в школу и как родителям с этим справиться. Советы профессионалов

Головокружение, боли в животе, рвота … Переполненные страхом и отчаянием, некоторые дети и подростки приходят в ужас от одной мысли о том, что завтра им снова нужно будет идти в школу. Специалисты бьют тревогу — с каждым днем количество случаев школьных фобий и обращений к психологам с этой проблемой растет.

Школьная фобия – такое название носит психологическое явление, которое можно охарактеризовать как сильный страх перед школой, заставляющий ребенка систематически избегать столкновения с ней. Трудно представить себе, что школа, самое популярное место социализации ребенка, может сделать некоторых школьников такими несчастными.

Многоликий синдром

Как узнать, действительно ли ваш ребенок испытывает страдания от посещения своей школы? Обратите внимание на физические симптомы: это проявления настоящей паники при посещении школы, приступы тревоги или сильные боли (чаще всего болит голова или живот). А потом оцените вербальные признаки: ребенок кричит, просит, чтобы ему разрешили остаться дома, грозит убежать, иногда даже угрожает совершить самоубийство. Наконец, он всегда находит объяснение своему страху школы («учителя не любят меня», «другие ученики плохо ко мне относятся»). В большинстве случаев симптомы исчезают в дни без школы, например в выходные дни, особенно во время школьных каникул.

Переплетение православия и военного дела в Главном храме Вооружённых сил России

Группа ученых пришла к выводу, что пыльца растений снижает иммунитет

Разочарованная в институте брака Надежда Михалкова размышляет о фильме «Батя»

Симуляция или фобия? Как понять, что ребёнок действительно боится школы

«Да он просто прогулять хочет, симулянт!» – часто можно услышать о таких детях. Действительно, дети нередко ищут способ улизнуть от своих школьных обязанностей и заняться более весёлыми и интересными делами. Разовые прогулы, периодические «воспаления хитрости» вполне могут быть у каждого ребёнка. Но когда речь идёт о настоящей фобии, то наблюдаются следующие признаки:

Регулярность симптомов

Если ребёнок стабильно в один и тот же день начинает демонстрировать болевые симптомы и отказываться от посещения школы – это главный тревожный сигнал.

Если речь идёт о конкретном предмете, то это будет любой день недели, когда в расписании есть этот предмет. Если фобия связана со школьной обстановкой, то каждый понедельник или вечер воскресенья ребёнок будет начинать болеть и полностью излечиваться к вечеру пятницы или к началу каникул. При этом симптомы реальны. Температура поднимается по-настоящему, а не от чашки с чаем, тошнота и рвота реальны, обмороки не поддельны. Ребёнок действительно страдает. И симптомы не исчезают сразу после того, как дверь за родителями закрылась.

Негативное отношение к школе

Ребёнок старается избегать темы школы или её конкретных аспектов (учителя, предметы, одноклассники). При упоминании школы он впадает в уныние, закрывается, демонстрирует симптомы болезни.

Кошмары

Ночные кошмары также могут свидетельствовать о проблемах со школьной жизнью. Если ребёнок постоянно мучается от ночных кошмаров, следует обратить на это пристальное внимание.

Вот как в романе «Фобия» Фанни Вандермерша описывается страх перед школой:

«Я слышу взрывы смеха. Капли пота выступили на спине и на висках. Моё тело напрягается, а сердце колотится. Передо мной уже не входные ворота, а большой серый рот с заострёнными зубами, готовый схватить меня, как только я подойду вперёд и закроюсь позади меня. В моей голове гудит шум. Быстрый. Нерегулярный. Я открываю рот, ищу воздуха. Я с трудом могу дышать полной грудью. Моё зрение затуманено. Он возвращается, я это чувствую. Я собираюсь снова растянуться на полу. Стыд. Все они будут смотреть на меня и смеяться. Я делаю глубокий вдох, но воздуха больше нет. Я задыхаюсь…»

Паническая атака – это серьёзное испытание для любого человека, поэтому не стоит с пренебрежением относиться к детским переживаниям.

Но кто эти дети?

Психиатры выделяют два типа детей, наиболее подверженных школьной фобии. Во-первых, те, у кого чувствительный характер и склонность к тревожным расстройством. К этому типу относятся дети, плохо переносящие разлуку с родителями. Эти дети часто страдают от социальной фобии и панических атак. Им сложно выносить взгляды окружающих, и поэтому такие дети не могут выносить вопросы от учителя или какие-либо унижения от своих товарищей.

Второй тип касается тех, у кого беспокойство — это вторичная проблема. Такие дети находятся в депрессии, страдают от глубокого отсутствия интереса к учебе в школе (особенно это касается детей с дислексией или гиперактивностью). Часто оказывается, что все их мысли и внимание сосредоточены в другом месте, там, где они чувствуют себя более ценно, например в видеоиграх или спорте.

Кроме того, современное общество требует от подростков раннего профессионального самоопределения, что тоже усиливает психологическую нагрузку.

Лечение

  1. Важно наличие психотерапии, а именно ее игровой формы. Важно, чтоб в процесс исцеления от страха включался психолог со школы, в которой учится ребенок. Этот специалист сможет наглядно оценить состояние ученика непосредственно в школьных стенах, и разберется в причинах, спровоцировавших страх. Школьный психолог научит, как реадаптироваться в школе.
  2. Хорошо себя зарекомендовали групповые занятия, обучающие коммуникативным навыкам и конфликтному взаимодействию с другими детьми.
  3. Если причина фобии кроется в буллинге или моббинге, то обязательно должна проводиться работа психолога со школьным коллективом.
  4. Арт – терапия. Возможность при помощи искусства, выражения своих чувств в нем, избавиться от фобии. Тут и хореография, и рисование, и вокал, и занятия музыкой, и многое другое. Часто специалист останавливает внимание ребенка на рисовании, просит изобразить свой страх.
  5. Когнитивно – поведенческая терапия. Задача психолога заменить негативные мысли позитивными. Специалист будет задавать специальные вопросы, необходимые для выяснения степени фобии. Важно, чтоб малыш сам желал излечиться от страх, был заинтересован в выздоровлении. Такой тип терапии включает в себя две части: индивидуальные сеансы (между школьником и специалистом) и домашние задания (познакомиться со сверстниками, самостоятельно сделать школьные упражнения, поучаствовать в классном мероприятии).
  6. Решая вопрос с применением медикаментов, необходимо учитывать два важных момента. Первый – возраст больных указывает на необходимость подбора безопасного медикамента. Второй – средства такой категории влияют на состояние ЦНС, которая еще находится на стадии развития, поэтому не исключен риск возникновения последствий. Именно поэтому прием медикаментов допустим в очень тяжелых и запущенных случаях, когда малыш совершенно неспособен себя контролировать. Когда имеет место легкий случай, то хватает терапии с психологом и лечения социализацией.

Важно, чтоб родители понимали, что самопроизвольный прием медикаментов недопустим. Процесс лечения должен быть под строгим наблюдением специалиста, а лекарства, если они необходимы, должны выписываться в индивидуальном порядке, с учетом особенностей ребенка и запущенности его состояния.

Родители чувствуют свое бессилие в сложившейся ситуации

Родителям нелегко понять страдания своего ребенка. Более того, они не всегда адекватно могут реагировать на поведение, логика которого ускользает от них. Любая фобия кажется абсурдной тому, кто ее не чувствует, и нет ничего более странного, чем оказаться перед ребенком, когда он выражает панический страх и не слышит призывы к разуму. Иногда также трудно понять различие между отказом идти в школу, потому что она является источником стресса для ребенка, и прогулами, более сопоставимыми с прихотью или проявлениям мятежа в отношении родительского авторитета.

Так и русский народ не сдается: за что «гости» получали в трактирах «муху»

Элегантная обувь 2021 года: самые трендовые тенденции

Ламинирование или наращивание: бюти-процедуры для ресниц в 2021 году

Родителей первыми обвиняют в прогулах своего ребенка. Да, конечно, они несут огромную ответственность за посещение ребенком школы, но могут влиять далеко не на все возможные факторы стресса.

Советы


Родители должны ответственно относиться к состоянию ребенка, не закрывать глаза на его страхи

  1. Заметив, что у Вашего малыша проявляются признаки боязни школы, необходимо сразу выяснить, что могло на это повлиять. Важно аккуратно, ненавязчиво с ним побеседовать, узнать, что именно пугает.
  2. В данный период недопустимо повышать голос на сына или дочку, оказывать давление, вынуждать заниматься из-под палки. Подобные действия еще больше усугубят развивающуюся ситуацию, ведь без того угнетенное состояние подкрепится негативными эмоциями.
  3. Ваша задача наладить общение с отпрыском. Ребенок должен доверять родителям все свои проблемы. Необходимо больше времени проводить с малышом, отдыхать.
  4. Объясните отпрыску, почему все дети должны посещать школьное заведение. Отметьте, что хотели бы, чтоб Ваш ребенок был умным, и Вы могли бы им гордиться. Расскажите сыну или дочери, что в стенах школы его ждет множество детей, с которыми он мог бы подружиться.
  5. Поведайте ребенку, как Вам нравилось учиться, какие хорошие вещи с Вами случались в школьные годы. Не стоит убеждать малыша в том, что в школе его ждет сплошной позитив. Ребенок должен быть готов к возможным трудностям.
  6. В начальной школе желательно, чтоб мама провожала и встречала своего малыша, особенно это касается первого года обучения. Ребенку необходимо чувствовать себя защищенным, быть в безопасности.
  7. Проблемы могут возникать у неподготовленных детей. Вот почему так важно ходить в садик и дома заниматься с ребенком, готовя его к разным школьным наукам.
  8. Нередко первым толчком для развития фобии являются плохие отметки. У ребенка буквально занижается самооценка. Задача родителей правильно реагировать на двойки отпрыска. Своими действиями Вы должны мотивировать малыша, а не настраивать против школьных дисциплин.

Теперь Вы знаете, как называется страх перед посещением школы. Любой ребенок может столкнуться с такой проблемой. Задача родителей суметь вовремя заметить изменения в поведении своего чада, понять, что именно на него влияет. Не бойтесь обращаться за консультацией к психологу, в частности к школьному. Закрывать глаза на наличие фобии у ребенка недопустимо.

Познакомьтесь с учителями

Цель состоит в том, чтобы собрать информацию о жизни ребенка в классе, а также информировать учителей о его психологическом состоянии и вводить при необходимости нужные корректировки. Эта мера часто бывает напряженной, так как каждая сторона склонна полагать, что виновата другая — родители обвиняют школьную систему в токсичности, преподаватели подозревают, что у ребенка в семье есть какие-то проблемы. Старайтесь работать с преподавателями в команде, избегая открытой конфронтации.

Характерные проявления

Как и для любой фобии, боязнь школы будет проявляться наличием симптомов предпанического состояния и собственно паники:

  • повышенное потоотделение;
  • тахикардия;
  • затрудненное дыхание;
  • признаки удушья;
  • ощущение спертости в грудной клетке;
  • тремор;
  • ощущение приближения обморока;
  • астения мышц;
  • бледность кожных покровов лица.

Данные признаки характерны при непосредственном приближении к школе. В повседневной жизни фобия проявляется повышенной тревожностью и отрицательными высказываниями в адрес школьного заведения.

Для такой фобии также характерны психосоматические реакции, которые могут проявляться:

  • болями в животе;
  • головокружением;
  • затрудненностью дыхания;
  • тошнотой;
  • общей слабостью.

Родители должны понимать, что дети часто свои психологические переживания переводят в соматические заболевания. У них могут начаться частые приступы астмы, аллергические реакции, приступы кишечной колики. Все будет происходить без видимой на то причины и станет признаком психологического неблагополучия ребенка.

Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.

  • Итак, в привычной домашней обстановке знания демонстрируются всегда легко и без стеснений. А кому ваш ребенок озвучивает доклад? Или он один-на-один в своей комнате читает книгу, и вы в полной уверенности, что так и должно быть, ждёте результатов? От другого ребёнка – да, можно ожидать, но не от того, у кого есть такая боязнь публичного ответа. Давайте найдём благодарных слушателей и создадим аудиторию. Мама, папа, бабушка, да даже ушастый питомец могут стать теми слушателями, которые помогут тренировать умение взять себя в руки. Ещё вчерашние детсадовцы, что только пришли в 1 класс, готовы посадить кукол и мягкие игрушки, чтобы они внимательно слушали их уроки.
  • Психологи советуют при подготовке домашних заданий в обязательном порядке их пересказывать, даже если уже «оскомину набило» и кажется, что знаешь всё. Повторение – сами знаете, мать… И при этом ещё и пользоваться зеркалом, наблюдая время от времени, как ты выглядишь со стороны.
  • Свой устный ответ надо подробно представить. Такие советы дают спортсменам перед выступлениями на соревнованиях. Ситуацию надо вообразить во всех вариантах, даже продумать, что будет при провале. Как держаться и не вспылить, где можно ошибиться и как сразу исправить эту ошибку, что ответить задире Петьке, как устоять перед надменным взглядом ботаника Васьки и как красиво выйти из положения перед той самой Танькой. В народе это называется «соломы подстелить». Когда знаешь, что тебя ждёт, страшно уже только наполовину.

И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Блестящих вам ответов у доски!

Ваша «ШколаЛа»:)

Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.

  • Как мы уже отметили, самая простая причина нежелания отвечать, потому что никак не поддаётся гранит науки, решается довольно быстро. Родители привлекают уже во 2 классе репетиторов, которые быстро справляются с поставленной задачей и в 3 класс ранее молчаливый ребёнок уже идёт с намерением принародно блистать своими знаниями. Здесь главное – не упустить время, пока дыра в знаниях не стала настолько большой, что сразу уже и не заштопать.
  • Когда отказ от устных ответов связан с речевым недостатками, советы психологов сводятся к одному: быстрее к логопеду и неврологу. Ведь правильная речь — это даже не только для учёбы нужно, это необходимо в принципе по жизни, чтобы не сформировались ненужные комплексы.
  • Когда причина кроется в излишней требовательности родителей, мамам и папам придётся признать свою ошибку и пересмотреть взгляды на ценности взаимоотношений со школой, выстроенные через школьные отметки. И результат не заставит себя долго ждать: детская тревожность быть укорённым за промахи со временем исчезнет, а активность пойдёт вверх.
  • Решать проблемы с чрезмерно красноречивым, богатым на «комплименты» и эмоциональным учителем придётся вместе. Только беседа без обвинений в русле сотрудничества сможет изменить ситуацию. Ведь очень часто педагог в силу занятости даже не замечает, что его реплика стала причиной страха у ребёнка. Многие родители даже договариваются о том, чтобы стеснительного ученика первое время не вызывали к доске, а отвечал он устные уроки прямо «на ушко» педагогу на переменках. Почему бы и нет? Всё зависит от того, на какой «кобыле» вы подъедете к своему учителю и насколько внятно сможете объяснить суть проблемы.

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это стеснительность и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.

  • В первую очередь, это недостаточное знание материала. Но это, сразу отмечу, вроде как совсем даже несерьёзная причина, легко поправимая. От собственного невежества и «громкого падения» на глазах у учителя и одноклассников спасает усиленная подготовка к урокам, и весь страх отвечать у доски быстро проходит.
  • Вторым фактором, побуждающим упрямо молчать, когда тебя спрашивают, может быть речевое отклонение. Эта проблема уже посерьёзней. По приходу в школу многие дети ещё неверно произносят звуки, некоторые шепелявят, есть те, что заикаются. В сопровождении с насмешками одноклассников для устного ответа это становится настоящим препятствием.
  • Третий повод не отвечать на уроках – быть в числе изгоев. Да, натянутые взаимоотношения с одноклассниками – это один из провокаторов «знать да молчать». Каким бы «семи пядей во лбу» ребёнок не был, если его не принял класс, найдётся тысяча причин высмеять его заслуги и неудачи. Что остаётся такому аутсайдеру? Правильно, оставаться в стороне и меньше показываться на глаза.
  • Ещё один провоцирующий фактор – требовательность родителей. Да, уважаемые родители! Своим «почему не пять?!» вы намеренно заталкиваете вашего ученика в угол, откуда он не готов выходить, чтобы вновь не промахнуться и не получить «четыре». Лучше пусть будет пусто в школьном дневнике, чем ненужные маме с папой отметки.
  • Некорректное поведение педагога – это тоже причина, по которой дети не готовы отвечать устно. Как на нас действует грубый тон начальника, не дающего вставить слово? А если замечание высказано при коллегах? Ну, вот приблизительно так же реагируют и дети, когда их одёргивают учителя: «Не знаешь, сиди, молчи!», и это при всём-то честном народе, а если ещё и с издёвками да насмешками!

Формируем навыки общения

Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:

  • Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
  • А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.

    Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).

Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:

Первоклассник не любит школу

Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа:

— во время урока сидеть за партой и не отвлекаться,

— сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,

— следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,

— выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми.

Сколько займет адаптация? Это индивидуально для каждого ребенка. У кого-то она пройдет за две недели, а для кого-то это будут месяцы или даже весь первый год обучения. Не каждый ребенок легко и быстро справляется с подобными трудностями, поэтому в это время нежелание ребенка посещать школу естественно. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями.

«Мы записываем ребенка на пять кружков и потом понимаем, что света белого не видим»

Как помочь?

Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться.

Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребенку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом.

На первых этапах обучения важно оказывать ребенку помощь в выполнении домашних заданий: составлять расписание учебы и отдыха в течение дня, придерживаться временных рамок выполнения домашних заданий, садиться с ребенком вместе за выполнение домашних заданий, помогать в процессе, постепенно передавать сыну или дочери навык организации учебной деятельности («в начале делаем вместе», постепенно ребенок научится «сам»).

Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребенка был надежный тыл и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.

Как помочь ребенку, если его обижают

Начните с разговора. Обвинять в слабости и неспособности общаться, высмеивать, преуменьшать ситуацию — большая ошибка. В следующий раз, ребенок не отреагирует на просьбу рассказать о сложившихся обстоятельствах.

Внимательно слушайте — полученная информация поможет определить, насколько серьезно положение и предпринять соответствующие меры. Возможно, в начале беседы ребенок будет замкнутым или раздражительным, скорее всего, обидчик запугал строгим запретом на сообщение об издевательствах. Обеспечьте чувство безопасности, объясните, что помощь требуется всем, кто так или иначе, участвует в конфликте. Не обвиняйте притеснителя или себя, подумайте над тем, как это исправить.

Научите противодействовать агрессии в школе. Разработайте план ответов обидчику, которые остановили бы его или дали понять, что жертва способна постоять за себя. Практикуйте сложную обстановку в виде игры, проинформируйте ребенка, в каких ситуациях он должен немедленно обращаться к взрослым. Если это вербальные послания — злое выражение лица, неприличные жесты, лучше показать безразличие.

Так, агрессор поймет, что послания не производят желаемого эффекта, и он потеряет интерес. Словесные угрозы, шантаж и унижения, можно также игнорировать, но если они не прекращаются или дополняются физическими действиями, без реагирования не обойтись.

Избиение, толкания, плевки, грабеж, уничтожение или повреждение имущества — требуют строжайшего наказания. Физическая агрессия усугубляется неспособностью ответить на провокацию, плач или внезапный побег стимулирует атакующего унижать ради забавы. Здесь не спасут оговорки вроде «тебе, что делать нечего» или «отстань от меня», поэтому требуется немедленное вмешательство взрослого.

Однако, не рекомендуются такой способ, как жалоба родителям обидчика, в первую очередь, о проблеме должны узнать сотрудники образования и школьный психолог. Предоставьте борьбу с юным «преступником» школе, не забывайте о том, что агрессивное поведение, результат многих факторов — неврологические отклонения, неблагополучная или неполная семья, недостаток внимания и пр.

Помощь в данном случае требуется и вашему малышу и юному «негодяю». Вы не должны использовать насилие против агрессора (иногда отчаянные родители действуют таким образом), также не стоит агрессивно относиться к школьным работникам.

Что предпринять, если ребенка обижают в школе:

  • вести учет всех насильственных ситуаций, о которых рассказывает пострадавший
  • сообщить полиции, если малыш избит или ограблен
  • встретиться с классным руководителем, рассказать о ситуации и спросить, какие действия будут предприняты. Заявить о готовности к сотрудничеству
  • запомнить договоренность с учителем и его решение
  • связаться с преподавателем несколько раз, если издевательства в школе продолжаются
  • когда меры педагога не дают результатов, назначить встречу с директором, описать обстоятельство и предпринятые меры
  • если агрессия ухудшается (способы директора и педагога не эффективны), обратиться в орган осуществляющий надзор за образовательными учреждениями с просьбой расследовать дело ребенка и оценить деятельность школы в решении проблем насилия
  • уведомить регионального уполномоченного по правам детей, если все перечисленное выше, не решило конфликт.

Кроме того, найдите хорошего психолога, который восстановит ребенку самооценку и научит правильно общаться с недоброжелателями. Проверьте, есть ли другие родители с подобной проблемой, объединитесь ради ее решения общими усилиями. Вариант перевода в другую школу не самый лучший, неприятные люди встречаются и в востребованных частных заведениях, в крайнем случае, рассмотрите перевод в другой класс.

Ликвидируйте насмешки не только составленным планом диалогов для всех инцидентов

Если над учеником смеются, что он плохо одевается — приобретите новую одежду или позвольте выбирать то, что диктует мода (для социального мира молодежи, это очень важно)

Плохо учится? Уделите внимание знаниям, займитесь с ребенком самостоятельно, найдите пояснения в интернете или наймите репетитора. Дразнят из-за очков? Подберите с модной оправой или формой

Спросите ребенка, что изменило бы отношение одноклассников, например, занятия спортом. Ищите выход вместе, станьте надежным другом, это наилучший способ содействовать в разрешении любых конфликтов.

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Часто родители будущего первоклассника видят свою задачу в том, чтобы обучить его счету и чтению, воспитать навыки усидчивости и послушания. Между тем есть еще одно абсолютно необходимое условие — у ребенка должен быть достаточный опыт общения, опыт жизни в коллективе сверстников.

Почему это вдруг ребенок отказывается идти в школу, еще не зная толком, что его там ждет? Потому что он не уверен в себе, в своих силах и заранее настроен только на неудачи. Разумеется, причины этой неуверенности могут быть и внешними. Малыши очень доверчивы, внушаемы, они принимают на веру любые слова старших (даже если старшему всего на три-четыре года больше). А эти «старшие» нередко важничают перед малышами, преувеличивают трудности и неприятности, с которыми им приходится встречаться в школе.

Бывает, что и взрослые — по необдуманности, по неосторожности — оказываются причиной страха, если в рассказах о школе они чересчур напирают на суровость дисциплины, трудности учения, если чересчур часто и явно жалеют малыша, которому придется «ко всему этому» привыкать. Значит ли это, что следует рассказывать детям только о привлекательной стороне школьной жизни? Нет — ведь с трудностями им на самом деле придется столкнуться

Главное, вы вот что должны показать ребенку: трудности преодолевает труд; всякое дело или поручение выполнимы, стоит только приложить усилие.

А истинную меру, истинную проверку своих сил и возможностей малыш может найти только в коллективе сверстников. Разумеется, наши мнения и оценки важны и значимы для него; но верны ли они, справедливы ли — это и проверяется в общении со сверстниками. Ребенок, внутренне не настроенный на такое общение, может быть и развитым и умным — и все же будет чувствовать себя неуверенно, ему покажется трудным всякий экзамен перед аудиторией, большей, чем папа и мама.

Приглядывались ли вы к тому, как ведет себя дочка в играх с другими детьми? Чувствует ли она себя уверенно, или, напротив, слишком уступчива и пассивна, или вообще больше любит играть одна? Последнее уже плохо: игры со сверстниками малышу просто необходимы. Право же, легче лишний раз подмести и убрать за детьми, чем впоследствии с тревогой следить за беспомощностью и застенчивостью ребенка.

В совместных играх малыш приучается сравнивать и соизмерять свои усилия с усилиями других и отстаивать свои права. Правда, здесь не обходится без сложностей. Чувство зависти, ненависти, как правило, незнакомо детям младшего возраста, но желание добиться успеха может задеть самолюбие ребенка, привести к преувеличению духа соперничества в игре, и тогда он всячески стремится добиться первых ролей, не очень-то разбираясь в средствах (и применение силы, и попытки унизить соперника, ругая и дразня его). Сильному, хорошо развитому ребенку нет нужды изощряться в средствах, определяя свое место в группе. Слабый или просто застенчивый ребенок вынужден более изобретательно относиться к выбору средств.

Стремление избежать неудачи здесь нередко приводит к уклончивости, хитрости, трусости. Это не удивительно: застенчивость и робость весьма часто соединяются с очень сильным (хотя и скрытым) самолюбием и повышенной чувствительностью ко всему происходящему. Ребенок, для которого чрезвычайно много значит любой упрек, шутка, насмешка, столь же чутко воспринимает и любую похвалу, любое одобрение.

Помните об этом и соблюдайте здесь меру. Но всякий раз, когда от ребенка потребовалось какое-то усилие, хотя бы незначительное, не забудьте одобрить или как-то отметить это. А главное, помогите ребенку выработать добродушное, с юмором, отношение к происходящему, дайте ей понять, что детские дразнилки, насмешки — свидетельство скорее не превосходства, а слабости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]