Если о таком явлении в жизни ребёнка, как кризис трёх лет, родители ещё слышали, то про кризис 7-летнего возраста знают немногие. Поэтому, когда сын или дочь в младшем школьном возрасте перестаёт слушаться, кривляется и капризничает, родители теряются и не знают, как им правильно реагировать. Кто-то начинает применять строгие воспитательные меры, кто-то тащит на приём к психиатру, полагая, что с ребёнком что-то не так.
Мы предлагаем родителям ознакомиться с данной статьей и узнать, что же на самом деле представляет собой кризис 7 лет у ребёнка.
Особенности психологии ребенка в возрасте 7 лет
Как отмечал советский психолог Л. С. Выготский, главная черта переходного периода — утрата детской наивности, предсказуемости. Внутренний мир малыша усложняется: он не так открыт людям, анализирует действительность, думает, прежде чем что-то сказать. Родители не всегда понимают мотивы его поступков.
Дошкольник становится школьником: нужно выбирать место в иерархии класса, развивать самостоятельность, искать надежную опору. Игра перестает быть основным делом, ее место занимает учеба. Наблюдается ряд физиологических изменений — в теле, чертах лица. Повышается уровень силы, выносливости, координации.
Появление новых друзей тоже накладывает отпечаток: поиск единомышленников заставляет задуматься о собственных жизненных ориентирах. Ребенок немного отделяется от семьи, сравнивает ее с другими, критикует родителей, даже упрекает за неправильное воспитание («Мама, ты торопишь меня, а сама собираешься так долго, что мы опаздываем!»)
Как проявляется кризис
Какие метаморфозы происходят с ребенком во время кризиса? Основные признаки:
- ребенок перестает быть послушным, отказывается выполнять мелкие поручения в последний момент;
- притворяется, что не слышит, когда к нему обращаются;
- стыдится прежних увлечений, выбрасывает, ломает игрушки («Я уже не маленький»);
- беспокоится о внешности, хочет выглядеть взрослее;
- держит переживания в себе, неохотно советуется с членами семьи;
- тянется к командным играм, группам по интересам;
- понимает уловки родителей, не терпит несправедливость («Почему вам можно сидеть за компьютером допоздна, а мне нельзя?»);
- разбирается в эмоциях, может внятно ответить, какое у него настроение и почему;
- заявляет о праве на независимость (нельзя просто заявить «Ты должна есть суп, мы так сказали!» — это вызовет бурю негодования).
Появляется вызывающее поведение, хитрость, тайные увлечения. Ребенок меньше фантазирует, больше стремится к познанию реальной сути вещей. Пропадает тяга к куклам, машинкам.
Атипичный детский аутизм
Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации, или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает» – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы оказываются в конечном итоге обратимыми.
Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.
Кризис глазами ребенка
Малыш неплохо различает оттенки эмоций, но абсолютно не умеет ими управлять. Выясняется, что мир всегда был опасным, противоречивым, но папа с мамой решали трудные вопросы. Теперь приходится рассчитывать на себя.
В течение кризиса 7 лет дети проделывают огромную работу: рассматривают устройство общества изнутри, обращают внимание на свои слабые стороны, регулярно получают свежую информацию от сверстников. Это тяжелая нагрузка на психику, которая усугубляется постоянной учебой.
Отсутствие свободного времени, интеллектуальный труд, волнение — ребенок осознает, что беззаботная пора закончилась, надо взрослеть. Он сравнивает свои достижения с успехами одноклассников, понимая, что быть лидером во всех сферах невозможно.
Школьный коллектив бывает недружелюбным. Первое столкновение с критикой, атмосферой конкуренции, насмешкой, обесцениванием неминуемо влияет на поведение школьника. Задача родителей — поддерживать ребенка на всех этапах взросления.
Сколько длится кризисный период
Кризис семи лет, как и другие возрастные кризисы, длится не особо долго – от шести до девяти месяцев. Если течение кризиса проходило успешно, то по его завершении ребёнок становится зрелой «школьной личностью», имеющей сформированную внутреннюю позицию и осознающей свою социальную роль.
Отмечается, что данный кризисный процесс хотя и «социальный», но имеет и физиологические основания. Именно в этот период активно развиваются лобные доли коры больших полушарий мозга, которые отвечают за способность планировать, предсказывать результат действий, контролировать своё поведение. Процессы возбуждения и торможения остаются подвижными, вследствие чего ребёнок проявляет непоседливость, гиперактивность. Эмоциональное состояние ребёнка при этом нестабильное (лабильное).
Причины кризиса 7 лет
Это переломная точка в графике развития человека. Дети учатся управлять желаниями, понемногу расставляют жизненные приоритеты.
Первоклассник задается вопросом: «Зачем мне это? Ради чего я трачу столько времени и сил на учебу?» Ответ не лежит на поверхности — дети не умеют выстраивать долгосрочные планы. Слова взрослых в духе «Ты вырастешь, поступишь в университет, найдешь работу» звучат неубедительно.
Возникает кризис самоопределения. Ребенок впервые смотрит на свое социальное «я» глазами окружающих. Будущее манит и страшит одновременно, опора уходит из-под ног — родители не кажутся столь идеальными, как в раннем детстве.
Симптоматика
Как понять, что ребенок находится в состоянии кризиса?
- В речи возникают конструкции «Я огорчен», «Мне тоскливо», «Я обрадовался». Заметна тенденция к описанию чувств. Школьник способен объяснить текущее состояние: «У меня хорошее настроение, потому что учитель похвалил мою работу».
- Внимание направлено на результаты творческой, мыслительной деятельности. Дети в 7 лет болезненно воспринимают критику, нуждаются в поощрении. Без оценки посторонних быстрее теряют мотивацию.
- Ребенок меняет манеру поведения в зависимости от ситуации: формально отвечает гостям, учителям; ровесникам — более развязно.
- Бунтует, не слушается из-за упрямства (например, не носит шапку, даже если на улице холодно). Живет с оглядкой на друзей, старшие перестают быть беспрекословным авторитетом.
- Напоминает маленького подростка — отстаивает право на личное пространство, ругается.
Иногда добавляются жалобы на учителей. Малыш разрывается между «хочу» и «надо». Хочется играть, но нужно идти в школу. Новые правила раздражают детей, но адаптация проходит довольно быстро.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.
Продолжительность кризиса
Сложно сделать точный прогноз. Кризис в большинстве случаев совпадает с поступлением в начальную школу — в 6-7 лет.
Затем следует временной отрезок адаптации, зависящий от нервной системы, уровня подготовки к школе. Большинство детей справляется с кризисом за 1 год.
Кризис — не только движение вперед. Провалы неизбежны. Ребенок привыкает к учебе, вдруг одноклассник начинает его оскорблять, и уговоры бесполезны: слово «школа» вызывает слезы.
Понемногу ситуация стабилизируется: чтобы приобрести ценный опыт, нужно пройти через испытания.
Характерные возрастные черты
На смену манипулятивным играм приходят ролевые. Родители становятся образцом для подражания, являются передатчиками общественных норм. Познание мира отношений между людьми дошкольником происходит через ролевые игры, общение.
Игровая обстановка является необходимой составляющей для правильного психоэмоционального развития маленького человека. В процессе игры малыш перестает бояться, избавляется от воздействия травмирующих моментов (к примеру, ночных кошмаров).
У дошкольника:
- происходит активное развитие воображения;
- осуществляется формирование наглядного мышления;
- начинается формирование мышления с помощью понятий;
- отстраивается собственное видение мира;
- изменяется мотивационная система;
- наблюдается большая свобода поведения.
Основа новой позиции— готовность ребенка к школе. Кроме того, следует понимать степень сформированности личности, ее характерные черты, перспективы. Психология ребенка 7 лет состоит из следующих факторов:
- Степень притязательности показывает, насколько ребенок уверен в своих силах. Формирование этого чувства происходит, благодаря «взлетам» и «падениям». Чем больше успешных результатов получил малыш, тем он увереннее в себе. Целью родителей является поощрение успехов ребенка, его направление в нужное русло.
- Перспективность подразумевает жизненную цель. Если малыш, смотря на взрослых, осознает, что учеба важна для достижения будущих успехов, он будет иметь положительный настрой к школе. Если ребенок не понимает смысла образовательного процесса, то будет всеми силами сопротивляться обучению.
- Концепция собственного «я» содержит 3 части: оценочную, эмоциональную и когнитивную. У ребенка в дошкольном возрасте почти отсутствует самооценка, ориентиром являются внешние критерии. Для его восприятия непонятны такие качества, как доброта и отзывчивость, но на уровне чувств он понимает их. Когнитивная часть подразумевает, насколько ребенок может описать себя. Эмоции характеризуют специфичность восприятия — малыш в таком возрасте все оценивает и запоминает на эмоциональном уровне. Поэтому с дошкольниками можно настроить общение через рисунки.
- Мотивационно-побудительная иерархия формируется к 5–6 годам. Малыш способен осмысленно совершать действия, он может делать выбор, проводить анализ смысла поступка.
Советы психолога для родителей
- Критикуйте действие, а не личность. «Ты не оставила сестренке ни одной конфеты, жадная девочка!» — неверно. Попробуйте так: «Жаль, что ты забыла поделиться с остальными. Нам было бы приятно».
- Учите ребенка обсуждать проблемы, разбирать ситуацию на части. Что произошло, какие эмоции доминируют? Подобные упражнения научат мыслить осознанно, наблюдая со стороны.
- Разговаривайте о бытовых вопросах дружелюбным тоном, без давления.
- Не повторяйте сказанное. Ребенок прекрасно помнит, что вы просили вынести мусор. Каждое напоминание злит: создается ощущение, будто родители специально издеваются и не понимают его.
- Удивляйте неожиданными фактами. Не хочется есть овощи? А знает ли ребенок, как витамины влияют на организм? Расскажите в подробностях, найдите видео с объяснением.
- Включайте в расписание помощь по дому, дополнительные занятия после школы — безделье приносит с собой скандалы и капризы.
- Отдых. Следите за гигиеной сна ребенка: мозг работает непрерывно, регулярно требует перезагрузки.
- Задавайте вопросы. С кем удалось подружиться? Что сильнее всего поразило? Какие планы на следующий день?
- Не заставляйте детей реализовывать ваши амбиции юности. Малыш не обязан обожать счет, если вы мечтали стать математиком.
- Чувствуете, что потеряли контроль? Разумно обратиться к школьному психологу. Странности, приступы гнева, повышенная агрессивность — повод для консультации.
Право на собственные решения
На 7-летнего малыша и дома, и в школе наваливаются разные требования, которые он должен безукоризненно соблюдать. Нежелание подчиняться и является главной причиной негативных проявлений кризиса. В ответ на все «должен», «нужно», «сделай» малыш говорит «не буду», «не стану», «не хочу».
Когда ребенок отстаивает право на собственные решения, родителям стоит идти на хитрость:
- Формулировать требования и просьбы так, чтобы малыш выполнял их добровольно. Можно призывать на помощь любимого героя комиксов и мультфильмов или рассказывать поучительные истории.
- Апеллировать к существующему опыту ребенка вместо давления авторитетом. Напомните малышу, что он простудился, когда захотел прогуляться без шапки в прохладную погоду.
- Учить ребенка аргументированному спору вместо попыток заглушить его мнение. Родителям такой опыт подарит возможность услышать свое чадо, а малышу – правильно отказывать от требований взрослых.
- Общаться на равных. Не требуйте, не угрожайте и принимайте решение за ребенка. Не раздавайте ему советы и указания, пока он не спросит вашего мнения. Спрашивайте, сколько времени потребуется на выполнение определенного задания, и следите за тем, чтобы малыш укладывался в озвученный график.
С достижением 7-летнего возраста ребенок все чаще попадает в ситуации, в которых ему ранее бывать не приходилось. Его привлекает свобода действий и независимость старших, поэтому он изо всех сил старается им подражать. Формирование ассоциативного ряда «первый класс-ответственность-взросление» только подливает масла в огонь. Как результат – кризис переходного периода и стресс для родителей.
Терпение взрослых и расширение возможностей малыша – это главные помощники в преодолении этого сложного жизненного этапа.
Чего не стоит делать родителям?
Для родителей кризис 7 лет — проверка на прочность. От каких действий лучше отказаться?
Следите за противоречиями, которые вы транслируете. Например: «Ты такой большой, но до сих пор не умеешь убираться!» Ребенок делает вывод: я уже взрослый, пора выполнять обязанности. На следующий день он слышит: «Нельзя общаться с Мишей, он отвратительно себя ведет. Ты еще маленький, подрастешь — поймешь».
Возникает диссонанс: какой же я? Где граница дозволенного? Неопределенность порождает стресс, ребенок не понимает, где нужно слушаться старших, а где — проявить самодостаточность.
Поможет спокойное отношение к происходящему. Дети копируют родителей на протяжении всей жизни, в 7 лет — особенно. Ваше настроение влияет на ребенка. Не переживайте из-за школьных отметок, незначительных замечаний учителя — сосредоточитесь на индивидуальном прогрессе малыша.
Это интересно
Как поступить родителям «кризисного» ребенка? Выключить панику и включить понимание. Вы же знаете, что переходный период не может длиться всю жизнь. Вскоре вместо подражания взрослым ребенок будет самостоятельно принимать решения, исходя из ситуации и своих ощущений. У него появится свое мнение, увлечение и отношение ко всему вокруг.
Не проявляйте заботу в тотальном контроле и повышенных требованиях. Дайте ребенку возможность «дышать полной грудью». Облегчить протекание переходного периода под названием «кризис» поможет пересмотр отношения к чаду и расширение границ его свободы. Объясните малышу важность тренировки внимания и памяти, но оставьте длительность занятий на его усмотрение. Однако не забывайте и об осторожном наставлении – игры «Подводные лодки» и «Космос» могут так увлечь школьника, что он потеряет счет времени.
Помогайте ребенку своевременно заканчивать свои дела. Ему стоит отходить ко сну в одно и то же время, чтобы иметь возможность восстановить силы для новых свершений.
Вероятные риски
Неподготовленность к новому этапу жизни приводит к тому, что первоклассник просится обратно в детский сад — безопасное, изученное место с низкими требованиями, заботливыми воспитателями и комфортом.
Родители отказывают, возникает замкнутый круг: недовольство — бунт — смирение и пассивность. Ребенок скучает по прежней жизни, отстает в учебе. Социальные связи слабеют, малышу не интересны игры одноклассников.
Негативный опыт может травмировать, лишить желания посещать школу. Пуская ситуацию на самотек, родители рискуют сделать ребенка забитым, неуверенным, страдающим от дезадаптации.
Позитивные изменения после кризиса
Что порадует родителей после тревожного периода?
Вы поймете, каким интересным собеседником становится ребенок, найдете общие увлечения, сможете разнообразить досуг. Место беспомощного малыша займет полноправный член семьи с уникальным взглядом на мир.
При позитивном завершении кризиса возникает жажда знаний, нового опыта, желание помогать родителям. Школа не вызывает отвращения, учителя воспринимаются как мудрые наставники.
Непредвзятое мышление позволяет детям воспринимать жизнь без стереотипов — это качество, утерянное взрослыми людьми. Ребенок поможет сделать выбор, избавит от цинизма, расширит кругозор. Для этого нужно чаще проводить время вместе, быть терпеливыми, продуктивно общаться.
Гендерные особенности
Мальчики и девочки переживают кризис 7 лет по-разному. Предлагаем рассмотреть отличия: они обусловлены биологическими особенностями, традициями воспитания, ожиданиями общества.
Кризис 7 лет у мальчиков
Мальчики не могут усидеть на месте, бегают, с трудом концентрируются на учебе. Им важно казаться лучше других, соперничать. Бесполезно кричать и призывать к дисциплине: детям нужно выплескивать энергию. Полезен спорт, требующий скорости и выдержки.
Помогите мальчику организовать распорядок дня, наладить учебный процесс. Его внимание перескакивает с предмета на предмет — на первых порах нужна помощь взрослого. Не критикуйте за каждую ошибку.
Кризис 7 лет у девочек
Отличница и гордость класса может быть невыносимой наедине с родителями. На маленьких девочек давит груз обязанностей: нужно хорошо учиться, быть опрятной, послушной. Сдерживаясь в школе, ребенок демонстрирует агрессию в домашней обстановке.
С девочкой следует быть чуткими, понимающими. Оба родителя должны показывать заинтересованность в ее жизни. Не жалейте времени для разговоров по душам, если ребенок нуждается в них.
Кризис 7 лет — удар по детской самооценке. Поощряйте любые начинания, дарите любовь и тепло. Поддержка родителей — фундамент здоровой, гармоничной личности в будущем.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее
Правила взаимодействия: что делать?
Основные правила, которые стоит соблюдать:
- Не повышать голос. Негативное настроение родителей не должно отражаться на детях.
- Объяснять свои требования. Семилетка вполне способен усвоить правила, и он должен понимать, что конкретно от него хотят, а не потому что мама или папа так решили.
- Самим не нарушать установленные правила и не изменять те, что установлены для ребенка.
- Не ограничивать общение со сверстниками.
- Нельзя сравнивать с другими.
- Если возникают проблемы в школе, нельзя их игнорировать, надо найти способ помочь.
- Относится к младшему школьнику, как ко взрослому.
Если кризис и поведение ребенка выходят из-под контроля, то лучше обратиться к психологу или спросить совета у опытного педагога.
Родители должны всячески демонстрировать свою любовь и уважение к личности подрастающего человека. Однако это не значит, что надо потакать любым его прихотям и выполнять каждое желание. Подрастающая личность должна понимать, что существуют ограничения, но надо дать объяснять, почему именно.
Семилетка находится уже в достаточно осознанном возрасте и способен усвоить многие правила и следовать им.
Распорядок дня – это хорошо и правильно, но должно быть время и на отдых. В выходные надо давать возможность расслабиться, заняться любимой деятельностью, отдохнуть.
Дети сильно устают от учебного процесса, особенно в первые месяцы посещения школы, когда идет привыкание к новым правилам, режиму, более активной деятельности – умственной и физической. Переутомление приводит к появлению агрессии, отказу учиться, соблюдать установленные правила.
При обесценивании принятых правил
При обесценивании правил ребенок часто грубит, проявляет упрямство, спорит по любому поводу, ломает игрушки.
Задача родителей – твердо и спокойно настаивать на выполнении правил, объяснять, что грубить взрослым и детям недопустимо. Можно сказать ребенку, что он теперь взрослый, поэтому должен вести себя соответствующе.
Большое значение имеет пример близких родственников – ребенок учится поведению у взрослых. Одновременно надо повышать самооценку, не наказывать, а подсказывать, как лучше и правильнее себя вести.
При желании подражать взрослым
Естественное стремление взрослеющего человека – вести себя, как взрослый. Надо поощрять положительные моменты: стремление к труду, учебе. Желание быть, как взрослый, воспитывает силу воли, смелость, самостоятельность. Родители должны перестать относиться к младшему школьнику, как к малышу, в противном случае это будет вызывать еще большее сопротивление.
Ты считаешь себя взрослым, значит, должен выполнять определенные правила. Мама и папа работают, твоя работа – это учеба.
При стремлении к самостоятельности
Поддерживать ребенка в его стремлении развиваться, познавать мир, становится более самостоятельным, давать простые задания, которые он способен выполнить. Развитие самостоятельности в этом возрасте необходимо, чтобы ребенок мог в дальнейшем смело и активно ориентироваться в окружающем мире, сам решать текущие проблемы и задачи без опоры на взрослых.