Кризис 5 лет у ребенка — советы психолога родителям

Для того чтобы облегчить родителям общение с детьми в период предновогоднего стресса, мы недавно с помощью психолога Ольги Маховской разобрали самые распространенные причины истерик, а также рассказали, как справиться с истерикой, если она уже началась. Сегодня — три истории, в которых истерику устраивает ребенок 5-6 лет, не бессловесный малыш, а вполне сознательный человек, как кажется родителям. И «разбор полетов» — причин истерик в описанных ситуациях.

Этапы психологического взросления ребенка

Поведение малыша напрямую зависит от уровня развития мозга. В раннем детстве формируются нейронные связи, которые в будущем определят основные навыки человека: речь, моторику, память, реакцию. В младенчестве мы познаем окружающий мир, учимся взаимодействовать с живыми существами и предметами.

Рассмотрим главные этапы взросления, о которых должны знать родители.

  1. Младенческий возраст (от рождения до 1 года). Наиболее активный период. 12 месяцев новорожденный учится понимать простую речь, назначение предметов. Ребенок стоит, ходит, пытается выговаривать первые слова. Закладывается фундамент дальнейшего развития личности.
  2. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок зависит от папы с мамой, но стремится к самостоятельности, обретению собственного «я». Устанавливает причинно-следственные связи между вещами. Появляется заметная тяга к общению с другими детьми. Период заканчивается кризисом трехлетнего возраста: доминирующей фразой в речи становится «Я сам!», малыш устраивает истерики, манипулирует, получает желаемое любой ценой. Главная цель — обретение личного пространства, установка границ.
  3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Большой отрезок детства. Круг общения ребенка расширяется: родственники, друзья, воспитатели, случайные знакомые. Игра становится основным видом деятельности. С ее помощью определяются социальные роли, убеждения, взгляды. Возникает кризис пятилетнего возраста, о котором мы расскажем подробнее.
  4. Младший школьный возраст (7-12 лет). Важную роль играет учеба. Дети нарабатывают социальный статус, определяют сферу интересов. Происходит переход к абстрактно-логическому мышлению.
  5. Подростковый период. Завершается физическое развитие организма. Половое созревание сопровождается бунтом, отказом от старых принципов. Человек разрабатывает новую систему суждений и взрослеет.

Важно

Поймите и примите главное – кризис 5 лет у детей – это данность, которую не избежать. И только в ваших руках возможность максимально облегчить жизнь малышу и себе, опираясь на опыт специалистов детской психологии и родителей, уже столкнувшихся с этой проблемой.

Что хорошего в кризисе пятилетнего ребенка?

На фоне неуравновешенного поведения именно в период кризиса пяти лет ребенок проявляет все свои наклонности и сильные стороны, которые могут помочь определиться, в какую сторону малышу развиваться.

Если ваш ребенок занят моделированием, танцами, игрой на музыкальных инструментах, спортом, рисование, пением, то кризис переживается без больших сложностей. Дети, у которых есть занятие, знают, к чему стремятся, увлечены интересными делами и задачами, занимаются, по сути, строительством фундамента своего будущего успеха.

Конечно, никто не гарантирует вам, что ваш малыш станет великим музыкантом или спортсменом, но все знания, умения и навыки, приобретенные в пятилетнем возрасте, обязательно станут частью личности ребенка и помогут ему самореализоваться. Постарайтесь не упустить момент и помочь малышу найти себя в полезном и приятном деле.

Кроха пяти лет, энергию которого направили в нужное русло, с легкостью и пользой преодолевает свой возрастной кризис. Развитые способности в нежном возрасте помогут ему в юности быть на голову выше своих сверстников: рационально строить планы на жизнь, ставить перед собой цели и достигать их.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет?

В 5 лет проявляются индивидуальные черты характера, ребенок беспрепятственно высказывает мнение, понимая, что его взгляды могут отличаться от общепринятых. С ним интересно вести беседу. Детские наблюдения в этом возрасте поражают взрослых неординарностью и глубиной. Пополняется словарный запас, ребенок легко подбирает синонимы и рифмы, пересказывает сюжеты книг, игр, мультфильмов, учит стихотворения наизусть.

Малыши чаще лгут, чтобы проверить, каковы будут последствия: интересно проверить возможные варианты развития событий. Нередко у детей появляются многочисленные воображаемые друзья — фантазия работает в усиленном режиме. Хорошо функционирует долгосрочная память.

Возникает интерес к описанию чувств и эмоций, играм с ролевыми моделями. Дошкольники в 5-6 лет способны минимально ухаживать за собой — одеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами.

Дошкольник ведет себя как маленький

Наташе 6 лет. Ее истерики родители относят на счет задержки развития. Она давно уже умеет читать-писать, но в проблемных ситуациях прячется за маской маленькой девочки, может начать всхлипывать и кривить ротик, как будто ей 3 года. Особенно неприятно, когда она начинает «ломать язык», как маленькая, как будто даже «р» не выговаривает, закатывать глазки и изображать из себя куклу с хлопающими ресницами.

Но это еще полбеды. Наташа не останавливается на достигнутом. Когда родители начинают ее стыдить за кривляние, она бросается на диван или на пол и начинает деланно рыдать, обвиняя всех в том, что ее не любят.

Чтобы не видеть этих сцен, папа берет дочку за руку и отправляет в детскую «освежиться». Предполагается, что Наташа сама справится со своими эмоциями. Через час девочке разрешают выйти. Родителей не покидает ощущение какой-то неадекватности поведения у дочки. Они боятся, что в дальнейшем в школе Наташа начнет «закатывать истерики» учителям.

Почему наступает кризис в 5 лет?

Психика ребенка и кора головного мозга ежедневно развиваются, возникает потребность в самовыражении. Капризы, непредсказуемое поведение, эмоциональные всплески, споры — так формируется личность.

Нарушается коммуникация с родителями, друзья разочаровывают — детей преследует чувство одиночества. Неуправляемость объясняется попыткой привлечь внимание старших, подтвердить значимость своего мнения.

Ребенок осознает принадлежность к биологическому полу, интересуется отличиями между мальчиками и девочками, пытается понять свое место в сложной системе человеческих взаимоотношений. Малышу нелегко справиться с потоком поступающей информации, и он выплескивает накопившееся напряжение через упрямство. К счастью для родителей, это не навсегда.

5 способов пережить детскую истерику (хватит уже криков и беспомощности!)

Детские истерики — частая история в жизни любого родителя. Правда, пережить их бывает непросто. Семейный консультант Джесси Боненкамп рассказывает, как посмотреть на эти выматывающие эпизоды с другой стороны и сделать так, чтобы бессилие, вина и бешенство не захватывали родителя в момент детских криков и слез так сильно.

Не принимайте истерику на свой счет

Для начала всегда нужно помнить о том, что ребенок не делает этого нарочно. Он не старается досадить вам, разозлить или заставить чувствовать себя неловко. Истерика — это один из способов детской коммуникации. Даже взрослым бывает трудно сразу справиться с разочарованием, гневом или растерянностью, которые иногда могут нахлынуть слишком мощной волной. Детям разобраться со всем этим негативом еще сложнее. Нет, они не хотят вывести вас из себя, им просто тяжело справиться с определенной эмоцией.

Будьте помощником, а не судьей

Многие родители так теряются в момент детской истерики, что просто не знают, как себя вести. Между тем есть одна хорошая работающая схема. Сначала вы объясняете ребенку, что именно произошло и что он почувствовал, а затем спокойно выставляете границы (если это необходимо). Например, это может звучать так: «Ты очень не хотел заканчивать игру, чтобы идти чистить зубы перед сном. Ты так разозлился, что тебе захотелось меня ударить. Я понимаю, что это ужасно неприятно — отрываться от интересной игры, но бить меня я не разрешаю». Или: «Да, ты хотел макароны другой формы, я понимаю. Ты ожидал, что будут бантики, а я сварила тебе спиральки, и ты разочаровался и разозлился. Но я не разрешаю кидать еду на пол». Если попробовать действовать именно так, возможно, вам удастся удержаться от окрика или осуждений вроде «да как ты можешь так себя вести!».

Не пытайтесь поскорее остановить истерику

Это самая сложная часть. Непросто находиться в одном пространстве с ребенком, который орет, визжит, бьется об пол или пытается вас укусить. Любому захочется, чтобы этот кошмар скорее прекратился (особенно если вокруг полно осуждающих зрителей). Но пытаться купировать истерику, не дав ей пройти, — не лучшая идея.

Представьте, что наши эмоции — это тоннели, и мы проходим их как большие тяжелые поезда. Мы не можем свернуть или объехать этот тоннель, нам просто нужно прочувствовать эту эмоцию до конца, чтобы она отпустила нас. Как только ребенок накричится и нарыдается вдоволь, ему автоматически станет легче. Как правило, окончания истерики ждут родители (потому что им неловко, некомфортно, неприятно), ребенку же лучше всего выпустить пар до конца.

Не оставляйте ребенка наедине с его истерикой

Детям, особенно тем, кому еще не исполнилось пяти лет, очень сложно справляться с эмоциями самим — им важно получать нашу помощь. У ребенка должна быть надежная скала, за которую он может ухватиться в то время, как волны эмоций захлестывают его со всех сторон. Им нужно понимать, что взрослый всегда рядом и истерика никак не повлияет на ваши близкие отношения и любовь.

Именно поэтому не нужно оставлять ребенка наедине с его криками. Отведите его в тихое место и будьте там вместе с ним. Пожалуйста, никаких «иди один в свою комнату, раз ты так себя ведешь».

Не упрекайте ребенка за то, что он чувствует

Малыши еще только учатся иметь дело с различными эмоциями и управлять ими, поэтому мы ни в коем случае не должны им внушать, что их чувства плохи и неправильны. Помните образ с тоннелями? Мы должны показать детям, как через них проходить. А не блокировать тоннель, оставляя их внутри без помощи. Наша цель — научить детей не впадать в панику или истерику при приближении сильной негативной эмоции.

Вместо того чтобы говорить: «Ну хватит уже рыдать, все же в порядке» или «Прекрати орать из-за ерунды!» лучше сказать «Я понимаю, что ты расстроен, но ты не можешь валяться на полу/бить меня/кидать вещи сейчас».

Безусловно, нужно выставлять границы, объясняя ребенку, как себя вести можно, а как нельзя, но не нужно осуждать его чувства. Они всегда уместны — даже если вам в данный момент за ребенка стыдно или неудобно. Ведь мы хотим вырастить адекватных людей, которые могут контролировать свои эмоции и общаться спокойно и уважительно. Главное — всегда помнить: взрослый здесь — вы, и вы не должны ощущать беспомощность. Поддерживаем, направляем, мягко ставим границы — вот работающая схема.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь в Telegram

Сколько может длиться кризис?

Продолжительность кризиса нельзя определить заранее: она зависит от индивидуальных особенностей психики ребенка, реакции взрослых, атмосферы в семье. Переходный период не начинается строго в 5 лет — иногда чуть раньше или позже. Как правило, он длится от 1 месяца до 1 года.

Кризис пятилетнего возраста порой проходит легко: родители даже не замечают изменений в поведении малыша. Каждый случай индивидуален, и ваша задача — подготовиться к возможным трудностям, следовать советам педиатров и психологов.

Капризы и истерики — нелюбимой бабушке

Кате 5 лет. Она ведет себя почти безукоризненно дома и в группе неполного дня, где с большим удовольствием занимается лепкой и танцами. Папа и мама Кати работают, но в семье есть няня Вита. А на выходные бабушка Лида с радостью берет внучку к себе.

Есть еще и бабушка Вера, но Катя не любит к ней ходить. Бабушку Веру это обижает. Она считает, что внучку подговаривают, настраивают против нее, из-за чего Катя устраивает ей сцены, требует позвонить родителям, чтобы те забрали ее домой. Родители Кати сердятся на бабушку Веру: неужели трудно справиться с маленькой девочкой и дать им отдохнуть несколько часов?

Бабушка Вера пробовала водить Катю на занятия, в зоопарк, в детский театр. По ее словам, девочка как белены объелась: упирается, капризничает, ноет, просит то покушать, то присесть, то полежать. Ни с того ни с сего жалуется на то, что болит животик. Когда родители приезжают забирать Катю домой, обе наперебой жалуются друг на друга, так что не поймешь, кто из них маленький.

Признаки начала кризиса

Как понять, что наступил кризис? Он возникает из-за внутреннего конфликта: ребенок обнаруживает, что желания и реальные возможности не совпадают, а добиться полной автономности не получается — родители контролируют каждый шаг.

  1. Необоснованная агрессия. Малыш хамит, огрызается, отказывается следовать просьбам. Отталкивает родственников, которых раньше очень любил.
  2. Истерики. Мелкие неудачи вызывают слезы: не смог найти любимую машинку, запретили идти на улицу.
  3. Ребенок передразнивает старших, подражает им, старается быть «взрослым». Гримасничает, перенимает привычки.
  4. Возникает потребность в одиночестве: дети в пятилетнем возрасте любят запираться в комнате, организовывать секретные уголки. Отказываются делиться информацией (не рассказывают, как прошел день, что они обсуждали с друзьями). Это объясняется стремлением решать проблемы единолично.
  5. Фобии, ночные кошмары, беспокойный сон. Ребенок боится сверхъестественных существ, отказывается спать в комнате один. Также добавляются экзистенциальные страхи — навязчивые мысли о мучительных болезнях, смерти, печальном будущем («А вдруг у меня не будет друзей? А я не заболею?»)
  6. Неуверенность в себе. Малыш соревнуется со сверстниками, сравнивает себя с другими. Просит оценить его внешность или действия («У меня красивое платье?»)

Причина истерики: ребенку не хватает любви

Если истерики повторяются, часто родители — от бессилия что-либо изменить — оставляют ребенка одного в комнате, захлопывая за собой дверь. Мол, справляйся сам, как хочешь!

Иногда истерика, кривляние — наиболее яркие симптомы психологического регресса. Но регресс — это не заболевание, а защитный механизм психики, как правило, связанный с непосильной для ребенка ситуацией. Работает этот механизм по типу «Лежачего не бьют!». Притворяясь маленькой, Наташа пытается вызвать любовь отца.

Ведь ее маленькую он не стеснялся прижимать к груди, подбрасывать до самого неба. Но теперь он строг. Когда Наташа подбегает к нему, чтобы забраться на колени, он ее отстраняет: «Телячьи нежности!». Некоторые родители, ознакомившись с азами психоанализа, боятся Эдипова комплекса или его женского варианта комплекса Электры — скрытых сексуальных отношений между членами семьи противоположного пола.

Психоанализ — теория, которая так и осталась недоказанной. Напротив, исследования показывают, что эмоциональная жизнь ребенка очень долго не определяется сексуальными мотивами. Война против педофилов тоже охладила пылких отцов. Но дети нуждаются в нежности и любви обоих родителей.

Чем строже родитель, тем сильнее желание ребенка что-то предпринять, чтобы снять напряженность, эмоциональные барьеры в отношениях. Поэтому дети иногда начинают заискивать, лепетать, «лезть в глаза». Они считают себя виновными в том, что отношение к ним так переменилось. И ведут себя так, будто хотят исправить положение. Закрывая Наташу в детской, родители только усиливают ее предчувствие вины, за которое приходится нести ежедневное наказание.

Что мы говоримЧто они слышат
«Как тебе не стыдно? Ты уже большая, а ведешь себя как глупая, маленькая девочка!»«Ты — глупая девочка, чем дальше, тем хуже! Невозможно любить такую…»

Плюсы кризиса 5 лет

Любой кризис — это не только испытания, но и новые возможности. В 5-6 лет дети достигают пика обучаемости и восприимчивости к новой информации, постепенно учатся чтению, письму и счету. Чтобы отвлечься от психологических проблем, попробуйте помочь ребенку найти любимое занятие.

Во время кризиса пятилетнего возраста появляется море энергии. Этот факт нельзя игнорировать. Вы получаете бесценную возможность направить силы ребенка в мирное русло: найти хобби, подготовиться к школе, обнаружить новый талант, укрепить здоровье.

Будет полезна физическая активность — спорт, командные игры, долгие прогулки. Если малыш растет спокойным и замкнутым, самое время раскрыть творческий потенциал с помощью развивающих кружков.

Воспитательный процесс

Воспитательные меры зачастую выражаются в правилах и наказаниях за их нарушение. Они учат детей быть послушными и развивать самообладание. При вразумлениях не следует перегибать палку и быть слишком жесткими.

Требования, которые выдвигаются детям, должны быть четкими и последовательными, чтобы малыш понимал, что конкретно от него ожидается, и не желал ничего менять. Многие родители отмечают, что не стоит устанавливать слишком много правил. Важно, чтобы ребенок уяснил для себя один из важных моментов, что любой случай непослушания ведет к наказанию.

Выражать свои требования следует в форме утверждений. К примеру, вместо того, чтобы спросить о том, не мог ли он прибраться у себя в комнате, нужно четко сказать, чтобы он навел порядок там, где разбросал игрушки. Вежливость родителей в этом вопросе несколько неуместна, поскольку подобный вопрос дает детям возможность проанализировать все за и против и выбрать лучший для них вариант. Нельзя выпускать власть из своих рук.

Иногда родителям трудно определить, внимательно ли слушает ребенок в четыре года, насколько четко понимает их слова. Поэтому важно не забывать о повторении. Ключевые мысли следует повторять по несколько раз, включая жесты и подбирая правильный тон голоса.

В семье, где несколько маленьких детей, меры наказания могут отличаться друг от друга, особенно если есть ребенок, которому пошел 5 год, и он проходит кризисный этап в жизни. В некоторых ситуациях достаточно только строгого взгляда, а для других детей необходимо применять конкретные действия.

Изменения после кризиса

После резкого скачка в развитии психики ребенок становится более уравновешенным, прислушивается к советам родителей и с удовольствием проводит время с семьей.

Укрепляются волевые качества характера, самоконтроль. Малыш организовывает распорядок дня, расставляет приоритеты (сначала сделать уроки, потом отдыхать; вовремя лечь спать).

Отчетливо проявляются черты характера, вкусы и предпочтения. Ребенок судит о событиях почти без оглядки на родителей или друзей.

Советы доктора Комаровского

Что рекомендует делать с неуправляемыми детьми врач-педиатр Е. О. Комаровский?

  1. Реагируйте на истерики спокойно, с улыбкой, игнорируйте при необходимости. Ребенок устраивает скандалы перед людьми, которые к нему чувствительны. Если вы понимаете, что готовы сорваться, уйдите в другое место. Члены семьи должны придерживаться одной линии поведения: шаблон «мама ругает, папа ничего не делает, бабушка все разрешает» приведет к избалованности.
  2. Не идите на поводу у окружающих. Люди смотрят с осуждением, потому что вы не разрешаете ребенку взять вторую шоколадку с полки в магазине? Дождитесь момента, когда истерика прекратится без вашего вмешательства. Если будете поддаваться, ребенок начнет использовать эту технику для манипуляций, капризничая перед посторонними людьми. Минута молчаливого осуждения лучше, чем часы детского крика.
  3. Осваивать педагогические тонкости нужно не во время кризиса, а гораздо раньше. Ребенок еще ползает, только готовится делать первые шаги? Читайте о предстоящих кризисах 3 и 5 лет. Готовьтесь к испытаниям заранее.
  4. Если истерики возникают без повода, а ребенок редко пребывает в спокойном состоянии, обратитесь к врачу.
  5. Взрослые могут терять самообладание: шлепать, наказывать, кричать. При повторяющихся нервных срывах родителям следует обратиться за помощью к семейному психологу. Дети чутко улавливают состояние старших, такое поведение их травмирует. Последствия проявятся, когда ребенок повзрослеет.
  6. В действиях должна прослеживаться причинно-следственная связь: уронил печенье — второе возьмешь из пачки завтра. Отказываешься от предложенной еды — получишь ее позже. Не надо мгновенно исправлять ошибки детей, поднимать предметы с пола, насильно кормить. Формируйте ответственность за совершаемые действия с малых лет.
  7. Важная вещь — взаимосвязь поступков и времени. «Нахулиганил утром, вечером останешься без мультиков!», «Будешь плакать — на выходных не пойдешь на День рождения!» — это неправильно. К концу дня ребенок уже забудет, что произошло. Сообщайте о последствиях сразу.
  8. Дети целиком зависят от вашей воли. Не соперничайте с ними. Вы не имеете права игнорировать биологические потребности, ограничивая в здоровой еде, прогулках, сне, но в качестве наказания можно запретить «излишества»: сладости, покупку игрушек.

Почему ребенок устраивает истерики на людях, в магазине

Пятилетний Коля не умеет вести себя на людях, «истерит», капризничает, протестует, отказывается играть с детьми. Из-за этого Колина семья реже ходит в гости, чем хотелось бы, а походы в магазин стали кошмаром: мальчик может упереться как ослик и не сдвинуться с места. Если мама насильно тянет его за собой, он начинает орать на весь магазин. Когда Коля был маленьким, было легче: можно было посадить его в большую тележку и катать по всему периметру супермаркета. Теперь он подрос, стал тяжелым и несговорчивым.

Трудно складываются отношения Коли и с ребятами в детском саду. Если ему что-то не понравится, он может ударить. А может отойти к стенке и долго стоять, отвернувшись, нервно чиркая пальцем по побелке, как будто его кто-то наказал, поставил в угол.

Жалобы утомили родителей Коли. Папа обвиняет маму и бабушку: «Растет не мужик, а истеричка! Все потому, что вы его балуете!». Мама, напротив, считает, что папино отсутствие делает парня неуправляемым. «Твое равнодушие он воспринимает как благосклонность. Что бы он ни сделал, тебе все равно! Мальчику нужно внимание отца!»

Бабушка — самый терпеливый воспитатель в семье, увещевает любимого внука: «Нужно ладить с людьми, иначе тебя не возьмут ни в школу, ни на работу!». Коля смотрит на нее с непониманием.

Что делать родителям? Советы психолога

Родителям стоит четко определять границы дозволенного. Ребенок должен понимать установленные законы. Это вопрос не только хорошего поведения, но и безопасности: дети чувствуют себя защищенными, когда в жизни есть система правил, предложенная родителями.

Не меняйте принятые решения, подстраиваясь под желания малыша. Иначе он поймет, что вами можно манипулировать: «Зачем слушать старших, если они в любом случае согласятся на мои требования?» Запрещено сегодня — запрещено всегда. Золотое правило педагогики — «Учи примером». Странно наказывать детей за бранные слова, если вы сами употребляете их в речи.

Помните: ребенок растет, учится новому, чтобы реализовать свой потенциал. Непослушание — признак независимого мышления. Идеальных малышей, беспрекословно выполняющих требования, не существует. Гиперпослушные дети вырастают в безынициативных, аморфных людей.

Причина истерики: родители не понимают особенности характера ребенка

В силу индивидуальных, генетических различий дети иногда трудно адаптируются к новым условиям и вместо радостной реакции на новизну проявляют негативизм: «Не хочу! Не буду!». Так ведут себя дети холерического темперамента, неуравновешенные экстраверты. Их огромный потенциал по освоению новых навыков, территорий, контактов с интересными для них людьми реализуется только после первой фазы отчуждения и негативизма.
Если не учитывать эту динамику, можно так и не узнать, как повезло вам с ребенком. Вместо этого у ребенка закрепится негативная реакция на новизну, сформируется «сторожок» на любое отклонение от стереотипа, а люди будут вызывать у него раздражение и агрессию.

Главный педагогический вопрос — об адекватной реакции родителей на такое поведение. Читать морали, делая упор на совесть и абстрактное мышление, детям младше 7 лет почти бесполезно. Моральное сознание только начинает формироваться к этому возрасту. Бабушка Коли занимается самоуспокоением.

Но и жесткое наказание не работает. Родители не столько ставят сына в угол, сколько заводят его и себя в тупик. Считая истерику (проявление латентного напряжения и агрессии) финальным пунктом в поведении ребенка, целью его действий, родители перекрывают путь для развития адаптивности. Когда Коля вырастет, он, как и его отец, будет нетерпеливо, без оглядки на окружающих, продавливать ситуацию под свои интересы, а не договариваться с коллегами, друзьями, членами семьи. Истерика Коли в данном случае — результат нетерпимости его родителей.

Что мы говоримЧто они слышат
«Если ты будешь позорить нас на людях, мы не будем тебя с собой брать!»«Ты нам не нужен. Другие люди гораздо важнее для нас, чем ты, родной сын!»

Чего не стоит делать?

  1. К сожалению, родители иногда теряют терпение и повышают на детей голос. Это бесполезно: разговаривайте спокойно, мягко, но настойчиво. Приводите логичные аргументы.
  2. Физическое насилие недопустимо. Исключите даже шлепки и другие «безобидные» прикосновения.
  3. Не вымещайте злость на ребенке. Накопилась усталость? Найдите иной способ избавиться от негатива.
  4. Не наказывайте безразличием. Если вы видите, что малыш наговорил грубостей, но не может справиться с проблемой без вас, подойдите и помогите ему. Ответственность всегда лежит на взрослом.
  5. Не бросайте в беде. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда готовы прийти на помощь — это основа психологического комфорта.
  6. Не ругайте без причины. Выражайте недовольство корректно, обязательно подчеркивайте, почему вас расстроил тот или иной поступок.
  7. Не заостряйте внимание на детской лжи. Предложите вместе пофантазировать, сочинить рассказ или нарисовать картинку с выдуманными героями.
  8. Избегайте удушающей опеки. Дайте ребенку шанс развиваться свободно, без давления и внешнего контроля. Покажите, что вы уже доверяете ему во многих вопросах.
  9. Не отмахивайтесь со словами «Опять ты со своими глупостями». Найдите время выслушать, посочувствовать, дать совет.
  10. Не переживайте слишком сильно. Каждая семья проходит через кризисы взросления детей. Когда неприятный период закончится, вы оцените плоды терпения и правильного воспитания.

Эмоциональный интеллект для детей

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее

Помочь

И снова разделю тему на пункты:

· Выслушать;

· Понаблюдать;

· Постараться стать на его место.

Надеюсь, это поможет нам объективно отнестись к детям и решить, как прекратить произвольные и непроизвольные сцены непослушания наших малышей.

Выслушиваем

Часто кроха сама подскажет, что ему надо. Не знаете, как успокоить малыша, просто дайте ему попить теплого молочка или просто водички. И можете поговорить с ним. Спросите, что он хочет? Как ему помочь? Как он видит ваши действия. Порой уже то, что вы рядом и вы спокойно говорите с ним, а не нервничаете, достаточно, чтобы маленький успокоился и все вам рассказал. Учите крох своих говорить все, что их волнует. Даже, если вам не всегда нравится то, что они говорят, выслушайте их до конца.

Наблюдаем

Мы привыкли к тому, что детки на наших глазах все делают. А потому сказав: «наблюдайте», я имела ввиду, присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, как он реагирует на разную пищу и занятия. Что его выводит из себя, или когда он становится особенно беспокойным. И это поможет понять, как бороться с тем, что и вам, и ему мешает быть спокойным и счастливым, с капризами.

Действуем

Когда у нас достаточно сведений, мы поговорили и понаблюдали, пришла пора срочно менять то, что является причиной неадекватного действия ребенка. Возможно, придется обратиться к специалисту, или приучить себя купать кроху с настойками успокаивающих трав. Если нужно поговорить с воспитателем, или самим ослабить подготовку к школе, что дает порой огромную нагрузку на психологическое состояние карапуза, сделайте это, не откладывая в долгий ящик!

О самом главном – сказала. Если что забыла или упустила, жду от вас подсказок. Мы всегда можем вернуться к теме и поговорить о ней, рассмотреть ее как можно подробнее. Благодарна буду за ваше активное участие. А потому приглашаю подписываться на новости, чтобы получить возможность стать участником полезных и важных разговоров на тему нас и наших деток! Всех своих знакомых и друзей тоже приводите в наши беседы! Пусть и они получат возможность рассказать и послушать все, о чем мы тут с вами «секретничаем»!

А на сегодня пока-пока!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]