Логоневроз это выраженное нарушение в темпе речи, в виде ее задержок, изменения, частых повторений, протягивание отдельных звуков или слогов. Такая проблема проявляется в возрасте от двух до шести лет. В этом случае необходимо обратиться к специалистам по речевому развитию, так как причин у подобного явления может быть несколько. Логоневроз или заикание – нарушение речи, при котором происходит повторение отдельных слов или слогов.
Согласно статистике, от диагноза страдает около 10% детей, причем у мальчиков оно встречается в три раза чаще, чем у девочек. Логоневроз и армия вполне совместимы, кроме особо тяжелых случаев (когда речевые расстройства вызваны нарушениями ЦНС). А также при заикании не присваивается инвалидность.
У кого может развиться логоневроз
Логоневроз у взрослых часто всего происходит из детства, если оно не было устранено. Чем дольше у человека наблюдается заикание, тем сложнее оно лечится. Самый эффективный период, в который необходимо предпринимать терапию – 5 лет. После этого, вероятность полного избавления от данного речевого нарушения постепенно снижается. Согласно медицинской статистике, около 18% пациентов избавились от заикания, которое наблюдалось более 5 лет.
Если заикание впервые проявляется уже в зрелом возрасте, необходимо проводить тщательную диагностику, так как подобные явление крайняя редкость. Ограниченность в общении влияет на многие стороны социальной жизни человека. Человек может избегать контактировать с другими людьми, появляется нервозность, стрессовое состояние. Проблемы с речью приводят к так называемому второму кругу переживаний. Часто приходится обращаться за помощью с психотерапевтам, без помощи которого, полное излечение невозможно. Само избавление от заикания (логоневроза) – это длительный и кропотливый процесс.
Замечено, что заикание редко наблюдается у людей с уравновешенным спокойным характером. Многие взрослые пациенты, страдающие от логоневрозов, имеют невротические проявления, которые выражаются в грызении ногтей, кручении волос и т.д.
Как проявляется логоневроз у детей
Кроме выраженных речевых нарушений, у детей, страдающих от заикания наблюдаются и другие симптомы. В зависимости от признаков, невроз подразделяется на различные виды — фобический. Наличие выраженных страхов чего-либо и обсессивный, имеющий однотипные движения. У детей это наблюдается в виде тиков. Существует целый ряд непроизвольных движений, которые могут наблюдаться:
- непроизвольное подергивание руками и ногами;
- хмыкания;
- похлопывание ладонями или кистями;
- подмигивание;
- повышенное поворачивание головой;
- чесание носа.
Обострения логоневрозов происходит во время эмоциональных переживаний, снять которые можно сменой обстановки или двигательной разрядкой. Повторение определенных действий имеет строгую последовательность и могут даже иметь свои названия. В младшем детском возрасте часто наблюдается боязнь острых предметов обиходы и замкнутых пространств. В некоторых случаях у ребенка могут наблюдаться страх выступить перед людьми или стеснения в простом ответе взрослому либо другому ребенку. Со временем это может перейти в фазу рецидивирующего течения, что приводит к еще более глубокому невротическому состоянию.
В более старшем возрасте у ребенка могут сформироваться различные страхи, повышенная тревожность, появление мнительности. Параллельно с заиканием развиваются психические нарушения в виде эмоциональной неустойчивости, впечатлительности, наклонности к появлению различных страхов. Также могут развиваться тяжелые формы вторичных расстройств. Такие малыши замкнуты в себе, тяжелее приспосабливаются к окружающей обстановке, особенно к новому коллективу.
Существует три вида превалирования симптомов:
- Тонический логоневроз. Задержки в виде речевых пауз, при которых ребенок пытается что-то сказать. Это проявляется в виде растягивания звуков.
- Клонический. Многократное повторение определенного звука.
- Смешанный. Проявление обоих типов.
Главным симптомом любого логоневроза является именно заикание. Оно происходит из-за спазма в речевом отделе, при котором невозможно произнесение того или иного звука. Если сжимается язык или губы, наблюдаются артикуляционные судороги. Логоневроз – повторение одного звука либо части слова, слога. Обычно заикание проявляется не постоянно, а только в стрессовых обстоятельствах, сильных эмоциях, ссорах, различных положительных или негативных обстоятельствах. К логоневрозу часто присоединяются спазмы в мышцах, частое моргание, нервные тики, нехватка воздуха. Это основные симптомы логоневроза у детей.
Что такое логоневроз у взрослых
У взрослых людей заикание обычно сопровождается рядом симптомов:
- повышенная тревожность;
- нарушения сна;
- нарушения аппетита;
- повышенной потливостью;
- повторы и паузы в речи;
- тики;
- чувство удушья.
При гневе или испуге может наблюдаться временное заикание. Такая картина характерна для большинства взрослых пациентов, страдающих от различных логоневрозов.
Чем отличается взрослое заикание от детского
Если заикание появилось после перенесенного стресса, может помочь применение успокоительных средств. Это будет препятствовать тому, чтобы данный речевой дефект закрепился. Логоневроз у взрослого отличается тем, что человек может говорить нормально в спокойном состоянии. У ребенка заикание присутствует уже при построении фразы, у взрослых пациентов внутренняя речь остается неизменной. По своим внешним проявлениям, логоневрозы выглядят одинаково. Различия наблюдаются на психическом уровне, сопровождаясь рядом сопутствующих симптомов.
Роль психотерапии
Несмотря на то, что заикание является патологией речевой, ее лечением у взрослых очень часто занимаются не логопеды, а психотерапевты, тогда как при работе с детьми психотерапевтические приемы бывают малоэффективными.
Опытные врачи неврологи часто в своей практике сталкиваются с пациентами, которые умеют правильно говорить, но из-за каких-то внутренних страхов и проблем попросту боятся этого. Есть масса примеров, когда музыканты, играющие на духовых инструментах, заикаются . Стоит ли говорить о том, что им нужно тренировать дыхание? А заикающиеся певцы должны ли тренировать голос и артикуляционный аппарат? Разумеется, в этих упражнениях нет ничего плохого, они будут полезны каждому человеку, но сыграют ли они решающую роль в коррекции такого речевого дефекта, как заикание?
В некоторых случаях человек после подобных занятий действительно начинает говорить правильно, но здесь, скорее всего, сказывается самовнушение и вера взрослого человека в специалистов. То есть, он пришел к уважаемому человеку, все делал правильно, а значит, заговорит. Именно поэтому при коррекционной работе с детьми эти методы сами по себе не срабатывают.
Одним из наиболее действенных методов психотерапевтического воздействия является гипноз. Но специалисты могут использовать и другие коррекционные методы. Выбор конкретной методики во многом зависит от выявленных причин. После того как заика избавится от своих страхов, внутренних комплексов, неуверенности и других психологических проблем, он может достаточно быстро восстановить свою речь и не вспоминать о недуге до конца своей жизни.
Клиническая картина
Главный признаком логоневроза, который входит в клиническую картину является заикание. В это понятие также можно включить:
- многократное повторение отдельных слов или слогов, контролировать которые человек не в состоянии;
- растягивание либо удлинение слова;
- повышенный тонус лицевых мышц;
- дыхательные спазмы;
- высокая активность мимики.
Одним из явных признаков речевого логоневроза является наличие спастического дыхания. Дыхание напрямую связано с голосом, артикуляцией, движением гортани. Нарушение дыхательной активности приводит к появлению прерывистой речи. Если предпринимаются попытки справиться с этим, заминки становятся только более очевидными и выраженными. Логоневроз по мкб 10 имеет код F-98.5. Это группа расстройств имеющая начало в детском возрасте.
Симптомы и виды
Существует классификация логоневрозов. По протеканию он может быть:
- Постоянным. Проявляется постоянно и во всех формах речи.
- Рецидивирующий. появляется и исчезает без привязки к различным факторам. Нормальная речь может сохраняться длительный период.
- Волнообразный. Речевые нарушение утихает, а затем повторяется вновь.
По типу судорог, логоневроз разделяется на:
- Тонический тип. Сокращение мыщц происходят длительное время и имеют большую силу.
- Клоническая. Чередование коротких судорог.
- Смешанная. Наблюдается оба типа.
По клинической форме, логоневроз у детей классифицируется на невротический и неврозоподобный. Невротический тип возникает при отсутствии внутриутробных или родовых травм и патологий. Причиной такой формы часто является психологическая травма либо введение второго языка в раннем детском возрасте. Такой логоневроз имеет функциональный характер, при которых структура мозга не повреждается. Именно поэтому она легче лечится.
Неврозоподобное заикание часто ставится женщинам во время беременности, которая сопровождается токсикозом, травмах. В этом случае речевые нарушения просиходят из-за поражений мозга, его речевых центром. Четкие проявления заметны в возрасте 3-4 лет, когда ребенок начинает активно разговаривать, строить сложные предложения, общаться с окружающими отдельными структурированными фразами.
Степени заболевания
Существует три степени тяжести логоневроза:
- легкая форма – наблюдаются отдельные судороги в спонтанной речи;
- средняя – судороги появляются при разговоре, но человек может длительное время говорить абсолютно нормально;
- тяжелая – речевые судороги наблюдаются в любых ситуациях, в том числе, если человек разговаривает сам с собой.
Такое деление имеет формальный характер. Большая часть специалистов отмечают данную классификацию несостоятельной, так как она зависит от многих факторов – времени, конкретной ситуации, места.
Симптомы
Главный симптомом заикания — судороги (ненормальное сокращение мышц речевого аппарата) в процессе речи. Их длительность может занимать от 1-2 до 12-13 секунд, а в отдельных тяжелых случаях достигать 80 и более секунд.
Будьте внимательны к своему ребенку и помогайте ему побороть илл предотвратить развитие заикания.
У детей с заиканием также нарушается последовательность в произношении отдельных слов, дети теряют ход мысли из-за выраженных пауз, испытывают эмоциональные переживания и, как следствие, приобретают черты характера “неполноценного” человека.
Остановимся более подробно на чувстве собственной неполноценности, так как данный симптом во многом определяет дальнейшее развитие и течение заикание у ребенка. Данное чувство еще называют «болезненной фиксацией» заикающегося.
Выделяют три степени «болезненной фиксации»:
- Первая ст. (дети ощущают себя комфортно, при этом у них не отмечаются стеснения, стыд из-за дефекта в речи).
- Вторая ст. (дети теряют чувство комфорта, испытывают умеренное стеснение, стыд из-за дефекта в речи, пытаются замаскировать его)..
- Третья ст. (выраженная концентрация на своем дефекте речи, испытывают выраженное стеснение, стыд. Обычно данная степень отмечается у детей старшего школьного возраста).
Эффективность лечения заикающихся детей напрямую зависит от степени «болезненной фиксации». Чем выше фиксированность, тем менее благоприятный прогноз логопедической работы.
Существуют три степени заикания:
- незначительная — заикание появляется только при возбуждении (выраженных эмоциях), при быстрой речи.
- умеренная — в покое и в обычной обстановке не заикаются; только при выраженных эмоциях появляется заикание.
- выраженная — заикаются постоянно.
Возможные причины болезни
Речевой невроз или логоневроз появляется в раннем детском возрасте, около 3-4лет. Причины, которые могут его спровоцировать в каждом случае индивидуальные. Это могут быть наследственные причины и неврологические. Во взрослом возрасте предпосылками могут стать неврологические причины – поражения в головном мозге. Это может произойти после травм, инсульта, нарушениями кровообращения головного мозга, вследствие осложнений от ряда инфекционных заболеваний.
Есть также невротические факторы (психогенные), к которым относятся различные травмы психики, дисбалансе в нервной системе. Неврозы, вызванные такими причинами относятся к сложной группе, требующие индивидуального подхода в лечении.
У детей причины развития логоневроза схожие. Их все можно разделить на некоторые группы:
- недостатки ЦНС вызванные внутриутробными патологиями, родовыми травмами, заболеваниями в раннем возрасте;
- особенности нервной системы – повышенная плаксивость, тревожность;
- особенности развития речи;
- наследственные особенности ЦНС;
- внешние патогенные факторы;
- становление речи в позднем возрасте;
- физические недостатки у ребенка, формирующие комплексы, чувтсов «белой вороны» среди других детей.
Есть также факторы, сопутствующие появлению заиканию. К таким относятся:
- высокие требования со стороны родителей;
- частые придирки, чрезмерный контроль, нет одной стратегии воспитания ребенка;
- плохой эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками.
Может вызвать логоневроз частые или постоянный стресс, атмосфера с семье, в которой проживает ребенок. Частыми причинами являются конфликты в семье, детском саду и т.д.
Этиологические факторы расстройства
Логоневроз может появиться как реакция на сильный перенесенный стресс. Прежде чем, может быть поставлен диагноз логоневроз, специалист должен понять, что именно к нему привело. Для детей существует три главные причины:
- травмы головы, инфекции, ДЦП, новообразование в головном мозге;
- психические расстройства и заболевания;
- наследственные факторы.
У детей логоневроз появляется во много раз чаще чем у взрослых. Если ребенок только учится говорить, логоневроз может быть нормальным явлением при формировании речевого аппарата. Для подростков самыми распространёнными причинами появления логоневроза являются неустойчивая психика, эмоциональная нестабильность, излишняя драматизация, впечатлительность. Одной из самых распространенных причин заикания – это неурядицы в семье, конфликты между родителями.
Невроз навязчивых движений как причина заикания
Частой причиной развития логоневроза являются навязчивые движение. Это может быть непроизвольные моргания, тики, покашливания, причмокивания и другие. Родители могут не обращать на это внимание либо вовсе их не замечать. В начальной фазе развития ребенок практически ничем не отличается от других детей, а родители уверенны что это временное и вскоре это пройдет само собой. Со временем эти движения становятся все более заметными для окружающих и проявляются они более заметно.
Ребенка осматривают узкие специалисты, такие как окулист или отоларинголог, которые не видят никаких проблем по своему профилю. Нервные тики – возбуждение отдельных частей головного мозга. Это явление имеет моментальное сокращение мимических мышц, возникающие самопроизвольно и не способные контролироваться.
Внешние факторы провоцирующие логоневроз
На развитие ребенка влияет окружение, в котором он растет – условия жизни, окружающая среда, правильность воспитания. К отдельным факторам относятся график сна и питания. Ребенок должен находится в комфортных условиях, не испытывать психического и физического давления на себя со стороны других детей и взрослых. Особое значение имеет окружающее звуковое раздражение. Например, если в квартире постоянно работает телевизор, играет громкая музыка, у ребенка нарушается звуковое восприятие. Усугубить данную ситуацию может небольшое пространство, отсутствие свежего воздуха.
Отдельного внимания заслуживают спонтанные факторы, способные привести к эмоциональному и физическому стрессу – авария, встреча с дикими животными, скандалы, драки в семье и иные. Дети, страдающие заиканием, имеют в работе нервной системы преобладание возбуждения над торможением. То есть тормозная функция речевого аппарата ослабляется. Точное определение фактора позволит подобрать правильное лечение и тактику терапии.
Заикание, его предупреждение и устранение
Сущность заикания
Заикание — мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив.
Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными специальными педагогическими методами. При таких условиях воспитатель может помочь ребенку нередко даже в большей степени, чем специалист-логопед, в силу более интимного и длительного контакта со своим воспитанником и его семьей. Заикание — функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах.
Формы заикания Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе — петух или п-п-п — петух, А-а-а-аня. Такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она называется клонической . Иногда ребенок из-за судороги совсем не в силах вымолвить нужный звук или надолго задерживается на нем, мучительно преодолевая судорогу: п — —петух, А…. (долго тянет звук а) — Аня. Эта форма заикания называется тонической . Обычно с такими затруднениями произносятся первые звуки слова и фразы. Более легкая, клоническая форма заикания нередко с течением времени переходит в трудную — тоническую. Бывает, что заикающийся до произнесения слова судорожно, со свистом выдыхает почти весь воздух и затем уже, захлебываясь, говорит: ххх (выдох) хя очень болен — я очень болен. Судороги проявляются то преимущественно в дыхательном аппарате речи, то в голосовом, то в артикуляторном. У многих заикание сопровождается судорожными или привычными движениями рук, ног, головы. Нередко у заикающихся имеется и косноязычие.
Одновременно с судорожными проявлениями у заикающегося наблюдаются, преимущественно в старшем возрасте, разнообразные болезненные явления. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не сможет хорошо сказать. Иные из заикающихся свое внимание сосредоточивают на «трудных» для произношения звуках. Некоторые же, обычно более развитые, смущаются, переживают из-за своего дефекта чувство острого стыда перед окружающими, безуспешно пытаются скрыть от них свой недочет (избегают разговоров, ограничиваются немногословной речью и краткими ответами, говорят тихо, сквозь зубы, краснеют, бледнеют, покрываются потом). Подобные переживания плохо действуют на психику ребенка, портят его характер (нередко он становится раздражительным, мнительным, болезненно обидчивым, нелюдимым, иногда озлобленным). Они закрепляют и усиливают заикание, следовательно, нужно пристальное внимание воспитателя к таким детям. Дети заикаются лишь в присутствии других людей — детей и взрослых, в одиночестве же говорят нормально (например, с игрушками). Поют они также без заикания. В одной обстановке или в беседе с одними лицами ребенок не заикается, при других обстоятельствах и людях заикается. Многое зависит от сложившегося у него отношения к собеседнику, к обстановке.
Течение заикания Заикание возникает то внезапно, иногда после некоторого периода немоты (от нескольких часов до нескольких дней), то исподволь, постепенно усиливаясь. Последнее происходит чаще всего в результате истощающих нервную систему болезней, интоксикации ее. При благоприятных условиях жизни и развития организма ребенка оно может постепенно исчезнуть. Но если окружающие в присутствии ребенка начинают усиленно обращать внимание на порок речи, много говорить об этом «несчастье», горевать, охать, если у малыша возникает боязнь оказаться смешным при разговоре с другими, если нервная система при этом ослаблена, то заикание, наоборот, усиливается. Заикание периодически то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей, падающих на мозг ребенка.
Причины и механизмы заикания Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2 до 5 лет, когда нервная система, слуходвигательные и речевые системы мозга еще не окрепли, поэтому их функция легко нарушается неблагоприятными условиями (чрезмерными или слишком сложными раздражителями), а затем — в 7 лет (поступление в школу).
Благоприятную почву для возникновения заикания представляет болезненное состояние нервной системы ребенка, обусловленное рядом обстоятельств: неблагоприятные условия беременности, тяжелые роды, детские болезни, особенно коклюш, вызывающий судороги в речевых органах, тяжелые условия жизни в семье и т.п. В результате дети часто оказываются капризными, непоседливыми, раздражительными, с тревожным сном, плохим аппетитом.
Это отдаленные, предрасполагающие причины заикания, которые не всегда обязательно вызывают заикание. Но при подобном болезненном состоянии нервной системы для появления заикания иногда достаточно действия даже не очень сильных, но необычных, неожиданных или длительных раздражителей, являющихся для слабой нервной системы чрезмерными. Ближайшие, производящие причины заикания:
Испуг, внезапное изменение обстановки, страх, даже во сне, боязнь темноты, одиночества, ожидаемого наказания или прихода страшного дяди, которыми запугивают няни незасыпающего ребенка и т.п. Например, один ребенок стал заикаться, увидав как дед-мороз снял маску и на его глазах превратился в его собственного папу.
Катя, девочка шести лет, боялась фотографироваться. Ее насильно сфотографировали, и она стала заикаться. Возможно заикание детей и вследствие медленного развития речи или плохого произношения некоторых звуков. В этом случае какая-то недостаточность в речедвигательных системах мозга вызывает заикание. Заикание у детей, особенно у нервных, в старшем возрасте может произойти из-за болезненного самовнушения (патологической фиксации), нередко «при помощи» окружающих и вследствие неудач в речи (искажение звука, трудность выразить свою мысль словами и т.п.). Случайные остановки, запинки вызывают у таких детей уверенность, что это и в будущем повторится.
У некоторых дошкольников подобное происходит от чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая быстрой речи окружающих и стремясь, в силу своей повышенной возбудимости, быстро высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках — и начинает заикаться. Здесь сказывается перенапряжение нервных процессов при быстром следовании динамических стереотипов (звуков, слогов, слов) и фиксация неудач.
Дети слабого нервного типа, в частности с неупрочившимися корковыми механизмами речи, не выдерживают непосильной для них речевой нагрузки. Для них вредна излишняя стимуляция и принуждение много рассказывать или декламировать по всякому поводу различным лицам, выслушивать с утра до ночи рассказы, сказки, чтение, иногда с трудным для ребенка содержанием и языком.
Возможны случаи возникновения заикания в момент парадоксальной фазы речевых рефлексов, когда легко возникает самовнушение . Такое состояние наблюдается при утомлении (истощении) нервной системы, при страхе, смущении, растерянности, трусости, боязливости и т.п. В этом состоянии любая запинка в речи может легко и прочно закрепиться и превратиться в заикание.
Физические травмы (ушибы головы, падение с высоты) нередко также вызывают нарушение мозговой функции даже у детей с крепкими нервами. И здесь очевидно действие нервной травмы.
Нередко заикание вызывается инфекционными заболеваниями: коклюшем, нарушающем дыхание и вызывающим страх перед припадком; глистами, истощающими ребенка, раздражающими нервную систему и отравляющими мозг токсинами (ядами), и т.п. Встречаются случаи заикания по подражанию: нервные, психически неустойчивые дети, слушая речь заикающихся или передразнивая их, невольно, в силу рефлекса подражания, сами начинают заикаться. Бывает, что левши, когда их насильно переучивают владеть правой рукой, начинают заикаться: нарушаются уже установившиеся в мозгу координации и связи речевых движений с движениями руки и всего тела.
В большинстве случаев заикание можно рассматривать как невроз речи, т.е. нарушение, срыв нормальной деятельности в результате чрезмерных раздражителей нервной системы. К подобному перенапряжению нервной деятельности относятся и «сшибки» двух противоположных основных процессов мозга — возбуждения и торможения. Заикание иногда появляется в результате одновременного действия раздражителей противоположного характера. Например, папа предлагает ребенку погулять по садику, а мама запрещает: «Не смей идти в садик — опять вся перемажешься в грязи». В результате у неуравновешенного ребенка может произойти нервный срыв (истерика) и — заикание.
Эти срывы свойственны неуравновешенному типу нервной системы, преимущественно слабому, и зависят не только от типа ее, но и от многих других причин: от общей обстановки (ситуации), характера речи ребенка и окружения, прошлого опыта, состояния здоровья, настроения, возраста и т.п.
Нервные срывы при известных условиях вызывают болезненные навязчивые состояния: в коре мозга, по Павлову, образуется «больной пункт» (стойкие патологические связи). При нормальной деятельности остальной части мозга в этом пункте происходит застойность, инертность раздражительного процесса — в результате возникает или стойкое раздражение, или торможение в ответ на приходящий сюда раздражитель. Ранее заикавшийся ребенок испытывает страх снова заикнуться. И.П. Павлов определяет страх как «различные степени пассивно оборонительного рефлекса». Он возникает на почве слишком чувствительного, утрированного торможения в уже до этого патологически ослабленных сильными раздражителями клетках коры.
Нередко заикание при указанных условиях мозговой деятельности вызывается длительными неприятными эмоциональными состояниями (ожидание наказания, ревность дитяти). Возникает по А.Д.Зарубашвили, «патологическое беспокойство» и болезненное перенапряжение динамических возможностей второй сигнальной системы. Дитя не в состоянии надлежаще проанализировать создавшуюся вокруг него сложную и трудную ситуацию речевого общения и начинает заикаться. Например, ребенок-лакомка в отсутствие родителей разбил в буфете банку с вареньем. Проходит день, два, три. Мать не обнаруживает «несчастья», а ребенок нервничает, плохо спит, отвечает невпопад. На четвертый день родители замечают, что их сын стал заикаться. Иногда заикание также может случиться из-за ревности первенца в отношении появившегося братца или сестрицы.
Следует воздержаться от досрочного обучения заикающегося иностранному языку — заикание может усилиться (особенно при строгих требованиях со стороны обучающего).
Однако известно, что не всегда подобные раздражители вызывают у ребенка заикание. Многие дети пугаются, падают с высоты, тонут и т.п., но после этого не заикаются. Все зависит от состояния нервной системы ребенка. Если он нервно здоров, то он в случае подобных воздействий быстро приходит в норму. При нервной же слабости полученное потрясение оставляет после себя неизгладимые следы в виде расстройства деятельности в речевых областях головного мозга, что выражается в заикании.
Не является ли заикание наследственным? Так еще многие думают, но это мнение неправильно. В данном случае по наследству может передаться лишь неполноценность нервной системы. Вот почему у заикаюшихся родителей далеко не всегда и не все дети заикаются. При этом иные из них заикаются не на почве унаследованной нервной системы, а вследствие подражания речи родителей. То обстоятельство, что заикание не наследственное, а приобретенное расстройство речи, облегчает борьбу с ним.
Итак, заикание тесно связано с состоянием нервной системы, со всей личностью ребенка и его взаимоотношениями с окружающими. Из такого положения вытекают и средства борьбы с ним.
Устранение заиканияС самого начала работы воспитатель (учитель) должен взять заикающегося на особый учет, проявить к нему максимум внимания, чуткости, ласковости и заинтересованности его личной жизнью и тем самым сблизиться с ним, расположить его к себе. Для этого часто достаточно нескольких удачных вопросов (есть ли у него папа? мама? брат? сестра? как их зовут? есть ли у него игрушки? какая из них любимая? где провел лето? и т.д.).
Говорить с заикающимися надо медленно, ласково. Затем сближают его с наиболее уравновешенными, нормально говорящими детьми. Предварительно нужно поговорить с ними отдельно, объяснить, что заикающемуся трудно говорить, он стесняется, но скоро привыкнет и перестанет заикаться. В заключение такой беседы надо предложить им разговаривать с новичком несколько замедленно, удерживать его от быстрой речи, вовлекать в спокойные игры, подбадривать и защищать от нападок и обид, особенно от передразнивания другими детьми.
Одновременно с этим воспитатель тщательно изучает семью ребенка, причины возникновения заикания и бытовые условия, наблюдает поведение заикающегося в группе, особенно в разговоре. В результате такого изучения он дает семье советы, как надо обращаться с заикающимся и какие моменты быта подлежат изменению. Выдержанное, спокойное и внимательное отношение к заикающемуся, без подчеркнутой жалостливости, слезливости, заласканности, потакания капризам, твердая дисциплина и режим (играть, питаться, спать вовремя), спокойные условия жизни, отсутствие всякого рода разговоров при нем о его заикании — залог успеха. Вместе с тем нужно обратиться к врачу-педиатру.
Наладив и настойчиво поддерживая указанные условия в детском саду и дома, воспитатель в дальнейшем следит за формированием правильной речи заикающегося и обращает особое внимание на специальное развитие тех сторон, которые у него недостаточно развиты. Эта работа ведется по следующим разделам, конечно, не в даваемой в книге последовательности, а в их взаимосвязи, с акцентированием внимания то на одном, то на другом из разделов в зависимости от дефекта.
Речь Своим личным примером и систематическими требованиями воспитатель приучает заикающегося говорить медленно, плавно, ритмично, слитно. Это достигается произношением нескольких слов на одном выдохе без пауз между ними, незначительным растягиванием гласных звуков в словах и ритмичностью речи, например: ЗавтраПервоемая. Фраза произносится как одно слово (завтрапервоемая). Медленная речь не только помогает преодолеть заикание, но и перевоспитывает личность заикающегося (он становится спокойнее, выдержаннее).
Если ребенок начинает затрудняться произносить данное слово, то воспитатель спокойно подсказывает или произносит его и предоставляет ребенку возможность, не задерживаясь, продолжать говорить. Когда ребенок почему-либо начинает сильно заикаться, то воспитатель заканчивает начатое им сам и успокаивает его, переключив на иное. Ни в коем случае нельзя заставлять заикающегося обязательно произносить или повторять за собой «трудные» для него звуки или слова, т.е. укреплять патологические временные связи.
Чем чаще произносит одновременно с воспитателем, повторяет вслед за ним медленную речь, тем успешнее пойдет перевоспитание его речи. При тяжелых формах заикания необходимо почаще, перед занятиями или после них, в течение 5—7 минут проводить с ребенком логопедическую работу (совместное рассказывание по картинке, затем повторение за воспитателем и, наконец, в случае успеха в предыдущем, самостоятельная речь — ответы на вопросы, рассказ по картинке, сообщение о своих игрушках, о порядке в своей одежде и т.п.).
В специальных занятиях с заикающимися рекомендуется побольше произносить (лучше — заново разучивать) стишки, так как их ритм упорядочивает плавность речи. При этом воспитателем регулируется и речевое дыхание (после каждой строчки стишка делается остановка и легкий вдох). Строчки (стихи) должны быть короткими (2—4 слова). Но произнесение должно быть плавное, нескандированное.
И здесь соблюдается в приемах последовательность: совместная речь, повторяемая и самостоятельная. Надо приучить заикающегося к плавной, медленной речи путем слушания ее им при назывании воспитателем предметов, игрушек и т.п., но насильно не навязывать ее ребенку. Затем связно рассказать о названных предметах (медленно, с паузами и вдохом), после чего спросить: «Что мы видели?» (ответы) «Что делает дед?» и т.д. Каждая фраза воспитателя — музыкально законченная мелодия, с четким словесным и логическим ударением.
По рассказанному чаще задавать вопросы по развитию логического мышления, которое у заикающихся из-за страха речи нередко нарушается. Здесь полезно такого рода занятие: «Я скажу одно слово, а ты скажи, что дальше?» («Кошка». «Кошка мяукает».) Полезно иногда, чтобы ребенок слушал рассказ воспитателя с закрытыми глазами: у него лучше формируется акустический строй речи, отчетливее создаются представления о речевых движениях и ее содержании (исключены отвлекающие моменты).
Очень полезно участие заикающегося в хоровом пении (равно как и пение в одиночку, потому что оно регулирует дыхание и устраняет прерывность речи), в речевых играх (речевое лото, домино, игра в мяч с речевым сопровождением), в хороводах с пляской и инсценировках, в декламации стихов, особенно хором или под музыку и с движением. Например, ужение рыбок на магнитный крючок с приговариванием: «Ловись, рыбка, маленькая, ловись, рыбка, большая», с называнием пойманных рыбок и подсчетом их.
Также хорошо составление ребенком из отдельных картинок целого рассказа, сопровождая этот процесс речью («Неудачный рыболов», «Дед и репка» и т.п.), коллективное произнесение отдельных стишков, рассказывание известных уже сказок, когда один начинает (обычно воспитатель), а другие поочередно продолжают. Песенка заучивается по частям: сначала воспитатель поет две-три фразы, затем вместе с ребенком. Так же заучиваются и стишки. Все это воспитывает у ребенка уверенность в своих речевых возможностях и преодолевает страх.
При наличии косноязычия, которое усиливает заикание, надо поторопиться ликвидировать его обычными методами. Устраняя косноязычие, надо внушить ребенку: «Будешь хорошо говорить звук (такой-то) — и запинаться перестанешь». Иногда так и бывает.
Дыхание и голос У заикающегося оно часто неправильно. Следует приучить ребенка говорить на достаточном выдохе, для чего нужно следить, чтобы он почаще, но без усилия, не поднимая плеч и не переполняя легких, спокойно вдыхал во время речи. Частые остановки, короткие фразы содействуют развитию правильного речевого дыхания. Все изложенное (на стр. 112—114) об устранении недостатков дыхания является обязательным и в отношении заикающихся. На это же обращается внимание и при физкультуре, особенно в упражнениях на плавный выдох. Нужно воспитывать у заикающегося голос уверенный и достаточно сильный. Этому содействует хоровое пение. Очень полезно такого ребенка назначить запевалой.
Рекомендуется поощрять игру на детских музыкальных инструментах, танцы, движения с речью и под музыку или хлопки в ладоши. Все это, развивая ритмику движений, упорядочивает, как и пение, ритм речи, дисциплинирует заикающегося и создает у него бодрое настроение, укрепляет волю.
Моторика Заикающихся, если у них наблюдается некоторая неловкость, неуклюжесть в движениях, плохая координация их, надо усиленно вовлекать в разнообразные игры с движением, усиленно проводить с ними физкультуру (после консультации с врачом). Если у ребенка замечается во время речи и при других движениях чрезмерная напряженность (ригидность) мышц, в чем легко убедиться ощупыванием мышц предплечья, шеи, груди, живота, то полезно проводить в виде игры растормаживающую гимнастику. Например, ребенок «полощет» белье (нагнувшись, быстро двигает вправо-влево руками с вялыми кистями); изображает, как постепенно вырастает и затем увядает цветок (присев и сжавшись с расслабленной мускулатурой в комочек, ребенок постепенно поднимается и развертывает руки в стороны, а затем вяло снова собирается в комок). Воспитатель ощупыванием проверяет напряженность мышц. Эти приемы полезно проводить перед речевыми играми. Иногда и в самом разговоре (делается перерыв) следует, ощупывая руки, шею и т.д., приводить их в ненапряженное состояние (растормаживать): ребенку предлагается легко, без напряжения подвигать руками, головой, покачать туловищем.
Психика Говоря о воздействии на психику ребенка, мы тем самым говорим о закономерностях высшей нервной деятельности как материальной основы психики. В этой части работы с заикающимся главное — воспитать у него уверенность в себе (преодолеть страх речи), сознание своей полноценности. Для этого, кроме уже указанного, надо: 1. В случае сильного волнения, смущения или робости ребенка прервать судорожную речь, приласкать, утешить, успокоить его, объяснив, что все его любят, бояться и стыдиться ему нечего. Однако долго беседовать на эту тему не следует — важно вовремя отвлечь дитя от тяжелых переживаний и мыслей. 2. Вовлекать в коллективную жизнь группы, но поручения давать посильные, постепенно усложняя их и увязывая возможно больше с выступлениями перед группой (краткие отчеты о сделанном, рассказы о маме). Перед такими выступлениями необходимо подбодрить, успокоить заикающегося. 3. Осторожно выдвигать заикающегося на более активную деятельность. В этих случаях нужно очень внимательно поддерживать ребенка, ободряя и успокаивая, и следить, чтобы не усилилось заикание. В случае ухудшения речи следует тактично, не ущемляя самолюбия ребенка, на время освободить от нервирующей его деятельности. 4. Выявить основной интерес заикающегося и, если он здоровый, содействовать осуществлению его. Чем больше ребенок занят своим любимым делом и чем сильнее сознает свою полноценность, тем меньше он думает о своем заикании, о своей мнимой недостаточности, а следовательно, и меньше заикается. 5. Всемерно, но умело одобрять заикающегося, пользуясь каждым подходящим случаем, особенно когда он говорит не заикаясь; этим утверждается в нем уверенность в себе и сознание своих успехов в речи. В случае неудачи — успокоить и отвлечь его внимание на другой предмет. 6. Воспитывать в нем твердую волю, храбрость, смелую осанку, твердую походку. 7. Нужно воспитать у заикающегося навык во время речи смотреть собеседнику прямо в глаза (он обычно избегает этого). 8. Вредно при ребенке говорить о его заикании, демонстрировать его дефект другим лицам (разрешается лишь специалистам). Самое главное и трудное — это помочь заикающемуся преодолеть свое болезненное убеждение, что речь у него «не выйдет», что он «не сможет» сказать нужное слово, что он «хуже других».
Без соблюдения перечисленных советов отдельные приемы (медленная речь, лечение и т.п.) очень часто не дают положительных, тем более — прочных результатов. Необходимо считаться с индивидуальными качествами заикающегося, с его возрастом, характером и склонностями. С бойкими, живыми, разговорчивыми и веселыми непоседами можно, действовать смелее, дисциплинировать их; наоборот, с вялыми, замкнутыми, угрюмыми и обидчивыми детьми следует обращаться осторожнее, постепенно вовлекая их в жизнь коллектива, чтобы они еще более не ушли в себя. Надо знать жизнь ребенка с рождения, причину заикания, но не упоминать о ней при ребенке.
Нервных и заикающихся детей старшего возраста нужно тактично путем попутных советов и указаний приучить не торопиться с ответом, а сначала подумать, почаще во время ответа или рассказа останавливаться (передохнуть) и не спеша, спокойно, слитно говорить. Но вредно назойливо напоминать об этом, а тем более раздраженно требовать.
Необходимо следить, чтобы это постепенно перешло в привычку. Полезно систематически отмечать в специальном дневнике выполнение этих правил и поведение ребенка в целом. Такую оценку в виде красных и черных кружочков делает и воспитатель и родители при активном участии ребенка —он сам рисует кружочки . Работа над дневником стимулирует заикающихся к преодолению своего дефекта и служит хорошим материалом для воспитательной беседы с ними.
В случае обнаружения у ребенка заикания в детском саду или в семье сразу же под предлогом какой-либо болезни (не заикания) его укладывают в постель. Лучше, если это делается по назначению врача. Соблюдается полнейшая тишина. Не запрещая ребенку разговаривать с игрушками и картинками, сами окружающие возможно меньше разговаривают с ним. Естественный сон удлиняется, а иногда врач применяет и лечебный сон. По мере надобности прибегают к лекарственному лечению. Ни ребенок, ни его товарищи не должны знать о заикании. После одной-двух недель такого режима часто заикание совсем исчезает. Если оно не прекращается (срок устанавливается врачом, спешить нельзя), то ребенок возвращается в детский сад, и с ним поступают так, как и в других случаях заикания.
Тесный контакт с врачом, а если возможно, и с логопедом является обязательным на всем протяжении занятий с заикающимся. Сам же воспитатель должен ясно осознать, что судьба дошкольника в его руках: при его правильном подходе заикание в подавляющем большинстве случаев исчезает навсегда. Нужно оберегать ребенка от вредных воздействий на его нервную систему и укреплять достигнутый успех.
Если бывший заикающийся очутится в тех же условиях при которых он стал заикаться, или напоминающих их, то возможен рецидив. Поэтому такого ребенка надо долгое время охранять от подобных раздражителей и вообще от сильных воздействий на его нервную систему. Передавая его в школу, воспитатель или родители обязаны дать учителю соответствующие разъяснения и рекомендовать определенный подход к ребенку, подготовку благоприятных условий для него. Хорошо при этом еще до поступления в школу познакомить дитя с его будущим учителем.
Бывает, что, несмотря на принятые меры, заикание у ребенка с поступлением его в детский сад усиливается. Это, возможно, происходит вследствие перевозбуждения его слабой нервной системы разнообразными раздражителями детского коллектива и новой обстановки. В таких случаях надо возвратить дитя в семью, конечно, при подходящих для ребенка условиях жизни в ней.
Одним из лучших средств преодоления заикания у дошкольников служит спокойная обстановка жизни ребенка, здоровый режим дня и правильное отношение окружающих. Родителям следует рекомендовать летом увозить заикающихся детей из города на возможно долгое время (3—4 месяца) в тихое, спокойное место. Ребенок большую часть времени должен проводить в общении со спокойной, выдержанной, ласковой матерью, бабушкой или пожилой няней и дружить не больше, чем с одним уравновешенным товарищем, лучше младшим по возрасту, не перегреваться на солнце, не перевозбуждаться в играх. Нужно охранять и укреплять нервы ребенка. Таким образом, главным являются психотерапия и укрепление общего здоровья.
Яркой иллюстрацией сказанного является случай устранения заикания у дошкольницы Кати (той самой, которая боялась фотографироваться). В глухом селении Читинской области мать и главным образом бабушка, руководствуясь нашим консультативным письмом, решительно и вдумчиво занялись преодолением заикания у Кати. Вот что нам через год пишет ее мать: «… У нас отдельный дом и усадьба, так что возможность уединить ребенка на некоторое время была. Но ведь нельзя же все время держать ребенка только в своем дворе, вдали от детского общества? Девочка ходила гулять в лес, на реку, на площадку, где всегда собираются дети, но гуляла всегда в присутствии бабушки, которая так занимала ее, что особенно она не болтала и не обнаруживала свой недостаток. Для игр бабушка приглашала девочек тихих, спокойных, которые во многом ей уступали, девочек старше ее по возрасту или, наоборот, самых маленьких девочек, которые сами кое-как лепетали и уж никак не могли сделать ей замечание, что она говорит не так. Но дома ведь был брат, старше ее на шесть лет, и еще двоюродный брат, оба шумные, подвижные, сорванцы-мальчишки. Обоим им было приказано очень строго, чтобы они ни в коем случае не напоминали Кате, что она заикается, не поправляли ее. Но наедине бабушка очень серьезно ей говорила, что если она при разговоре будет торопиться и произносить слова неправильно, то она ни за что никуда ее не поведет — ни в лес, ни на реку. Я много с ней пела детских песенок, разучивала с голоса стихи, читала медленно, нараспев русские сказки. Все это девочка запоминала, а так как подражательность в ней сильно развита, то она стихи, сказки, читала точно так, со всеми интонациями. Дома создали ей спокойную обстановку, чтобы ничто не нервировало ее и не раздражало: правильный тихий сон, принятие пищи в одно и то же время, ежедневные купания, игры на воздухе. Недостаток ее, т.е. заикание, постепенно стал исчезать. Катя стала заикаться только тогда, когда сильно торопилась, но и это постепенно исчезло».
В изложенной методике, в соответствии с учением И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, указывается, что заикание преодолевается в основном следующим: 1) Образованием новых господствующих очагов возбуждения (доминант), иных временных связей в коре мозга, переделкой порочного речевого динамического стереотипа, что достигается изменением условий жизни и речи заикающегося, отдыхом истощенных и ослабленных неблагоприятными внешними раздражителями корковых клеток, участвующих в речевом акте. 2) Устранением безотчетного страха (фобии) при необходимости говорить с другими людьми, мнительности, беспокойства путем выработки торможения внушением, успокоением, разъяснением, особенно когда ребенок находится в спокойном, несколько заторможенном состоянии. 3) Лечебными процедурами, укрепляющими нервные процессы в коре мозга, а следовательно, и в нарушенных системах речи. При упорных случаях заикания и при отсутствии подходящей домашней обстановки необходимо заикающегося поместить в специальное детское учреждение для заикающихся.
Нужен логопед для взрослых? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
Как лечить логоневроз
Логоневроз у детей лечить должны различные специалисты, в первую очередь логопеды и психотерапевты. Последнее является основным залогом эффективной терапии. Вместе с ней, должна проводиться тренировка речи, развития самоконтроля, улучшение интеллектуальных возможностей. Специалистами применяются различные подходы – использование медикаментов, физиотерапия, ЛФК и другие. Наряду с соответствующей психотерапией это будет максимально способствовать устранению данных дефектов речи.
Лечить логоневроз у взрослых и детей – процесс сложный, требующий много усилий, времени. В случае с ребенком, придется пересмотреть свои отношения внутри семьи, устранить все конфликты между родителями, создать благоприятную атмосферу. Ребенок не должен страдать от своего речевого дефекта, иначе у него могут развиться комплекс неполноценности и другие психические расстройства.
Клиническая терапия
Лечить логоневроз у взрослых можно используя седативные препараты, оказывающие на нервную систему успокоительное действие. Как дополнение, можно включить препараты, улучшающие общее функционирование мозга, его кровообращение. Важно помнить, что такие средства должны назначаться исключительно специалистами.
Принципы психотерапии
Если логоневроз или заикание имеет в своей основе психологическую травму, необходимо точно установить его причину. Чтобы определить органические поражения в головном мозгу, необходимо провести МРТ или КТ. Само лечение можно разделить на два типа – коррекция неврологических или психологических проявлений. Любой логоневроз является многокомпонентным нарушением, требующее также комплексное решение. Каждый пациент нуждается в особом подходе, разрабатываемый исключительно для него. Это относится и к детям и взрослым.
Психотерапевт должен работать с устранением психологическим проблем. Специалист проводит индивидуальные занятия чтобы найти самое оптимальное решение. Иногда используется гипноз, аутотренинг, другие приемы. Эти методики направлены на возврат уверенности пациента в своих силах, устранении комплексов, связанных с заиканием. Как показывает практика, для лечение заикания у взрослого человека, хорошую эффективность показывает гипноз. После сеансов пациент получает запись с собственной речью, чтобы он смог убедиться в том, что заикание значительно снижено либо вовсе устранено.
Логопедические занятия
Избавиться от логоневроза могут занятия с логопедом. Эти приемы призваны устранить дефекты речи, поставить четкое и внятное звукопроизношение, сделает речь пациента плавной.
Первичная терапия проводится вместе со специалистом-логопедом. Позже, с ребенком можно заниматься устной речью самостоятельно. Сами занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Есть несколько методов лечения логоневроза у детей, доказавшие свою эффективность:
- Метод Выгодской, Успенской и Пеллингер. Данное лечение проводится 2-3 месяца и состоит из 36 занятий. Основой методики является создание ситуаций, формирующие у ребенка самостоятельной речи. Все занятие проводятся в игровой форме, что максимально комфортно и интересно для него. На поздних занятиях специалист должен помочь использовать развернутые фразы.
- Методика Смирновой. Такие занятия проводятся каждый день, примерно по 20 минут. Курс рассчитан на 30 недель или один учебный год. Эта программа призвана развить ритм и темп речи, улучшить мелкую моторику рук, улучшить мышечный тонус, а также сформировать речевую координацию.
- Методика Силивестрова. Лечение логоневроза у детей проводится около 3-4 месяцев и 32-36 уроков. Состоит данный подход из трех этапов – подготовительный, тренировочный, закрепительный. На первом этапе создается комфортная для ребенка обстановка, его речевое общение ссужается. Второй этап – это постпенный переход от тихой к громкой речи. На этом этапе в процесс вовлекаются также родители. На последнем, третьем этапе ребенок может самостоятельно строить длинную беседу, хорошо и понятно читать текст.
- Методика Шкловского. Данный курс длится около трех месяцев. Сам пациент должен находиться в условиях стационара. С ним работают психиатры, логопеды, невропатологи.
- Методика Арутюнян. 24 дня терапии пациент находится в стационаре. Затем проводятся 5 дополнительных курсов в течении одного года.
Какой именно метод выбрать в каждом конкретном случае должен исключительно специалист. Методы, которые будут эффективны с детьми, могут не дать положительных результатов со взрослыми и наоборот.
Лечебная физкультура
Логоневроз у детей лечить можно с помощью комплексной терапии, в которую входит и лечебная физкультура. ЛФК при заикании имеет свои некоторые отличия. Она должна затрагивать все группы мышц, влиять на стимулирование и нормализацию работы головного мозга. Для взрослых рекомендуется заниматься скандинавской ходьбой, лыжами, ездить на велосипеде. Для упражнений можно использовать не силовые тренажеры.
Такие упражнения хорошо снимают нервное перенапряжение, влияют на эмоциональную нагрузку. Для маленьких детей хорошо подойдут упражнения логоритмики. Занятия лучше проводить на улице и свежем воздухе. Витамин D, которые синтезируется под воздействием солнечного света, оказывает положительный эффект на ЦНС.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика оказывает на ребенка следующее воздействие:
- координация ритма, темпа речи;
- учится контролировать свое дыхание, координировать его со своей речью;
- повысить тонус брюшной стенки;
- укрепить мышцы диафрагмы;
- сформировать дыхание диафрагмой.
На лечение логоневроза при помощи дыхания может потребоваться очень много времени, иногда даже несколько лет. Чтобы она оказала максимальный эффект, требуется выполнять упражнения правильно — выполнять нужно минимум два раза в день по 15 минут.
Методы психотерапии
Эти методы включают в себя два типа терапии — рациональная и суггестивная. Дополнительно используется метод проведения аутотренинговых тренировок. Рациональный метод состоит в беседе со специалистом, который призван сформировать адекватное отношение больного к своей проблеме. Суггестивный способ заключается в проведении одного либо нескольких сеансов гипноза. Аутотренинг позволяет пациенту самостоятельно оказать себе помощь. Эти навыки сохраняются в дальнейшем на всю жизнь.
Гимнастика Стрельниковой
Эта система состоит в дыхательных упражнения, которые были разработаны этим специалистом. Этот подход получил большое распространение в медицинской науки. Она нацелена на устранение заболеваний, в том числе и заикания. Она может применяться для взрослых и детей. Главной ее чертой является ее простота, доказанная эффективность. Суть упражнений состоит в чередовании резких вдохов с одновременными движениями отдельных частей тела.
Грамотная помощь логопеда
Любой логопед – в первую очередь именно педагог, выполняющие проведение коррекционной работы с целью компенсации каких-либо речевых нарушений. Терапия должна проводиться только после системного изучения имеющихся физиологических особенностей.
В последнее время лечение лечение логоневроза у детей и заикания заметно изменилось. Это связано с появлением новых методов, увеличения числа специалистов, появления новых знаний. Сейчас можно смотреть на избавление от заикания более оптимистично и перспективнее.
Куда обратиться для лечения логоневроза?
На протяжении всего времени существования центра Ember наши специалисты успешно избавляют от логоневроза своих клиентов (взрослых и детей). Заниматься коррекцией логоневроза должны грамотные специалисты. Обращайтесь в наш центр и наши специалисты навсегда избавят вас или ваших близких от логоневроза. При необходимости занятия могут проходить на дому, в комфортной и знакомой клиенту обстановке.
Запишитесь на первичный приём по коррекции логоневроза по телефону или заполните форму заявки на сайте.
Терапия для детей
Сейчас разработаны несколько эффективных методик и способов избавления от логоневроза. Обычно их используют в совокупности между собой. Сама терапия проводится в групповой или индивидуальной форме. Главное условие состоит в том, что любое лечение должно строиться на индивидуальных особенностях конкретного ребенка, максимально учитывая все физиологические особенности пациента.
Если в природе появления заикания присутствует нервное расстройство, может потребоваться медикаментозное лечение. Однако, большая часть детей обходится без применения специальных препаратов. Если причинами развития логоневроза есть психологические причины, потребуется участие психотерапевтов, неврологов.
Логопедическая коррекция
Работа логопеда в избавлении от заикания называется коррекцией, а не лечением. Сам процесс состоит из различных элементов, таких как педагогических воздействия на ребенка, комплексная реабилитация. Занятия с логопедами должны быть частью этой комплексной работы, требующие особое терпение, упорство, труд. Сами занятия выстраиваются индивидуально и должны соответствовать поставленному диагнозу и других личных отличий пациента – его возраст, этиология, степень заикания и другие.
Если говорить о занятиях с малышом, они должны иметь игровую форму. По мере взросления могут подключаться более сложные занятия, имеющие другую, более высокую эффективность. Специалисты Власова и Рау создали систему последовательных упражнений, плавно усложняющиеся по мере продвижения и получения определенных результатов.
Составляющие этой системы:
- На первом этапе происходит произношение выученных слов, фраз, стишков, используется прием отраженной речи.
- Второй этап коррекции логоневроза или заикания включает в себя ребенок должен самостоятельно описать картинку. В качестве помощи служат наводящие вопросы взрослого.
- Третий этап предполагает закрепление полученных навыков в своей повседневной обыденной жизни.
Для ребенка школьного возраста существуют другие способы. Для таких детей главную роль играют уроки, занятия с логопедом. Основной упор делается на преодолении дефекта, а ребенку важно внушить важность самостоятельного обучения. Для получения такого эффекта применяется метод Чевелевой. В этом методе ребенок своими руками изготавливает поделки, при этом озвучивая все свои движения и манипуляции.
Существует также метод Ястребовой, который включает в себя три этапа коррекции:
- первый этап состоит в изучении знаний языковой речи;
- второй – активация навыков;
- третий – закрепление полученных знаний и речевых навыков.
Есть еще один доказавший свою эффективность метод, разработанный специалистами — Абелева, Голубева, Евгенова и другие. Они создали методику, которая может использоваться детьми и взрослыми. Этот тип коррекции состоит из гипноза, различных техник расслабления и других приемов.
Коррекционная программа от Арутюнян рассчитана на преодоления заикания с помощью работы пальцами, то есть развивая мелкую моторику рук. Эти движения синхронизируются с речью, влияя на ее ритмику. Сами занятия проводятся небольшими группами, не более пяти человек. Ведущая рука находится на бедре, а пальцы должны нажать на саму ногу. Каждый произнесенный слог палец должен переставать давить. Таким образом постепенно руки становятся регулятором скорости речь. Данная техника состоит из четырех последовательных этапов:
- ребенок должен научиться расслабляться, снимая мышечное напряжение;
- научиться двигать пальцами правильно;
- тренировка произношения слов и отдельных фраз;
- работа с текстами и книгами.
Одним их главным недостатков методики является дефицит психотерапевтического элемента в избавлении от заикания. Лечение логоневроза у детей не имеет четко выделенной методики, так как каждый отдельный случай должен разбираться отдельно, а сами последствия логоневроза могут наблюдаться всю последующую жизнь.
Методы лечения заикания у детей
Есть самые разные методики коррекционной работы, выбор которых остается за специалистами – логопедами, неврологами, психотерапевтами и другими. Выбирать подход лечения самостоятельно, без обращения к медицинским работникам категорически запрещено. Сразу при обнаружении первых проявлений логоневроза, родители немедленно должны обратиться за помощью.
Есть общие рекомендации, действующие для различных логоневрозов:
- обеспечить ребенку максимальное спокойствие, исключив стрессовые ситуации;
- если со стороны его ровесников наблюдаются насмешки, посещение таких детских учреждений необходимо прекратить;
- желательно ограничить прием гостей;
- рекомендуется сменить обстановку для ребенка, например, отправиться с ним в отпуск;
- будут полезны физические нагрузки;
- соблюдение режима дня;
Для взрослых рекомендуется посещать тематические семинары или практикумы, посвященные лечению заикания. А также домашние занятия на улучшение дикции, чтение скороговорок и специальных стишков, направленных на автоматизацию произношения звуков.
Дыхательные упражнения
Сами упражнения и методики подбираются в индивидуальном порядке, основываясь на анамнезе, симптоматике, особенностях протекания и других отличий. Вначале они проводятся под контролем специалиста, затем их можно выполнять вместе с родителями в домашних условиях. Лечение логоневроза у детей при помощи дыхательной гимнастики выполняется тремя методиками:
- статическая – комплекс упражнений, направленные на общее успокоение нервной системы;
- динамическая – направлена на обучение правильному ритмичному дыханию во время движения и разговора;
- специальная – должна проводится только специалистами так как для этого используется специализированный инструмент.
Для лечения заикания или логоневроза могут быть использованы все три метода. Ребенок должен научиться контролировать свое дыхание во время разговора. Существуют и другие методы, которые также оказывают положительный эффект на пациента. Существуют общие рекомендации специалистов для проведения таких упражнений, которые можно выполнять даже самостоятельно, но под присмотром взрослых.
Перед началом занятий, помещение лучше проветрить помещение. Не стоит заниматься после приема пищи. Одежда ребенка или взрослого не должна быть тугой и давить на грудную клетку и как-либо мешать пациенту.
Сама техника дыхательной гимнастики имеет следующий вид:
- вдох совершается носом, выдох – ртом;
- перерывом между этими действиями не должно быть;
- не стоит делать упражнения с усердием;
- на выдохе произносится несколько слов – около 3-4;
- в длинных предложениях должны быть расставлены смысловые паузы;
Дыхание не должно сбиваться, он плавное, ровное и спокойное. Мышцы должны быть расслаблены. Одним из главных требований является то, что нельзя двигать плечами.
Точечный массаж
Лечение логоневроза у взрослых и детей может также осуществляться с использованием точечного массажа. Его не обязательно проводить в поликлинических условиях, его вполне можно делать своими собственными силами. Достаточно будет только первых занятий, которые проведет профессионал.
Запрет на домашнюю работу действует только при наличии каких-либо сопутствующих диагнозов и симптомов или наблюдается сильный мышечный тонус, справиться с которым собственными силами невозможно или крайне затруднительно.
Компьютеризованные программы коррекции речи
Существуют различные программы, которые в состоянии избавить от заикания взрослых и детей. Они влияют на речевые и слуховые центры головного мозга. Проводятся такие занятие с использованием микрофона и наушников. Ребенок произносит требуемые фразы и сам их слышит, но в измененной форме.
Медикаментозная терапия
Заикание или логоневроз можно лечить или снижать их проявления в ряде случаев можно медикаментами. Назначать их должен исключительно специалист, заниматься в данном вопросе самолечением категорически запрещено. Часто используются седативные или успокоительные препараты. ими снимается нервное напряжение, проводится расслабление мышц, снятие тревожности, минимизировать психологический фактор от логоневроза.
Лучше использовать мягкие успокоительные, произведенные на основе лекарственных трав, таких как валериана, мелисса, пустырника и других. Могут быть назначены психостимуляторы. Они повышают активность, прибавляют бодрость. Для достижения лучших результатов, специалист может прописать некоторые нейролептики. Они влияют на передачу импульсов между нервными клетками. Ноотропы хорошо воздействуют на мозговую деятельность, улучшают память.
Эмоционально образная терапия при логоневрозе
Данный способ лечения появился недавно, позволяющий корректировать психические расстройства, логоневрозы. Особенно доказала свою эффективность эта методики при различных психосоматических расстройствах. Появилась она в нашей стране в 90-е годы.
При заикании образная терапия эффективна для устранения проявлений нервозности у ребенка. Существенная часть логоневрозов связана с психосоматикой, следовательно, лечение таким методом показывает достаточную эффективность.
4.Лечение
В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников. Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений. Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации. Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания. Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.
При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).
Сегодня в большинстве случаев удается добиться полного излечения или, по крайней мере, кардинальной редукции логоневротической симптоматики. Очень важно обратиться за помощью на начальном этапе, при первых признаках нарушений ритмики и плавности речи, когда расстройство еще не приобрело характер застойной фиксации с массой вторичных психологических последствий.
Роль реагирования семьи на логоневроз у ребенка
Особая роль в лечении заикания отводится именно семье и окружению ребенка. Более высокие риски существуют, если ребенок находится постоянно в обстановке стресса, сильных эмоций, на ребенка оказывается силовое или психологическое давление.
Родители должны выполнять некоторые рекомендации специалистов:
- поддерживать правильный режим дня ребенка;
- не переутомлять его;
- создать в семье спокойную атмосферу;
- использовать в общении с ребенком, и друг другом спокойный размерный тон, не допуская криков, резких движений;
- проявлять интерес к ребенку;
- телевизор или музыка не должны играть весь день;
- с ребенком необходимо заниматься развитием.
Какие бы методы и способы лечения логоневроза не использовались, они могут не иметь никакого результата, если не выполнены эти требования в семье.
Борьба с заиканием в домашних условиях
Большая часть занятий можно проводить в домашних условиях. Некоторые упражнения, особенно их первые занятия, проводятся вместе со специалистом. Последующие, когда механизм их понятен, можно делать их своими силами. Исключение составляют только те, которые требует особое оборудование, инструменты и другие предметы. Также является исключением наличие сложных диагнозов, которые вызваны нарушениями в нервной системе или требуется помощь психотерапевта.
Приемы самопомощи
Показывают положительный эффект аутотренировки. Такие упражнения состоят из проведения занятий перед зеркалом, чтобы видеть собственную мимику. Они проводятся около часа и не требуют много усилий от пациента.
Главное требование – соблюдать спокойный размеренный режим дна, иметь продолжительный здоровый сон, отказаться от вредных привычек, не подвергаться стрессу.
Профилактика логоневрозов
Профилактика – это меры, способные предотвратить появление и развитие речи у ребенка и взрослого. Такие меры позволяют снизить риск. Есть три типа профилактики логоневроза:
- предупреждение речевых нарушений у детей;
- предупреждение рецидива;
- профилактика проблем с социальной адаптацией ребенка.
Если малыш слишком восприимчив, слаб, имеет неустойчивую психику, такие меры особенно полезны. При появлении первых симптомов, родитель должен незамедлительно обратиться к логопедам и неврологам.
Народные средства
Народные средства могут быть эффективными при устранении заикания у подростков. Но они не могут заменить другие методы коррекции: лекарственную терапию, физиопроцедуры, массаж, занятия с логопедом и психологом. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом, прежде чем начать лечение. Тем более, некоторые средства имеют противопоказания — только специалист подскажет все нюансы.
Наиболее часто средства используются:
- внутрь — душица обыкновенная, цветы лаванды, костянка, липовый цвет;
- наружно (ванны) — с розмарином, пионом.