Межличностное общение — виды и формы взаимодействия людей

«Общение» — одна из центральных категорий в современной психологии и стоит в одном ряду с такими понятиями как «личность», «поведение» и «мышление». Межличностное общение выражается в попытках установления и дальнейшего развития взаимоотношений между двумя и более лицами. Оно предполагает осуществление взаимовлияния на определенную регуляцию действий всех участвующих в процессе, а также на их индивидуальное поведение, намерения и взгляды.

Основные виды межличностного общения

Взаимосвязи, которые в момент межличностных отношений переживаются и осознаются индивидами в зависимости от степени заинтересованности, основаны на различных эмоциональных состояниях. Важное значение для общения также имеют психологические особенности собеседников, их уровень интеллекта.

Статьи по теме

  • Как распознать лжеца и манипулятора во время общения 26.10.2021
  • Актуальная техника работы с подсознанием 20.09.2021
  • Самые главные направления воспитания 28.08.2021
  • Первоочередная цель воспитания детей в современном обществе 20.05.2021

Межличностный тип общения разделяют на следующие виды:

  1. Формальный. Происходит без учета психологических и других особенностей собеседников. Маски участливости, вежливости, строгости или безразличия позволяют завуалировать истинные эмоции и отношения. При частых контактах с помощью стандартного набора жестов и фраз можно уберечься от эмоциональных перегрузок.

  2. Примитивный. При этом способе общения происходит оценка собеседника. Его признают нужным или мешающим субъектом. Если считают, что он будет необходим, то с ним активно контактируют, в противном случае общение грубо прерывают. При получении желаемого интерес к такому человеку полностью исчезает и его отсутствие не скрывается.

  3. Функционально-ролевой. Для данного вида общения характерен регламент содержания. Личность собеседника имеет меньшее значение чем его социальная роль. Примером межличностного общения этого вида могут служить следующие партнеры — преподаватель и учащийся, начальник и сотрудник, водитель общественного транспорта и пассажир.

  4. Деловой. При этом виде общения собеседники принимают во внимание характер, возраст, настроение друг друга. Причем интересы дела всегда превалируют, личностные расхождения отступают на второй план. Обычная цель деловых переговоров или общения является достижение какой-либо договоренности.

  5. Манипулятивный. Общение с целью получения выгоды. При этом используются такие приемы как обман, лесть, запугивание, шантаж и другие.

  6. Светское общение. Полностью соответствует принятым в светском обществе нормам. Собеседники ведут себя крайне дипломатично. Но при этом, за маской вежливости скрывают свои мысли.

  7. Духовный. Допускает возможность разговора на любую тему. Это вид общения близких людей, понимающих чувства и мысли собеседника по интонации голоса или выражению лица.

Межличностным общением называют особый вид человеческой деятельности, в ходе которого осуществляется обмен идеями, чувствами и эмоциями, начинает развиваться система отношений.

Устранение барьеров

Совершенствованию организационных коммуникаций и ликвидации преград в организациях способствуют:

  1. Рационализация коммуникационного процесса.
  2. Эффективное применение графических средств.
  3. Наиболее эффективным методом совершенствования коммуникаций является фильтрация информации.
  4. Барьеры, обусловленные восприятием информации. Чтобы устранить этот барьер, к передаче информации следует выяснить и скорректировать позицию (установку) получателя.
  5. Для устранения семантических барьеров, обусловленных различным пониманием символов, которыми обмениваются отправитель и получатель информации, сотрудникам необходимо избегать узкопрофессионального жаргона, приобретать культуры речи.
  6. Для ликвидации невербальных преград, которые возникают вследствие неправильной трактовки участниками коммуникативного процесса выражения глаз, мимики, жестов, интонации, модуляции голоса и др. необходимо уметь «читать» людей по их невербальным сигналам.
  7. Научиться слушать и передавать информацию участников коммуникативного процесса.
  8. Нужно обеспечить достаточным объемом информации.
  9. Неправильная психологическая установка. Чтобы преодолеть стереотип мышления, нужно, формируя сообщение, помнить, во-первых, что сообщение надо обдумывать и иметь уверенность в том, что оно не искажено стереотипом, а во-вторых, определять, какой стереотип есть у получателя и как построить сообщение, чтобы получатель не был под действием стереотипа.
  10. Совершенствование обратных связей.
  11. Повышение эффективности информационного учета.

В пределах каждой системы управления необходимо выбирать такие методы совершенствования коммуникаций, которые будут соответствовать культуре организации, ее техническому потенциалу, степени важности задач на определенном этапе развития. Постоянная модификация коммуникативных связей необходима для укрепления взаимопонимания между работниками организации и формирования ее позитивного имиджа в окружающей среде.

Межличностное общение среди молодежи


В подростковом и юношеском возрасте у индивида начинают формироваться межличностные отношения к родителям, одноклассникам, преподавателям, друзьям, представителям всех слоев и групп общества. В этот период подростки становятся раздражительными и нетерпимыми. У некоторых из них отмечается склонность к агрессии. Они громко разговаривают, становятся эмоциональными.

К 16-летнему возрасту у большинства молодых людей наступает период самоутверждения и самопознания. Все происходящие события они воспринимают критично. К проблемам межличностного общения в молодежном сообществе чаще всего приводят отсутствие сострадания и нежелание соответствовать принятым нормам поведения.

Уровни взаимоотношений

Межличностные связи отличаются разной глубиной и степенью вовлечённости личности в этот процесс. Эти нюансы позволяют выделить 3 уровня взаимоотношений:

  1. Перцептивный. На этом уровне происходит восприятие личностями друг друга. Они пытаются узнать и осознать индивидуальные черты, характеристики и другие особенности партнёра. Хотя отношения только зарождаются, иногда люди сразу испытывают симпатию или неприязнь с первой встречи.
  2. Взаимное притяжение или отталкивание. На втором уровне возникшее чувство симпатии заставляет людей пытаться узнать о партнёре больше. Они стараются найти новые особенности в другом человеке. Если же личности испытывают друг к другу неприятие, эта эмоция усиливается и перерастает в ненависть.
  3. Интерактивный. Люди, которые испытывают симпатию к партнёру, начинают активно общаться и искать общие интересы. Ненавидящие друг друга личности, не имеющие возможности избежать контакта, тоже взаимодействуют, но на основе конфликтов.

Эти уровни проходят любые межличностные взаимодействия. Когда отношения достигают максимальной степени эмоциональности, чувства начинают ослабевать. Они переходят в привязанность или привычку. А ненависть сменяется обычной неприязнью.

Формы и способы межличностного общения


Формами межличностного общения считают:

  1. Диалог. Форму общения в виде диалога считают наиболее позитивной. Отношения выстраиваются с учетом открытости и равенства партнеров.
  2. Манипуляцию. Манипуляцией называют форму общения, предполагающую воздействие на партнера с целью реализации желаний и намерений, которые скрываются от него или подменяются другими.
  3. Императив. К императивному общению относят авторитарную форму воздействия на собеседника, стремление которой — прямое склонение его к некоторым действиям. Их можно трактовать как приказ, требования или предписания.

Динамика построения межличностных отношений напрямую зависит от возраста индивидов, их национальности и пола.

Женщины сильнее зависят от интенсивности межличностного общения. У них острее ощущается необходимость передачи окружающим своей личностной информации. Их больше беспокоит и подавляет одиночество.

Главной составляющей отношений и различных видов общения психологи называют эмпатию — осознанное сопереживание одного человека другому. Процесс общения очень сложный. Он различен в своих проявлениях и формах, и необычайно важен как для отдельной личности, так и для всего общества.

Классификация отношений

Межличностные связи классифицируют по разным признакам, например, по цели и характеру. В учебной литературе они представлены в таблицах, которые можно использовать для презентации к уроку.

По цели межличностные связи бывают первичными и вторичными. В первом случае люди общаются друг с другом на равных правах, не нуждаясь в чём-то. Вторичные отношения формируются при наличии какой-то необходимости, например, оказании помощи или услуги одной личности другой.

По характеру различают официальные и неформальные (неофициальные) связи. Первые отношения основываются на соблюдении строгих правил общения и отсутствии выбора партнёра. Обычно такое взаимодействие характерно для деловой среды. Для неформальных контактов не существует рамок. Для них характерны эмоции, личные предпочтения и возможность выбирать партнёра для взаимодействия.

Основы правильного общения

Неумение выстраивать отношения часто становится проблемой в межличностном взаимодействии. Если личность боится или не умеет налаживать контакты, развитие связей вряд ли будет успешным. Иногда складываются ситуации, когда человек не может подобрать необходимых слов или выражений для конструктивного диалога. Из-за этого в отношениях возникает недопонимание.

Быстрее научиться общаться с окружающими помогут следующие советы психологов:

  1. Необходимо уметь слушать собеседника и интересоваться тем, что он говорит.
  2. Человеку нужно следить за своей мимикой и чаще улыбаться.
  3. При общении партнёра чаще надо называть по имени, при произношении которого его обладатель испытывает положительные эмоции.
  4. Речь приятна на слух, если в ней нет слов-паразитов.
  5. Человеку надо следить за интонацией. Равнодушный тон отбивает желание продолжать общение.
  6. Личность, которая говорит чётко и красиво, приятно слушать. Когда человек ясно излагает свои мысли, они будут понятны собеседнику.
  7. Людям нужно регулярно пополнять свой словарный запас, чтобы правильно выстраивать свою речь и понимать чужую.
  8. Если индивид чувствует страх при контакте с окружающими, ему нужно проявить силу воли и поработать над своими коммуникативными навыками.

Любой человек появляется на свет и находится в обществе на протяжении всей жизни. Изолировать себя от всех невозможно, хотя личность может сократить виды межличностных связей и оставить лишь необходимые для неё типы отношений. Однако только удачное создание коммуникативного взаимодействия способствует гармоничному личностному росту.

Разновидности взаимодействий

Межличностные взаимоотношения также разделяют на несколько видов. Каждая разновидность имеет свои особенности.

Основные виды межличностных отношений:

  1. Знакомые. Эта разновидность взаимодействия считается самой обширной и включает множество людей из окружения. К такому виду связей относятся даже люди, которые знакомы человеку только визуально.
  2. Приятели. Такие связи базируются на взаимной привязанности, а также желании обеих сторон проводить время вместе и поддерживать взаимоотношения.
  3. Товарищи. Участников этих взаимоотношений объединяет общая деятельность. Личности, поддерживающие товарищеские связи, имеют общую цель, которую они желают достичь в группе.
  4. Друзья. Для формирования этих отношений необходимо много времени, усилий и определённых личностных качеств. Такие связи приносят человеку большую пользу в эмоциональном плане. Кроме того, друзья оказывают друг другу моральную поддержку и стараются помогать в разных делах.
  5. Любовные отношения. Гармоничные связи развиваются на благоприятном фоне и тоже требуют много усилий и времени. Любовь выступает мощной двигательной силой, которую могут постичь не все. Формирование любовных отношений зависит от индивидуальных особенностей личностей и возможности найти подходящего партнёра.

Построение любых межличностных связей зависит от самих людей. Если человек понимает свою ответственность за взаимодействие с другой личностью, это показывает значимость самих взаимоотношений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]