Общение: понятие, функции, виды и типы (императивное, манипулятивное, диалогическое)

Общение — процесс, построенный на взаимодействии людей, при котором они имеют возможность обмениваться информацией. Виды общения в психологии подразумевают выступление участников процесса в качестве исполнителей конвенциональных, заранее обусловленных ролей, на которые наложены проекции их личностей, то есть индивидуальные особенности каждого. Участники общения, как правило, ограничены определенными социальными нормами и потребностями, зависящими от рода их совместной деятельности.

Вопрос 2

Коммуникативная сторона общения:

Основная цель информационно обменного общения – это выработка общего смысла и единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций и проблем. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменом информацией, но и добиться ее адекватного понимания. В связи с этим говорят о существовании барьера, возникающего в процессе коммуникации.

Коммуникационный барьер – это психологическое препятствие на пути от нехватки передачи информации между партнерами по общению (быстрая речь).

В процессе общения обмен информации осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне. На вербальном уровне используется человеческая речь. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулирующий процесс общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту и направлять толкование слов в определенную сторону, выражать эмоции, оценки, смысловые ситуации, принятую роль.

10 стр., 4700 слов

Социально-психологические особенности общения в группах и коллективах.

… бизнеса. Деловое общение в рабочей группе – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и … Психологическое признание участниками друг друга на основе общности интересов, идеалов, принципов. Специфика отношений между … в круг постоянного или периодического общения, регулярно рассматриваются только официальные вопросы. Обычно в него входят руководитель, …

Виды невербальных средств общения:

  1. Визуальный вид (кинесика – движения рук, головы, походка, выражение лица, глаз, поза, направление взгляда, кожные реакции, проксемика – это пространственная не временная организация общения – расстояние между собеседниками).
  2. Акустический вид (качество голоса, диапазон, тональность).
  3. Тактильный вид (тапесика – прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).
  4. Ольфакторный вид (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и неестественные запахи человека).

Виды общения в психологии и используемые техники

Существуют различные техники общения, которые участники используют для достижения определенных поставленных перед ними целей и выгод:

  1. Формально-ролевая. При строгом регламенте содержания и средств общения все обходятся лишь знанием социальной роли участников, без учета индивидуальных черт.
  2. Манипулятивная. Используются различные мотивации ради получения непосредственной выгоды от партнера.
  3. Предметная. Техника общения с предметами, путем создания вокруг них эмоционального фона, с детскими игрушками, роботами и другими «умными» гаджетами.
  4. Маски — для контакта типична формальная форма, не учитывающая индивидуальные особенности собеседников. Характерен процесс общения с устоявшимися выражениями лиц, набором стандартных жестов и фраз.

Людям застенчивым и необщительным, испытывающим значительные затруднения в общении с людьми, нужно научиться использовать несколько техник и довести их до совершенства.

Это позволит свободно выражать свои мысли и уверенно чувствовать себя даже в большом коллективе.

Без общения развитие человеческого общества невозможно.

Это один из самых важных социальных факторов, благодаря которому может стать реальным любой вид деятельности. Приумножение человеком собственного благосостояния и создание лучших условий для личностного роста. Благодаря общению, у каждого индивида появилась возможность быстрого обучения и переработки полученных сведений. К различным видам общения в психологии относят оптимальные пути передачи информации и ряд эффективных сигналов.

Наличие знаковых систем обеспечивает при общении интерпретацию принятых сообщений. Одинаковое их представление и понимание у всех участников беседы.

Вопрос 3.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения):

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если придерживаться определенной схемы, то можно сказать, что общение в широком смысле слова как реальность межличностных и общественных отношений включает в себя коммуникацию как обмен информацией. Если коммуникационный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что допустимое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Другая сторона вопроса фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Виды взаимоотношений:

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

Конкуренция – конфликтная ситуация, основанная на разных позициях участников, пусковой механизм, развитие и разрешение конфликта.

Деструктивный конфликт переходит на личности, порождает интересы, независимые от причины.

Продуктивный конфликт возникает, когда столкновение основывается на несовместимости личностей, порождается различие в точках зрения на какую либо проблему.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕНИЯ: ИМПЕРАТИВНОЕ, МАНИПУЛЯТИВНОЕ И ДИАЛОГИЧЕСКОЕ

В социальной психологии и теории коммуникации выделяют три типа межличностного общения: императивное,

или директивное, авторитарное;
манипулятивное; диалогическое
(
Шевандрин Н.И.
Социальная психология в образовании. Ч. 1. М., 1995. С. 96, 97).

Диалогическое (гуманистическое)общение – это равноправное субъект-субъектное персонифицированное общение, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Главное правило диалога – это восприятие партнера как равного, имеющего собственную позицию, установка на доверие к нему. Диалог – это не воздействие на сознание и поведение партнера, а именно равноправное взаимодействие с ним. Диалог – это подлинная экзистенциальная коммуникация, переживание опыта равноценного субъекта в процессе общения. Подлинный диалог не допускает общения как «обмена информацией» или «обмена материальными и нематериальными ценностями, «знаками одобрения и престижа» ради выгоды, как это трактуется в теории обмена американским социологом Джорджем Хомансом

(1910–1989) и как это принято в условиях прагматизма рыночных отношений. В современном массовом обществе главный дефицит – это дефицит подлинного общения – общения ради общения, что подтверждается кросс-культурным и социологическими исследованиями, проводимыми в развитых странах.

Диалогическое общение – это процесс не созерцательного, а «конкретного деятельностного приобщения

одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс
целостного сопереживания ему, и духовного, и практического
(
Докучаев И. И.
Введение в историю общения. Историография и методология решения проблемы. СПб., 2001. С. 5).Культуролог и семиотик
Ю.М. Лотман,
рассматривая такие культурно-исторические формы духовного общения, как искусство беседы, культуру письма и семейного чтения, называл
истинным общением
(диалогом)
познание человеком человека
и
познание человеком окружающего мира.
Он считал общение средством передачи форм культуры и общественного опыта.

В качестве критерия эффективности диалоговой коммуникации российские социологи Т.М. Дридзе и Т.З. Адамьянц рассматривают степень достижения взаимопонимания

между участниками диалога. При этом взаимопонимание является не только целью, но и предпосылкой коммуникации, которая заключается в исходной
установке на понимание – коммуникативной интенции
как «равнодействующей» мотива и цели общения и взаимодействия людей с окружающим их миром. Предрасположенность актора к диалоговой коммуникации проявляется в открытости по отношению к принимающей стороне, т.е. в демонстрации явных мотивов и целей коммуникации. Если эти условия отсутствуют, то возникают нежелательные
коммуникативные сбои
(«ножницы восприятия»), т.е. взаимопонимание не достигается по вине либо одной, либо другой стороны, участвующей в общении, либо одновременно обеих. Дридзе выделяет следующие коммуникативные сбои: псевдокоммуникацию, при которой сообщения не увенчиваются адекватными интерпретациями коммуникационных интенций», коммуникатор и коммуникант не просто остаются каждый на своей позиции, но и не понимают адекватно намерений друг друга при вступлении в коммуникацию;
квазикоммуникацию, когда происходит «ритуальное действие», подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию (Адамьянц Т.З.
Социальная коммуникация. М., 2005. С. 10–13;
Дридзе Т.М.
Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии//Общественные науки и современность, 1996. № 3).

Императивное(императив – приказ: «ты должен») общение– это субъект-объектное общение сверху вниз. Его целью является достижение контроля над поведением, установками, мыслями партнера по общению, принуждение его к определенным действиям; при этом партнер рассматривается как объект воздействия, но приказы и распоряжения ему выдаются открыто. Допустимо и даже эффективно императивное общение в таких сферах, как военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в экстремальных условиях, когда нужна сильная воля лидера, а вот родительские, супружеские, дружеские и педагогические отношения не могут базироваться на императивной коммуникации.

Манипулятивное общение– это субъект-объектное общение (горизонтальное – мягкая манипуляция и вертикальное – агрессивная манипуляция), при котором воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно.

Манипуляция – это воздействие на человека (группу людей) с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам. Как и императив, манипулирование предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, но манипулятивное воздействие, в отличие от открытого приказа, осуществляется незаметно, скрытно. При этом реальные цели и мотивы манипуляторов практически всегда расходятся с декларируемыми. В манипулятивной коммуникации партнер воспринимается не как уникальная, свободная, равноправная личность, а как носитель определенных качеств и свойств, нужных манипулятору. Разница между
манипуляцией
и внешне схожим с ней приемом так называемого
скрытого воздействия
состоит в стремлении активной стороны к достижению одностороннего выигрыша. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации, декларировании возвышенных целей, но одновременно существует нечто скрытое, некий механизм, который позволяет воздействовать на людей, не будучиобнаруженным (
Николайшвили Г.Г.
Социальная реклама: теория и практика. М., 2008. С. 99, 100).

Особенности манипулирования изучали многие психологи, теоретики коммуникологии и коммуникативистики. Владимир Михайлович Бехтерев

(1857–1927) считал манипулирование внушением, при котором в сознание незаметно вносится «прививка идей». В отличие от убеждения, внушение – это воздействие на сознание без внешнего принуждения, без рационального размышления. Манипулирование – это управление сознанием и поведением человека, его установками и впечатлениями, его мотивами и реакциями. Американский психолог Э. Шостром полагал, что известная менеджерам концепция бесконфликтного общения Дейла Карнеги – это приемы «мягкой» манипуляции, которые тем не менее помогают в преуспевании в сфере бизнеса. Шостром предложил классификацию манипуляторов, объяснил причины манипулятивного поведения и предложил технологии, помогающие распознать манипуляторов (
Шостром Э.
Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М, 1992). Московский психолог
Е.В. Доценко,
книга которого о социально-психологическом феномене манипуляции неоднократно переиздавалась и стала хрестоматийной, изучил этимологию понятия «манипуляция», толкования этого термина, технологии и проявления манипуляции в межличностных и политических коммуникациях. По его мнению, метафорой манипуляции можно назвать «подчинение» управлению сознанием и поведением (как если бы человек сделал то, что ему велят, сам), «скрытое» воздействие и «искусное» воздействие.
«Манипуляция– это узел, в котором сплелись воедино важнейшие проблемы психологии воздействия: наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменение баланса интересов» (Доценко Е.Л.
Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. С. 8).
Манипулятивная коммуникация– это перехват инициативы, отвлечение внимания адресата, «игра» на различных «струнах души», т.е. на значимых мотивах манипулируемого. Это стремление поставить его в подчиненное, зависимое положение. Это убеждение вас в необходимости борьбы «за место под солнцем» либо наигранное заискивание и стремление угодить. Это ощущение того, что манипулятор «темнит» (Казаринова И.В., Погольша В.М.
Межличностная коммуникация. СПб., 2004. С. 84. 85). Эти характеристики манипулятивной коммуникации помогут распознать манипулятора и избежать неприятного общения с ним.

О современных технологиях и приемах манипулирования индивидуальным и массовым сознанием,

используемых в СМИ, об основных «конструктах» социально-политического манипулирования (мифы, стереотипы, имиджи) существует ряд интересных публикаций (
Богомолова Н.Н.
Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008;
Кара-Мурза С.Г.
Власть манипуляции. М., 2004;
Кара-Мурза С.Г.
Манипуляция сознанием. М., 2000;
Грин Р.
48 законов власти. М., 2007;
Осипов Г.В.
Социология и социальное мифотворчество. М., 2002;
Мельник Г.С.
Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996;
Гнатюк О.Л.
Актуальные проблемы изучения телевидения в системе массовой коммуникации//Россия в Глобальном мире. Социально-теоретический альманах. № 1. СПб., 2001;
Гнатюк О.Л.
Алармизм как негативная асимметрия, или новая функция российских СМИ//Экстремизм и средства массовой информации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23–24 ноября 2006 г. СПб., 2006;
Березкина О.П.
Социально-психологические технологии создания политического имиджа. СПб., 1997;
Тощенко Ж.Т.
Время мифов и пути их преодоления//Социс. 2006. № 1;
Кармин А.С.
Психология рекламы. СПб., 2004).

Вопрос 4.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения):

Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми имеются в виду определенные люди, социальные группы, большие социальные общности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к его группе, индивида, принадлежащего к другой группе, собственную группу, чужую группу, также может воспринимать общности. Сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и вся группа. Тогда к этому процессу стоит еще добавить: восприятие группой своего собственного члена, представителя другой группы, восприятие группой самой себя, восприятие в целом другой группы.

19 стр., 9492 слов

Вопрос7 Общение и деятельность

… так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями. Виды и функции общения. Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой …

Ритуальный стиль

Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Вопрос 5

Способы оптимизации общения:

Коммуникация – это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. При коммуникации мы совершаем взаимные поставки эмоциональных переживаний и ценностных представлений. Жесты, мимику, интонацию громкость нашего голоса, одежду, манеры поведения и т. д. Получатель информации анализирует с целью выяснения, что чувствует собеседник по отношению к нему: симпатию или антипатию. В зависимости от результатов такого анализа он принимает или отвергает собеседника как партнера по общению.

Посягательства на чувство собственного достоинства или столкновение с какими-либо ценностными представлениями в общении приводят к трудностям в восприятии содержания информации, которую один из собеседников хотел бы донести до сведения другого. Также в общении важную роль играет создание определенного образа человека, своеобразного имиджа.

Известно, что в сфере деятельности деловых людей важную роль выполняют различные переговоры. К достаточно эффективным относятся методы не директивного ведения переговоров.

Для прояснения смысла сообщения важную роль играет установление правильной обратной связи. Обратная связь – это реакция воспринимающего (словесная или несловесная) на поведение партнера. Это информация не о том, что представляет собой тот или иной человек, а в большей мере о нас самих в связи с этим человеком. Иногда контакт с партнером по общению устанавливается очень медленно. Для того чтобы без особого напряжения создавать доброжелательную атмосферу в общении, позволяющую содержательно углубить контакт, необходимо пройти через четыре этапа:

  1. Переключение от общения самим собой на общение с партнером.
  2. Установление контакта.
  3. Поддержание контакта во время передачи основного сообщения.
  4. Разрыв контакта.

Следует отметить, что в процессе коммуникации могут возникать различные преграды, связанные с непониманием. Преградой для понимания может служить характер восприятия партнеров по общению, обусловленный их личностными установками. Существенной преградой являются также смысловые барьеры, связанные с различием смыслов, вкладываемые разными людьми, а одни и те же слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения).

Хотя словесные символы являются основными для передачи идей, важную роль в общении выполняют невербальные символы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние до партнера и т. д. Неодинаковые их прочтения разными людьми могут создавать проблемы в общении. Непонимание между людьми возникает также из-за наличия плохой обратной связи, которая позволяет определить, действительно ли сообщение истолковано в том смысле, который в него первоначально вкладывали.

Общение как специфический вид человеческой активности является одним из ведущих факторов развития личности. В связи с этим оптимизация общения приобретает очень важную роль (диагностика).

Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия

С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешно­стью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров, то есть без перцептивной стороны общения.

На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Исследованиями подтверждено, что дети и взрослые отличаются по социальной перцепции. Дети в большей степени ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа и т.п.), они лучше распознают эмоциональное состояние человека по выражению лица, чем по жестам. Кроме того, сильное влия­ние на процесс восприятия оказывает профессия наблюдателя. Так, при оценке одного и того же человека продавец будет оценивать внешний вид, филолог — особенности речи, медик — физичес­кое здоровье.

Однако в целом перед человеком стоит задача не просто «вос­принять», а, скорее, познать другого человека. В ходе познания осуществляется эмоциональная оценка человека и попытка по­нять логику его поступков и уже на этой основе строить свое соб­ственное поведение.

Люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга по жизненному опыту, социальному статусу. Статус социальный — это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков: профессия, образова­ние, экономические, семейно-возрастные, этнические и др.), интеллектуальному раз­витию и т.п. Какие же признаки позволяют нам судить, напри­мер, о превосходстве собеседника по социальному статусу? Ис­следования показали, что существенное значение имеет процесс формирования первого впечатления о человеке. Большое влияние на первое впечатление оказывает:

1) внешний вид человека (одеж­да, прическа, украшения, очки, знаки различия; в некоторых случаях рассматривается такая «одежда», как машина, оформле­ние кабинета, канцелярские принадлежности и т.п.);

2) манера поведения человека (как стоит, ходит, сидит, разговаривает, куда устремлен взгляд и т.п.).

Внешний вид и манера поведения являются факторами превос­ходства, так как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

В наше время роль одежды является весьма значимой. Зная «секреты» одежды, можно со­здать определенный образ у партнера по общению, повысить (в случае необходимости — понизить) свою значимость и престиж. Например, собираясь на экзамен и надевая строгий костюм и рубашку с галстуком, скорее всего, студенты стремятся чуть-чуть завы­сить свой социальный статус. Если же преподаватель на тот же экза­мен надевает джинсы и свитер, то он пытается ослабить фактор сво­его превосходства с целью улучшения взаимодействия со студен­том. Правильно подобранная одежда поможет сформиро­вать благоприятное впечатление, вызвать доверие со стороны парт­нера и создать образ честного, надежного собеседника.

Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? Во-первых, — цена. Цена одежды определяется по качест­ву, а также по частоте встречаемости данной модели (дефицитность) и ее модности. Во-вторых, — силуэт одежды. «Высокостатусным» как для женщин, так и для мужчин считается силуэт, напоминающий по форме вытянутый прямоугольник с подчеркнутыми угла­ми, «низкостатусным» — силуэт, напо­минающий по форме шар.

Например, свитер, особенно объемный и пушистый, джинсы или мягкие брюки несовместимы с высоким статусом. Однако на дружеской вечеринке мягкий свитер (пуловер) воспринимается лучше, чем строгий костюм. В-третьих, — цвет одежды. Необхо­димо учитывать, что в разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В европейской одежде признаком высокого статуса (независимо от тенденции моды) считаются ахроматиче­ские цвета, т. е. черно-серо-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус человека. Все эти призна­ки важны во взаимодействии, их не следует рассматривать в от­дельности.

Кроме того, на первое впечатление влияют различные детали, например, украшения. Массивные золотые перстни-«печатки» у мужчин, а также большие бриллиантовые кольца у женщин хотя и указывают на их финансовые возможности, но иногда могут вызвать нежелательный эффект («оказать медвежью украшений могут показаться партнеру по общению как хитрые, неискренние, склонные к доминированию люди, пре­тендующие на повышенное внимание к своей особе.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют эле­менты, позволяющие судить о статусе собеседника (походка, ма­нера сидеть и стоять). Например, результаты экспериментов пока­зали, что окружающим больше нравятся люди, сидящие на стуле свободно, чуть наклонив корпус тела вперед. И, наоборот, люди, садящиеся на стул ровно, слегка отклоняясь назад, вызывают негативное отношение; то же относится к манере сидеть на стуле с перекрещенными руками или ногами.

При восприятии человека большое значение имеет фактор при­влекательности. Сложность определения этого фактора вызвана тем, что мы привыкли считать привлекательность индивидуальным впе­чатлением. Всякая попытка обобщить признаки привлекательности «наталкивается» на внутреннее сопротивление. Разные народы в разные исторические периоды имели и имеют свои каноны красо­ты, поэтому фактор привлекательности определяется не разрезом глаз и цветом волос, а социальным значением того или иного при­знака человека. Ведь существуют одобряемые и неодобряемые обще­ством или конкретной социальной группой типы внешности, а зна­чит, привлекательность — это приближение к типу внешности, мак­симально одобряемому той группой, к которой мы принадлежим.

Еще одним важным фактором восприятия является отношение со стороны окружающих. При этом люди, хорошо к нам отно­сящиеся, оцениваются гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо. В эксперименте психологи, выявив мнения испытуе­мых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека, высказавшего это мнение. В данном эксперименте согласие выявлялось с помощью прямых вопросов. Однако существует большое количество косвенных признаков со­гласия: кивки одобрения, улыбки и слова в нужных местах, мане­ра держаться. В общении очень важно, чтобы согласие было явно выражено. Если есть согласие, то включается восприятие по фак­тору положительного отношения к нам.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке — так называемые ошибки (эффекты) восприятия:

  • Эффекты стереотипизации — приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.):
  • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  • Эффекты последовательности:
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придается большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчиненных и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчиненных и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания — ожидая от человека определенной реакции, мы провоцируем его на нее.
  • Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  • Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.
  • Эффект — приписывание характеристик себе или другому человеку.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по силам разобраться в особенностях восприятия и научить­ся корректировать свои ошибки.

Вопрос 6.

Определение, функции, границы, классификации малых групп:

14 стр., 6844 слов

Психология межгрупповых отношений: границы группы, чувство «мы», …

… вопросы о том, может ли группа быть рассмотрена как нечто, стоящее над индивидами, можно ли вообще прогнозировать какой-либо продукт групповой деятельности на основе знания индивидуальных … вкладов в него. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они …

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственно-личных контактов. Принято говорить о верхнем и нижнем пределах малой группы. В части мнений считается, что нижней границей малой группы являются 2 человека, но существует другая точка зрения – 3 человека. Верхний предел малой группы – это максимальный ее объем (50-+2).

Верхний предел группы определяется критериями, которые обусловлены характером самой деятельности.

Коллектив – это особое качественное состояние малой группы, которое достигло высокого уровня социальной психологической зрелости. При таком понимании всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая малая группа может быть коллективом.

Классификация:

  1. Лабораторная группа – это группа, специально созданная для выполнения заданий в экспериментальных условиях.
  2. Естественная группа – это группа, функционирующая в реальных жизненных ситуациях.
  3. Формальная группа – группа, структура и отношения в которой установлены и регулируются в административно-правовом порядке.
  4. Группа членства — в ней индивид на самом деле является участником.
  5. Референтная группа – это группа, чьи нормы и ценности личность разделяет и соотносит с ними свои установки.

Принадлежность каждого человека к определенной группе связана с реализацией некоторых потребностей индивида. Определенная часть жизненной активности этого индивида проявляется в рамках деятельности социальной группы. В этой группе определен стиль его поведения, который в свою очередь определяет межличностные отношения, статус индивида (положение индивида в обществе, занимаемое им в соответствии с его функциями, полом и т. д.) и роль индивида (совокупность усвоенных и выполненных функций и принятого поведения).

В зависимости от стиля поведения присущего большинству участников возможно принятие группового решения. Продуктивный процесс принятия решения включает в себя появление образований в виде новых целей, мотивов, установок, смыслов, способов действия.

Понятие референтной группы. Референтометрия:

Референтная группа – это группа, нормы и ценности которой личность разделяет, соотнося с ней свои установки. К функциям референтной группы можно отнести формирование у личности симпатии, эмоционального предпочтения к тем или иным людям. В такой группе лежат основные определяющие для личности – оценки, действия, поступки.

Референтная группа имеет свои стандарты и убеждения, что с точки зрения сохранения целостности очень важно, поскольку каждый индивид, состоящий в группе, идентифицирует себя, относительно этих стандартов и убеждений. При выборе и оценке своих поступков используется каждым индивидом система эталонов данной группы. Это необходимо для стабильности группы. Также индивид оценивает поведение других людей и социальные события, что позволяет возникновению последующего воспроизводства в группе.

Референтность – форма специфических межличностных отношений, опосредованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в социальной ориентации зависимость субъекта от других людей, выступающую как избирательное отношение к ним в условиях задачи ориентации в объекте. Референтометрия используется для проверки того, насколько личностные ценности каждого совпадают с ценностями той группы, которая определяет социометрический статус личности.

7 стр., 3033 слов

Мотивация групповой деятельности

… она из себя представляет, каких видов, размеров и структур группа бывает, общие качества групп, мотивации групповой деятельности и персонала. Глава 1. Понятие мотивации 1.1 Понятия «мотивы» и » … устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Группы состоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, они …

Социально-психологическая характеристика малой группы:

Рассматривается через измерения или уровни круговой структуры:

  1. Социометрическое измерение характеризует особые позиции индивида в системе внутригрупповых межличностных отношений.
  2. Формально-статусное измерение дает представление о соподчинении позиций индивида в системе официальных отношений, что зафиксировано в штатском расписании организации.
  3. Коммуникативное измерение – реализуется в коммуникативных сетях, которые фиксируют соподчинение позиций индивидов в зависимости от их расположения.
  4. Отношение к власти отражает позицию индивидов в зависимости от способности оказывать влияние внутри группы.

Существует несколько типов социальной власти:

  • вознагражденная власть способствует вознаграждению другого лица.
  • принужденная власть реализуется через принуждение и наказание другого лица.
  • лигитивная власть основана на допущении того, что один субъект имеет узаконенное право предписывать поведение другого субъекта.
  • референтная власть в своей основе имеет относительные симпатии и эмоциональные предпочтения.
  • Экспертная власть основана на превосходстве другого лица в специальных знаниях и компетентности в определенной деятельности.
  1. Лидерство определяется иерархией позиции индивидов в зависимости от их ценностного потенциала и вкладов в жизнедеятельность группы.

Типы лидеров:

  • функциональный лидер – это компетентный лидер, сосредоточенный на поставленные задачи. Он борется за достижение поставленных группой целей.
  • Аффективный лидер сконцентрирован на взаимоотношениях между участниками группы.

Лидерство в группах:

  1. Лидерство возникает преимущественно в не официальной группе, при соответствующих взаимоотношениях. Руководство же в официальных группах.
  2. Лидерство преимущественно проявляется в малых группах, лидер замкнут в ней, поскольку ему необходимо поддерживать связь с вышестоящим руководителем.
  3. Лидер выдвигается стихийно, и зависит от изменений группового настроения.
  4. Авторитет лидера основан на личном его влиянии, ответственность менее опосредована, чем руководителя.

Очень важно отметить и то, что к характеристике малой группы относятся три направления:

  1. Социометрическое направление (Дж. Морено).
    В обществе

выделяются две структуры отношений. Макроструктура – пространственное размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности. Микроструктура – структура психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Все социальные конфликты направленно связаны с несовпадением микро и макро структуры. Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

… особенности тренинговых групп, групповая динамика План: 1. Понятие учебно-тренировочной группы. 2. Виды учебно-тренировочных групп, их отличия. 3. Структура учебно-тренировочных групп. 4. Групповые нормы (правила) в тренинговой группе. 5. Комплектование группы СПТ: качественные …

  1. Социологическое направление (Э. Мейо).
    Проводился

эксперимент о влиянии освещенности на производительность труда. В ходе эксперимента в экспериментальной группе освещенность увеличили, при этом наблюдался рост производительности труда, при обычном освещении в контрольной группе производительность не наблюдалась. На следующем этапе в экспериментальной группе были отменены условия освещенности, а производительность труда продолжала расти. В результате этого в контрольной группе начался рост. Были проведены дополнительные исследования. Увеличили заработную плату, освещенность, оборудование, Производительность труда росла, когда все это было отменено. Мейо понял, что здесь играет роль сознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии. Это было истолковано, как особое чувство стабильности – потребности ощущать себя принадлежащим какой-либо группе.

  1. Школа групповой динамики (Левин).
    Он создал теорию поля.

Центральная идея заключалась в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях группы с заданными характеристиками и последующим изучением функционирования этой группы. Этот процесс получил название групповой динамики.

Источники

  • Jiménez-Barreto J., Loureiro S., Braun E., Sthapit E., Zenker S. Use numbers not words! Communicating hotels’ cleaning programs for COVID-19 from the brand perspective. // Int J Hosp Manag — 2021 — Vol94 — NNULL — p.102872; PMID:33897084
  • Davis RA., Wolfe J., Heiman N. Increasing utilization of student mental health services on a college campus: Eight actionable tips. // J Am Coll Health — 2021 — Vol — NNULL — p.1-5; PMID:33891531
  • Bertsch TG., Denton TT., Perea NM., Ahmed A., McKeirnan KC. Drug development and the process of transitioning to team-based learning in a qualitative way. // Curr Pharm Teach Learn — 2021 — Vol13 — N6 — p.723-728; PMID:33867071
  • Dykhne M., Hsu SY., McBane S., Rosenberg E., Taheri R. Differences in learning styles, critical thinking skills, and peer evaluations between students with and without leadership engagement. // Curr Pharm Teach Learn — 2021 — Vol13 — N6 — p.659-664; PMID:33867061
  • Berens S., Schaefert R., Ehrenthal JC., Baumeister D., Eich W., Tesarz J. Different Dimensions of Affective Processing in Patients With Irritable Bowel Syndrome: A Multi-Center Cross-Sectional Study. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.625381; PMID:33854462
  • Moon K., Riege A., Gourdon-Kanhukamwe A., Vallée-Tourangeau G. The moderating effect of autonomy on promotional health messages encouraging healthcare professionals’ to get the influenza vaccine. // J Exp Psychol Appl — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33829825
  • Williams SA., Alzaher W., Mackey A., Hogan A., Battin M., Sorhage A., Stott NS. «It Should Have Been Given Sooner, and We Should Not Have to Fight for It»: A Mixed-Methods Study of the Experience of Diagnosis and Early Management of Cerebral Palsy. // J Clin Med — 2021 — Vol10 — N7 — p.; PMID:33807393
  • Fowler KR., Robbins LK., Lucero A. Nurse manager communication and outcomes for nursing: An integrative review. // J Nurs Manag — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33793022
  • Taye BT., Mihret MS., Muche HA. Risk factors of precancerous cervical lesions: The role of women’s socio-demographic, sexual behavior and body mass index in Amhara region referral hospitals; case-control study. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N3 — p.e0249218; PMID:33770125
  • Booker JA., Ispa JM., Im J., Maiya S., Roos J., Carlo G. African American mothers talk to their preadolescents about honesty and lying. // Cultur Divers Ethnic Minor Psychol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33719469

Вопрос 7

Механизм групповой динамики:

  1. Важнейшим из процессов, относящихся к групповой

динамике, является процесс образования малых групп. Непосредственное формирование группы и психологических процессов, которые делают группу группой, является групповое давление на индивида.

  1. Процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия

групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства.

  1. Развитие совместной деятельности. Здесь стоит упомянуть о

таком понятии как коллектив, происходит его образование.

Феномены взаимодействия личности и группы:

Психические феномены выражают отношение человека к различным социально-значимым объектам: окружающим людям, группам, социальным институтам. Здесь можно выделить два класса характеристик феномена: характеристика функций и характеристика внутреннего состава и содержания таких феноменов.

  • межличностная ориентация (оценка руководством наименее

предпочтительного сотрудника).

  • авторитарность – директивное поведение, стремление к

контролю над действиями участников.

  • социальная сензитивность характеризует способность

личности к отражению состояний других людей. Включает в себя эмпатию и социальное понимание.

13 стр., 6071 слов

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на …

… учетом особенностей их хозяйственной деятельности. Только такая организация труда может обеспечивать им наивысшую производительность труда. Но, с другой стороны, организация труда — это рациональное упорядочение трудовой деятельности работников …

  • стремление к власти соотносится с поведением членов

группы, направленных на достижение престижных внутригрупповых позиций.

  • надежность – ответственность, уверенность в себе,

самоуважение.

  • эмоциональная устойчивость включает в себя тревожность и

личное приспособление при повышении одного и понижении другого требования, проявляется личностью в группе. Личность охотнее меняет свои взгляды под влиянием группы.

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.

Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить.

Однако если исходить из того, что стиль общения – это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим.

Вопрос 8.

Эффективность групповой деятельности:

Эффективность зависит от сплоченности группы, от стиля руководства, влияния на эффективность способа принятия групповых решений.

В действительности производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности – это удовлетворение членов группы совместным трудом.

Группы, находясь на разных стадиях развития, должны обладать разной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач.

Сплоченность группы:

  1. Формирование связей в группе, которые позволяют внешне

заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложную психическую организацию, живущую по своим законам.

  1. Процесс возникновения сходных ориентаций членов группы

по отношению к каким-то значимым для них ценностям.

  1. Совместная деятельность членов группы.

Примеры похожих учебных работ

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

… динамики процесса общения в группе, и проблема динамических факторов, возникающих в самом процессе общения. Невербальные компоненты общения … деятельности РАН. , — не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, …

Лекция 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

… деятельности человека, прежде всего с практической и познавательной деятельностью, – все это и образует собственный предмет психологии общения» (142,С. 212). Таким образом, предметом педагогического общения является специфика процессов общения, …

Психологическое сопровождение деятельности человека

… деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей …

Тема: Физиологические аспекты мыслительной деятельности человека

… недели, месяца, года. Невроз суще­ственно нарушает процесс мышления, что также свиде­тельствует об условнорефлекторной природе этого вида познавательной деятельности человека. Касаясь современных представлений о мозговых про …

влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.

… более очевидна роль эмоций в жизни человека. Объект исследования: эмоции, как психический процесс. Предмет исследования: влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека. Цели курсовой работы: -изучение особенностей эмоций; …

Практикум

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

Примеры: Гендерные стереотипы:

  • женщины — слабый пол;
  • женщины глупее мужчин, или даже «все бабы — дуры»;
  • женщина не может быть руководителем;
  • все женщины хотят одного — выйти замуж;
  • мужчины — сильный пол;
  • мужчины не плачут;
  • все мужья изменяют женам и др.

Возрастные стереотипы:

  • все дети — чисты душой;
  • все подростки — «трудные»;
  • молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
  • сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
  • пожилые люди — консерваторы;
  • старики — ворчуны и др.

Этнические стереотипы:

  • американцы — честолюбивы;
  • прибалтийцы — медлительны;
  • англичане — консервативны;
  • французы — любвеобильны;
  • китайцы — предприимчивы и др.

Предубеждение – личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Пример:

Мистер Х: Проблема с евреями состоит в том, что они только то и делают, что заботятся о своих соотечественниках.

Мистер У: Но записи казначейства нашего союза показывают, что евреи делают более щедрые пожертвования по сравнению с обычными благотворительными взносами не-евреев.

Мистер Х: Это показывает, что они всегда стараются купить благосклонность и вмешаться в дела христиан. Они только и думают о деньгах, поэтому так много банкиров-евреев.

Мистер У: Недавнее исследование показывает, что процент евреев среди банкиров незначительный, намного меньший, чем среди не-евреев.

Мистер Х: Может, оно и так, но, тем не менее, они не занимаются респектабельным бизнесом, а только шоу-бизнесом, казино и ночными клубами.

В приведенной беседе Мистер Х игнорирует доказательства Мистера У по причине наличия у него предубеждения против евреев. Вместо ответа он лишь продолжает свои обвинения, переходя к следующей причине того, почему он недолюбливает евреев.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]