Несмотря на то, что многие отождествляют понятия интеллекта и мышления, разница между ними есть. В то время, как мышление – это обозначение умственной деятельности человека, интеллект представляет собой способность к этому процессу. Следующее отличие: мышление – это базовый врожденный комплекс познавательных возможностей, интеллект – более сложная структура, которую можно развивать. В то же время, мышление, как базовый компонент интеллекта, способно развиваться одновременно с ним.
Интеллект
Существует множество определений интеллекта. Он характеризует следующие способности:
- справляться с новыми или трудными ситуациями;
- учиться на собственном опыте;
- приспосабливаться к новым обстоятельствам;
- адаптивное поведение в контексте меняющихся условий.
Кроме определения понятия интеллекта в мнениях ученых имеются различия даже в том, следует ли понимать его, как одно целое, или он делится на несколько относительно разных видов.
Например, согласно теории американского психолога Роберта Дж. Штернберга, интеллект состоит из 3 компонентов:
- аналитическое мышление, в основном, участвующее в решении проблем, с которыми человек сталкивался в прошлом;
- творческое мышление, используемое для поиска путей решения проблем;
- практическое мышление, связанное с повседневной жизнью.
Его коллега, Говард Гарднер, выделяет 8 типов мышления и интеллекта:
- лингвистический;
- логико-математический;
- визуально-пространственный;
- двигательный;
- музыкальный;
- межличностный;
- внутриличностный;
- природный.
Позже он выделил 9-й тип, т.н. экзистенциальный интеллект.
Эдвард Торндайк выделяет только 3 основных типа интеллекта:
- теоретический (абстрактный);
- практический (конкретный);
- социальный – способность контролировать других (включает эмоциональный интеллект).
Из перечисления вышеупомянутых компонентов становится ясно, что некоторые из них имеют большую связь с теоретической частью жизни (образование), другие – с практической (опыт работы, искусство справляться с жизнью). Способность достигать высоких доходов – это вопрос практического применения теоретических знаний, полученных посредством изучения, наблюдения, образования. Потерпеть неудачу может как первая часть (приобретение знаний), так и вторая (возможностью применять их на практике). Некоторые люди, имеющие хорошее мышление и интеллект, не получают образование, соответствующее уровню их IQ. Причины могут варьироваться от финансового, географического, политического фактора до чрезмерной критики в отношении учителей.
Социальный интеллект также важен. Он включает способность обрабатывать, распознавать, контролировать эмоции, строить качественные, долгосрочные отношения, сотрудничать с другими. Социальные навыки значительно влияют на получение рабочих мест или выгодных заказов. Успех предопределен следующими умениями:
- обращение к людям;
- впечатление;
- хорошая работа в команде и с начальством;
- создание соответствующей сети контактов, знакомых;
- проникновение в секреты организационной структуры;
- понимание писанных и неписаных правил поведения в новой команде.
Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека осознать, идентифицировать (отражать), управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, эффективно влиять на них. Эти способности, согласно экспертам, являются самыми важными для жизни.
В управленческой практике ЭИ недооценивается, в компаниях и организациях по-прежнему принято смотреть на успешные результаты деятельности, как на плоды высоких умственных качеств работников. На самом деле, чувства и эмоции человека (как и их соотношение с разумом) очень важны. Они влияют на то, что привлекает наше внимание, как мы думаем, что решаем. Например, голодный человек в торговом центре видит еду, сытый – обувь, книги.
Соотношение между умственным и эмоциональным интеллектом еще не полностью сопоставлено. Но уже известно много интересных вещей. Творческие способности и успешная деятельность человека – это результат его продуктивного мышления, суть которого сложна. Эти качества не обусловлены лишь высокими умственными способностями. Они являются результатом сочетания рациональной мыслительной способности и ЭИ, пропорционального характеру ситуации.
Характеристика мышления и интеллекта в психологии говорит о том, что очень умные люди не всегда обладают высокопродуктивным мышлением. Их продуктивное мышление может иметь более низкий показатель, чем у средне умного человека.
При высоком умственном интеллекте творческое и продуктивное мышление низки.
У людей, показавших более 120 баллов в тестах IQ, вероятность успешного лидерства составляет всего 5-15%. Они не обладают хорошей способностью вдохновлять и мотивировать других людей.
Первичные умственные способности
Данные способности составляют основополагающие элементы интеллекта и всей человеческой деятельности. Количество таких первичных умственных способностей довольно велико. К примеру, известный исследователь интеллекта Дж. Гилфорд обнаружил 120 подобных элементарных факторов, благодаря развитию которых повышается качество умственной деятельности любого индивида.
Некоторые первичные умственные способности можно разделить на ряд категорий, перечисленных ниже.
- Умение выполнять мыслительные операции. Включает в себя анализ, синтезирование и сравнение объектов и явлений. Сюда же относится создание сложных мыслительных конструкций и умение составлять грамотные выводы.
- Вербальные способности. Определяют возможности понимания речи и использования речевых единиц как в ходе собственных измышлений и рассуждений, так и для коммуникации с другими людьми.
- Память. Подразумевает максимальные объемы хранимой информации, скорость усвоения и длительного запоминания, а также продолжительность ее доступности для использования в любое время.
- Способность к элементарным арифметическим операциям, устному и письменному счету в приемлемо быстрые сроки.
- Умение ориентироваться в пространстве, а также визуально определять размеры, объемы и формы различных объектов.
Совокупность данных способностей подразумевает наличие определенного интеллектуального уровня развития индивида. Тем не менее стоит отметить, что все приведенные первичные характеристики редко бывают развиты в равной высокой степени, на что несомненное влияет в определенной степени и наследственный фактор.
Мышление
Мышление – один из когнитивных процессов. Речь идет, в основном, о работе с информацией, идеями, концепциями. Мышление позволяет человеку находить корреляции, решать проблемы.
Функции мышления:
- формирование концепций;
- распознавание и поиск отношений;
- решение проблем;
- создание чего-то нового.
Результатом является новая информация, опыт, знания.
Свойства
В отношении мышления различаются несколько свойств:
- Конвергенция. Возможность придерживаться определенной темы, идти по линии логического контекста.
- Дивергенция. Также называется художественным, творческим мышлением, характеризуется широким спектром возможностей.
- Мировоззрение. Определяет, насколько широкие знания и проблемы человек может включить или решить в мышлении.
- Глубина. Определяет, насколько человек может вдаваться в детали проблемы (например, посредством анализа).
- Точность (надежность). Определяет, насколько логичны, практичны, правильны идеи.
- Независимость. Способность решать проблемы может быть более или менее обусловлена помощью других людей.
- Гибкость. Способность оторваться от мыслительных стереотипов, находить наиболее эффективное решение данной проблемы (например, преодоление функциональной фиксации).
- Критичность. Способность провести критический анализ отдельных знаний, процесса решения проблемы.
Типы
Мышление делится на несколько типов по различным параметрам.
Конкретное VS Показательное VS Абстрактное:
- Конкретное – непосредственно относится к практическим предметам, человек думает, что он сделает. Этот вариант непрактичен, длителен, утомителен.
- Показательное – прежде чем начать что-то делать, человек представляет, как это будет происходить. Этот вариант более практичный и быстрый.
- Абстрактное – человек не представляет никакие предметы, думает абстрактно. Так, например, решаются математические уравнения.
Аналитическое VS Синтетическое:
- Аналитическое – анализирует целую вещь, делит ее на более мелкие части, которые снова анализирует.
- Синтетические – объединение знаний и фактов в одну концепцию.
На практике часто используются оба типа.
Конвергентное VS Дивергентное:
- Конвергентное – поиск одного правильного решения.
- Дивергентное – поиск всех возможных вариантов решений.
Ввиду сходства этих типов, они также часто применяются вместе – сначала дивергентное мышление, затем – конвергентное.
Рассуждение
Это процесс мышления, в котором выводы основаны на информации.
Способы рассуждения:
- Дедукция – вычитание выводов для конкретного случая из общих правил (из множества определяется один). Пример: Сократ – это человек → человек смертен → Сократ смертен. Дедукция никогда не приносит никакой новой информации.
- Индукция – идет в обратном направлении, чем дедукция – от одного к множеству. Речь идет об установлении общих правил на основании конкретных случаев. Пример: у Петра есть машина → у Александра есть машина → у всех мужчин есть машины. Индуктивные суждения всегда применяются только с определенной вероятностью, никогда не со 100%. Все научные теории основаны на индуктивном суждении.
Мыслительная операция и решение проблем
Мыслительные операции – это целенаправленное умственное манипулирование психическим содержанием, направленное на решение, как теоретических, так и практических проблем.
Мыслительные операции делятся на 2 категории:
- Логические операции – регулируются точными правилами, которые не следует нарушать. В процессе решения проблемы человек следует алгоритму (точно так же, как компьютер). Решение – верное и точное. Однако в повседневной жизни это непрактичный и длительный путь.
- Эвристические операции – сокращенная практика мышления, приводящая к результатам без индивидуального рассмотрения всех вариантов и альтернативных подходов. Результаты оцениваются с точки зрения подходящих/неподходящих. Этот вариант чрезвычайно быстрый и эффективный по сравнению с предыдущим, но он также обременен высоким процентом ошибок.
Понятие
Из латинского языка это слово переводится как понимание, познание. Интеллект — это способность нашего мозга к пониманию и решению определенных задач.
Первым возвел идею культа интеллекта Платон. Во всех своих текстах он придавал огромное значение мышлению. Он писал, что жизнь без любопытства, желания узнавать новое, невозможна. Платона полностью поддерживал его ученик Аристотель, который развил концепцию первенства разума. Говорил, что тот, у кого есть задатки править, должен править, а другие — подчинятся.
Уровень умственных способностей можно развить и повысить, а можно и снизить. Академик Моисеев заявляет, что интеллект — это создание удачной стратегии, планирование своих шагов, что поможет достичь желанной цели. Это организация своей жизни и деятельности с помощью других способностей, к которым относят: обучение, мышление, способность классифицировать, интегрировать, вычленять ненужное, находить связи и закономерности.
Основными свойствами интеллекта являются:
любопытство — стремление узнать что-то новое, исследовать явления; глубина разума — умение находить главное и важное в куче информации, и отсеивать ненужное; логичность — последовательность рассуждений, умение строить разумные и правильные цепочки с учетом взаимосвязей и деталей; гибкость ума — умение человека использовать свои возможности, опыт, знания, не применяя шаблоны, а создавая собственные решения проблем; широта мышления — возможность полноценно изучать данные, не терять информацию, видеть несколько решений задачи; критичность мышления — умение оценивать результат работы, находить правильные и отсеивать ложные, также — это способность сменить путь, если он не истинный; доказательность ума — находить факты, и в нужный момент использовать их, чтобы убедиться в правильности поставленной цели.
В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения. Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов.
Только благодаря мыслительному процессу существует возможность саморазвития и совершенствования личности. Без интеллекта человек не смог бы совершать научные прорывы, создавать лекарства от опасных заболеваний, музыку или писать картины.
Зависит ли правильность принятия решений от степени мышления и интеллекта?
Разум не всегда является ключом к принятию правильных решений. Об этом сообщает британское интернет-издание «Independent», ссылаясь на научный журнал «Research Digest». Высокий IQ может привести к успеху в учебе, но правильные решения принимаются благодаря критическому мышлению, без чрезмерного эмоционального бремени.
Наверное, у каждого человека есть друг или знакомый, обладающий необычайным умом, но в то же время совершающий много глупых поступков: то захлопнет ключи в машине, то поведется на интернет-мошенничество.
Согласно новому исследованию, из которого исходит автор статьи в «Independent», высокий IQ не обязательно означает наличие у человека хорошего критического мышления.
Нарушения мышления и интеллекта
Расстройства умственных способностей относятся к сфере психиатрии, могут быть врожденными и приобретенными:
- врожденная патология – олигофрения;
- приобретенная патология – деменция.
В обоих случаях больные люди характеризуются расстройством мыслительной способности, часто – повседневной физической деятельности, самостоятельности.
Философия ИИ
Философия искусственного интеллекта (ИИ) – это отрасль философии, пытающаяся ответить на следующие вопросы:
- В чем суть интеллекта? Может ли машина полностью заменить мышление человеческого разума?
- Одинакова ли природа компьютера и человеческого мозга? Какие методы использует человеческий мозг для создания сознания (или, по крайней мере, его иллюзии)?
- Может ли машина иметь ум, психические состояния, сознание, похожие на человеческие? Может ли машина чувствовать себя?
Эти три вопроса в отношении мышления и интеллекта в философии отражают разные интересы ученых, занимающихся ИИ. Научный ответ на эти вопросы полностью зависит от используемых определений «интеллект», «сознание», «машина».
Некоторые из основных установок в философии ИИ включают:
- «Вежливая конвенция» Тьюринга: «Если машина ведет себя так же разумно, как человек, то она столь же умна, как и человеческие существа».
- Предложение Дар.
- Гипотеза физической системы символов Ньюэлла и Саймона: «Физическая система символов имеет все необходимые и достаточные средства для общей деятельности интеллекта».
- Аргумент Джона Серла: «Идеально запрограммированный компьютер с правильными входами и выходами имел бы ум, неотличимый от человеческого разума».
- Механизм Гоббса: «Разум – это не более, чем подсчет».
Тема интеллекта в психологии и философии по-прежнему открыта. До сих пор ни одна концепция не была принята как единственно правильная, исследования в этой области продолжаются. В дополнение к биологическим основам познания, психологи сосредоточены на исторических, эволюционных, социальных, эмоциональных, моральных, культурных аспектах и контекстах. Концепция интеллекта не применяется только в теоретической или абстрактной плоскости, но также распространяется в реальный мир.
Индивидуальные особенности
Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:
- Врожденный, который нельзя заучить и привить.
- Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
- Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.
Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку – будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.
От чего зависит интеллектуальный уровень
Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая – приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.
Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.
Возрастные различия
Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.
Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.
Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:
- коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
- после 20 лет развитие значительно замедляется;
- логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
- медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
- искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.
Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.
Гендерные различия
Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:
- девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
- математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
- приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.