Низкий интеллект: признаки, особенности и интересные факты

  • 6 Сентября, 2018
  • Психологические термины
  • Денис Дмитриев

Под показателем уровня интеллекта обычно подразумевают определенную количественную оценку умственных возможностей человека. Для подобного количественного измерения были придуманы специальные IQ-тесты, самым популярным и значимым из которых считается тест Айзенка. Повсеместная доступность тестирования сегодня позволяет проверить уровень IQ и своевременно выявить признаки низкого интеллекта.

Объективность тестов на уровень IQ

Показатель уровня интеллекта в общем смысле демонстрирует то, насколько широкая картина мира рисуется в мышлении отдельно взятого индивида. Чем обширнее представления человека об устройстве реальности, тем выше показатели IQ. У людей с низким интеллектом признаками его невысокого уровня всегда являются недостаточные способности к обучению и развитию.

Однако считать любые IQ-тесты в полной мере объективными и в точности ранжирующими людей по уровню интеллекта нельзя. Тестирование — это лишь одна из методик определения интеллектуальных возможностей. Не менее важен также и анализ поведения человека, по которому можно распознать общий уровень мышления и интеллектуальные возможности отдельно взятого индивида.

Что определяет наш уровень интеллекта?

Интеллект – способность к познанию и решению задач. Интеллект включает в себя познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Человечество не может однозначно сказать, от чего зависит интеллект. Например, мы точно знаем, что мышление – функция головного мозга. Можно предположить, что интеллект зависит от каких-то характеристик мозга и нервной системы: объёма и рельефа мозга, количества серого вещества, скорости нервных импульсов. Причём, вероятнее, влияют сочетания разных характеристик. Если рассматривать каждую характеристику отдельно, то нельзя выявить её влияние на интеллект. Например, объём мозга у женщин в среднем меньше, чем у мужчин. Но в тестах на уровень IQ женщины в среднем показывают такие же показатели, как и мужчины. Этот факт говорит и о том, что интеллект не зависит от биологического пола.

Учёные также не установили влияние на интеллект расы или национальности. Ушаков в книге «Психология интеллекта и одарённости» приводит такие данные: темнокожие дети-сироты, воспитанные в приёмных семьях с доступом к более качественному образованию, имеют более высокие показатели IQ. Вероятно, что на интеллект в этом случае больше повлияли социальные факторы, нежели наследственные. Это подтверждают исследования близнецов с идентичным набором генов, которые приводит Стюард Ричи. Пока близнецы – дети, то их уровень IQ примерно равен, и это можно объяснить генетикой. По мере взросления дети начинают самостоятельно создавать для себя среду: кто-то проводит время за книгами и другими занятиями, кто-то слоняется без дела. Тогда при одинаковой наследственности уровень IQ перестаёт быть равным. Получается, что с возрастом мы больше контролируем свою среду. И те среды, которые мы создаём, влияют на уровень IQ.

О влиянии на интеллект внешних факторов говорят и другие факты. Средний уровень IQ выше в странах с высоким уровнем жизни. Качество питания и медицинского обслуживания, доступность образования, уровень преступности и социальные установки в обществе тоже могут влиять на уровень IQ.

Удивительно, но средний уровень IQ постепенно растёт как в мире, так и в отдельных странах. Этот процесс называют эффектом Флинна по имени учёного, который собрал данные об этих изменениях. Эффект Флинна парадоксален: средний уровень IQ растёт каждые 10 лет. Для генетических и эволюционных изменений это слишком маленький промежуток времени. Кроме того, эти данные не позволяют прочно связать интеллект с наследственностью, расой, национальностью, полом, характеристиками мозга. Получается, что люди становятся «умнее» по разным причинам, а уровень интеллекта не зависит от чего-то конкретного.


Как менялся средний коэффициент интеллекта с течением времени / Источник: книга Intelligence: All that Matters

Признаки низкого интеллекта

Учитывая, что определить уровень способностей к мышлению исключительно тестами невозможно, специалисты выделяют ряд признаков, по которым люди с низким IQ выделяются на фоне других. Список признаков включает в себя следующие:

  • отсутствие зрелости во всех сферах жизни;
  • неспособность индивида сосредоточить внимание на диалоге;
  • неумение планировать собственную жизнь;
  • слишком частая смена места работы;
  • нежелание выслушивать критические замечания в свой адрес;
  • отсутствие базовых навыков для нормальной жизни в социуме.

Каждый отдельно взятый признак не дает полноценного видения уровня интеллектуальных возможностей конкретного человека. Большинство из перечисленных признаков при этом можно считать косвенными показателями низкого уровня IQ. Более точно определить уровень интеллекта позволяет наличие сразу нескольких из вышеуказанных признаков и соответствующих результатов тестирований.

Миф шестой

Коэффициент интеллекта – величина постоянная.

На самом деле

Во-первых, необходимо различать реальный интеллект и показатели IQ-теста. Реальные способности могут слегка варьироваться в зависимости от настроения, самочувствия и даже самооценки. Что касается задачек из теста, то всегда надо помнить: ситуация, в которой находится тестирующийся, несколько искусственна. Человек может неверно понять плохо сформулированные или плохо переведенные на русский язык (бывали и такие случаи) условия задания. Он может посреди теста потерять интерес к этому занятию или оказаться невнимательным. И наоборот: можно натренироваться на решение задачек из теста Айзенка так, что они будут отскакивать от зубов. Но это отнюдь не будет показателем того, что его интеллект несказанно возрос.

Незрелость мышления

Проявляется в виде инфантильности взглядов, рассуждений, мировоззрения и поведения человека. Нередко обнаруживается у взрослых мужчин и женщин как неспособность к нормальной коммуникации и социальному взаимодействию с окружающим миром.

Эксперты предполагают, что текущие поколения детей растут медленнее в плане зрелости мышления, чем предыдущие. Влияние современных технологий также ведет к ухудшению коммуникативных навыков вербального и невербального общения, что несомненно снижает интеллектуальные способности человечества в целом.

Тесты на IQ демонстрируют только способность проходить эти самые тесты

IQ — это комплексный показатель, составленный из результатов тестов на логическое и пространственное мышление, на умение сопоставлять и обобщать факты, проверки рабочей памяти, словарного запаса, скорости мышления. Причём люди, набирающие больше баллов в одном тесте, обычно получают много баллов и в других. Психологи называют это фактором общего интеллекта (англ. general factor, g-factor).

Учёные установили связь IQ с различными показателями в жизни. Наиболее значительная взаимозависимость, что неудивительно, — между результатами теста на интеллект и успеваемостью в школе. По данным одного исследования, показатели IQ участников в 11 лет напрямую коррелируют I. J. Deary, S. Strand, P. Smith, C. Fernandes. Intelligence and educational achievement / Intelligence с их оценками в 16 лет.

Но это ещё не всё. Более высокие баллы IQ прогнозируют больший успех N. R. Kuncel, S. A. Hezlett. Fact and fiction in cognitive ability testing for admissions and hiring decisions / Current Directions in Psychological Science на рабочем месте, более высокий доход T. Strenze. Intelligence and socioeconomic success: A meta-analytic review of longitudinal research / Intelligence , лучшее физическое Early life intelligence and adult health / BMJ и психическое C. R. Gale, G. D. Batty, P. Tynelius et al. Intelligence in early adulthood and subsequent hospitalization for mental disorders / Epidemiology здоровье. И даже долгую жизнь G. T. Christensen, E. L. Mortensen, K. Christensen, M. Osler. Intelligence in young adulthood and cause-specific mortality in the Danish Conscription Database – A cohort study of 728,160 men / Intelligence .

Рассеянность в беседе

Данный признак низкого интеллекта у взрослых включает невозможность поддержания конструктивного диалога. Часто такое явление наблюдается в семьях, где взрослые перебивают младшие поколения, не давая им договорить, прерывая их обсуждения и влезая посреди разговора.

В подобной ситуации, к примеру, отец слушает разговор детей на незнакомую ему тему и прерывает их собственными комментариями, так как низкий уровень IQ не позволяет усвоить новую информацию и согласовать ее с уже имеющимся в памяти опытом.

Низкий IQ — плохо или нет?

«Низкий IQ — это далеко не всегда плохо», — говорит Холодная и в подтверждение своих слов приводит несколько примеров. Первый — исследование уровня IQ у детей с ЗПР (запаздывание познавательного развития). Несмотря на низкие показатели тестов, эти дети очень продуктивны и оригинальны в своем интеллектуальном поведении. «Даже появилась новая теория: теория „майндфулнесс“ (mindfulness). „Майндфулнесс“ — это избирательная осмысленность. Проявление этого качества как раз и возможно при низком уровне интеллекта», — объясняет Марина Холодная. Хороший пример «майндфулнесс» — исследование американского психолога Роберта Стенберга, посвященное измерению с помощью тестов IQ уровня интеллекта подростков в Африке. Поскольку тесты разрабатывали в Западной Европе, неудивительно, что результаты представителей другой культуры оказались крайне низкими. При этом дети проявляли чудеса сообразительности, но в специфическом виде деятельности: сборе лекарственных трав. Это и есть «майндфулнесс».

Новость по теме

В Британии 12-летняя девочка прошла тест на IQ лучше Хокинга и Эйнштейна

Также Марина Холодная отмечает, что IQ многих экспертов в определенных областях, — высококвалифицированных профессионалов, людей с обширным опытом и знаниями — как правило, находится в пределах 116-118 единиц, что является средним показателем. «Происходит это потому, что в интеллекте у эксперта начинают работать другие механизмы, которые чрезвычайно важны для оценки реальных интеллектуальных достижений, в частности, понятийные, рефлексивные, интенциональные (так называемая интуиция) способности. То есть все то, что в тестах интеллекта по определению отсутствует и не учитывается», — поясняет профессор. Наконец, пожилые люди. Их результаты IQ-тестов резко снижаются, потому что они плохо выполняют задания: у них ухудшается память, внимание, зрительная координация. При этом пожилые люди могут сохранять интеллектуальную продуктивность довольно долго, у них появляется такое качество, как мудрость. «Мудрость — это высший уровень интеллектуального развития личности. Мудрый человек обладает высочайшим интеллектуальным ресурсом, только проявляется он не в выполнении тестов», — считает Холодная.

В заключение Марина Холодная приходит к такому выводу: «Если фиксируется низкий или средний IQ, это вовсе не значит, что у человека низкий или средний уровень интеллекта. Часто бывает так, что при низких и средних значениях IQ мы можем говорить о высоком уровне интеллектуального развития личности. Это можно назвать парадоксом тестов IQ. Объясняется этот парадокс не столько ограниченными возможностями тестов IQ, сколько сложностью устройства человеческого интеллекта. Изучение его природы — одно из перспективных направлений современной психологии».

Неграмотное планирование жизни

В обществе довольно популярен миф, что ведение дневников или ежедневников — удел детей, подростков и недалеких взрослых. Однако в действительности основа обучения планированию жизни обычно начинается как раз с навыка организации и распределения собственных ресурсов и времени.

Большинство успешных бизнесменов в начале своего пути учились грамотно планировать свои дела и распорядок дня, вести учет доходов и расходов. Умелое упорядочивание жизни, в свою очередь, считается признаком именно высокого уровня интеллекта человека.

Первые IQ-тесты

Следующий ход сделал француз Альфред Бине в начале ХХ века. По заказу правительства он создал первый тест для измерения интеллекта у детей. Это были 30 задач, которые определяли, кто из испытуемых одарен, а у кого задержка в развитии.

Наработки Бине использовали его коллеги — и ввели понятие «коэффициент интеллектуальности», тот самый IQ. Он определял, соответствует ли «умственный возраст» реальному. Например, если 10-летний ребенок справляется с задачами для 15-летних, его IQ равен 150 (15/10×100). Со временем была создана «шкала интеллекта Стэнфорд-Бине» для школьников. На протяжении 20 лет ею пользовались в учебных заведениях.

В 1939 году американский психолог Дэвид Векслер создал первую шкалу интеллекта для взрослых. Она была призвана контролировать образовательный и профессиональный статус людей. Тест снискал популярность: его использовали в армии, при приеме на работу, в школах и университетах, а обновленную версию применяют по сей день.

Самый популярный и одновременно критикуемый — тест Айзенка. В 1945 году немецко-британский психолог создал серию из 8 тестов для взрослых, в каждом — по 40 вопросов. Это цифровые, текстовые и графические задачи, которые решаются с помощью логики и на время. Людям, набравшим по итогам меньше 70 баллов, приписывается «дефицит ума». 100 баллов свидетельствуют о хороших способностях, а наивысший возможный результат — 160.

Существует мнение, что Айзенк создал свои задания для нацистов в рамках проекта по выведению генетически идеального человека. Но тест пользовался успехом среди людей по всей Европе. Многие просто хотели измерить свой ум, других обязывали это сделать на учебе или работе.

Но в то же время Айзенка критиковали другие исследователи, утверждая, что доверия не вызывают ни сами задачи, ни результаты проверки. Тест рассчитан на технарей, а не гуманитариев, и оценивает математические и логические способности человека, но не ум.

Непостоянная деятельность

Рекрутеры и HR-менеджеры, как правило, называют таких людей соискателями-летунами. Проблема этих работников обычно заключается в том, что они не справляются при малейших изменениях, непредвиденных обстоятельствах и форс-мажорах. Единственным найденным решением становится незамедлительное увольнение при первом же отчетном периоде или аврале.

Согласно статистике, люди с низким интеллектом меняют работу не реже одного раза в год. Уходят они как по собственной инициативе, так и по распоряжению руководства. Значение данного признака увеличивается, если человек не способен даже к стабильной работе на дому при условии, что она не требует особых знаний или навыков.

Две теории интеллекта: «общий» против «множественного»

#1. Теория Чарльза Спирмена

В начале ХХ века британский психолог Чарльз Спирмен представил теорию, согласно которой интеллект составляют два вида факторов: G — общий (general) и S — специфические (special).

G-фактор определяет успех любой интеллектуальной деятельности. Это некая «умственная энергия», которая отвечает за решение разных задач: от разгадывания головоломок — до академической успеваемости и достижения профессиональных целей.

А вот S-факторы проявляются при выполнении одного конкретного действия. Например, во время изучения иностранного языка, решения математической задачи, работы с картами. Поскольку G-фактор отвечает за общую производительность, его и пытались измерить психологи.

Для определения фактора G применяются тесты Айзенка, тест прогрессивных матриц Рейвена, а также тесты интеллекта Кэттелла.

#2. Теория Говарда Гарднера

Американский психолог и профессор Гарвардского университета Говард Гарднер считает, что люди обладают не одним «общим» интеллектом, а несколькими автономными. Кроме того, измерить человеческий ум невозможно.

В 1983 году Гарднер разработал теорию множественного интеллекта. Психолог выделил 8 его типов — все они присутствуют у человека, но только один является основным. Преобладающий вид интеллекта отвечает за ключевые способности, сильные стороны и во многом определяет нашу жизнь.

8 типов интеллекта:

  • Вербально-лингвистический. Человек обладает богатым словарным запасом, любит писать и читать, изучает иностранные языки. У него красивая речь, хорошая память, развитые ораторские способности. Профессии: журналист, переводчик, писатель.
  • Логико-математический. Такие люди работают с цифрами, легко анализируют информацию, любят эксперименты, мыслят абстрактно. Хорошо развиты логические и математические способности. Профессии: математик, программист, банкир.
  • Визуально-пространственный. Эти люди восприимчивы к цвету, форме, линиям. Легко обрабатывают зрительную информацию, ориентируются в пространстве. Они сильны в рисовании, черчении, проектировании. Профессии: художник, архитектор, картограф.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

  • Музыкальный. Человек обладает хорошим слухом, чувством ритма. Любит петь, играть на инструментах, сочинять мелодии. У него развито воображение и память. Профессии: певец, музыкант, композитор.
  • Телесно-кинестетический. Такие люди в совершенстве владеют своим телом, любят танцы и спорт, подвижны, пластичны и выносливы. У них хорошая координация, развита тактильная память. Профессии: актер, танцор, спортсмен.
  • Внутриличностный. Эти люди увлечены изучением себя, своих чувств, эмоций, переживаний, желаний. Интересуются философией и психологией. Наблюдательны, рассудительны, самостоятельны. Профессии: психолог, философ, писатель.
  • Межличностный. Развиты лидерские качества, ораторские способности, интуиция и эмпатия. Такие люди общительны, эффективно взаимодействуют с окружающими, любят командную работу. Профессии: учитель, дипломат, социальный работник.
  • Натуралистический. Человек увлечен природой и животными. Интересуется химией, биологией, экологией. Любит наблюдать и экспериментировать. Профессии: ученый, археолог, ветеринар.
  • Экзистенциальный. Такие люди стремятся изучить мир и понять жизнь через религию, философию, психологию. Им присущи любопытство, рассудительность, хорошее логическое мышление. Профессии: общественный деятель, философ, преподаватель.

«Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь меня ненавидят за ум и знание. Да чего им нужно от меня?» — говорил Чарли Гордон, главный герой рассказа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона».

Высокий интеллект — не гарантия успеха, больших свершений или мирового признания. Любой IQ — лишь цифра, которую ложно принимают за человеческую сущность. Реальные достижения людей куда красноречивее.

Ни один IQ-тест не способен всецело измерить ваш ум, гарантировать социальный успех, сделать богаче. Он лишь может выставить вам оценку и указать место на иллюзорной шкале.

Неумение выслушивать критику

Человек, который не может адекватно воспринимать критические замечания в собственный адрес, либо чрезмерно горделив, либо обладает одним из признаков низкого эмоционального интеллекта. Видение в критике одних лишь негативных моментов подразумевает, что индивид не способен переосмыслить собственные поступки, скорректировать свое поведение и поменять взгляды на определенные вещи и события.

Восприятие критических замечаний от кого угодно в качестве внешней угрозы является прямым признаком низкого интеллекта. Прочие индивиды обычно в какой-то степени способны к самоанализу и рефлексии. До таких людей, как правило, можно донести тот факт, что мотивация критики заключается в попытке помочь, указать на недостатки, а не обидеть и унизить.

Эксперимент Термена

Изучить связь между интеллектом, и продуктивностью взялся профессор Стэнфордского университета Льюис Термен. Еще в 1920-х годах он протестировал тысячи учащихся школ Калифорнии и обнаружил 1528 «одаренных» девочек и мальчиков. Средний IQ этих детей равнялся 151 баллу, а 77 из них имели показатели от 177 до 200.

«Отборных гениев» прозвали «термитами» и стали наблюдать за их успехами. Научные, профессиональные и личные достижения фиксировали на протяжении всей жизни. И вот что вышло: все испытуемые хорошо окончили школы, две трети — университеты, сотни — опубликовали научные и художественные работы, 126 человек получили докторскую степень. «Термиты» стали преподавателями, врачами, юристами, инженерами. Но большинство не достигло выдающихся результатов, женщины почти в половине случаев оказались домохозяйками.

Термен пришел к выводу: интеллект и достижения далеко не всегда взаимосвязаны.

Курсы по теме:

HR и рекрутинг

People Management

Александра Альхимович, Топ-менеджер с 10-летним опытом (Luxoft)

HR и рекрутинг

HR-директор

Екатерина Губарева, VP of HR, Global Geo Lead в SoftServe

Но вот что интересно: среди детей, которых не приняли в группу «термитов», были Уильям Шокли и Луис Альварес. Показатели их IQ не дотягивали до порогового балла.

Шокли — физик-изобретатель. Он создал биполярный транзистор, стал лауреатом Нобелевской премии, получил более 90 патентов и попал в список журнала Time «100 самых влиятельных людей ХХ века».

Альварес стал одним из лучших физиков-экспериментаторов ХХ столетия. Он создал пузырьковую камеру и получил Нобелевскую премию.

Выходит, самый достоверный интеллектуальный тест — проверка временем.

Неприспособленность к жизни

Отсутствие элементарных навыков поведения и непонимание норм этики в современном социуме приравнивается к признакам низких показателей интеллектуального развития. Другой причиной подобного поведения может послужить гиперопека родителей, которые не приспособили ребенка к самостоятельной жизни в реальном мире.

Психически здоровый человек с низким IQ часто становится неряшливым и неопрятным. Он может регулярно забывать принять душ после продолжительного рабочего дня, не убираться в квартире в течение нескольких недель или месяцев.

Миф седьмой

В мире существует некая организация, засекреченная почище масонской ложи, к которой принадлежат люди c IQ, превышающим 170. Все они являются князьями мира сего: руководителями крупных корпораций, влиятельными политиками, известными общественными деятелями. Однако если вы являетесь дворником с исключительно высоким интеллектом, эта организация рано или поздно вас заметит, возьмет под крыло, и тогда выдающаяся карьера вам обеспечена.

На самом деле

Этот миф с гуманистической подоплекой разоблачать даже немного неловко. Пусть те, кому он по душе, продолжают в него верить. На деле существует более демократичная организация, объединяющая людей с высоким интеллектом — Mensa International (https://www.mensa.org). Ко власти над этим грешным миром не имеет никакого отношения; Mensa занимается скорее просветительской деятельностью. А вот присоединиться к этому международному братству можно только одним способом: пройти пресловутый тест на коэффициент интеллекта и показать недюжинные результаты.

Источник — журнал «Будь здорова»

Факторы, влияющие на интеллект

Основу развития умственных способностей человека составляют три основных фактора:

  1. Наследственность. Гены считаются одним из главных факторов. Опытным путем доказано, что в высокоинтеллектуальных семьях дети вырастают более развитыми, чем их сверстники. Показатели памяти, мышления, грамотности речи и способности к сосредоточенности у таких детей обычно выше.
  2. Окружающая обстановка. Именно она формирует систему ценностей, стремления и цели человека. Умение правильно избрать свою жизненную задачу помогает интеллекту развиваться в должной степени.
  3. Раса, пол и возраст. Ряд исследований подтверждает, что некоторые расы обладают признаками низкого интеллекта в гораздо большей степени, чем другие. Так, к примеру, европейцы в среднем умнее выходцев из Африки, а мужчины умнее женщин. Возраст тоже влияет на интеллект — пик развития умственных способностей приходится примерно на 25-летний возраст. В дальнейшем с возрастом интеллект постепенно угасает.

От чего зависит IQ

Важно помнить, что IQ определяет не интеллектуальные способности, а скорости процессов мышления. А они зависят, в большей степени, от психологических качеств и физиологических характеристик человека.

Чтобы хорошо решить задания теста, человеку важно:

  • уметь концентрироваться и обладать усидчивостью;
  • быстро анализировать текст и выделять главное;
  • иметь большой словарный запас;
  • владеть в совершенстве разговорным языком;
  • обладать логическим мышлением и пространственным воображением.

Интеллект зависит от наследственности и социальной среды, при этом вклад генов составляет, по оценкам ученых, от 40% до 80%. В разные времена предпринимались попытки отыскать зависимость айкью от национальной принадлежности, пола и других физиологических данных, но все они не увенчались успехом.

Статистика свидетельствует, что у жителей развитых стран средний ай-кью выше. На него влияют такие факторы, как доступность образования, разнообразие и качество питания, уровень медицинского обслуживания.

Уровень интеллекта меняется с возрастом. Наивысший пик наблюдается около 26 лет, после чего тестирование показывают снижение результата.

Можно ли повысить уровень ай-кью? Хорошие результаты дает выполнение заданий на развитие логики, памяти, внимания, аналитического мышления. Для этого можно решать кроссворды, играть в шахматы или покер, изучать иностранные языки, читать художественную литературу, изучать точные науки.

Позитивное воздействие на мозг оказывает классическая музыка, хэви- и металл-рок, что подтверждается рядом исследований. Однако хип-хоп и R’N’B, по мнению ученых, снижают скорость мыслительных процессов.

Результат прохождения теста ай-кью во многом зависит от самочувствия человека. Уровень интеллекта снижается от плохого состояния здоровья, усталости, волнения, спешки. Для поддержания высокой мозговой активности важно вести здоровый образ жизни и следить за состоянием организма.

Интересные факты о низком уровне IQ

Существуют определенные факты, говорящие о том, что человек обладает невысоким интеллектом. Индивида с низкими умственными способностями может выдать один из следующих признаков:

  1. Не понимает чувства и эмоции других людей.
  2. Полагает, что другие слишком чувствительны.
  3. Никогда не принимает отличную от своей точку зрения.
  4. Во всех своих проблемах и ошибках винит других.
  5. Характер отличается резкими и внезапными эмоциональными всплесками.
  6. Не может справиться с напряженными ситуациями.
  7. Эмпатия практически полностью или абсолютно отсутствует.
  8. Не умеет поддерживать дружеские отношения с людьми.

Важно помнить, что определение уровня интеллекта всего по нескольким показателям необъективно и не может являться аргументом, доказывающим отсутствие развитых умственных способностей у человека.

Ещё несколько особенностей людей с низким уровнем EQ

  • Им неинтересны люди, они не хотят понять, каков их характер, что скрывается за поступками.
  • Они испытывают негативные эмоции, но зачастую не могут понять их причину.
  • Они сосредоточены на себе, не всегда замечают, что другие нуждаются в помощи.
  • Они боятся ошибок и не делают из них выводы, тяжело приходят в себя после неудачи, часто зацикливаются на промахах, занимаются самобичеванием.
  • Они не доверяют интуиции, считают, что это глупо.
  • Они плохо адаптируются к новым условиям, не любят перемены.
  • Они не умеют слушать и слышать.

Для того чтобы определить уровень своего эмоционального интеллекта, также можно пройти тест, разработанный психологом Николасом Холлом.

IQ — всего лишь отражение социальных условий

Интеллект — это сложнейший феномен, который обусловлен и генетикой, и окружающей средой. Условия окружающей среды могут до некоторой степени подавить интеллектуальный потенциал, скрытый в генах ребёнка.

Например, в случаях, когда для развития мозга недостаточно пищи. Или когда мозг не получает необходимых ресурсов, потому что часть их поглощают паразиты в организме, что ещё встречается в развивающихся странах.

Но исследования близнецов и непосредственно ДНК подтверждают R. Plomin, I. J. Deary. Genetics and intelligence differences: Five special findings / Molecular Psychiatry , что интеллект передаётся по наследству. Существенная часть вариаций в показателях IQ обусловлена генетикой. Учёные уже начали выявление конкретных генов G. Davies, N. Armstrong, J. C. Bis et al. Genetic contributions to variation in general cognitive function: a meta-analysis of genome-wide association studies in the CHARGE consortium (N=53 949) / Molecular Psychiatry , ответственных за эти различия. Поэтому невозможно утверждать, что IQ отражает только условия социальной среды.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]