Многие слышали о том, что человек использует свой мозг только на 10%. И этих немногочисленных процентов хватает на разработку информационных технологий, лекарств, изучение космоса и многое другое. Представьте, как изменится жизнь, если человек начнет использовать свой мозг по максимуму. Но действительно ли мы используем только малую часть своих ресурсов — давайте разберемся в этой статье.
Пройдите прямо сейчас бесплатные тесты на логику, умение генерировать идеи, память и критическое мышление, чтобы определить, насколько хорошо вы используете свой мозг.
Какую часть мозга использует человек
Именно головной мозг определяет, как человек воспринимает окружающий мир. В среднем он весит около 1,5 кг и состоит из 100 млрд нейронов – клеток, которые воспринимают и передают информацию [1].
Содержание:
- Какую часть мозга использует человек
- Как появился миф о 10%
- Можно ли улучшить работу мозга
- Другие распространенные мифы
- Интересные факты
Как показал недавний опрос американских ученых, почти 56% их соотечественников верят в то, что Homo Sapiens использует всего лишь 10% своего мозга [2]. И надо признать, такое убеждение весьма распространено не только в США. На самом деле, это не больше чем миф, и неврологи его давно развенчали. Большая часть органа почти все время активна [3]. Исследования на эту тему ученые проводили еще в 2009 году [1].
Используя возможности функциональной МРТ, специалисты измеряли активность органа во время выполнения разных задач, и определили, что большая часть мозга остается активной практически постоянно, даже когда человек выполняет очень простые действия. Более того, орган бодрствует даже когда человек отдыхает или спит. А вот точный процент клеток органа, которые активизируются, у разных людей варьируется. Этот показатель меняется и в зависимости от того, что делает или о чем думает человек.
Онлайн-тренажеры и игры
На смену кроссвордам и печатным судоку пришли онлайн-сервисы для развития и тренировки мозга. Можно выбрать любой: начиная от онлайн-головоломок до развивающих игр, которые анализируют ваше игровое поведение и адаптируются под ваши решения. Самые популярные — «Викиум», Uplift и «Битрейника». Для чего это нужно? Во-первых, выполнение упражнений может быть просто интересным. Во-вторых, это позволяет отвлечься от будничных стрессовых ситуаций с пользой для здоровья. С прагматической точки зрения такие упражнения способствуют улучшению когнитивных способностей, что со временем поможет вам быстрее решать жизненные и рабочие задачи, запоминать имена коллег и знакомых, а также не забывать про важные семейные даты.
Как появился миф о 10%
Миф о том, что мозг человека работает лишь на 10% настолько распространенный и так давно существует, что сегодня даже сложно точно определить его первоисточник.
Предположительно, все началось в 1907 году, когда в журнале Science была опубликована статья психолога и писателя Уильяма Джеймса, в которой он утверждал, что человек использует только часть своих умственных ресурсов. Правда, какой именно процент своего мозга использует Homo Sapiens, ученый в статье не упоминал [4]. А вот где точно упоминались те пресловутые 10%, так это в книге Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которая была опубликована в 1936 г. Этот миф был упомянут как нечто, о чем говорил профессор колледжа, в котором учился Карнеги.
Кстати, по мнению ученых, нейроны занимают примерно 10% от всех клеток головного мозга [1]. Вполне возможно, что именно эта информация поспособствовала появлению мифа, который продолжает тиражироваться, еще больше укрепляя веру человека в него.
Что известно из исследований ученых?
Ученые неоднократно проводили исследования мозга человека и до сих пор изучают этот орган. С помощью аппарата МРТ ученые смогли визуализировать мозг и изучить его активные и неактивные области. Согласно исследованиям, за наши действия и процессы отвечает не весь мозг, а только определенные участки. Например, за зрение отвечает один участок, за слух — совершенно другой, за речь — третий и т.д. На протяжении дня мы задействуем практически все зоны мозга. Даже для пролистывания ленты в соцсетях мы активируем сразу несколько участков — область зрения, понимания и действия. Ученые утверждают, что на данный момент не удалось выявить ни одного неактивного участка мозга.
Можно ли улучшить работу мозга
Как и в случае с любым другим органом, состояние головного мозга напрямую зависит от диеты и активности человека. Соблюдая здоровый образ жизни, реально улучшить и его работу.
Влияние диеты
Неправильное питание может ухудшить состояние здоровья человека и послужить причиной развития кардиологических болезней, ожирения, диабета 2 типа. А эти болезни, в свою очередь, повышают риск появления слабоумия.
Чтобы улучшить здоровье головного мозга, стоит включить в свою диету такие продукты:
- растительную пищу с темной кожурой (например, чернику, брокколи, шпинат), так как она содержит много витамина E, а красный перец и батат богаты бета-каротином – оба эти вещества крайне полезны для мозга;
- жирную рыбу (лосось, тунец, макрель) – отличные источники жирных кислот Омега-3, которые улучшают когнитивные функции;
- грецкие орехи, пекан (содержащиеся в орехах антиоксиданты также благотворно влияют на состояние мозга).
Физическая активность
Нельзя недооценивать роль двигательной активности для поддержания здоровья головного мозга. Достаточно ежедневно уделять хотя бы по 30 минут на активную ходьбу, чтобы снизить риск ухудшения работы мозга. Также полезно плавание, бег трусцой, езда на велосипеде.
Умственные тренировки
Головной мозг работает по принципу мышц: чем активнее его использовать, тем лучше он выполняет свои функции. Поэтому не стоит игнорировать специальные умственные тренировки, чтобы поддерживать здоровье органа. Кстати, согласно данным одного из научных экспериментов, люди, увлеченные логическими задачами, на 29% меньше подвержены риску развития слабоумия [5].
Итог:
- Мозг работает полностью весь (если вы здоровы), но есть огромное поле для деятельности в плане увеличения его производительности.
- Мозг имеет огромный потенциал, впереди увлекательное будущее.
- Чем меньше мы что-то используем – тем быстрее мы разучимся это делать.
- При жизненных условиях, мозг задействует большее количество нейронов, чем при игре, строго ограниченной правилами, например, го или шахматы.
Что ж! Увеличивайте КПД, учитесь. Помните, что восстановить знания намного проще – чем создать новые, потому не бойтесь ослаблять старые нейронные связи.
Другие распространенные мифы
Помимо мифа о 10%, существует еще немало других заблуждений о человеческом мозге. Но большинство из них уже имеют научное опровержение.
Левое и правое полушарие
Наверное, многим приходилось слышать, будто бы у креативных людей доминирует правое полушарие, в то время как у лиц с логическим типом мышления – левое. Однако недавние исследования показывают, что все это не больше чем миф. Если человек здоровый, у него одинаково развиты оба полушария [6]. Правда заключается лишь в том, что полушария на самом деле отвечают за выполнение разных типов задач. Так, левое контролирует речь, а правое – эмоции [7].
Влияние алкоголя
Продолжительное злоупотребление алкоголем может стать причиной ряда проблем со здоровьем, включая и нарушения в работе мозга. Однако нельзя сказать, будто каждая порция спиртного убивает часть клеток мозга – это заблуждение. Процесс повреждения довольно сложный. Например, доказано, если женщина во время беременности злоупотребляет спиртным, то высок риск, что малыш родится с фетальным алкогольным синдромом. У людей с такой болезнью мозг имеет объем меньше обычного и состоит из меньшего количества клеток. Такие дети в будущем испытывают сложности с обучением и могут иметь другие отклонения.
Лучшие материалы месяца
- Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
- Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
- Самые распространенные «офисные» болезни
- Убивает ли водка коронавирус
- Как остаться живым на наших дорогах?
Подсознательные сообщения
Немало заблуждений есть и по поводу так называемых подсознательных сообщений и их влияния на человеческий мозг. Научные исследования подтвердили, что информация, полученная извне во время сна в виде записанных звуков, может вызывать у человека определенную эмоциональную реакцию [8]. Но использовать этот способ для изучения иностранных языков или других дисциплин, как полагают некоторые, нецелесообразно. Научные эксперименты показывают, что такой метод поможет вспомнить ранее известную информацию, а вот изучить таким способом новое невозможно.
Извилины
Рельеф человеческого мозга состоит из борозд и извилин. Существует мнение, будто каждый раз, когда человек изучает что-то новое, на поверхности органа образуется новая извилина. Но это заблуждение. Извилины образуются еще до рождения и продолжают формироваться в детском возрасте.
Медитация
Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться. Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.
Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания. А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.
Уровень нагрузки
Приведем пример. Допустим, выпускнику математического факультета и тридцатилетнему алкоголику дали одинаковое задание: умножить 63 на 58. Действие совсем несложное, но кому из них для его осуществления придется задействовать больший процент мозга? Немудрено догадаться, что второму. А почему? Потому что математик умнее? Вовсе нет. Просто он более натренирован в этом деле, и для решения примера ему требуется гораздо меньшая нагрузка. Однако изначально и у одного, и у второго человека возможности приблизительно равные. И число нейронов у них также примерно одинаково. Различие состоит только в количестве взаимосвязей между ними, но, как известно, разорванные связи можно восстановить и даже обзавестись новыми. Поэтому у алкоголика возможности для интеллектуального роста, безусловно, есть.
Почему этот миф популярен?
Миф позволяет нам верить, что мы способны к «росту». Он обеспечивает оптимистическую точку зрения, предполагая, что все мы способны на великие дела и что каждый из нас имеет потенциал стать «Эйнштейном»!
Люди способны к огромному росту и обучению, хотя не все из нас могут стать Эйнштейнами.
Важно отметить, что развенчание этого мифа ни в коем случае не означает, что мы не можем научиться новым навыкам. В любой момент жизни можно выучить новый язык, научиться жонглировать или играть на каком-либо инструменте — и быть в этом очень хорошим. Это никак не зависит от наличия «неиспользуемых» областей в мозге! Мы более чем способны приобретать новые навыки, используя существующие и «использованные» ткани мозга.
Это доказывает тот факт, что люди изобрели множество навыков, таких как чтение и математика, только за последние несколько тысяч лет. Мозг не был предназначен для выполнения этих функций, но мы все способны к этим навыкам. Мозг может постоянно адаптировать имеющиеся ткани и повторно использовать их для новых навыков. Если бы это было не так, использование компьютера или смартфона было бы практически невозможным!
Стресс губит нервные клетки, которые, в свою очередь, не восстанавливаются.
Стресс действительно очень вреден для организма. Если он сильный, неконтролируемый, длительный, то он может привести к нарушению работы самых разных систем: и нервной, и иммунной, и эндокринной. Скорее всего, гибель нервных клеток в результате стресса тоже происходит.
Что касается нервных клеток, то, скорее всего, они всё-таки восстанавливаются. В экспериментах на животных, например на мышках, мы точно видим, что да. В случае с человеком труднее ставить эксперименты, чтобы это проверить, и идёт научная дискуссия: некоторые исследователи считают, что накопленных косвенных данных достаточно, чтобы быть уверенными, что новые нейроны появляются. Другие говорят, что у детей, наверное, да, а вот у взрослых вряд ли. Однако точно известно: у людей в любом возрасте активно образуются новые синапсы, то есть связи между нейронами. Это, в принципе, основа обучения и долговременной памяти.
Как информация поступает в мозг
1. Первоначальная информация является сенсорной – она воспринимается от органов чувств, и это то, что мы видим, слышим и ощущаем
Чем сильнее внимание будет сконцентрировано на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступит в память. А внимание усиливается, когда человеку что-то интересно
Например, если он постоянно ходит на работу одной и той же дорогой, его мозг как бы уходит в спячку и задействован примерно на 5%. Если же он меняет маршрут, мозг «просыпается», чтобы воспринять новую информацию
2. Такой сенсорный вид информации хранится в памяти совсем недолго, ведь ее поступает довольно много
Мозг должен отделить более важную от менее важной, чтобы более важную переместить из краткосрочной памяти в долгосрочную. Для этого надо, чтобы разные свойства объекта объединились и сложились в образ
Например, чтобы запомнить имя нового знакомого или его телефон, необходимо услышанную и увиденную информацию связать с его внешностью, обстоятельствами встречи и пр.
4. Накопленный запас образов и понятий, наделенных личностным смыслом, позволяет осуществлять мыслительные операции, позволяющие проникать вглубь проблемы и решать определенные задачи.
5. Формой мышления является суждение (или высказывание) – мысль о предмете, в которой путем отрицания или утверждения раскрываются его признаки.
6. На основе суждений человек делает умозаключение. Например, увидев утром на улице лужи, он приходит к выводу, что ночью шел дождь.
Что полезно для мозга и его деятельности
Мозг человека выполняет много функций, поэтому он требует большее количество энергии по сравнению с другими органами. Благодаря этому улучшается интеллект и формируются новые нервные импульсы. Для стимуляции функциональных способностей органа рекомендуется:
- Читать книги. Полезной будет изменение жанров, благодаря этому улучшаться мышление.
- Заниматься спортом. Физическая активность стимулирует процесс выработки гормона эндорфина, который улучшает умственную деятельность.
- Отдыхать в течение дня — это улучшит процесс усвоения информации.
- Хорошо спать. Благодаря этому удастся улучшить концентрацию внимания и память.
- Отказаться от вредных привычек. Курение и употребление спиртосодержащих напитков приводит к отмиранию нейронов.
- Соблюдать правила рационального питания.
- Заниматься лепкой, рисованием. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, что улучшает работу органа.
- Изучать иностранные языки.