Что такое социальный конфликт и каковы его основные виды?

Суть социального конфликта сводится к столкновению противоположных интересов. Конфликтные ситуации бывают разных типов, могут вовлекать всего одного человека (в случае внутреннего личностного конфликта) или целые государства, как это происходит, когда разгораются войны.

Для различных видов противостояний предусмотрены различные пути разрешения ситуации. Все это подробно изучает и классифицирует конфликтология, но мы попробуем разобрать это выражения простым языком.

Социальный конфликт простыми словами

Социальный конфликт (СК) – это напряженное противостояние нескольких людей или социальных групп с противоположными потребностями или интересами.

Любой СК имеет три стадии:

  1. Предконфликтная – когда стороны осознают возникшее между ними напряжение.
  2. Активная – непосредственно развитие конфликта, что сопровождается действиями, нацеленными на то, чтобы изменить мнение оппонента.
  3. Разрешение – завершение конфликтной ситуации, устранение ее причин.

Стороны, что участвуют в конфликтной ситуации, называют субъектами конфликта. При этом помимо непосредственных участников могут также присутствовать:

  • свидетели – сторонние наблюдатели;
  • подстрекатели – лица, которые подталкивают к противостоянию;
  • пособники – лица, что тем или иным образом содействуют разгоранию конфликта;
  • посредники – лица, чьи действия направлены на предотвращение или разрешение ситуации.

Существует также предмет конфликта – то, из-за чего разгорается противостояние.

Что это такое: понятие

Слово «конфликт» с латинского языка переводится как «столкновение».

Существует множество видов конфликтов, например политические, юридические, экономические, социальные.

Социальный конфликт — это столкновение двух и более сторон, обусловленное наличием между ними остро выраженных противоречий, таких как несовпадение взглядов, целей, интересов.

Социальные конфликты могут иметь различный масштаб: в качестве сторон конфликта могут выступать как отдельные люди, так и разномасштабные социальные сообщества.

Наиболее значительные соц. конфликты способны привести к военизированным столкновениям, гражданским войнам, революциям.

Виды

Подробную классификацию предлагает Ральф Дарендорф. Он группирует их по конкретным признакам.

Сколько сторон участвует:

  • внутриличностный – вызванный внутренними противоречиями человека;
  • межличностный – СК между несколькими людьми, что могут принадлежать, как к одной социальной группе, так и к разным;
  • межгрупповой – противостояние между социальными группами.

Как направлено взаимодействие:

  • горизонтально – между индивидами, которые не подчиняются друг другу;
  • вертикально – между индивидами, которые связаны отношениями начальник – подчиненный;
  • смешано.

Каков источник:

  • объективно обусловленный – когда к СК привела объективная проблема, которую нужно решить;
  • субъективно обусловленный – вызванный личными противоречиями, эмоциями оппонентов.

Каковы функции:

  • созидательный – приводит к позитивным изменениям в обществе;
  • разрушительный – дестабилизирует общественный порядок.

Как долго протекает:

  • кратковременный;
  • затяжной.

Каково внутреннее наполнение:

  • рациональный;
  • эмоциональный.

Как разрешаются:

  • мирные;
  • вооруженные.

Какова суть проблемы, приведшей к СК:

  • экономические;
  • производственные;
  • идеологические;
  • политические;
  • семейно-бытовые;
  • правовые и проч.

Какова форма:

  • внутренний;
  • внешний.

Каков характер возникновения:

  • спонтанный;
  • преднамеренный.

Каковы масштабы:

  • личный;
  • групповой;
  • региональный;
  • локальный;
  • глобальный.

Какие средства развития применяются:

  • ненасильственные;
  • насильственные.

Как влияет на развитие социума:

  • прогрессивный;
  • регрессивный.

Какие жизненные сферы затрагивает:

  • этнические;
  • семейно-бытовые;
  • политические;
  • экономические и проч.

Кроме того, Д. Катц предлагает выделять СК между прямо и косвенно конкурирующими группами, а также конфликт внутри группы (в таком случае целью является вознаграждение).

Мотивационный подход

С точки зрения данного подхода враждебность определенной личности или группы является отражением прежде всего ее внутренних проблем. Так, например, с позиции Фрейда, аутогрупповая враждебность является неизбежным условием любого межгруппового взаимодействия, имея универсальный характер. Основная функция данной враждебности – средство поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы. Отдельное место в данном случае занимают политические конфликты. Примеры можно найти в истории формирования фашистского движения в Германии и Италии (идея расового превосходства), а также в истории борьбы с «врагами народа» в период сталинских репрессий. Фрейд связывал механизм формирования аутогрупповой враждебности по отношению к «чужим» с эдиповым комплексом, инстинктом агрессии, а также с эмоциональной идентификацией с лидером группы — «отцом» и др. С точки зрения нравственности подобные факты нельзя рассматривать как конструктивный конфликт. Примеры с расовой дискриминацией и массовым террором, тем не менее, ярко демонстрируют возможность сплачивания членов одной группы в процессе конфронтации с другими.

В теоретической концепции агрессивности американского психолога Леонарда Берковица в качестве одного из ключевых факторов межгрупповых конфликтов выступает относительная депривация. То есть одна из групп оценивает свое положение в обществе как более ущемленное по сравнению с положением других групп. При этом депривация носит относительный характер, так как ущемленное положение в реальности может не соответствовать действительности.

Причины

Причины СК могут быть разными: внутренними или внешними, субъективными или объективными, связанными с материальными благами или идеями и прочими. Причина всегда имеет тесную связь с потребностями оппонентов.

Наиболее распространенными причинами конфликтов в современном обществе являются такие:

  • различия в уровне достатка и, соответственно, доступе к культурным богатствам, информации, образованию;
  • социальные различия вроде сексуальной ориентации;
  • религиозная неоднородность общества;
  • поведение отдельного индивидуума.

Причина СК кроется в наличии противоречия, однако не стоит путать его с непосредственно конфликтом.

Противоречие – это полная несовместимость интересов сторон, однако оно может и не перерасти в открытое противостояние.

Также важно не путать причину и повод.

Причина – это объективный фактор, что обусловил возникновение конфликтной ситуации.

Повод – мелкое происшествие, что поспособствовало разгоранию противостояния.

Иногда повод возникает случайно, иногда его создают намеренно.

Классификация

Конфликты подразделяются по:

  1. Причинам появления. Существуют субъективные и объективные причины развития конфликта. Объективные причины возникают при отсутствии контроля со стороны индивидуума, а субъективные контролируются им в той или иной мере и тесно связаны с его личностью, характером, приоритетами, целями и интересами.
  2. Уровню открытости. Конфликты делятся на открытые и закрытые. Под открытыми конфликтами подразумеваются ситуации, когда стороны напрямую выражают собственное недовольство: ссорятся, оскорбляют оппонентов, спорят, прибегают к насилию.
    Закрытые конфликты не всегда заметны окружающим, в них применяются непрямые способы воздействия.
  3. Положению конфликтующих сторон. Если одна сторона конфликта занимает более высокое положение и имеет больше власти, чем другая, такие конфликты называются вертикальными. Если же конфликтуют стороны, участники которых в целом равны между собой, такой конфликт является горизонтальным. Соответственно, к вертикальным можно приравнять конфликт между родителями и несовершеннолетними детьми, между учителем и учеником, между начальником и подчиненным и так далее, а горизонтальные конфликты обычно касаются взаимоотношений в коллективах.
  4. Составу сторон. Если конфликт не имеет отношения к несовпадениям идеологии или мнений, а участники не имеют отношения к различным идеологическим сообществам, такой конфликт называется межличностным. К групповым относятся конфликты, в которых стороны принадлежат к отдельным социальным сообществам. Также существуют политические конфликты, которые делятся на внутриполитические и внешнеполитические.
  5. Особенностям влияния на участников. Конфликты могут различаться по длительности (кратковременные, долговременные), степени масштабности (глобальные, региональные, групповые, личные), выраженности.
  6. Содержанию. Если в основе конфликта — субъективная неприязнь, которую испытывают стороны по отношению друг к другу, то такие конфликты называются эмоциональными.
    Если же суть конфликта имеет под собой надежную и разумную аргументацию и не связана напрямую с личной неприязнью, то это рациональный конфликт.

Также социальные конфликты в психологии делятся на типы:

  • социально-политические;
  • социально-трудовые;
  • социально-психологические;
  • семейно-бытовые;
  • духовно-нравственные;
  • идеологические;
  • экологические;
  • правовые.

Примеры

Наиболее разрушительные СК происходят между государствами – это войны. Всем известны Первая и Вторая мировая война.

  • СК внутри государства – это противостояния политических партий, выход граждан на митинги, революции.
  • В семье – споры о распределении финансов, о том, как правильно воспитывать детей, ссоры, вызванные ревностью.
  • На работе – продление рабочего дня, забастовки из-за низких зарплат или плохих условий труда.

Структура

Структура конфликта включает данные компоненты:

  1. Участники. В качестве участников могут выступать и отдельные люди, и определенные социальные объединения — организации, идеологические движения, другие общности.
    Участниками социального конфликта могут быть даже государства.
  2. Предмет. Под предметом подразумевается сама суть конфликта — противоречие, которое возникло между участниками.
  3. Объект. Это некая выгода, которую стремятся получить стороны конфликта. Это могут быть материальные блага, власть, сохранение определенных духовных норм, достижение цели и многое другое.
  4. Макросреда и микросреда. Условия микросреды и макросреды необходимо брать в расчет всем участникам конфликта. Микросреда — люди, которые окружают конфликтующие стороны и с которыми те взаимодействуют, а макросреда — это социальные общности, в которые входят участники.

Пути разрешения

Разрешение конфликтной ситуации начинается с ее анализа. Нужно определить точные причины, понять, как их устранить, и выбрать самый действенный вариант решения СК.

Это интересно: Как найти телефон через Google аккаунт

Существуют такие:

  • компромисс – оппоненты идут на взаимные уступки;
  • переговоры – оппоненты ищут решение в ходе мирного разговора;
  • посредничество – вопрос разрешает третье лицо;
  • арбитраж – ситуация разрешается посредством обращения к уполномоченному органу власти;
  • применение силы – более сильный оппонент применяет силу.

Собственно, выход из социального конфликта может проходить по нескольким сценариям:

  1. Реставрация – восстанавливается положение вещей, которое предшествовало конфликту.
  2. Невмешательство – отсутствие активных действий, продиктованное надеждой на то, что все наладится само.
  3. Обновление – отход от старых норм, принятие новых.

Наиболее продуктивно совмещение этих путей.

Важно, что для успешного разрешения СК обе стороны должны быть в этом заинтересованы, им следует совместно искать путь преодоления.

Стадии развития

Стадии развития социальных конфликтов:

  1. Первая. Это вступительная, предконфликтная стадия, которая также делится на скрытый и открытый этапы. На скрытом этапе конфликт только начинает зарождаться, стороны осмысливают происходящее и его причины, а на открытом начинаются первые умеренные противостояния.
  2. Вторая. На первом этапе второй стадии у сторон формируется стремление продолжать противостояние, появляется выраженная вражда. Конфликт постепенно усиливается. На втором этапе происходит прелом: участники конфликта сопоставляют свой сформированный образ оппонента с реальным, и ситуация развивается в зависимости от их выводов.
  3. Третья. Это зрелая стадия конфликта, во время которой стороны предпринимают первые попытки решить проблему, ищут пути для этого.
  4. Четвертая. На этом этапе конфликт исчезает целиком либо частично.

Какие бывают отрицательные черты характера у людей? Список вы найдете на нашем сайте.

Описание стадий социального конфликта в этом видео:

Последствия

Положительными последствиями можно считать то, что общество узнает о присутствии социального напряжения и получает возможность снять его, а вместе с тем и толчок к благоприятным изменениям.

Стороны лучше понимают собственные интересы и узнают интересы оппонентов. Повышается сплоченность внутри групп.

Негативные последствия заключаются в том, что полностью или частично рушится привычный уклад жизни, а это приводит к стрессу. Нарушается установившееся прежде равновесие сил.

Таким образом, социальный конфликт – это один из способов взаимодействия отдельных личностей и целых социальных групп.

Его последствия могут быть как созидательными, так и разрушительными. Для благоприятного разрешения СК важно сотрудничество сторон.

Ситуационный подход

Данный подход ориентирован на внешние факторы, ситуацию, обуславливающие возникновение и специфику конфликта. Так, в исследованиях турецкого психолога Музафера Шерифа было установлено, что враждебность одной группы по отношению к другой значительно снижается, если вместо соревновательных условий им предоставляются условия сотрудничества (необходимость выполнения совместной деятельности, в которой результат зависит от общих усилий всех участников). Таким образом, Шериф приходит к выводу о том, что факторы ситуации, в которой взаимодействуют группы, являются решающими в определении кооперативного или конкурентного характера межгруппового взаимодействия.

Признаки

Основные признаки конфликта:

  • наличие обстоятельств, которые стороны считают конфликтными;
  • присутствие несогласованности, противоречий во взглядах, целях, интересах сторон;
  • конфликтное взаимодействие участников;
  • применение различных методов давления на оппонентов (включая физическое, психическое насилие);
  • итоги конфликтного взаимодействия.

Как правило, конфликтные ситуации не приносят исключительно пользу сторонам, и многое зависит от конкретного конфликта и индивидуальных особенностей участников.

Также важно учитывать, что каждый из участников и наблюдателей способен по-разному оценить конфликт и его итоги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]