Тип работы: | Реферат |
Дата добавления: | 21.01.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Введение
Молодежные субкультуры играют доминирующую роль в социологии молодежи и являются объектом исследований ученых с 60-х годов прошлого века. Конечно, такие субкультуры, как готы, панки, хиппи и т.д. пришли к нам с Запада и Америки (хиппи там были особенно распространены), так как субкультур, родившихся в России, не было. Возможно, это связано с существовавшим тогда Железным занавесом. Российские исследователи и аналитики даже боялись использовать такой термин, как «субкультура», но использовали определение «неформальные люди». З.В.Сикевич писал, что под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения с общим образом жизни, поведением, групповыми нормами, ценностями и стереотипами». Я не могу согласиться с автором, что субкультура принадлежит определенному поколению, но считаю, что разные неформальные ассоциации принадлежат определенным группам общества. Хотя можно отметить, что некоторые культуры передаются из поколения в поколение и развиваются уже более века. Для меня субкультура — это способ самовыражения молодежи, так называемая попытка самовыражения; иногда это может быть очень странно, но хуже всего то, что это заканчивается печальными последствиями. Некоторые субкультуры уходят, другие заменяют их, но они всегда были, есть и всегда будут. Отношение к ним всегда будет разным, все будет зависеть от послания, которое приносит культура, поэтому эта тема вся актуальна. В определенный период своей жизни я сам принадлежал к определенной субкультуре, поэтому эта тема для меня самая подходящая.
Список литературы
- Беляев, А. А. Беляев. — М.: ИНФРАКРАСНЫЙ, 2012 . — – 399 с.
- Золотые два, Г.Г. Десять субкультур / Г.Г. Золотые два. — — М., 2013. — 58 с.
- Золотые два, Г.Г. Субкультуры / Г.Г. Золотые два. — М.: Плакат, 2014. — 21-23 с.
- Кравченко А. И. Культурология / А. И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2013 г. — — 537 с.
- Левиков, С. И. Джугендсубкултур / S. I. Левикова. — М.: ФЕВЕРПРЕССА, 2012. — — 315 с.
- Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. омельченко. — М.: Ин-т Социология РАН, 2013. — — 262 с.
- Грицанов А. А. Энциклопедия социологии. — М.: Дом книги, 2014 г. — — 131 с.
История появления молодежных субкультур
Нет точной даты рождения субкультуры. Конечно, невозможно выяснить, существовали ли неформальные ассоциации, например, во времена Ивана Грозного, но я думаю, что во времена Петра I они уже начинали возникать. К сожалению, точного ответа на этот вопрос нет, но если рассматривать существующие субкультуры прошлого века, то самыми первыми из них были «хиппи» 60-х годов. Но одной из неформальных, появившихся десятилетием ранее, были так называемые «стилинги». Ярко одетые люди, которые говорили на своем языке, были немного циничны и отрицали некоторые нравственные нормы.
Чтобы понять их суть, достаточно посмотреть фильм «Стиляги» отечественного производства. Но под давлением властей эта культура перестала существовать. Следующим этапом развития стали 70-90-е годы. Появились такие представители неформальной молодежи, как панки, металлурги, готы, альтернативы и другие. Одни принимают наркотики, слушают рок и отрицают все нормы общества, другие живут в «своем мире», ходят по кладбищам и совершают ритуалы.
Но простые люди, все еще цепляясь за них, не понимают, зачем им эти ирокезы на головах, черная одежда, кресты, проколотые уши и другие отличительные знаки. Еще одним этапом был период начала 2000-х годов. Затем начинают появляться эмо, мажор, крайности, хакеры, паркуристы и многие другие культуры, общие для всего мира. Как упоминалось выше, все эти культуры пришли в Россию из-за рубежа.
Особенности участия
Процесс вовлеченности молодого человека в жизнь субкультуры реализуется в 4 этапа.
Самоопределение в рамках субкультуры (личная идентичность)
Для первого этапа характерен слом прежних ценностей, установок и принятие образа жизни и морали данной субкультуры, взгляд на действительность через призму прописанных в той или иной группе ценностей и идей.
Групповая принадлежность («мы», «свои», «наши»)
На этом уровне члены субкультуры:
- обмениваются информацией о концертах, исполнителях, музыке;
- делятся своими впечатлениями от книг, текстов песен;
- рассказывают свой первый или новый опыт в пробе наркотиков или иных веществ, а также опыт асоциального поведения, то есть культивируется общность участников.
Изменения внешности и досуга
На следующем этапе человек попадает на какие-нибудь встречи и тусовки всех представителей неформальных движений города. Чаще всего через знакомых. В этих местах:
- возникают новые знакомства;
- еще больше возрастает чувство общности, деятельности и значимости.
Вместе с тем происходят внешние изменения человека и изменения привычного досуга. Многие субкультуры требуют конкретных внешних изменений. Порой эти изменения противоречат требованиям семьи или работы, но если человек сильно увлекся субкультурой, то отдаст предпочтение ей.
Полное изменение жизни и уход от реальности
Четвертый этап представляет собой переход субкультуры из хобби человека в повседневность и реальность. Субкультурные принципы и нормы пронизывают всю жизнь человека. Часто он отказывается от своего имени и выбирает псевдоним для виртуального общения или кличку для общения на реальных тусовках.
На этом же этапе могут возникать разногласия со сверстниками, знакомыми из «досубкультурной» жизни и родными людьми. Чаще всего они вызваны несовпадением мнений и взглядов относительно идеологии конкретной субкультуры. Например, если речь идет о музыкальной субкультуре, то разными взглядами на музыкальный стиль. Порой все заканчивается:
- уходом члена субкультуры из дома;
- бродяжничеством;
- попрошайничеством;
- скитанием по друзьям или притонам;
- уходом к «своим».
Функции и факторы объединения субкультур
Проще говоря, субкультура является частью социальной культуры, отличной от той, которая существует в обществе на данном этапе развития. Она объединяет всех молодых людей, обладающих определенными отличительными чертами и верящих в определенные идеалы.
На мой взгляд, основная функция субкультуры — это способность молодых людей выделиться среди толпы, осознать себя и свое время, найти с ними друзей на одной волне. Другой вопрос, что субкультура не всегда положительно влияет на молодое поколение. Другие исследователи выделяют такую функцию, как эмансипация — повышение статуса и выход из-под родительского контроля. Обычно она сопровождается конфликтами с родителями и переходит в фазу гипертрофированного отказа от норм поведения как ребенка, так и взрослого. Это создает условия для развития подростками собственных субкультур.
Для того чтобы субкультура была успешной во всем мире, необходимы определенные объединяющие факторы:
- Общая деятельность, организация совместной деятельности делает логичным объединение людей.
- Музыка, совпадение музыкальных вкусов на протяжении веков являлась мощным объединяющим фактором и послужила формированию многих субкультур.
- Отличительные черты, признаки или элементы одежды.
- Определенный идол для поклонения, будь то известная личность, мифический персонаж, жизненная цель или что-то еще.
Каждая группа определенной субкультуры имеет свой особый мир ценностей, свои нормы, сленг, некоторые субкультуры даже имеют свои собственные ритуалы и обряды. И.П. Башкатов считает, что «не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальных удовольствиях, престижных вещах, алкоголе и наркотиках и т.д., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, желании улучшить свою жизнь толкают их на общение с другими людьми». И такие люди не являются ни родителями, ни учителями, ни даже «нормальными» сверстниками, ни «изгоями», которые спонтанно объединились в неформальные группы». В этом я полностью поддерживаю автора. Если подросток слушает рок и все вокруг предпочитают классику, что ему делать? Конечно, идти против системы и искать свой собственный вид. А если рассматривать такую субкультуру, как эмо, то бедняки, которые потерпели неудачу в жизни и думают о самоубийстве? С кем они об этом говорят, а не с родителями. Очень грустно, когда родители не замечают состояния ребенка, а он все равно делает то, что задумал.
Причины увлечения субкультурой
Не все молодые люди увлекаются субкультурами. Интерес к ним зачастую возникает при определенной ситуации (психосоциальном состоянии) в жизни человека.
- Отсутствие полноценной традиционной социализации (например, неблагополучные отношения с родителями и/или сверстниками).
- Резкие изменения в привычном укладе жизни (развод родителей, смерть кого-то из близких, переезд семьи, изменение статуса или материального положения).
- Нередко участниками молодежных субкультур становится инфантильная молодежь. Для них философия какой-либо субкультуры, ее ценности и образ жизни становятся спасением, уходом от реальности, пристанищем. Большая часть современной молодежи не хочет взрослеть и становиться взрослыми на социальном уровне, она боится ответственности, рутины, обязанностей.
- Представители неформальных групп хотят казаться взрослыми, но жить легкой и беззаботной жизнью. Чаще всего решением является употребление каких-либо веществ (наркотики, алкоголь), копирование внешнего поведения.
Сейчас наше общество вновь переживает серьезные изменения, переоценку ценностей, разрушение и создание многих систем, поэтому именно молодежи сложнее всего. Хотя это и самая мобильная демографическая группа, в то же время это самая социльно слабая и неустойчивая группа:
- с одной стороны, молодежь хочет понять общество, войти в него, найти ориентиры и свое место;
- а с другой натыкается на непонимание и непринятие, отсутствие тех самых ориентиров, противоречивые информационные данные, воздействие различных философий и видений мира.
Виды субкультур и их основные признаки
Гендерный состав молодежных субкультур отличается, если в некоторых культурах приветствуется агрессивность и физическая сила (скинхеды, любители спорта), то преобладает количество мужчин. Если субкультура более спокойная, то и женщины, и мужчины превалируют на равных правах. В их истории сотни субкультур, давайте посмотрим на самые базовые из них:
- Хиппи — одна из древнейших субкультур. Это было против насилия, против рутины. Они были сторонниками свободной любви и свободной жизни. Они могли уходить из дома без денег, пищи и просто путешествовать по миру, потому что их главным посланием было «Мы за мир во всем мире», конечно, как вы уже можете понять, они были против войны «Македоносная, а не война» (заниматься любовью, а не войной). Отличительными чертами хиппи были длинные волосы с вплетенными в них лентами (и не важно, мужчина это или женщина), одежда в мягких тонах и натуральные ткани, всевозможные браслеты, фены и другие «поделки ручной работы». Вечно умиротворяющее, сияющее лицо также было отличительной чертой этой субкультуры (некоторые ученые утверждали, что это связано с тем, что хиппи часто видели употребляющими наркотики и алкоголь). Хиппи часто собирались на берегу моря, океана или реки, чтобы развести костры, спеть песни и поиграть на гитаре. Важнейшим отличительным признаком, который указывался повсюду: на домах, машинах, одежде и специальных значках (прикрепленных к одежде) был пацифист — международный символ мира.
- «Панки» — возник в 60-х, 70-х годах прошлого века в Англии, Канаде. Они не верили в будущее, стремились к личной свободе и полной независимости, в некоторой степени существовали анархические черты. Сторонники алкоголя, наркотиков, драк и различных восстаний. В их одежде преобладали темные тона, рваные джинсы, массивная обувь, цепи, черепа и шипы. Волосы панка окрашивались в яркие кислотные цвета, одной из популярных причесок был ирокез. Они слушали в основном тяжелую музыку, а именно рок и панк-рок. Младшие братья панка были так называемыми металлистами и альтернативами, которые отличались спокойным характером, отсутствием агрессии, главной чертой сходства была музыка и стиль одежды.
- «Эмо» — достаточно молодая субкультура, впервые появившаяся в Америке в 80-х годах. Но ее расцвет пришелся на начало нулевых лет. Депрессивные, часто думающие о смерти, верят, что их жизнь обречена, и они ничего не могут достичь. Они думают о самоубийстве, потому что считают себя бесполезными и не видят смысла жить дальше. Но иногда, стоя на краю крыши или держа бритву в руках, что-то останавливает их, и они не могут закончить то, что начали. Они часто страдают от анорексии, а иногда трудно отличить парня от девушки. Они носят длинную челку, окрашенную в розовый цвет. Одетые в разные яркие футболки, обтягивающие джинсы и кроссовки, всегда носят сумку через плечо. Они слушают эмо-рок, где также поют о самоубийстве. Почти все другие субкультуры просто ненавидят эмо и издеваются над ними во всех смыслах, и чем агрессивнее они с ними даже борются. эмо-рок. В определенный период своей жизни я сам принадлежал к этой субкультуре, конечно, не перерезал себе вены, не стоял на краю крыши и не думал, но в депрессивном состоянии нашел. Мне нравился их стиль одежды, музыка и душевное состояние, но это было не надолго, поэтому это можно отнести к так называемому юношескому максимализму и стремлению к чему-то новому.
- «Готы» — появились в конце 70-х годов в Англии. Представители субкультуры меланхоличны, депрессивны, а смерть для них — фетиш. Истинные эстеты. В одежде преобладает черный цвет, иногда добавляются массивные туфли красного цвета, девушки любят носить пышные юбки и корсеты. Макияж и бледное лицо обязательны, как правило, все окрашено. Они любят ходить по кладбищам и думать о жизни там. Сумасшедшие романтики часто отрицают все традиции и нормы. Иногда многие считают, что готы приносят жертвы и совершают обряды, но это не так, скорее всего, их путают с «сатанистами», потому что они очень похожи.
Есть много других субкультур, таких как скинхеды, аниме, хипстеры (младшие братья хиппи), фрики, образцы для подражания и другие. Но эти субкультуры преобладают в определенных областях и еще не полностью захватили мир. Наиболее популярными странами с молодежными субкультурами являются Америка и Япония. Существует огромное количество различных неформальных ассоциаций и их различных подтипов, и из этих стран, благодаря Интернету, они распространяются по всему миру.
Развитие феномена субкультуры в России
Впервые молодежные субкультуры возникли на Западе (первая половина XX века), а сам термин «субкультура» появился в 30-е годы XX века. В Россию этот феномен пришел в конце 40-х.
Некоторые из существующих сейчас в России субкультур (стиляги, мажоры) берут свое начало в Советском Союзе. В СССР для обозначения молодежных субкультур использовалось определение «Неформальные объединения молодежи». Отсюда и возник жаргонный термин «неформалы».
Появлению и развитию субкультур всегда предшествуют:
- какие-либо изменения в сферах (или одной его сфере) общества (экономическая, политическая, социальная и другие);
- психофизиологические особенности молодежи;
- особенности менталитета;
- отсутствие социально-значимой деятельности в жизни молодежи и другое.
Часто субкультура служит способом оградиться, защититься, уйти от реальности.
Историю возникновения и развития молодежных субкультур в России можно разделить на несколько этапов (волн).
Первый этап (40-60-е годы XX века)
Начался с момента появления субкультур в России. Наиболее популярными были субкультуры активно-созидательного, романтического характера (барды), музыкальной направленности. Тогда практически не существовало протестных и негативных субкультур. Обуславливается это доступностью досуговых центров, клубов по интересам, учреждений культуры, а также позитивным воспитанием в школах и цензурой (отсев протестного и негативного материала). В те годы все общество находилось под строгим вниманием комсомола. Западная музыка и иные веяния западной жизни были почти недоступны, а потому возможность создания субкультурных клубов, которые не подчинялись бы комсомолу, была минимизирована.
- Но именно в этот период и именно этот музыкальный пробел создал первую советскую субкультуру – стиляг (конец 40-х). В начале 1960-х годов интерес к стилягам пропал: представители этого движения выросли, а многие элементы западной культуры стали легкодоступны и законны.
- На смену стилягам еще более массово молодежное общество захватила битломания (60-е годы). Это было всеобщее увлечение рок-н-роллом и одной из групп, исполняющих его.
Первый всплеск субкультур (40-60-е годы) отличался своей легкостью, поверхностностью. Стиляги и битломания стали первыми проявлениями нонконформизма и контркультуры. Это были отчасти неформальные субкультуры, а отчасти молодежные движения, основанные на увлечении танцами, музыкой, ярким и вызывающим внимание (но не шокирующим) внешнем виде.
Второй этап развития молодежных субкультур (конец 60-х – начало 80-х годов)
Наиболее глубокий, широкий, мощный и продолжительный всплеск контркультурности. В России в тот момент был период застоя.
- Во второй половине 60-х годов XX века в России зародилось фрик-движение. К нам эта культура пришла из Северной Америки. Первое ее проявление было заметно в среде хиппи. В 70-е годы субкультура фриков достигла своего апогея и стала проявляться во внешних особенностях ее представителей (пирсинги, татуировки, вызывающая одежда, прическа). Это веяние сохранилось до сих пор.
- В конце 1970-х возникла молодежная субкультура мажоров. В наши дни эта субкультура тоже существует, только название немного изменилось. Теперь это звучит как «золотая молодежь». Эта субкультура считается антиподом гопников и «быдла».
- Основным контркультурным движением этого периода стала «Система» (70-е годы). Компоненты системы периодически менялись.
- Но начиналось все с хиппи. Культура хиппи пришла из США (1960-1970 гг). В СССР это движение возникло только в 1970-х годах, в то время как в США оно уже затихало. В СССР хиппи было не так много, как на Западе. Отношение общества к представителям этой субкультуры было преимущественно негативным. Однако это не мешало существовать субкультуре хиппи в СССР в 1970-1990-х годах. В наше время остались отголоски этой культуры. Но актуальнее будет назвать ее «кибер хиппи». Акценты с реальных встреч единомышленников были перенесены на виртуальное общение, виртуальные сообщества. Реальными остались только массовые, заранее организованные встречи. Наиболее популярны среди таких собраний сейчас в России «Радуга» (1990 – наши дни), ежегодные встречи хиппи в Москве первого апреля «на Гоголях» и 1 июня – в Царицынском парке. Отголоски культуры хиппи можно найти сегодня в других субкультурах. Символика и культура хиппи стала источником большинства других отечественных субкультур.
Период перестройки и развал СССР (80-е – начало 90-х)
Данный период был настоящим взрывом нонконформизма. Активнее стали возникать, трансформироваться, развиваться молодежные субкультуры.
- «Система» разбилась на многочисленные отдельные движения: металлисты (которые позже разделились на умеренных и бешеных), байкеры, ностальгисты, афганцы, оптимисты, пацифисты, волосатые, панки, рокеры, деловые, солидняки, гопники, широкоштанники, качки, бизнесмены, деляги, уличные и другие. В молодежную субкультуру начинает проникать криминогенность, увлечение ПАВ.
- Общество впервые признало молодежные субкультуры социальной проблемой, начало придавать это огласке (СМИ, научная литература).
- В 80-е годы XX века в СССР впервые появились футбольные фанаты. Порой восхваление любимой команды доходило до фанатизма и между болельщиками разных футбольных клубов случались драки, которые пресекались полицией. Сейчас футбольный фанатизм является очень актуальной проблемой нашего общества. Стоит отметить, что для людей, не относящих себя к футболу и далеких от этого вида спорта и любых команд, фанатские группировки являются совершенно безобидными. Тогда как друг для друга фанаты разных команд являются настоящей угрозой. Иногда они специально организовывают так называемые встречи «стенка на стенку», или же драки имеют спонтанный характер. Дополнительная опасность проявляется в том, что часто футбольные фанатики являются еще и нацистами. Нередко такие люди придерживаются праворадикальных взглядов, национализма и расизма.
- В 1984 году в России возникли первые эксперименты с рэпом (у афроамериканцев и латиноамериканцев в 70-х). Но набольшую популярность хип-хоп движение в России получило во второй половине 1980-х годов, совместно с движением брейкданса. Окончательно это направление сформировалось в России лишь к 1990-м годам.
- Чуть позже, ближе к концу 80-х общество поразила новая субкультура. Речь идет о неофашистских молодежных группировках. Но официальных данных об этой субкультуре никто не давал, да и вообще старались не придавать огласке их деятельность. Такое игнорирование привело к созданию активистами этого движения партии «Национальный фронт». Основной символ этой культуры – свастика. Они открыто призывали придерживаться национал-социалистической идеологии. Так, считали представители данной субкультуры, сохранится русская нация. Прежде всего, решение они находили в стерилизации неполноценных (по их мнению) наций, выселении «черных» и других национальностей. Принципом этой партии было «жестокость – врожденное качество человека». Потом отголоски этого выражались в таких субкультурах, как фашисты и скинхеды.
- В конце 80-х в Россию пришло еще одно направление культуры. Так называемые толкиенисты, зародившиеся в Америке и Европе в середине 60-х годов. Массовую известность у нас это направление получило только в первом десятилетии XXI века. Толчком к появлению этой субкультуры послужил выход в свет «Властелина кольца».
- В наше время благодаря движению толкиенистов возникают другие субкультуры. Например, неоязычники. Представители толкиенистской культуры, повзрослев, нередко уходят в язычество. Подобные культуры способствуют возрождению духа Древней Руси, традиций нашего народа, древних ценностей и так далее.
Постсоветский период развития субкультур (90-е – начало 2000-х)
Молодежные движения стали получать еще большую огласку в СМИ, распространяться по всем субъектам страны, внедряться, заимствовать, интегрироваться. Субкультуры приобретают еще более вольный, криминогенный характер, в молодежной среде укореняются наркотики, алкоголь и другие вещества. Свою деятельность продолжают имеющиеся до этого субкультуры и возникают новые.
- В начале 90-х годов до России дошло увлечение аниме. Возникло оно в Японии в 70-80-е годы. С момента появления в России стало активно развиваться, набирать популярность, аудиторию. Эта субкультура смогла дойти до наших дней. Более того, она продолжает увлекать новые поколения молодежи и развиваться.
- В середине 90-х в России стали популярны брейкданс и граффити. К нам увлечение граффити пришло из Нью-Йорка. По факту брейкданс и граффити являются частями культуры хип-хопа. Вместе с этими направлениями стали также развиваться паркур и катание на скейтборде. Пик популярности увлечением паркуром пришелся на 2006 год, это было связано с выходом фильма «13 район». В разные периоды катание на скейте являлось частью то одной, то другой культуры. Долгое время это был атрибут панк-культуры. Но позже скейтинг стал выделяться в самостоятельную субкультуру. И вот в наши дни это уже совершенно иное самостоятельное движение, имеющее свои особенности, принципы, цели, атрибуты, символы и смысл.
Современная Россия (2000-е – наши дни)
С 2000 года феномен молодежных субкультур начинает активно изучаться наукой (педагогика, психология, социология и другие). Альтернативное видение мира современных субкультур больше проявляется во внешнем виде, сленге и имеет развлекательный характер, нежели смысл жизни.
- Нонконформизм стал не таким ярым, хотя еще в 2007 году очень громко заявляли о себе некоторые движения (скинхеды, готы, эмо).
- Для современной России актуальными являются общества байкеров, субкультура интернет-сообществ, гопники, рэперы или хип-хоперы, ролевики, панки, металлисты, футбольные фанаты, готы, скинхеды, хиппи и другие. Нынешние субкультуры отличаются своим многообразием.
- Вместе с техническим прогрессом и развитием общества субкультуры заметно изменились. Например, с новой силой возродилось движение хакеров. Впервые о нем заговорили в конце 50-х годов в США. Движение того времени не имело абсолютно никакого разрушающего и негативного характера. Напротив, оно строилось на принципах новаторства, творчества, усовершенствования и взаимопомощи.
- В 70-е годы возник такой термин, как фрикеры – хакеры, взламывающие телефонные сети. В начале 80-х годов пропал интерес к телефонам и появился интерес к компьютерам и иной технике. С тех же лет и начало меняться направление и характер субкультуры хакеров. Все больше он становился деструктивным, незаконным, агрессивным. Хакеры разрабатывали вирусы и внедряли их, крали пароли, номера карт, личные данные, взламывали сайты и меняли или блокировали какую-либо информацию.
- В 90-е годы стала наблюдаться тенденция взаимодействия хакеров с криминальными сообществами и террористическими организациями. Последнее послужило внедрению терминов «кибертерроризм», «кибершпионаж», «киберпреступление». В наше время субкультура хакеров привлекает к себе много внимания со стороны государства. Это действительно сильная и опасная субкультура. Безусловно, имеющая свои плюсы, но одновременно и серьезно влияющая на жизнь общества.
- Появляются новые движения. Например, вейперы. Основой для их возникновения стал запрет на курение в общественных местах и появление электронных сигарет. У представителей этой субкультуры имеется свой сленг, девиз, они организовывают встречи («сходки»). Как таковых ценностей и установок не имеют. Эта субкультура носит исключительно развлекательный характер и имеет лишь внешние проявления. Однако вызывает негатив со стороны некоторых членов общества.
Влияние субкультур на общество
Невозможно дать точный ответ на вопрос, хорошо или плохо ли субкультура влияет на общество и молодежь в частности. Как говорится: «Все хорошо в умеренности». В период своего взросления подростки стараются найти себя и понять, чего они хотят от жизни, поэтому начинают применять разные облики субкультур, главное — закончить с этим и не пропустить момент взросления.
Но проблема в том, что многие субкультуры не призывают к построению карьеры, личностному развитию, семье и детям. Везде есть только безысходность, агрессия, алкоголь и отрицание всех норм, и такие позиции чреваты последствиями.
С одной стороны, молодые люди, принадлежащие к субкультурам, имеют постоянное общение и увлечены тем, что их интересует. Это также способствует социализации молодых людей, помогает им реализовать свои желания и поднять свой авторитет в глазах товарищей.
С другой стороны, все зависит от самой субкультуры и человека. Есть определенные культуры, которые призывают к насилию, жестокости в обращении с животными, люди здесь, безусловно, опасны для общества и их нужно бояться. Если есть голова на плечах, то подросток никогда не попробует наркотики, не спрыгнет с крыши и не совершит преступления. Хотя для родителей лучше, чтобы ребенок просто занимался спортом, гулял и учился, иногда полезно присоединиться к какому-нибудь обществу, чтобы начать формировать свой характер. Чтобы понять влияние субкультуры на подростков, необходимо понять смысл их существования.
Ведь различные молодежные течения возникают из определенных тенденций в обществе. Агрессия в субкультурах становится реакцией на взрослую несправедливость, военные конфликты и неправильное воспитание, а яркое появление указывает на восстание против норм. Поэтому родители должны понимать своих детей и давать им некоторую свободу. Подростки склонны «перерастать» свои увлечения. Влияние субкультур в этом случае постепенно ослабевает и со временем ребенок понимает, что он в этом совсем не нуждается. Можно обратиться к той или иной субкультуре, главное — без фанатизма.
Суть термина
Субкультура
– это понятие, произошедшее от латинских слов «sub» (под) и «cultura» (культура), и применяющееся в социологии и культурологии. Речь идет о части общества, отличающегося от подавляющего большинства своим мировоззрением и поведением. Носители субкультур могут отличаться от остальных людей системой ценностей, внешним видом и прочими аспектами.
Молодежные субкультуры имеют несколько разновидностей, и формируются на демографической, национальной, географической, профессиональной и иных основах.
Чаще всего та или иная субкультура «помечает» своих приверженцев определенными шаблонами в поведении, особенностями внешнего вида (одежда, прически), лексиконом и другими отличительными характеристиками.
Молодежь как социально-психологическая группа
Чтобы рассмотреть проблемы молодежи, необходимо представить, что такое молодежь, чем она отличается от других социальных групп.
Поэтому первая глава посвящена анализу индивидуальных и личностных особенностей, характерных для молодого возраста, а также закономерностей усвоения норм, ценностей, поведения, характерных для общества, различных организованных и неорганизованных групп, оказывающих влияние на личность.
В течение длительного времени в российской социологии подростки не рассматривались как отдельная социально-демографическая группа.
Выделение такой группы не вписывалось в существующие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине его общественно-политического единства.
Одно из первых определений термина «молодежь» было дано В.Т. Лисовским в 1968 г.: «молодое поколение людей, которые проходят этап социализации и учатся (и уже научились в более зрелом возрасте) образовательной, профессиональной, культурной и другим социальным функциям; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодости могут варьироваться от 16 до 30 лет». Более полное определение было дано позднее И.С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, характеризующаяся набором возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических характеристик, обусловленных и тем, и другим». Молодежь как конкретный этап, стадия жизненного цикла является биологически универсальной, но ее специфические возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические характеристики носят социальный и исторический характер и зависят от социальной системы, культуры и закономерностей социализации, свойственных обществу».
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, характеризующуюся рядом особенностей, характеристик социального статуса и обусловленную теми или иными социально-психологическими характеристиками, определяемыми уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Молодость — это путь в будущее, который человек выбирает сам. Выбор будущего, его планирование — характерная черта молодого возраста; было бы не так привлекательно, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
В психологии старости молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, формирования самосознания и формирования социального статуса человека. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью обрабатывать и усваивать огромный поток информации. В это время развивается критическое мышление, желание сделать собственную оценку различных явлений, поиск аргументов, оригинальное мышление. В то же время, в этом возрасте все еще существуют некоторые установки и стереотипы, унаследованные от предыдущего поколения. Это связано с тем, что период активной деятельности противопоставляет молодому человеку ограниченный характер практической, творческой деятельности, неполное включение молодого человека в систему социальных отношений. Поэтому в поведении молодежи наблюдается удивительное сочетание противоречивых качеств и особенностей: стремление к идентификации и изоляции, конформизм и негативизм, подражание и отторжение общепринятых норм, стремление к общению и замкнутости, оторванность от внешнего мира. Нестабильность и непоследовательность юношеского сознания влияет на многие формы поведения и деятельности личности. Сознание молодежи определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях процесс социализации стал более сложным и длительным, и, соответственно, критерии социальной зрелости стали другими. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и получением образования, обучением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Влияние этих факторов не является одновременным и однозначным в разных социальных группах, поэтому усвоение подростком системы социальных ролей взрослых является противоречивым. Он может быть ответственным и серьезным в одной области и чувствовать себя подростком в другой.
Во-вторых, формирование социальной зрелости молодых людей происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: Семья, школа, трудовой коллектив, средства массовой информации, молодежные организации и спонтанные группы. Эта множественность институтов и механизмов социализации не является жесткой иерархической системой, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
Молодежь-Пора, когда каждый должен определить свою судьбу, найти единственно верный путь жизни, ведущий к успеху, который позволит максимально реализовать свои способности и таланты. Этот период связан с мучительно трудным процессом самопознания, нахождения своего «я». Человек должен определить границы своих фактических способностей для того, чтобы понять, на что он способен для того, чтобы заявить о себе в обществе. С другой стороны, в то же время, он должен сформировать максимально точную картину окружающего мира, систематизировать его ценностные ориентации, политические, моральные, эстетические взгляды. Жизнь дает молодому человеку необходимость принимать ряд критических решений в условиях отсутствия жизненного опыта. Выбор профессии, выбор партнера, выбор друзей — это далеко не полный список проблем, тех или иных решений, которые в значительной степени формируют дальнейший образ жизни.