РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:»«Понятие социализации, ее сущность, содержание, стадии, институты, процесс, соотношение с понятием воспитание.»


Основные жизненные циклы в процессе развития человека

Социализация как процесс приспособления человека к общепринятым общественным нормам и правилам поведения, охватывает все существующие фазы развития человека как биологического и социального существа. Эти фазы развития имеют также название основных жизненных циклов развития человека.
Выделяют четыре таких цикла:

  1. Период детства – который, включает в себя временной отрезок от рождения до полового созревания, данный цикл характеризуется освоением элементарных навыков, принятых в человеческом обществе;
  2. Период юности (от 14 до 20 лет) – включающий в себя подготовку к активному трудовому периоду жизни человека;
  3. Период зрелости – (от 18 до 60 лет) – самый активный период жизни человека, характеризующийся активным развитием всех сторон жизнедеятельности.
  4. Период старости – (60 лет и старше) – период снижения активности человека, характеризующийся выходом из активного трудового периода.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Основные этапы социализации

Соответственно этим жизненным циклам существуют четыре основных этапа социализации:

1.Первичная социализация, которой соответствует этап социализации младенческого возраста; 1.Вторичная социализация, совпадающая с получением образования; 1. Социализация зрелости – это этап, на котором индивид превращается в самостоятельную и независимую личность, способен к экономической независимости и готов к созданию семьи. 1. Социализация старости – этап, на котором активность индивида постепенно снижается и он вправе рассчитывать на помощь и поддержку государства и собственных детей.

Замечание 1

Все эти этапы связаны с обретением индивидом нового социального статуса, освоением и проживанием новых ролей. Длительность каждого из этих этапов и его содержательная сторона зависят от характерологических особенностей личности и то уровня развития общества, в котором он проживает.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Фазы и содержание процесса социализации 470 ₽ Реферат Фазы и содержание процесса социализации 280 ₽ Контрольная работа Фазы и содержание процесса социализации 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Психологическая наука говорит, что социализация

– это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Результаты социализации

В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.

Показателями успешной социализации личности являются:

  1. Включение личности в систему общественных отношений.
  2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
  3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
  4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
  5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.

Механизмы социализации

К механизмам социализации относят: социально-психологические и социально-педагогические.

К первой группе относятся: импритинг, копирование, рефлексия, экзистенция.

Импринтинг – это создание привязанностей ко впервые увиденному, в дальнейшем человек испытывает радость узнавания и эмоциональную привязанность. Копирование поведения – это перенемание норм поведения непосредственно у окружающих людей. Рефлексия – это создание системы поведения на основе внутренних логических рассуждений. Экзистенция – овладение навыками, в том числе языком под воздействием непосредственного окружения.

Ко второй группе относятся: традиционный, институциональный, межличностный, стилизованный.

В традиционном механизме определенных усилий для социализации окружение индивида не предпринимает и социализация происходит стихийно. Институциональный – это социализация в детских садах, школах и других общественных институтах социализации. Межличностный механизм работает в условиях эмоциональной близости, когда на поведение индивида влияет эмоционально значимый субъект и влияние это целенаправленно. Стилизованный механизм – это влияние субкультуры в которую включен индивид.

Организационная социализация


Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.

Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Факторы социализации

По масштабности факторы делят (А.В. Мудрик) на:

  • мегафакторы;
  • макрофакторы;
  • мезофакторы;
  • микрофакторы.

Мегафакторы
Это глобальные факторы, влияющие на любого человека: космос, Земля, человечество.

Космос рассматривается как некое пространственно упорядоченное строение Вселенной, включающее в себя всё пространство и все материальные объекты и формы энергии в нем. Человек является частью Вселенной. Человечество уже вышло за пределы планеты Земля, и, пусть и делает только первые шаги, но имеет перспективу стать преобразующей силой в масштабах Солнечной системы, Галактики и Вселенной в целом. В этой связи, понимание своего места во вселенной, взятие на себя ответственности за действия человека в глобальном масштабе оказывают влияние на становление личности и её действия в социуме.

Планета Земля является для нашей цивилизации родиной. Подавляющее число людей, за исключением единиц, всю жизнь проводят на Земле. В этом отношении физические и биологические условия обитания диктуют человеку часть его потребностей: потребность в одежде, жилье, запасах пищи. А эти потребности уже диктуют саму необходимость социальных взаимодействий, как метода более эффективной деятельности, нежели индивидуальная, так и формы этих взаимодействий.

Общество в целом, человечество, по выражению В.И. Вернадского, уже давно стало геологической преобразующей облик планеты силой. В этой связи на отдельную личность начинают влиять последствия такого преображения, в первую очередь в виде техносферы. Человечество осуществляет глобальное влияние и на свои внутренние процессы, хотя это влияние на сегодняшний день носит преимущественно бессистемный характер.

Макрофакторы

Это государство, страна, общество (в смысле конкретной культурно-экономически обусловленной общности).

Страна как понятие в основном географическое определяет в первом приближении ту территорию, которую человек рассматривает как «свою», выстраивая свои отношения на основе территориальной принадлежности. Природно-климатические особенности влияют на поведение человека как прямо (через температуру, доступные сельскохозяйственные культуры для возделывания и питания), так и опосредовано (через транспортную доступность, экономические перспективы деятельности и т.д.).

Государство – понятие политическое. Человек выступает как объект и субъект гражданских прав, осваивает формы юридического взаимодействия с другими людьми. Гражданин имеет ряд закрепленных обязательств перед государством, и обратно, государство имеет ряд обязательств перед каждым гражданином.

Общество является непосредственным участником социализации человека как источник норм, правил, установок. Как санкционирующий и оценивающий различные формы поведения субъект, и как объект перераспределения ресурсов и информации относительно отдельной личности и общественных групп различного масштаба. Каждое общество обладает специфическим набором культурно-исторически обусловленных норм, в этом отношении складывается то обстоятельство, что перемещаясь в новое для себя общество личность может испытывать потребность в новой социализации. Общество обладает структурой из страт (иногда каст, как в Индии) принадлежность к которым накладывает свой отпечаток на нормы поведения с окружающими, объем и структуру необходимых для усвоения знаний, ценностных установок и т.д.

Мезофакторы

Это этнос, регион, тип поселения, средства коммуникации (в т.ч. массовые).

Этнос как национально-культурная общность является носителем традиционных ценностей, генетически обусловленного внешнего вида, принимаемого за норму, и, главное, языком, как основой мышления и базой для взаимодействия с культурой. Здесь формируются представления о красоте, нормах потребления, особенностях жилья, способах самореализации и т.д. То есть человек приобретает понятия о витальных потребностях и характере удовлетворения этих потребностей на основе социального взаимодействия и приобретенных ментальных ценностей. Духовный склад этноса во много определяет главный статус человека до периода начала профессиональной деятельности.

Регион проживания можно охарактеризовать как «малую родину» т.е. это тот участок планеты на котором проходят первые годы жизни человека, которые он воспринимает как непосредственно свою территорию. Известно, например, что часто переезжающие в возрасте 10-15 лет люди не имеют в психике образа родины и не приобретают его в дальнейшем. Регион проживания дает конкретно жизненные примеры взаимодействия больших групп людей, их влияния на природу, способствует формированию взаимодействия человека с конкретными феноменами живой и неживой природы.

Тип поселения в основном оказывает влияние на формирования характера взаимодействия с живой и неживой природой, техносферой. Он оказывает влияние на доступность медицинских, образовательных и других потребностей и соответствующих услуг, локальную мобильность, частоту и силу социальных контактов и связей. Социализация в городах протекает при огромной концентрации населения, люди живут буквально друг у друга на головах (многоэтажные дома), характер социальных взаимодействий высокоанонимный, контакты часты и массированы, требования к соблюдению норм общежития повышенной жесткости. В связи с этим растет масштаб криминализации общества, возможностей для криминальной социализации. Чем больше город, тем ярче проявляются эти особенности. В сельской местности плотность населения существенно ниже. Частота социальных взаимодействий в разы ниже и приобретает большую ценность, личностную обусловленность и глубину нежели в городе.

Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории. Они реализуют механизм индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщаемой информации. Рассматривая СМК как мезофактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, т.е. массовое сознание и поведение.

К микрофакторам социализации относят школу, семью, круг сверстников и т.д.

Во время обучения школьник приобщается к различным граням накопленной человечеством культуры, получая знания о внешнем мире. А огромный пласт — внутренний мир человека — остается фактически за пределами школьных программ.

Современная школа учит существовать в мире знаний, умений, навыков, а не жить среди людей. Взаимодействие с живой природой, особенно в городских школах развивается слабо.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни. Если это не сделано или сделано плохо, восполнить потерю чрезвычайно трудно. Позже, особенно в подростковом возрасте, родительское внимание заметно ослабевает, уступая место другим факторам — школе, сверстникам и т.д.

Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже полугодовалый ребенок отвечает плачем на плач своего ровесника. В год-полтора дети могут улыбаться друг другу, обмениваться игрушками. Для более старших дошкольников общение просто необходимо. Ребенок, лишенный такого общения, теряет в своем коммуникативном развитии.

Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

Функции социализации

Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:

  • Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
  • Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Структура социализации

Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:

  1. Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
  2. Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.

Похожие работы

  • Социализация как фактор развития личности: стадии, способы и средства
  • Социализация как фактор развития личности: социальная динамика
  • Социализация как фактор развития личности: стадии, способы
  • Социализация как фактор развития личности: определение понятия
  • Социализация как фактор развития личности: понятие личность
  • Социализация как фактор развития личности: понятие и сущность
  • Социализация как фактор развития личности: становление личности
  • Социализация как фактор развития личности: способы и средства
  • Социализация как фактор развития личности: институты социализации
  • Социализация как фактор развития личности: личность и социальная среда
  • Социализация как фактор развития личности
  • Социализация как фактор развития личности
  • Социализация как фактор развития личности: процессы социализации
  • Социализация как фактор развития личности: социальная среда
  • Личность и политика: факторы политического поведения
  • Личность и политика: типы личностей в политике
  • Социализация как фактор развития личности: стадия и способы
  • Социализация как фактор развития личности: средства социализации
  • Социализация как фактор развития личности: сущность и содержание
  • Социализация как фактор развития личности: процесс формирования

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 2003.

2. Социализация личности в обществе [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti.html

3. Этапы и механизмы социализации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/mehanizmy-socializacii.html

4.Структура направленности личности [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://studopedia.net/10_49037_struktura-napravlennosti-lichnosti.html

5.Социализация личности. Этапы социализации личности [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.edu-psycho.ru/socializaciya-lichnosti.html

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0

Размер: 31.28K

Скачано: 118

02.04.15 в 17:58 Автор:semina1996

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно

, а нам
приятно
).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]