Школьная дезадаптация — что это такое, понятие
С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.
Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.
В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами.
Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.
Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.
Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.
Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов.
Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива:
- эмоциональной неустойчивостью;
- частым отсутствием на школьных занятиях;
- резким переходам от пассивности в активность;
- частыми жалобами на плохое самочувствие;
- отставанием от учебного курса.
Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к:
- — повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
- — появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
- — негативизму и протесту;
- — проявлению характера через внешний вид;
- — могут не отставать от учебного курса.
Классификация
К вопросу классификации единого подхода в психологии нет. Например, Коган в своих трудах различает психогенную, невротическую, психопатическую, органическую (в зависимости от причин развития) формы. Однако подробное описание всех этих типов отсутствует.
Чаще всего в литературе и на практике используется классификация С. А. Беличевой. Согласно ей, школьная дезадаптация бывает:
- патогенной: результат фобий и нарушений ЦНС, головного мозга, анализаторов;
- психосоциальной: следствие полового созревания, ярких акцентуаций характера, нездоровых проявлений эмоций, недостаточного умственного развития;
- социальной: формируется из-за отсутствия элементарного воспитания, ценностных ориентаций, асоциального поведения, деформации социальных установок.
В основе данной классификации также лежит оценка причин, приводящих к развитию поведенческих нарушений. Каждый из этих видов характеризуется разными проявлениями.
Причины школьной дезадаптации
Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:
- сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
- расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
- слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
- слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
- специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).
Особенности течения
Возрастные особенности
Начальная школа
С одной стороны, дезадаптация детей младшего школьного возраста охватывает более 80% учащихся. Это обширный процент, в котором виноваты сразу несколько сторон: родители, воспитатели детского сада и учителя начальной школы. Каждый из них должен психологически и физически подготовить ребёнка к такому серьёзному переходу.
С другой стороны, в этом возрасте состояние быстро корректируется. Как показывает практика, благодаря стараниям учителей, психологов и всё тех же родителей, к концу 1 класса она диагностируется уже только у 20% учащихся (усреднённые показатели).
Причины социально-психологической дезадаптации у младших школьников:
- недостаточное или проблемное интеллектуальное и психомоторное развитие;
- неспособность контролировать собственное поведение как следствие воспитания без запретов, которое сейчас в моде;
- физическая слабость, болезненность, астенический тип нервной системы;
- излишняя впечатлительность;
- гипервозбудимость;
- отсутствие интереса к учёбе, когда ведущей деятельностью остаётся игра;
- неадекватная самооценка.
Средняя школа
При переходе из 4 в 5 класс некоторые дети также могут плохо адаптироваться из-за того, что один учитель сменяется сразу несколькими, и внимание к нему ослабевает, а требований становится больше. Однако преподаватели и психологи сразу вычисляют таковых (их всего 5-10%) на начальном этапе формирования нарушения и проводят соответствующую работу.
Старшая школа
С 8 по 11 класс резко увеличивается количество трудных подростков, у которых диагностируется школьная дезадаптация ввиду смены ориентиров (на первое место выходят друзья и самоутверждение среди них) и полового созревания. Трудности коррекции связаны именно с последним фактором, так как контролировать собственный организм подростки не могут. Изменения в гормональном фоне провоцируют перепады настроения, бунтарское поведение, нервозность и т. д. По окончании пубертатного периода всё встаёт на свои места.
Гендерные особенности
Дезадаптация чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек по ряду причин:
- биологический фактор — уязвимость ЦНС к развитию психических расстройств выше у мальчиков;
- полоролевой фактор — в воспитании на мальчиков оказывается большее давление (должны помогать, защищать, содержать, уступать; не должны плакать, быть слабыми и т. д.);
- количественный фактор — девочек в классе больше, чем мальчиков, и они оказывают друг другу поддержку.
Физиологические особенности
Согласно новому образовательному стандарту, с 2021 года родители могут привести в обычные школы детей с ограниченными возможностями, которые раньше имели право учиться только в специализированных учебных заведениях. За два года существования этого Закона психологи и учителя стараются донести общественности о несостоятельности такого решения именно из-за повальной школьной дезадаптации детей-инвалидов.
В специализированных учебных заведениях им уделяли достаточное внимание для того, чтобы они привыкли к новым условиям своего существования вне дома и соблюдению норм и правил. Ритм жизни в обычной школе это сделать не позволяет. Результат — и психическое, и физическое состояние ребёнка-инвалида ухудшается.
Типы проявления школьной дезадаптации
1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.
2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.
3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.
Диагностика
Схема обследования младшего школьника:
- Проведение одной из диагностических методик.
- Психологическое тестирование.
- Обследование у врача.
- Собеседование психолога с учителем.
- Собеседование с родителями.
Существуют следующие диагностические методики.
Для начальной школы:
- проективная методика Лускановой «Что мне нравится в школе?»;
- методика Керн и Йирасека на ориентировочную школьную зрелость;
- методика Немовой «Какой Я?».
Для среднего и старшего звена:
- тест Филлипса на уровень школьной тревожности;
- методика Балабакиной на отношение к школьным предметам;
- социометрия Дж. Морено;
- методика Лукьяновой и Калининой на мотивацию обучения.
Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации (на выявление факторов-провокаторов) также содержится в каждой из этих методик.
Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста
В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.
Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.
Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.
Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника, выявляют основные моменты:
- узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
- оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
- определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
- выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
- составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.
Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.
Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.
В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками (вариант изгоя), родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.
Компоненты
Выделяют следующие компоненты психологического состояния.
Когнитивный
Признаки:
- невыполнение домашних заданий;
- отсутствие активности на уроках;
- отказ выходить к доске;
- сдача пустой тетради на контрольных работах;
- низкие умственные способности;
- недостаток знаний, умений, навыков;
- неуспеваемость по большинству предметов (основной признак компонента).
Когнитивный компонент дезадаптации в школе приводит к тому, что ребёнка отправляют на психолого-педагогическую комиссию, где решают об оставлении его на повторное обучение.
Эмоционально-личностный
Признаки:
- нежелание думать о жизненной перспективе (если я не буду учиться, я не сдам экзамены, не получу аттестат, никуда не поступлю, не состоюсь в жизни и т. д.);
- отношение к школе как к месту встреч с друзьями, но не как к образовательному учреждению;
- отсутствие жизненных принципов, ориентиров, моральных ценностей, мотивации (ведущий признак);
- проблемный круг общения.
Эмоционально-личностный компонент при профессиональном подходе педагога-психолога успешно корректируется даже в подростковом возрасте.
Поведенческий
Признаки:
- асоциальное поведение (основной признак);
- реакции отказа;
- антидисциплина;
- игнорирование школьных правил;
- хамство, обзывательства;
- противопоставление себя окружающим.
Стратегии поведения у дезадаптированных школьников могут быть разными:
- пассивно-безучастное отношение к процессу обучения: не реагирует на требования и замечания старших, отличается равнодушием и нездоровым спокойствием (пофигизмом, как говорят подростки);
- негативно-протестное поведение: дерзит и хамит взрослым и другим детям только в том случае, если его заденут (попросят выйти к доске, сделают замечание, толкнут и т. д.);
- демонстративно-протестное поведение: сам идёт на конфликт, пытаясь привлечь к себе всеобщее внимание.
Поведенческий компонент обладает стойким, повторяющимся характером и с трудом поддаётся коррекции.