Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей

Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. А главное, делают все это в интересной форме без принуждения. Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.

Может ли игра научить общаться?

Многие родители и педагоги отмечают, что современным детям становится все сложнее найти общий язык друг с другом. В результате они не могут выстраивать отношения, чаще ссорятся и замыкаются в себе.

Общие интересы, задания, совместные действия способствуют возникновению гармоничных отношений между сверстниками

Для этого важно уметь выражать собственное состояние словами, мимикой, жестами, а также распознавать эмоции окружающих

К сожалению, не всегда ребенку удается с легкостью овладеть навыками коммуникативной компетентности. Недостаточное развитие подобных умений может стать барьером для свободного общения и познавательной деятельности, что замедлит развитие ребенка как личности.

Скорректировать проблему возможно средствами игротерапии. Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников происходит благодаря совместным занятиям. Дети легко начинают общаться, развивая речь и получая новые навыки.

Основные приемы включают объединение детей и создание доброжелательной обстановки вокруг них. Все предполагаемые игры строятся не на соперничестве, а на отношениях партнерства: хороводы, игры-забавы. Например, интересна игра „Секретик”, когда ведущий раздает каждому из волшебного сундучка маленький секретик (мелкую игрушку, бусину, красивый камушек), который нельзя показывать другим. Дети ходят и уговаривают друг друга показать свою „драгоценность”. Взрослый помогает, но в игре у участников просыпается фантазия и они пытаются найти общий язык и подходящие слова и доводы.

В игре „Рукавички” ведущий раскладывает несколько пар черно-белых бумажных рукавичек, а дети должны найти „свою пару”, а потом вместе раскрасить одинаково. Игроки, справившиеся первыми, побеждают. Участникам предстоит найти похожую деталь и договориться, какие цвета выбрать.

В игротерапии для дошкольников подобные задания помогают найти новые способы устанавливать контакты и партнерские отношения, а также получать удовольствие от общения. В дальнейшем такие умения пригодятся, чтобы жить комфортно в обществе людей, легко понимать других и самому быть понятым.

Для детей любого возраста и с любой проблемой, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, можно подобрать подходящие занятия.

Примеры игр для дома

Естественно, что полноценные занятия должен проводить специалист, но родители могут оказать неоценимую помощь ребенку, общаясь и играя с ним. Чем можно занять дошкольника вне детского сада? На помощь придут всем нам знакомые упражнения.

  • Забавы в песочнице. В песочнице, во время игр на свежем воздухе моделируются из влажного песка с помощью разных формочек, лопаток самые причудливые формы.
  • Магическое зеркало. Сидя напротив, малыш и мама (папа) повторяют друг за другом жесты и мимику, как отражения в зеркале.
  • Снеговики. Родители с ребенком изображают из себя снеговиков, постепенно тающих вплоть до самой лужи.
  • Болото. Можно вырезать из бумаги специальные кочки, размером с две ступни, а можно воспользоваться просто газетами и устраивать гонки по комнате, перемещаясь только по таким безопасным местечкам, стараясь не попасть на пол, ставший болотом.

Разные игры – для разных целей

К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

С кем ребёнку лучше играть?

На данный вопрос невозможно ответить однозначно. Все зависит от целей, описанных выше. Если необходимо раскрыть потенциал или немного подкорректировать поведение, то комфортно и адаптивно это будет делать с родителями. Ведь именно они знают своего малыша лучше, чем кто-либо другой и найдут подход к нему. Да и ребёнку спокойнее будет играть с родственниками. Регулярные походы в кабинет с табличкой «Психолог» сами по себе могут вызвать стресс, который ни к чему, если малыш всего лишь немного капризный, например.

С психологическими отклонениями родители не всегда могут справиться самостоятельно в силу многих факторов: субъективности, отсутствия соответствующего образования, времени, желания и прочих. Поэтому в таких случаях лучше обратиться к игротерапевту, который при необходимости вовлечёт в игру и маму с папой или научит их, как играть дома.

Направление используют

Организаторы
Агентство «Полезные развлечения» (Москва), Ассоциация игровой психотерапии (Москва), Бюро психологических игр (Москва), Войцешко Олеся (Москва), Детский центр развития и исправления речи «Логос» (Москва), Дом поэтов (Москва), Евгения Самохина (Москва), Издательство «Трансформационная игра» (Москва), Импростудия «Игра» (Москва), Институт игровой психотерапии (Москва), Клуб «Жажда» (Москва), Клуб «Образовательные путешествия через Игру» (Москва), Клуб настольных игр «Трой» (Москва), Компания GameConsulting Technologies (Москва), Лилия Дмитриевна Ковалевская (Москва), Международный образовательный проект «Живая жизнь» (Москва), НПЛ «Т-игр» (Москва), Наталья Бербер (Москва), Портал естественного развития Ecoach (Москва), Салон о Женском Счастье «Танец Души» (Москва).

Ещё организаторы 131

Тренеры Александр Покрышкин (Москва), Анастасия Ивелич (Москва), Анна Журавлева (Москва), Анна Никитина (Москва), Аннета Андреевна Баркевич (Москва), Арсения Валерьевна Либон (Шкляева) (Москва), Валентина Валерьевна Митрофанова (Москва), Валерий Акимов (Москва), Виктор Разуваев (Москва), Галина Попова (Москва), Дарья Владиславовна Лапшина (Москва), Дарья Кондратова (Москва), Дея Владимировна Леоран (Москва), Дмитрий Андреевич Любимов (Москва), Евгения Вавилова (Москва), Екатерина Данилина (Москва), Екатерина Ильичева (Москва), Екатерина Лацкова (Москва), Елена Алтунина (Москва), Елена Сергеевна Мохова (Москва).

Ещё тренеры 346

Консультанты Анастасия Ивелич (Москва), Анна Журавлева (Москва), Анна Никитина (Москва), Аннета Андреевна Баркевич (Москва), Валентина Валерьевна Митрофанова (Москва), Валерий Акимов (Москва), Виктор Разуваев (Москва), Галина Попова (Москва), Дарья Кондратова (Москва), Дея Владимировна Леоран (Москва), Дмитрий Андреевич Любимов (Москва), Евгения Вавилова (Москва), Екатерина Данилина (Москва), Елена Алтунина (Москва), Елена Сергеевна Мохова (Москва), Елизавета Васина (Москва), Ирина Александровна Юсупова (Москва), Ирина Вадимовна Мокроусова (Москва), Катерина Рабей (Москва), Ксения Радиковна Гареева (Москва).

Ещё консультанты 268

Игровая терапия в других городах Тверь, Калуга, Тула, Нижний Новгород, Курск, Воронеж, Санкт-Петербург, Казань, Киев, Волгоград, Ростов-на-Дону, Калининград, Пермь, Уфа, Краснодар, Черноморское побережье, Ставрополь, Польша, Магнитогорск, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Омск, Новосибирск, Томск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Красноярск.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Игровая терапия»!

С чего начать

Необходимо помнить, что малыш всецело доверяет своим родителям, с большой радостью будет играть с мамой или папой. Родители, прежде чем начать играть, должны усвоить несколько простых истин, которые помогут несмышленышу получить максимальную пользу от игротерапии:

  • Малыш — это полноценная личность, которую надо принимать целиком и полностью.
  • Уважайте, принимайте во внимание желания маленького человечка.
  • Никогда не заставляйте кроху силой или угрозами играть.
  • Атмосфера по время игры должна быть жизнерадостной, нести позитивное настроение.
  • Следите за эмоциональной нагрузкой, испытываемой крохой.

Наблюдайте за самочувствием чада. Если непоседа стал отвлекаться, зевать, тереть глазки или капризничать — сразу прекращайте игру. Предложите малышу сменить вид деятельности. Например, выйти на прогулку. А может, кроха устал от интенсивных занятий, тогда малыша лучше всего уложить немного поспать. Иногда несмышленыш начинает вести себя слишком активно. Повышенная возбудимость, гиперактивность — тоже повод сменить вид деятельности на более спокойный.

Творческие игры, такие как рисование, лепка — требуют усидчивости непоседы. Однако дошколята не любят долго сидеть на одном месте. Родителям следует чередовать спокойные игры и активные ролевые: «дочки-матери», игра во врача или чаепитие с куклами.

Обычно занятия начинаются с рисования. Попросите свое чадо нарисовать дом, семью. Вместе с дошкольником раскрашивайте цветы и листочки на деревьях. Интересуйтесь во время рисования, почему кроха так нарисовал маму, папу, такие выбрал наряды для них. Детали рисунка могут многое подсказать внимательным родителям. Наличие черной, серой, коричневой красок говорит о том, что кроха чувствует себя дома тревожно, чего-то опасается. Возможно, на маленького человечка так воздействует неблагоприятная обстановка в семье.

Игра с игрушками тоже открывает истинное отношение малыша к семье, окружающей обстановке. Если куклы не имеют имен, или кроха называет их оскорбительными словами: лохматая неумеха, дурочка, бестолочь — родителям стоит задуматься о своем отношении к подрастающему поколению. Иногда дошкольник устраивает драки среди кукол, имитирует аварии машинок, игрушки у малыша общаются только с помощью крика, ругани.

Все это симптомы — не только проблемы с восприятием окружающей действительности, они демонстрируют проблемы в самой семье несмышленыша. Ведь чаще всего психические проблемы детей имеют корни в семейном воспитании. И коррекции тогда надо подвергать не только поведение чада, но и переосмысление собственного поведения взрослых.

Как игровой терапии проводится?

Играть терапевты используют несколько методов для лечения детей, ни физически, ни когнитивных, испытывают трудности, играя. Многие из методов коренятся в психотерапии и психологии. Некоторые предназначены для обеспечения ребенка адаптируется к физическим нарушениями с помощью шаг за шагом процессы, модифицированные процессы, адаптивное оборудование или вспомогательные технологии.

Акт играет сам по себе часто терапевтический детей. Такие мероприятия, как играть в игры, рисования или нанизывая бусины помогает детям развить гибкость и ловкость, испытывая контроль над окружающей их среды.Взаимодействие с другими детьми, или животного, может помочь ребенку общаться; тем самым устраняя чувство изоляции.

Есть три формы игровой терапии:

  • Номера направлены игра происходит, когда ребенок рекомендуется продолжать играть любой ее или она желает. Это дает терапевту снимок, как ребенок чувствует, и какие вопросы могут препятствовать ребенку в полной мере выражать его или себя в других ситуациях.
  • D irected игра происходит, когда терапевт определяет, как игра будет продолжаться.
  • Показания игра, когда терапевт учит ребенка адаптированных методов игры.

Играть терапия может быть проведена на один-на-один основе между терапевтом и ребенком, или в группе — или оба. Кроме того, игровой терапии охватывает многие виды игры, от физической деятельности, которые требуют движения, чтобы с помощью игрушки в группах или в одиночку, на пассивные виды деятельности, как, слушая рассказ.

Во время игровой терапии, дети будут учиться:

  • Преимущества игры
  • Как весело провести время
  • Как подружиться
  • Как направить импульс, чтобы играть в действие
  • Как играть и вместе с другими
  • Как процветать в настройки группы
  • Как свести к минимуму физические ограничения
  • Как физически манипулировать игрушки и предметы
  • Как соблюдать социально принятых норм игры

Методы, используемые в игровой терапии включают в себя:

  • Обсуждение терапия
  • Разговор заниматься с ребенком
  • История время с участием книг, которые поддерживают позитивные сообщения
  • Взаимодействие животных
  • Взаимодействие человека с детьми и коллегами или взрослых с властью
  • Время для семьи

Играйте с целью часто весело. Игрушки захватывают, эксплуатации и манипуляции. Искусство и ремесла способствовать обмену и открытость. Большие художественные проекты, созданные с другими обеспечить чувство партнерства. Драматический танец или музыкальные спектакли привлекать чувства.

Это легко понять, почему дети обнять игровой терапии по сравнению с другими процедурами, они часто не воспринимают игру в негативном свете; трудно или муторно.

Игровая комната в образовательном учреждении

В детском саду, который отвечает современным запросам родителей, должна быть оборудована специальная комната для работы психолога с детьми. Для достижения оптимального эффекта от занятий она должна соответствовать определенным критериям.

Требования к размерам, оформлению комнаты

Для работы с одним дошкольником или группой из 2-3 ребят достаточно помещения с размерами 3,5 м на 4,5 м. Это необходимо для обеспечения удобного расстояния между взрослым и ребенком. Для групповых занятий, где число присутствующих более 4 человек, требуется не меньше 27 м2. Тогда риск получения травм при подвижных играх будет сведен к минимуму. Для комфорта ребенка должны отсутствовать двери со стеклянными элементами и окна, расположенные на внутренних стенах, иначе – они должны иметь занавески или жалюзи. На пол целесообразно постелить линолеум, ковровое покрытие стелется только для соответствующих игр. Надо исключить мрачные тона из интерьера, стены покрыть светлой моющейся краской: игротерапия должна вызывать положительные эмоции.

Требования к оборудованию

Жестко прикрепленные к стенам полки для игрушек размещаются не выше 1 м от пола: малыши должны иметь возможность проявить самостоятельность, при этом не навредив себе. Идеально, если к комнате для занятий примыкает маленькая ванная комната. Оборудуется помещение столиками с деревянной поверхностью. Хороши также горки с выдвижными ящиками, особенно если на их поверхности можно рисовать и стирать. Комната для занятий в детском саду оснащается следующими группами игрушек:

  1. передающие реальный окружающий мир – семья кукол, домик, транспорт, касса, марионетки;
  2. для самовыражения в творчестве и ослабления эмоций – глина, песок, вода, кубики, краски с палитрой;
  3. дающие возможность отреагировать агрессию – ружья, хищные животные, солдатики, резиновый нож.

Драмотерапия

Драматерапия – целенаправленный метод воздействия на пациента, с помощью которого психотерапевт добивается проявления каких либо эмоций для нормализации и восстановления его эмоционального состояния. За основу данной методики берутся придуманные драматические сюжеты. Участвуя в разыгранной истории, не замечая для себя, пациент вживается в предложенную ему роль и тем самым подталкивает себя к решению возникшей у него психологической проблемы. Драматерапия нашла свое применения в лечение таких отклонений, как:

различные неразрешенные психологические проблемы; незначительные психологические отклонения; внутрисемейные конфликты; психологические расстройства.

Драмотерапия также включает ресурсную технику арт-терапии и подразумевает осуществление нескольких сеансов, с помощью которых психотерапевт помогает наладить контакт пациенту с окружающим миром и решить его личные проблемы. При использовании данной методики для большинства пациентов результат стабилизации психологического состояния наступает в кратчайшие сроки.

Домашняя игрототерапия

Родителей волнует, можно ли проводить работы по игровой терапии дома, без участия профессионального психолога. Специалисты советуют обязательно проконсультироваться с психологом в каждом конкретном случае, чтобы психолог мог подобрать необходимые упражнения для конкретного малыша и решения его проблем.

Можно полностью пройти сеансы подобного лечения в кабинете специалиста или посетить несколько занятий, чтобы освоить правильное выполнение упражнений предписанного лечения. Психологи считают, что наилучший результат приносят именно занятия с присутствием значимых для крохи взрослых — родителей, а также бабушек, дедушек. Несмышленыш, чувствуя рядом родителей, ведет себя более раскованно.

Максимальная польза от игротерапии, а также сильное психологическое воздействие на дошкольника оказывают игры, в которых совместно с малышом действуют родные, любимые люди. Такие сеансы лечения полезны и для родителей, ведь совместная деятельность помогает лучше понять собственное чадо, наладить с малышом доверительный контакт, укрепить отношения внутри семьи.

Игротерапия для детей

Ведущей деятельностью малышей является игра. Игротерапия как нельзя лучше подходит для выявления и коррекции негативных эмоций. В игре дети познают новую информацию и развивают мелкую моторику. Также они вырабатывают навыки социализации, а конкретно, коллективной работы и контакта с другими людьми.

Игротерапия идеально подходит для работы с детьми. Ее не используют при неконтактной шизофрении и аутизме. Однако обязательно применяется для:

  1. Устранения травм, которые связаны с разводом родителей.
  2. Лечения и профилактики фобий, страхов, комплексов.
  3. Коррекции тревожного и агрессивного поведения.
  4. Устранения заикания.
  5. Улучшения обучаемости и устранения прочих трудностей в учебе.
  6. Устранения задержки психического развития или умственной отсталости и прочих проблем.

Для работы с детьми учитываются два фактора:

  1. Эффективность метода, который должен соответствовать целям коррекции.
  2. Эффективность методики непосредственно при работе с конкретным ребенком.

Результатами игровой терапии должны стать нормальное психическое и умственное развитие, нормализация эмоциональности, появление интереса к окружающему миру и другим детям, формирование поведения, которое будет адаптировано к социуму, и пр. При помощи игротерапии происходит коррекция поведения, которое может считаться асоциальным или болезненным.

Что такое «игротерапия»? Немного истории

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.

Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.

Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.

Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

Игротерапия в детском саду

Игротерапия становится очень важной в период, когда ребенок ходит в детский сад. Именно с 2-летнего возраста можно заниматься коррекцией его поведения

В процессе ребенок получает новые знания и обучается новым навыкам. Более того, происходит коррекция его эмоциональной сферы и поведения. Все пробелы, которые были созданы родителями, теперь устраняются в процессе игры.

Ребенок должен чувствовать себя психологически комфортно. Терапевт направляет игровую деятельность в трех направлениях:

  1. Обучение детей дружеским отношениям друг с другом.
  2. Утверждение «Я» для самого ребенка.
  3. Развитие уважения у детей в отношении чужих «Я».

Процесс должен нравиться ребенку. Только в таком случае возможно ему помочь в преодолении его собственных зажимов и комплексов, которые уже были сформированы. У каждого ребенка имеются различные страхи, которые не проходят лишь потому, что ему не позволяется с ними справляться, преодолевать, решать. В кругу, где постоянно пребывает ребенок, создаются все условия для создания зажимов и страхов. В игровой терапии предлагаются условия, где малыш сможет от них избавиться.

Примерами игр являются:

  • «Кошки-мышки». Выбирается один игрок, который будет играть кота/кошку. Все остальные будут мышками. Они пищат и бегают, пока кот/кошка спит. Как только кот/кошка просыпается, мыши разбегаются по домикам, чтобы не быть пойманными.
  • «Дочки-матери». Ребенок играет в куклы, где обычно проигрывает обстановку внутри своей семьи.

На практике

Для дошкольников

Для детей раннего возраста игровая деятельность является ведущей. Поэтому большинство занятий в детском саду строится именно на ней.

Какие именно игры и упражнения можно использовать для детей дошкольного возраста 3-4 лет:

Если в 3-4 года основной задачей игротерапии является обучение и развитие (тех же когнитивных способностей), то в 6-7 лет она приобретает уже более диагностический и коррекционный характер, позволяя исправлять психологические проблемы.

Для детей 6-7 лет:

Для проблемных детей

Игротерапия в детском возрасте позволяет эффективно лечить всевозможные расстройства личности и поведения.

Для детей с ОВЗ

Игра для детей с ограниченными возможностями часто остаётся единственным способом выразить себя в силу своих специфических особенностей. Попутно она позволяет специалистам помочь в терапии основного заболевания и максимально развить ребёнка, насколько это возможно.

Рекомендуемые: пальчиковые (Птичка, Коза рогатая, Колокольчик), с бросовым материалом (шнуровок, прищепок, бусинок, пуговиц), развивающие (конструктор, мозаика, пазлы).

С тревожными детьми

Как показывают исследования, игротерапия оказывает гармонизирующее и коррекционное влияние на уровень тревожности детей и на их психическое состояние в целом.

Упражнения на релаксацию и дыхание: Драка, Воздушный шарик, Подарок под ёлкой, Дудочка, Штанга. На расслабление: Танцующие руки, Водопад. На формирование чувства доверия и уверенности в себе: Зайки и слоники, Смена ритмов и многие другие.

Для дошкольников с агрессией

Дети становятся агрессивными потому, что им некуда выплеснуть скопившуюся в результате психотравмы негативную энергию. Игротерапия помогает им в этом.

На снятие мышечного напряжения: Мячик, Цирк, Прогони Бабу-Ягу, Карикатура, Лепим сказку, Клеевой дождик. Для таких детей полезной будет и подвижная игровая деятельность: Два барана, Тух-тиби-дух, Попроси игрушку (в вербальном и невербальном варианте).

Настольные игры

Занятия с детьми могут быть не только подвижными. Возможно также использование настольных игр. Как арт-терапия они способствуют развитию способностей ребенка и его личностных качеств. Помимо этого, в них игра сочетается с обучением. Именно поэтому проведение подобных занятий способно стать замечательным образовательным средством для дошкольников.

Терапия настольной игрой развивает у ребенка внимание и зрительную память, логику и сообразительность, образное мышление и воображение. Как правило, принимать участие в таких занятиях должны сразу несколько человек

В этом случае игры арт-терапии способствуют взаимодействию детей между собой. Подчиняясь предложенным правилам, дошкольники учатся правильному общению друг с другом, терпению, дожидаясь очереди сделать ход, сопереживанию своим соперникам, а также принятию с достоинством не только побед, но и поражений. Таким образом, настольные игры в арт-терапии позволяют правильно сформировать личностные качества ребенка.

Среди основных преимуществ таких занятий является отсутствие необходимости в игровых площадках и сложном инвентаре. Для них понадобится только стол и все необходимые предметы (кубики, фишки, карточки и т. д.). Такие игры имеют следующие плюсы:

обучают дошкольников распознавать, а после и запоминать самые различные явления и предметы, развивают внимание ребенка и расширяют словарный запас, делая это в интересной и красочной форме; готовят малыша к жизни, предлагая ему те или иные проблемы, решая которые малыш развивает свои умения и навыки, приобретая жизненный опыт; способствуют улучшению скорости реакции, ловкости, координации движения и глазомера. Например, настольная игра «Шоппинг-терапия»

Предназначена она для девочек. Ее целью является совершение как можно большего количества покупок при трате как можно меньших денег. В процессе игры участницам предстоит по очереди делать ходы. Это позволит им попасть в бутики торгового центра. В нем два этажа. На первом из них предлагается купить различные наряды, а также подобрать к ним аксессуары. Второй этаж является зоной развлечений. Попасть сюда можно при ходе на поле «лифт». Участница, которая оказалась на втором этаже, должна пропустить один круг. Здесь же ей при попадании на поля ресторанов и баров придется выложить определенную сумму. Тот, кому повезет, оказывается на поле удачи. Здесь можно будет выиграть определенную сумму призовых денег. Побеждает та участница, которой удалось купить больше всего товаров, потратив на них меньше денег

Например, настольная игра «Шоппинг-терапия». Предназначена она для девочек. Ее целью является совершение как можно большего количества покупок при трате как можно меньших денег. В процессе игры участницам предстоит по очереди делать ходы. Это позволит им попасть в бутики торгового центра. В нем два этажа. На первом из них предлагается купить различные наряды, а также подобрать к ним аксессуары. Второй этаж является зоной развлечений. Попасть сюда можно при ходе на поле «лифт». Участница, которая оказалась на втором этаже, должна пропустить один круг. Здесь же ей при попадании на поля ресторанов и баров придется выложить определенную сумму. Тот, кому повезет, оказывается на поле удачи. Здесь можно будет выиграть определенную сумму призовых денег. Побеждает та участница, которой удалось купить больше всего товаров, потратив на них меньше денег.

Таким образом, «Шопинг-терапия» — игра, которая представляет собой интересное и захватывающее развлечение. Здесь каждая из участниц ощутит себя так, словно она попала в настоящий торговый центр, где за деньги ей предлагается купить все что хочется.

В комплектацию игры входит само игровое поле, а также 60 красных и 24 желтых жетона. К ним прилагается 4 паспорта, 60 банкнот, кубик для ходов, 72 карты, а также 20 карт «Экскурсия». Присутствуют в комплекте и правила игры

» Использование игровых технологий, как игра — терапевтическое средство у дошкольников»

Использование игровых технологий, как игротерапевтического средства у дошкольников

Дошкольный возраст – решающий период в жизни ребенка, во время которого формируется фундамент его психического и физического здоровья. Если у ребенка нет позитивного опыта в общении и разрешении различных социальных конфликтов, а также преодолении неудач, то он просто не сможет стать сильным ни психически, ни физически.

Одним из видов само терапии является игра, при погружении в которую ребенок самостоятельно может справиться с разнообразными проблемами. Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самоутверждении, самовыражении, само регуляции, самореализации и самоопределении.

Применение игры в качестве терапевтического средства базируется на теории игры, авторами которой являются А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготская, Д.Б. Эльконин. Так, по мнению, Выготского игра является пространством «внутренней социализации» ребенка и средством усвоения им различных социальных установок.

В своих работах Леонтьев отмечал, что игра предоставляет личности свободу в воображении. Эльконин к этому добавлял, что в возрастной периодизации детей особая роль принадлежит ведущей деятельности. При этом для каждого возраста она имеет свое содержание. Во всех ведущих деятельностях возникают и формируются определенные психические новообразования.

Именно игра выступает в качестве ведущего вида деятельности для детей дошкольного возраста. О важности игры и ее использования для коррекционных целей отмечали многие советские исследователи. Например, А.С. Спиваковская считала, что основным принципом игровой коррекции является воздействие на ребенка с учетом особенностей конкретной обстановки и контакта.

Суть принципа заключается в следующем: для запуска механизма перестройки поведения детей, которые отличаются робостью в общении, необходимо изменить условия, в которых находится ребенок. Это означает, что требуется появление нежелательных форм поведения.

Л.А. Абрамян при исследовании способов преодоления негативных эмоциональных состояний средствами игры удалось подробно раскрыть процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоционально личностной сферы. По мнению исследователя, во время игры-драматизации ребенок начинает испытывать двойственные переживания. Это означает, что он одновременно «лепит» образ и тем самым преобразует себя, а также смотрит на этот процесс со стороны и радуется происходящим изменениям.

А.И. Захаров считал, что целью коррекции является перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Детям свойственно наделение персонажей собственными отрицательными эмоциями и чертами характера, они также переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют ему какие-либо неприятности.

Выделяют три основные функции игровой психотерапии:

  • терапевтическая. Терапевтические игры организуются для устранения аффективных препятствий в межличностных отношениях;
  • обучающая. Благодаря таким играм обеспечивается социализация и более адекватная адаптация детей к реальной жизни;
  • диагностическая. Такие игры направлены на выявление различных психических отклонений.

Содержание детских игр постоянно развивается. Постепенно наблюдается переход от игр, в которых доминирует предметная деятельность, к играм, где уже в качестве основного содержания выступает подчинение правилам общественного поведения, а также выстраивание отношений между людьми.

Целевые ориентиры применения игровых технологий.

Выделяют следующие ориентиры:

1) Дидактические. Они направлены на решение следующих задач:

  • расширение кругозора и познавательной деятельности;
  • формирование определенных навыков и умений, которые могут потребоваться детям в практической деятельности;
  • развитие у детей трудовых навыков, обще учебных умений и навыков.

2) Воспитывающие. К ним относятся:

  • формирование различных подходов, мировоззренческих и эстетических установок;
  • воспитание у детей самостоятельности и воли;
  • развитие чувства коллективизма, коммуникативности, сотрудничества.

3) Развивающие. Они решают следующие задачи:

  • развитие речи, памяти, мышления, внимания;
  • развитие умений находить аналогии, делать сравнения и сопоставления;
  • развитие фантазии, воображения и творческих способностей;
  • развитие мотивации учебной деятельности и умений находить оптимальные решения в различных жизненных ситуациях.

4) Социализирующие. К ним относятся:

  • адаптация детей к условиям окружающей их среды;
  • приобщение к нормам и ценностям общества;
  • проведение психотерапии;
  • обучение общению;
  • стрессовый контроль.

В структуру игры включают следующие процессы:

  • роли, которые на себя берут играющие;
  • игровое употребление предметов, в том числе замещение реальных предметов игровыми;
  • игровые действия как средства реализации выбранных ролей;
  • выстраивание реальных отношений между игроками;
  • сюжет (содержание

    ), под которым понимается область действительности, условно воспроизводимая в ходе игры.

Роль – это единица игры и одновременно центральный момент, который объединяет все ее аспекты. В качестве сюжета игры выступает воспроизводимая в ней область действительности. Под содержанием игры понимается то, что воспроизводится детьми в качестве основного момента деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. За счет этого во время игры осуществляется формирование произвольного поведения ребенка, а также его социализация.

Игротерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Групповая игротерапия используется в тех случаях, когда у ребенка присутствует потребность в общении. Если такая потребность уже сформирована, то оптимальный вариант – индивидуальная игротерапия.

В качестве противопоказания для индивидуальной игротерапии часто является сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка. Для групповых форм противопоказаниями выступают:

  • наличие ярко выраженной детской ревности, что проявляется в виде конкуренции со сверстниками;
  • повышенная агрессивность;
  • ярко выраженное асоциальное поведение, что может представлять реальную угрозу для других участников игры;
  • нахождение в состоянии стресса.

Однако в любом случае перед групповой игротерапией должна использоваться индивидуальная форма, которая позволяет снять острую симптоматику и подготовить ребенка к дальнейшей работе в группе.

Групповая игротерапия – это психологический и социальный процесс, во время которого дети естественным образом контактируют друг с другом, приобретают новые знания как о себе, так и о других детях. Такой подход признан эффективным средством воспитания и часто используется для профилактики психоэмоциональных нарушений личности.

С помощью игротерапии решаются следующие задачи:

  • оказание помощи ребенку в осознании им его реального «Я»;
  • повышение самооценки ребенка;
  • развитие его потенциальных возможностей;
  • обучение реагированию на внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции;
  • уменьшение беспокойства и чувства вины.

При общении дети помогают друг другу распределять ответственность за построение межличностных отношений, приобретают опыт выстраивания контактов с другими людьми.

Для оценки уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у дошкольников, умений межличностного общения применяются следующие критерии:

1) Умения межличностного общения (начиная с младшего возраста):

– применение различных этикетных речевых формул, например, приветствие, прощание. Используются как по инициативе взрослого, так и ребенка;

– выражение настроения;

– различные способы установления контакта (по фамилии, имени, другим словом, зрительное общение, тактильные контакт);

– поведение в разговоре. Обращается внимание на:

а) жесты и мимику (развязанные, адекватные, скудные);

б) расположение партнеров (лицом друг к другу, отвернут от партнера);

в) тон общения (доброжелательный/недоброжелательный).

2) Умения межличностного общения (начиная со старшего дошкольного возраста):

  • умение слышать и слушать собеседника (перебивает, не перебивает, внимательный/невнимательный);
  • отношение к неэтичным выражениям собеседника (неприятие, конформное);
  • контроль собеседника во время разговора (делает замечания, не замечает ошибок, обращение за помощью ко взрослым);
  • понимание эмоционального настроя собеседника и выражение к этому своего отношения (равнодушие, сопереживание).

Для оценки данных умений используется пятибалльная система:

  • 5 баллов – общение в соответствии с нормой;
  • 4 балла – одно отклонение от нормы;
  • 3 балла – два отклонения от нормы;
  • 2 балла – три и более отклонений от нормы;
  • 1 балл – несоответствие средств общения разработанным нормативным показателям в каждом коммуникативном действии.

Совместная игровая деятельность, которая организуется педагогом, предполагает проведение различных игр:

1) Коммуникативные игры. Во время коммуникативных игр педагог ставит цели по решению ряда задач:

  • обеспечение понимания ребенком своей уникальности, оказание помощи в преодолении собственной неуверенности, поддержка его положительной самооценки;
  • формирование этических норм и правил поведения у детей;
  • осознанное восприятие ребенком своих переживаний, эмоций и чувств.

Проводить коммуникативные игры рекомендуется на ежедневной основе. С младшей группой занятия проводятся в утренние часы, что позволяет сплотить детей и создать положительный настрой на дальнейшую деятельность.

2) Игры с песком. Они положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей, так как песок обладает свойством устранять негативную психическую энергию и приводить в нормальное состояние психику человека.

Они развивают:

  • сенсорные способности;
  • творческое воображение, нестандартное мышление;
  • мелкую моторику рук;
  • процессы само регуляции;
  • восприятие, память, мышление;
  • речь;
  • положительное отношение к себе и окружающим;
  • гармоничное психоэмоциональное состояние, за счет чего осуществляется коррекция страхов, стрессов, волнений, переживаний.

3) Игры-драматизации. Такие игры могут быть различны по организации и задачам:

  • образно-ролевые игры с куклами либо без них, в которых дети разыгрывают роли через драматизацию;
  • режиссерские. Первоначально взрослый, а потом уже ребенок создает сцены и театрализованное действие. Для изображения персонажей и их ролей используются средства интонации и мимика. В этот вид игр входят театрализованные (театр игрушек, на катушке, плоскостной)

    и стендовые игры
    (стенд-книжка, фланелеграф).

Особенность театрализовано-игровой деятельности состоит в том, что она сочетает в себе зачатки ролевой игры и зачатки театрального искусства.

В театрализованных играх сохраняются все характерные признаки ролевых игр:

  • наличие содержания;
  • творческий замысел;
  • роль;
  • сюжет;
  • ролевые и организационные действия и отношения.

Театрализованные игры, если их сравнивать с сюжетно-ролевыми, всегда развиваются по заранее составленному сценарию. Такие игры также обеспечивают развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

С помощью театрализованных игр решаются следующие задачи:

  • обогащение и укрепление эмоциональных ресурсов и коммуникативных средств, как вербальных, так и невербальных;
  • развитие у детей познавательных способностей;
  • совершенствование восприятия (чувственного познания);
  • развитие воображения;
  • воспитание волевых качеств;
  • развитие способности к саморегуляции;
  • совершенствование психомоторики и освобождение от мышечных зажимов;
  • формирование у детей социальной культуры.

Для использования театрализованных игр ребенка следует соответствующим образом подготовить. Такая работа ведется с младшего возраста, для чего применяются методы сказка — терапии и кукла — терапии. Одновременно дети посещают театры со взрослыми.

Далее работа уже направлена на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, а также совершенствование восприятия и представлений.

На следующем этапе осуществляется формирование театрализовано — игровой деятельности, что предполагает осваивание детьми простых элементов интонационно-пластической выразительности образов и сюжета.

Свою эффективность в театрализованной игра — терапии доказали:

  • игры, которые способствуют успокоению и организации детей («Кто за кем?», «Идем за синей птицей»);
  • игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма для гипер, и гиперактивных детей («Противоположные движение», «Стоп»);
  • этюды, задача которых – обеспечение правильного понимания эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жестов («Заколдованный ребенок», «Вот он какой», «Слушай хлопки»);
  • этюды, позволяющие расслабить мышцы («Штанга», «Шалтай-Болтай», «Тихое озеро»);
  • этюды, способствующие выражению радости («Вкусные конфеты»),

    удивления
    («Удивление»
    ), страха («
    Гроза»).

Необходимо, чтобы дети могли анализировать свои ощущения эмоционального состояния и поведения в конкретный момент деятельности, что требуется для овладения ими само регуляцией и приобретения умения самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Характерная особенность театрализованных игр – наличие литературной или фольклорной основы их содержания, а также наличие зрителей.

Одновременно все перечисленные виды игр позволяют решать целый комплекс задач:

  • формирование осознанно принятых нравственных мотивов;
  • формирование адекватного социального поведения;
  • профилактика и устранение конфликтов;
  • развитие социальной восприимчивости, что предполагает наличие умений понять и принять мнение окружающих, их стремления и желания;
  • оказание помощи в понимании таких слов, как дружба, взаимопомощь.

Игра, несмотря на то что является развлечением и отдыхом, способна перерасти в обучение, использоваться в качестве терапии и стать моделью типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Список использованной литературы

  1. Бычкова С. С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2002. – 96 с.
  2. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. С.31-57.
  4. Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. – 64 с. (Психологическая служба».
  5. Прима Е. В., Л. В. Филиппова, И. Н. Кольцова, Молостова Н. Ю.Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 224 с.
  6. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003 – 168 с.

Примеры занятий в групповой и индивидуальной форме

Упражнения и игры для игротерапии дошкольников могут быть направлены на коррекцию различных проблем.

Например, для приобретения опыта сотрудничества отлично подойдет задание „Построим домик”. Используют картонные коробки, краски, ножницы, клей. Совместное занятие в группе предполагает распределить роли, а дело по силам найдется для каждого.

Чтобы выстроить доброжелательные взаимоотношения, можно поиграть в „Комплимент”. Дети ходят по залу, а сталкиваясь, говорят друг другу приятные слова, глядя в глаза. Позже добавляются рукопожатия или объятия.

Для создания сплоченности группы подойдет задание „Паутина”. Участники садятся по кругу. Взрослый, сообщив какую-либо интересную деталь о себе, зажимает край нити в руках и передает клубок ребенку напротив. Тот должен назвать имя и/или рассказать про себя.

Так, в результате бросания нити из рук в руки, получается запутанная паутина. Распутывая, каждый передает клубок в обратном порядке, называя следующего участника. Завершая, можно обсудить, чья история понравилась больше или произвела впечатление.

Индивидуальные игры для игротерапии дошкольников не менее эффективны. Например, ребенку предлагается обвести руку и на каждом пальце написать качество, которое в себе нравится. На месте ладони добавить, что не нравится. Упражнение дает возможность лучше понять себя, а терапевту – проблему, с которой продолжит работать.

Игра или лечение?

Некоторые взрослые ошибочно считают игротерапию тождественной психиатрии, предполагают, что использовать лечение с помощью игр следует в особо редких случаях. Последнее время наметилась тенденция приводить к психологу на сеансы игротерапии детишек, не имеющих явно выраженных проблем, для более активного и успешного развития чада. Часто во время сеанса становится заметно, что у дошкольника существуют проблемы, о которых не догадывались родители.

Игротерапия имеет почти неограниченные возможности по влиянию на развитие детишек. Малыш, играя, учится выражать свои мысли, более четко и ясно разговаривать, логически обосновывать свои действия, поступки. Через игровую форму кроха укрепляет свою волю, учится контролировать и сдерживать свои эмоции. Играя, малыш обретает уверенность в своих возможностях, взаимодействует с другими детьми, взрослыми. Малыш учится общаться, находить друзей, решает проблемы с коммуникативностью.

Виды и особенности

Родоначальником игротерапии, как психокоррекционного метода, считается Зигмунд Фрейд. Он использовал ее как анализ происходящего с ребенком, применяя метод свободных ассоциаций и этот метод не получил широкого распространения, в отличие игротерапии по методу М. Кляйн, а позднее — Анны Фрейд, они рассматривали ее как возможность влиять на психику ребенка, используя для этого игрушки, ассоциативные игры и другие методики.

В книге Г.Л. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений» описываются все этапы становления этого вида терапии, рассказывается о принципах проведения игротерапии, о методиках и материале для игры. Она может быть интересна родителям, чьи дети собираются посещать игротерапию или уже посещают ее. А также тем, кто хочет использовать этот метод самостоятельно.

Сегодня игротерапия является востребованным и широко используемым методом. У нее существует несколько разновидностей, типов и множество самостоятельных методик. По методу воздействия различают:

  • Недирективная игротерапия – спонтанная, центрированная на клиенте. Используя этот вид терапии специалист не пытается как-то воздействовать или менять поведение или эмоции ребенка. Он полностью включен в игру, может мягко направлять, но при этом следует за ребенком, создавая наиболее благоприятные для него условия.
  • Директивная – специалист занимает ведущую роль в игре. Он направляет ребенка, учит его основам поведения, подсказывает как и что можно делать и берет на себя роль организатора и руководителя игры.

В зависимости от вида игр и используемого материала выделяют структурированную и неструктурированную игротерапию.

Структурированная – в игре используются определенные образы: игрушки, кукольный театр, изображения людей, макеты животных, еды и так далее. Играя с этими предметами ребенок может выразить свое отношение к ним, научиться обращению с этими предметами или построить свои игру, с учетом предложенных элементов.

Неструктурированная игра подразумевает двигательную активность и использование таких материалов, как песок, вода, глина, пластилин, краски и так далее. Такие игры помогают при отказе ребенка от сотрудничества, его нежелании или неумении выразить свои чувства, а также при невозможности (для ребенка) выразить обуревающие его чувства и эмоции, например, злость на родителей или обиду.

В зависимости от количества детей выделяют индивидуальную и групповую игротерапию.

Индивидуальная считается более эффективной, ее рекомендуется использовать при работе с эмоциями ребенка, его поведением или отношением. Также в целях терапии эмоционального или поведенческого расстройства применяют только индивидуальные занятия.

Групповая игротерапия помогает улучшить отношения в коллективе, обучить социально-бытовым навыкам, также может использовать для коррекции страхов и тревожности.

Что это такое

Существует огромное количество определений данного понятия. Если обобщить их, игротерапия — это метод психологического или психотерапевтического воздействия с помощью игры на человека.

При этом специалисты чётко разграничивают два понятия:

  1. Игровая терапия — инструмент психологии, имеющий право лишь корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения.
  2. Игровая психотерапия — инструмент психотерапии, занимающийся лечением пограничных расстройств личности и поведения.

Игротерапия от обычной игры отличается тем, что представляет собой организованную игровую деятельность, оказывающую лечебно-коррекционное воздействие. Она осуществляется в специально созданных условиях под пристальным вниманием психолога или психотерапевта и имеет чётко поставленные цели. Обычная игра носит развлекательный характер и протекает спонтанно, без постороннего вмешательства.

Также следует понимать, в чём отличие игротерапии от ролевой игры. Последняя может быть представлена в двух ипостасях.

  • Как одна из техник игротерапии

Специалист предлагает группе пациентов смоделировать события, происходящие в определённых условиях. Участники должны отыграть, руководствуясь внутренними убеждениями своего персонажа. При этом предполагается, что в их действиях будут отражаться их истинные мотивы, которые они могут по тем или иным причинам скрывать в реальности. Здесь ролевая игра помогает игротерапевту понять, что именно происходит с его пациентом и в каком направлении проводить дальнейшую коррекцию или лечение. Также она может продемонстрировать одно из решений проблемной жизненной ситуации.

  • Как развлекательное мероприятие

Обычная ролевая игра, вне сферы психологии и психотерапии, хоть и отличается чёткой организацией, но всё-таки носит развлекательный характер. Все участники выполняют конкретно поставленную перед их персонажами цель, задача у мастера — проследить за соблюдением всех правил, но не более того.

Итог

Игротерапия является ведущим способом при работе с детьми. Также в ней могут участвовать родители, если они желают установить благоприятные отношения со своими детьми. Итогом прохождения игротерапии станет трансформация человека, устранение страхов и комплексов, решение проблем и высвобождение внутреннего потенциала.

Игротерапия может быть использована при работе со взрослыми. Здесь зачастую отыгрывают различные роли, где клиент играет самого себя, а средства игротерапии выступают в качестве обстоятельств и других людей.

Игротерапия представляет собой погружение психолога в мир дошкольников. Наблюдение за малышами во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения. Игровая терапия призвана помочь маленькому пациенту преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле. Грамотно проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он чувствует, как лучше себя вести.

Итог проведенной терапии: у ребенка должна повыситься самооценка, развиться коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности. Лучше, если процесс будет проходить в специально оборудованном помещении у психолога в детском саду.

Функции игротерапии

Игровая деятельность осуществляет три функции, которые важны для успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду:

  • Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми в частности. Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то, что им было испытано когда-либо. Спонтанное действие позволит дошкольнику наиболее полно, при этом совершенно непроизвольно, выразить себя.
  • Обучение. Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. Благодаря ей малыш проходит безболезненно процесс реадаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире вокруг него.
  • Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно

Показания к применению игротерапии

Работа психолога в детском саду с дошкольниками является очень важной. Он должен своевременно определить необходимость проведения сеансов игротерапии с отдельными детьми или группами

  1. замкнутость и нежелание, невозможность общаться;
  2. фобии и инфантилизм;
  3. вредные привычки и асоциальность поведения;
  4. сверхпослушание со сверхконформностью и т.д.

Задача психолога – познакомиться с ребенком, подобрать все необходимые методы, которые окажутся ему полезными.

Средства игротерапии

Игровой процесс активизирует ресурсы, раскрывает личностный потенциал и способствует росту. Самовыражение посредством игры непосредственно связано с упрочением психического здоровья индивида и может рассматриваться в качестве значимого фактора психокоррекционного воздействия. Однако наряду с этим психокоррекционный потенциал игрового процесса сегодня при всей его бесспорности применяется в практической психологии недостаточно.

Игровая психотерапия представляет собой редкостный опыт для социального развития и психического здоровья малыша при этом, открывая ему возможность вступить в индивидуальную взаимосвязь с взрослым. Это может быть психотерапевт, педагог, психолог, родители и др. Игровые действия активизируют образование произвольных психических процессов, способствуют развитию интеллектуальной деятельности и воображения, ведут к совершенствованию опорно-двигательного аппарата и волевой активности, к переходу малыша к мышлению представлениями, развитию речи.

В ходе определения функций игровой деятельности нужно выходить из ее важности для коррекционного и развивающего взаимодействия наставника с детьми и способствования развитию доверительных взаимоотношений наставника с родителями. Вследствие чего и происходит разработка и выбор средств, специфических приемов игровой терапии, сосредоточенных на установлении позитивного эмоционального отношения малышей к взрослому наставнику, образование контактов и взаимоотношений между ними для преодоления необщительности, низкого уровня самооценки, замкнутости и фобий.

Игротерапия позволяет установить тесный терапевтический контакт психотерапевта с родителями детей в самых разнообразных видах и конфигурациях, начиная с консультирования и заканчивая тренингами родительских групп. В качестве средств игровой терапии можно выделить разнообразные подвижные игры, лепку и рисование, игры с песком или куклами, игротерапию общения и др.

Игротерапия общения отлично зарекомендовала себя при коррекции коммуникативной сферы дошкольников. В ней могут применяться различные игровые средства и неигровые приемы, обучающие предупреждению конфликтных ситуаций, направленные на улучшение взаимопонимания и контроль собственного поведения.

Средства игротерапии призваны моделировать действительность, что предоставляет возможность малышу переживать ощущение счастья, успеха, удачи, позволяет раскрыть собственные физические и интеллектуальные способности. В условиях игры выражается личность детей.

Среди наиболее успешных видов игротерапии можно выделить куклотерапию за счет ее образности, наглядности и материальности, вследствие чего происходит более глубокое вхождение ребенка в игровую реальность, и игру в дочки-матери. Излюбленное занятие абсолютно всех малышей – присваивать куклам имена реальных людей, окружающих их, или героев сказок, мультиков и др. Наблюдая за игрой ребенка, родители могут понять, что его беспокоит, что ему нравится, что вызывает злость.

Сегодня с успешностью также применяется шахматная и музыкальная игровая терапия. Эти средства терапии были разработаны для решения нескольких задач одновременно: для понимания малыша, воздействия на детский разум, на его эмоции и чувства. Еще в арабских племенах шахматы считались наилучшим методом лечения нервных болезней. Сегодня вряд ли найдутся желающие оспорить благотворное влияние классической музыки на человеческий организм.

Игра в наше время стала лучшей практикой, способствующей развитию ребенка вне зависимости от его интеллектуальных и физических возможностей. Ведь при помощи игры ребенок обучается правильной речи, учится размышлять и самостоятельно принимать некоторые решения.

Виды лечебных игр

В лечении с помощью игрового процесса игры разбиты по видам, зависящие от заболевания детей. Это игры:

  • при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • при ДЦП;
  • при заболеваниях дыхательных органов;
  • исправляющие недостатки речи, заикание, логопедические;
  • восстанавливающие физическое, психологическое состояние деток;
  • при различных социальных отклонениях.

Некоторые упражнения необходимо выполнять только под присмотром специалиста. Большую часть проявления игровой активности можно осуществлять дома в семейном кругу. Играя, малыш с помощью взрослых будет достигать поставленных целей.

Любое лечение следует начать с улучшения психоэмоционального состояния крохи, что позволит наладить доверительный контакт с маленьким человечком, снять нервное напряжение, избавиться от некоторых видов страха, улучшить координацию непоседы, поправить физическое самочувствие.

  • «Жмурки». Водящий с завязанными глазами должен поймать одного из детей, которые бегают вокруг и хлопают в ладоши, привлекая внимание. Если водящий опознал пойманного малыша, дети меняются ролями.
  • «Прятки». Уже с достижения 2-х лет малыш активно может участвовать в прятках. Ведущий закрывает глаза, или ему их завязывают, и считает до 10. За это время остальные участники должны успеть спрятаться.
  • «Болото», или «полоса препятствий». На полу с помощью листов бумаги или веревочек, подушек, игрушек создаются кочки и препятствия. Побеждает тот, кто без ошибок первым преодолел все препятствия.

Для коррекции агрессии

  • «Битва». Оружие делается из скомканной бумаги или маленьких мягких игрушек. Детишки устраивают сражение. После победы одной из сторон обязательно происходит примирение сторон.
  • «Боксер». На пол положите обруч. Малыш в центре обруча имитирует удары боксера.
  • «Обзывалки». Дети становятся в круг. Условие — обзывать своего ровесника каким-то фруктом, овощем или цветочком. Такое условие помогает агрессию перевести в позитив.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]