Дискалькулия у школьников. Причины, классификация и коррекция

Лебедева Е.Н., детский логопед, логопед-дефектолог Детской поликлиники «Маркушка»

Дискалькулия — специфический термин, не так давно появившийся в нашем обществе, и, к сожалению, малознакомый даже педагогам. Что это, и что нужно знать родителям, особенно имеющим детей – дошкольников и младших школьников?

Дискалькулия у детей

— специфическое расстройство математических способностей, характеризующееся неспособностью ребенка успешно освоить даже простейшие арифметические функции.

Диагностика дискалькулии

Для детей с таким специфическим расстройством характерны:

  • Трудности определения и сравнения количества предметов;
  • Трудности в различении понятий «больше» — «меньше» без конкретного пересчета;
  • Им сложно назвать последовательность числового ряда как в прямом, так и в обратном порядке;
  • Возникают трудности в запоминании состава числа, в понимании смысловой значимости арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • Учащимся с огромным трудом дается запоминание таблиц сложения и умножения, непонятны математические термины, а решение простейших задач заводит в тупик, если нет наглядного предметного ряда;
  • Также характерны ошибки в написании и назывании чисел.

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может. Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.

Причины дискалькулии

В изучении причин подобного нарушения, ученые сходятся во мнении, что главным является нарушение функционирования коры головного мозга. Это может быть как следствие умственной отсталости, задержки психического развития, так и вариантом генетического наследственного сбоя, а так же последствием сильных психотравмирующих факторов. Нарушение работы зрительного анализатора, нарушение обработки полученной информации, трудности аналитико-синтетической деятельности так же могут быть причиной дискалькулии. Поэтому о собственно дискалькулии следует говорить в случаях сохранного интеллекта, на фоне которого проявляются трудности в освоении простейшей математики.

Дискалькулия у детей может проявляться самостоятельно, или в комплексе с нарушением чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Виды дисграфии и дислексии

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

1. Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.)

2. Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, в звукопроизношении. При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи.

Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).

3. Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи. При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.

4. Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием. При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или не дописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т. п.)

5. Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза. При этом виде дисграфии ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шёл», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида.

Профилактика дисграфии и дислексии предполагает определенные действия еще до того, как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк.

Классификация дискалькулии

На данный момент известно несколько видов дискалькулии, каждый из которых имеет свои характерные признаки. Но как показывает практика «чистый» вид встречается крайне редко, поэтому диагностику дискалькулии должен проводить специалист, который в ходе обследования сможет увидеть картину в целом.

В современной коррекционной педагогике и психологии выделяют графическую, вербальную, лексическую (цифровую), операциональную, практогностическую и пространственную дискалькулию, а также арифмерию (неспособность овладеть процессом вычисления) и псевдодискалькулию (недоразвитие математических способностей из-за отсутствия желания учиться, отставании по программе обучения или некорректной программы обучения, когда задания не базируются на пройденном материале).

Дискалькулия у школьников. Наиболее распространенные виды

Вид дискалькулииХарактеристика
ГрафическаяХарактеризуется нарушением «кодировки». Возникают трудности при записи названного числа, ошибки при определении графемы, относящейся к произнесенному числу или названному математическому термину. Неспособность графически обозначить геометрическую фигуру, записанную в задаче или произнесенную вслух в словесной формулировке.
ВербальнаяХарактеризуется трудностями в назывании чисел, символов, количества, прочтении формул и математических операций.
ПрактогностическаяНеспособность абстрактно сосчитать предметы, распределить их в зависимости от количества, формы или иного признака по заданному порядку.
ЛексическаяНепонимание арифметических функций, неспособность решить математические примеры или уравнения в результате неосознанности операций с символами, нарушений пространственно-визуальных процессов.

Игры и советы при подтвержденном диагнозе

Важной составляющей успеха при обучении ребенка с подобным расстройством – это позитивная мотивация. И поддержка семьи играет в процессе обучения далеко не последнюю роль, ведь именно среди близких людей ребенок получает эмоциональную поддержку и учится трудолюбию. Главное правило – дайте время на понимание, даже если задача кажется вам очень простой.

  • Кулинар. Тренировка счета и «общение» с цифрами должно стать неотъемлемой частью жизни, поэтому важно применять ее в разных аспектах. Малышей можно привлекать к процессу готовки блюда по рецепту. Задача малыша будет заключаться в том, чтобы подготовить необходимое количество ингредиентов (3 морковки, 5 картошин). Это актуально и для похода в магазин. Позвольте ребенку самостоятельно посчитать и положить в корзину 2 пачки макарон, 5 йогуртов. Для детей постарше можно усложнять задачу путем добавления цен. Он должен выяснить, какой йогурт купить выгодней всего и пр. Попросите ребенка накрыть на стол с тем расчетом, что ему придется посчитать необходимое количество гостей, вилок, ложек и другой утвари на стол.
  • Часовщик. Старайтесь увлечь малыша часами, пусть в определенное время начинается просмотр мультика или угощений. Спрашивайте у него, который час или когда вам выходить из дома. Наградите ребенка должностью «ответственного за время» и поддерживайте важность этого события.
  • Счет нон-стоп. Отличной практикой станет подсчет окружающих вас предметов. Отправляясь на прогулку, ребенок может считать проходящих мимо людей, машины или подъезды. Продуктивной будет игра на поиск определенных чисел. Малыш может в течение прогулки отыскивать число 3, на всем что его окружает.

Таким не хитрым способом вы будете мотивировать ребенка обращать внимание на цифры и взаимодействовать с ними, что поможет снизить его уровень дискомфорта и напряжения. Но без профессиональной помощи сложно добиться необходимой корректировки, и чем быстрее вы обратитесь к специалисту логопеду, тем проще ребенку будет в дальнейшем.

Дата публикации: 17.08.2021. Последнее изменение: 19.11.2021.

Коррекция дискалькулии

Коррекционная работа по преодолению дискалькулии должна проводиться под руководством специалистов. Лучше всего, когда с ребенком работают сразу несколько специалистов: дефектолог, логопед, психолог, психоневролог. В силу малой изученности данного нарушения, чаще всего вся работа ложится на плечи логопеда или дефектолога.

Разработанные логопедические и дефектологические программы включают в себя комплекс занятий, направленных на формирование специализированных математических действий и общих жизненных понятий, таких как: больше-меньше, состав числа, устный счет, с последующим переходом действий в навык.

Особое внимание обращается на развитие мышления, формирование абстрактного мышления. Параллельно строится программа по развитию речи для расширения словарного запаса детей, происходит обучение умению вербально сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Своевременно и в полном объеме проведенные занятия по коррекции дискалькулии

позволяют успешно преодолевать данное нарушение, что способствует улучшению успеваемости школьников по математике и улучшению психологического состояния ребенка.

Профилактика

Профилактика дискалькулии актуальна только в том случае, когда речь идет о приобретенном расстройстве. Занятия по укреплению счетных навыков можно проводить как в различных учреждениях, направленных на развитие ребенка, так и дома.

Существует масса различных методик и материалов для изучения математического представления и общеинтеллектуального развития ребенка. Исследования показывают, что при правильно подобранной программе ребенок достаточно легко осваивает принцип решения математических задач, а значит, дискалькулия ему не грозит.

В случае врожденной дискалькулии необходима коррекция и занятия со специалистом, который сможет построить новые нейропсихические связи в мозгу ребенка.

Лечение

Фото: onnispb.ru

Лечение дискалькулии производится в ходе психокоррекционной работы. В программу занятий включают упражнения, которые стимулируют активацию старых и образование новых нейронных связей в зонах мозга, отвечающих за счет, восприятие и различение математических символов, оценку соотношений между объектами. В работе делают акцент на развитии следующих навыков:

  • Пространственные функции. Детей учат ориентироваться в пространстве, распознавать понятия, связанные с размером и направлением, определять, где находится левая и правая сторона. В ходе упражнений пациенты устанавливают соотношения между реальными предметами и изображениями предметов, усваивают расположение и направление движения объектов.
  • Речь. На начальном этапе детей обучают основным математическим терминам и понятиям, связанным с арифметическими действиями. Затем переходят к упражнениям по классификации объектов, изучению счета, свободному употреблению чисел в разговоре.
  • Основы арифметики. Ученики осваивают основные математические операции, учатся их воспроизводить в различных модальностях: в устной речи, в процессе письма, при использовании предметов. Специалист помогает им освоить все стадии решения, от понимания смысла задачи до выбора логики подсчетов и ее практической реализации. Изучается разделение целого на части и его обратная сборка из элементов. Закрепляется навык написания чисел и других математических символов.

Акалькулия

Акалькулию делят на первичную и вторичную. При первичной поражается теменно-затылочная доля мозга ответственная за пространственно-временное ориентирование. При этом распадается само понятие о числе как о самостоятельной абстрактной структуре. Главное отличие первичной акалькулии в том, что другие участки головного мозга не повреждены. При вторичной акалькулии участок ответственный за счетные способности функционирует нормально, но счет невозможен или затруднен из-за нарушений в других участках головного мозга. В таких ситуациях выделяют оптическую и лобную вторичную акалькулию. При оптической нарушается «узнавание» числа, пациент не может опознать число по его изображению или названию. При лобной человек не может выполнять счетные операции из-за нарушения таких функций мозга, как избирательность и целенаправленность. Автоматизированный счет при этом сохраняется, но удержать более длинные последовательности действий для решения сложных задач человек не в состоянии.

Клинические проявления

Первые признаки нарушения выявляются в дошкольном возрасте, в период формирования первых математических навыков. Чаще всего заболевание диагностируются в начальных классах, когда начинается изучение арифметики. Распространенность у школьников может достигать 5%. В отсутствии профессиональной помощью дискалькулия приводит к нарушениям процесса обучения и выбору в последующем специальностей, не связанных с арифметикой.

В дошкольном периоде дети долго усваивают понятие «цифр» и не могут свободно их перечислять. Отмечается неспособность сравнения двух предметов по размеру, количеству деталей, а также письменного отображения абстрактных величин. При некоторых вариантах дискалькулии человек не может распознавать математические символы, например, считает, что написанная цифра «5» и слово «пять» — это два разных понятия.

При преобладании клинической картины дисграфии дошкольник не может правильно записывать или переписывать цифры. Особенно ярко это заметно при работе с похожими символами: 3, 8, 6 и 9. Дети пишут их вверх ногами или изображают зеркально перевернутыми. Вербальный вариант расстройства проявляется в неспособности правильно отображать математические символы, при написании их под диктовку.

Симптоматика дискалькулии усиливается в период обучения в начальных классах школы. Школьники должны обучиться основным математическим операциям, держать в голове алгоритмы решения задач, а также воспроизводить и использовать на практике сложные абстрактные конструкции, например, таблицу умножения. При общении с ребенком отмечается его неспособность переводить условия задачи и логические конструкции в математические записи. Характерно использование наглядных предметов (пальцы, карандаши и пр.) для проведения подсчетов. Если у человека нарушено восприятия арифметических конструкций, он не может освоить умножение столбиком и деление уголком, требующие точного расположения цифр.

В отсутствии коррекции при дальнейшем обучении наблюдаются трудности в усвоении геометрии, алгебры и других точных наук, где требуется использовать абстрактные математические символы. На фоне указанных трудностей с обучением и восприятием математической информации, дети не могут ориентироваться по картам, проводить расчеты, связанные с датами и конкретным временем.

Основные характеристики нарушения

Данное специфическое нарушение в медицине чаще считается детским, так как диагностируется в раннем возрасте. Имеется отдельная классификация патологии, которая помогает более точно определить состояние пациента при диагностике.

Описание

Сам термин дискалькулия расшифровывается как неспособность (невозможность) подсчитывать, что абсолютно точно характеризует состояние. Международная классификация болезней относит данную патологию к специфическим расстройствам развития учебных навыков.
Среди детей от 5 до 10 лет нарушение встречается у 6%. Пик выявления состояния приходится на возраст от 7 до 12 лет, когда происходит наиболее интенсивное обучение и проблема становится явной.

Важно! Оба пола в равной степени страдают от этой патологии.

Больной может страдать от полной неспособности к обучению математике или только от частичного нарушения, при котором для него оказывается крайне сложным освоение определенной операции. У дошкольников состояние проявляется достаточно четко тем, что ребенок позже сверстников начал определять геометрические фигуры.

Во время учебы больной страдает от того, что начинает отставать от одноклассников не только в математике, но и во всех предметах, которые требуют математических действий.

Дислексия – что это за болезнь?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]