Развитие детей имеет свои временные особенности и возраст 3 лет не исключение. В детской психологии есть даже специальный термин – кризис 3 лет. И у этого кризиса есть свои особенности, причины и способы управления им. Поэтому если ребёнок не слушается в 3 года, что делать родителю научит эта статья. Кроме знаний о том, что должен уметь малыш в таком возрасте, нелишним будет знать, как научить его слушаться.
Кризис трех лет
Чтобы понять, почему малыш не слушается, необходимо разобраться в детской психологии. Как правило, в 3 года ребенок уже считает себя личностью, взрослым человеком со своими потребностями и желаниями. Взрослые же продолжают обращаться с ним, как с несмышленым малышом. Из-за этого и возникают недопонимания, истерики и конфликты.
В целом непослушание ребенка в 3 года является нормой. Как говорят психологи и психиатры, этот возраст совпадает с кризисом, который необходим для дальнейшего личностного развития. Он может возникнуть чуть раньше или позже (в 2,5 – 4 года). Все зависит от темперамента, воспитания и степени доверительности отношений между крохой и родителями. То есть ребенок не слушается в 3 года не потому, что он плохой, а потому что с ним происходят личностные изменения.
Как же можно охарактеризовать кризис этого возраста? У детей начинают развиваться такие черты, как упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, бунтарство, обесценивание, деспотизм. Психолог Л. С. Выготский считал, что эти качества необходимы для формирования чувства признания и самоуважения, хоть они и создают трудности для взрослых. Современные психиатры с этим полностью согласны.
Как это пережить
Теория привязанности не выделяет трехлетний возраст в отдельный этап развития, поскольку сроки формирования участков мозга, ответственных за социальное поведение, очень индивидуальны.
Хотя этапы эмоционального созревания одинаковы у всех, но скорость разная. Кто-то переживает этот кризис в 2-3 года, кто-то – в 5-6 лет. Помочь детям рано или поздно пройти эти ступеньки – сложнейшая задача.
И для начала, чтобы справляться с бушующими эмоциями, нужно досконально понимать их механизм. Вы хотите, чтобы сын не убегал на шоссе, чтобы дочь не рыдала у полок в магазине, требуя купить все подряд, чтобы старший не бил младшего? Так где же искать волшебную кнопку, которая выключала бы нежелательное поведение?
Прежде всего посмотрим в зеркало. Что происходит с нами, когда мы сталкиваемся с непослушанием и агрессией собственного чада?
В целом можно назвать это сильнейшей фрустрацией – разочарованием в себе, своих возможностях. Прекрасный, любящий родитель внезапно оказывается не в состоянии выполнить элементарные обязанности.
Наши кровные узы больше не работают, более того, наш милый детеныш вдруг атакует нас с недетской силой. Его как будто подменили, характер стал совсем неуправляемый, он чуть что кричит, оскорбляет маму, может ударить отца.
Мы злимся, потому что у нас отняли то, что принадлежит нам по праву рождения – родительскую власть. Мы растеряны и деморализованы, потому что в отношениях с маленьким беззащитным существом жизненно важны контроль и безопасность, а система взбесилась. Наконец, нам может быть невыносимо стыдно из-за того, что скажут люди вокруг.
Для того, чтобы не сваливаться в панику и импульсивные действия, важно не поддаваться чувству вины, если окружающие вам ее будут навязывать.
Никто не вправе ставить вам оценки как родителю. Истерика человека 3-х лет не означает, что его плохо воспитали. Он устраивает ее не специально, не назло кому бы то ни было.
Ваша ответственность сейчас одна – обеспечить ему эмоциональную безопасность, помочь пройти через неприятность с минимальными потерями. Публика недовольна? Ничего страшного, они взрослые люди, как-нибудь справятся со своими переживаниями.
Полезные ссылки по теме: Непослушный трехлетка: как справиться со стихией? Что делать, если ребенок нервный и непослушный?
Детский негативизм и враждебность – самые тяжелые моменты для мамы и отца, и, к сожалению, никто не учит, как правильно реагировать, чтобы пройти их без потерь. Ибо именно тут они и случаются.
Дети никогда не видят своих агрессивных действий со стороны, но навсегда усваивают реакцию близких. Не помнят, как себя вели, но помнят, как их наказывали. И если значимый для них человек, утратив контроль, свалившись в отчаяние и вину, теряет свою взрослость, то масштаб аварии многократно возрастает, а последствия могут сказываться очень долго.
Исключив угрозы жизни и здоровью, мы остаемся с необходимостью разбираться с эмоциями. Ведь именно от них зависит надежность вашей связи, а значит, и безопасность вашего сына или дочери.
Отстаивание независимости
В 3 года дети начинают отделять себя от остальных людей, осознавать свои возможности и ощущать себя источником воли. Малыши сравнивают себя со взрослыми и хотят выполнять те же самые действия, что и они. Например, «Я уже большой, я сам завяжу шнурки!» В то же время ребенок начинает чувствовать автономность от мамы и папы. Он осознает, что он – отдельная личность, у которой есть свои желания, предпочтения и вкусы. Это способствует формированию внутреннего протеста, поэтому ребенок в 3 года не слушается и истерит. Например, он может обзываться, ломать игрушки, обижать других детей, отказываться кушать кашу, которую сварила мама. Из-за этого у взрослых создается впечатление, что чадо просто испытывает их нервы на прочность.
Малыш ведет себя отвратительно только потому, что ему кажется, что взрослые хотят ограничить его свободу какими-то условностями и правилами. И он своим непослушанием начинает проверять, насколько эти рамки значимы для других и что будет, если их нарушить.
Проявление самостоятельности
Дети в 3 года хотят, чтобы их воспринимали как взрослых, поэтому сильно обижаются, если их называют маленькими. В этом возрасте складывается положительный образ «Я», поэтому малыши любят выставлять успехи напоказ и быть в центре внимания. Достижения прибавляют им оптимизма, который позволяет считать себя хорошим. Причем все делать хочется самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ребенок в 3 года не слушается родителей, потому что каждая непреложная истина подвергается сомнению. Делать все только по указке взрослых нет совершенно никакого желания. Лишь тщательный пересмотр правил поведения может помочь сформировать свой взгляд на мир.
Что делать?
Ребенок 3 лет не слушается настолько сильно, что кажется, что с этим ничего уже не поделаешь. Родители просто опускают руки и идут на поводу у своего маленького монстра. Например, маме проще самой убрать игрушки, чем бесконечно просить об этом карапуза. Но бездействовать нельзя, иначе ситуация усугубится. Если не пресекать неправильное поведение, то ребенок будет ощущать вседозволенность. Но важно понимать, как правильно удовлетворить потребности чада, чтобы скорректировать его развитие в нужное русло.
Три в одном
Порой мы сами выдаем столько информации, что побольше списка дел в выходные дни. С той лишь разницей, что мы понимаем, некоторые дела мы рискуем забыть, поэтому записываем. Так чего же мы удивляемся, когда «список» забывает малыш?
Наши просьбы и ЦУ должны быть простыми и понятными, без лишних подробностей, которые зачастую можно оставить на усмотрение ребенка. Всеми такими деталями можно завуалировать инфу и сделать ее непонятной для карапуза.
Представьте! Если бы инструкция (любая, например, рецепт) содержала не только указания, что с чем мешать, как варить или запекать, но еще кучу подробностей. Как получают муку, сколько и как выращивать пшеницу, где изготавливали гайки для комбайна, что собирает урожай. И так по каждому ингредиенту. Скажите, что бы вы поняли?
Вот и дети не поймут, если много им говорить. «Многословие убивает мысль».
Совет! «Облегчайте» слова и просьбы, если хотите, чтобы они долетели до цели. Одна просьба – одно действие!
Фраза Не правильная : «убери в комнате, одень пижаму, почисти зубы и ложись в кровать». Правильно: «Убери игрушки с пола». Ребенок убрал, отчитался. Вы: «Молодец! Почисти зубы». И т.д.
Соблюдение распорядка дня
Большинство родителей не нормируют день крохи, и совершают ошибку. Очень важно разделять моменты кормления, познавательных занятий, игры и отдыха. На каждую составляющую нужно выделять время, желательно в одни и те же часы. Это поможет сформировать у малыша привычку выполнять указанные правила. Ему становится понятно, что за одними определенными событиями следуют другие. В результате чадо перестает быть раздражительным агрессивным и тревожным. Если нет никакого режима, то не стоит удивляться, что ребенок в 3 года не слушается. Он просто не знает, чего ожидать и что нужно будет делать дальше.
А как же его воспитывать? Как сделать послушным?
В заключение хорошая новость: согласно теории привязанности, волшебная кнопка для остановки плохого поведения у детей все-таки существует. И она называется «укрепление связи». Нажимать на нее надо утром, днем и вечером раз по 15-20 в час, можно ночью. Можно во время припадка с криками и швырянием игрушек, хотя эффективнее, пожалуй, после него.
Учитывая, насколько хрупка и чувствительна психика у малыша, как глубоко он может переживать тревогу из-за любой мимолетной разлуки и потери, есть смысл выстроить для него систему эмоциональной безопасности, с упором на надежности вашей привязанности.
- Вот простые, но хорошо работающие советы для снижения тревожности: щедрое приглашение в свою жизнь. Обнимаем не меньше 20 раз в день, вместе готовим, накрываем на стол или наводим порядок.
- Второе: перебрасывание мостика при расставании. Разлука – это не навечно! Мама сейчас уйдет в магазин, мы помашем ей в окошко, а когда вот эта стрелка будет на вот тут, наверху, она позвонит в дверь и мы ей откроем. Так расставание становится менее непонятным и тревожным.
- Третье: метод, который я бы назвала «белые камушки». Их кидали Гензель и Гретель на пути из дома, и по ним они смогли вернуться домой. При расставании мы даем малышу что-то, что напомнит ему о значимом взрослом: маленькую фотографию, заколку, монетку. Если мы идем прогулку, возьмем с собой
- товарища – маленького домашнего мишку, чтобы помнить о доме. Так мы поддержим связь на расстоянии с тем местом или понятием, которое малыш считает важным и ценным.
- Далее: ритуалы. Успокаивающе действуют правила и традиции, например, возвращения домой. Помыть руки, надеть тапочки, проверить свой автопарк и так далее. Эти понятные и ожидаемые события помогут переключиться от одной деятельности к другой, скажем, прервать игру и покинуть друзей в детском саду. Некоторые дети даже сами придумывают традиции, например, особое прощание при отходе ко сну (сон – это тоже расставание для них, поэтому им так трудно бывает заснуть). Осознанное и систематичное выстраивание множественных связей снижает общую тревожность и дает опору в трудную минуту.
Запреты и ограничения
Безусловно, если все позволять маленькому человечку, то в итоге это выльется в непослушание. Пойдя однажды на уступку, велик риск оказаться в невыигрышном положении. Потом не стоит удивляться, почему карапуз ведет себя как дьяволенок.
На самом деле родителям очень легко потерять свой авторитет в глазах ребенка. Поэтому нужно еще с малых лет объяснять ему, что разрешается, а что находится под запретом. Это правило должно распространяться на всех детей любого возраста. Запреты являются неотъемлемой частью правильного воспитания. Если их не вводить, то конечный результат очевиден – ребенок не слушается. К 3-5 годам дети обычно уже начинают четко понимать, как можно поступать, а как – нельзя.
Справедливые запреты и ограничения полезны для формирования у малыша адекватного отношения к самому себе и миру. Если все будет дозволено, то он в скором времени перестанет ценить то, что имеет, и будет принимать все как должное. Кроме того, многие запреты необходимы для безопасности и здоровья детей.
Но стоит понимать, что не нужно ограничивать ребенка во всем подряд. В противном случае можно создать препятствия для развития. Если трехлетний карапуз ведет себя некрасиво, то не осознает этого. Он просто хочет ощущать свою значимость и важность.
Главные ошибки взрослых
Комаровский объясняет родителям, чего нельзя делать в период кризиса 3 лет у ребенка. Он перечисляет возможные ошибки взрослых и дает советы, как не допустить их:
- Не ругайте кроху. Отрицательные эмоции усугубляют течение кризиса. Тогда как похвала за правильные поступки закрепит положительные навыки.
- Не ограничивайте его самостоятельность. Делая что-нибудь сам, малыш получит удовольствие от своих достижений.
- Не критикуйте по всякому поводу. Отчитывая ребенка за неудачу, взрослые отбивают у него желание попробовать справиться с задачей еще и еще раз.
- Не настаивайте на своем. Это провоцирует упрямство. Лучше посоветуйте поступить по-другому.
- Ни в каком виде не проявляйте насилия. Эта ошибка негативно скажется на психическом развитии крохи.
Кроме этого, Комаровский предостерегает от задабривания ребенка и применения разных методов в воспитании со стороны родителей. Остановив приступ новой игрушкой, взрослые допускают грубейшую ошибку – дают понять малышу, что капризами и криком можно получить желаемое.
Обосновывать наказания
Если ребенок 3 лет не слушается, что делать? Безусловно, его нужно наказывать. Но свой метод воздействия необходимо объяснять. Малыш должен понимать, что он поступил плохо, и за что конкретно его наказывают. В противном случае он может сильно разозлиться и затаить обиду на долгие годы. Иногда родителям кажется, что здесь и так все понятно, и пояснять причину нет необходимости. Но это не так. Крохи еще не способны моментально сопоставить все факты и прийти к соответствующим выводам. Если ребенку все спокойно объяснить, то ему уже будет не так обидно, и он начнет размышлять над своим поступком.
Как нужно наказывать чадо? Многие родители применяют не только словесные, но и физические методы воздействия. Психологи и психиатры отмечают, что последние способы абсолютно недопустимы. Исследования доказывают, что данная мера не улучшает эмоциональный контакт между детьми и взрослыми, а, наоборот, отдаляет их друг от друга. Физические наказания ведет не только к недопониманию в отношениях, но и к формированию обид и различных комплексов. В результате подросший ребенок будет вести себя неадекватно, агрессивно и станет неуправляемым.
Можно ли наказывать маленьких детей словесно? Что думают по этому поводу специалисты и какие дают советы? Ребенок в 3 года не слушается только по той причине, что это никак не пресекается. Неправильное поведение необходимо корректировать – так считают психиатры и психологи. Если малыш ведет себя неподобающе, то отец или мать сразу же должны высказать свое мнение и дать понять, что не одобряют подобные действия. Наказания вроде «Тогда не куплю игрушку», «Не будешь смотреть телевизор» абсолютно неэффективны. Если ребенок позволяет себе шалости или капризничает, достаточно будет спокойно сделать ему замечание и объяснить без криков, почему себя так вести нельзя. Такой метод воздействия на непослушное чадо будет самым правильным.
Позитивные моменты
Доктор Комаровский отмечает, что кризисные ситуации, протекающие с капризами и истериками детей и пугающие родителей, имеют не только негативные стороны. В процессе кризиса и те, и другие получают положительный опыт общения и развития.
Положительное влияние на детей
В первую очередь, Комаровский подчеркивает, что при отрицании установленных порядков и правил поведения, малыш получает первый опыт формирования независимости. Это создает предпосылки для осознания личностной самооценки.
Среди позитивных моментов, являющихся следствием кризиса 3 лет у детей,
педиатр отмечает:
- формирование первичной самостоятельности;
- развитие нового уровня самосознания;
- умение налаживать межличностные контакты и выстраивать более сложные социальные отношения;
- овладение ребенком волевой регуляцией деятельности.
По мнению врача-педиатра, роль родителей в правильном течении этих процессов неоспорима. Именно они способны предотвратить вероятность негативных последствий в преодолении кризиса.
О плюсах для родителей
Родители тоже приобретают новые навыки общения со своими детьми. Они усваивают их, следуя советам Комаровского. А именно:
- учатся прислушиваться к своим чадам;
- вместе решают проблемные ситуации;
- переоценивают неэффективные методы воспитания, прислушиваясь к рекомендациям специалиста.
Главное – отказываются от авторитарности по отношению к ребенку. Это создает предпосылки к налаживанию дружелюбных взаимоотношений и быстрому преодолению кризиса трех лет малыша.
Отделять поступок от личности
Психологи также отмечают, что родители часто допускают ошибку, когда словесно наказывают ребенка. Если он делает что-то нехорошее, то его тут же называют плохим. Но это ведь не так. Малыш просто совершил то, что противоречит представлениям общества о нормах.
Если ребенок 3 лет не слушается — что делать и говорить в этом случае? Правильно будет сказать, что поступок некрасивый, поэтому он характеризует человека с плохой стороны. При таком подходе сама личность малыша не затрагивается. В выборе выражений нужно быть крайне осторожным. В этом возрасте детям очень легко поверить в свою никчемность и неполноценность. В итоге ребенок так и не будет слушаться, но плюсом у него разовьется неуверенность в себе.
Коротко о докторе Комаровском
Евгений Комаровский известен как врач-педиатр и любимец родителей, желающих вырастить здорового малыша, а также привить ему необходимые жизненные навыки.
Он способен в простой и доступной форме донести до пап и мам важную информацию не только о детских заболеваниях, но и о том, как надо воспитывать малыша, а также – научить их понимать своего ребенка.
Кандидата медицинских наук Евгения Олеговича Комаровского также знают, как телеведущего известной программы «Школа доктора Комаровского». Он – создатель социальной сети КлубКОМ и сайта Komarovskiy.net, автор научно-популярных книг и многочисленных статей.
Наибольшей популярностью пользуется его книга «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», в которой он во главу угла ставит разумный подход к проблеме здоровья и воспитания малышей.
Его визитная карточка – огромная любовь к детям и чувство юмора, с которым он объясняет родителям азы общения с ребенком.
Можно ли ребенку уступать?
Дети даже в раннем возрасте достаточно смышленые. Поэтому они быстро смекают, что им постоянно уступают. Но взрослые не должны давать слабину, особенно если их чадо закатывает сцену. В ситуациях, когда ребенок в 3 года не слушается, Комаровский Евгений Олегович, известный доктор и писатель, рекомендует взрослым игнорировать истерики и иное неадекватное поведение. Плачем и капризами дети испытывают нервы родителей на прочность. Если оставаться спокойным и никак не реагировать, то воздействие истерикой отложится до следующего случая, а со временем и вовсе забудется.
Безусловно, нужно разумно подходить ко всему и в некоторых случаях уступать своему малышу, ведь он только познает этот мир. По мнению специалистов в области психологии, незыблемыми всегда должны оставаться те вещи, которые способствуют выработке характера и помогают оставаться в безопасности. Например, ребенок должен знать с малых лет, что нельзя играть на дороге, идти на красный свет, баловаться с огнем, шуметь в общественном месте. Можно и нужно уступить карапузу, если он болеет. В такие моменты дети должны получать особую поддержку и внимание. Если ребенок хочет желанную игрушку, то ее следует купить не по первому требованию, а, например, на ближайший праздник. Так малыш научится понимать, что все стоит денег и не дается просто так.
Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее
Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием «Предупреждение».
Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.
Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.
Для ребенка резкое переключение на другую деятельность — это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.
Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: «Если сейчас не придете — кормить не буду!».
Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: «Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?». С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.
Ребенок не слушается в 3 года: советы психологов и психиатров
- Не вестись на провокации, терпеливо разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
- Не сдаваться, отстаивать до конца свою позицию.
- При истериках не нужно рассказывать, что это плохо. Это только усилит плач и крики. Лучше проигнорировать или отвлечь внимание на что-то другое.
- Нельзя принуждать ребенка к действию напрямую. Куда эффективней это делать в игровой форме.
- Можно подменять желания. Например, «Сегодня купить мороженое не получится, но вот сок и фруктовый йогурт – запросто!»
- Если кроха что-то требует, можно предоставить ему право выбора, но только из тех вариантов, которые подходят взрослому.
- Всегда поощрять детей за проявленную самостоятельность.
Когда трехлетний малыш не слушается, нужно проявлять терпение, понимание и дипломатические способности. Не стоит забывать, что ребенок познает мир и еще только учится вести себя в нем.