Психология коллектива: основные понятия, особенности климата, советы психологов

Жизнь человека и его трудовую деятельность невозможно представить без общения с другими людьми. Те связи, которые имеют место практически ежедневно, представлены разнообразными общностями или группами. Самые небольшие из них являются начальными ячейками общества и составляют первооснову всех прочих составляющих его элементов. В малой группе можно увидеть проявление реалий жизни, взаимоотношений и деятельности большинства людей. В ней имеют место и различные социально-психологические процессы. Они и являются для каждого из ее членов частью духовной атмосферы, в которой им приходится жить и работать.

Психология группы или коллектива формирует у людей некоторые общие потребности, идеалы, интересы и т. д. Они-то, прежде всего, и являются теми регуляторами поведения деятельности, которые обуславливают активность человека общественного характера. Малые группы (коллективы) постоянно находятся в непрерывной динамике. Происходящие в них изменения выражены такими социально-психологическими процессами, как развитие и образование, принятие решений и руководство, конфликты, сплочение и т. д.

Определение понятия

Что такое психология коллектива? Под этим понятием понимают сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. На атмосферу, складывающуюся в коллективе, и на его психологию оказывают непосредственное влияние:

  • стоящие перед группой людей задачи;
  • те реальные условия, в которых происходит деятельность членов коллектива;
  • уровень общения и взаимоотношений между людьми, решающими общие задачи.

Коллектив – это в психологии такая группа, создание которой возможно только при обозначении общих целей и потребностей. То есть тех интересов, которые будут постоянно крепнуть и усиливаться по мере ее становления и развития. Без этого вести речь о коллективе неуместно. Тогда можно говорить лишь об определенном количестве отдельных личностей.

Коллектив в психологии – это социальная среда, в которую входят абсолютно разные, непохожие друг на друга люди. У каждого из членов такой группы имеется свой характер и воспитание, способности, мировоззрение и т.д. Все это – составные части коллектива.

Особенности коллектива в психологии заключаются в том, что все эти люди связаны друг с другом. Причем они находятся в данном окружении только благодаря тому, что имеют общую цель. Для осуществления тех или иных действий, призванных запустить рабочий процесс, им приходится общаться друг с другом. Изучением особенностей такого общения и занимается психология коллектива.

С самого детства нас адаптируют к социальной среде. Она представлена детсадовской группой, школьным кругом общения, студенческим сообществом. Все эти формы являются будущими моделями трудового коллектива.

Социальные роли в коллективе

В каждом коллективе имеются производственные и межличностные роли. К производственным относится:

  • координатор, который обладает развитыми организаторскими способностями, подбирает и направляет активность людей для выполнения цели;
  • генератор идей, или теоретик, который составляет множественные альтернативы решения ситуаций, но не задействован на практике;
  • контролер, который не обладает развитым творческим началом, но отличается эрудицией и широким кругозором; критикует и помогает совершенствовать идеи;
  • шлифовальщик связывает идею решения одной проблемы с остальными целями и задачами;
  • энтузиаст подвигает других на воплощение идеи;
  • искатель выгод обеспечивает заинтересованность каждого участника в выполнении идеи;
  • исполнитель сам реализует идею, но с подачи энтузиаста;
  • помощник, который сам согласен на роли второго плана.

В малом коллективе одному человеку приходится играть несколько ролей, что чаще провоцирует конфликты. То есть оптимальная численность коллектива – 8-12 человек.

По характеру межличностных отношений выделяются роли ведущих и ведомых участников. Они же предпочитаемые и непредпочитаемые соответственно.

Теория Макаренко

Как определиться с понятием коллектива в психологии? Для этого необходимо ознакомиться с теорией Макаренко. Она довольно точно описывает суть и развитие группы людей. Особенно актуальна эта теория при рассмотрении психологии детского коллектива. Но применима она и для учебного, а также для трудового сообщества людей.

Не всякую группу можно назвать коллективом. Для его становления понадобится успешное прохождение ряда этапов.

  1. Первоначальное сплочение или становление. Подобную работу проводит организатор группы. Однако на первых порах эта деятельность носит формальный характер. Примером могут служить только что набранные трудовые кадры. В задачи организатора (директора, руководителя) в этом случае входит формирование единства и сплоченности людей в мотивах, целях и ценностях их общей деятельности.
  2. Выдвижение актива группы и усиление его роли. Для создания коллектива необходимо оформление его структуры. Ее роль отводится активу, который выполняет все указания руководителя, выдвигая при этом собственные требования участникам группы. На данном этапе происходит формирование саморегулирующейся и самоорганизующейся системы.
  3. Расцвет. На данной стадии каждый из участников коллектива предъявляет корректные требования ко всем остальным, а также к самому себе. Этот этап становления организованной группы людей позволяет говорить о ней как о средстве развития и самореализации, а также нравственного становления личности каждого из ее участников. О расцвете коллектива можно говорить тогда, когда все его члены будут высказывать единство мнений, обладая общим опытом, устойчивостью суждений и взглядов. Такая организованная группа людей будет оказывать непосредственное влияние на каждую личность.
  4. Переход к самовоспитанию. Каждый из участников коллектива на данном этапе его становления начинает сам предъявлять требования к себе, а их выполнение становится для людей их внутренней потребностью, которая обязательно должна быть удовлетворена.

Методы и этапы формирования

Коллектив – это в психологии всегда группа людей, которой управляет организатор. Как описывалось выше, Макаренко утверждал, что любая группу проходит этапы становления. Его методы до сих применяются в разных видах коллективов.

Общение

Для того, чтобы наладить внутренние связи в коллективах любого размера, на руководителя ложится ответственность по сплочению людей. Это важный этап, который поможет избежать напряженной обстановки, снизит риск конфликтов. Сплоченный коллектив больше склонен к самоуправлению, распределению ролей, выбору лидера.

Как наладить общение внутри коллектива:

  • Совместные мероприятия для сплочения, чтобы люди выстаивали связи вне рабочей деятельности.
  • Формирование общей цели.
  • Поощрение групповой работы.

Управления

К психологическим способам управления коллектива можно отнести следующие пункты:

Коллектив, который находится на этапе становления, хорошо принимает советы. Это такой психологический метод, когда более опытный участник, лидер или руководитель рекомендует неопытному товарищу, как поступить в ситуации. Если совет приходит в ответ на просьбу, то вызывает уважение у неопытного участника. Непрошенные советы могут обидеть.

Традиции

Рассматривая психологию коллектива, невозможно обойти стороной и этот ее неотъемлемый и важный элемент. В любой группе людей происходит формирование собственных традиций, которые с течением времени неизменно крепнут. Под этим понятием подразумеваются определенные формы жизнедеятельности любого коллектива, которые отражают интересы, нормы и желания каждого его участника.

Традиции являются источником возникновения новых общих правил, а также сопереживания и взаимопонимания людей. При этом они бывают большие и малые. Первые из этих двух видов традиций представляют собой массовые мероприятия и события. При их подготовке и проведении у людей возникает чувство уважения и общей гордости. Малые традиции являются, как правило, ежедневными. Они позволяют выработать дисциплину, соблюдать нормы, поведенческие привычки, а также учат всех участников группы поддерживать порядок.

Цели

Это также один из компонентов психологии коллектива. Он представляет собой постановку общих задач. Согласно теории Макаренко, у людей всегда должна быть определенная цель. При этом автор разграничивает близкую и среднюю, а также дальнюю перспективу. Первая из этих видов целей может быть поставлена перед коллективом на каждом из описанных выше этапов развития. Главное, чтобы каждый из участников организованной группы был заинтересован в ее достижении и предвкушал результат воплощения задуманного.

Средняя перспектива предполагает собой создание общего проекта того или иного дела. Дальнюю цель, как правило, ставят на одном из последних этапов развития коллектива. Подобная перспектива обладает социально значимым характером и требует больших затрат на воплощение и организацию, сочетая в себе общественные и личные потребности. Примером такой цели является успешное окончание обучения в школе, а также определение детьми профессионального пути.

В целом подобная система должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый из членов коллектива постоянно стремился к той или иной цели с чувством предвкушения, ожидания, с желанием выполнить поставленную задачу. Подобный процесс позволит ускорить личностное развитие всех участников группы.

Рекомендации руководителям

Слаженный коллектив — это заслуга руководителя предприятия. Он должен подходить к организации рабочего процесса с точки зрения психологии. Разрешение конфликтных ситуаций, дельные советы среднему звену — это правильный путь. У «правильного подхода» к сотрудникам есть множество синонимов, который должен знать каждый начальник:

  • Обоснованность распоряжений и претензий.
  • Выбор системы методов и приемов.
  • Правильное распределение полномочий.
  • Внимательное отношение к подчиненным.
  • Участие в деятельности коллектива.

Равноправие и адекватная оценка работы сотрудников должны быть на первом месте. Сложно найти общий язык двадцатилетнему парню с дамой бальзаковского возраста, но если молодой человек посмотрит на коллегу, как на наставника, а тот, в свою очередь, увидит в молодом сотруднике ученика, сплоченность произойдет, невзирая на возрастную пропасть.

Даже если коллектив — единое целое, требуется постоянная работа, которая позволит поддерживать это состояние. Его может нарушить любой фактор извне: появления нового члена команды, конфликтная ситуация или несовпадение во взглядах. Успех будет зависеть от ряда факторов и иногда одних тренингов недостаточно.

Признаки развитого коллектива

Когда можно говорить об окончательном формировании группы? Согласно теории психологии коллектива, созданной Макаренко, на это укажут следующие признаки:

  1. Наличие мажорного тона. Все участники коллектива должны проявлять позитив и оптимистичность, а также готовность к активным действиям.
  2. Присутствие гордости за коллектив. У каждого из его членов должно быть ощущение ценности той группы, составляющим звеном которой он является. При этом неизменно возникает чувство собственного достоинства.
  3. Ощущение защищенности. Им должен обладать каждый из участников коллектива.
  4. Дружеское единение.
  5. Сдержанность в словах и эмоциях.

Психологический климат

Впервые данный термин был использован Н. С. Мансуровым, проводившим изучение психологии на работе в коллективе производственного предприятия. Это понятие включило в себя тот характер эмоций, который возникал при взаимоотношениях сотрудников, и был основан на совпадении характеров, склонностей, интересов и на симпатиях.

В психологии психологический климат в коллективе рассматривается как система, состоящая из трех сфер:

  1. Социального климата. В этом случае имеется в виду осознание участниками группы задач и целей при соблюдении ими обязанностей и прав.
  2. Морального климата. Данная сфера представляет собой те ценности, которые приняты в группе, а также их согласованность, принятие и единство.
  3. Собственно психологического климата. Он представляет собой неофициальные отношения между людьми в коллективе.

Психология климата в коллективе как феномен обладает своими особенностями. Он создается самими людьми, которые способны влиять на него, изменяя и улучшая данную категорию.

Условия формирования сплоченной команды

Сплоченная команда может быть построена при следующих условиях:

  • все члены имеют общие взгляды, ценности, мировоззрение;
  • коллектив однороден по возрасту;
  • в команде создана атмосфера общей психологической безопасности и принятия;
  • руководитель является эффективным сотрудником и способен принять меры по сплочению;
  • все работники охвачены активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая имеет значение для каждого.

Команда сплачивается также в процессе борьбы с соперниками (другим коллективом) за лучшие достижения.

Мотивация

Руководитель должен знать, как организовать работу коллектива таким образом, чтобы каждый работник был активен, заинтересован в достижении общего результата. Каждый сотрудник будет мотивирован и вовлечен в совместную деятельность, если осознает свою причастность. От мотивации зависит желание и увлечение совместной работой в команде. Определить уровень заинтересованности можно по показателю активности работника.

Целенаправленность

Целенаправленность предполагает общность интересов и стремление к общим результатам. Она зависит от того, насколько личные цели каждого сотрудника сопряжены с командными, дополняют ли они друг друга или, наоборот, противоречат. Уровень целенаправленности определяется степенью заинтересованности каждого члена команды в достижении общих целей. При этом каждый сотрудник должен быть направлен в своей деятельности на результат.

Структурированность

Структурированный коллектив – это команда, в которой каждый член четко знает свои обязанности, функции и ответственность. При решении сложных задач сотрудников можно легко разбить на группы. Также без труда решаются вопросы подстраховки, дублирования.

Целостность

То, насколько сотрудники взаимозависимы друг от друга, влияет на их общность и совместимость. Чтобы определить целостность коллектива, выясните, в каком соотношении находится индивидуальная и групповая деятельность.

Организованность

Коллектив, объединенный общей целью, собран и организован. Он легко организует свою деятельность в соответствии с планом. Такой командой легко управлять, так как каждый ее член пунктуален, исполнителен и самоорганизован.

При условии качественных управленческих решений, совместная работа на местах выполняется по установленному плану. Каждый работник отвечает за свой участок работы, беря на себя делегируемую степень ответственности.

Согласованность

Сплоченный дружный коллектив работает быстрее и эффективнее. Согласованность – это значит, что все действия гармоничны, и члены команды взаимодействуют между собой. Степень конфликтности низкая, так как управленческие решения устраняют противоречия и разобщенность.

Результативность

Только если каждый сотрудник заинтересован в деле, и весь коллектив работает слажено, можно достигнуть высоких результатов. В дружной команде каждый работник знает, что от результативности его деятельности зависит эффективность работы всего предприятия, поэтому будет качественно выполнять обязанности, беря ответственность за свой участок. В коллективе единомышленников все не просто ходят на работу, а работают на результат.

Личность и коллектив

Между каждым индивидом и группой могут складываться определенные отношения, развитие которых чаще всего осуществляется по одному из трех сценариев:

  1. Личность подчиняется коллективу. Подобное происходит либо формально, либо имеет место на практике.
  2. Коллектив подчиняется личности. В этом случае возможно изменение структуры группы, а также ее социального опыта. Под сомнением оказываются формальные лидеры и авторитеты.
  3. Возникает гармония между коллективом и личностью. Этот вариант является оптимальным. Личность и коллектив в психологии считаются пришедшими к гармонии, если каждый из участников группы в действительности, а не формально разделяет общие ценности и убеждения, соблюдая их постоянно. Порой гармонию путают с сосуществованием. Однако при последнем варианте коллектив считается таковым лишь формально.

Нередко в трудовых или иных сообществах наблюдается возникновение неформальных групп. Основаны они на симпатии людей, их интересах и дружбе. Такие группы, в свою очередь, оказывают влияние на ценности коллектива. Порой они меняют и его воспитательные направления. В этом случае коллектив может превратиться как в конструктивную систему, так и в деструктивную.

Диагностика отношений в коллективе

Успешность развития коллектива исследуется с помощью социограммы. Она основана на выделении референтных (значимых) людей и групп, которые в свою очередь складываются из предпочтений, а предпочтения из симпатий.

Каждому участнику коллектива предлагается выделить двух приятных людей и двух неприятных (с кем бы он хотел работать и с кем не хотел). Все результаты записываются в форме круга (инициалы участников коллектива). Между инициалами расставляются стрелки (связи). Такая социограмма позволяет:

  • выявить потенциальный актив;
  • потенциального руководителя;
  • изгоев.

Налаживание отношений

Создание коллектива в социальной психологии рассматривается через прохождение пяти этапов. Каждый из них служит для налаживания отношений между его участниками:

  1. Притирка. На данном этапе люди маскируют свои истинные желания и чувства. Они пытаются оценить заинтересованность каждого человека в общем деле.
  2. Ближний бой. На этой ступени каждый из членов коллектива начинает проявлять свою индивидуальность и особенности, претендуя на ту или иную роль. В этом случае очевидными становятся существующие противоречия, которые участники пытаются тем или иным способом уравновесить.
  3. Эксперименты и совершенствование. На данном этапе все участники коллектива начинают более преследовать общие цели, нежели личные. Ими производится оценка потенциала коллектива, а также возможностей улучшения его работы.
  4. Эффективность. Перейдя на эту ступень, каждый человек начинает испытывать гордость за то, что он является участником коллектива. Все возникающие трудности каждый работник преодолевает, используя свой творческий потенциал.
  5. Зрелость. На данном этапе все конфликты между работниками разрешаются в спокойной обстановке. Цели каждого из участников коллектива совпадают с задачами организации.

Инструменты сплочения команды

Использовать вспомогательные методы сплочения коллектива в командообразовании очень важно и нужно, ведь они помогают сократить время на создание классной команды специалистов. Если эти методы обобщить, мы получим небольшой список действенных инструментов.

1

Традиции

Корпоративные традиции считаются одним из лучших способов сплочения людей. Оказываясь в своей команде, каждый человек хочет чувствовать комфорт и покой. И традиции прекрасно этому способствуют. Вы можете начинать каждый рабочий день с просмотра забавных видеороликов всей командой или заканчивать его 15-тиминутным чаепитием со всякими вкусняшками. В течение дня можно устраивать общее собрание для шутливой разминки, а по пятницам всем вместе отправляться в бассейн, заканчивая рабочий день на час раньше. Вариантов множество, и каждый из них делает членов команды ближе друг другу, позволяет им раскрыться и всегда чувствовать себя в своей тарелке.

2

Собрания

К собраниям не стоит относиться как к чему-то очень официальному. Собираться можно и на работе и в неформальной обстановке. На таких собраниях полезно обсуждать как рабочие вопросы, так и что-то, что совершенно их не касается. Собрания, кстати, тоже можно сделать традицией. Раз в день, раз в неделю или пару раз в месяц – по сути это значения не имеет. Важно лишь, чтобы присутствовал каждый, чувствуя себя при этом ценным членом коллектива. В дополнение к обсуждаемым на собраниях вопросам можно поздравлять кого-то с успехами, хвалить и даже награждать символическими подарками – это многократно усилит положительное воздействие встреч.

3

СМИ

Речь идет, конечно же, о таких СМИ, как корпоративные газеты или журналы. В таких изданиях должна освещаться жизнь команды: успехи, новости, достижения, знаменательные события и даты, предложения и пожелания сотрудников и т.п. Все это способствует тому, что люди лучше узнают друг друга, находят общие интересы и точки соприкосновения, раскрываются и становятся дружнее. Если же корпоративное издание делается самими сотрудниками на творческих началах, можно делать так, чтобы каждый месяц за подготовку отвечали разные члены команды и их комбинации.

4

Отдых

Командообразование и сплочение коллектива – это не только работа, но еще и развлечения. Совместные поездки и приятное времяпрепровождение – прекрасный способ сделать людей дружнее. Он отлично повышает производительность, снимает напряжение и стрессы, позволяет людям увидеть друг друга в новом свете, способствует развитию креативности и нестандартного мышления, погружает команду в непринужденную обстановку. В качестве отдыха может подойти масса занятий: тренинг на сплочение коллектива, поход в горы, купание в озере, игра в футбол, приключенческий квест и многое другое. Но интереснее всего то, что совместный отдых формирует командный дух даже тогда, когда люди не задумываются об этом.

5

Геймификация

Геймификация – это использование игровых технологий и методик в жизни, работе и обучении. Она позволяет сделать даже самое скучное занятие необычным и интересным, а для сплочения коллектива является просто незаменимым инструментом. Пусть члены команды выполняют свои задачи, решают проблемы и достигают результатов, словно они проходят уровни игры под названием «Работа» или «Проект». Введите систему баллов, бейджей и поощрений, уровней мастерства и званий. Достигая новой цели, член команды может зарабатывать, например, 5 баллов, получать звание «Знатока» и билет в кино на выходные. Остальные будут видеть этот результат, а это формирует позитивный настрой на работу и соревновательный дух. Кстати говоря, многие процветающие компании уже используют в своей работе игровые техники, а их команды отличаются невероятной производительностью и эффективностью.

Впрочем, об успешных командах мы еще поговорим, а пока скажем несколько слов о том, какие мероприятия способствуют грамотному тимбилдингу, сплочению коллектива и организации взаимодействия людей в команде лучшим образом.

Развитие личности

Психология людей в коллективе неизменно приводит к развитию индивида, которое имеет место при прохождении им трех этапов:

  1. Адаптация. Новый работник осваивает нормы коллектива, особенности поведения и ценности его участников.
  2. Индивидуализация. На этом этапе неизбежно возникновение личного и общего. Человеком начинается поиск путей для самовыражения.
  3. Интеграция. Происходит обострение социального и индивидуального. Личность начинает демонстрировать себя. Коллектив же принимает или нет все недостатки и достоинства нового работника.

Противоречия, возникающие в процессе интеграции, успешно разрешаются не всегда. Если подобное происходит, то человек становится дезадаптированным, изолированным и изгнанным из коллектива. В некоторых случаях он сам добровольно покидает его. При этом стадия интеграции заменяется дезинтеграцией.

«Дворцовые перевороты»

И снова название говорит само за себя. В этот период все уже освоились и поняли, чего можно ожидать от других участников, поэтому наступает время, когда активизируется активная борьба за место лидера. Если в коллективе уже есть лидер, то ему важно удержать свою позицию или же, если он чувствует свою слабость, лучше сразу уступить место более сильному кандидату. Это довольно сложный период в жизни любого коллектива, поскольку здесь могут образовываться отдельные группы, которые будут навязывать другим свое мнение. Есть большой риск того, что команда просто развалится.

Функции коллектива

В отношении личности организованное сообщество:

  • дает защиту и поддержку;
  • удовлетворяет потребности во взаимодействии и общении, а также в чувстве групповой принадлежности;
  • позволяет человеку самореализоваться.

Помимо этого, каждый из членов коллектива может иначе взглянуть на себя и свои ценности, а также на социальную значимость и роль. Это стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию, раскрывая его творческий потенциал.

Каждый коллектив обладает собственной системой социального контроля. Она представляет собой совокупность способов воздействия на всех его членов в виде запретов, наказаний, предписаний, убеждений и т. д. Именно поэтому становление и развитие коллектива во многом зависит от деятельности его руководителя.

Факторы

Чтобы понимать, как сплотить коллектив, нужно понять, какие нюансы приводят к разобщенности. Более того, на начальном уровне необходимо помнить, что формирование команды происходит поэтапно. Любой тимбилдинг — это коллективная работа и она требует погружения. Ниже приведены определения основных условий/критерий формирования сплоченного коллектива:

  • совпадение интересов;
  • в коллективе работают люди одной возрастной категории;
  • доброжелательность;
  • общая психологическая безопасность;
  • желание рассмотреть и принять мнение другого человека;
  • активная деятельность;
  • работа на результат;
  • положительный пример в лице руководителя.

Разобщенность может быть вызвана даже не внутренними конфликтами, а тем обстоятельством, что в компании работают люди разного возраста.


Факторы

Управление персоналом

Доказательством хорошей работы руководителя является внутренняя готовность каждого из членов коллектива трудиться на благо организации и беспрекословно выполнять все требования начальства. В этом и состоит психология управления коллективом. Однако что позволит добиться подобной отдачи от персонала? Как сделать так, чтобы люди работали в полную силу и приносили максимальную пользу? Психология управления коллективом рассматривает достижение подобной цели путем использования таких методов, как мотивация сотрудников, а также их стимулирование. Успех мероприятия будет зависеть от:

  • комфорта пребывания на рабочем месте;
  • удобного оборудования;
  • хороших (неконфликтных) отношений в коллективе;
  • подходящей заработной платы;
  • возможности личностного и карьерного роста.

Для определения необходимости в каждом из перечисленных выше факторов и используются психологические методики мотивации кадров. Потребность в том или ином факторе устанавливается благодаря заполнению всеми сотрудниками специальных анкет, опросных листов и тестов.

Преимущества коллективного труда

  1. Работая в трудовом коллективе, можно делиться накопленными знаниями и умениями, а взамен получать новый опыт.
  2. Человек может выполнять куда более серьезные и масштабные задачи, чем он мог бы сделать в одиночку.
  3. Можно получать некоторые советы от своих коллег, ощущать их поддержку. Часто это касается не только трудовой деятельности, но и обычной жизни.
  4. В коллективе люди учатся ответственности. Причем здесь они могут отвечать не только за свою работу, но и за труды своих коллег.
  5. Человек может проявить себя творчески, научиться принимать общие решения, участвовать в различных дискуссиях и обсуждениях, выражать свою точку зрения.
  6. Каждый член коллектива вправе указывать остальным на их ошибки, порицать их, если те не придерживаются норм морали.

Особенности педагогического коллектива

По мнению Макаренко, невозможно создать организованную группу детей при отсутствии нормального сообщества учителей. Коллектив образовательных учреждений обладает определенной организационной структурой. Она и определяет психологию педагогического коллектива, состоящую из отношений зависимости и взаимного контроля каждого из его членов. В границах этой структуры работают методические объединения классных руководителей и учителей-предметников. Определенную деятельность ведут и педагогические советы, а также администрация школы.

В коллективе учителей имеет место определенное разделение труда. А процесс их работы невозможен без кооперации. Два этих фактора, которые являются составными элементами психологии педагогического коллектива, требуют от учителей умения сотрудничать друг с другом. Это касается получения необходимой информации, обсуждения проблем. В психологии трудового коллектива, в том числе и педагогического, необходимо понимание точки зрения коллеги, ее принятие, дополнение или аргументированное отклонение. Эти, а также многие другие навыки и умения весьма важны для учителей. Приобретаются они при становлении педагогического коллектива или вхождении в него новичков. Эффективность работы учителей зависит в первую очередь от сложившегося в учреждении образования психологического климата. Подобный фактор определяет самочувствие педагога в школе, стремление его как профессионала к полной отдаче и т.д.

Лекция на тему: «Понятие коллектива как воспитательной формы развития группы»

Понятие коллектива как воспитательной формы развития группы.Сущность, структура и функции ученического коллектива. Стадии формирования детского коллектива.

Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением советской теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реали­зации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту пробле­му, используя термины: общность, группа, ассоциация, коопе­рация и т. п. Но и сейчас коллективное воспитание — одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группа­ми (как бы их ни называли). За рубежом идея совместной жиз­недеятельности детей всегда являлась и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых от­ношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек — су­щество социальное, и начиная с малых лет он должен жить сов­местно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении й взаимодействии, как бы оно ни называлось.

В то же время задолго до советского времени была осознана воспитательная значимость коллективного, группового взаи­модействия. В XVIII в. идею совместной коллективной жизни реализовывал в детских приютах И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог В.А. Лай уделял большое внимание вопросу о школь­ных общинах в которых совместная практическая деятель­ность воспитанников способствует их социализации. Указания на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в групповом общении, можно обнаружить в рус­ской педагогической литературе второй половины XIX в. Отече­ственные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать среди детей ат­мосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию де­тей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».

На практике теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в педагогическом опыте школ-ком­мун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил СТ. Шацкий. Он на практике доказал возможность эффективной организации школьного коллектива.

Значительный вклад в разработку этой проблемы внес А.С. Макаренко. Прежде всего была принципиально по-ново­му осмыслена роль коллектива в воспитании детей, который превратился в субъект воспитательного воздействия, влияю­щий на каждого члена коллектива. По мнению А.С. Макарен­ко, педагог только на первых порах является полноправным организатором детского коллектива. По мере развития его воспитательных функций, создания органов самоуправления и формирования коллективистских отношений он все больше уходит на задний план. Эти идеи были развиты в педагогиче­ской деятельности В.А. Сухомлинского.

Что дает коллектив личности
?

  • Удовлетворяет потребности личности в общении и само­утверждении;
  • является сферой ее жизнедеятельности (человек посто­янно находится в каких-то объединениях, вступая в раз­нообразное взаимодействие и взаимоотношения с други­ми людьми);
  • богатый эмоциональный опыт;
  • поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;
  • через общение и взаимодействие с другими создает усло­вия для познания себя, свои достоинства и проблемы;
  • предоставляет возможность проявить свою индивиду­альность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.

Коллектив —
группа людей высокого уровня развития,взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов,потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руко­водством коллектива.
Детский коллектив

— детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, дея­тельности и общения, способствующая формированию лично­сти и развитию индивидуальности каждого его члена. К числу
признаков коллектива
относятся:

  1. сознательный характер объединения людей;
  2. единство общих и личных целей членов коллектива;
  3. относительная устойчивость и длительность функционирования;
  4. четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
  5. наличие органов координации деятельности (органов са­моуправления);
  1. общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации (ценностно-ориентационное единство);
  2. интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат;

8) защищенность каждого члена коллектива и чувство эмо­ционального комфорта;

9) сплоченность;

10) коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;

11) межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяются через отношение к общему делу.

В коллективе высокого уровня развития положение лич­ности устойчиво, определенно, поэтому она свободна в своем поведении. Лидером группы является уважаемое большинст­во или лицо с социально-ценностной ориентацией. Дело вос­принимается как личностно значимое для каждого члена или для большинства. Руководитель — наиболее опытный и уме­лый товарищ, которого группа наделила полномочиями. Отношение к группе открытое, товарищеское, к себе — свобод­ное проявление «Я», инициативность. Коллектив принимает­ся как данность, с ответственной зависимостью, в котором члены объединены дружбой.

Подавление и нивелировка личности происходит в плохо организованных группах, не доросших до уровня коллектива.

В коллективе создаются всесторонние возможности для про­явления и развития каждой личности.

Функции коллектива:

Коллективы по степени сложно­сти структуры и опосредованности
межличностных отношений
бывают
первичными
и
вторичными.Первичные коллективы —этоколлективы, в которых наблюдается непосредственный меж­личностный контакт между его членами.Вторичный коллек­тив —более сложный по своему составусостоит из рядапервичных коллективов,
разнообразных по характеру деятель­ности, организации, отношениям, интересам, содержанию об­щения, составу (кружки, звенья, ансамбли, студии, отряды, бригады, команды). Примером является общешкольный коллектив. Сущность жизни общешкольного коллектива за­ключается в активном движении и взаимодействии контакт­ных групп как на межвозрастном, так и на межсодержательном уровне. А.С. Макаренко при организации воспитательного кол­лектива заботился о правильном соотношении между первич­ным (контактным) и общим коллективом. В качестве первич­ного им был создан
разновозрастной отряд,
члены которого учились в разных классах, но на производстве работали вместе. Взаимоотношения в таком отряде напоминали отношения меж­ду старшими и младшими детьми в нормальной семье. Во главе отряда находился командир, который организовывал опреде­ленный участок работы и отвечал за деятельность и поведение всех членов отряда. Величина отряда может колебаться от 10 до 15 человек. Если первичный коллектив составлен из большего числа членов, он слабо подчиняется командиру и тот не в состо­янии охватить всех членов отряда. Поэтому класс, охватываю­щий 25—30 человек, громоздок для управления. Этот недоста­ток можно преодолеть, разделив его на микроколлективы.

Каждый формирующийся или уже созданный коллектив имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из актива (инициативной группы), различных подвижных микрогрупп и чередующихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности.

По содержанию деятельности

коллективы могут быть
учеб­ными, трудовыми, научными, общественно-политическими, художе­ственно-творческими, клубными, спортивными и др.
По заданной функции:
производственными, воспитательными
(детский и педагогический коллективы учебно-воспитатель­ных учреждений).

По социально фиксированному положению:
формальные
(юридически фиксированный статус, социально заданная де­ятельность);
неформальные
(добровольные объединения по ин­тересам, симпатиям и др.)

По длительности функционирования:
постоянные, временные
(коллектив летнего оздоровительного лагеря, бригады и т. п.),
ситуативные
(сводные отряды для выполнения определенной задачи, группы творческого дела в КТД и др.).

Стадии развития коллектива

Воспитателю необходимо пони­мать, что процесс формирования коллектива проходит несколько

стадий (этапов) развития на пути превращения в субъект пе­дагогического процесса. Его задача — понять психолого-пе­дагогические основы происходящих изменений в коллективе и в каждом воспитаннике. Есть разное определение этих эта­пов: диффузные группы, ассоциации, кооперации, корпо­рации, коллективы; «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел» (А.Н. Лутошкин).

А.С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога.

1. Педагог организует жизнь

и деятельность группы, объяс­няя цели и смысл деятельности и
предъявляя прямые, ясные,решительные требования.
Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется, уро­вень самостоятельности членов актива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими кол­лективами складываются только в системе личностных отно­шений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формированием актива.

Субъект воспитания

— воспитатель.

2. Требования педагога поддерживаются активом, эта наибо­лее сознательная часть группы предъявляет их к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными.

Вто­рой этап характеризуется переходом коллектива к самоуправ­лению. Организаторская функция учителя переходит к посто­янным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность для всех членов коллектива на деле уча­ствовать в управлении своей жизнью, усложняется практиче­ская деятельность учащихся, усиливается самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творче­ства, достигаемых успехов, самосовершенствования. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Он не только поддерживает требования воспитате­ля, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятель­ность.
Педагог способствует укреплению позиций актива
и расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную дея­тельность, конкретизирует задачи применительно к отдельным группам учащихся и к каждому члену; выполняет коммуника­тивную функцию — организация и налаживание отношений внутри коллектива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответствен­ности. Деловые отношения развиваются. Зарождаются мотива­ционные и гуманистические отношения. Формируется коллек­тивное самосознание — «Мы — коллектив». Складываются реальные связи с другими детскими коллективами

Субъект воспитания


актив.
3. Большая часть членов группы предъявляет требования
к товарищам и себе
и помогает педагогам корректировать развитие каждого.
Требования
предъявляет
коллектив в фор­ме общественного мнения.Общественное коллективное мне­ние
представляет собой совокупное оценочное суждение, вы­ражающее отношение коллектива (или его значительной час­ти) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне раз­вития внутриколлективных отношений и о превращении группы в коллектив.

Формируются мотивационные и гуманистические отноше­ния между отдельными группами и членами коллектива. В процессе развития меняются отношения детей к целям и де­ятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции. В коллективе складывается благоприятный соци­ально-психологический климат эмоционального комфорта и защищенности личности. Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне его. Полная самоуправляемость и самоуправление.

Субъект воспитания — коллектив.

Если коллектив доходит до этого этапа, то он формирует цело­стную, нравственную личность, превращается в инструмент ин­дивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее ха­рактерная черта коллектива. Педагог поддерживает и стиму­лирует самоуправление и интерес к другим коллективам.

4. Происходит побуждение всех членов коллектива к само­воспитанию, создаются условия для развития творческой ин­дивидуальности каждого члена коллектива. Положение лич­ности высокое, нет ни суперзвезд, ни изгоев. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются, деятель­ность все больше носит просоциальный характер. Каждый воспитанник

благодаря прочно усвоенному коллективному опыту
сам предъявляет к себе определенные требования,
выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Субъект воспитания


личность.
Педагог совместно с активом, опираясь на общественное
мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет истимулирует потребность в самовоспитании и самосовер­шенствовании у каждого члена коллектива.
Процесс развития коллектива не идет как плавный процесс перехода от одного этапа к другому, неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Между этапами нет четких гра­ниц — возможности для перехода к последующему Этапу соз­даются в рамках предыдущего. Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а как бы добавляется к нему. Коллектив не может и не должен останавливаться в сво­ем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. А.С. Макаренко считал, что движение вперед — закон жизни
детского коллектива, остановка — смерть.
Динамика формирования коллектива

обобщенно может быть определена
по совокупности следующих признаков:
об­щие социально значимые цели, совместная организованная деятельность, отношения ответственной зависимости, рацио­нальное распределение социальных ролей, равенство прав и обязанностей членов коллектива, активная организаторская роль органов самоуправления, устойчивые позитивные взаи­моотношения, сплоченность, взаимопонимание, коллективист­ское самоопределение членов, коллективистская идентифика­ция, уровень референтности (отношений значимости, связы­вающих субъекта с другим человеком или группой лиц), воз­можность обособления личности в группе.

Показательным является в зависимости от уровня разви­тия поведение группы в стрессовой ситуации. Группы низкого уровня развития обнаруживают безразличие, апатию, дезорганизуются. Взаи­мообщение приобретает конфликтный характер, результатив­ность работы резко снижается. Группы среднего уровня развития в тех же условиях характеризуются терпимостью, адаптируются. Эффективность деятельности не снижается. Группы высокого уровня разви­тия наиболее стрессоустойчивы. На возникающие критиче­ские ситуации отвечают возрастанием активности. Эффек­тивность их деятельности не только не снижается, а даже повышается.

Нетрадиционные уроки

В середине 70-х годов в отечественной школе обнару­жилась тенденция к снижению интереса школьников к занятиям. На обострение проблемы практика отреагиро­вала нестандартными уроками

. Это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Се­годня насчитывается несколько десятков типов нестан­дартных уроков: урок «погружения», урок деловых игр, ролевых игр, урок пресс-конференция, урок соревнования, урок-КВН, театрализованный урок, урок компьютерный, урок с групповыми формами обучения, урок взаимообуче­ния учащихся, урок творчества, урок-аукцион, урок-зачет, урок творческих отчетов, урок-конкурс, урок-фантазия, урок-лекция — «парадоксы», урок-концерт, урок-диалог, урок — «следствие ведут знатоки», урок-конференция, урок — заочное путешествие, урок — игра «Поле чудес», урок-суд и др.

В нестандартных уроках решаются многие дидакти­ческие проблемы: мотивация учения; выделение и усвое­ние главного, существенного в материале; максимальная реализация воспитательного и развивающего потенциа­лов предмета; сотрудничество учителя и ученика, между учащимися; преодоление перегрузки школьников. В не­стандартном уроке активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, а весь класс становится твор­ческим коллективом. Главные направления творческого поиска учителей — интенсификация учебного процесса, усовершенствование системы контроля, широкое исполь­зование элементов занимательности, усиление воспиты­вающей функции урока. При всем многообразии суще­ствующих типов, а значит, и структур уроков в них есть и общее.

Сегодня в теории и практике обучения представлены характерные особенности современного урока, которые ре­шают проблему повышения его эффективности:

  • взаимосвязь таких элементов урока, как усвоение, син­тезирование, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в связи с качественным овла­дением новым учебным материалом и его практи­ческим применением;
  • повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении, в ходе которой развиваются самостоятельность мысли, суждений и выводов уча­щихся;
  • организация различных видов самостоятельной дея­тельности учащихся в применении знаний, выработки умений и навыков;
  • связь с жизнью, практической деятельностью учащихся, его субъективным опытом;
  • включение элементов поисковой деятельности учащих­ся на всех типах уроков;
  • вооружение школьников способами познавательной дея­тельности, общедидактическими умениями (учиться ви­деть главное, работать с книгой, слушать и воспринимать информацию и др.), что повышает результаты обучения;
  • в зависимости от дидактических задач отходить от шаблонных, трафаретных уроков, которые препятствуют развитию творческих способностей школьников;
  • создание на уроке благоприятной эмоциональной ат­мосферы, которая обеспечивает сотрудничество учите­ля и учеников, а также учащихся;
  • тщательная диагностика индивидуальных особенностей учащихся, их возможностей, интересов, уровня раз­вития, что позволит осуществить гуманное обучение;
  • совершенствование технологии обучения, которая не­минуемо приводит к достижению поставленной цели урока относительно каждого ученика в классе. Эффективность всего учебного процесса зависит еще и от того, насколько удачно учитель сочетает урок с други­ми формами обучения, которые приобретают конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависи­мости от цели обучения, содержания учебной работы и возраста учащихся. Перечислим их:
  • домашняя работа (закрепляет знания, полученные на уроке, развивает самостоятельность учебного труда, фор­мирует потребность к самообразованию);
  • факультативы и предметные кружки (дифференциа­ция обучения-с учетом интересов и склонностей уча­щихся);
  • дополнительные занятия (индивидуальные и групповые) с целью предупреждения неуспеваемости, ликви­дации пробелов в знаниях учащихся;
  • практикумы в лабораториях, мастерских, учебно-опыт­ном участке, способствующие практическому использованию знаний;
  • семинарские занятия, дающие простор для самостоя­тельной деятельности учеников;

Структура урока


совокупностьэлементов урока, обеспечивающихцелостность урока и сохранение ос­новных его характеристик при различных вариантах.
Структурные элементы урока:

  1. Организация начала урока

    — определение готовности к со­вместной деятельности, мобилизующее начало.

  2. Постановка цели и задач урока

    формулировка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

  3. Проверка домашнего задания

    — определение уровня усвое­ния материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового.

  4. Объяснение

    — научная, увлекательная и доступная пода­ча учебного материала с активным привлечением учащихся.

  5. Закрепление

    — специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных мо­ментах. Связь теоретического материала с практикой, выра­ботка умений и навыков применения знаний.

6. Повторение

— систематизация, обобщение, воспроизведе­ние учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.

  1. Домашнее задание

    — сообщение задания на дом, разъяс­нение его основных идей и способов выполнения.

  2. Подведение итогов урока

    — выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы.

Существуют разные типологии урока, но наиболее тради­ционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология уроков по
дидакти­ческой цели
(каждый из названных типов реализуется опреде­ленным сочетанием структурных элементов).

Эта классификация рациональна тем, что она позво­ляет более четко определить цели и структуру каждого урока.

Урок изучения нового материала.

Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изу­чить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.

Структура
урока:
а) организация введения в урок, сообщение цели и задач урока; б) объяснение новых знаний, в) закрепле­ние — диагностика прочности знаний путем наблюдений учи­теля за устойчивостью внимания и степенью активности уча­щихся, г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее за­дание; д) подведение итогов урока.

Урок закрепления.

Завершение изучения целой темы тре­бует проведения особого типа урока, посвященного закрепле­нию знаний, отработке умений и навыков в специальных уп­ражнениях.

Структура урока:

а) введение и организация начала урока, сообщение цели и задач; б) упражнения различных ви­дов и степени сложности по пройденному материалу, выпол­няемые всем классом под руководством учителя; в) демонстрация учащимися результатов проделанной рабо­ты, их коллективное обсуждение, выставление отдельным учащимся отметок; г) домашнее задание; д) итог урока.

Уроки обобщения и повторения

посвящаются обобщающе­му повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению.

Структура урока:

а) введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повто­рения материала, сообщение цели и задач урока; б) собственно повторение, в которое входят собеседование, дискуссия, вы­ступления учащихся с сообщениями, устный опрос, включаю­щий индивидуальное изложение темы учениками и анализ от­вета учителем и классом, оценку и выставление отметок; фронтальный опрос и выставление поурочного балла; в) диаг­ностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации учащимся по самостоятельной работе, задание на дом; г) под­ведение итогов и постановка перспектив получения новых знаний.

Урок
контроля
. Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диаг­ностику состояния обученности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках.

Струк­тура урока:

а) вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочи­нение, диктант, изложение теоретического материала), посвя­щаемая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников; б) основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся; в) заключительная часть, которая отводит­ся для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]