Созидательный подход
Цель созидательного подхода — преодолеть автоматизм мышления и выработать альтернативные решения. Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить — означает привносить в мир нечто новое. Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить — у вас есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались? Созидатель всегда сосредоточен на том, что хотел бы принести в мир.
Первобытные племена, живущие в джунглях, считают пролетевший самолет чудесным знамением. Самолеты для них — если не боги, то колесницы богов. Неизвестное часто кажется непостижимым. Из-за нехватки информации творчество воспринимается как дело мистическое — точно так же обитателям джунглей не хватает познаний в области современной авиации. В действительности созидание — это навык, который можно приобрести и развить, как любой другой: упорными тренировками. Чтобы стать творцом, надо регулярно творить.
Что такое деятельность
Под деятельностью
принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.
Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.
Алгоритм достижения целей в режиме созидателя
Ниже описаны основные шаги любого созидателя. Возможно, некоторые навыки у вас есть, а другие могут даваться нелегко.
1
Представьте себе итог, которого хотите добиться
Вначале у созидателей возникает замысел. Иногда это просто абрис, а иногда — нечто конкретное. Понять, что тебе нужно, — настоящее искусство. Система образования не учит разбираться, чего мы хотим от жизни. Нас натаскивают на выбор «правильного варианта» из ограниченных возможностей, которые предлагает жизнь. Этот скудный ассортимент имеет мало общего с нашими подлинными стремлениями, и многие начинают сомневаться в своих желаниях. До изобретения аэроплана, парового двигателя и телефона ученые полагали, что это невозможно.
Ответьте на вопрос: чего я хочу? Попробуйте задать себе этот вопрос в разных ситуациях. Если вы привыкнете размышлять над ним, у вас выработается инстинкт и вы сможете не задумываясь определять, чего хотите. Каждый раз, когда почувствуете себя сбитыми с толку, задайте себе этот вопрос и ответьте на него. Многое прояснится.
2
Сформируйте видение
У китайцев есть поговорка «одна картина стоит тысячи слов». Творческая личность умеет нарисовать в уме то, что хочет создать. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, из которых состоит видение — все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Не берите в расчет все, что было в прошлом, сфокусируйтесь на том, что хотите увидеть воплощенным в жизнь. Начните с нуля, с пустого поля. Вообразите результат. Попробуйте добавить элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи, вблизи, издалека. Так, меняя угол зрения, вы будете накапливать все больше знаний о том, что хотите создать. Задача в том, чтобы нарисовать в голове несколько картинок желаемого. Затем попытайтесь описать их словами.
«Это невероятный человеческий дар — видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало». Роберт Фритц
3
Не думайте о процессе реализации
Если пытаться решить, чего хочешь, исходя из того, как будешь этого достигать, то ограничишь способность к определению желаемого результата. Так вы сводите все к тому, что умеете делать или знаете, как оно делается. Но творческий процесс полон открытий того, чего вы не знаете — пока что. Поэтому пока сосредоточьтесь только на цели.
4
Сделайте выбор
Сначала вы осматриваете идеи и пробуете их на зуб. Так вы накапливаете знания о том, что вам нравится, а что нет. После этого вам нужно сделать свой выбор, отсеить варианты, чтобы в итоге остановиться на чем-то одном. Великие творцы знают, от чего стоит избавляться и чего избегать.
Чем больше практиковаться в принятии решений, тем больше вырабатывается инстинкт правильного выбора, ведущий к реализации творческих планов. Как вы думаете: у кого больше шансов на успех — у того, кто остерегается принимать решения, или у того, кто смог развить в себе чутье на правильный выбор? Придайте выбору официальную форму, произнося слова: «Я выбираю…». Не обязательно говорить слова громко, скажите их про себя. Облекая видение в вербальную форму вы придадите ему конкретность и мобилизуете энергию. Выбор результата — мощная сила.
5
Почувствуйте зарождение идеи
Зарождение — особый этап творческого процесса. Главное, что отличает его, — невероятная энергетика, которой характеризуется новое начало. Вы ведь переживали прилив энергии, когда приступали к новому проекту, начинали новое исследование или когда встретили свою вторую половинку? Композитор Роджер Сешенс описывает зарождение как «импульс, который приводит механизм творчества в движение». Для кинорежиссера Альфреда Хичкока этап зарождения фильма представлял самую «сладкую» часть кинопроцесса.
6
Определите, что уже сделано
Рисуя картину, художник должен понимать, сколько он уже сделал и на какой стадии его работа. Это очень важно. Если он не отдает себе отчета в том, что успел создать, то не может добавлять новые мазки или менять нарисованное. Сознавать, на какой ты стадии, — тоже искусство. Это не так просто, ведь мы воспринимаем действительность субъективно. Поэтому важен следующий этап.
7
Осознайте реальность
Многим приходится привыкать к реальности. Можно лгать себе, придумывать объяснения. Но по мере того как учишься созиданию, приобретаешь способность говорить себе правду. Хороша она, плоха или тебе безразлична — ты хочешь ее знать. Правда делает нас свободными и помогает творить. Только осознав и приняв факты реальности, мы сможем воспользоваться силой структурного напряжения.
8
Цените структурное напряжение
Расхождение между тем, чего вы хотите, и тем, что у вас есть в текущий момент, формирует самый важный элемент в творческом процессе: структурное напряжение. Созидатели не просто терпят расхождения — они ценят их и стимулируют. Расхождение содержит энергию, помогающую творить. Вы как творец можете научиться создавать напряжение даже в нежелательных ситуациях и удерживать его до тех пор, пока оно не разрядится естественным для себя образом.
9
Направьте энергию напряжения в нужное русло
Напряжение стремится к разряжению. Вы как созидатель создаете напряжение, используете его, управляете им и высвобождаете его, посылая в выбранном вами направлении. Движение вызывает еще более активное движение. Даже если вы двигаетесь в неверном направлении, вам будет проще изменить курс и развернуться в сторону результата, чем если вы не будете двигаться вовсе. Удаляясь от своего видения, вы усиливаете структурное напряжение. Оно начинает вырабатывать все больше энергии, все сильнее тянущей вас в ту сторону, в которую вы на самом деле хотели отправиться. Когда же вы двигаетесь в направлении желаемого, то накапливаете инерцию, и приближаться к цели становится все легче и легче.
Воплощая в себе свой творческий процесс, вы накапливаете инерцию. Освоить новый иностранный язык легче, если вы один язык уже знаете. Изучая язык, вы не только ассимилируете его, но также ассимилируете способность к обучению языкам. Если вы уже говорите на двух иностранных языках, то третий дастся вам еще легче.
10
Действуйте по своим правилам
Система образования учит нас играть по чужим правилам, и мало кто умеет придумывать собственные. Изобретать что-то свое — важный навык творческой личности. Главная сила творца в том, что он умеет экспериментировать и оценивать эксперименты.
11
Не останавливайтесь на достигнутом
Профессиональные творцы верят не в удачу, а в эволюцию. Творческий процесс не просто приносит желаемые результаты — он содержит в себе потенциал роста. Как вы думаете, у кого больше шансов создать то, что он замыслил, — у мастера или у новичка? Даже Моцарт — возможно, самый одаренный композитор всех времен — развивался и рос в своем творчестве. Музыка, которую он сочинял в 30 лет, совершеннее той, что он создал в 20. Опыт придал ему «ускорение», характерное для творческого процесса.
Каждая завершенная работа — основа для следующего творения. Природа творческой энергии такова, что она не изнашивается, а лишь накапливается и умножает себя. После того как вы создадите один кулинарный шедевр, вам будет легче создать еще один. Если вы разобьете красивейший сад, в следующем году у вас это получится еще лучше. Завершение подталкивает вас двигаться вперед.
Если коротко:
- Шаг 1. Опишите, где вы находитесь.
- Шаг 2. Опишите, где вы хотите оказаться.
- Шаг 3. Сделайте официальный выбор желаемого результата.
- Шаг 4. Двигайтесь.
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
- Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
- Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
- Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
- Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Решающий фактор
Многие чувствуют себя заложниками прошлого, считая, что события детства предопределили то, как сложится их жизнь в будущем. Некоторые убеждены, что стали жертвами неправильного воспитания или отношения со стороны родителей. Другие считают, что стиль их поведения предначертан генами. Другие слепо верят в астрологию. И все они верят в то, что будущее в значительной степени предопределено, а изменить можно лишь немногое.
Созидательный подход, напротив, говорит о том, что главный решающий фактор в вашей жизни — это вы сами. Создавая свои симфонии, Бетховен, возможно, испытывал на себе влияние воспитания, образования и социального положения, но нужен был
человек Бетховен, чтобы написать эту музыку. Своим присутствием на планете вы делаете возможным появление творений, которые мир иначе не увидел бы.
Экспериментируйте с описанными здесь принципами, начните работать с творческим процессом в самых разных областях. Каждый человек может стать главной творческой силой в своей жизни. И когда вы откроете для себя эту идею, пути назад не будет. Ваша жизнь изменится навсегда.
По материалам книги «Путь наименьшего сопротивления».
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Система принятия решений PrOACT
- Демистификация музы
- Приемы развития креативности
- Навыки предпринимателя
- Персональная постановка целей
- Смертные грехи креативности
- Лучшие материалы блога в 2021 году: развитие творческого мышления
- Вопросы для поиска смысла и счастья
- Преодоление креативного и писательского ступора
- Мысли, препятствующие росту
Ключевые слова:1Упрврем
Формы деятельности
1.Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность ( нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
- Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
- Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
- Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
- Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
- познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
- ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
- прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Действия человека
В зависимости от мотивов, которые побуждают человека проявлять активность, М. Вебер делил действия на 4 категории:
- аффективные, которые совершаются под влиянием эмоций и разумом не контролируются;
- целенаправленные (действия, которые гарантированно приведут к достижению положительного результата);
- традиционные – действия, которые совершаются по привычке, в силу их многолетнего повторения;
- ценностно-рациональные (вызваны уверенностью человека в значимости и важности поставленной им цели).
Выбор конкретных действий, которые необходимы для достижения результата, человек осуществляет самостоятельно, на стадии планирования своей деятельности. В ряде случаев для того, чтобы добиться цели, достаточно использовать всего одно средство, в других ситуациях необходим комплекс мер и последовательных действий.
Основные сферы жизнедеятельности общества
Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.
Таких сфер традиционно принято выделять четыре
:
- Социальную
– народы, классы, половозрастные группы и т. д.. - Экономическую
– производственные отношения, производительные силы. - Политическую
– государство, партии, общественно-политические организации. - Духовную
– религия, мораль, образование, искусство, наука.
При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.
Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.
Деятельность и общение
Единого мнения о том, является ли общение самостоятельной формой деятельности человека, в научной и учебной литературе не существует.
Под общением принято понимать процесс взаимодействия людей, в рамках которого они знакомятся, устанавливают первичный контакт и развивают его, обмениваются эмоциями и знаниями.
Общение, безусловно, облегчает осуществление любой формы деятельности, будь то труд или учеба. Кроме того, оно благотворно влияет на личность, делая ее более социализированной и развитой. Все средства общения принято делить на две большие категории:
- Вербальные, к которым относится письменная и устная речь;
- Невербальные, к числу которых относят жесты, позы, мимику.
Важно, что для общения не всегда необходим реальный и осязаемый субъект. Так, человек может общаться с животным, вести внутренний воображаемый диалог с другом, живущим далеко, мысленно воспроизводить общение двух или более книжных героев.
Общение в жизни человека выполняет ряд важнейших функций. Среди них принято выделять:
- Эмоциональную. Общение помогает понять переживания другого человека и транслировать свои собственные мысли и эмоции в мир;
- Интегративную, выражающуюся в объединении людей;
- Социализирующую. Общение позволяет сформировать личность и, следовательно, быть более успешным в обществе и взаимодействии с другими людьми;
- Трансляционную, которая выражается в способности общения передавать свой опыт и знания другим поколениям, а не только своим реальным собеседникам и современникам;
- Идентификационную. В рамках общения человек тем или иным образом проявляет себя, что позволяет причислить его к той или иной социальной группе и исключить сообщества, чуждые ему.
Нередко к виду общения причисляют и коммуникацию. Однако с точки зрения обществознания, эти два понятия не являются однородными. Безусловно, коммуникация тоже связана с передачей информации. Но передается эта информация в одностороннем порядке – например, через СМИ. При общении, напротив, человек имеет возможность получить обратную связь или сам отреагировать на информацию от своего собеседника.