Консультация для педагогов «Игра — ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте»


Структура и виды ведущей деятельности

Существует три признака, по которым можно определить ведущую деятельность:

  1. ведущая деятельность способствует возникновению новых для ребенка действий, которые он осваивает со временем;
  2. благодаря ей идет формирование и перестройка отдельных функций психики растущего человека;
  3. от нее зависят видимые изменения личности.

Психическое развитие малыша определяется соответствующим типом ведущей деятельности. Смена ее видов означает переход с одной ступени развития на другую, более совершенную.

Этапы психического развития человека от младенчества до старшего дошкольного возраста характеризуются определенной триединой структурой ведущей деятельности:

  1. сохраняющаяся – перешла с предыдущего этапа;
  2. непосредственная – характерная текущей стадии;
  3. нарождающаяся – та, которая только начинает развиваться и будет являться ведущей на следующей ступени.

Возрастная психология выделяет следующие виды ведущей деятельности на разных этапах:

  1. непосредственное эмоциональное общение ребенка и окружающих его взрослых (от 0 до 1 года);
  2. предметно-манипулятивная (от года до 3 лет);
  3. игровая (от 3 до 7 лет).

У младших школьников (6-11 лет) приоритетной выступает учебная деятельность, а у подростков 11-15 лет – общение.

Рассмотрим подробнее наиболее значимый для дальнейшего развития человека возрастной период от 0 до 7 лет.

Четвертый месяц жизни

На четвертом месяце младенец уже самостоятельно удерживает головку, умеет хорошо жестикулировать ногами и руками, изучает предметы вокруг, переворачивается со спины на животик. На предметы в это время он не просто смотрит, но и видит их. Воспринимает голоса вокруг и звуки. Ощущает потребность в маме не только для изучения ее самой, но и всего вокруг.

Родитель должен контролировать режим дня малыша, а также корректировать его, если требуется. В 3-4 месяца в среднем ребенку требуется 15 часов сна. 10 часов приходится на ночное время, а остальные распределяют равномерно на дню.

Если взрослые определились, что ребенку следует спать лишь в своей кровати, то класть его нужно лишь туда, воспитывая тем самым дисциплину и привычку.

Ведущая деятельность от 0 до 1 года

Начало жизни новорожденного характеризуется тем, что он полностью зависит от матери или лица, ее заменяющего. В полном смысле своего значения ведущий вид деятельности от 0 до 2 месяцев еще не определяется. Начиная со второго периода (с 2 до 12 месяцев) для малыша таковым становится непосредственное эмоциональное общение с самым родным человеком – мамой. Оно позволяет сформироваться не присущим ранее младенцу новообразованиям в психике:

  1. разделение ощущений и эмоциональных состояний;
  2. непроизвольное внимание (ребенок способен к кратковременной фиксации на определенных объектах);
  3. зачатки наглядно-действенного мышления;
  4. восприятие объектов;
  5. автономная речь.

Ведущая деятельность младенческого возраста формирует центральное, самое главное новообразование, определяющее переход к следующему этапу развития, – все более возрастающую потребность в общении с окружающими взрослыми.

Второй месяц жизни

Общение – ведущая деятельность младенческого возраста. К общению дополнительно подключаются физические контакты с родителями. Ребенку нужно давать ощущение защищенности и близости, носить его на руках, делать массаж, улыбаться и стараться вызвать ответную реакцию.

На втором месяце жизни воспитание родителей продолжает заключаться в развитии зрения и слуха. Предметы для изучения уже располагают на расстоянии от 30 до 50 сантиметров. Звуки для изучения становятся многогранными.

С целью развития тактильной чувствительности малышу нужно давать игрушки и предметы разной формы. Чтобы ребенок смог в будущем самостоятельно без проблем удерживать головку, перед ним начинают катать яркий шарик. Младенец будет внимательно следить за ним, тем самым напрягая мышцы шеи.

Ведущая деятельность раннего возраста

В младенческом возрасте ведущая деятельность сформировала психологические свойства ребенка, которые позволили ему перейти на более высокий уровень развития. Теперь определяющими становятся предметно-манипулятивные действия, посредством которых малыши познают окружающий мир, наполненный множеством разнообразных предметов. Весь этот процесс проходит под пристальным вниманием взрослых.

Особенность раннего возраста заключается в определенном разделении линий развития психики мальчиков и девочек. Для мальчиков достаточно значимой становится предметно-орудийная деятельность, а для девочек – коммуникативная. Это происходит из-за специфики общения с ними: культурные образцы отношений в обществе ориентируют мальчиков и девочек на отличные друг от друга типы деятельности. Поэтому у первых сильнее развито абстрактное мышление, а у вторых – социальное.

Ведущая деятельность в раннем возрасте формирует у малышей обоих полов следующие психологические новообразования:

  1. самооценка;
  2. наглядно-действенное мышление;
  3. узнавание с воспроизведением;
  4. развитие активной речи;
  5. формирование непроизвольного внимания;
  6. становление Я-концепции (Я – сам).

Ребенок требует большего доверия и предоставления ему значительной доли самостоятельности.

Третий месяц жизни младенца

Ведущим типом деятельности в младенческом возрасте трех месяцев станет умение проявлять эмоции. Чтобы малыш развил мимические мышцы лица, начал смеяться, гулить, проявлять разные эмоции, ему важно уделять повышенное внимание. Родитель должен часто брать младенца на руки, подолгу разговаривать с ним, рассказывать истории, читать книги, смеяться.

Игрушками в этом возрасте станут колокольчики, бубенчики, воздушные шарики, погремушки и все, до чего малыш сможет дотянуться и что сможет тактильно почувствовать. Родитель обязан помогать ребенку изучать окружающий мир и не запрещать быть любопытным.

На этом этапе развития малыш начинает копировать многие жесты и привычки родителей, а также учитывает их мироощущение. К примеру, если мама малыша будет ощущать страх, то же самое будет чувствовать и ребенок.

Чтобы развить в ребенке лишь положительные качества, следует показывать ему как можно больше позитивных эмоций, часто улыбаться и дарить хорошее настроение.

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

  1. правильная речь;
  2. непроизвольная память;
  3. анализирующее восприятие;
  4. наглядно-образное мышление;
  5. творческое воображение;
  6. зачатки произвольной памяти;
  7. словесное мышление;
  8. эмоциональная регуляция поведения.

Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет.

Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.

Игра предметная

В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

Игра сюжетно-отобразительная

К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Как же часто мама и папа имеют возможность узнать себя, глядя на поведение куклы, которой руководит их дочь или сынишка!

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Основная роль папы, мамы, воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить пищей воображение детей.

Воспитание на первом месяце жизни

Начинать занятия с малышом следует с самого раннего возраста. Важно помнить, что до года происходит закладка всех основ для его дальнейшего развития. Уже на этом этапе ребенок многое понимает и воспринимает: проявляет реакцию на звуки вокруг, определяет тон разговора, мелодии, отличает свет от темноты, по запаху узнает, что мама где-то рядом, ощущает все прикосновения.

У ребенка хорошо развиты врожденные рефлексы, к примеру, он ищет грудь мамы, сосет ее, вздрагивает от слишком громких либо внезапных звуков, шагает ножками, если поднять его и держать в вертикальном положении, хватается руками.

В этот отрезок времени воспитание должно заключаться в простых методах. Развивать цветовое зрение, располагая яркие игрушки-погремушки на расстоянии около 30 сантиметров от глаз ребенка. Обучать фиксации взгляда, двигая яркой игрушкой перед глазами ребенка на расстоянии 20 сантиметров, а после, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещать ее в другую сторону и в вертикальном направлении. Формировать слух младенца, разговаривая с ним тихим и спокойным голосом, включая музыку и гремя погремушками.

Также специалисты рекомендуют носить ребенка по дому, рассказывая ему о предметах, находящихся вокруг, делясь интересными историями.

Особенности воспитания на пятом месяце

Ребенок не просто гулит, но и произносит хорошо различимые звуки. Видя игрушку поблизости, он может дотронуться до нее, а также крепко удерживать в руках. Все вещи он продолжает воспринимать на вкус и по тактильным ощущениям.

Мышцы и конечности ребенка уже окрепли, что дает ему возможность приподниматься на руках, тянуть ноги и даже вставать на четвереньки. Родителю важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с младенцем.

Важно носить ребенка на руках, часто говорить с ним, отвечать что-то на его звуки, улыбаться в ответ. Также хорошо будет развить в малыше чувство ритма, для этого следует проводить массаж и гимнастику со счетом и пританцовывать под музыку.

Ребенок очень рад, когда видит, что им довольны. Эмоции проявляет по-разному: капризничает и плачет, чтобы показать дискомфорт, либо смеется и играется, когда ему весело. Важно помнить, что при громком плаче ребенок не манипулирует родителями, а просто показывает свои потребности либо недовольство, так как по-другому этого делать еще не умеет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]