Направленность и мотивация
Направленность личности в психологии в плане мотивации к достижениям рассматривается с различных точек зрения. Одни психиатры, под определением мотивации, имеют в виду психические побуждения к действию, другие – конкретную причину, которая побуждает к деятельности.
Есть мнение, что мотив – это сформированная в человеке необходимость удовлетворения значимых интересов. Из всех теорий мотивации можно выделить общее определение понятия. Мотивация – это внутренний стимул личности, который побуждает к активности, направленной на удовлетворение определенной потребности.
Сами потребности могут быть различными, от простых, биологических, до возвышенных социальных.
Американский доктор психологии Маслоу разработал структуру, которая включает пять основных потребностей в порядке строгой иерархии:
- Физиологические потребности самые мощные и насущные из всех. Пока человек не удовлетворит элементарную необходимость в пище, удобстве, здоровом балансе организма он не может ставить более высокие цели.
- Безопасность – эта потребность выходит на первый план после обеспечения первой насущной нужды. Безопасность для личности – это не только защита от вражеского нападения, которая может возникнуть в редких случаях военных действий или посторонней агрессии. Бытовая безопасность предусматривает стремление к стабильности, законодательной защите. Это понятие также обозначает свободу от хаоса и неуверенности в завтрашнем дне. В повседневной жизни такое стремление проявляется в желании получить стабильную работу, создать запас денежных средств на разные непредвиденные случаи.
- Потребность в любви, привязанности включает в себя стремление к общению, дружбе, любовным отношениям. Такое стремление присуще человеку всегда, но особенно активизируется после удовлетворения первых двух потребностей.
- Потребность в признании включает в себя личностный рост, желание получить уважение в социуме. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и полезным для окружающих. Отсутствие такого ощущения приводит к слабости, неуверенности в себе. Потерянность в этом вопросе приводит к депрессиям и неврологическим заболеваниям.
- Самоактулизация – поиск свой сути, своего «я», стремление к идеализации себя. Может проявляться по-разному, в зависимости от своих личных интересов. Кто-то стремится к сенсационным научным открытиям, а кто-то хочет стать идеальным родителем или хозяйкой дома. Потребность в высокой форме самореализации появляется на высшем этапе развития, когда удовлетворены все предыдущие потребности.
На любую деятельность, осуществляемую человеком, оказывают большое влияние факторы мотивации.
- Внешняя мотивация побуждает к выполнению каких-либо задания для проявления себя в общественном мнении, для того, чтобы получить одобрение и похвалу.
- Внутренняя мотивация – гораздо более сильный механизм движения личности. Результат достигается не для славы или одобрения, а для удовлетворения личного интереса. Именно внутренняя мотивация побуждает к открытиям и новым изобретениям.
- Осознанность – правильное понимание необходимости процесса и ожидаемого результата. Выполнение непонятных поручений, неосознанная деятельность порождает скуку и отсутствие интереса к такой работе.
- Интересы и удовлетворение потребностей. Когда деятельность приносит человеку азарт, удовлетворенность и душевный подъем, результат оказывается очень высоким. Если при этом личность получает еще и удовлетворение своих потребностей, признание, ее стремление к поиску смысла жизни усиливается. В случае неудовлетворения духовных и личных интересов в человеке нарастает сомнение в своих силах, его стремления и энергичность подавляются.
Потребности
Одним из основных источников активности человека являются потребности. Потребность выражает зависимость человека от определенных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой человеческой деятельности, особенно труда.
Потребность — это состояние человека, возникающее в условиях нужды в предметах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
В данном контексте процесс удовлетворения потребности выступает как активный, целенаправленный процесс совладания человека с такой формой деятельности, которая определяется уровнем социального развития. Потребности человека имеют социально-личностный характер, который выражается в том, что для удовлетворения потребностей человек использует те способы и приемы, которые исторически сложились в данной социальной среде и необходимы в определенных условиях.
Потребности могут принимать другую форму.
Например, они могут восприниматься людьми по-разному. В этом случае они принимают форму притяжения. Это побуждение к деятельности, которое является недифференцированной, недостаточно реализованной потребностью.
Привлечение — это первичное эмоциональное проявление человеческой потребности в чем-то, мотивация, еще не опосредованная сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, то есть выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность либо проходит, либо реализуется в виде конкретного желания. Таким образом, влечения обусловлены не только биологическими, но и социальными факторами. Более того, в домоводстве преобладает мнение, что у человека с развитым сознанием влечения не играют главной роли в качестве мотивов поведения, а служат «строительным материалом» для осознанных мотивов. С другой стороны, драйв является одним из центральных понятий психоанализа, что отводит ему ведущую роль в деятельности и регуляции человеческого поведения.
Другой бессознательный импульс — это отношение. Это бессознательное состояние готовности человека к определенной форме деятельности.
Это может быть готовность к деятельности, к поведению, к пониманию или интерпретации чего-либо. Отношение, проявляющееся в интерпретации событий, явлений и фактов, может принимать форму предрассудков или стереотипов.
Отношение обычно развивается в результате повторяющихся ситуаций, в которых человек реагирует определенным образом.
Д.Н. Узнадзе разработал теорию, согласно которой потребности и ситуации, возникающие при встрече, определяют направление поведения субъекта до тех пор, пока поведение не натолкнется на определенные препятствия. В этих случаях бессознательное поведение прерывается, и в игру вступают сознательные механизмы объективации. Возникающие препятствия замечаются и осознаются. После сознательного нахождения нового способа регуляции, контроль над поведением снова осуществляется через бессознательные установки. Эта непрерывная передача контроля обеспечивает гармоничное и более экономичное взаимодействие между сознательным и бессознательным.
Классификация потребностей
В истории психологии были попытки свести все человеческие потребности к одной — первичной и основной (в работах Фрейда и Адлера это либидо и «стремление к власти» соответственно).
В то же время классификация потребностей Мюррея включает более 140 человеческих потребностей.
Томас в 1924 году задал себе вопрос: каков минимум человеческих потребностей? В ответ на свой вопрос он перечислил 4: потребность в безопасности, признании, дружбе, новых впечатлениях (его ответ был основан на исследовании проституции среди молодежи).
Дж. Питер (1938) утверждал, что на протяжении всей истории человечества наиболее часто конкурировали следующие потребности: Пропитание, свобода, сексуальные партнеры, вера (убеждения, идеалы).
Мотивы как фактор формирования направленности
Направленность связана с мотивационно-потребностной и познавательной сферой личности. Направленность личности с одной стороны обусловлена условиями окружающей среды, а с другой стороны сама обуславливает поведение личности.
В мотивационном аспекте можно выделить следующие типы направленностей личности:
- Идейно-духовная. Стремление к познанию мироздания, решению вопросов вселенского масштаба, мышлению в направлении сохранения и развития всего человечества.
- Индивидуально-личностная. Стремление к удовлетворению потребностей своего «Я», самовыражению, поддержанию индивидуальности.
- Инстинктивно-физиологическая. Стремление к удовлетворению телесных потребностей для сохранения вида и индивида.
На основании рассмотрения сразу нескольких подходов к теории направленности личности (Мясищева и описанного выше) можно выделить 9 видов направленности (рисунок ниже).
Варианты направленности личности
См.также
- Теория ERG , которая дополнительно расширяет и объясняет теорию Маслоу
- Проблема первого мира отражает тривиальные проблемы в контексте более насущных потребностей.
- Фундаментальные человеческие потребности , модель Манфреда Макса-Нифа
- Функциональные предпосылки
- Человеческие данности , теория в психотерапии, которая предлагает описания природы, потребностей и врожденных атрибутов человека.
- Теория потребности , модель Дэвида Макклелланда
- Положительный распад
- Теория самоопределения , модель Эдварда Л. Деси и Ричарда Райана
- Самоактуализация
- Гуманистическая психология
- Мотивация
- Теория 4P
- Теория потребностей К. Альдерфера
- Потребности по Кейнсу
- Потребности по Каверину
- Реестр потребностей по Мюррею
- Теория потребительских ценностей Шета — Ньюмана — Гросса
- Дислайк
- пирамида потребностей , маслоу ,
- поведение людей в социальных сетях , теория лайков ,
- потребности по кейнсу ,
- потребности по каверину ,
- реестр потребностей по мюррею ,
- теория потребительских ценностей шета — ньюмана — гросса ,
А как ты думаешь, при улучшении потребность, будет лучше нам? Надеюсь, что теперь ты понял что такое потребность, направленность, мотивы деятельности личности, потребности, мотиваци и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Общая психология
Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях, мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.
Формирование направленности личности
Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.
Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.
В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:
- влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
- желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
- стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
- интерес — познавательная форма направленности на предметы;
- склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
- идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
- мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
- убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.
Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различать цель деятельности и жизненную цель. Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.
Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.
Направленность как система
Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).
Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.
Направленность на взаимодействие
Направленность на взаимодействие
имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.
Деловая направленность
Деловая направленность
отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.
Личная направленность
Личная направленность
создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.
Качества направленности
- Уровень направленности
— это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения). - Широта направленности
характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. - Интенсивность направленности
связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений. - Устойчивость направленности
характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью. - Действенность направленности
личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.
Функции
- Направляющая: указывает путь, куда идти, к чему стремиться, как развиваться. Проблема в том, что многие мотивы и потребности остаются неосознанными, но даже в таком виде они способны влиять на выбор и поступки человека;
- Побуждающая: вдохновляет, провоцирует деятельную активность индивида. Ведь очень сложно заставить человека сделать то, что он не хочет. Да и результаты такой работы будут печальными;
- Регулирующая функция тесно связана с расстановкой приоритетов. Что важнее в данной ситуации, имеет большую значимость;
- Смыслообразующая: придаёт ценность тому, чем человек занимается.
Что такое творчество?
Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.
Механизм творческой деятельности:
- Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
- Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
- Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
- Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.
Отличие деятельности человека от активности животного
Читайте также: Как сделать таблицу в ИнДизайне