Мотивация деятельности: виды и значимость в жизни человека


Мотивация поведения личности

Мотивация поведения личности – потребность в возбуждении конкретных нервных структур для активной защиты организма от негативных ситуаций и обстоятельств. Уровень функционирования чувственных возбуждений в структуре головного мозга влияет на мотивацию в поведении личности. Например, насыщенный организм не будет реагировать на вкусную пищу и привлекательные блюда. Внешние раздражители провоцируют возникновение стимулов после конкретной мотивации организма и составляют четкую модель объектов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей.

Мотивация деятельности человека заключается в личных интересах, желаниях, стремлениях, увлечениях, убеждениях, духовных и материальных ценностях.

  1. Интересы характеризуются ярко выраженными направлениями на предметы и объекты, которые приводят к стабильности личных потребностей человека. Проявление интересов заключается в чрезмерном внимании к объектам, имеющим устойчивую значимость. Интересы представляют собой мотивационные механизмы, влияющие на поведение человека и сформированные личностными потребностями. Оказывают значительное влияние на формирование психических процессов. По характеру потребностей подразделяются на духовные и материальные интересы. В зависимости от их устойчивости бывают разносторонними и ограниченными, кратковременными и стабильными.
  2. Желания – непреодолимая потребность в достижении поставленной цели с составленным планом конкретных действий. Желания сопровождаются мотивацией личности, потребности которых являются предметом собственного удовлетворения человека. Наблюдается прямая связь с эмоциональным стремлением достичь желаемого результата.
  3. Страсть характеризуется аффективным стойким стремлением к определенному объекту, оказывающая чрезмерное влияние на жизнедеятельность человека. Страсть в зависимости от желаний и стремлений личности бывает позитивной или негативной. Негативные страсти провоцируют возникновение деградации личности и агрессивное поведение. Основным направлением позитивных страстей является достижение поставленных целей.
  4. Влечение – навязчивая тяга к определенным действиям, предметам и объектам, сформированная в социальных условиях и не поддающаяся естественному пониманию человека. Социальная среда личности дисциплинирует его собственные влечения. Нарушение психических процессов приводит к усилению инстинктивных побуждений. Например, непреодолимое половое влечение к противоположному полу возникает неосознанно и не поддается контролю человека.
  5. Намерение – преднамеренный умысел или сознательно принятое решение для достижения конкретной цели с четко составленным планом действий. Намерения приводят к развитию побуждений, которые направляют человека к определенным действиям и поступкам.

Классификация мотивов

Все мотивы можно условно разделить на следующие группы, в соответствии с их природой возникновения: • социальные: необходимость в безопасности, защищенности, признании, общественном одобрении и т.п.; • иерархичные по степени значимости (ведущие и подчиненные мотивы) и времени их возникновения; • по источнику возникновения: внутренние или внешние; • по отношению к сознанию: осознанные и неосознанные.

Мотивы совместно с потребностями и целями являются основными компонентами мотивационной сферы человека. Благодаря ей мы развиваемся, действуем, совершаем те или иные поступки, добиваемся поставленных перед нами целей, самосовершенствуемся и самоутверждаемся в обществе, самореализовываемся в жизни.

В современном обществе для достижения успеха важно иметь широкую и гибкую мотивационную сферу. Для этого нужно ежедневно развивать ее основные составляющие, учиться управлять эмоциями, анализировать свои желания и уметь сопоставить их с намерениями, а также постоянно расширять кругозор.

Мотивация деятельности личности

Мотив – преднамеренное побуждение, направленное на достижение определенной цели или задачи, вызывающее у личности удовлетворение собственных потребностей. Мотивация деятельности личности развивается на основании нескольких мотивов, сопровождающихся определенной значимостью и являющихся смыслом деятельности человека. Мотивы способны спровоцировать конфликт при реализации намеченных целей.

Мотивацию деятельности личности определяют установки, характеризующиеся готовностью к совершению определенного поведения. Установки заложены в стереотипах поведения. Таким образом, мотивация деятельности личности является комплексом взаимосвязанных факторов. Мотивы часто путают с целями, задачами и потребностями. Потребность – неосознанное желание устранить дискомфорт, а цель – результат осознанного желания.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

  1. Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
  2. Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
  3. Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
  4. Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Игра как особый вид деятельности
Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

Мотивация формирования поведения личности

Мотивация формирования поведения личности заключается в социальной среде человека, его личных интересах, потребностях, мотивов поведения, установок, убеждений, поступков, предпринятых действий. К социальной среде относится производство, природа, уровень развития общества, взаимоотношения с людьми, мнение общественности. Среда оказывает колоссальное влияние на возникновение потребностей человека, которые формируются с рождения. Новорожденные обладают врожденными физиологическими и физическими потребностями. Осознание личных потребностей приводит к определению собственных целей, интересов и желаний.

Развивающие упражнения для мотивации детей и взрослых


Развивающие упражнения для мотивации
Собственные комплексы служат главной мотивацией для создания определенных целей и выполнение поставленных задач:

Ассоциации с животными. Ассоциируя себя с воображаемым персонажем или реальным объектом, человек сможет достичь личностного роста в короткие сроки. Положительные черты характера любимого персонажа вызывают у личности позитивные убеждения и установки, которые приводят к появлению новых целей и задач. Животные – мощные и мудрые создания, являющиеся главной основой природы и окружающего мира. Идентифицируя свою личность с животным, человек мотивирует себя на проявление осторожности, настойчивости, целеустремленности.

Для выполнения упражнения потребуется выбрать животного, охарактеризовать его положительные и отрицательные качества, представить себя на месте воображаемого персонажа и стремиться достичь поставленной цели. Рекомендуется выбрать образ сильного льва или милого кролика. Находиться в таком образе следует не менее 5 минут и попытаться за короткий промежуток преодолеть трудности, с которыми животное сталкивается в реальности. После выполненных действий следует проанализировать собственные чувства и эмоции, определить задачи, которые получилось реализовать.

Осознание собственной ошибки. Каждый человек совершает в жизни ошибки, но не у всех получается их признать. В детских дошкольных учреждениях воспитатели часто делают замечания ребятам по поводу выполнения различных поступков и действий. Преподаватели указывают на существенные ошибки учеников при выполнении контрольной работы, и разбирают поэтапно сложные задачи. Именно такие действия взрослых людей мотивируют детей на выполнение сложных заданий.

Развивающие упражнения для мотивации следует проводить несколько раз в неделю. Для этого стоит представить трудную ситуацию, определить позитивные и негативные моменты существующего положения, исправить собственные ошибки.

Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека

Важную роль в повседневной жизни человека играет как внешняя, так и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация характеризуется поступлением стимула извне, то есть человек в первую очередь занимается какой-либо работой, чтобы получить вознаграждение, похвалу или признание в обществе. Ярким примером внешней мотивации работающего человека является заработная плата при условии, что сама по себе работа не вызывает у него интереса и не приносит особого удовольствия.

Согласно теориям человеческой мотивации, ее внутренний вид никак не связан с внешними обстоятельствами и человек выбирает определенную деятельность в первую очередь потому, что она приносит ему удовольствие. Например, рисует не для того чтобы выиграть конкурс, а чтобы получить позитивные эмоции. Эти два вида мотивации в жизни обычного человека тесно связаны между собой и нередко одна и та же деятельность подкреплена несколькими мотивами.

Мифы о мотивации

Мотивация человека складывается из различных факторов, из-за чего появилось множество бесполезных советов. К основным мифам можно отнести следующие:

  • Если записывать цели, это обязательно приведет к отличному результату. Считается, что проговаривание и фиксация задач стопроцентно гарантирует успех, так как это повышает сосредоточенность на планах.
  • Нужно прикладывать все возможные усилия. Следуя такому совету, легко перегореть, не рассчитав свои возможности. И вместо планомерного выполнения задачи получается наполовину законченный проект в короткие сроки, который человек уже не в состоянии реализовать.
  • Необходимо визуализировать успех. Просто визуализация — бесполезный инструмент, если она не подкреплена действиями. Это может вдохновить человека в краткосрочной перспективе, но в целом будет неэффективным инструментом для длительного достижения поставленных целей.

Теория мотивации: особенности содержательного направления

Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.

  1. Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия. Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
  2. Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
  3. Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
  4. Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;

Способы мотивировать себя

Важно начать с правильной мотивации, потому что хорошее начало может дать импульс, который удастся поддерживать в течение длительного времени. Вот, несколько советов:

Начните с малого

Это один из самых важных советов по мотивации. Не начинать с большого. Лучше вообще начните с нелепо легкой цели, а затем двигайтесь дальше.

Например, если вы хотите заниматься спортом, вам может показаться, что надо с первого дня устраивать интенсивные тренировки по часу и более. Нет — вместо этого делайте маленькие шаги. Просто позанимайтесь 2 минуты. Это может звучать глупо, но это работает.

Продолжайте в том же режиме в течение одной недели. Вы можете и увеличивать нагрузку, но просто придерживайтесь комфортного минимума. Это так легко, что невозможно потерпеть неудачу. Через месяц вы будете заниматься 15-20 минут, а через полгода, возможно, станете заядлым атлетом.

Ставьте одну цель

Люди начинают с избыточного количества целей и пытаются делать слишком много. Это истощает энергию и мотивацию. Это, пожалуй, самая распространенная ошибка.

Вы не можете поддерживать энергичность и сосредоточенность — две самые важные вещи — если пытаетесь достичь двух или более целей одновременно. Это под силу только главам государств и крупных корпораций. Вы должны выбрать одну цель, и сосредоточиться на ней полностью.

Мотивация по Маслоу

Проблему мотивации личности активно изучал Абрахам Маслоу. В своих работах он утверждал, что человек – такое существо, которое всегда чего-то хочет. Если он удовлетворит одну свою потребность, то после этого пожелает удовлетворить другую. И такое можно отметить за другими людьми (если за собой такое не замечается).

Ярким примером являются постоянно нестихающие капризы женщины. Сначала они желают найти хоть каких-то мужчин, с которыми можно построить отношения. Затем они становятся недовольными качествами появившихся мужчин, которых начинают переделывать. Затем возникают различные капризы «хочу» и «дай», когда мужчина становится идеальным.

Удовлетворив одно желание, человек переходит к удовлетворению другой цели. Причем сначала человек должен удовлетворить потребности своего организма, затем – желания, связанные с общей удовлетворенностью себя, и потом – цели, которые человек ставит осознанно, чтобы как-то улучшить свою жизнь.

К примеру, человек не будет думать о любви, если его жизни угрожают. Также он не сможет думать о людях хорошо, если испытывает к ним ненависть.

А. Маслоу создал пирамиду, которая наглядно показывает, какие потребности человек удовлетворяет в первую очередь, чтобы быть способным перейти на следующий уровень. Если потребности первых уровней не будут удовлетворены, тогда человек не сможет достигать цели на следующих уровнях (ему придется сначала удовлетворять первичные желания).

  • На первом месте стоят физиологические потребности: защита, утоление голода и жажды, секс, размножение и пр.
  • На втором месте человек направляет все силы на обеспечение себя защитой: дом, избавление от страхов, устранение неудач и пр.
  • На третьем уровне человек задумывается о своем месте в социуме и потребности в любви.
  • На четвертом уровне человек направляет все силы на то, чтобы получать одобрение, уважение, признание, достигать успеха.
  • На пятом уровне человек может увеличить свой кругозор новыми познаниями, исследованиями, навыками, обучением.
  • На шестом уровне индивид уже может задуматься об эстетических составляющих его жизни: красота, гармония, порядок.
  • На седьмом уровне человек может наконец-то самосовершенствоваться, развивать свою личность, ставить новые благие цели и пр.

Множественность потребностей и желаний приводит к тому, что человек может совершать определенные действия, которые косвенно удовлетворяют его какие-то желания. Например, кушать индивид может не только из-за голода, но и для повышения своего настроения. А сексом некоторые люди занимаются для обретения власти над другими, получения симпатии, чувства нужности.

Виды мотивов в психологии

Психологи выделяют большое количество видов мотивов, распределяя их по нескольким категориям. Создавать такую классификацию непросто, поскольку обстоятельств, которыми руководствуется человек, очень много; в каждом направлении психологии и в каждой школе существует своя система. Однако наибольшую распространённость получило разделение мотивов на четыре группы.

Внутренние и внешние мотивы

Эти виды являются важными не только в плане выбора средств и путей достижения цели, но и для самореализации человеческой индивидуальности. Внутренними являются такие мотивы, как интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и избегании отрицательных, желание повысить самооценку и др. Эти обстоятельства связаны с самим человеком и его отношением к своей деятельности.

Внешняя мотивация – это обстоятельства, не зависящие от человека и его желаний и лежащие за пределами его личной сферы. Это могут быть такие мотивы, как общественное мнение, перемена погоды, желание получить более высокую оценку или избежать наказания и т. д.

Внешние и внутренние побуждения могут работать одновременно, а могут действовать и по отдельности. К примеру, школьник старательно выполняет домашнее задание. Он может делать это как потому, что его интересует тема, так и для того, чтобы получить хорошую оценку, порадовать родителей, похвастаться перед товарищами и т. д.

Внешняя мотивация играет в человеческой жизни достаточно большую роль, поскольку большинство людей нуждается в определённой социализации. Такие мотивы зачастую бывают более эффективными, чем внутренние, это тот самый «пинок под зад», без которого иные люди вообще не будут ничего делать. Однако для развития личности наиболее предпочтительными являются всё-таки внутренние мотивы. Только с их помощью можно выполнять свою работу по-настоящему продуктивно. Вся творческая деятельность основана преимущественно на внутренней мотивации.

Положительные и отрицательные мотивы

Как и потребности, побуждения связаны с эмоциями. Человеком в его действиях может двигать желание получать удовольствие, наслаждение, и тогда это положительная мотивация, а может двигать и стремление избежать наказания, боли, страха и других негативных переживаний, и тогда это отрицательная мотивация.

Исследователи пока не могут окончательно сказать, какие из этих мотивов являются более эффективными в достижении цели. Отрицательная мотивация может побуждать к преодолению препятствий, терпеть мелкие неудобства, работать до изнеможения; но она же разрушает личность, которая так по-настоящему и не полюбит, и не поймёт своё дело. Поэтому более предпочтительными кажутся всё-таки положительные мотивы.

Устойчивые и неустойчивые мотивы

Устойчивыми являются такие побуждения, которые основаны на нуждах человека и не требуют какого-то дополнительного подкрепления. Такие мотивы существуют достаточно длительное время. Неустойчивая мотивация быстро меняется. Так, внутренние побуждения личности являются устойчивыми, поскольку изменения в мировоззрении, интересах, вкусах происходят редко и постепенно. А внешняя мотивация, наоборот, является неустойчивой, поскольку быстро меняются и запросы общества, и настроение окружающих, и погода на улице.

Достижение успеха

Это отдельный вид мотивации, который стал актуален в последнее время. Современное общество с самого детства настраивает человека на успех. Быть неуспешным непрестижно, успех приносит с собой и материальное благополучие, и общественное признание, и другие блага. Успех повышает социальный статус человека.

Казалось бы, достичь успеха желает каждый человек. Однако в реальности на пути его достижения стоит множество препятствий, которые иногда вообще отбивают желание идти к успеху. Одна из причин этого – непонимание человеком того, зачем ему вообще нужно достигать этой цели. Бывает, что поставленная цель слишком далека и теряется среди множества возникающих препятствий; в этом случае целесообразно разбить достижение данного успеха на несколько промежуточных целей.

Часто достижение большого успеха предполагает выход из так называемой зоны комфорта. Это означает – жертвовать чем-то малым, чтобы в конце получить нечто гораздо большее; умение идти на риск, терпеть небольшие неприятности с расчётом на то, что эти проблемы с лихвой компенсируются, когда успех будет достигнут. И именно здесь многие потенциально успешные люди сдают.

Нередко «зону комфорта» представляют как физическое, ментальное, мировоззренческое или духовное пространство, в котором человеку хорошо и комфортно, он не страдает и, казалось бы, обеспечен всем необходимым. На самом деле психологи понимают под этим понятием нечто иное. Для некоторых людей «зона комфорта» связана как раз со страданием, неудобствами, болью, а выход из этой зоны способен избавить от страдания и принести счастье. Но человек не хочет осуществлять этот выход, ему «хорошо», когда ему плохо. С чем же связан такой парадокс?

Данная ситуация отлично проиллюстрирована в знаменитой пьесе Е. Шварца «Дракон», по которой в конце 80-х был снят фильм. Обитатели сказочного города смиряются с тем, что над ними установил диктаторское правление страшный дракон, который устанавливает свои правила и, в частности, регулярно требует отдавать ему самых красивых девушек города. Когда появившийся храбрый рыцарь убивает дракона и дарит жителям свободу, они тут же… избирают нового диктатора, который заставляет их страдать точно так же. Оказалось, что жители не могут сделать над собой усилие, чтобы научиться жить без всяких диктаторов и страданий: в их сознании свобода, мышление, ответственность и трудолюбие кажутся ещё большими страданиями, чем безумные правила того или иного диктатора, к которым можно притерпеться. Дракон избавлял людей от необходимости думать и давал им пусть несправедливую и лживую, но простую и понятную картину мира, которую достаточно заучить наизусть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]