Способности как индивидуально-типологические свойства личности

Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения умений, знаний, навыков. Однако сами способности не сводятся к наличию таких умений, знаков и навыков. Другими словами, способность личности – это своеобразная возможность для приобретения умений и знаний. Способности проявляются только в такой деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в умениях, знаниях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности. Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.

Направленность личности, характер и темперамент

Учитывая личностные особенности человека, можно помочь ему достичь успеха в жизни, добиться лучшего результата, стать успешным в учебе и работе. В основе направленности личности лежит мотивация, которая подразумевает удовлетворение потребностей.

Одних людей вполне устраивает удовлетворение лишь физиологических потребностей. Для них характерны инертность, нежелание ничего менять в жизни. Такой образ поведения может сформировать меланхолик.

Других людей интересует реализация собственного творческого потенциала, удовлетворение социальных потребностей в общении, социальном росте, что характерно для сангвиников и холериков. Но направленность личности можно скоординировать, независимо от исходного темперамента. Только действовать в каждом случае нужно по-разному.

Сангвиник — «доверяй, но проверяй»

Сангвиники склонны увлекаться и всегда с радостью откликаются на все новое в жизни. Их отзывчивость и общительность становятся для них основой успеха. Но ровно до того момента, как они не переходят в легкомыслие, сверхобщительность и ненадежность.

Принцип работы с сангвиником — контроль и проверка, так как далеко не всегда он выполняет то, что обещает. Легкомыслие может вредить, поэтому сангвинику важно прививать усидчивость и привычку доводить начатое до конца.

Холерик — «ни минуты покоя»

Лучший вариант развития личности холерика — использование его бурной энергичности в полной мере. Такой человек должен быть все время занят. Его энергии хватит на все: учебу, занятия спортом, встречи с друзьями, работу.

Пока он увлечен, он жизнерадостен, достигает поставленных целей и они, что самое важное, даются ему легко. Если же холерик оказывается «не у дел», он начинает демонстрировать вспыльчивость, агрессию, несдержанность, конфликтность. В коллективе он вполне может направить свою энергию в опасное русло — на разрушение построенной системы, поэтому загрузив его несколькими проектами, можно избежать такой опасности.

Флегматик — «не торопи»

Флегматичные люди кажутся медлительными и «толстокожими», но при этом они постоянны, терпеливы, а главное — надежны. Чтобы помочь флегматику проявить его положительные качества, его нельзя торопить. В условиях дефицита времени такой человек работать не может. А если его не подгонять, а дать возможность работать в своем темпе, он выполнит работу идеально.

Меланхолик — «не навреди»

Доброжелательностью и способностью к сочувствию меланхоликов так и стремятся пользоваться окружающие. Их мягкость и человечность хороши внутри семьи, но в обществе они часто становятся жертвами агрессии или подчиняются чужим требованиям. Их ранимость и застенчивость мешают в достижении успеха, поэтому при формировании направленности личности меланхолика нужно соблюдать деликатность.

Кричать, давить, ставить жесткие рамки — это не для них. Отношение должно быть мягким, а в общении с меланхоликом важно сохранять позитивный настрой, так как он чувствителен даже к интонации речи.

«Обратитесь к психологу, чтобы тот проанализировал вашу команду, — советует Мария Рощина, — и распределил задачи так, чтобы все ее участники бежали на работу и хотели показывать результаты».

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Коммуникативные способности личности

В успехе индивида, определяющим фактором являются взаимоотношения и взаимодействие с окружающими субъектами. А именно – коммуникативные способности. От степени их развитости зависит успех субъекта в профессиональной деятельности и в других жизненных областях. Развитие таких способностей у индивида начинается практически с рождения. Чем раньше малыш сможет научиться говорить, тем легче ему будет взаимодействовать с окружающими. Коммуникативные способности субъектов образуются у каждого индивидуально. Определяющим фактором в раннем развитии этих способностей являются родители и взаимоотношения с ними, позже влияющим фактором становятся сверстники, а еще позже – коллеги и собственная роль в социуме.

Если в раннем детстве индивид не получает необходимой поддержки со стороны родителей и других родственников, то не сможет в дальнейшем приобрести нужный коммуникативный навык. Такой ребенок может вырасти неуверенным в себе и замкнутым. Следовательно, его коммуникативные способности будут на низком уровне развития. Выходом из такой ситуации может служить развитие коммуникативных навыков в обществе.

Коммуникативные способности имеют определенную структуру. В них входят следующие способности: информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная.

Умение начать и поддержать беседу, грамотно ее завершить, привлечь интерес собеседника, применять невербальные и вербальные средства для общения называются информационно-коммуникативными способностями.

Возможность улавливания эмоционального состояния партнера по общению, правильное реагирование на такое состояние, проявление отзывчивости и уважения к собеседнику – это аффективно-коммуникативная способность.

Умение помогать собеседнику в процессе общения и принимать поддержку и помощь от других, способность к решению конфликтов, применяя адекватные методы, называется регуляционно-коммуникативными способностями.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Чем отличается характер от темперамента

Впервые о различиях между людьми, заложенными глубоко в их природе, говорил древнегреческий врач Гиппократ. Еще в V веке до нашей эры он предложил классификацию, которая в легла в основу общепризнанной сегодня типологии темпераментов.

В зависимости от комплекса психических свойств личности выделяют четыре типа темперамента человека.

  • Сангвиник. Для таких людей характерна исключительная активность. Они быстро отзываются на происходящие вокруг события, стремятся к частой смене впечатлений. Постигающие их неудачи преодолевают легко: просто перешагивают и идут дальше. Их жизнь насыщенна, мимика выразительна, в общении они стремятся к лидерству, а их реакция часто зависит от внешних, так называемых ситуативных впечатлений.
  • Флегматик. Для людей с такой психической организацией характерна невозмутимость. Они постоянны во всем, начиная от манеры общения и преобладающего настроения, заканчивая жизненными установками и приоритетами. Они настойчивы, устойчивы к стрессу, не склонны проявлять эмоции, в разговоре сдержанны. Внешние воздействия редко способны вывести флегматиков из себя. Они не склонны откликаться на новые впечатления и трудно сходятся с новыми людьми.
  • Холерик. Энергичность и желание объять необъятное характеризуют людей с этим типом темперамента. Они склонны к бурному выражению эмоций, быстрые и порывистые, их настроение часто меняется, а новому делу они отдаются целиком и с настоящей страстью, при этом нередко быстро остывают и теряют интерес. Внешне отличить холерика можно по стремительным движениям, эмоциональной речи.
  • Меланхолик. Их душевная организация — тонкая и ранимая. Это впечатлительные, глубоко переживающие, склонные к состраданию люди, которые с трудом находят общий язык с коллегами и сверстниками. Общению они предпочитают одиночество, неудачи воспринимают тяжело, долго анализируют, пытаясь определить свои ошибки. На внешние факторы реагируют с учетом прошлого опыта. В поведении спокойны, сдержанны, их речь тихая, приглушенная.

«Люди, склонные к состраданию и самопожертвованию, часто подвергаются травле в обществе, — отметила психолог-коуч Мария Рощина. — Они не дают сдачу, а если испытывают негативные эмоции, показывают их огорчением, плачем. Это становится побуждающим фактором для «садиста». Поэтому в детских коллективах те дети, которые быстрее других начинают плакать, чаще страдают от агрессии окружающих».

pixabay.com /

Влияние темперамента на характер

Особенности темперамента с течением жизни не меняются, становясь основой характера. То, что дано человеку природой, определяет основу его поведения, его склонности, вещи, которые даются ему легко и, напротив, тяжело.

Например, живой и общительный сангвиник спокойно находит общий язык с любыми людьми, но при этом ему трудно довести до конца монотонный проект. В этом случае можно говорить о неусидчивости, как о черте характера.

Холерик как человек дела с головой погрузится в интересную ему работу, но от него едва ли можно требовать внимания к близким, то есть заботливости. Флегматику значительно сложнее проявлять инициативность и решительность по сравнению с уверенным в себе сангвиником. А меланхолик склонен к робости и тревожности, которые ему очень сложно преодолеть.

Роль темперамента в характере

Безусловно, люди разных темпераментов могут обладать сходными чертами характера. Но их поведение даже в близких по смыслу ситуациях будет разным. Например, и холерик, и меланхолик могут испытывать подозрительность по отношению к окружающим людям. Но если меланхолик попытается полностью пресечь общение с подозрительным человеком, отгородиться от него, то холерик попробует дать ему шанс, если это необходимо для дела.

Настойчивость тоже проявляется по-разному у людей различных темпераментов. Если флегматик будет медленно, но упорно и методично работать над достижением цели, то холерик попробует действовать энергично, агрессивно, нередко нахально, при необходимости пойдет по головам.

При этом склонность к определенной модели поведения вовсе не означает, что человек не может скорректировать особенности своей личности — как раз наоборот.

Факт. Способность управлять проявлениями темперамента становится показателем социальной зрелости личности. В этом случае выработанная с годами система черт характера, наполненная жизненными устремлениями, подчиняет себе те проявления темперамента, которые мешают в достижении целей.

pixabay.com /

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Способности и склонности

Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности». Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Как проявляются индивидуально психологические особенности личности

Психология изучает общие и индивидуальные законы формирования, развития психики. К слову, их изучает не только психология, но и философия, социология. К первому (общим закономерностям), например, относится теория о возрастных кризисах, концепция о психологических механизмах защиты. Ко второму – представления о становлении индивидуально-психологических характеристик. Что относится к ним? К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и его отдельные черты, способности, эмоционально-волевая сфера.

Как и в чем проявляются индивидуально-психологические особенности? Да во всем. Например, то, как мы реагируем на какие-то события или как рассказываем какую-то историю, напрямую связано с темпераментом. Холерики поддаются эмоциям, много жестикулируют. Флегматики сдержанны, обращают внимание на мелочи, объективно оценивают ситуацию. Впрочем, мы уже забежали немного вперед. Давайте разберем каждую из основных индивидуальных характеристик подробнее, в том числе темперамент.

Интересно! Изучением индивидуально-психологических особенностей занимается специальных раздел психологии – дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий. Она объясняет, почему в одних и тех же ситуациях люди ведут себя по-разному, почему в одних и тех же условиях вырастают дети с совершенно разным будущем и т.д.

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 246900

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]