Определение термина «способность» в психологии
Способности – это в психологии свойства психики человека, обусловленные особенным развитием функциональных органов и психологических структур, которые позволяют ему с особой быстротой и успешностью осваивать новые знания, умения и навыки в конкретной области деятельности.
У людей, которые обладают определенными способностями (в конкретной сфере деятельности), скорость освоения новых знаний и умений в несколько раз превышает эффективность развития в данной сфере тех людей, которые не обладают такими способностями.
Например, если у ребенка есть математические способности (легкость арифметических вычислений, хорошая память, выраженная логичность мышления), ему гораздо легче изучать математику и решать сложные задачи, в отличие от ребенка, не имеющего этих способностей.
Для успешного освоения и осуществления разных видов деятельности необходимы различные способности. От них зависит быстрота и качество приобретения новых знаний, умений и навыков в соответствующей сфере деятельности.
Теории способностей:
- Согласно структурному подходу способности – это базовые понятия, единицы анализа, элементы структуры. Задатки определяют область возможностей для развития способностей. Они проявляются в деятельности. Б.М. Теплов отмечал, что существует прямая связь между задатками (абсолютный музыкальный слух) и предметной спецификой.
- Функциональный подход (личностный) рассматривает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи. Например, если испытуемый мотивирован стать музыкантом, то слух можно сформировать (псевдоабсолютный слух). Способности формируются и развиваются в деятельности путем преобразования других природных задатков.
Происхождение способностей и их структура
Существует 2 теории происхождения способностей у человека. Теория о возникновении способностей путем передачи генной информации от родителя к ребенку и теория развития способностей в результате обучения, воспитания и воздействия внешней социальной среды на человека.
Генетическая теория возникновения способностей опирается на общеизвестные факты, когда дети выдающихся ученых или деятелей искусства также становились учеными или достигали успеха в соответствующей области искусства. Например, очень частым явлением было обнаружение у детей музыкантов соответствующих музыкальных способностей (Моцарт, Гайдн).
Еще одним ярким примером является возникновение целой династии музыкантов и композиторов среди потомков известного великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
Теория возникновения способностей под воздействием обучения и факторов внешнего социального влияния опирается на ряд экспериментов, которые подтверждают развитие практически любых способностей, в случае правильного и планомерного обучения человека опытными педагогами, а также в результате правильного воспитания в раннем детстве, когда формируются основные анатомо-физиологические компоненты психики ребенка.
В результате сосуществования этих теорий современная психология принимает их в равной степени. На формирование способностей влияет как наследственность, так и факторы внешней среды, которые могут компенсировать отсутствие каких-либо врожденных способностей или наоборот приостановить их развитие.
Базовая структура способностей (в общем смысле) состоит из следующих частей:
- Информационная часть (знания о мире и обществе, научные знания, знания о способах осуществления определенных действий в различных видах деятельности).
- Психофизическая часть (опыт осуществления определенных действий в осваиваемой сфере деятельности, выражающийся в конкретных умениях и навыках).
- Творческая часть (умение и готовность к поиску новых видов решений каких-либо задач, способность создавать более эффективные умения и навыки).
- Эмоциональная часть (умение формировать позитивные эмоции в отношении осуществляемой деятельности, способность использовать эмоции для более эффективного освоения умений и навыков).
Наличие вышеперечисленных элементов в структуре способностей позволяет человеку эффективно развивать его способности в любых сферах деятельности.
Развитие отдельных элементов структуры способности влияет на общий прогресс развития самой способности, что в свою очередь приводит к дальнейшему усилению развития отдельных ее частей. Таким образом, развитие способности — это взаимный цикличный процесс с участием самой способности и ее отдельных частей.
Структура способности какой-либо конкретной деятельности, кроме общей структуры будет включать в себя ряд дополнительных качеств, которыми должен обладать человек, осуществляющий эту деятельность.
Например, в структуру способностей, которыми должен обладать человек, осуществляющий музыкальную деятельность, входят такие элементы как чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память.
В отношении литературной деятельности, в дополнение к общей структуре способностей, в ее состав должны входить такие дополнительные элементы как четкая работа речевого аппарата, развитое чувство эстетики, потребность к самовыражению и фантазированию.
Каждый конкретный вид деятельности имеет свою структуру способностей. Человек, осуществляющий какой-либо вид деятельности должен обладать соответствующими способностями.
Задатки – природная основа способностей
Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.
- Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
- К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
- Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.
Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.
Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.
Социальный фактор
Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.
- Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
- Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
- Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.
Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.
Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.
Что такое склонности?
К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.
- Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
- Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.
Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.
Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.
Гениальный педагог: как способности влияют на профессию
«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».
Уолтер Айзексон главный редактор журнала TIME, биограф Стива Джобса
В 2021 году в журнале TIME была опубликована статья «Что делает гения гением?». Уолтер Айзексон выделил 5 пунктов:
- Страсть к совершенству.
Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»
- Любовь к простоте.
Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.
- Умение заставить других сделать немыслимое.
Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».
- Способность усомниться в других гениях.
Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.
- Уважение к разнообразию.
Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.
Задатки
Задатки
– это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.
Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.
Способности
Способности
— это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:
- от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;
- будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;
- от того, как его будут обучать;
- от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.
Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?
А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей»
.
«Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире».
Артур Владимирович Петровский советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности
В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.
Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.
Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.
Уровни развития способностей
Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:
- Одаренность.
- Талант.
- Гениальность.
«Гений: 1% вдохновения и 99% пота».
Томас Эдисон
Одаренность
Это особый уровень развития способностей. Одаренность
— системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный человек
— это человек, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Талант
Талант
— выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.
Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.
Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.
Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.
Гениальность
Гениальность
— высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.
Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.
Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.
Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.
Талант и гениальность: сходства и различия понятий
Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.
Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.
Система способностей
Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?
Во-первых, общие способности
— благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.
Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности
— возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.
В-третьих, интерес
— индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.
В-четвертых, склонность
— стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.
Общие и специальные способности
Общие способности
обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.
В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.
Специальные способности
— это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.
Выделяют виды специальных способностей:
- учебные и творческие;
- математические;
- конструктивно-технические;
- музыкальные;
- литературные;
- художественно-изобразительные.
Интересы и склонности
Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.
Применительно к выбору профессии выделяют виды склонностей:
- склонность к работе с людьми;
- склонность к работе с техникой;
- склонность к работе с условными знаками;
- склонность к работе с растениями и животными;
- склонность к работе с художественными образами.
Педагогические способности
Педагогическим способностями
называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Базовые педагогические способности
- Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
- Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
- Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способность воспринимать ученика, воспринимать другого человека.
- Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
- Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
- Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
- Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
- Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
- Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
Специальные педагогические способности
- Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).
- Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
- Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
- Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям ребенка. Когда в классе 25 человек, важно понимать, у кого какой темперамент и характер.
- Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
- Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
- Способность вызывать к себе уважение со стороны ребенка, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
Креативность как компонент педагогической одаренности
«Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».
Стив Джобс
Креативность
(от англ. сreation — «создание») — творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания.
Чаще всего креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах на интеллект и академических достижениях. Тесты на определение IQ не дают возможность понять творческое мышление и креативность человека.
Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Параметры креативности
Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:
- способность к обнаружению и постановке проблем;
- способность к генерированию большого количества проблем;
- семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;
- оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, (способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование).
Креативность = Конвергентное мышление + Дивергентное мышление
Конвергентное
мышление (от лат. соnvergere — «сходиться») — использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.
Это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.
Дивергентное мышление
(от лат. divergere — «расходиться») — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи.
Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов.
Как развить креативность?
- Читайте вывески с конца к началу. Иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные.
- При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть действия будут происходить в обратном порядке.
- В свободную минутку займитесь придумыванием разнообразных имен путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв.
- Рисуйте – несуществующих существ, вещи.
- Пока никто не видит, попробуйте писать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами.
- Сочетайте на первый взгляд несочетаемые слова.
- Представьте любое слово в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать.
- К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение.
- Можно один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.
Методы Стива Джобса
Развивайте разнообразные интересы
Окончив колледж, Стив Джобс решил продолжить заниматься тем, что его интересовало, например, каллиграфией. Хотя в его знаменитой речи в Стэнфорде не
говорилось о практической стороне применения каллиграфии, он сказал, что многие вещи для Macintosh были созданы благодаря этому навыку.
Ходите пешком
В книге «Становление Стива Джобса» Брент Шлендер отмечает, что Джобс часто принимал участие в прогулках-мозговых штурмах с другими людьми. Недавние исследования подтверждают, что такие прогулки могут помочь разблокировать творческие идеи.
Медитируйте
Завершив обучение в Колледже Рид, Джобс провел несколько месяцев в Индии, где практиковался в медитации дзэн-буддистов. Джобс был настолько восхищен дзен, что решил переехать в Японию, чтобы продолжить свою практику. Он рассказал своему биографу Уолтеру Айзексону:
«Если вы просто посидите и понаблюдаете, вы заметите, насколько беспокоен ваш ум. Если вы попытаетесь его успокоить, это только усугубит ситуацию. Но когда это все-таки произойдет, вы сможете услышать очень тонкие вещи — ваша интуиция начинает раскрываться, вы начинаете видеть все более четко и учитесь быть в настоящем моменте».
Стив Джобс
Медитация помогла Джобсу развить творчество. Особые медитативные практики не только повышают творческий потенциал, но также могут способствовать развитию эмпатии.
Что мы называем способностями?
Это понятие не столь однозначно, как кажется, и поэтому объясняется учёными по–разному.
Наиболее точно, это понятие сформулировано Б. М. Тепловым, который исходит из трёх идей:
- способности — это индивидуальные свойства человека и с точки зрения психологии присущи каждому человеку
- но это не все свойства, а лишь те, с помощью которых достигаются успехи в жизни
- к способностям не относятся знания и умения, которыми уже накоплены человеком.
Способности проявляются и сохраняются только в постоянном развитии, ибо, скажем, музыкант перестаёт практически поддерживать свою форму, его способности по истечении времени теряются. Человек развивает и совершенствует свои способности, когда применяет их на практике. Замечено, что для успешного выполнения задания недостаточно обладать какой-то одной способностью, необходимо их сочетание, но может случиться так, что менее развитая способность компенсируется другой, более развитой.
Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей
Навыки, по мнению Б.М. Теплова, могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, которые человек перестает использовать на практике, со временем утрачиваются. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическим занятием такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.д., мы можем поддерживать и развивать соответствующие навыки.
Теплов сказал: «Недостающие способности могут быть компенсированы в очень широком диапазоне других высокоразвитых способностей. Например: отсутствие абсолютного слуха может быть компенсировано приобретенным навыком».
Компенсация:
1 — социальный аспект — Б.М. Теплов: «Люди с разными предрасположенностями могут добиться одинаково высоких достижений: то есть они могут быть художниками, учеными».
2 — Психофизиологический аспект — люди с по-разному развитыми характеристиками достигают одинаковой производительности. Например: медленная реакция и плохое распределение внимания компенсируется прогнозированием изменений ситуации в будущем. Это компенсация за счет опыта.
Существует также компенсация за счет стиля деятельности, так как, например, люди с разными стилями деятельности достигают 100% выполнения плана в той или иной области.
Говоря о навыках, важно отметить, что для каждого человека они свои. Каждый человек обладает индивидуальным специфическим сочетанием способностей, и успех его деятельности определяется наличием определенного сочетания способностей. Некоторые способности могут быть заменены другими, схожими по своему проявлению, но отличающимися по происхождению. На успех одной и той же деятельности могут влиять разные способности, так что отсутствие одной способности может компенсироваться наличием другой, то есть успех деятельности зависит не от одной способности, а от сочетания разных способностей, и это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть получено разными способами. Если отсутствуют необходимые условия для развития одних способностей, их недостаток может быть компенсирован более высоким развитием других. Одной из важнейших особенностей психики человека, писал Б.М. Теплов, является возможность широкой компенсации одних качеств другими, следовательно, относительная слабость одной способности не исключает возможности успешного выполнения даже той деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостаток способностей может быть в очень большой степени компенсирован другими, высоко развитыми в человеке способностями».
Л.С. Выготский: «Необходимо изучать не только то, какой памятью обладает ребенок, но и то, как он умеет ею пользоваться».
Ананьев рассматривал проблему соотношения биологических и социальных основ психики. Он отличился:
1 — функциональные механизмы, обусловленные природной организацией человека;
2 — оперативные механизмы, усваиваемые в процессе воспитания и обучения в целом социализации — это характеристика человека как субъекта деятельности;
3 — мотивационные характеристики человека как индивида и личности.
Ключевым моментом в изучении навыков является понимание взаимосвязи функциональных и операционных механизмов отдельных навыков. Например: Восприятие, память, мышление комплексное изучение механизма психических функций.
С точки зрения структуры способностей Ананьева, функциональные механизмы способностей определяются природой человека (например, способность к мышлению). Операционными механизмами способностей является использование готовых кодов (лингвистических, логических, числовых). Например: исполнительная стадия мышления является особенностью человека как субъекта деятельности, регуляторные механизмы являются следствием развития функциональных и операционных механизмов. В процессе онтогенеза внешняя и внутренняя регуляция способностей развивается на основе систем ориентации, контроля и коррекции для принятия решений и оценки ситуаций. Все системы связаны между собой взаимодействием, и в процессе развития функциональные и операционные механизмы становятся саморегулирующимися.
Классификация
Существует большое количество способностей, отличающихся друг от друга по разным критериям:
- по происхождению: природные и социальные. Первые являются врожденными или биологическими, вторые были приобретены в процессе обучения и социализации (что это?);
- по направленности: общие и специальные – имеющие широкую сферу применения или нужные лишь для конкретного вида деятельности или действий соответственно;
- по степени развития различают: одаренность, талант, гениальность – от простого к сложному;
- по условиям развития: потенциальные и актуальные. Первые – это те способности, которые могут развиться при определенных условиях. Вторые имеются у индивида в данный момент.
Специальные способности
Это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств деятельности.
Общие способности
Это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности.
Совокупность общих специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.
Профессиональные способности личности
Главным психологическим ресурсом, вкладывающим человеком в процесс труда и деятельности, являются профессиональные способности.
Итак, профессиональные способности личности – это индивидуальные психологические свойства индивида, которые отличают его от других и отвечают требованиям трудовой и профессиональной деятельности, а также являются главным условием выполнения такой деятельности. Такие способности не сводятся к конкретным умениям, знаниям, приемам и навыкам. Они формируются у субъекта на основе его анатомических и физиологических особенностей и задатков, однако в большинстве специальностей строго не обуславливаются ими. Более успешное выполнение того или иного вида деятельности чаще связано не с одной конкретной способностью, а с их определенным сочетанием. Именно поэтому профессиональные умения обуславливаются посредством успешной специализированной деятельностью и формируются в ней, однако имеют зависимость и от зрелости индивида, систем его отношений.
Деятельность, способности личности на протяжении жизни индивида регулярно меняются местами, являясь то следствием, то причиной. В процессе осуществления какого-либо вида деятельности в личности и способностях формируются психические новообразования, которые стимулируют дальнейшее развитие способностей. При ужесточении обстоятельств деятельности или при изменениях условий задач, самих задач может случиться включение различных систем способностей в такую деятельность. Вероятные (потенциальные) способности являются базисом новейших видов деятельности. Так как деятельность всегда подтягивается к уровню способностей. Итак, профессиональные способности – это и результат, и условие успешной трудовой деятельности.
Общечеловеческие способности – это такие психологические свойства, которые необходимы для вовлечения индивида в любую профессиональную и трудовую деятельность: жизнеспособность; трудоспособность; способность к саморегуляции и активности, которая включает в себя прогноз, предвосхищение исхода, целеполагание; способность к эмпатии, духовному обогащению, сотрудничеству и общению; способность ответственности за социальный исход труда и к профессиональной этике; способность к преодолению преград, помехоустойчивости, противостоянию неприятным обстоятельствам и условия.
На фоне вышеперечисленных способностей образуются и специальные: гуманитарные, технические, музыкальные, художественные и т.д. Это индивидуальные психологические характеристики, которые обеспечивают успешность произведения индивидом определенных видов деятельности.
Профессиональные способности личности образуются, основываясь на общечеловеческие способности, однако позднее их. Также они опираются и на специальные способности, если они возникли одновременно с профессиональными или раньше.
Профессиональные умения, в свою очередь, подразделяются на общие, которые определяются предметом деятельности в профессии (техника, человек, природа) и специальные, которые определяются конкретными условиями труда (нехватка времени, перегрузки).
Также способности могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные – проявляются при возникновении перед индивидом новых задач, которые требуют новых подходов к решению, а также при условии поддержки индивида со стороны, что создает стимул для актуализации потенциала. Актуальные – уже сегодня осуществляются в процессии деятельности.
Определение и характеристика
Способностями называют психологические свойства личности, позволяющие ему быть успешным в той или иной деятельности. Это то, что получается у вас лучше всего.
Способности развиваются из задатков – личностных врожденных особенностей. Например, у вас хороший слух – это задатки. Если их развивать, то вы можете стать хорошим музыкантом.
Способности и задатки тесно связаны, но разные по своей природе. Задатки являются врожденными, то есть присутствуют у человека независимо от его воли и желания. Они просто есть.
А вот чтобы превратить их в способности, придется много практиковаться, что требует сил и времени. Новорожденный малыш не умеет ходить. Пройдет не меньше года, будет сделано множество попыток встать на ноги, пережито тысячи падений, прежде чем он научится управлять своим телом.
Способности можно охарактеризовать следующим образом:
- это нечто индивидуальное – то, что отличает нас от других;
- успешность деятельности определяется уровнем развития способностей: чем больше они развиты, тем больше эффекта получает человек от их использования в своем деле;
- они не являются навыками, но определяют легкость их приобретения;
- они не передаются по наследству и не возникают самостоятельно;
- если вы не развиваете свои способности, то постепенно они сойдут на нет до уровня задатков.
Талант – высокий уровень развития творческих способностей
Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.
Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.
Какие способности бывают
Принято рассматривать способности, полученные от природы, основанные на биологических данных и специфические, возникшие под влиянием общественно — исторических условий. К природным относят память, восприятие, мышление – присущие всем людям и некоторым животным. Эти способности закладываются с рождения и биологически обусловлены. Они основаны на врождённых задатках и формируются с приобретением жизненного опыта. Но человек существо общественное и поэтому он обладает специфическими способностями. Ими обладают люди, ибо никто, кроме них, не обладает речью и логическим мышлением.
Часть способностей относят к общим, а другую — к специальным. Обладание речью, точностью движений рук и ног, например, является общим для всех людей. Специфическими способностями являются те, которые проявляются в определённых видах деятельности: в математике, музыке, живописи, спорте и др.
Если у человека развито абстрактное мышление, то мы вправе говорить о его способностях к теоретической деятельности. Тот, кто любит совершать конкретные действия, что – то делать своими руками, обладает практическими способностями. Человеку легко даются знания, он быстро усваивает новый материал, в этом случае мы говорим о его способностях к учёбе, а тот, кому нравится создавать предметы духовной культуры, стремится что-то открыть или изобрести – тому свойственны творческие способности.
Есть категория людей, которые способны быстро налаживать отношения с людьми, даже оказывать на них влияние. Такие способности проявляются благодаря обладанию речью, и это во многом помогло человеку стать существом социальным. Практически с самого рождения у человека вырабатывается потребность к эмоциональному общению. Это даёт возможность строить поведение в зависимости от ситуации, угадывать намерения других людей. Усвоение социальных норм помогает быстрее налаживать отношения с другими людьми. Есть люди, которые умеют убеждать других. Но часто бывает так, что в человеке заложено несколько способностей и такое сочетание называют одарённостью. Обладание какой – то одной способностью, ещё не гарантирует полный успех в жизни. Взаимодействие способностей, их взаимное дополнение друг друга, дают высокий результат.
Диагностика способностей
Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.
Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии — английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.
Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.
Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.
Что такое задатки у человека?
Для человека характерно обладание определёнными задатками: различают врождённые и приобретённые. Развитие способностей у человека проходит в несколько этапов, но только отдельные способности достигают высокого уровня. Чтобы достичь его, необходимо иметь определённый начальный уровень. Задаток становится основой, с которой следуют дальнейшие шаги. Он же обуславливает индивидуальные особенности при формировании, специальных способностей. Индивидуальные способности складываются при взаимодействии наследственных признаков и окружающей среды, и это проявляется уже при рождении.
В человеке с детства закладываются такие свойства, которые с возрастом могут помогать или затруднять формирование конкретных способностей. Вместе с тем, на основании проведённых исследований доказано, что нервной системой человека не предопределяются формы поведения, и в ней не формируются задатки. Нервной системой человека определяется его темперамент, именно от него зависит выбор деятельности каждым человеком.
Проведённые исследования позволяют утверждать, что задатки обусловлены социальной средой. Обучение и воспитание коренным образом влияют на поведение и психологическое состояние. Были проведены исследования по выявлению различий в способностях между мужчинами и женщинами. В детском возрасте большой разницы в обладании способностями не отмечено. А вот, с возрастом, когда накапливается жизненный опыт, когда накладывает отпечаток профессиональная деятельность, различия проявляются больше.
Мужчины, которые занимаются физическим трудом, имеют более развитую координацию движений, они не испытывают затруднений при ориентации в пространстве и др. У женщин лучше развита речь, быстрее скорость восприятия информации, счёт и др. Таким образом, социальная среда оказывает непосредственное влияние на формирование способностей, дополняя и развивая биологические.
Список способностей
- академические
- аналитические
- артистические
- вербальные
- гностические
- дедуктивные
- дидактические
- дипломатические
- изобретательские
- интеллектуальные
- исследовательские
- когнитивные
- коммуникативные
- конструктивные
- креативные
- лингвистические
- математические
- ментальные
- мнемические
- музыкальные
- ораторские
- организаторские
- педагогические
- перцептивные
- познавательные
- предпринимательские
- прогностические
- психофизические
- сенсорные
- суггестивные
- творческие
- телекинетические
- технические
- умственные
- управленческие
- физические
- художественные
- эмпатические
- эстетические
Степени развития способностей
Остановимся поподробней на способностях разного уровня развития:
- Задатки – это еще не способности, но их самый начальный уровень, говорящий, что они вообще существуют. Они представляют собой склонность человека к конкретному виду деятельности. Например, если вы видите, что ваш ребенок рисует чаще и лучше, чем остальные дети, то, возможно, это есть задатки к художественным (творческим) способностям.
- Одаренность – это высшая форма развития задатков. Например, вы отлично готовите, но не являетесь кулинарным деятелем.
- Талант – личностная особенность, выражающаяся в способности создавать нечто уникальное.
- Гениальность – «потолок» развития первых трех категорий. «Гениальные люди гениальны во всем» – человек может легко выполнять любые действия.
Диагностика интеллектуальных способностей
Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций. Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени. Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.
Другая популярная методика — ШТУР — также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:
— умение находить аналогии;
— логические классификации;
— логические обобщения;
— нахождение правила построения числового ряда.
Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.
Природный дар от рождения
Опираясь на мнение психологов, можно смело сказать, что способности и задатки тесно связаны между собой. Но чтобы сказать больше о взаимодействии этих личностных качеств, следует разобраться, что такое задатки и дать определение понятию «способность».
- Способность – это личностная предрасположенность человека, позволяющая ему достигать определенных успехов, высот в своей жизни. Это те личностные качества, которые мы смогли раскрыть в себе, практически не прилагая усилий, и мы всегда получаем от них удовлетворение.
- Задатки – это те черты нашей личности, благодаря которым мы можем развивать свои способности. Эти умения связаны напрямую с нервной системой и зачастую имеют предпосылки в анатомических или физиологических свойствах человека.
Теперь, когда дано определение, сразу видно, что задатки – главная направляющая в развитии личности. Кроме того, задатки отвечают за развитие способностей в целом, и при благоприятных условиях люди достигают определенного уровня в своей жизни. При этом данные свойства приобретаются на протяжении всей жизни человека, независимо от того, хотел ли он достичь определенного успеха.
До сих пор ученые дискутируют на тему, имеют ли задатки врожденные корни или их приобретают. Однако, хотя анатомические корни задатков и не доказаны, ученые утверждают, что при правильном подходе в раннем детстве, грамотном воспитании и благоприятных жизненных условиях человеку гораздо проще адаптироваться на пути к успешной жизнедеятельности.
Если в детстве нет условий для развития и родители не помогают раскрыть интересы, которые проявляет ребенок, то скорее всего этот человек не сможет найти себя и развить определенный талант. Подобный ошибочный подход в воспитании наблюдается нередко.
Родители игнорируют природные склонности своего ребенка, навязывая ему собственные нереализованные мечты. Проще говоря, ребенок вынужден проживать жизнь родителей, которую они не смогли прожить. При этом у него нет возможности для реализации своих природных склонностей.
Основа способностей и условия формирования
Задатки – это предпосылки появления способностей у индивида, единая биологическая основа. С ними человек появляется на свет. Врожденные задатки – это физиологические и анатомические особенности, которые определяет наследственность. Строение скелета и внутренних органов, развитие органов чувств, полушарий мозга, качество нервной системы и ее устойчивость не развиваются у всех одинаково.
Задатки могут появиться у индивида под влиянием социальных факторов и среды, в которой он находится.
Условия развития:
- Наличие врожденных задатков.
- Поддержка родителей и родственников. Своевременно заметив внимание ребенка к конкретной области, родители должны использовать интерес и поддерживать его в начинаниях. Это поможет укрепить чувство ответственности, волю, твердость в убеждениях, целеустремленность.
- Хорошие материальные условия, развитая структура кружков и секций.
- Грамотные специалисты, заинтересованные в положительном результате, неотъемлемая часть процесса формирования способностей.
- Продуманная программа обучения — систематический подход способен развить врожденные качества.
Развитие задатков не должно идти только в одном направлении. Интерес может и должен проявляться ко многим областям. Важно попробовать реализовать врожденные качества во всех возможных направлениях.
Диагностика
Получить информацию можно с помощью тестов. Они могут быть общими или узкоспециализированными.
Сначала индивид должен пройти общие тесты, чтобы исследователь понял какие свойства у него преобладают. Требования к тестированию:
- стандартизация — процедура должна быть единообразной, чтобы результаты получились достоверными;
- надежность — вопросы должны быть проверены на практике;
- непредвзятое отношение к испытуемому со стороны исследователя.
Полученные результаты озвучиваются, на их базе составляются другие тесты.
При определении творческих наклонностей нужно учитывать характеристики креативности:
- смысловую гибкость;
- образное мышление;
- оригинальность ассоциаций.
Диагностика творческих способностей
Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:
— оригинальность в составлении ассоциаций;
— семантическая и смысловая гибкость;
— умение создавать новые идеи;
— уровень развития образного мышления.
В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.
Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:
— восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;
— рабочая память;
— дивергентность — умение обнаружить оригинальное в обычном;
— конвергентность — умение опознавать объект по качественно разным признакам.
Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.
Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.
Методы развития
Развитие способностей у детей:
- Игра. Нужно играть с ребенком, чтобы он примерял на себе роли. В дальнейшем он сам начнет выбирать персонажей, роль которых ему хочется выполнять.
- Индивидуальность. Преподаватель помогает ребенку выбрать интересующий его кружок, записаться в спортивную секцию, если есть тяга. Родители должны одобрять его намерения, не препятствовать развитию индивидуальности.
- Рост. Ребенок должен принимать участие в соревнованиях, конкурсах, выступлениях, связанных с любимым делом. Так малыш сможет ощутить первые ноты славы, вкус победы, горечь от поражений.
- Мастерство. Наступает после тренировок, познания сферы. Если ребенок не остановился перед неудачами, сложностями, он может добиться больших высот.
При выявлении интересующего направления необходимо регулярно практиковаться, стараться овладеть новыми знаниями, умениями, чтобы развитие было активным, приносило плоды.
Виды способностей
Если понаблюдать за людьми, то можно увидеть, что каждый из них выделяется в какой-либо сфере деятельности более ярко, чем в остальных.
Этот факт позволил выделить несколько видов человеческих способностей:
- Умственные или интеллектуальные — помогают человеку быстро воспринимать, обрабатывать и воспроизводить информацию, строить логические цепочки, планировать.
- Технические – позволяют понимать суть работы различных механизмов, собирать, разбирать их, создавать новые, совершенствовать старые.
- Логико-математические — присутствуют у людей, которые «дружат» с цифрами: бухгалтеры, финансисты, программисты.
- Творческие – помогают людям выходить за нормативность, благодаря безграничной фантазии. Они позволяют индивиду (что это?) успешно адаптироваться в любых ситуациях, вариативно мыслить, создавать нечто новое.
- Литературные — близки к творческим. Но здесь имеется в виду конкретная предрасположенность к писательскому мастерству.
- Музыкальные – это умение слышать, чувствовать и воспроизводить музыку.
- Физические – обусловлены возможностями тела. Такие способности успешно применяются в спорте, танцах, модной сфере, военной подготовке и других.
- Коммуникативные — заключаются в эмпатии (что это такое?), умении настраивать контакт с людьми, создавать эмоциональные связи. Такие качества актуальны для психологов, спикеров, журналистов, общественных активистов.
Особенности специфических способностей человека
В свою очередь специфические способности человека подразделяются на общие и специальные.
Общие специфические способности могут быть определены успехами человека в самых различных видах деятельности и общения (уровень интеллекта, уровень развития памяти и речи, умственные способности).
Специальные специфические способности характеризуют успехи в конкретных видах деятельности и общения. В таких видах деятельности необходимы особого рода задатки и их развитие (способности литературно-лингвистические, математические, художественно-творческие, технические, спортивные).
Функции
Способности в процессе прохождения этапов развития и становления личности человека выполняют определённые функции.
- Побудительная – особенности личности порождают желание становиться лучшим в выбранной области, развивая необходимые качества характера.
- Познавательная – постоянное изучение новых областей знаний.
- Коммуникативная – становление навыков общения и становления в социуме.
- Диагностическая – анализ и оценка сил, возможностей для работы в выбранной области.
- Проявление способностей для человека является некоторой презентацией качества его работы – презентационная функция.
- Конструктивная — предполагает укрепление мышления, наличие плана развития и становления личности.
Виды и структура
У способностей сложная структура. Задатки в психологии — анатомо-физиологические, психофизиологические особенности. Характеристика:
- Темперамент может стать преобладающим значение в выборе профессии. Флегматики успешны в одной сфере, сангвиники в другой.
- К задаткам относятся врожденные особенности сенсорной системы. Если человек хорошо различает цвета, оттенки он может стать художником.
Задатки не влияют на жизненный путь человека. Особенности:
- Только при активной деятельности субъект можно развить потенциал, проявить его. Если человек хочет стать музыкантом, он практикуется играть на музыкальных инструментах, чтобы стать художником индивид старается творить картины.
- Освоение деятельности. Если у человека есть задатки к работе с деревом, но он не обучается различным методам обработке, работе с ручными инструментами, он никогда не станет столяром.
Процесс обучения нужно начинать в детстве.
Особенности:
- Существуют виды деятельности, к которым человек проявляет сильную склонность. Он хочет заниматься ими как можно больше, не уделяя внимание другим важным делам. Склонности позволяют добиться результатов в определенном направлении, поскольку личность пройдет через препятствия, чтобы добиться необходимого результата.
- Помимо настоящих, существуют мнимые склонности. Чаще это желания, вызванные чувством зависти.
В психологии выделяется два вида способностей:
- Общие — интеллект, память, внимание. На их развитие влияет упорство, самостоятельность, целеустремленность.
- Специальные — связываются с конкретным видом деятельности. Быстро развиваются при наличии практики.
Этапы развития наклонностей:
- Репродуктивный — при обучении человек выполняет шаблонные действия. При таком раскладе человек может стать мастером в интересной ему сфере, но его манипуляции будут стандартными.
- Творческий — при развитии наклонностей индивид отходит от навязанных стереотипов и стандартов, и придумывает свой сценарий действий. Такие люди достигают больших высот и отличаются неординарным мышлением.
Проблематика
Изучением проблематики развития способностей занимались многие психологи. Они пытались ответить на вопрос, почему одни люди развиваются быстро, достигают больших высот, а другие не могут найти себя в течение жизни. На фоне проводимых исследований было составлено несколько методик, позволяющих найти хобби, развить таланты.
Нельзя путать способности с задатками или талантами. Задатки — «спящий» потенциал, который может быть не раскрыт до конца жизни. Таланты будут прорываться наружу, независимо от того чем человек занимается. Способности помогают индивидууму развиваться в интересующей его сфере.
Как их найти в себе
Некоторые люди, будучи в довольно зрелом возрасте, говорят, что не имеют никаких способностей и даже их задатков. Это в корне неверно, так как они есть у всех, просто не все их осознают и развивают.
Как же найти свои способности, когда кажется, что «природа на вас отдохнула»? Необходимо проделать исследовательскую работу, которая состоит из трех шагов:
- Возьмите чистый лист бумаги, ручку и выпишите все свои мечты, которые были у вас с того момента, как вы себя помните, и по сегодняшний день. Пишите абсолютно все, ничего не пропуская. На этот шаг может уйти час, а может день. Пишите до тех пор, пока не будете уверенны, что вспомнили действительно все.
- Затем выберите из этого списка те пункты, где речь идет о том, чем вы хотели заниматься, кем работать (мечту о поездке в Африку, чтобы почесать брюхо крокодилу, отсеиваем).
- Читайте по очереди оставшиеся пункты. Не спешите, прислушайтесь к себе, к своим чувствам после прочтения каждого. Например, вы хотели быть ветеринаром. Вспомните, что вы делали, мечтая об этом? Может кошек дворовых «лечили», выгуливали соседских собак? Какие сейчас эмоции возникают у вас при воспоминаниях?
Возможно, вы чувствуете энергетический подъем и желание немедленно пойти учиться или открыть ветклинику. А может вы понимаете, что эта профессия больше никак не резонирует в вашей душе. Вы далеки от животных в принципе, и это занятие вас никак не привлекает. Значит, вычеркиваем. - Отобрав зерна от плевел, у вас останется совсем небольшой список того, что действительно рождает внутри вас мощный позитивный отклик. Это и есть ваши задатки, которые нужно развивать. Как это сделать? Читаем дальше.
Происхождение и изучение
Исследователи многие годы спорят относительно природы возникновения способностей. Одни утверждали, что при рождении человек представляет собой чистый лист, который можно направить в любую сторону при правильном воспитании, обучении. Другие относили способности к Божьему дару, который нельзя портить обучением или воспитанием.
Серьезное изучение начинается с 19 века. Первый ученый, который начал развивать эту тему на научном уровне, — психолог Френсис Гальтон. Он углубленно изучал биографию популярных людей. В ходе проводимых исследований ученый пришел к выводу, что они имели наследственные способности к любимому делу.
После первых успехов в этом направлении вопросом начали заниматься другие исследователи, среди которых был Чарльз Спирмен. Он осуществил эмпирическое изучение человеческих способностей. Психолог интересовался прикладными исследованиями, и разработал ряд тестов, которые могли указать на задатки, таланты человека. По результатам можно было понять, к какому виду деятельности склонен индивид.
Следующий ученый, который сделал большой шаг в развитии этого вопроса — Джой Гилфорд. Он разработал собственную модель, в которой указал, что способность имеет три качества — продукт, операция, содержание.
Другие ученые, которые неоднократно обращались к развитию этого вопроса — Выготский, Шадриков, Ананьев, Холодная.
Понятие характера, его структура и формирование. Типология характера
Характер — это определенный стиль взглядов и поведения человека, который формируется и укрепляется под влиянием жизненных воздействий и воспитания.
Характер — это значимая особенность человеческой психики, совокупность отношений человека с миром, с другими людьми, с самим собой.
Характер человека выражает определенный запас потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в обособленности его действительности и поведения, взглядов и манер. Характер характеризуется следующими основными качествами: нравственное воспитание, полнота, целостность, уверенность, сила, уравновешенность. Нравственное воспитание характеризует человека как в его установках, так и в поведении и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разнообразие потребностей и интересов, занятий и увлечений, разнообразие человеческой деятельности. Одни люди отличаются разносторонностью, другие — узостью, однобокостью и ограниченностью развития. Целостность характеризуется внутренним единством душевного лагеря человека, согласованностью его отношений с различными сторонами действительности, отсутствием противоречий в стремлениях и интересах, единством речи и действия. Решительность характеризует твердость и непоколебимость поведения, которое всегда соответствует господствующим убеждениям, моральным и политическим идеям и концепциям, выработанной основной ориентации, придающей смысл жизни и деятельности человека. Сила характеризует энергию, с которой человек преследует свои цели, способность страстно добиваться и развивать огромную силу, чтобы противостоять и преодолевать трудности и препятствия. Баланс характеризует оптимальное или благоприятное соотношение сдержанности и активности для деятельности и общения с людьми.
Эти основные характеристики имеют сложную, иногда противоречивую взаимосвязь.
Полнота, цельность, уверенность и сила характера определяются жизненными влияниями и воспитанием.
Характер формируется в результате постоянного взаимодействия человека с окружающими его людьми, в процессе осмысления возникающих обстоятельств жизни и воспитания. Диапазон впечатлений и разнообразие деятельности людей зависят от полноты и силы их характера.
Характер человека получает свое содержание в зависимости от целей, которые задают направление его деятельности.
Ориентация — это характеристика конкретного человека, избирательное отношение к переживаемой им действительности, которое влияет на его деятельность.
Основой ориентации является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. Мировоззрение становится убеждением, потому что оно становится внутренним достоянием человека и оказывает глубокое влияние на его поступки.
Мировоззрение как таковое не является предметом изучения в психологии; психологи изучают, как мировоззрение, которое становится убеждением человека, пронизывает его сознание и деятельность.
Самоопределение человека, цели, которые он ставит перед собой, средства, которые он предпочитает в борьбе за достижение своих целей, тесно связаны с его мировоззрением как содержанием его ориентации.
Люди с одинаковым мировоззрением имеют значительные индивидуальные различия в характере.
Одним словом, мировоззрение, составляющее содержание ориентации человека, является основой характера.
Черты характера — это структурная единица.
Черты характера — это сложные индивидуальные черты, которые в достаточной степени присущи человеку и позволяют с определенной вероятностью предсказать его поведение в конкретном случае.