Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей.


Что такое детская одаренность?

Выражение «одаренные дети» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое определение в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь получает распространение и у нас.

Для того есть основания, в частности, применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а также явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого сказать нельзя. В более узком и строгом значении понятие «одаренность» относительно детей должно было применяться только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка представляют как действительный залог его будущих возможностей.

Признаки

Признаками одаренности выступают особенности, проявляющиеся в реальной деятельности, которые получают характерологическую оценку. Гениальность ребенка включает категории — «хочу» и «могу».

Критерии предполагают две поведенческие грани: инструментальную и мотивационную. Инструментальная категория предполагает способы деятельности, а мотивационная — отношение ребенка к действительности.

Инструментальная категория включает следующие признаки:

  • Быстрое овладение навыками и их успешное применение.
  • Постановку новых целей на основе всестороннего овладения предметом. Она формирует взгляд на ситуацию через новую призму, а также способствует продуцированию новых идей.
  • Формирование индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности все выполнять на свой манер.
  • Способность выделять существенную деталь из множества других предметных понятий.
  • Осуществление легкого перехода от конкретных понятий к общим категориям.
  • Умение в сложном раскрыть простое и наоборот.

Обучение ребенка с развитым интеллектом характеризуется быстротой и легким усвоением нового материала. Также процесс может отличаться медленностью.

Поведение гениального ребенка отличается:

  • Повышенным уровнем чувствительности к некоторым явлениям действительности.
  • Потребностью в познании нового.
  • Неприятием стандартных форм мышления.
  • Сильной увлеченностью каким-либо предметом.
  • Критичностью к себе.
  • Постоянным самосовершенствованием.

Поведение одаренного ребенка соответствует не всем вышеперечисленным критериям. Наличие хотя бы одной характеристики должно стать поводом проявления внимания специалиста.

Виды одаренности

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности, конкретные академические способности, творческое или продуктивное мышление, лидерские способности, художественные и исполнительские психомоторные способности. Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта Хаварда Гарднера. Сопоставление видов интеллекта по Гарднеру и известных видов одаренности показывает, что они почти совпадают. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени энергии упражнениям, достижению множества в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Творческая одаренность. До сих пор продолжаются споры о самой необходимость выделения этого вида одаренности. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают много возможностей для ее проявления и развития. Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые вызывают не только положительные эмоции в окружающих людях:

  • отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
  • большая независимость в суждениях;
  • тонкое чувство юмора;
  • отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
  • яркий темперамент.

Социальная одаренность («социальный интеллект», «организаторские способности»). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое, целостное по сути, определение просуществовало недолго, т.к. очевиден комплексный характер этой способности. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимания, любить, сопереживать, ладить с другими. Р.Стернберг, психолог из Ильского университета, обсуждает «практическую одаренность», которая столь резко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще. Ключевой особенностью практической одаренности Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Очевидно, что этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя. Выделение многих видов одаренности служит важной цели – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

Дети-индиго

Сейчас существует особый вид одаренности — дети-индиго. Однако эта группа детей не признается ни одной наукой. Термин существует сам по себе, но не имеет четких определений. Впервые он был введен Нэнси Энн Тэпп, которая утверждала, что индиго — это те дети, которые обладают сверхвозможностями.

Современные ученые не выделяют никаких критериев, по которым можно было бы определить, что ребенок относится к этой группе, однако некоторые условные отличия все-таки есть:

  • Дети часто замыкаются в себе и имеют слабую коммуникабельность.
  • Они индивидуалисты, полностью отрицают присутствие каких-либо авторитетов, отказываются подчиняться кому-либо.
  • От других детей их отличает высокий уровень интеллекта и творческий потенциал.
  • Они проявляют интерес к наукам, которые не имеют никакой связи друг с другом.
  • В них много энергии, они практически никогда не сидят на месте.
  • Склонны к депрессиям, у них часто меняется настроение без явных причин на это.
  • Они плохо поддаются воспитанию, родителям бывает трудно совладать даже с маленьким ребенком.
  • У детей очень хорошо развита интуиция, они практически всегда чувствуют приближение опасности.
  • Им хорошо даются цифровые технологии, они преуспевают в программировании.

Проявляется такой вид одаренности у детей младшего школьного возраста и даже раньше.

Формы проявления детской одаренности

Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, называют явной. Завуалированную, замаскированную – именуют скрытой или латентной, одаренностью. Существует и другая, очень похожая градация – актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной. Детей, которые демонстрируют актуальную одаренность, чаще называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют потенциальной. Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности подчеркивают сложность и важность проблемы. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще далеко. Мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сам сумел сделать с тем даром, который имеет. К этой проблеме примыкает другая, не менее важная. Умственный потенциал человека не статичен, он существует лишь в динамике и постоянно меняется. Поэтому многие ученые посвящали свои исследования изучению продуктивности человека в различные периоды его жизни.

Если Вы – родитель одаренного ребенка

Проблемы разных семей отличны друг от друга.

При попытках этого избежать – наоборот, обделить чадо вниманием, заставить его считать себя ненужным и чувствовать себя неуверенно, а это зарывает любые таланты в землю. Когда же в семье больше одного ребенка, высока вероятность того, что ненужными будут чувствовать себя остальные

Найти баланс при воспитании гения очень сложно, но главное – помнить, что любой ребенок особенный для Вас, в любого ребенка нужно верить. Его нужно любить искренне и всей душой, помогать во всем и прививать им уважение к себе и окружающим.

Томас Алва Эдисон – американский изобретатель и предприниматель, имя которого у каждого на слуху. Но не каждый знает историю из его детства. Мать Эдисона – по истине герой. Однажды она сообщила сыну, что он гений, и его школа через письмо попросила обучить его самостоятельно, потому что учителя не способны выполнить эту сложную задачу. Спустя много лет, будучи уже известным и успешным человеком, Томас нашел это письмо в семейном архиве и узнал, что на самом деле его матери сообщили не об одаренности, а об умственной отсталости сына.

Знакомо ли Вам имя австрийского психолога и врача Зигмунда Фрейда? Уверена, что да. Его мать была юной и наивной, когда родила первого сына.

сообщили роженице, имея ввиду родовую патологию. Неверно истолковав сообщение и решив, что ее сын – счастливчик, она твердо решила, что вырастит гения

Ее ошибкой стало обделение вниманием и поддержкой последующих семерых детей, но «золотой Зига» в итоге все-таки стал успешным и знаменитым на весь мир человеком, перевернувшим психологическую науку

Возрастные границы одаренности

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.А.Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К.Брюллова, Ф.Гольтона, И.И.Мечникова, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, М.Мусоргского, и этот список можно долго продолжать. Не секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми. Не менее часто бывает и наоборот: люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствует биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, биографы Карла Линнея, великого шведского ботаника, отмечают, что в детстве его развитие шло медленно, а известность он стал приобретать с 24 лет. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А.Крылов. Среди воспитанников Царскосельского лицея, увлекавшийся поэтическим творчеством, А.Пушкин не считался первым, «пальму первенства» успешно оспаривал А.Илличевский. Ничем не выделялись в детстве среди своих сверстников многие известные ученые, художники. Естественно, что в каждом таком случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Потенциал мог не проявиться до определенного времени, а может быть, родители, педагоги не обратили внимания на тонкие движения детской души, им не хватило для этого знаний или у них сработала интуиция. А может быть, напротив, в силу непонимания они не заметили в ребенке выдающихся возможностей и даже рассматривали проявления креативности, интеллектуальной инициативы как негативные свойства, а наиболее ценными считали совсем другие. Нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессора, которые ценят прилежание, послушание, аккуратность выше инициативы, оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразное подтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения. Об определенной неустойчивости, возрастной изменчивости интеллекта дают некоторое представление результаты длительного изучения хода развития одних и тех же лиц и соответствующие тестовые «замеры». В свете таких сведений вряд ли можно исходить из представлений об уровне интеллекта как о жестко определенной, на всю жизнь данной характеристике.

Заключение Таким образом, под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слов «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что нельзя выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно «сформировать» любые нужные качества. В понятиях «задатки», «одаренность» усматривалось нечто идеалистическое, вредное. Только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности «вышла из тени» и вызывает большой интерес. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского населения – одаренных детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не относится.

Источник: Научно-теоретическая конференция «Проблемы одарённости учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008.

Быстрое развитие

Что включает в себя в раннем возрасте понятие одаренности? Одаренный ребенок проявляется впервые в период от трех до пяти лет. Это время, когда происходит формирование его личности. Малыш начинает осознавать свои способности и таланты, понимая, что что-то у него получается очень хорошо. Ребенок, сравнивая себя со своими сверстниками, начинает осознавать, что он отличается от них.

Явным признаком одаренности является прогрессирующее развитие

Если малыш в свои 3-4 года уже может читать по слогам, то на него стоит обратить особое внимание. Ведь этот ребенок имеет собственный ритм жизни, и в скором времени ему уже будет не интересно общаться со сверстниками

Он потянется к старшим детям или к взрослым. При постоянно возрастающем темпе прогрессирования развития можно говорить о гениальности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]