Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллектастатья по психологии по теме


Нарушения интеллекта у детей

Общие сведения

Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей. Педагогическим критерием диагностирования детей с умственной отсталостью является их низкая обучаемость. Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в опеке со стороны педагогов и родителей. Роль взрослых облегчить жизнь ребенка в мире, адаптировать его в социуме.

Симптомы нарушений интеллекта

Симптомами умственной отсталости является диффузное поражение коры головного мозга, а также локальные поражения, которые приводят к нарушениям в психическом развитии. Не исключены локальные поражения, которые приводят к разнообразию нарушений в развитии психических высших познавательных процессов, а именно:

  • восприятие;
  • память;
  • словесно-логическое мышление;
  • речь.

Могут быть нарушения эмоциональной сферы (повышенная возбудимость или чрезмерная инертность). При нарушения интеллекта у детей может наблюдаться нарушение физического развития:

  • дисплазия;
  • деформация формы черепа;
  • деформация конечностей;
  • нарушения моторики;
  • гигантизм;
  • карликовый рост.

Дети с нарушениями интеллекта

Ребенок с нарушением интеллекта может быть пассивными в познании окружающей действительности.По степени умственной отсталости и способности к длительному обучению специалисты выделяют отклонения:

  • Идиотия. Характеризируется глубокой степенью отсталости и тяжелыми нарушениями координации. Трудно формируются навыки самообслуживания, недоступно полное осмысление окружающего мира.
  • Имбецильность. Характеризируется легким нарушением интеллекта по сравнению с идиотией. У детей с этим отклонением в развитии есть все шансы овладеть речью и освоить некоторые трудовые навыки.
  • Дебильность. Особенности детей с нарушением интеллекта этой формы не позволяют им учиться в обычных школах из-за сниженного уровня умственных способностей и спецификой эмоционально-волевой сферы.

Трудности обучения и воспитания таких детей связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций высшей нервной деятельности. К этому следует добавить достаточно слабое здоровье и соматические нарушения. В будущем у взрослых будет ограничен круг профессионально-трудовой деятельности. Кроме этого выделяют отдельную группу детей с задержкой психического развития.

К отдельной группе детей относят учеников, которые испытывают сложности в освоении базовой школьной программы. Но таких детей нельзя относить к умственно отсталым, поскольку у них проявляется достаточная способность к общению и широкая зона ближайшего развития. Причинами возникновения задержки психического развития могут быть различны. Выделяют психический и психофизический инфантилизм, который непосредственно связансвязанный со вредными воздействиями на ЦНС в период беременности.

Адаптация в социуме

Дети с нарушениями интеллекта в отдельных случаях учаться в обычных образовательных школах. Но если в нарушениях преобладают выраженные церебрастенические расстройства, они нуждаются в специальных учебных заведениях. В таких школах существует система специальных лечебных мероприятий для таких детей и психолого-педагогическая коррекция. Врачи выделяют различные отклонения эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности ребенка. Общими для задержки развития ребенка являются следующие факторы:

  • незрелось эмоций;
  • отсутствие навыков интеллектуальной деятельности;
  • низкая работоспособность;
  • маленький словарный запас;
  • трудности словесно-логических операций;
  • суженное представление о мире;
  • неумение использовать игру для развития;
  • замедленное восприятие событий;
  • низкий уровень самоконтроля.

Обучение детей с нарушение интеллекта

При обучении детей с нарушением интелекта и для их социализации используют методы олигофренопедагогики. Дети с идиотией обычно не подлежат лечению и с согласия родителей могут жить в специальных учреждениях, где им обеспечивается должный уход и медецинская помощь. После достижения совершеннолетия таких детей переводят в детские дома, где они обучаются письму, чтению, могут работать в специальных мастерских. Сложности в обучении связаны с тем, что такие дети испытывают трудности в понимании связей между звуками и буквами, множествами и их числовым выражениями, невозможностью устанавливать и понимать временные, пространственные и причинно-следственные отношения между объектами и явлениями. Нарушение интеллекта у детей в виде задержки развития обычно проявляется в сложностях формирования основных мыслительных операций – синтеза, анализа, сравнение и обобщения.

В обшеобразовательных школа дети с интеллектуальными нарушениями часто подвергаются насмешкам сверстников, что негативно влияет на психику. Поэтому педагоги и врачи склоняются к мнению, что таких детей гуманнее обучать в специализированных заведениях. При правильном подходе появляется возможность заложить необходимые знания и привить навыки обучения, что позволяет в дальнейшем перевести их в обычную школу.

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями требуют комплексного подхода, как со стороны врачей, так и со стороны педагогов-психологов. Необходимо использовать все возможные ресурсы, чтобы ребенок с интеллектуальными отклонениями мог максимально развить имеющиеся у него способности и легче адаптироваться ко взрослой жизни.

Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.
Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия
    – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти
    – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания
    : увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Попробуйте наши игры и упражнения на тренировку внимания и памяти.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума

реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]