Фрейдизм — это что такое? Определение и направление

Фрейдизм – это одно из первых отдельно сформировавшихся направлений психологии, варианты названия, которого также возможны как ортодоксальный психоанализ и фрейдизм-лаканизм. Понятие фрейдизм появилось благодаря основателю данной теории – Зигмонду Фрейду, занимавшемуся глубинной психологией и психоанализом, как методом познания и коррекции личности.

Имея несколько ответвлений можно сказать, что от того, теорию какого последователя больше приняли ученики, зависит и его название. Те, кто пошёл за Жаком Лаканом несколько отличаются от последователей ортодоксальных взглядов Фрейда, несмотря на то, что сам учёный пытался всё вернуть к первоистокам. Наиболее отделившимся течением стало юнгианство и прочие, которые подвергли критике идеи самого Фрейда, но остались в концепции психоаналитического рассмотрения психических процессов.

Кратко фрейдизм представляет собой направление психологической науки, где вся проблематика любых комплексов и особенностей взрослой личности сводится к половому инстинкту. Фрейдизм и неофрейдизм являются близкими направлениями, но глобально различными по своей сути. Новая теория, признавая и опираясь на структуры, выявленные в классическом понимании (такие как комплексы, структуры–Я концепции, оно и сверх–Я, а также психологические защиты и регрессия), говорят об индивидуалистичном формировании человека, гуманистическом подходе, представляющем более расширенную модель, отрицающую разделение людей по принципу биологического начала и полового желания. Много критических замечаний ещё во времена формирования, а особенно после с развитием доказательной и экспериментальной базы было в сторону фрейдизма, поскольку все выводы были построены на изучении пары случаев и теоретических додумываниях самого автора без экспериментальных подтверждений.

Являясь началом психоанализа, фрейдизм представляет лишь малую его часть, причём костную и довольно тяжёлую, как для понимания, так и практики психокоррекции, восстановления и пр. Психоанализ не является тождественным самой теории Фрейда, поэтому стоит отдельно описать ключевые моменты именно фрейдизма, чтобы не было путаницы с другими более прогрессивными теориями, не подвергающимися такой массированной критике.

Для начала любые поступки и даже сновидения трактуются с сексуальной позиции, невозможности их удовлетворить или наоборот. Стадии формирования личности строго структурированы и также имеют сексуальную основу, кроме этого каждый индивидуум рассматривается, как проходящий определённые базовые комплексы (Эдипа, Электры), с той лишь разницей, что это прохождение имеет разный исход.

Определение понятия «фрейдизм»

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм – это теория психоанализа, которая объясняет некоторые психические процессы, происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» — носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться защитные механизмы.

Идеи фрейдизма

Основной механизм всего фрейдизма основывается на гармоничном сочетании противоположных стремлений человеческой психики – к жизни (эрос) и к смерти (танатос). Это включает всё, что присуще человеку, поскольку позволяет разделить его жизнь на разрушение, т.е. стремление умерщвлять и созидание, т.е. стремление продолжать. В зависимости от стадии развития, перенесённых жизненных событий в личности может преобладать мартидозная или либидозная фаза, влияющая на все остальные поступки и реализацию. Все процессы воспринимаются как вполне природные, ведь без разрушения неактуального новому и необходимому просто не будет места.

Проблемы личностного и социального характера в ключе стремлений разрушения или созидания формируют расход количества жизненной энергии и направления приложения её. Так только в случае направления действий только по прямому назначению без осмысления последствий может произойти нарушение важных жизненных сфер (поддаться желанию убить приводит к лишению свободы, привилегия в различных половых связях приводит к потере значимого партнёра и т.д.).

Закрытие таких желаний от осуществления полностью также негативно влияет на личность и уровень жизненной энергии, поскольку ограничивая одну свою потребность, закрывается вся сфера желаний и их осуществления. Выход идеи фрейдизма предлагают в создании условий сублимации желаний и энергий, которые можно разрушительно осуществлять по прямому назначению или если нет возможности для реализации. Сублимация – это реализация полученной энергии (она всегда поступает при возникновении потребности, как ресурс для реализации) не по прямому назначению. Именно таким механизмом объясняются творческие и гениальные способности людей.

Всё стремление психики по идеям фрейдизма сводится к получению удовольствия, уровень сложности которого может отличаться, но так и остаётся. Чтобы понимать какой уровень следует удовлетворить, личность была разделена на структуры, воздействие которых и сознательное понимание законов действия, где отличается и имеет разную степень для самой личности.

Уровень ид – самый примитивный, подсознательный, его ещё называют животным. Все желания и стремления тут продиктованы механизмами выживания, практически не осознаются, но имеют очень сильное влияние. Тут основная цель удовольствие, причём без учёта окружающей действительности и социальных моментов – главный двигатель находится внутри. Уровень эго является переходным и необходим для того, чтобы возникшие потребности неосознаваемого уровня как-то реализовать в сложившихся условиях. Это своеобразный структурирующий компонент. Супер-эго выполняет функцию контроля и надзирательства, это наиболее социальная часть личности, постоянно думающая о последствиях действий.

Роль фрейдизма в психологии

Фрейдизм в психологии занимает очень важную ступень, ведь именно благодаря учению Фрейда можно говорить о лечении неврозов и затяжных депрессий, но для этого необходимо в первую очередь выявить причину возникновения этих заболеваний. Основным моментом для начала лечения является в первую очередь психоанализ. Опыты с использованием гипноза, которые проводились Фрейдом, доказали, что различные чувства и желание достичь цели могут менять поведение исследуемого, даже если он сам не будет полностью этого осознавать.

Зарождение фрейдизма

Теория фрейдизма формировалась в девятнадцатом веке, когда Фрейд работал с психическими патологиями, основное направление из нарушений которых было представлено различными видами неврозов и истерических отклонений. Помимо клинической практики были изучены неврологические работы, достижения бихевиоральной психологии и различных других моментов, влияющих на мотивацию человека. Работало в данном направлении до десяти человек и первые работы касались именно изучения истерии, где основным моментом было не сведение психики к когнитивным моментам, а наоборот выделение подсознательных и неконтролируемых моментов.

Фрейдизм в психологии базировался на биологических принципах, где инстинктивное влечение, появлялось вследствие внутреннего раздражения. Механизм любого поведения и мотивации обусловливался тем, как быстро и эффективно человек может удовлетворить любую возникающую потребность или снизить негативное воздействие внешних факторов. Отсюда же было выделено и нормальное состояние психики, где здоровье оценивалось как спокойствие и равновесие, невозможность же удовлетворения желания или неспособность человека найти варианты восстановления потраченных сил рассматривалась как невротическое нарушение гомеостаза.

Картина психики, нарисованная Фрейдом была новой для того времени, описывала скрытые структуры, пусть и на довольно примитивном уровне со многими моментами биологизации, но всё же пытаясь говорить о скрытом. Уходя от механического языка, логического обоснования и сухой структуризации фрейдизм начинает продвигать позицию о том, что не всё в человеке поддаётся закономерностям и объяснению. Это первая теория, делающая человека действительно человечным, непредсказуемым, но в то же время с попытками описания механизмов внутренних формирований.

Основа возникновения фрейдизма

Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм – это еще теория, которая опирается на концепцию триединой структуры личности:

  1. «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
  2. Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.


3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.

Основы фрейдизма

Основы фрейдизма сводятся к тому, чтобы максимально усилить эго человека, как переходящей и связующей структуры. Именно оно способно предотвратить развитие неврозов, осуществить достижение желаемого, сохранить социальность. Напряжение, нарастающее у личности под давлением внешних сил (требования и запреты общества, осуждение и стыд) и внутренних побуждений (интимные желания, биологические стремления, мортидные тенденции) приводят либо к нарушению психического гомеостаза либо к выработке психологических защит. Когда психика не справилась, то личность попадает в клинику патологий, если же ещё имелись ресурсы, то строятся защиты, немного искажающие реальность и делающие её доступной для выживания.

Защитные механизмы являются основой описания поведения человека во фрейдизме. Так вытеснение говорит о травматичном опыте и невозможности на данном жизненном этапе его принять и интериоризировать. Сублимация показывает и наличие энергии, и скрытые настоящие потребности – если смотреть на среднестатистического человека можно понять, сколько все могут заниматься спортом (или другим делом), когда эти показатели завышены, значит в другой сфере пустота, требующая реализации.

Регрессия появляется, когда личность попадает в экстремальные для неё условия или травматичные и тогда происходит соскальзывание на предыдущие уровни. Это могут быть примитивные реакции успокоения (взрослые начинают сосать палец как дети) или принятия решений (выбрать самое яркое, как в подростковом возрасте).

Цель всей психоаналитической терапии сводится к тому, чтобы гармонизировать конфликты, возникшие в личности на ранних этапах развития. Вся система развития, прохождения возрастных кризисов, любые достижения и способы построения активности рассматриваются через призму первых лет жизни, где были заложены проблемы, успехи, компенсаторные механизмы и стили защит.

В чем суть фрейдизма?

Врач может направить правильно энергию человека, проведя психоанализ. Фрейдизм указывает на то, что человек в некоторых случаях может справиться самостоятельно со своей проблемой, но для этого психика должна включить защиту, если же этого не произошло, то без помощи специалиста обойтись не получится. Вот основные виды зашиты:

  1. Изначально защита проявляется в вытеснении и подавлении мыслей, которые считаются недозволенными.
  2. Когда происходит проекция, то на бессознательном уровне психика человека пытается избавиться от навязчивого желания и идей.
  3. Рационализация проявляется тогда, когда отказаться от идеи нет возможности, и тогда человек пытается оправдать себя.

Определение

Фрейдизм — это обобщенное название многочисленных философских школ, представители которых намеревались исследовать теории Фрейда, дабы объяснить природу явлений и раскрыть тайны подсознания.

В психологии фрейдизм как философская доктрина отлична от самого метода — психоанализа, которому Фрейд придавал более универсальное значение. С момента своего возникновения фрейдизм как философия не являлся чем-то цельным; сам Фрейд двояко трактовал идеи о бессознательном, так как в нём он узрел причину и созидательных, и губительных процессов, что способствовало разной трактовке идей Фрейда.

Рекомендуем: Основы глубинной психологии

Фрейдизм начал активно распространяться после Первой мировой войны, вследствие общего кризиса в традиционной психологии буржуазного общества и культуры в целом. Именно в тот период ученый предложил новую теорию о строении психики человека как особой системы, в основание которой заложено противоречие между некоторыми уровнями психики, особенно между сознанием и бессознательным (подсознанием). Фрейдизм гласит о биологических основах сознания человека.

Пытаясь расширить границы использования психоанализа, ученый постарался интегрировать основы доктрины практически во все сферы культуры и общества: мифы, народный фольклор, искусство, религию, астрологию, хотя изначально это течение принадлежало психологии.

Главные направления во фрейдизме

Фрейд выделяет три основных мотива – это тревога, агрессия и чувственность. Именно их считает основой любых человеческих поступков фрейдизм. Направление выделяет на пять основных фаз развития личности:

1. Оральная фаза, которая проявляется еще при рождении ребенка, например, ребенок, родившись, сразу стремится сосать материнскую грудь.

2. Анальная фаза заключается в похвале ребенка, который самостоятельно может уже ходить на горшок.

3. Фаллическая проявляется в более зрелом возрасте, когда ребенок начинает общаться со своими сверстниками разных полов и умеет сравнивать себя и остальных.


4. Латентная проявляется в период, когда интерес к сексуальным характеристикам несколько угасает.

5. Генитальная приходит, когда наступает полное половое созревание.

Мир Психологии

в раздел Оглавление

Глава 2. Психологические концепции

Фрейдизм, психоанализ

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ» (к психоаналитическим теориям относятся и теории Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них и вносил свои новые и оригинальные идеи).

Термин «психоанализ» имеет три значения:

  1. теория личности и психопатологии;
  2. метод терапии личностных расстройств;
  3. метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня: Сознание, предСознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в Сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самая глубокая и значимая область человеческой психики — это бессознательное. бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно этот неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я» (структурная модель психической жизни). «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я»воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.


Рис. 2.1 Схематическое изображение структуры личности по Фрейду

Соотношение структурной и топографической модели психической жизни можно изобразить следующим образом: сфера «ОНО» полностью неосознаваема, в то время как «Я»-ЭГО и «СВЕРХ-Я» действуют на всех трех уровнях.

«Я»-ЭГО ответственно за принятие решений. ЭГО стремится выразить и удовлетворить желания «ОНО»-ИД в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром, т.е. ЭГО помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, именно ЭГО анализирует, рассуждает, принимает решения.

Становление психики, особенно «СВЕРХ-Я» у ребенка, происходит через преодоление Эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.


Рис. 2.2 Связь структурной модели с уровнями сознания

«СВЕРХ-Я», или суперэго, — содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. ЭГО-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго пытается полностью подавить «неприличные желания «со стороны «ОНО», пытается направить человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает человека духовно и даже физически, если человек нарушает нормы совести.

«СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбуpax, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация — это преобразование энергии подавленных,’запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится малопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами». Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

  1. вытеснение желаний — непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в Сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может нехватать для поддержания деятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности. Выделяют полное подавление — когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. вытеснение — это частичное подавление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытесненные переживания «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;
  2. отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» — человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
  3. рационализация — бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться;
  4. инверсия или противодействие — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе);
  5. проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств — т.е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи — обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных личностных характеристик;
  6. замещение — проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т.е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;
  7. изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;
  8. регрессия — возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безопасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все люди в какой-то степени используют защитные механизмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

  • реалистическая тревога — эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самосохранение;
  • невротическая тревога — эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;
  • моральная тревога — когда ЭГО испытывает угрозу наказания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения; • социальная тревога возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых действий.

Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прошлые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, является средством предупреждения человека о надвигающейся опасности При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угроза исходит от конкретного внешнего источника, при невротической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов — позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымышленной внешней угрозы, или психологическую защиту, нейтрализующую повышенное возбуждение инстинктов. Инстинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизофрения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.

Теория сексуального развития З. Фрейда

Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. По его мнению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удовольствия (оральная стадия). Рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев, переедания, употребления алкоголя, орального секса и т.п. Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Ребенок, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, у него, по мнению Фрейда, скорее всего сформируется орально-пассивный тип личности — ожидает от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно ищет поддержки и одобрения, чрезмерно зависим и доверчив. В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная или орально-садисткая фаза, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения состояния недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

С приучением к туалету, основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная стадия), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). В течение этого периода дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если родители ведут себя негибко, настаивая «сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, не может переносить беспорядок и неопределенность. Второй результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета, — это анально-выталкивающий тип, которому присущи склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистическая жестокость. Если родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и хвалят их за это, то это, по мнению Фрейда, способствует развитию способности ребенка к самоконтролю, воспитывает позитивную самооценку и даже развивает творческие способности ребенка.

Наконец, примерно в возрасте четырех лет, эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского полоролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т.е. формируется СВЕРХ-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, проявлять напористость и самоуверенность. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции, фригидности, гомосексуальности.

Затем следует так называемый латентный период (до 10-11 лет), когда интересы ребенка направлены на обучение, общение, но с наступлением периода полового созревания начинается генитальный период сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», предпочитают общество сверстников одного с ними пола, и даже эпизодические гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения в юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи. При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением «психологической зрелости», главными параметрами которой являются: способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сексуальных потребностей; стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей. Но стадии «психологической зрелости» достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы «застревают», фиксируются на предыдущих стадиях развития. Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация, к специфическому формированию характера и типа личности, к специфическим проблемам взрослой жизни, т.е. переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботливости, со стороны родителей, когда родители не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка при неспособности разрешить Эдипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии. Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления — превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности). Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: «Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». В психоанализе используются методы «свободных ассоциаций», анализа сновидений, переноса и контрпереноса, анализа сопротивления и др.

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов: инстинктов жизни и смерти. Инстинкты жизни, или Эрос, включают в себя все силы, служащие цели поддержания жизни и продолжения рода. Наиболее важные из них — это сексуальные инстинкты и сексуальная энергия — либидо. Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркомания). Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, стремятся к сохранению динамического равновесия, в результате всем живым существам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, и людям неосознанно присуще стремление к смерти. Данное положение Фрейда является спорным и многими психологами не признается.

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, человек с позиции психоанализа — это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания, и поэтому человек — это часто невро-тичное и конфликтное существо. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека: при таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

Психоанализ по мере развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали следующие психоаналитические концепции:

  1. Индивидуальная психология А. Адлера
  2. Аналитическая психология К. Юнга
  3. Эго-психология Э. Эриксона
  4. Социокультурная теория К. Хорни
  5. Теория Э. Фромма
  6. Теория Райха и др.

Указанные концепции будут рассмотрены нами подробнее в тех разделах учебника, где их изложение будет способствовать более глубокому пониманию тех или иных проблем психологии.

Задачи психоанализа во фрейдизме

Если описывать фрейдизм кратко, то основными задачами данного учения и проведения психоанализа для лечения психических расстройств, можно считать:

  1. Воссоздание из всех данных, собранных в качестве анамнеза, симптомов, являющихся для человека патологическими.
  2. Умение реконструировать событие, которое нанесло травму, освободить подавленную энергию и дать этой энергии возможность выбрать новое направление.

Проводится психоанализ для того, чтобы в дальнейшем человек смог свои чрезмерные страдания не превратить в невроз. Таким образом, по мнению Фрейда, также можно подавить конфликтность человека.

Представители фрейдизма

Фрейдизм – это теория, которая в будущем получила свое развитие. Представителями этой теории в дальнейшем стали ученики самого Фрейда. А. Адлер несколько переделал теорию своего учителя, указав на то, что главным в психоанализе является не влечения, происходящие на бессознательном уровне, а стремление каждого человека самоутвердится в обществе. По мнению Адлера, все процессы, описанные Фрейдом, могут проявляться исключительно после того, как ребенок ощутит свою неполноценность по сравнению со взрослыми.

Еще одним ярким представителем учения Фрейда считается Г. Юнг, который не только поддержал теорию своего учителя, но и активно начал ее развивать, утверждая, что психоанализ не только может повлиять на одного человека, но и влияет на поведение целого коллектива. Идеи фрейдизма активно поддержал Отто Ранк, который нашел главные факторы страха и тревоги. По его мнению, они скрываются еще в рождении человека, его теория получила название «травма рождения».

Реферат: «Фрейдизм и психоанализ»

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа 1.1 Философские подходы в исследовании психики 1.2 Историческое развитие идей З. Фрейда 2. Сущность и содержание психоанализа 2.1 Психоанализ и Фрейдизм 2.2 Соотношение сознательного и бессознательного в учении Фрейда 3. Сознательное и бессознательное: проблема и сущность 3.1 П. Рикёра: особое прочтение З. Фрейда. Герменевтика психоанализа 3.2 Послефрейдовская трактовка сознания и его структуры 3.3 Современный психоанализ 3.4 Методологическое значение учения З. Фрейда Заключение Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру — искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд — врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.

История психоанализа начинается с 1880, когда Й. Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию, и это привело к смягчению симптомов. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера. Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации «Исследования истерии», в которой предположили, что симптомы истерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых «травмирующих» событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает, тем не менее, оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями.

В современном этапе фрейдизм представляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, чтобы понять ситуацию в мировой психологии, соотношение в ней различных научных сил, нужно знать учение самого Фрейда, знать, как оно сложилось и приобрело столь глубокое влияние на различные подходы к психике человека.

Актуальность данной темы состоит в том, что психоанализ играет основополагающую роль в рассмотрении различных конфликтов личности, поскольку ещё с детства человека могут преследовать разнообразные сопереживания, чувства, эмоции.

1. ФИЛОСОФСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОАНАЛИЗА

1.1 ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХИКИ

Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. [2, с.253]

История развития философской мысли наглядно свидетельствует, что интерес к познанию человеческой души проявляется уже на самых ранних стадиях становления философского знания — в древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии.

Изречение «познай самого себя», принадлежащее родоначальнику античной философии древнегреческому мыслителю Фалесу и ставшее впоследствии центральным тезисом философии Сократа, показывает, какое большое значение придавалось в древнем мире постижению человека, его духовной жизни. [1, с.80-81]

При этом уже у Фалеса наблюдается разграничение души и тела, как не сводящихся друг к другу сущностей человеческого бытия. Главное отличие души от тела, по его представлению, заключается в том, что душа наделена свойством разумности, в то время как тело не обладает данным свойством.

Представление о разумности души, положенное в основу многих философских систем древности, в более поздние века переросло в учение о сознательности психической жизни человека. В XVII веке Декарт сформулировал тезис о тождестве психического и сознательного. По убеждению Декарта, человек приобретает абсолютную власть над страстями посредством своей воли. [1, с. 81-84]

Проблема соотношения разума и страстей постоянно поднималась в философии и психологии и в дальнейшем, постепенно перемещаясь в плоскость рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными восприятиями, идеями, побуждениями, мотивами поведения человека.

В философии Лейбница эта проблема ставилась в связи с рассмотрением так называемых «малых» «незаметных восприятий», которые человек не осознает. Немецкий мыслитель исходил из того, что без разумного постижения этих «незаметных восприятий» или «бессознательных страданий» представление о личности, о внутреннем мире «Я» оказывается далеко не полным. Он и предпринял попытку проникновения во внутренний мир человека, различая в личности сферу явлений «Я» и сферу сознания «Я».

Философские рассуждения о бессознательном имели место и у Гегеля. В гегелевской «Философии духа», рассмотрение бессознательных актов духа соотносилось с освещением темного «бессознательного тайника», в котором «сохраняется мир «бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании». При этом Гегель подробно прослеживает, как именно образы и представления, дремлющие в глубинах человеческого существа, поднимаются на поверхность сознания, включаясь в житейский опыт человека.

Описание блужданий «бессознательного духа» носило у Гегеля рациональный характер. Оно органически вписывалось в рациональные конструкции гегелевской философии. Но была и другая линия в философии, где проблема бессознательного рассматривалась в иррациональном плане.

А. Шопенгауэр, выступивший с критикой гегелевского рационализма, в своем главном философском труде «Мир как воля и представление» выдвинул учение, согласно которому началом всего сущего является бессознательная воля, а первым фактом сознания — представление. В понимании Шопенгауэра, именно бессознательная воля создает реальные объекты, которые посредством представления становятся доступными человеческому сознанию.

Проблемы бессознательного рассматриваются и в работах Э. Гартмана, а его объемистый труд «Философия бессознательного» (1869) целиком посвящен данной проблематике. Немецкий философ не ограничился анализом психического бессознательного, а попытался, подобно Шопенгауэру, хотя и в иной форме, перевести это понятие в онтологический срез. В его теории- «метафизике бессознательного» — бессознательное выступает как неотъемлемый элемент человеческой психики, источник жизни и ее движущая сила. [1, с.80-84, с.104-108]

Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”. По мнению Бергера, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к “кризису идентичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинное Я” в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остается искать свое “подлинное Я” в частной жизни.

Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. [5, с.159]

Некоторые из первых учеников Фрейда, прежде всего Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937), использовали психоанализ как отправную точку для развития собственных психологических концепций. Юнг во многом иначе, чем Фрейд, трактовал природу влечений. Кроме личных конфликтов индивида, имеют значение культурно обусловленные и бессознательно передающиеся символические представления основных «тем» человеческого существования. Согласно его концепции, в центре индивидуального опыта присутствуют постоянно появляющиеся мифологические темы, общие для всего человечества. [7, с.112-115]

Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к “метапсихологии”, то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”. Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии. [3, с.808]

Приход к власти нацистов заставил многих европейских психоаналитиков эмигрировать в США, куда и переместился центр психоаналитической мысли. В этот периода ведущими учеными-психоаналитиками были Х. Хартман (1894-1970), Э. Крис (1900-1957) и Р.Левенштейн (1898-1976). В ряде совместных публикаций они сформулировали основные положения психоанализа как фундамента общей психологии. Развитие хартмановского понятия адаптивной функции «Эго» способствовало формулировке основополагающих рабочих гипотез о природе влечений, созревании и развитии психического аппарата. Свой вклад в эти теории внесла вклад и дочь Фрейда — Анна Фрейд (1895-1982), занимавшаяся психоанализом детей и долгосрочными исследованиями детского развития. Она проанализировала различные средства, которыми «Эго» защищается от угрозы вторжения нежелательных бессознательных импульсов. [8, с.286]

Психоанализ в значительной мере повлиял на развитие всей западной цивилизации. Понимание того, что на поведение человека влияют факторы, лежащие вне сферы его сознания и находящиеся в лучшем случае под частичным контролем, прибавило здравомыслия в оценке как окружающих, так и самих себя. [9, с.275]

1.2 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИДЕЙ З. ФРЕЙДА

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (Сигизмунд Шломо) (1856-1939) — австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог. Основоположник психоанализа и фрейдизма. В 1873 поступает на медицинский факультет Венского университета. Прослушал курс философии Брентано. Доктор медицины (1881). Приват-доцент неврологии (1885). В 1885-1886 стажировался в Париже у Шарко в клинике Сальпетриер. Под влиянием его идей пришел к мысли, что причиной психонервных заболеваний могут быть ненаблюдаемые динамические травмы психики. В 1892 разработал и использовал новый терапевтический метод — метод настояния, ориентированный на постоянное понуждение пациента к воспоминанию и воспроизведению травматических ситуаций и факторов. В 1895 пришел к выводу о принципиальной неправомерности отождествления психического и сознательного и о значимости изучения неосознаваемых психических процессов. С 1896 по 1902 разработал основы психоанализа. Обосновал новаторскую динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного — предсознательного сознательного. Несмотря на акцентируемый антифилософский и антифеноменологический пафос этой теоретической схемы, Ф. подходил к реконструкции бессознательного вне наличного контекста знаний о сознании и до-сознании, а также постулируя практическую невозможность в дальнейшем рассуждать о сознании самом по себе. (После Ф. о сознании стало возможным рассуждать лишь «диалектически»: как о «задаче», а не о как «источнике».) Показал, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, а различного рода ошибочные действия свидетельствуют о наличии бессознательных мотивов и внутрипсихическом конфликте. Коренной поворот, заданный Фрейдом в европейской интеллектуальной и, в частности, психологической традиции, во многом преодолевающий представления о человеке Декарта, заключался в элиминировании феноменологических подходов из анализа бессознательного.

В традиции психоанализа бессознательное трактуется как непознаваемое, но приверженность принципам эмпиризма и реализма подвела Фрейда к открытию того, что Оно в конечном счете познаваемо в своих «репрезентативных репрезентациях». В 1905 обосновал идеи о природе и функционировании либидо, о развитии человеческой сексуальности и вытесненных сексуальных влечениях как источнике неврозов. В 1907 дал классическое определение бессознательного. В работе «Тотем и табу» (1913) распространил парадигму психоанализа на сферы общечеловеческой культуры и ранние формы религиозных верований. Проблема культуры в целостном облике сводима, по Фрейду, к следующим вопросам: каков уровень низшего предела, до которого допустимо искусственно минимизировать человеческие влечения и желания; насколько этот процесс сочетаем с неотвратимыми отказами; каков механизм социальной компенсации этих жертв индивидам со стороны общества. Культура Выступала у Фрейда, таким образом, как некий баланс процессов либидозных «инвестиций» и «контринвестиций» (что позволило в дальнейшем критикам Фрейда именовать его подход к культуре как -»экономическую модель»). Интерпретация Фрейда анализировавшего, в частности, в данном ракурсе соотношение художественных приемов искусства и фантазмов человека, сводима к следующему: «Мы называем первым совращением, предварительным удовольствием само право на удовольствие, которое предоставляется нам, чтобы могли освободиться от высшего наслаждения, вытекающего из гораздо более глубоких психических истоков. Я полагаю, что любое эстетическое удовольствие, порожденное в нас творцом, имеет характер предварительного удовольствия, подлинное же наслаждение художественным произведением проистекает из того, что благодаря ему наша душа освобождается от известного напряжения. Может быть даже тот факт, что заставляет нас отныне наслаждаться нашими собственными фантазмами без стеснения и стыда, в значительной степени и ведет к такому результату». В книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) изложил основы психоаналитической теории личности. В 1921 издал книгу «Психология масс и анализ человеческого «Я» — психоаналитический компендиум по проблемам личности, социальной психологии и социологии. В книге «Я и ОНО» (1923) Ф. изложил психоаналитическую концепцию структуры личности и ее защитных механизмов. Вся концепция Ф. послужила основанием для его вывода: человек — это не «больное животное», как утверждал Ницше, удел человека — в неизбежных конфликтах. Человек — уникальное существо, проходящее длительный период детства и впоследствии зависящее от него на протяжении еще более долгого срока. Человек, по Фрейду, «доисторичен» из-за собственной инфантильной судьбы (гипотеза комплекса Эдипа и прочее). Уделял всевозрастающее внимание проблемам культурологии и философии. В 1927 опубликовал книгу «Будущее одной иллюзии» — психоаналитическую панораму прошлого, настоящего и будущего религии, трактуя последнюю в статусе навязчивого невроза. В 1929 издает одну из наиболее философических своих работ «Беспокойство в культуре». В целом для теоретической схемы Фрейда в ее «философском измерении» характерно то, что не Эрос, либидо, воля, человеческое желание сами по себе выступают предметом творчества мыслителя, а совокупность желаний в состоянии перманентного конфликта с миром культурных установлений, социальными императивами и запретами, олицетворенными в родителях, разнообразных авторитетах, общественных идолах и так далее. После эмиграции из Австрии в 1938 публикует исследование «Моисей и монотеизм» (1939) — посвященную дальнейшему психоаналитическому осмыслению философских и культурологических проблем. Жизнь Фрейда, как и его труды оказали колоссальное воздействие на радикальное изменение существовавших и формирование принципиально новых представлений о человеке и его мире (стало невозможно трактовать философию субъекта как философию cознания), на трансформацию самого облика системы гуманитарного знания, на облегчение страданий людей в их реальной жизни. [3, с.1114-1115]

Возникновение неофрейдизма

Конечно же, теория Фрейда осталась во всех случаях ключевым явлением, поэтому можно сказать, что фрейдизм – это основа, которая была заложена и в неофрейдизм. Психоанализ Фрейда основывался исключительно на трех уровнях, которые есть в психике каждого человека, но представители неофрейдизма утверждали то, что ведущая роль все же остается за общественно-культурным воздействием. Именно влияние общества может вызывать внутренний конфликт у человека. Например, такое чувство, как тревога, может зарождаться у ребенка, только после того, как он столкнется с враждебно настроенным миром.

Несмотря на то что две теории, фрейдизм и неофрейдизм, имеют достаточно много отличий, в основу были взяты все те же бессознательные процессы. Ненависть и тревога доставляют личности дискомфорт, поэтому идет борьба внутри самого человека, а это и есть причина возникновения конфликта внутри себя, которая требует немедленного устранения, иначе может возникнуть психическое заболевание.

Структурная модель психической жизни по Фрейду

Психологическая концепция Фрейда состоит из трех структур – «Оно», «Я», «Сверх-Я».

Рисунок 1. Структура личности по З. Фрейду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Оно» или «Ид» является бессознательной частью психики и его можно сравнить с котлом биологических врожденных инстинктов, агрессивных и сексуальных. Бессознательная часть психики насыщена сексуальной энергией (либидо). У каждого человека, который представляет собой замкнутую энергетическую систему, количество энергии является величиной постоянной. «Оно» подчиняется принципу удовольствия, будучи бессознательным и иррациональным. Удовольствие и счастье – это в жизни человека главная цель.

Вторым принципом поведения является гомеостаз, что означает тенденцию к сохранению примерного внутреннего равновесия.

«Я» или «Эго» – уровень сознания, который подавляет сексуальные влечения и находится в состоянии постоянного конфликта с «Оно». Формирование уровня сознания происходит под влиянием общества, которое вместе с «Оно» и «Сверх-Я» предъявляют свои требования к человеку. «Я» подчиняется принципу реальности и старается установить гармонию между «Оно» и «Сверх-Я».

Носителем моральных стандартов служит «Сверх-Я», которое является частью личности, выполняющей роль критика, совести, цензора. Когда «Я» совершает какое-либо действие в угоду «Оно», но, в противовес «Сверх-Я», Эго испытывает вину, стыд, укор совести.

Отвечая за принятие решений «Я» старается выразить и удовлетворить желание «Оно», но, с теми ограничениями, которые налагаются обществом и его правилами. Отсюда следует, что безопасность и самосохранение организма обеспечивает «Эго», рассуждая, анализируя и принимая соответствующее решение.

У детей становление «Сверх-Я» происходит через преодоление Эдипова комплекса.

Фрейд считал, что ключом к сексуальному комплексу, тяготеющему над каждым мужчиной, является греческий миф о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на матери. Испытывая влечение к матери, мальчик видит в отце соперника, который одновременно вызывает у него страх, ненависть, восхищение. Ему хочется быть похожим на отца и хочется его смерти, а отсюда боязнь и чувство вины перед отцом. Сексуальное влечение к матери преодолевается страхом кастрации, т.е. преодолением эдипова комплекса и появлением «Сверх-Я», содержащим ценности и нормы, совместимые с окружением человека.

«Сверх-Я» дает возможность отличать хорошее от плохого, нравственное от безнравственного, оно не пускает инстинкты в сферу «Я».

В результате этого энергия инстинктов сублимируется, трансформируется и воплощается в приемлемых человеком и обществом видах деятельности.

Замечание 2

Отсюда, сублимация – это преобразование энергии подавленных желаний в разрешенные обществом виды деятельности.

Представители неофрейдизма

Представителей неофрейдизма было намного больше, чем самого фрейдизма. Наиболее яркими можно назвать нескольких ученых. Так, Г. Салливан, утверждает, что личность человека – это не врожденное явление, а приобретенное, и формируется она исключительно с помощью общества, которое ее окружает. То есть младенец начинает повторять межличностные отношения, которые у него стоят в качестве модели. Личность ребенка в детстве может формироваться даже во время игры, когда малыш общается со сверстниками.

Э. Фромм в своих работах указывает на то, что человек — это совокупность биологического и социального начал. По его мнению, вся психология человека основывается на любви к жизни и стремлению к смерти.

Психоанализ показывает, что человек может быть склонен к неврозу, если он не смог найти любовь и понимание в обществе. Для каждого индивида важно достичь полной гармонии в обществе, к чему он и стремится на протяжении всей жизни. По мнению многих ученых, если индивид сможет исцелиться, то есть вероятность того, что может произойти полное исцеление общества.

Стоит отметить, что все идеи фрейдистов и неофрейдистов смогли повлиять на общественную жизнь и развитие культуры и этики. Что касается самого общества, то оно находится на пути к совершенствованию.

Фрейдизм как основа глубинной психологии

 Актуальность данного исследования обусловлена тем, что комплекс наработок в рамках фрейдизма и глубинной психологии способствовал значительному влиянию на психологию как науку и в настоящее время выступает в качестве одной из ведущих основ как западной, так и отечественной психологии.

Ключевые слова: фрейдизм, психология, личность, психоанализ, инстинкты

Relevance of this research is caused by the fact that the complex of developments within the Freudianism and Depth Psychology promoted the considerable influence on psychology as science and now acts as one of the leading fundamentals of both the western and domestic psychology.

Keywords: Freudianism, psychology, person, psychoanalysis, instincts

Очень часто, когда речь заходит о глубинной психологии, а также о фрейдизме, многие склонны придерживаться мнения о том, что оба понятия практически идентичны, однако, на самом деле, это далеко не так.

Фрейдизм был разработан известным австрийским психиатром, психологом и невропатологом Зигмундом Фрейдом в 1896 году. Ученый начал свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, а затем, обобщив и проанализировав психотерапевтическую практику, превратил накопленный опыт в психологическую теорию. Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, назвав её психоанализом. Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Психика, по Фрейду, содержит три образования: Я, Сверх–Я и Оно.

Все психические процессы и явления рассматриваются сторонниками фрейдизма на основании трех наиболее значимых точек зрения:

– топической;

– динамической;

– экономической.

В первом случае идет речь о схематическом, пространственном представлении структуры душевной жизни, основанной на применении различных инстанций, отличающихся своим месторасположением и функциями. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя образованиями, рассматриваемыми ранее (Я, Сверх–Я, Оно), взаимоотношения между которыми регулировались внутренней цензурой. С начала 1920-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх–Я (Супер–Эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное».

При динамическом рассмотрении душевных процессов предполагается изучение их в качестве форм некоторых (чаще всего скрытых от сознания) целенаправленных влечений с позиции перехода из одной подсистемы, имеющейся в душевной структуре, в качественно иную. Экономический вариант подразумевает анализ ряда психических процессов исключительно путем акцентирования внимания на энергетических компонентах (наиболее широкое распространение получила энергия либидо).

Стремясь аргументировать свои теории, Фрейд обращался к исследованию таких проявлений бессознательной деятельности, как невротические симптомы, ошибочные действия и сновидения. Именно проблеме сновидения была посвящена одна из его фундаментальных работ «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 году. В ней Фрейд доказывал, что сновидения являются своеобразными психическими актами, которые не только имеют смысл, но и функциональную задачу. Фрейд тщательным образом проанализировал работу сновидения, разобрал его на составные части и предложил свой вариант объяснения сущности сновидения — психического действия, направленного на исполнение неосуществленного желания путем галлюцинаторного удовлетворения. По мнению Фрейда, во время сна бессознательные желания, не нашедшие удовлетворения, получают возможность частично попасть в область сознания, находящегося в состоянии сна. Во время сна частично ослабляется действие внутренней цензуры, поэтому желания могут, подвергнувшись определенной трансформации, проявиться в сознании в виде замаскированных образов. В книге была представлена техника толкования сновидения, к задаче которой сводилось преобразование явного содержания в скрытое, то есть работа в обратном направлении. Фрейд уделял внимание символике сновидения, показывал, как недопустимые для цензуры вещи могут претерпевать трансформацию в определенные символы. С помощью анализа сновидения больного представлялось возможным подобрать ключ к его внутреннему миру, определить происхождение психического конфликта и помочь в осознании травмирующего материала. Анализ сновидений стал неотъемлемой частью терапевтических методик Фрейда.

Говоря о сущности глубинной психологии, нужно учитывать, что она выступает в качестве более наполненного в смысловом аспекте, чем фрейдизм, понятия. При изучении организации поведения человека эти направления придают особое значение побуждениям и установкам, которые скрыты сознанием.

Таким образом, фрейдизм, вместе с неофрейдизмом, индивидуальной, а также аналитической психологиями, выступает в качестве одного из составляющих глубинной психологии.

Перед рассмотрением значимых достижений, совершенных в рамках глубинной психологии, стоит обратить внимание на фрейдизм как одну из ее составляющих. Именно его представителями изначально было определенно, что главную роль в поведении человека в целом, и в организации его душевной жизни играют врожденные инстинкты. Несмотря на существование в настоящее время множества вариантов их дифференциации, особое распространение получило выделение сексуального инстинкта — Эроса или Либидо, а также инстинкта, связанного с агрессией и стремлением к разрушительной деятельности — Танатоса.

В рамках глубинной психологии основное внимание уделялось не только данному подходу, но еще и варианту, который впоследствии был разработан А. Адлером. Ученый придерживался мнения о том, что главным человеческим инстинктом является стремление к превосходству и совершенству.

Значительным достижением фрейдизма можно считать открытие того, что бессознательное влечение вступает в противостояние с нормами, существующими в культуре. Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы — это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.

В дальнейшем представители глубинной психологии заметили, что как психическое, так и социальное развитие человека происходит путем установления баланса между инстинктивными порывами и культурными нормами. Из-за этого Я–компонент большинства людей направлен на поиск компромисса между постоянно стремящейся выйти на волю бессознательной силой человека и нормами, существующими в социуме.

Именно фрейдисты и сторонники глубинной психологии отметили возможность достижения определенного результата в таком диссонансе лишь при помощи использования защитных механизмов. В данном случае под этим понятием подразумевается неосознаваемый психический процесс, главное действие которого направлено на минимизацию влияний негативных переживаний. По степени своего воздействия механизмы принято подразделять на эффективные и неэффективные.

Эффективные защитные механизмы дают возможность справиться с потрясениями и постепенно вернутся к оптимальному состоянию, а неэффективные становятся первопричиной многих невротических нарушений и возникновения аномалий в поведении личности.

В настоящее время заметно меняется отношение к психоанализу даже в среде самих фрейдистов. Отмечается тенденция, когда они в своих работах подвергают критике его взгляды или же стараются определенным образом отмежеваться от данного направления. Некоторые исследователи видят в этом симптом внутреннего разложения фрейдизма.

Еще значимее является критика, направленная на факторы, определяющие личность. Согласно мнению основателя, стимулы, помогающие ее определению во все времена практически одинаковы (речь идет о комплексах, а также инстинктах). Ни о какой общественной обусловленности личности, следовательно, нельзя говорить. Прогрессивные ученые отвергают это ненаучное, по своей философской сущности метафизическое положение психоанализа. Так, Дж. Фурст, основываясь на фактах, показывает, что психические явления, такие, например, как сознание, формируются под влиянием социальных условий, а не даны сразу в «готовом виде» и потому имеют свою историю возникновения и развития.

Конечно, данные направления критического характера, постоянно приобретающий все более обостренный характер, не могут остаться незамеченными для глубинной психологии. Что же касается того предмета критики, который характерен для глубинной психологии, то особое значение имеет наличие ряда, неопределенностей в таком ее компоненте как аналитическая психология.

Например, несмотря на отрицание психологами — аналитиками факта исключительно сексуальной природы энергии либидо (приверженцы данного направления обращают внимание на то, что речь может идти о разнообразной природе), большинство методологических ориентаций все-таки характеризуются точно теми же направлениями, что и психоанализ, что способствует неоднозначности толкования и всех связанных с ними направлений глубинной психологии.

Таким образом, вопреки часто встречающимся мнениям об идентичности данных направлений, на сегодняшнем этапе как раз фрейдизм выступает в качестве основы глубинной психологии.

Исследования Фрейда, имевшие своей целью изучение неизведанных элементов человеческой психики, затрагивали не только проблемы невротических заболеваний, но и такие хорошо известные социальные явления, как культура, религия, искусство, этика. В ряде своих работ Фрейд затрагивал вопросы, ранее не входившие в сферу интересов классической психологии. Однако психоанализ Фрейда стал такой универсальной в плане направления исследования дисциплиной, что смог охватить в своих обзорах все стороны человеческой деятельности. Индивидуальная и массовая психология, анализ выдающихся личностей и культурных традиций, детская сексуальность и сновидения — это и многое другое получило в работах выдающегося австрийского мыслителя новое толкование, не говоря уже о том, что многие открытия Фрейда носили эвристический характер.

Литература:

  1. Марцинковская Т. Д., Юревич А. В. История психологии. — М.: Гардарики. — 2008. — С.307–319.
  2. Смит Р. История психологии. — М.: Академия. — 2008. — 390 с.
  3. Ярошевский М. Г. Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека // В кн. Психология бессознательного. — СПб.: Питер. — 2007. — 315с.
  4. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Предисловие к русскому переводу работы «По ту сторону принципа удовольствия» // В кн. Психология бессознательного. — СПб.: Питер. — 2007. — С.30–36.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]