Психология цвета
Стоит поговорить о том, каково значение цветов в психологии. Хорошо известны факты, как маркетологи используют цветовую гамму для увеличения продаж магазина, как стилисты подбирают не только саму одежду, но и ее оттенок для человека, чтобы притянуть к себе внимание окружающих. Эти и другие явления изучает психология цвета. Определение цветов в психологии и их влияния на личность происходит в первую очередь благодаря их действию на ее настроение и эмоции. Например, когда человек смотрит на темно-синий, то количество ударов его сердца в минуту уменьшается, дыхание замедляется. Отсюда можно сделать вывод: темно-синий – успокаивающий цвет, он дарит покой и умиротворение. Оранжевый, наоборот, увеличивает давление крови, ускоряет сердцебиение, дает человеку некую стимуляцию. Безусловно, цвета действуют на нервную систему, от которой зависит вся жизнедеятельность человека.
Астеновегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний
В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых клинических признаков болезни. В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов и удаление их из организма. Продромальный период представляет собой временной интервал от первых симптомов заболевания до полного проявления. Период выраженных проявлений заболевания характеризуется полным развитием клинической картины. При различных инфекционных заболеваниях может страдать нервная система ребенка, что клинически проявляется синдромом нейротоксикоза. Нейротоксикоз — ответная неспецифическая реакция детского организма на воздействие вирусной, бактериальной или вирусно-бактериальной флоры, характеризующаяся преимущественным поражением центральной (ЦНС) и вегетативной нервной системы. С истощением функциональных возможностей органов и систем в результате перенесенного заболевания, особенно нервной системы при ее перенапряжении, а также вследствие аутоинтоксикации или экзогенного токсикоза связывают возникновение астенического синдрома. Это наиболее частое клиническое проявление периода реконвалесценции. Утомление в течение длительного времени, которое не компенсируется полным восстановлением, вызывает синдром перегрузки, следом за которым развивается состояние истощения. Субъективно ощущаемое чувство утомления — прежде всего сигнал о перегрузке центральных регуляторных систем, неудовлетворительном состоянии энергетических ресурсов организма и аутоинтоксикации продуктами метаболизма. Длительное утомление, приводящее к истощению, по сути своей является результатом стрессорного воздействия на организм, вызывающего нарушение функций регуляторных систем — вегетативной, эндокринной и иммунной. Если стрессорные факторы действуют в течение длительного времени, может развиться реакция организма, при которой возможны функциональные изменения в виде вегетативной дисфункции [1, 6]. Синдром вегетативной дисфункции (СВД) включает в себя проявление всех форм нарушения вегетативной регуляции. Наряду с соматическими проявлениями: головокружением, головными болями, сердцебиением, одышкой, жаждой, булимией, рвотой после еды, непереносимостью отдельных видов пищи, субфебрилитетом неясного происхождения, кожными высыпаниями и др., у пациентов с СВД выявляют эмоциональные расстройства разной степени выраженности в виде тревожности, нарушения сна, беспричинного плача, а также расстройства поведения, в частности, импульсивности, повышенной двигательной активности и возбудимости, дефицита внимания, что клинически определяется как астеновегетативный или психовегетативный синдром [Вейн А. М., 1981].
Интерес и сложность проблемы астеновегетативного синдрома заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической. Однако все специалисты сходятся в том, что такое состояние существует, его необходимо диагностировать и правильно корректировать.
Задачи исследования
Данное исследование посвящено изучению динамики состояния вегетативной нервной системы детей с астеновегетативным синдромом после перенесенных инфекционных заболеваний, а также оценке эффективности препарата Тенотен детский при названной патологии.
Тенотен детский содержит сверхмалые дозы антител к мозгоспецифическому белку S-100, создан по особой технологии специально для детского возраста, оказывает успокаивающее, нормализующее настроение и поведение действие, а также выраженное вегетостабилизирующий эффект [3, 5].
Критерии включения больных в исследование:
- Возраст от 3 до 8 лет.
- Наличие симптомов СВД.
- Тяжесть СВД от легкой до средней степени тяжести.
Критерии исключения больных из исследования:
- Наличие декомпенсированных заболеваний или острых состояний, которые могут влиять на проведение исследования.
- Наличие органических заболеваний головного мозга.
- Выраженная почечная или печеночная недостаточность.
- Гиперчувствительность к любому из компонентов препаратов, применяемых в исследовании.
- Применение вегетотропных и ноотропных препаратов в период исследования и в последние две недели перед исследованием.
- Участие в других клинических исследованиях в течение четырех недель перед включением в данное исследование.
Материал исследования
В МУЗ «5 Детская инфекционная больница г. Саратова» наблюдалось 50 детей в возрасте от 3 до 8 лет (4,54 ± 0,18 года), из них 52% мальчиков, 48% девочек, перенесших осложненные респираторные вирусные и другие воздушно-капельные инфекции, протекающие в основном с синдромом нейротоксикоза, а также часто болеющие дети, состоящие на диспансерном наблюдении в поликлинике.
Для исследования методом случайной выборки дети были распределены в две группы. В основной группе (30 человек) дети в периоде реконвалесценции наряду с симптоматической витаминотерапией получали Тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в день в течение 4 недель в сочетании со стандартной терапией. В контрольную группу (20 человек) вошли дети, получавшие стандартную витаминотерапию и симптоматическую терапию за исключением препаратов, обладающих вегетотропной активностью.
Достоверных различий по половозрастным показателям между основной и контрольной группами детей не было.
По спектру перенесенных заболеваний, их тяжести, характеру осложнений выделенные группы детей также значительно не отличались. Спектр заболеваний включал вирусные и вирусно-бактериальные инфекции дыхательных путей (этиологически подтвержденные формы гриппа и другие респираторные вирусные инфекции, тяжелые формы бронхитов и пневмоний и др.), острые средние отиты, тяжелые и осложненные формы инфекционного мононуклеоза, висцеральные формы ветряной оспы, протекающие с нейротоксикозом и везикулезными высыпаниями на внутренних органах. Данные о заболеваниях приведены в таблице.
Диагностическое обследование включало в себя клиническую оценку проявлений вегетативной дисфункции, психологическое исследование, неврологическое обследование, электрокардиографию (ЭКГ).
Состояние вегетативной нервной системы определялось по исходному вегетативному тонусу, вегетативной реактивности и вегетативному обеспечению деятельности. Исходный вегетативный тонус, характеризующий направленность функционирования вегетативной нервной системы в состоянии покоя, оценивался по анализу субъективных жалоб и объективных параметров. Оценивалась степень выраженности психопатологических проявлений: утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость и др. (модифицированный опросник А. М. Вейна). Определялся внутрисистемный вегетативный тонус по индексу Кердо и межсистемный вегетативный тонус по коэффициенту Хильдебранта. Для оценки вегетативного обеспечения деятельности, отражающего в основном состояние автономной системы регуляции, проводилась клиноортостатическая проба (КОП). Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных электрокардиографии.
Уровень внимания оценивался с использованием шкалы SNAP-IV, таблиц Шульте, по результатам модифицированного метода Пьерона–Рузерапо. Выявление расстройств кратковременной и долговременной памяти, косвенно отражающей выраженность астении, проводилось с помощью методики 10 слов и пиктограммы.
Для определения состояния эмоциональной сферы обследуемых (тревоги, депрессии) использовался ахроматический и цветовой тесты Люшера.
После окончания лечения всем детям было проведено повторное комплексное обследование для оценки эффективности терапии. Кроме того, родителям детей предлагалось оценить результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы, где 0 — это очень плохая оценка, 10 — очень хорошая.
Результаты исследования
Перед началом исследования у всех обследуемых детей (без достоверных различий в обеих группах) с помощью опросника А. М. Вейна определялись умеренно выраженные психопатологические расстройства, в виде неустойчивости эмоционального фона (84%), повышенной тревожности (34%), утомляемости (38%), отвлекаемости (86%), нарушений сна (74%), снижения памяти, а также различные соматические проявления в виде периодических головных болей (52%), головокружения (24%), метеозависимости (12%), снижения аппетита (64%), диспептических нарушений в виде тошноты, рвоты, вздутия живота (44%).
Индекс Кердо позволил определить наличие внутрисистемной дистонии у детей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания, он составил в среднем 32,89 ± 0,99 в обеих исследованных группах, что свидетельствовало о превалировании симпатических влияний на организм в покое.
Межсистемный вегетативный тонус, оцениваемый с помощью коэффициента Хильдебранта (средние значения составили 3,98 ± 0,03), имел, в основном, эйтонический характер.
КОП, определяющая вегетативное обеспечение автономной системы регуляции, наряду с нормальным симпатикотоническим вариантом КОП, отражающим устойчивость гемодинамики в ортостазе (14% случаев), выявила и патологические варианты. Гиперсимпатикотонический вариант КОП, характеризующийся резким повышением систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) и обусловленный избыточным включением симпатико-адреналовой системы, встречался в преобладающем количестве случаев — у 58% детей. Асимпатикотонический вариант КОП, обусловленный недостаточным подключением симпатического отдела вегетативной нервной системы, при котором САД и ДАД не изменяются или падают, ЧСС остается нормальной или компенсаторно увеличивается, встречался у 28% детей с СВД. Астеносимпатический вариант КОП с падением САД и ДАД и резким увеличением ЧСС в первые минуты ортостаза, с последующей гиперсимпатикотонической реакцией был выявлен в 2% случаев.
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных ЭКГ. Синусовая тахикардия по данным ЭКГ была обнаружена у детей в 70% случаев, по-видимому, как результат экстракардиальных влияний (усиление симпатической иннервации сердца или ослабления вагусной на фоне психоэмоционального возбуждения) при отсутствии органической патологии сердца, так называемая «нервная тахикардия».
Основными психопатологическими проявлениями СВД являлись невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Их оценка производилась с помощью шкалы-опросника SNAP-IV (Swanson J., 1992). Показатель невнимательности в двух группах по этой шкале достоверно не отличался и составил в среднем 53,33% (норма (Swanson J., 1992) — 0,40–1,82), средний показатель гиперактивности — 1,96 ± 0,32 (норма (Swanson J., 1992) — 0,27–1,59) и импульсивности 2,13 ± 0,37 (норма (Swanson J., 1992) — 0,26–1,52) (p < 0,05 — достоверность различий по сравнению с возрастными нормами).
Выраженность астении косвенно отражается на интеллектуально-мнестических показателях, в частности на оперативной памяти: чем выше утомляемость ребенка в период после перенесенного инфекционного заболевания, тем больше страдает процесс запоминания. Оценка памяти у детей проводилась с помощью методики запоминания десяти слов. Регистрировались следующие показатели: 1) количество повторений, необходимых для воспроизведения 10 слов; 2) количество слов, воспроизведенных через 1 час.
В большинстве случаев обследуемым обеих групп (достоверных различий показателей детей основной группы с группой сравнения нет) для воспроизведения 10 слов требовалось 3 и более повторений, что свидетельствовало о снижении показателей механического запоминания. В то же время количество воспроизводимых слов через час после начала исследования значительно снизилось, что явилось признаком нарушения динамической памяти у детей с вегетативной дистонией.
В качестве методики для исследования опосредованного запоминания использовалась пиктограмма. Регистрировались следующие показатели: 1) количество воспроизведенных понятий; 2) динамика воспроизведенных понятий через 1 час.
Оценка результатов пиктограмм в целом показала, что у детей с СВД дистонией изображаемые образы часто не соответствовали реальным объектам, что впоследствии затрудняло их интерпретацию. Показатели по критерию адекватности (обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой) в среднем составили около 50%.
Также было констатировано снижение критерия «восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период». Полностью весь список предложенных понятий смогли восстановить только 14% испытуемых. Снижение показателя было связано с частым использованием для передачи разных понятий одних и те же пиктограмм, ошибками и всевозможными неточностями, заменой слов их синонимами, сокращением сложных понятий и т. д.
Для оценки эмоциональных нарушений использовался проективный тест цветовых выборов Люшера. При проведении тестирования учитывались следующие показатели: «Первый и последний цвет в цветовом ряду»; «Коэффициент суммарного отклонения от аутогенной нормы»; «Показатель вегетативного коэффициента»; «Показатели тревожности и напряжения».
Проведенное по методике Люшера тестирование отразило статистически значимое отклонение преимущественно выбираемой обследуемыми цветовой гаммы от аутогенной нормы. В то же время величина вегетативного показателя не имела столь значимых различий по сравнению с возрастными нормами. Среднестатистические показатели тревожности и напряжения, определенные с помощью теста Люшера, также не имели значительных отклонений от стандартных показателей (p < 0,05 — достоверность различий по сравнению с возрастными нормами).
Таким образом, проведенное клиническое обследование детей, перенесших инфекционные заболевания, выявило наличие у них различной степени выраженности проявлений СВД. Безусловно, такие психовегетативные нарушения отражались на периоде реконвалесценции, ухудшали качество жизни и требовали их адекватной коррекции.
В качестве альтернативного препарата для коррекции проявлений СВД был использован Тенотен детский с успокаивающим и выраженным вегетостабилизирующим действием (Лобов М. А., 2008). Основная группа детей (30 человек) получала Тенотен в дозе 3 таблетки/сутки курсом 1 месяц в сочетании со стандартной витаминотерапией. Контрольная группа детей (20 человек) получала стандартную терапию с применением лекарственных средств, не обладающих психотропной и вегетотропной активностью. По окончании курса лечения были проведены повторные клинические исследования.
Прием препарата Тенотен детский в течение месяца обеспечил достоверное (в сравнении с контрольной группой) улучшение показателей психовегетативного статуса и снижение частоты соматоневрологических расстройств у детей, принимавших Тенотен детский, тогда как в контрольной группе детей эти показатели оставались практически на прежнем уровне (рис. 1, 2).
Улучшение показателей вегетативного тонуса отмечалось не только в его психоэмоциональной (утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость, отвлекаемость, нарушение сна), но и соматоневрологической (головные боли, головокружение, снижение аппетита, диспептические нарушения) составляющей. Полученные данные отражены на рис. 1.
Качественно изменились результаты КОП. У детей, принимавших Тенотен детский, отмечалась нормализация показателей вегетативного обеспечения (симпатикотонический вариант КОП) с 15,33% детей в начале терапии до 46,67% (p < 0,05), у остальных наметилась четкая тенденция к улучшению. В контрольной группе показатели КОП остались практически на прежнем уровне. Данные отражены на рис. 3.
Была выявлена положительная динамика в отношении патопсихологических проявлений. После курсового применения препарата уменьшение выраженности мнестических и поведенческих симптомов (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) отмечалось в среднем у 85% детей. Все показатели шкалы SNAP-IV у детей основной группы после лечения Тенотеном достоверно снизились (p < 0,05). Показатели гиперактивности и невнимательности снизились до нормальных значений, абсолютные показатели импульсивности также значительно уменьшились в наблюдаемой группе.
По данным психометрического исследования у пациентов с СВД основной группы были выявлены достоверные положительные изменения при проведении тестов на память и внимание в сравнении с контрольной группой. Данные тестирования выявили отчетливое улучшение показателей механической и динамической памяти у 30% детей (p < 0,05), а также опосредованной памяти в тестах с пиктограммой — повышение показателя адекватности до 75% (p < 0,05).
Динамическая оценка результатов цветового теста Люшера выявила относительную стабилизацию психоэмоционального состояния у детей основной группы, что отразилось на предпочитаемой цветовой гамме и приближении ее к аутогенной норме (по коэффициенту суммарного отклонения от аутогенной нормы — p < 0,05). У детей контрольной группы определяемые показатели не имели статистически значимых изменений.
По окончании исследования родители оценили результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы. В среднем успешность лечения в основной группе была оценена на 7–8 баллов, в контрольной — на 4–5 баллов.
Выводы
- Проведенное исследование показало, что у детей, перенесших инфекционные заболевания, имеются в различной степени выраженные симптомы астеновегетативного синдрома (СВД) в виде психоэмоциональных (утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость, отвлекаемость, нарушение сна) и соматоневрологических (головные боли, головокружение, снижение аппетита, диспепсия) нарушений.
- Астеновегетативные нарушения отрицательно влияют на процесс реконвалесценции у детей после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний, удлиняя этот период и ухудшая качество жизни пациентов.
- Применение препарата Тенотен детский после перенесенных инфекционных заболеваний в дозе 1 таблетка 3 раза в день приводит к нормализации показателей вегетативного тонуса и обеспечения, уменьшает частоту соматоневрологических проявлений вегетативной дисфункции, что способствует более быстрому завершению периода восстановления.
- Тенотен детский устраняет проявления астении, стабилизирует психоэмоциональное состояние детей: улучшает настроение, успокаивает, способствует снижению раздражительности и капризности, облегчает процессы обучения (запоминание, концентрацию внимания, усидчивость).
- Препарат Тенотен детский безопасен у пациентов старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Побочных эффектов во время применения препарата не было отмечено.
- Доказанное успокаивающее, выраженное вегетотропное и антиастеническое действие препарата Тенотен детский позволяет рекомендовать его для применения у детей с различными проявлениями вегетососудистой дисфункции после перенесенных инфекционных заболеваний.
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.
Е. В. Михайлова, доктор медицинских наук, профессор Т. Ильичева Cаратовская областная детская инфекционная клиническая больница, Саратовский государственный медицинский университет, Саратов
Зрительное восприятие цвета
Постоянное пристрастие личности к тому или иному оттенку объясняется его характером. Человеку всегда нравился красный, но внезапно он покупает серую вещь, невзирая на значение цветов одежды. В психологии это явление объясняется просто: вот он привык к красному и постоянно его носит, а серый купил, потому что в этот момент ему подсказало настроение, некий всплеск. Получается, что при помощи цвета, можно поменять свой настрой. Те, у кого в последнее время он был плохой, чаще всего смотрят на темные оттенки. Выбор происходит интуитивно. Если же настроение на высоте, то человеку нужны яркие краски.
Ты и я
Как заверяют специалисты по психологии, значение красного цвета нельзя недооценивать. Он важен для построения нормальных отношений между людьми. Традиционное прочтение – любовь, стремление, желание, чувства, страсть. Красный называют символом начала новой жизни. Считается, что оттенок дает защиту женщинам, бережет людей. Многие трактуют его как покровителя матерей, жен. С давних пор к красным изделиям прибегали, чтобы уберечь мужа от злых помыслов окружающих и завистливых сторонних женщин.
Цветовой тест Люшера
Макс Люшер — профессор и психолог из Швейцарии. Свою научную деятельность он посвятил изучению положений цветовой диагностики. Именно он придумал тест, названный его именем, построенный на базе функциональной психологии. Так что же такое значение цвета в психологии по Люшеру? В первую очередь профессор сделал акцент на то, что структура цвета, а следовательно, и его значение остается неизменными. Это значит, что независимо от того, нравится ли человеку темно-синий или нет, он все равно означает «покой». Люшер решил рассмотреть само отношение людей к цветовой гамме. И если каждый человек видит ее по-своему, то и, возможно, значение цветов в психологии тоже варьируется.
История теста
Созданный Максом Люшером еще в середине XX века, тест поначалу не встретил одобрения среди научного общества, однако же со временем его идеи набрали популярность. Первый вариант теста опубликован в 1948 году, а в 1970 году вышло руководство к нему. Также основы метода цветодиагностики Люшер осветил в своих книгах «Сигналы личности» и «Четырехцветный человек». В основу теста легли 4500 цветовых тонов, которые он подбирал самостоятельно.
Полный и легкий сокращенный варианты теста Люшера
«Клинический цветовой тест Люшера»
Это семь цветовых таблиц, громоздкий вариант, который применяется в тех случаях, когда в нем действительно возникает необходимость. Цвета этих семи таблиц следующие:
- «серый»;
- «8 цветов»;
- «4 основные цвета»;
- «синий»;
- «зеленый»;
- «красный»;
- «желтый».
«Быстрый» или «Сокращенный тест Люшера»
Лаконичный и удобный тест с восемью рядами цветов:
- серый (0);
- темно-синий (1);
- сине-зеленый (2);
- красно-желтый (3);
- желто-красный (4);
- красно-синий или фиолетовый (5);
- коричневый (6);
- черный (7).
«Метод цветовых выборов»
В 2010 году Собчик Людмилой Николаевной был предложен адаптированный вариант сокращенного теста — «Метод цветовых выборов» (МЦВ). Так она прокомментировала свою работу: «<…> терминология и суть интерпретирующих сентенций в модифицированном тесте значительно переработаны в соответствии с выявленными недостатками оригинальной версии методики и с учетом современного психологического тезауруса
».
Психология серого цвета
Серый — знак нейтральности, середины. Личность, выбирающая его для себя, не берет во внимание значение цветов в психологии человека. Она хочет остаться в стороне от всего, что снаружи. Такие люди предпочитают не открываться другим, они держат все в себе. Это не значит, что они напряжены или расслаблены, они просто находятся посередине, на нейтральной территории. Это стремление отгородиться от всего, остаться нетронутым.
Те люди, для которых серый цвет стоит на последнем месте, считают его очень скучным и однообразным. Они предпочитают радоваться жизни и наслаждаться яркими красками. Это неким образом связано с непреодолимым желанием быть постоянно вовлеченным в какую-нибудь активность.
Психология синего цвета
Синий цвет всегда символизировал покой и гармонию. Учеными доказано, что когда человек смотрит на объекты, выполненные в синих тонах, он успокаивается. В это время его организм готовится к отдыху и расслаблению. Этот оттенок несет в себе гармоничное состояние и символизирует единение с миром. Значение цветов в психологии, особенно синего, темно-синего, индиго, голубого заключает в себе ассоциации с тишиной и умиротворением.
Синий находит соответствие со спокойными водами, флегматичным человеком, женственностью, нежностью. Многие ученые считают, что он обладает вещественной полнотой. Страдающие ожирением люди чаще всего отдают свое предпочтение именно этому оттенку. Если при тесте человек отвергает синий цвет, значит, он бежит от покоя и доверия, его потребность в этом остается неудовлетворенной. Это может говорить о том, что он не желает привязываться к чему-либо и не может позволить себе тратить на это время, так как, по его мнению, такой поступок влечет за собой отказ от чего-то очень важного. Расслабление может привести к депрессии, от которой многие стараются держаться подальше. Обычно они постоянно напряжены, и находятся в поисках внешних раздражителей, делают все, чтобы состояние покоя никогда не наступало, ведь это может стать причиной ведения образа жизни, лишенной смысла.
Повседневность и разные возрасты
Как показали наблюдения, красные продукты питания полезны для человеческого организма. Их регулярное употребление позволяет очистить тело от вредоносных соединений. Улучшается аппетит, снижается вероятность нарушения стула. Считается, что продукты, от природы окрашенные в красный, полезны для печени. Диета, составленная с обилием такой пищи, рекомендована при лечении депрессии и позволяет справиться с меланхолией. Подобный рацион считают дополнительной мерой лечения нервных расстройств, он показан больным оспой.
Детям красная пища полезна, поскольку большинство таких продуктов содержит полезные соединения, показанные при анемии. Такие продукты борются с плохим аппетитом и избавляют от апатичного состояния. Если вес ребенка недостаточен, включение в рацион обилия красной пищи поможет ему прибавить несколько килограммов.
Психология зеленого цвета
Действие зеленого цвета также считается важной составляющей в толковании понятия «значение цветов». В психологии считается, что люди, чья душевная привязанность неудовлетворена, стараются компенсировать именно этой краской. Она символизирует независимость. Симпатия к ней часто встречается у молодых людей, которые хотят поскорее стать самостоятельными. Она является символом постоянства и настойчивости, некой степени жестокости, твердости и упорства. Люди, выбирающие зеленый цвет, очень осторожно относятся к изменениям. Они стремятся повысить уверенность в себе, в своих навыках и умениях за счет самоутверждения. Они могут добиться симпатии у других, например, за счет своего финансового положения.
Этот оттенок в некоторой степени управляет человеком. Личность может ощущать гордость, превосходство над другими, желание управлять остальными членами общества. Любители зеленого, как правило, много думают о здоровье и о том, как увеличить длительность своей жизни. Они защищают свои принципы, иногда страдают от того, что не получают признания других людей. Что касается тех, у которых зеленый стоит на последнем месте, можно сказать то, что они утратили силы для борьбы. Это может привести к тому, что они будут винить в своих ошибках других. Отвергающие зеленый цвет — это люди, потерявшие самообладание и терпение, за счет чего в поведении появляется импульсивность.
Психология красного цвета
Люди, желающие испытать сексуальное опьянение, выбирают красный или его оттенок малиновый цвет. Значение в психологии показывает на то, что на них, прежде всего, смотрят личности, жаждущие возбуждающих переживаний и эмоций. Оттенки красного символизируют жизненную силу. Они повышает кровяное давление, улучшают аппетит. Люди, любящие красный, желают ощутить всю полноту жизни. Те, кто ставит его на первое место, приобщены к спорту и борьбе. Это цвет мужественности, стремления, огня, духовных сил, покорения. Также означает сексуальное желание. Люди, у которых красный на последнем месте, испытывают с его стороны угрозу, потому как у них наблюдается недостаток жизненной силы. В качестве цвета, компенсирующего его, они чаще всего выбирают синий, чтобы усилить успокоение. При этом привязанность к нему становится болезненной из-за неудач в любви.
Правильный выбор цвета
Иногда испытуемые неправильно понимают условия теста и выбирают не тот цвет, который понравился им, а тот, который, как им кажется, является предпочитаемым для психолога. Иногда выбирают те цвета, которые ассоциируются с их социальным образом: женщины выбирают красный, а мужчины — синий, даже если на самом деле он им неприятен.
В такой ситуации получить правильные результаты теста нельзя. Испытуемый должен понимать, что он должен руководствоваться только своими предпочтениями. Ему не следует пытаться подобрать цвета, которые понравятся психологу, задавать уточняющие вопросы и пытаться любым другим способом выяснить «правильную» последовательность цветов. В этом тесте имеет значение именно личный выбор последовательности, которая и раскрывает черты личности испытуемого.
Психология желтого цвета
Нередко отвержение синего заставляет человека выбирать желтый цвет. Значение в психологии связано с отягощающей привязанностью, требующей облегчения, чтобы устранить депрессию. Неудовлетворенная эмоциональность заставляет человека безостановочно искать выход из ситуации. Это поиск удовлетворения и гармонии, попытка найти смысл жизни и место, где можно использовать свои возможности по максимуму. Желтый цвет является самым ярким, живым и легким. Ассоциируется со стимуляцией. Учащается пульс и дыхание, так же как и с красным.
Главным достоинством желтого является его яркость и неосознанный позитив. Он указывает на стремление человека освободиться от тяжести, от чего-то, что его угнетает. Люди, у которых этот цвет стоит на первом месте, надеются на счастье, и ждут его в любых формах и проявлениях. Они желают добиться признания и уважения. Ну а те, кто ставит желтый на последнее, как правило, разочаровались в жизни, в надеждах, в людях. Они стоят лицом к лицу с пустотой. Из-за заложенной в желтом яркости, он может быть отвергнут по причине перевозбуждения, вследствие чего человек чувствует раздражительность, злость, недоверие к людям, и постоянно находится в плохом настроении.
Основные правила
Проходя тест, испытуемый должен соблюдать правила, чтобы полученные результаты были как можно ближе к его настоящим переживаниям. Испытуемый имеет право:
- задавать уточняющие вопросы до начала проведения методики;
- получить бумажную инструкцию, которая остается на столе во время прохождения теста;
- отказаться от прохождения, если методика доставляет ему дискомфорт.
Испытуемый обязан:
- внимательно следовать порядку прохождения процедуры теста;
- быть предельно откровенным, выбирая предпочитаемые цвета;
- не менять выбор цвета, после того, как он уже был совершен.
Основное правило — испытуемый должен находиться в адекватном состоянии, иначе проведение методики с необходимостью выбора не имеет смысла.
Психология фиолетового цвета
Люди, выбирающие цветовую гамму, могут не оценить значение сиреневого цвета. В психологии он указывает на повышенную эмоциональность человека, вследствие чего он может предчувствовать какие-то действия или события. Фиолетовый же цвет – это смесь красного и синего, необузданной энергии и спокойствия. Две противоположных силы. За любовь к магии и желание ей обладать отвечает именно фиолетовый цвет. Значение в психологии объясняется, с одной стороны, мечтами человека о чувственном слиянии с партнером, а с другой стороны, замкнутостью, потому что для этого нет никаких предпосылок.
Ситуации и значения
Рассматривая в рамках психологии красный цвет в интерьере, установили, что такой колер положительно и сильно влияет на человека в утреннее время. Окружив себя алыми предметами, проще взбодриться. Человеку легче дается пробуждение, а утро начинается с положительного эмоционального настроя. Начиная новый день, персона полна сил, бодра и способна к новым свершениям. Такое подходит амбициозным людям. Не будет лишним поднять себе настроение красным интерьером, если предстоит ситуация, в которой нужно проявить себя бодрым. Так, если запланированы переговоры, заключение очень значимой сделки, не будет лишней цветовая встряска.
Известно, что красный – помощник в эротической сфере. Этот цвет ассоциируют с возбуждением. Благодаря предметам интерьера и соответствующему окружению людям проще настроиться на взаимодействие. Традиционно красный используют в интерьере комнат молодых супругов. Такие краски выбирают для окрашивания нижнего белья, постельных принадлежностей. Наиболее роскошен красный натуральный шелк. Его считают классическим и едва ли не наиболее надежным средством возбуждения.
Психология коричневого цвета
Учеными давно изучается психология цвета. Значение цвета в одежде, выбираемой человеком, очень хорошо описывает его сущность. Коричневый цвет представляет собой смесь желтого и красного с затемнениями. Вся необузданность красного в нем приглушена, задавлена. На первое место его ставят люди, которым не хватает жизненной силы. Все окружающее ими воспринимается пассивно. Коричневый символизирует чувственное восприятие мира и дает понять отношение человека к физическим ощущениям. У него наблюдается повышенная потребность в отдыхе, в создании вокруг себя уюта и умиротворения. Если же коричневый стоит на последнем месте или же цвет отвергается вообще, человек рассматривается как личность, старающаяся отличиться от толпы. В результате чего он может стать причиной внимания навязчивых сексуальных людей.
Любопытно знать
Специалисты по колористике и знатоки в области народной медицины рекомендуют пользоваться красными камнями, чтобы сохранить себе здоровье. Особенно полезными считаются яркие алые разновидности. Стоит обратить внимание на алые сорта коралла. Впрочем, все должно быть в меру. Избыточно окружив себя такими изделиями, можно нарушить собственное психическое состояние. Человек, вокруг которого излишне много красных предметов, чаще ссорится с другими, он более агрессивен. Считается, что таким персонам свойственно недопонимание мотивов окружающих, им сложнее построить продуктивное взаимодействие с иными людьми.
Психология черного цвета
Черный выражает крайне спорное значение цвета. Смысл и психология, соединяясь в единое целое, дают представление о том, что он является самым темным и всегда ассоциируется с трауром и депрессией. Так как для многих этот цвет символизирует некую границу, то он выражает «ничего, полное отрицание. Черный придает человеку желание обороняться и вытеснить раздражители. Это отказ и противоречие одновременно. Личность, у которой этот цвет стоит на первом месте, способна отказаться от всего. Те, кто поставил черный на последнее место, не желают выносить лишения, предъявляют к себе завышенные требования и избегают опасности.
Люшер выделяет четыре цветовых типа личности
Характеризует эти типы следующим образом:
Синий — потребность в глубокой привязанности.
Зелёный — потребность в отстаивании собственной позиции.
Красный — потребность в достижении, обладании, лидировании.
Жёлтый — потребность в эмоциональной вовлечённости, яркости переживаний и общении.
Та потребность, которая является ведущей, определяет индивидуально-личностный тип человека.
При отнесении личности к тому или иному «цветовому типу» решающую роль играет оценка поведения личности.
При этом человек, относящийся к одному из четырех основных типов личности, может вести себя совершенно противоположным образом. Это зависит от того, какую роль он в настоящий момент реализует.
Когда личность преследует типичную для себя цель, которая является для него своего рода идолом, то роль, которую он играет, называется «роль-идол». И, наоборот, то, что он делает, чтобы защититься от чего-либо, чтобы чего-либо избежать — всё это есть его «роль-защита».
Например, человек, реализующий красный тип поведения, принимает всякий брошенный ему вызов, поскольку он хочет действовать сильно и успешно. Это его роль-идол. А роль-защиту он играет тогда, когда чувствует, что предъявленные к нему требования чрезмерно завышены, когда защищается от подобных требований, когда злится и досадует, когда впадает в бессильную злобу.
Итак, типы:
Синий
Основной темой в их жизни является душевная привязанность и потребность во взаимопонимании. Синий стремится к выстраиванию гармоничных отношений с окружающими его людьми.
Роль-идол (+ синий)
Потребность в покое, интенсивная потребность в привязанности, чувствительность, сентиментальность.
Роль-защита (- синий)
Беспокойство, нетерпение, неудовлетворенность, одиночество, отворачивание от партнера, раздражительность.
Стремление к удовлетворению лежит в основе роли-идола синего типа. Одурманивание и забытье становятся его целью: либо путем одурманивания плоти с помощью разгульной жизни, чревоугодия, алкоголизма, применения успокоительных и снотворных средств, либо путём редукции духовных притязаний (например, сведения их на уровень «кроссвордного» интеллекта).
Роль-защита синего типа поведения возникает из-за страха перед пустотой (перед отсутствием переживаний) и перед лишениями. Страх перед отсутствием переживаний порождает внутреннее беспокойство.
С целью самозащиты «синие» люди огораживают забором свою личную эмоциональную сферу, блокируют настоящие и искренние эмоциональные отношения.
Зеленый
Основной темой в жизни зелёного типа является самоутверждение, саморазвитие. Зрелая личность стремится к самовыражению и самоактуализации.
Роль-идол (+ зелёный)
Воля к самоутверждению, напряжение воли, притязание на значимость.
Роль-защита (- зелёный)
Защита от ограничений, от потери значимости.
Стремление к значимости и тщеславие лежат в основе роли-идола зелёного типа. Неуверенность в себе для него — совершенно непереносимое состояние. Используются любые средства повышения собственной значимости; академические титулы, например, обеспечат пожизненный престиж и статус и т.д.
Роль-защита порождена страхом перед зависимостью и принуждением.
Адекватное поведение предполагает, что человек способен как требовать, так и отказываться. Кто имеет чрезмерные или бескомпромиссные притязания, кто хочет, чтобы все восхищались им и любили его, — тот игнорирует действительность. Когда не хотят ни от чего отказываться, тогда не могут и ни на что решиться. В этом случае люди начинают чувствовать себя загнанным в тупик.
Зелёный — не только самый напряжённый и самый упрямый, но и самый не поддающийся влиянию тип поведения.
Красный
Основной темой при гармоничном развитии является стремление к успеху, к достижению поставленных целей.
Роль-идол (+ красный)
Целеустремленность, напористое стремление к переживаниям.
Роль-защита (- красный)
Чрезмерные требования, раздражительность.
Стремление к возбуждению лежит в основе роли-идола красного типа. Страх перед опустошенностью и скукой ведет к поиску новых стимулов. Но так как он нуждается во всё новых и новых переживаниях, он неизбежно вынужден быть постоянно активным. Он стремится к достижениям в большом и в малом, на пользу окружающим или во вред им.
Роль-защита происходит из-за страха перед избытком активности и перевозбуждением.
Тот, кто ударяет кулаком по столу, или цедит что-то сквозь зубы, у того возбуждение достигло уровня перераздражения. Перераздражение ведёт к депрессии, если удовлетворение важных потребностей становится невозможным и приходится признавать собственное бессилие. Отсюда возникает депрессивная потребность в сне или алкоголе, чтобы одурманить себя и заглушить свои страдания.
Желтый
Основная тема — развитие и творчество. При гармоничном развитии он направлен на расширение «духовных горизонтов».
Роль-идол (+ жёлтый)
Бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.
Роль-защита (- жёлтый)
Напряжённое ожидание, озабоченность, обеспокоенность.
Стремление к свободе лежит в основе роли-идола.
Например, многие люди из года в год тратят по два месяца на различные путешествия или каждый день часами читают газеты. В обоих этих случаях их привлекает не действительная, не истинная цель, а стремление к неизвестному, к переменам, жажда нового. Такое любопытство — это бегство от настоящего, если оно, настоящее, переживается и воспринимается как неудовлетворительное.
Роль-защита проистекает из-за страха перед утратой. Окружающий мир — это широкое поле отношений, который вследствие своего постоянного изменения всё время требует от личности изменения его собственной позиции.
А всякое изменение действительности, широта новых возможностей, вызывают у жёлтых людей страх. Они чувствуют себя потерянными, беспомощными перед реальностью.
Интерпретация цветовых предпочтений
Вам нравится синий (+)
Вас можно отнести к разряду спокойных, уравновешенных людей, которым удаётся достичь гармонии в отношениях с окружающими. Вы также обладаете удивительной возможностью прислушиваться к желаниям своего организма и вовремя распознавать надвигающееся переутомление или эмоциональный срыв.
Синий не нравится или раздражает (-)
в данный момент вы вынуждены отказаться от плавного течения жизни, жить в состоянии мобилизации всех своих сил. Возможно, это связано с каким-нибудь важным заданием или событием, от результата которого зависит ваша карьера или судьба в целом.
Нравится серый (+)
Серый означает нейтральность во всех сферах жизни («ни то, ни сё»). Люди, предпочитающие серый цвет, много работает и соответственно, сильно устает.
Серый вам не нравится или раздражает (-)
Если вы ни при каких обстоятельствах не выберете серый оттенок, значит, вы всеми силами стремитесь к новым впечатлениям и не хотите впускать в свою жизнь рутину.
Желтый (+)
Выбирающий эту палитру, верит в чудо.
Он нуждается в признании своих способностей и уважении окружающих. Надеется, что рано или поздно его жизнь изменится к лучшему и он сможет насладиться счастьем во всех его проявлениях.
Желтый (-)
Если жёлтый колер вам неприятен, значит, вы могли полностью разочароваться в своих надеждах и теперь вам сложно поверить в то, что в мире бывают чудеса.
Такое настроение может быть вызвано каким-либо разочарованием или неудачами, которые следуют одна за другой..
Нравится черный (+)
Означает протест. Выбравший его, может гласно и негласно восставать против условий жизни, работы и своей судьбы в целом. Он протестует против условностей, ломает стереотипы и бунтует против несправедливости.
Черный раздражает (-)
Если чёрный цвет вам не нравится, значит, перед вами стоит сложная задача — научиться отказывать людям, когда это необходимо, и не бояться предъявлять желаемые требования на работе или в личной жизни.
Красный (+)
Красный значит стремление к славе, успеху и престижу. Его выбирают люди, которые обладают выраженными волевыми качествами, желают раскрыть свой потенциал, добиться влияния и покорить всех собственным успехом.
Красный (-)
Если вы чувствуете в себе недостаток жизненной энергии и слабый потенциал, то, скорее всего, предпочтёте его в последнюю очередь.
Нравится зеленый (+)
Вы — человек, которому важно реализовать свои возможности, самоутвердиться и вызвать симпатию у окружающих.
Зелёный не нравится или раздражает (-)
Если вы выберете зелёную карточку в последнюю очередь, значит, в какой-то момент просто могли почувствовать себя униженным и побеждённым.
Возможно, ваши стремления усовершенствовать, к примеру, свою работу, не увенчались признанием, поэтому сейчас вам легче уступить принципам, нежели настойчиво побеждать преграды.
Коричневый (+)
Его выбирают люди, которые больше всего на свете хотят избежать проблем и конфликтов в любой сфере жизни. Они не желают тратить силы на разрешение сложных заданий и мечтают жить в уютной «оболочке».
Коричневый (-)
Вами руководит желание «вырваться из толпы».
Фиолетовый (+)
Выбирая его, вы как бы сообщаете о том, что все ваши мысли и желания должны воплотиться в реальность. Вы можете стремиться к «магическим» отношениям с окружающими, веря в то, что когда-нибудь всё-таки удастся «околдовать» их своим шармом и реализовать все свои желания.