Собираясь дать определение этому понятию, многие подразумевают под ним агрессию, споры и склоки, но оно охватывает более широкую область деятельности человека и не всегда носит деструктивный характер. Интересы сторон сталкиваются в самых разных сферах – трудовой, экономической, социальной и т.д. Что такое конфликт – в этой статье.
Психология конфликта
При отсутствии согласия между сторонами, когда каждая хочет занять позицию, несовместимую или противоречащую интересам другой, возникает столкновение. Понятие конфликта изучает наука конфликтология. Она и выявляет проблему, мотивы, которые побуждают участников к конфронтации, их позиции и цели. Суть конфликтов многообразна, но при этом между участниками всегда возникает напряжение, негативные эмоции, но при желании можно найти выход из создавшегося положения.
Действующие лица
Участники конфликта — это стороны, принимающие непосредственное участие в образовании и завершении столкновения интересов. Различают 2 вида действующих лиц: косвенные и прямые участники конфликта.
К косвенным относятся:
- Провокатор. Человек (государство, группа, общество), провоцирующий другую личность на столкновение, при этом в некоторых случаях не принимая участия в самой конфликтной ситуации.
- Союзник провокатора, или «группа поддержки». Личность, оказывающая содействие (материальное, моральное) развитию столкновения.
- Организатор (создатель) конфликта.
- Судья (медиатор, посредник). Лицо, являющееся третьей стороной в конфликтной ситуации.
К прямым относятся:
- Зачинщик. Иногда им является провокатор.
- Субъект.
- Стороны столкновения.
Социология конфликта
В любом обществе неизбежны столкновения, ведь это главное условие развития общества. Причем чем она сложнее, чем больше в ней групп с несовпадающими и взаимоисключающими интересами, тем больше причин для возникновения конфронтации. Решение конфликтов в большей степени зависит от преследуемых субъектами целей и их желания разрешить ситуацию позитивным или негативным образом. Открытую борьбу сторон и реальное противоборство может спровоцировать несовместимость потребностей и ценностей.
Причины возникновения конфликтов
Явление это сложное и многомерное и факторы, его породившие, существенно различаются:
- Ценности – духовные, материальные.
- Причины конфликтов связаны и с несовершенством разработанной правовой базы.
- Дефицит благ, имеющих большое значение в жизнедеятельности человека.
- Тем, кто интересуется, почему случаются конфликты, стоит ответить, что из-за особенностей психики. Конфликты в группе возникают из-за устойчивых стереотипов мышления и поведения.
- Плохая информированность. Недостаток знаний в определенных вопросах также ведет к конфронтации.
Структура
Структура конфликта включает данные компоненты:
- Участники. В качестве участников могут выступать и отдельные люди, и определенные социальные объединения , организации, идеологические движения, другие общности.
Участниками социального конфликта могут быть даже государства. - Предмет. Под предметом подразумевается сама суть конфликта , противоречие, которое возникло между участниками.
- Объект. Это некая выгода, которую стремятся получить стороны конфликта. Это могут быть материальные блага, власть, сохранение определенных духовных норм, достижение цели и многое другое.
- Макросреда и микросреда. Условия микросреды и макросреды необходимо брать в расчет всем участникам конфликта. Микросреда , люди, которые окружают конфликтующие стороны и с которыми те взаимодействуют, а макросреда , это социальные общности, в которые входят участники.
Плюсы и минусы конфликта
Специалисты много спорят о роли противостояний в обществе и выделяют следующие негативные стороны
:
- Временные и энергетические затраты, а в ряде случаев и материальные.
- Негативные эмоции, которые действуют разрушающе и могут привести к возникновению различных заболеваний. Это свойственно такому явлению, как межличностный конфликт. Внутренняя борьба, когда человек сам не знает, как сделать лучше и правильнее, негативно отражает на работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы и др.
- Задумываясь над тем, что такое конфликт, стоит отметить такой минус, как открытая конфронтация, которая нередко приводит к физическим воздействиям и боевым действиям, то есть войне.
- Ухудшение отношений и общего социально-психологического климата.
- Падение авторитета и снижение производительности труда.
К положительным сторонам
относят:
- Снятие возникшего напряжения и прояснение ситуации. Выяснив точку зрения оппонента, его проще понять и определить пути выхода из создавшегося положения.
- Положительные стороны конфликта включают развитие новых отношений по окончанию спора. Подобное столкновение предоставляет возможность пересмотреть свои взгляды на привычные вещи и начать выстраивать отношения по-новому. Конфликты в семье, которые случаются у всех, укрепляют брак, если муж и жена заинтересованы в том, чтобы он сохранился. В случае с организацией это приводит к сплочению коллектива, если это не противоречит общегрупповым нормам и основам отношений.
- В социальной среде он уравновешивает и стабилизирует ситуацию благодаря дебатам, дискуссиям, компромиссам и пр.
- Повышается ответственность сторон.
Возможные последствия
Конечный результат спорной ситуации может привести к положительным или отрицательным последствиям. К положительным последствиям конфликта относят прогресс, рост отдельного человека либо целой организации. Они способствуют четкой формулировке интересов, целей индивида или компании. Участники столкновения интересов чувствуют вовлеченность и собственную полезность, что решает задачу или проблему.
Негативные последствия дестабилизируют организацию, разрушают взаимоотношения, ослабляют дальнейшее сотрудничество, общение. Наряду с эмоциональностью, нарастают враждебность, недоверие.
Иногда выяснение отношений требует третьего – нейтрального участника
Виды конфликтов
Столкновение сторон различают по объему и длительности, используемым средствам, источнику возникновения, форме, характеру развития и др. Типы конфликтов в сфере правления:
- экономические;
- социальные;
- политические;
- организационные.
По способу разрешения они могут быть антагонистичными и компромиссными. В первом случае в процессе противоборства разрушаются структуры всех сторон или же одна предстает победителем, а во втором учитываются интересы всех участников. По составу сторон выделяют:
- внутриличностные;
- межличностные и групповые;
- конфликты в организациях.
Классификация
Конфликты подразделяются по:
- Причинам появления. Существуют субъективные и объективные причины развития конфликта. Объективные причины возникают при отсутствии контроля со стороны индивидуума, а субъективные контролируются им в той или иной мере и тесно связаны с его личностью, характером, приоритетами, целями и интересами.
- Уровню открытости. Конфликты делятся на открытые и закрытые. Под открытыми конфликтами подразумеваются ситуации, когда стороны напрямую выражают собственное недовольство: ссорятся, оскорбляют оппонентов, спорят, прибегают к насилию.
Закрытые конфликты не всегда заметны окружающим, в них применяются непрямые способы воздействия. - Положению конфликтующих сторон. Если одна сторона конфликта занимает более высокое положение и имеет больше власти, чем другая, такие конфликты называются вертикальными. Если же конфликтуют стороны, участники которых в целом равны между собой, такой конфликт является горизонтальным. Соответственно, к вертикальным можно приравнять конфликт между родителями и несовершеннолетними детьми, между учителем и учеником, между начальником и подчиненным и так далее, а горизонтальные конфликты обычно касаются взаимоотношений в коллективах.
- Составу сторон. Если конфликт не имеет отношения к несовпадениям идеологии или мнений, а участники не имеют отношения к различным идеологическим сообществам, такой конфликт называется межличностным. К групповым относятся конфликты, в которых стороны принадлежат к отдельным социальным сообществам. Также существуют политические конфликты, которые делятся на внутриполитические и внешнеполитические.
- Особенностям влияния на участников. Конфликты могут различаться по длительности (кратковременные, долговременные), степени масштабности (глобальные, региональные, групповые, личные), выраженности.
- Содержанию. Если в основе конфликта , субъективная неприязнь, которую испытывают стороны по отношению друг к другу, то такие конфликты называются эмоциональными.
Если же суть конфликта имеет под собой надежную и разумную аргументацию и не связана напрямую с личной неприязнью, то это рациональный конфликт.
Стадии конфликта
В своем формировании столкновение протекает в несколько фаз:
- На предконфликтной стадии растет напряженность между сторонами. До определенного момента она протекает скрытно, но при появлении какого-либо инцидента, то есть толчка переходит в открытую форму.
- Этапы конфликта включают собственно сам конфликт. Стороны переходят к открытому противоборству и могут как сами бросать вызов, так и отвечать на него. Апогеем является нанесение как можно большего ущерба противнику.
- Желающим знать, что такое конфликт и какова его третья стадия, можно ответить, что на этапе разрешения возникает смена ориентиров. С учетом своих возможностей и возможностей противника стороны приступают к поиску путей выхода из создавшейся ситуации, и конфронтация теряет свой накал.
- На послеконфликтной стадии возникает временная передышка или прочный мир на основе консенсуса.
Разрешение конфликтной ситуации
Любая конфликтная ситуация рано или поздно разрешается или замораживается. Для того чтобы устранить противоречия и конструктивно решить вопрос, нужно признать существование конфликта и определить его основных участников. Затем стоит организовать процедуру переговоров, обсуждение острых вопросов, поиск компромиссных решений и внедрение на практике принятых постановлений.
Если удаётся достигнуть таких результатов – конфликт можно считать положительным явлением, имеющим позитивные последствия.
Какие существуют стратегии поведения в конфликте?
Настаивая на своем, стороны могут придерживаться следующего курса:
- Уход, уклонение или приспособление.
В первых двух случаях субъект отказывается что-либо обсуждать, вести переговоры и пр. В последнем он во всем соглашается с другой стороной, боясь предъявить ответные требования. - Стратегии поведения в конфликте включают сглаживание
. Поведение сторон может заключаться в принесении извинений, предоставление обещаний и т.п. - Компромисс
– это взаимная уступка, а что конфликт такое в данном случае, сейчас будет понятно. При этом каждый из субъектов удовлетворен найденным решением. - Принуждение или конфронтация.
Интересы другой стороны и ее мнение не учитываются, идет активное противостояние. - Сотрудничество
. Стороны садятся на стол переговоров и совместно ищут пути выхода из тупика.
Соперничество
Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.
Основные действия человека при стратегии «Соперничество»
- Жёсткий контроль над действиями оппонента
- Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
- Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
- Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
- Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности
Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»
Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.
2
Как избежать конфликта?
Есть очень много способов оградить себя от открытой конфронтации. Нужно повышать уровень своей грамотности и принципиальности. Ведь чем большее значение человек придет морально-нравственному воспитанию, тем сильнее в нем желание разрешить ситуацию мирным путем, не устраивая истерик и не переходя на личности. Осознание конфликта – это уже шаг на пути поиска выхода из него. Еще на самой ранее стадии, когда только возникает напряжение, можно приступить к переговорам, а в дальнейшем производить анализ ситуации и не допускать проблем.
Как разрешить конфликт?
Данный процесс состоит из трех этапов:
- Диагностика столкновения.
- Поиск стратегии разрешения разногласий.
- Выполнение комплекса методов.
Разрешение конфликта начинается с выявления проблемы и ее обсуждения. Необходимо выслушать каждую из сторон и приступить к поиску варианта решения, который устроил бы обоих, тщательно разобрав все его положительные и отрицательные характеристики. Требуется уточнить все детали выполнения договора, варианты действий в случае форс-мажора. В дальнейшем нужно действовать согласно принятому плану.
Методы разрешения конфликтов
Они преследуют цель устранить или минимизировать причины, породившие столкновение, и откорректировать поведение участников:
- Внутриличностные методы призваны помочь человеку защитить свои интересы, не ущемляя позиций оппонента.
- Структурные методы применяются в организациях и включают разъяснение претензий к работе, существующих систем вознаграждений и наказаний и т.д.
- Межличностные методы.
- Способы разрешения конфликтов включают переговоры.
- Ответная агрессия.
Как не проиграть в конфликте?
В мудрой пословице: «Уступи – будь умнее» заключен весь смысл. Зачастую сделав шаг навстречу, приняв человека со всеми его достоинствами и недостатками, можно выиграть. Правила поведения в конфликте всегда одни и те же – необходимо постараться понять другого, его мотивы, быть честным с собой и терпимым к другим. Иногда полезно привлечь к спору третьего, кто непредвзято оценит ситуацию и установит контакт с каждой из сторон. Ну а самое главное – уважительно относиться к оппоненту и в любой ситуации сохранять лицо.
Компромисс
Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.
Основные действия человека при стратегии «Компромисс»
- Ориентированность на равенство позиций
- Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
- Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
- Стремление к поиску взаимовыгодного решения
Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»
Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.
5