Правое и левое полушария мозга: в чем разница и как развивать

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Сегодня обсудим уникальное творение природы — человеческий мозг, точнее его правое полушарие, а развить и активизировать его функции помогут упражнения которые найдете в данной статье. Сейчас объясню почему мне захотелось сделать акцент именно на этой теме. Во-первых, оно отвечает за творческие способности, и его развитие поможет раскрыть заложенный в нас потенциал. Во-вторых, уже давно система образования и воспитания направлена только на левое полушарие, что привело к дисбалансу нашего мышления. Поэтому необходимо гармонизировать работу всего мозга.

Если вы аналитик и логик чистой воды (это означает, что у вас ведущее левое полушарие) и чувствуете, что вам не хватает творчества и креатива, не спешите расстраиваться. Существуют методы и упражнения, которые помогут включить спящее правое полушарие. Эти способы я подробно опишу в конце статьи, а пока что рассмотрим роль, которую выполняет правое полушарие.

  1. Интуиция
  2. Воображение
  3. Ориентация в пространстве
  4. Обработка невербальной информации
  5. Целостное восприятие
  6. Понимание метафор и юмора
  7. Музыкальность
  8. Рисование
  9. Эмоции
  10. Мечты

Благодаря правому полушарию мы можем целостно воспринимать лица людей, эмоции, различать интонации голоса. Метафоры и анекдоты воспринимаются не в буквальном смысле, а становятся понятными их скрытое значение, используются ассоциации и воображение. Кроме этого правое полушарие контролирует левую сторону тела.

Согласитесь,это немаловажные функции, которые развиты в большей или меньшей степени у всех людей. А теперь представьте себе, какие возможности могут открыться если заставить работать свой мозг еще продуктивнее. Интуиция станет более острой, разовьется эмпатия и чуткость, раскроются скрытые способности и таланты.

За что отвечает левое полушарие мозга

Левое полушарие в основном отвечает за анализ и логику. Всегда одно из полушарий будет работать более активно, чем второе.

Левое полушарие отвечает за:

  • логическое мышление;
  • понимание только буквального смысла слов;
  • способности к чтению и письму;
  • распознавание чисел и символов;
  • языковые способности;
  • контроль речи;
  • решение математических задач;
  • анализ всех фактов;
  • обработка информации последовательно, по этапам.

Арт-терапия и деменция

Эллен Стюарт предлагает использовать арт-терапию для определения развивающейся деменции. Так, в групповых занятиях арт-терапией деменция может проявиться в пассивности человека, невозможности начать рисовать без посторонней помощи. Некоторые больные Альцгеймером могут делать рисунок очень маленьким, невыразительным, рисовать только в одном углу листа.

Важнейшей чертой арт-терапии является использование символов. Как правило, формирование символа требует обобщения опыта человека в простой форме. Символ становится многозначным концептом в нашей голове, при этом его полное значение не осознается, потому что находится не на уровне языка, а на уровне ощущений.

Это особенно важно для больных деменцией. Языковая система нарушается одной из первых у таких пациентов. Им становится очень трудно выразить себя, свои мысли и эмоции. Арт-терапия обращается не к вербальным зонам мозга, она работает через образы и символы, через сенсорику, тем самым позволяя таким людям общаться с окружающим миром.

Так как при арт-терапии мы активно стимулируем зрительные области нашего мозга, а они, по данным ученых, оказывают существенное влияние на эпизодическую память, подобный подход помогает людям с деменцией поддерживать свою память, запоминать происходящее вокруг.

К сожалению, деменция — возрастная болезнь. Тот факт, что пожилые начинают меньше нагружать свой мозг внешними событиями, чаще запираются в себе, способствует появлению у них психологических и физиологических проблем. Арт-терапия — возможность расширить горизонт, попробовать нечто новое в тот момент, когда на это есть время, — в старости. Ведь на деле старость — тот самый период, когда можно реализовать планы, и ничто, кроме физических возможностей, не отвлечет от этого. Хотите написать книгу? Самое время!

Характер левополушарных

Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудительны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.

Как развивать левое полушарие мозга

Поскольку основная специфика левого полушария — логическое мышление, обобщение и анализ, то и упражнения, направленные на его формирование, будут включать в себя всевозможные логические задачи.

Нейрогимнастика. Тренируйте мозг с помощью тела. К нейрогимнастике относят разминку для рук и пальцев. Она благотворно влияет на память и внимание и помогает скоординировать работу мозга, синхронизируя деятельность обеих его половин.

Привычные действия непривычной рукой. Попробуйте, например, чистить зубы или пользоваться смартфоном нерабочей рукой (левой, если вы правша, и наоборот). Это задействует правое полушарие, помогая развить нестандартное мышление.

Майнд-карты. Графическое структурированное отображение ключевой информации отличается от простого конспекта тем, что в процессе ее создания мозг задействует сразу два полушария – левое отвечает за логическую структуру mind map.

Логические задачи. Изучение теории множеств и кругов Эйлера помогает последовательно и логично мыслить, а также принимать взвешенные решения.

У́стный счет. Математические вычисления, осуществляемые без помощи дополнительных устройств и приспособлений, также способствуют развитию левого полушария мозга.

Нейронаука арт-терапии

Где же среди этих сложных научных изысканий затаилась арт-терапия? Как сказала Кэти А. Мальчиоди, американский арт-терапевт и консультант по психическому здоровью, «арт-терапия — это общение тела с разумом». Благодаря арт-терапии мы постоянно воздействуем на сенсорные области, вовлекаем в работу миндалину и гиппокамп, избегая при этом активности вербальных областей мозга. Занятие искусством приводит к тому, что мозг постоянно стимулирует себя.

Ученый Вийа Люзебринк объясняет эффект арт-терапии широкомасштабным вовлечением в деятельность самых разных зон мозга. Движения включают нашу моторную память, порой обходя области мозга, которые по той или иной причине работают некорректно.

Если прямая связь между передней и задней корой мозга нарушена из-за психологической или физической травмы, то опосредованная, через древние структуры мозга, способна заменить ее.

Помимо прочего в арт-терапии есть возможность использовать самые разные материалы: по текстуре, цвету, форме, такие, которые можно по-разному конфигурировать в пространстве. Всё это активирует соответствующие области мозга, оказывая еще более сильный стимулирующий эффект.

Тот факт, что в арт-терапии каждый ее элемент воздействует на более-менее определенную совокупность областей мозга, позволяет применить ее и для диагностики мозга. У больных с нарушениями в каких-то конкретных областях мозга будут наблюдаться характерные изменения в рисунке. Например, при поражениях в левом полушарии человек не сможет изобразить сложные формы, в правом — будет рисовать схематично.


Источник

Как развивать правое полушарие мозга

Задача состоит в том, чтобы достичь гармоничной работы обоих полушарий мозга. Упражнения для улучшения работы правого полушария мозга помогают подавить доминирование левого, однако они не должны слишком угнетать логично-последовательное мышление.

Самые простые упражнения для развития правого полушария мозга:

  • при недостаточности фантазии и образности мышления рекомендуется посещение картинных галерей, музеев и других творческих мероприятий;
  • развитие правого полушария головного мозга стимулирует рисование (также есть методика «зеркального» изображения, когда рисунок воспроизводится одновременно двумя руками), написание различных рассказов или стихотворений;
  • правша для развития правого полушария может выполнять повседневные дела, задействовав, в основном, левую половину тела (для левши такое упражнение не подходит).

Как определить, какое полушарие доминирует

— Правое полушарие — это творческое полушарие. Оно мелодичное, оно интуитивное и эмоциональное. А левое полушарие — это логика, очень важно, что это речевое полушарие. По эмоциям — это более позитивное полушарие. Определить, какое у вас полушарие доминирующее, довольно просто — сложите руки в замок и посмотрите, какой палец у вас сверху — правой руки или левой. Если левой — значит у вас доминирует правое полушарие, если же сверху палец правой руки — то доминирует левое полушарие. Оно всегда идет перекрестно, — говорит нейропсихолог Светлана Шишкова в программе «Ассоциация практических психологов и коучей».

Какое из полушарий вашего мозга доминирует можно также определить с помощью теста. Предлагаем посмотреть внимательно видеоролик. Если фигура вращается по часовой стрелке — у вас доминирует левое полушарие. Вращение против часовой стрелки — у вас доминирует правое полушарие. Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак равнозначной работы и правого и левого полушария мозга.

Попробуйте сами

Арт-терапия чаще всего используется обученными психотерапевтами, которые точно понимают, как и какое упражнение лучше применить для конкретного случая. Однако некоторые приемы вы можете использовать сами: чтобы разобраться в себе, развлечься, в чем-то улучшить когнитивные способности за счет активации мозга, чтобы снизить уровень ментальной усталости. Мы предлагаем пять упражнений, которые применяются в арт-терапии. Вы можете выполнить их самостоятельно. Главное, чтобы вокруг вас была спокойная обстановка и ничто не отвлекало от искусства.

  • Создание мандалы — в этом упражнении предлагается создать сложную фигуру из серии симметричных символических узоров. Сперва вы создаете каркас мандалы (несколько концентрических кругов), делите все круги на две равные части, выделяете с помощью транспортира на окружностях точки через равные расстояния, проводите через них радиальные линии от центра. Затем начинается непосредственно рисование — заполняете получившиеся секторы один за одним каким-либо элементом. Делаете это от внутреннего круга к внешнему. Заполнив пространство от центра к первой окружности, обведите контуры рисунка и приступайте к заполнению следующего сектора.


Источник

  • Цветовая терапия — каждый цвет имеет уникальные физические характеристики. Это означает, что мозговая активность также отличается при восприятии разных цветов. Благодаря этому рисование разными цветами позволяет всесторонне стимулировать мозг. Так, Лея Гузман предлагает нарисовать круг и разделить его на восемь частей. В каждой секции обозначить различные эмоции и раскрасить каждую определенным цветом. В упражнении важно отметить, какое чувство пришло первым на ум, какое ощущается в текущий момент времени, были ли чувства, раскрашенные одинаковыми цветами, каких эмоций было больше — положительных или отрицательных. Иной, более сложный вариант цветовой терапии предложил Тамоцу Сакаки. Его целью было помочь выразить эмоции сдержанным японцам. В этой практике вы выбираете цвет и делаете на листе кляксу. Затем накрываете кляксу другим листом белой бумаги, на котором получается изображение, словно в тесте Роршаха. После этого вы описываете кляксу с помощью истории, даете ей название. Как правило, далее психотерапевт находит связь между рисунком, историей и проблемой пациента, может предложить и свою, альтернативную интерпретацию.


Источник

  • Рисование каракулями — так как абсолютное большинство людей не уверены в своих художественных способностях, эта процедура помогает рисовать просто ради удовольствия и самовыражения. Вы можете взять любую сложную картину или фотографию. Важно внимательно рассмотреть ее, найти в ней ключевые образы, назвать картину. Дети в группах могут сыграть дальше в игру — угадать по названию, что изображено на картине, или выбрать из представленных картин нужную.

Далее — сам творческий момент: с помощью каракулей вы пытаетесь изобразить ключевой аспект картины-примера. Вы можете рисовать неведущей рукой, пальцами, даже пальцами ног, с закрытыми глазами, использовать отпечатки. Подходит любой удобный и интересный для вас способ. Получается ваша личная абстрактная картина, которой вы можете придумать и новое название.

Можно выполнить упражнение иначе: нарисовать на листе произвольную кривую и попросить другого человека ее завершить, создать целостный рисунок. Затем вы можете начать объяснение: что нарисовано, почему такие цвета, нравится ли вам картина, какое настроение она вызывает и т. д.


Источник

Те люди, которые хорошо приноровятся к рисованию каракулями, могут попробовать выйти на более высокий уровень мастерства.

Источник

  • Заполнение шаблона тела — вы можете найти шаблон с изображением человеческого тела и изобразить в нем некое чувство. Например, страх. Это позволяет снять напряжение, дистанцироваться от эмоции, лучше ее контролировать за счет того, что рисующий видит ее визуальное проявление.

  • Билатеральная терапия — этот метод был разработан доктором К. МакНами, которая предлагала участникам листок бумаги, разделенный на две половинки (для каждого полушария мозга). Вы рисуете в этих половинках травмирующие эмоции или опыт. На одной половине вы должны нарисовать негативные переживания той рукой, которая сильнее ассоциируется с эмоциональным переживанием. На второй половинке уже другой рукой рисуете противоположный, положительный опыт. За счет этого, по уверению автора, достигается двусторонняя эмоциональная стимуляция мозга.

Упражнений, которые используются в арт-терапии, много. Какие-то из них могут потребовать от вас магистерского образования по этой теме. Но большинство можно применять самостоятельно, с близкими и с детьми. Еще больше упражнений вы найдете на англоязычном ютуб-канале ehowhealth.

Арт-терапия — прекрасный способ физически повлиять на наше ментальное состояние: уменьшить усталость, улучшить когнитивные способности, избавиться от депрессии и других расстройств.

Это прекрасный инструмент, который может использоваться для развивающего обучения детей. Ведь если подумать, то все наши успехи в школе начинались с рисунков, каракулей, цветов и фантазий. А потом пошли письмо и счет. Большинство из нас затем просто забыло о своих художественных талантах, не нашло времени на танец или музыкальный инструмент. Но пора вспомнить, что творческая активность, которая включается во время арт-терапии, стимулирует наш мозг, поддерживая его в тонусе. Делает нашу жизнь увлекательнее и позволяет высказать то, что языком не выразить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]