Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?
Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.
Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.
Когнитивные функции, способности и процессы
Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.
Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.
Когнитивные способности это:
- восприятие;
- внимание;
- память;
- мышление;
- воображение.
Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.
Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.
Теоретический подход [ править ]
Когнитивизм состоит из двух основных компонентов: методологического и теоретического. Методологически когнитивизм имеет позитивистский подход и говорит, что психологию можно (в принципе) полностью объяснить с помощью научного метода , есть предположения о том, правда это или нет. [13] Это также в значительной степени редукционистская цель, предполагающая , что отдельные компоненты психической функции («когнитивная архитектура») могут быть идентифицированы и осмысленно поняты. [14] Второй говорит, что познание содержит дискретные и внутренние психические состояния ( представления или символы ), которые могут быть изменены с помощью правил илиалгоритмы . [15]
Когнитивизм стал доминирующей силой в психологии в конце 20-го века, заменив бихевиоризм как наиболее популярную парадигму для понимания психических функций. Когнитивная психология — это не полное опровержение бихевиоризма, а скорее расширение, которое признает существование ментальных состояний. Это было связано с усилившейся критикой к концу 1950-х годов упрощенных моделей обучения. Одним из наиболее заметных критических замечаний был аргумент Ноама Хомского о том, что язык не может быть приобретен исключительно посредством обусловливания и должен хотя бы частично объясняться существованием внутренних психических состояний.
Основные вопросы, которые интересуют когнитивных психологов, — это внутренние механизмы человеческого мышления и процессы познания. Когнитивные психологи попытались пролить свет на предполагаемые психические структуры, которые находятся в причинно-следственной связи с нашими физическими действиями.
Как развивать когнитивное мышление
Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.
Различают такие виды когнитивного мышления:
- Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
- Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
- Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.
Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.
Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.
Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:
- Изучайте иностранный язык.
- Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
- Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
- Разгадывайте кроссворды.
- Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
- Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
- Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
- Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
- Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
- Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.
Разновидности
Теперь разберёмся с тем, какими бывают умственные процессы.
Базовыми (низшими) когнитивными процессами
Они представлены:
Ощущением и восприятием
На нас постоянно воздействуют различные стимулы и сигналы, заставляющие нас что-то чувствовать. Чувства служат дополнительным инструментом познания окружающей реальности. Причём они могут исходить как извне, так и из глубин нас самих.
Большую заслугу здесь внесли гештальт-психологи, занимающиеся детальным изучением восприятия мира человеком. Ими были придуманы законы гештальта, согласно которым объясняется восприятие происходящего через оптические иллюзии.
Вниманием
Мы живём в мире информации и ежедневно принимаем множество сигналов и стимулов, уделяя при этом внимание тому, к чему испытываем наибольший интерес.
Для ряда действий, таких как ходьба либо жевание, мы не нуждаемся во внимании. Зато потребуется большая концентрация на том, что мы говорим и как это преподносим, если, допустим, предстоит выступать на публике.
Положительный момент – при систематическом повторении определённых процессов они становятся автоматическими. К примеру, если на первых порах нам тяжело даётся вождение автомобиля, то впоследствии навыки совершенствуются и выполняются «на автомате», благодаря чему тратится намного меньше энергии.
Памятью
В нашей памяти хранятся ответы на бесчисленное количество вопросов, возникающих по жизни. Именно благодаря ей мы шифруем получаемую извне информацию и храним её, чтобы, когда будет нужно, восстановить.
Память может быть разных видов: сенсорной, краткосрочной, рабочей, автобиографической и так далее. Все из разновидностей взаимодействуют друг с другом, но все возникают в разных частях мозга.
Высшими (сложными когнитивными процессами)
Они представлены:
Умом (интеллектом)
Интеллект выступает совокупностью способностей, которые помогают в решении разных задач. В наши дни наибольшей популярностью пользуется теория про множественный интеллект, которую предложил Гарднер. Согласно ей, нет одного вида ума, а в разных ситуациях человек пользуется разными способностями, отталкиваясь от происходящего.
Умным людям присущ ряд конкретных опознавательных признаков. Но интеллект может быть усовершенствован, для этого существует несколько методик.
Мышлением
Мысли человека невероятно сложны и разноплановы. Благодаря мышлению мы можем решать различные трудности, рассуждать, принимать решения, мыслить творчески, логически и так далее.
Для упрощения данных процессов в нашем мозгу создаются мысли с суждениями. Наша задача – группирование идей, предметов, людей и т.д., что ускоряющее сказывается на умственных процессах.
Но в желании достичь логики человек часто забывает о своей иррациональности. Ведь подумать только – для ускорения мышления мы пользуемся ярлыками, но по итогу не анализируем все сведения! В результате возникают когнитивные предубеждения, отклонения от нормы.
Из-за когнитивных предубеждений развиваются когнитивные искажения, негативные и иррациональные мысли, доставляющие много страданий. К примеру, «меня никто не любит», «я всегда буду одинок» и так далее.
К счастью, у человека есть власть над собственными мыслями, просто не все её осознают и не все умеют ею правильно пользоваться.
Речью
Человеческий мозг воспроизводит и понимает разные слова, звуки, комбинирует неисчисляемое количество букв с предложениями для выражения наших мыслей и эмоций. Некоторые люди одновременно говорят на нескольких языках (полиглоты).
Речь развивается и совершенствуется всю жизнь. Хотя с рождения мы все обладаем разными коммуникативными навыками, они могут улучшиться, если долго практиковаться. Последнее особенно важно для людей, имеющих нарушения речи, ведь их тоже реально если не убрать полностью, то хотя бы уменьшить.
Когнитивные нарушения и расстройства
Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.
Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.
В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.
Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.
Когнитивные расстройства возможны по такой причине:
- травма;
- инфекционные заболевания непосредственно головного мозга (менингит);
- инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
- онкологические образования;
- диабет;
- инсульт;
- психические заболевания (шизофрения);
- старение.
В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.
Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.
Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.
Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.
Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.
При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.
Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Когнитивное развитие
- 2 Внимание
- 3 Как происходит обучение?
- 4 Какова роль памяти?
- 5 Как происходит передача?
- 6 Какие типы обучения подробно объясняются этой позицией?
- 7 Каковы основные принципы когнитивной теории? Как они связаны с учебным дизайном?
- 8 Как должно быть организовано обучение?
- 9 Теоретический подход
- 10 критических замечаний по поводу психологического когнитивизма
- 11 См. Также
- 12 Ссылки
- 13 Дальнейшее чтение
- 14 Внешние ссылки
Когнитивные искажения (диссонанс)
Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.
Это состояние, при котором возникают противоречия:
- знаний;
- мнений;
- убеждений.
Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.
Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.
Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:
- несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
- несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
- несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
- поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
- логическое несоответствие фактов.
Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.
Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.
Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.
Какие виды обучения подробно объясняются этой позицией? [ редактировать ]
Когнитивная теория в основном объясняет сложные формы обучения с точки зрения рассуждений, решения проблем и обработки информации (Schunk, 1991). Акцент должен быть сделан на том факте, что цель всех вышеупомянутых точек зрения считается одной и той же — передача знаний студенту наиболее эффективным и действенным способом (Bednar et al., 1991). Упрощение и стандартизация — это два метода, используемых для повышения эффективности и действенности передачи знаний. Знания могут быть проанализированы, разложены и упрощены на базовые строительные блоки. Существует корреляция с бихевиористской моделью среды передачи знаний. Когнитивисты подчеркивают важность эффективных стратегий обработки. [12]
Различия
Как уже говорилось ранее, любое отношение состоит из трех компонентов, которые включают когнитивный компонент, аффективный, или эмоциональный компонент. А также поведенческий. По сути, когнитивный основан на информации или знаниях, тогда как аффективный компонент основан на чувствах.
Поведенческий компонент отражает, как отношение влияет на то, как мы действуем или ведем себя. Это помогает понять их сложность и потенциальную связь между отношением и поведением.
Но для ясности имейте в виду, что термин «отношение» по существу относится к затронутой части трех компонентов.
См. Также [ править ]
- Познание — действие или процесс познания
- Когнитивная психология — Раздел психологии
- Когнитивная революция
- Когнитивная наука — междисциплинарное научное исследование разума и его процессов
- Вычислительная теория разума — Семья взглядов в философии разума
- Сознание — Чувство или осознание внутреннего или внешнего существования.
- Критическая психология
- Педагогическая психология — раздел психологии, занимающийся научным изучением человеческого обучения.
- Энактивизм — философское понятие
- Список важных публикаций по психологии § Когнитивная психология
- Ментализм (психология)
- Феноменология — философский метод и школа философии
- Посткогнитивизм
- Проблема с заземлением символа
Связь с аффективностью
Аффективный компонент социального отношения относится к эмоциональному аспекту отношения, который очень часто является глубоко укоренившимся элементом поведения и больше всего сопротивляется изменениям. При наличии когнитивных связей, можно объединить два элемента и выделить единый когнитивно-эмоциональный компонент.
Говоря простыми словами, это включает в себя эмоции, испытываемые к объекту отношения, скажем, любовь или ненависть, равно как и неприязнь, приятные или неприятные вещи. Эмоциональная составляющая, если она достаточно сильна, обычно стоит на пути изменения отношения. Этот компонент может быть объяснен этим утверждением: «Мне нравится эта работа, и поэтому я возьму ее».
Критика психологического когнитивизма [ править ]
Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки . Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. |
В 1990-х годах возникли различные новые теории, бросившие вызов когнитивизму и идее о том, что мышление лучше всего можно описать как вычисление. Некоторые из этих новых подходов, часто под влиянием феноменологической и постмодернистской философии , включают ситуативное познание , распределенное познание , динамизм , воплощенное познание . Некоторые мыслители, работающие в области искусственной жизни (например, Родни Брукс) также создали некогнитивистские модели познания. С другой стороны, большая часть ранней когнитивной психологии и работы многих действующих в настоящее время когнитивных психологов не рассматривают когнитивные процессы как вычислительные. Идея о том, что психические функции могут быть описаны как модели обработки информации, подверглась критике со стороны философа Джона Сёрла и математика Роджера Пенроуза, которые утверждали, что вычисления имеют некоторые врожденные недостатки, которые не могут охватить основы психических процессов.
- Пенроуз использует теорему Гёделя о неполноте (которая утверждает, что существуют математические истины, которые никогда не могут быть доказаны в достаточно сильной математической системе; любая достаточно сильная система аксиом также будет неполной) и проблему остановки Тьюринга (которая утверждает, что есть некоторые вещи, которые нельзя доказать. по своей природе невычислимый) в качестве доказательства его позиции.
- Сирл разработал два аргумента. Первый (хорошо известный благодаря его мысленному эксперименту в китайской комнате ) — это аргумент « синтаксис не семантика », то есть программа — это просто синтаксис, а понимание требует семантики; поэтому программы (отсюда и когнитивизм) не могут объяснить понимание. Такой аргумент предполагает противоречивое понятие частного языка.. Второй, который сейчас предпочитает Сирл, но менее известен, — это его аргумент «синтаксис — не физика»: ничто в мире по своей сути не является компьютерной программой, кроме той, которая применяется, описывается или интерпретируется наблюдателем, так что либо все может быть описано как компьютер и, упрощенно говоря, мозг могут, но тогда это не объясняет каких-либо конкретных психических процессов, или в мозгу нет ничего внутреннего, что делало бы его компьютером (программой). Многие выступают против этих взглядов и критикуют его аргументы, что вызывало серьезные разногласия. [16] Оба пункта, утверждает Сирл, опровергают когнитивизм.
Еще один аргумент против когнитивизма — проблема регресса Райла или ошибка гомункула . Когнитивисты выдвинули ряд аргументов, пытаясь опровергнуть эти атаки. [ требуется разъяснение
]
Ссылки [ править ]
- Мандлер, Г. (2002). Истоки когнитивной (r) эволюции. Журнал истории поведенческих наук, 38, 339-353
- ^ a b Lilienfeld, S .; Линн, SJ; Namy, L .; Вульф, Н. (2010), Психология: основы повседневного мышления
, Пирсон, стр. 24–28, ISBN. 978-0-205-65048-4 - Общая психология
(первое издание, изд. 2004 г.). Neelkamal. п. 60. - ^ а б в Сигель, LS; Моррисон, Ф.Дж. (6 декабря 2012 г.). Когнитивное развитие у атипичных детей: прогресс в исследованиях когнитивного развития . Springer Science & Business Media. ISBN 9781461250364.
- Фридрих, Фрэнсис (2019-06-28), «7.2 Внимание» , Введение в психологию
, Университет Саскачевана Open Press , извлечено 2021-03-18. - Общая психология
(первое издание, изд. 2004 г.). Neelkamal. п. 59. - ^ а б Пендергаст, Донна; Мэйн, Кэтрин (07.01.2019). Обучение в начальной школе: переосмысление учебной программы, педагогики и оценивания . Аллен и Анвин. ISBN 9781760870362.
- Барруйе, Пьер; Гайяр, Винчиан (21 декабря 2010 г.). Когнитивное развитие и рабочая память: диалог между неопиажескими теориями и когнитивными подходами . Психология Press. ISBN 9781136930058.
- «Психология» (PDF) .
- «Обучение когнитивизму» .
- «Теории обучения» .
- «Обучение и познание когнитивизма» . Цитировать журнал требует |journal=( помощь )
- «Когнитивизм, психологический глоссарий, потребности, степени, исследования, психология человека, статьи, подходы, концепции, сознание» . www.psychegames.com
. Проверено 29 января 2021 . - «Компоненты когнитивной теории: учебное руководство по наукам» . canvas.vt.edu
. Проверено 15 мая 2021 . - «Когнитивизм, психологический глоссарий, потребности, степени, исследования, психология человека, статьи, подходы, концепции, сознание» . www.psychegames.com
. Проверено 29 января 2021 . - «Аргумент китайской комнаты», SpringerReference
, Springer-Verlag, 2011, DOI : 10.1007 / springerreference_114539