Когнитивные процессы: что это и как они происходят

Когниции

Когниция (от лат. cognitio) – это «родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний», — утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе «Сознание в современной психологии». Этот термин охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума.

Когниция — общее понятие, охватывающее все формы знания, включая воспринимаемые образы, логические доказательства и оценочные суждения; процесс познания человеком мира и себя самого, с помощью которого происходит обработка информации. Он включает в себя уровень ощущений, уровень восприятия, внимание, память, уровень представлений и уровень мыслей. Он основан на убеждениях клиента, его установках, ожиданиях, идеях, представлениях, мнениях и образе мыслей.

В когнитивной психотерапии выделяют следующие когнитивные структуры и процессы – убеждения, установки, правила, ожидания, отношения, предположения, автоматические мысли, схемы, системы действия и контроля. Содержание когнитивной сферы постоянно видоизменяется. Когнитивные изменения происходят на трёх уровнях:

  1. в произвольном мышлении (мысли можно вызвать по желанию, и они временны);
  2. в автоматическом мышлении (мысли возникают непроизвольно, они временны);
  3. в предположениях (убеждениях).

Эти уровни различаются друг от друга стабильностью и доступностью для анализа.

Разновидности

Теперь разберёмся с тем, какими бывают умственные процессы.

Базовыми (низшими) когнитивными процессами

Они представлены:

Ощущением и восприятием

На нас постоянно воздействуют различные стимулы и сигналы, заставляющие нас что-то чувствовать. Чувства служат дополнительным инструментом познания окружающей реальности. Причём они могут исходить, как извне, так и из глубин нас самих.

Большую заслугу здесь внесли гештальт-психологи, занимающиеся детальным изучением восприятия мира человеком. Ими были придуманы законы Гештальта, согласно которым объясняется восприятие происходящего через оптические иллюзии.

Вниманием

Мы живём в мире информации и ежедневно принимаем множество сигналов и стимулов, уделяя при этом внимания тому, к чему испытываем наибольший интерес.

Для ряда действий, таких как ходьба либо жевание мы не нуждаемся во внимании. Зато потребуется большая концентрация на том, что мы говорим и как это преподносим, если, допустим, предстоит выступать на публике.

Положительный момент – при систематическом повторении определённых процессов они становятся автоматическими. К примеру, если на первых порах нам тяжело даётся вождение автомобиля, то впоследствии навыки совершенствуются и выполняются «на автомате», благодаря чему тратится намного меньше энергии.

Памятью

В нашей памяти хранятся ответы на бесчисленное количество вопросов, возникающих по жизни. Именно благодаря ей мы шифруем получаемую извне информацию и храним её, чтобы, когда будет нужно, восстановить.

Память может быть разных видов: сенсорной, краткосрочной, рабочей, автобиографической и так далее. Все из разновидностей взаимодействуют друг с другом, но все возникают в разных частях мозга.

Высшими (сложными когнитивными процессами)

Они представлены:

Умом (интеллектом)

Интеллект выступает совокупностью способностей, которые помогают в решении разных задач. В наши дни наибольшей популярностью пользуется теория про множественный интеллект, которую предложил Гарднер. Согласно ей, нет одного вида ума, а в разных ситуациях человек пользуется разными способностями, отталкиваясь от происходящего.

Умным людям присущ ряд конкретных опознавательных признаков. Но интеллект может быть усовершенствован, для этого существует несколько вариантов методик.

Мышлением

Мысли человека невероятно сложны и разноплановы. Благодаря мышлению мы можем решать различные трудности, рассуждать, принимать решения, мыслить творчески, логически и так далее.

Для упрощения данных процессов в нашем мозгу создаются мысли с суждениями. Наша задача – группирование идей, предметов, людей и т.д., что ускоряющее сказывается на умственных процессах.

Но в желании достичь логики человек часто забывает о своей иррациональности. Ведь подумать только – для ускорения мышления мы пользуемся ярлыками, но по итогу не анализируем все сведения! В результате возникают когнитивные предубеждения, отклонения от нормы.

Из-за когнитивных предубеждений развиваются когнитивные искажения, негативные и иррациональные мысли, доставляющие много страданий. К примеру, «меня никто не любит», «я всегда буду одинок» и так далее.

К счастью, у человека есть власть над собственными мыслями, просто не все её осознают и не все умеют ею правильно пользоваться.

Речью

Человеческий мозг воспроизводит и понимает разные слова, звуки, комбинирует неисчисляемое количество букв с предложениями для выражения наших мыслей и эмоций. Некоторые люди одновременно говорят на нескольких языках (полиглоты).

Речь развивается и совершенствуется всю жизнь. Хотя с рождения мы все обладаем разными коммуникативными навыками, они могут улучшиться, если долго практиковаться. Последнее особенно важно для людей, имеющих нарушения речи, ведь их тоже реально, если не убрать полностью, то хотя бы уменьшить.

Автоматические мысли

Автоматические мысли менее доступны для осознания, чем произвольные мысли, но они не так глубоко захоронены, как установки и схемы. Автоматические мысли — это аналог того, что З.Фрейд определил как «предсознательное мышление», и того, что А.Эллис называет «самодекларациями». Автоматические мысли – вербальные формулировки или образы, это наиболее поверхностный уровень познавательной деятельности. Они появляются спонтанно, и предшествуют эмоциям и поведенческим реакциям. Автоматические мысли отражают содержание схем — более глубоких убеждений и предположений. При наличии психопатологии некоторые автоматические мысли характеризуются наличием специфических систематических ошибок в обработке информации (когнитивные ошибки, когнитивные искажения).

Читая эти строки, вы можете отметить, что у вас одновременно возникает много мыслей. Часть вашего сознания сосредоточена на получении новой информации, то есть вы стараетесь разобраться в тексте. Это – произвольное мышление. В то же время вас посещают мимолетные оценочные мысли. Они называются автоматическими мыслями; они не являются результатом размышлений, умозаключений и не обязательно поддерживаются доказательствами. Напротив, эти мысли возникают как бы сами по себе, зачастую они короткие и обрывочные. Вполне вероятно, что вы, не отдавая отчета в их наличии, осознаете эмоции, которые следуют за этими мыслями.

Человек, как правило, принимает свои автоматические мысли за правду. Однако можно научиться распознавать автоматические мысли, обращая внимание на изменение своего эмоционального состояния. Чтобы осознать автоматические мысли, запускающие негативные эмоции, можно спросить себя: «О чем я только что подумал?»

Научившись распознавать автоматические мысли, можно сделать следующий шаг: оценить их достоверность. Если клиент понимает, что его интерпретации ошибочны и изменяет их, то его настроение улучшается. Можно утверждать, что когда дисфункциональные мысли поддаются рациональному осмыслению, вслед за этим обычно меняются эмоции.

Характерные черты автоматических мыслей:

  1. Они являются частью внутреннего монолога людей, и отражают то, что люди говорят самим себе.
  2. Они могут принимать форму слов, образов или сочетания слов и образов.
  3. Они возникают спонтанно, не являясь результатом рефлексивного или мотивированного мышления, обдумывания или рассуждения. Человек не прилагает усилий, чтобы их вызвать. В них отсутствует логическая последовательность этапов, как при мышлении, ориентированном на цель, или при решении задачи.
  4. Они одновременно сосуществуют с потоком более отчетливых мыслей.
  5. Они мимолетные, краткие, конкретные, раздельные, обрывочные и возникают в стенографическом виде.
  6. Они не выражаются вербально, но влияют на тон голоса, выражение лица, жесты и поведение. Они предшествуют появлению эмоций. В зависимости от содержания и значения, автоматические мысли связаны со специфическими эмоциями.
  7. Как правило, их воспринимают как правдоподобные и расценивают как истинные без рефлексии или критической оценки, они не подвергаются проверке на логичность и реалистичность. Но они могут искажать восприятие человеком реальности и препятствовать достижению поставленных целей.
  8. Они протекают очень быстро и обычно на грани осознания. Часто они проходят полностью незамеченными. При этом ассоциированная с ними эмоция распознается лучше. Их бывает трудно выделить, но консультанты могут обучить клиентов определять эти мысли с большой точностью.
  9. Можно научиться осознавать их, оценивать их валидность и полезность. Автоматические мысли можно оценить согласно критериям достоверности и выгоды. Рациональный ответ на автоматические мысли обычно вызывает положительный аффективный сдвиг.
  10. Их сложно выключить, они имеют свойство возвращаться, несмотря на то, что люди пытаются их заблокировать.

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

Первая стадия называется сенсомоторной потому, что на данном этапе у детей наблюдается особая связь между двигательной (моторной) активностью и мышлением (сенсорным восприятием). На этой стадии малыши овладевают различными моторными двигательными навыками – хватать, держаться за предметы, бросать, мять, ударять и т.п. В процессе таких действий они постигают, как ведут себя объекты, и что будет, если с ними так поступать.

Ребенок начинает осознавать себя как носителя действия, а также то, что он отдельный субъект. Он замечает результат своих действий и научается действовать произвольно, с намерением получать определенный эффект. Например, младенец трясет погремушку, чтобы извлечь звук.

Важнейшим открытием на данном этапе является понятие о постоянстве объекта – ребенок усваивает, что предмет продолжает существовать, даже если он становится недоступен органам чувств, т.е. невидим или вне обозрения. Так, детям в возрасте от 5 до 8 месяцев открывается, что даже если игрушка спрятана, например, под одеялом или за чем-то, то, хоть ее и не видно, она там есть и ее можно взять. Однако ребенок в возрасте около года тем не менее будет искать игрушку там, где в последний раз ее находил, а не там, где он видел, что ее спрятали.

Чтобы лучше понять, как это выглядит, посмотрите это короткое видео на английском языке, демонстрирующее разную способность детей понимать принцип постоянства объекта.

Другое значительное явление, наблюдающееся приблизительно в то же время у детей на сенсомоторной стадии развития, – это боязнь посторонних людей. Она вызывается тем, что ребенок не способен ассимилировать чужих и незнакомых людей в свои существующие схемы.

За первой стадией развития, охватывающей возраст от рождения до примерно 2 лет, следует дооперациональная.

Убеждения (установки)

Убеждения – более глубинный и устойчивый когнитивный феномен.

Начиная с детства, люди стремятся постичь окружающий мир. Чтобы адаптироваться и организовать свой опыт в определенную систему, они ищут в происходящем с ними логические взаимосвязи. Взаимодействие с миром и другими людьми приводит к формированию и усвоению определенных выводов.

Так у людей формируются определенные убеждения о самих себе, окружающих его людях и мире в целом. Самые главные, или глубинные убеждения – это установки, которые настолько глубоки и фундаментальны, что люди часто не могут их четко выразить, и даже просто осознать. Носитель таких идей расценивает их как чистую правду просто потому, что так «есть». Такое убеждение может влиять на этого человека только тогда, когда он страдает депрессией, или же быть активным большую часть времени. Когда этот глубинный взгляд активизируется, человек интерпретирует все происходящее с ним через призму этого убеждения, несмотря на то, что с позиций здравого смысла соответствующие объяснения могут быть откровенно ошибочными. В таком случае человек, вероятно, склонен принимать во внимание только ту информацию, которая подтверждает его глубинное убеждение, игнорируя или недооценивая информацию, которая ему противоречит. Так он поддерживает глубинное убеждение, даже если оно ошибочное и дисфункциональное.

Глубинные (базовые) убеждения

Глубинные (базовые) убеждения – это ключевые представления человека о себе (я-концепции), это — фундаментальный уровень убеждений; они всеобъемлющие, укоренившиеся и плохо поддающиеся изменениям, а также сверхобобщенные.

Все глубинные убеждения можно разделить на три категории: беспомощности (например, «Я не могу осуществлять контроль»), неприятия (например, «У меня есть изъян, поэтому я нежеланный») и некомпетентности (например, «Я — неполноценный»). Некоторые глубинные убеждения относятся одновременно к нескольким категориям.

Глубинные убеждения категории беспомощности включают как убеждения в личной беспомощности (бессилие, уязвимость, ограниченность в средствах, невозможность контролировать ситуацию, слабость, нужда), так и несоответствие окружающим в сфере достижений (провал, неудача, худший, неспособный, ни на что не годный, неудачник). Например:

Я неуспешен. Я ни на что не способен. Я беспомощен. Я неудачник. Я уязвим. Я нуждаюсь в помощи и поддержке. Со мной что-то не так: я не такой, как другие.

При типичных глубинных убеждениях неприятия человек считает, что у него есть недостатки, которые препятствуют получению любви и заботы со стороны окружающих. Например:

Я – недостойный. Я- нежеланный. Меня не любят. Я не привлекателен. Обо мне не заботятся. Я недостаточно хорош, чтобы быть любимым другими. Мне суждено быть покинутым, страдать от одиночества.

Промежуточные убеждения

Промежуточные убеждения занимают место между глубинными убеждениями и автоматическими мыслями. Они формируются на основе глубинных убеждений. Они так же, как и глубинные зачастую не поддаются четкому выражению словами. Они включают в себя отношения, запреты, правила/ожидания и предположения.

Пример отношения: «Ужасно быть нелюбимой!»

Пример правила/ожидания: «Я должна стараться нравиться другим». Правила бывают жесткие и гибкие, например: «Я всегда должна выполнять работу идеально» и «Важно выполнить работу, даже если результат не идеален». Правила часто фокусируются на опасности/безопасности и боли/удовольствии. Правила часто обозначаются как «долженствования».

Пример предположения или условного убеждения: «Если я буду очень стараться хорошо выглядеть, то смогу удержать рядом с собой мужчину».

Пример запрета: «Мальчики не плачут».

Эти убеждения влияют на восприятие человеком ситуации, которое в свою очередь определяет способ его мышления, а затем эмоции и поведение.

Человеку под силу отказаться от дисфункциональных убеждений и приобрести новые, которые будут функциональными и реалистичными. Этой цели можно достичь в процессе когнитивной терапии.

В большинстве случаев первоначальное внимание психотерапевта обращено на автоматические мысли клиента, которые ближе всего к сознательному уровню. Чтобы улучшить самочувствие клиента и обнадежить его терапевт учит его выявлять, оценивать и изменять проблемные мысли. И лишь затем терапевт обращается к убеждениям, которые поддерживают дисфункциональные идеи. Значимые промежуточные и глубинные убеждения подвергаются всестороннему анализу, и затем изменяются, с тем, чтобы изменилось восприятие клиентом себя, других людей и окружающего мира. Эти глубинные изменения снижают вероятность рецидива расстройства в будущем.

Автоматические мысли и убеждения являются частью когнитивной модели эмоциональных и поведенческих расстройств.

Совет

Я с семьей играю в настолку «Барамелька». Она развивает скорость реакции и логическое мышление. Принцип игры: схватить названный ведущим предмет раньше другого участника. Правда там серьезный подвох, о котором вы узнаете в процессе. Я сохраню интригу. Игру советую взрослым и детям, отличный тренажер для тренировки когнитивных функций.


Попробуйте угадать правила: это тоже развивает воображение

Схемы

Схема может быть определена как относительно устойчивое когнитивное образование, организующее опыт и поведение. Понятие «схема» подобно введенному Джорджем Келли термину «личностные конструкты». Схемы определяют то, как люди сортируют, интерпретируют и синтезируют поступающие данные. Люди классифицируют и оценивают свой опыт с помощью матрицы схем. Схемы позволяют нам осмыслить окружающий мир. Схема – это своего рода форма для отливки информации в когнитивное образование (вербальное или образное представление).

Обработка информации основана на фундаментальных убеждениях, внедренных в схемы. «Убеждения» и «правила» представляют содержание схем и, следовательно, определяют содержание мышления, влияющего на поведение.

Схемы могут быть общими и специфическими. У людей могут быть даже конкурирующие схемы. Схемы организованы в соответствии как с содержанием, так и с функциями. Содержание схем колеблется от личных отношений, таких как отношение к себе или другим, до неодушевленных объектов. Эти объекты могут быть конкретными (стул) или абстрактными (моя страна). Некоторые подсистемы, составленные из когнитивных схем, связаны с оценкой себя; другие связаны с оценкой других людей. Ряд подсистем предназначен для хранения воспоминаний, эпизодических или семантических, и обеспечения доступа к ним. Есть также подсистемы, которые подготавливают человека к предстоящим событиям и создают основу для ожиданий, предсказаний и долговременных прогнозов.

Схемы обладают структурными качествами, такими как степень широты (узкие, дискретные или широкие), гибкость или жесткость (возможность их изменения) и интенсивность (их место в когнитивной организации). Они также могут быть описаны в соответствии со степенью энергии, вложенной в схемы в данный момент, т.е. в терминах их валентности — степени, в которой они активированы в данный момент. Уровень активации (или валентность) может изменяться от латентного до гипервалентного. Когда схемы латентны, они не участвуют в обработке информации; когда же они активизированы, они направляют когнитивные процессы от самой ранней до заключительной стадии.

Схема может долгое время оставаться в дезактивированном состоянии, но она легко приводится в движение специфичным средовым стимулом (например, стрессовой ситуацией). Реакция индивида на конкретную ситуацию детерминируется активированной схемой. В соответствии с активизированной схемой индивид отсеивает, дифференцирует и кодирует информацию.

Термин когнитивная уязвимость используется тогда, когда речь идет о когнитивной слабости людей. Каждый человек характеризуется уникальной уязвимостью и чувствительностью в соответствии с имеющимися у него схемами; в связи с этим каждый индивид в разной степени предрасположен к психологическому страданию. Схемы не являются патологическими по определению — они могут быть адаптивными или неадаптивными.

В области психопатологии термин «схема» применяется к структурам с высокоиндивидуализированным идиосинкразическим содержанием, они активизируются и становятся доминирующими при таких расстройствах, как депрессия, тревога, приступы паники и навязчивые мысли.

Когда идиосинкразические схемы гипервалентны, их порог активации низок и они легко запускаются незначительным или тривиальным стимулом. Они также «доминантны»; то есть они легко замещают более подходящие схемы, которые могут быть более адаптивны или лучше подходят в данной ситуации. В результате они являются причиной систематических искажений в обработке информации. Когда у человека начинается клиническая депрессия (или тревожное расстройство), имеется явный «когнитивный сдвиг». Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что схемы, которые больше подходят к действительной ситуации стимула, активно подавляются гипервалентными схемами. Так, при клинической депрессии, например, преобладают негативные схемы, что приводит к систематическим негативным искажениям при интерпретации и припоминании переживаний как при краткосрочных, так и при долговременных предсказаниях, тогда как позитивные схемы становятся менее доступными. Депрессивным пациентам легче видеть негативные аспекты события и труднее — позитивные. Они намного более готовы вспоминать негативные события, чем позитивные, и оценивают нежелательные результаты как более вероятные, чем положительные. По мере того как болезненные схемы набирают активность, расширяется диапазон актуализирующих их стимулов; теперь они могут быть приведены в движение даже абсолютно нерелевантными стимулами. Клиент утрачивает контроль над своими мыслительными процессами и не в состоянии задействовать более адекватные схемы. В случае дальнейшего развития заболевания болезненные когнитивные структуры могут приобрести автономный характер и стать настолько независимым от внешней стимуляции, что индивид становится абсолютно нечувствительным к изменениям, происходящим в его непосредственном окружении.

Одним из основных компонентов организации личности являются последовательности различных видов схем, которые действуют аналогично сборочной линии. Системы, состоящие из соединенных в виде цепочек схем, ответственны за возникновение последовательностей, простирающихся от получения стимула до реакции на этот стимул. После сортировки поступающих данных психологическая последовательность начинает смещаться от оценки этих данных к пробуждению эмоций и формированию мотивации, а затем к разработке и осуществлению соответствующей стратегии.

Выделяют пять основных категорий схем в соответствии с их функциями:

  1. когнитивные схемы, касающиеся таких действий, как абстрагирование, интерпретация, вспоминание, оценка себя и других людей;
  2. эмоциональные схемы, ответственные за генерирование чувств;
  3. мотивационные схемы, имеющие отношение к стремлениям и желаниям;
  4. инструментальные схемы, которые готовят людей к действию, мобилизуют;
  5. контрольные схемы, которые включают в себя самоконтроль и торможение, изменение и управление действиями.

Например, воздействие опасного стимула активизирует соответствующую «схему опасности», которая начинает обрабатывать информацию. Затем последовательно активизируются аффективные, мотивационные, действенные и контролирующие схемы. Человек интерпретирует ситуацию как опасную (когнитивная схема), чувствует тревогу (аффективная схема), хочет выйти из этой ситуации (мотивационная схема) и мобилизует силы на то, чтобы убежать (действенная, или инструментальная, схема). Если человек полагает, что бежать нужно в определенном направлении, или полагает, что бегство непродуктивно, он может направить или подавить это побуждение (схема контроля).

Видео

ТолкованиеПереводкогнитивизм— направление в психологии (см.подход когнитивистский; психология когнитивная; психотерапия когнитивная). Утверждает, что индивиды — не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход в основном заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Другие книги по запросу «когнитивизм» >>ТолкованиеПереводкогнитивная деятельность»Ухватывание» и установление смысла; образование системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

Смотреть что такое «когнитивная деятельность» в других словарях:

  • Когнитивная нейробиология — наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов. Когнитивная… … Википедия
  • Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия
  • когнитивная сложность — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о… … Большая психологическая энциклопедия
  • деятельность психическая у животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… … Большая психологическая энциклопедия
  • Когнитивная этология — (лат. cognitio знание) наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… … Википедия
  • Когнитивная психофизиология (cognitive psychophysiology) — К. п. это междисциплинарная, возникшая благодаря частичному перекрытию психологии и физиологии, область исслед., в к рой предпринимаются попытки разрешить классическую проблему «разумной души» (mind), делая ставку на использование совр.… … Психологическая энциклопедия
  • Когнитивная терапия депрессии — Одни психотерапевтические методы используют в этом плане выражение теплоты и симпатии, другие – «дать выйти гневу», интерпретировать «потребность страдать», советовать больному принимать себя таким, «какой он есть», поощрять выражать свое чувство … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Когнитивная сложность — [лат. cognitio знание, познание] психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной… … Психологический лексикон
  • лингвистика когнитивная — ЛИНГВИСТИКА КОГНИТИВНАЯ направление в языкознании, сложившееся в 70 х гг. 20 в и приобретшее широкую популярность в США и в Европе. У многих авторов (преимущественно в США) принято также название «когнитивная грамматика», обусловленное… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • животное: деятельность психическая — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Когнитивная терапия. Полное руководство, Джудит Бек. От Yakaboo:Материалом для пособия «Когнитивная терапия. Полное руководство» Джудит Бек послужила многолетняя теоретическая и практическая деятельность… Подробнее Купить за 864 грн (только Украина)
  • Образ и деятельность, В. П. Зинченко. Настоящее издание, автором которой является психолог В. П. Зинченко, рассказывает о ряде важных разделов в психологии, среди которых восприятие, движение, действие, когнитивная психология и… Подробнее Купить за 760 руб
  • Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 12 (249) 2014, Отсутствует. Журнал освещает актуальные проблемы национальных интересов, приоритетные направления развития экономики, вопросы национальной безопасности России и регионов в различных сферах экономики,… Подробнее Купить за 750 рубэлектронная книга

Другие книги по запросу «когнитивная деятельность» >>
Когнитивные процессы – это психические процессы, обеспечивающие рациональное познание мира. Происходят от латинского слова «cognitio» — то есть, знание, изучение, познание. Подробнее о них поговорим в данной статье.

Внутренняя система контроля

«Система контроля» — действует в единстве с системой действия, чтобы облегчать, регулировать, изменять или подавлять побуждения и действия. Функции контроля могут быть разделены на связанные с саморегуляцией, то есть направленные внутрь, и на те, которые ответственны за отношения с внешней, прежде всего социальной, средой.

В нормальном состоянии эта система самоуправления работает более или менее автоматически. Люди могут не осознавать этих «сигналов от самого себя», если специально не сосредоточивают на них внимание. Эти когнитивные структуры затем могут быть представлены в форме так называемых «автоматических мыслей» или внутренней коммуникации. Эта система основана на убеждениях (я-концепциях, правилах и запретах), многие или большинство из которых являются реалистическими или адаптивными.

Контроль осуществляется с помощью внутренней коммуникации, которая состоит из самомониторинга (самоотчета, самонаблюдения), оценки себя, предупреждений, самоинструкции (команд), обещаний определенного подкрепления или наказания, данных себе.

Самомониторинг

Самомониторинг – это наблюдение за собой, за собственным поведением. На самоотчет могут влиять правила. Так, женщина, придерживающаяся правила «Я всегда должна выполнять работу идеально», с большой вероятностью будет постоянно следить за своей работой.

Оценивание себя

Оценка себя подразумевает высказывание оценочных суждений о себе в понятиях «хороший — плохой», «стоящий — никчемный», «привлекательный — непривлекательный». Человек хвалит себя за достижение определенной цели (самопохвала) и критикует за недостижение требуемого уровня качества. Негативные оценки себя явно обнаруживаются при депрессии, но более тонко могут проявляться и при большинстве других расстройств. Оценки себя по-видимому, происходят из более глубоких структур, а именно Я-концепций, или схем самого себя. Фактически преувеличенно негативные (или позитивные) Я-концепции могут являться факторами, которые перемещают человека из группы «типов личности» в группу «расстройств личности». Например, развитие стойкого представления о себе как о беспомощном человеке может привести к тому, что у человека, переживавшего в детстве нормальные желания, связанные с зависимостью, возникнет «патологическая» зависимость во взрослой жизни. Правила также влияют на оценку себя. Имея правило «Я всегда должна выполнять работу идеально», женщина будет негативно себя оценивать сделав даже небольшую ошибку.

Самоотчет и оценка себя — это важные методы, с помощью которых люди могут определять, «идут ли они правильным курсом».

Команды или самоинструкции

Команды или самоинструкции основаны на таких убеждениях, как правила («нужно») и запреты («нельзя»). В ходе взросления мы создаем массу правил и запретов. Они устанавливают стандарты, формируют ожидания и наши планы действия. Запреты препятствуют выражению желаний. Вот примеры правила «Вы должны положиться на власть», примеры запретов: «Нельзя бить того, кто слабее или сильнее, чем вы», «Вы не должны плакать на людях». Эти убеждения автоматически преобразуются в команды: «Не бей», «Делай то, что тебе сказали», «Не плачь».

Самоконтроль

Самоконтроль может осуществляться с помощью подкрепления или наказания. Могут применяться материальные подкрепления, подкрепление определенной деятельностью. Один из видов самоподкрепления – самопохвала. В качестве самонаказаний может использоваться устранение позитивных подкрепителей, встречаются и физические наказания.

Контролирующая или регулирующая система играет в различных расстройствах решающую роль. Самоуправляемые регулирующие процессы становятся более заметными, когда они чрезмерны или недостаточны. Люди, которые слишком контролируют себя, склонны чувствовать себя подавленно (мы наблюдаем это у избегающих личностей, а также при тревоге), тогда как недостаток подавления способствует импульсивности.

Литература по когнитивной-поведенческой психотерапии.

Введение в когнитивную психотерапию Аарона Бека.

Что такое когнитивные или умственные процессы

Мозг человека изо дня в день призван решать довольно много задач разного направления. Когнитивные психические процессы – это те, которые отвечают за информационную обработку сведений, которые человек получает из окружающего его мира. Другими словами, когнитивность – это познание среды, человека окружающей.

Умственные психологические процессы должны гармонично взаимодействовать. Это необходимо для того, чтобы действительность была адекватно человеком оценена, тогда реакция в ответ будет правильной. Именно поэтому можно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Процессы умственного плана призваны друг с другом взаимодействовать, однако иногда они происходят отдельно. Например, некоторые люди, речь у которых нарушена, или память не выполняет своих функций, с легкостью решают задачи по математике, слышат более чутко. То есть, если происходит отключение одной функции, другая – продолжает работать.


Что такое когнитивные процессы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]