Виды социализации
Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.
Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:
Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами. Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной. Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников. Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами
В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми)
Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции. Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках. Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.
Теории социализации
В отличие от других живых существ, поведение которых определяется биологически, людям необходим социальный опыт, чтобы воспроизводить свою культуру и выживать. Поскольку социализация так важна, психологи, антропологи, педагоги, социологи и прочие специалисты всегда стремились понять, как она происходит и какое влияние оказывает на формирование самоидентичности. Результатами их исследований стали различные теории социализации. О них и пойдет речь далее.
1
«Зеркальное я»
В 1902 году американский социолог и социальный психолог Чарльз Хортон Кули разработал концепцию «зеркального я», согласно которой люди развивают представление о себе, наблюдая за тем, как их воспринимают окружающие. Другими словами, наше «я» или самоощущение развивается посредством взаимодействия с другими людьми.
Согласно Кули, этот процесс состоит из трех частей: сначала человек представляет, каким его видят другие люди, затем интерпретирует их реакцию на его поведение и, наконец, формирует самооценку на основе этих интерпретаций. Благоприятное отражение в «социальном зеркале» развивает положительную самооценку, в то время как отрицательная рефлексия приводит к негативной самооценке.
Например, человек устраивается на работу и уверен, что сможет легко продемонстрировать профессионализм и компетентность. Во время взаимодействия со своими новыми коллегами он обращает внимание на их язык тела, то, как они разговаривают и в целом на него реагируют. Если коллеги демонстрируют доброжелательность, например, поддерживают зрительный контакт или крепко жмут руку, вера человека в свой профессионализм укрепляется. Если же человек получает отрицательный отклик, например, коллеги отводят взгляд или быстро прекращают беседу, он может усомниться в собственном профессионализме.
По утверждению Кули, не все реакции имеют одинаковый вес. Люди серьезнее воспринимают мнения тех, кто имеет для них значение и заслуживает доверия. Даже если их реакция была неверно интерпретирована, эти ошибочные суждения все равно влияют на самооценку [Rousseau N., 2002].
2
Социализация через игру
Американский психолог, социолог и философ Джордж Герберт Мид считал, что благодаря социализации мы учимся понимать и предвидеть то, что думают и чувствуют другие люди, а также осознавать себя. По сути, Мид согласился с Кули, но добавил, что решающее значение для развития личности имеет процесс детской игры. Вот, как он это описал.
Сначала ребенок просто подражает взрослым, с которыми регулярно общается (в первую очередь родителям), имитируя их жесты, движения и слова. Затем следует этап игры, во время которого ребенок начинает брать на себя роли родителей, разыгрывая взрослое поведение, например, переодеваясь «в маму», или разговаривая по игрушечному телефону, как папа.
Притворяясь мамой и папой, ребенок относится к своим куклам так, как, по его мнению, относятся к нему родители. Так он лучше понимает, какого поведения от него ожидают. Дети постарше через игру начинают брать на себя роли не только значимых близких, но и других людей, усваивая общие поведенческие ожидания общества от них (вместо слова «общество» Мид применял термин «обобщенный другой», имея в виду нормы, ценности и ожидания людей в целом) [Mead G. H., 1934].
По мнению Мида, формирование подлинного «я» происходит, когда человек начинает воспринимать себя, как объект. Это становится возможным только через усвоение установок, полученных из взаимодействия с другими [Белик А. А., 2011].
3
Ид, Эго, Супер-Эго
Отец психоанализа, австрийский психолог Зигмунд Фрейд утверждал, что личность состоит из трех элементов: Ид, Эго и Супер-Эго. Их формирование происходит в детском возрасте.
Ид – бессознательная, импульсивная часть психики, которая требует удовлетворения основных потребностей, таких как внимание, безопасность, еда и секс. Эго балансирует между потребностями Ид и требованиями общества, являясь рациональной частью личности. Супер-Эго (или социальное сознание) развивается по мере усвоения норм и ценностей общества, т.е. через социализацию. Оно порождает чувство вины или стыда, когда человек нарушает социальные правила, а также чувство гордости и самодовольства, когда следуем им.
По мнению Фрейда, цель Супер-эго – улучшить и цивилизовать поведение. Оно необходимо для подавления всех неприемлемых побуждений. Если Супер-Эго не становится достаточно сильным, человек подвержен риску того, что Ид будет подталкивать его к антиобщественному поведению [Freud S., 1926].
4
Теория психосоциального развития личности
Психолог Эрик Эриксон был последователем Фрейда, считая, однако, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни и состоит из 8 этапов. Центральное место в его теории занимает социализация: если на каждом из жизненных этапов она успешно пройдена, человек продолжает развиваться, если нет, то он стагнирует .
5
Теория когнитивного развития
Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже специализировался на детской психологии, и рассматривал роль социализации через призму 4 стадий развития когнитивных навыков:
- Первая стадия – сенсомоторная, длится от рождения до 2 лет. На этой стадии ребенок конструирует понимание мира только через прямой контакт с ним (прикосновения, слушание, видение).
- Вторая стадия – предоперационная (2-7 лет). Ребенок изучает язык и начинает использовать символы для обозначения предметов.
- Третья стадия – этап конкретных операций (7-12 лет). Теперь ребенок понимает числа, причинно-следственные связи и может принимать рациональные решения на основе наблюдаемых явлений, но испытывает трудности с абстрактными понятиями, такими как истина.
- Четвертая стадия – этап формальных операций (12+). Ребенок приобретает способность к абстрактному мышлению, гипотетическим и дедуктивным рассуждениям [Wood K. C., Smith H., Grossniklaus D., 2001].
Пиаже утверждал, что дети лучше всего проходят эти стадии развития посредством игры и через активное взаимодействие со взрослыми. Он призывал задавать детям вопросы, чтобы заставить их задуматься над своим поведением, и считал, что им поучительно видеть противоречия в своих рассуждениях.
6
Теория морального развития
Американский психолог Лоуренс Кольберг был согласен с теорией Пиаже, но решил дополнить ее своими идеями. Он особенно интересовался тем, как люди учатся понимать, что такое общественное «хорошо» и «плохо». Следствием работы Кольберга стала теория морального развития, согласно которой человек проходит несколько стадий на пути к нравственности:
- Первая стадия – доконвенциональная мораль. На этом этапе ребенок принимает общественные правила, которым учат его авторитетные фигуры (родители, педагоги), и следует им, чтобы избежать наказания.
- Вторая стадия – общепринятая мораль. Ребенок следует нормам и ценностям общества, искренне считая, что это необходимо для обеспечения позитивных отношений и социального порядка.
- Третья стадия – постконвенциональная мораль. На этом этапе человек начинает сомневаться в справедливости и правильности некоторых общественных законов и правил.
По Кольбергу, человек руководствуется собственными моральными ценностями, осознавая, что является отдельной сущностью, которая не обязана подчиняться общепринятым правилам, если они несовместимы с ее личными принципами [Lind G.,1989].
7
Адаптация теории морального развития
Американский психолог, социолог и феминистка Кэрол Гиллиган не согласилась с выводами Кольберга, считая, что они демонстрируют гендерную предвзятость, поскольку свои исследования Кольберг проводил исключительно на мальчиках. Гиллиган уверена, что мальчики и девочки склонны мыслить по-разному, особенно когда дело касается морали.
В своем исследовании Гиллиган утверждает, что мальчики стремятся к справедливости, делая упор на соблюдение формальных правил и законов. Для девочек же важнее межличностные отношения, забота и чуткость по отношению к другим, что влияет на принятие ими моральных решений. Если требуется нарушить некое универсальное правило, чтобы помочь другому человеку, женщина не будет считать это аморальным [Gilligan C., 1982].
Несмотря на то, что перечисленные точки зрения на процесс социализации неоднократно подвергались критике, они продолжают вносить важный вклад в работу ученых из различных областей знаний.
Подводя итог, можно сказать, что социализация – это процесс, посредством которого от поколения к поколению передаются правила и нормы, соответствующие социальному порядку. Агенты социализации учат каждого человека думать, действовать и вести себя в соответствии с ожиданиями общества, в котором он родился, таким образом адаптируя его к нормальной жизни.
Друзья, желаем вам пребывать в гармонии с окружающими и самими собой. Успехов! Да, и не забудьте пройти небольшой тест на закрепление материала статьи:
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Синдром опустевшего гнезда
- Социализация личности: коротко о главном
- Факторы интеллектуального развития ребёнка
- Подборка курсов для детей и родителей
- Характеристики социальных ролей
- Социальные группы: признаки, виды, функции
- Виды и формы образования: краткий ликбез
- Зефирный эксперимент
- Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой» — краткое содержание
- Этапы формирования команды по Такману
Ключевые слова:1Коммуникации
Проблемы социализации подростков
Проблема социализации в подростковом возрасте остро стоит по нескольким причинам. Во-первых, подросток является практически взрослым человек по физическим и социальным возможностям. Но с ним сложно управиться, он нуждается в заботе и контроле со стороны взрослых, поскольку может нанести вред как себе, так и окружающим. Социальные риски, такие как самоубийство, массовые расстрелы в школах, драки, вовлечение в противоправную деятельность, могут привести к катастрофическим последствиям. Действия человека в подростковом возрасте требуют понимания и внимательного изучения.
Во-вторых, в подростковом возрасте человек оказывается восприимчив ко всему новому. Через подростковый возраст становится возможно заметить обновление общества, старые способы социализации перестают работать. На подростках становятся очевидны кризисы и несоответствия в отношениях между человеком и обществом, которые позже приведут к изменениям.
Важные возрастные задачи, которые характерны для подросткового периода, напрямую связаны с социализацией. Формирование самосознания и приобретение я-концепции. Поддержание и развитие своих личных интересов и определение персональных норм, ценностей. Формирование избирательности в общении и работе с информацией. Построение ориентировочной траектории своего жизненного пути в обществе. Способность к анализу в диалоге и причин поступков других людей, освоение социальных ролей в группах и развитие ответственных и близких отношений с разными людьми.
Чем отличается от воспитания?
Понятие социализации и воспитания находятся очень близко, так как влияют на становление личности. Но если воспитание , это контролируемый и направленный процесс, то социализация имеет стихийную природу.
Отличия кратко в таблице:
Воспитание | Социализация |
В процессе участвуют два субъекта (конкретный воспитатель и тот, кого воспитывают) | В процессе участвуют две стороны (человек и общество), но субъектом является лишь человек |
Процесс является целенаправленным и искусственно контролируемым | Процесс является спонтанным и не поддается контролю со стороны |
Процесс является прерывистым и происходит только в момент контакта с воспитателем | Процесс является непрерывным |
Понятие социализация личности
Описываемый процесс обуславливается социальной активностью индивидуумов.
Процесс социализации личности представляет вхождение индивида в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой личности и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.
Социализация личности чрезвычайно важна для благополучного функционирования в социуме. Данный процесс идет на протяжении всей жизни индивидуума, поскольку мир движется и, чтобы двигаться вместе с ним, необходимо меняться. Человек претерпевает постоянные изменения, он меняется, как физически, так и психологически, для него невозможно быть постоянным. Именно этим важным понятием, как социализация личности в психологии занимаются многие специалисты, изучающие личность, социум и их взаимосвязь.
В данном процессе никто не застрахован от возникновения проблем.
Проблемы социализации подразделяются на следующие три группы. Первую составляют социально-психологические проблемы социализации, которые связаны с формированием самосознания индивида, его самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией и саморазвитием. На любом из этапов проблемы имеют специфическое содержание, и появляются различные способы их разрешения
Только неизменным остается их важность для личности. Она может и не осознавать существование этих проблем, поскольку они глубоко «зарыты» и заставляют мыслить, действуя так, чтобы устранить проблему, найти адекватное решение
Вторая группа – это культурные проблемы, которые возникают, включая каждый этап. Содержание этих проблем зависит от достижения определенного уровня естественного развития. Эти проблемы связаны с региональными различиями, возникающие в разных темпах физического созревания, так в южных районах он быстрее, чем в северных.
Культурные проблемы социализации касаются вопроса о формировании стереотипов женственности и мужественности в разных этносах, регионах, а также культурах.
Третья группа проблем – социально-культурные, которые в своем содержании имеют приобщение личности к уровню культуры. Они касаются личностных ценностных ориентаций, мировоззрения человека, его духовного склада. Имеют специфичный характер – нравственный, познавательный, ценностный, смысловой.
Социализация делится на первичную и вторичную.
Первичная — реализовывается в сфере близких отношений. Вторичная социализация осуществляется в формально-деловых отношениях.
Первичная социализация располагает такими агентами: родители, близкие знакомые, родственники, друзья, учителя.
Во вторичной агентами выступают: государство, СМИ, представители общественных организаций, церковь.
Первичная социализация очень интенсивно протекает в первой половине жизни индивида, когда он воспитывается родителями, посещает дошкольное учреждение, школу, приобретает новые контакты. Вторичная, соответственно, проходит во второй половине жизни, когда взрослому человеку предстает контактировать с формальными организациями.
Стадии процесса социализация личности по Эриксону
Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:
1 | Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка. |
2 | Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности. |
3 | Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем. |
4 | Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности. |
5 | Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание |
6 | Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным. |
7 | Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми. |
6 | Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него. |
Конечно же, данная тема намного широка и интересна, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.
Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!
Цели и функции
Основная цель социализации , это усвоение человеком норм и правил, позволяющих успешно интегрироваться в общество и взаимодействовать с другими людьми, поддерживать продуктивный контакт.
Функции:
- нормативно-регулятивная,
- личностно-преобразовательная,
- ценностно-ориентационная,
- информационно-коммуникативная,
- творческая,
- функция воспроизводства или прокреация,
- компенсаторная.
Этапы социализации личности
Процесс социализации личности протекает в трех основных фазах. В первой фазе происходит освоение социальных норм и ценностных ориентаций, личность учиться соответствовать своему обществу.
На второй фазе происходит стремление индивида к персонализации, самоактуализации, к активному воздействию на членов общества.
Во время третьей фазы совершается интеграция индивида в социальную группу, в которой он раскрывает особенность личных свойств и возможностей.
Последовательное протекание процесса социализации, правильный переход в каждую фазу приводит к благополучному завершению и достижению результата. Каждый этап имеет свои особенности, и если все условия социализации соблюдены, тогда процесс пройдет успешно.
Выделяют основные этапы социализации в трудовом коллективе – это дотрудовой, трудовой, послетрудовой.
В качестве этапов выделяют:
— первичную социализацию, которая протекает с момента рождения до становления личности;
— вторичную социализацию, во время которой происходит перестройка личности в период зрелости и нахождения в социуме.
Основные этапы процесса социализации распределяют зависимо от возраста человека.
В детстве социализация начинается с рождения человека и развивается с ранней стадии. В детстве происходит самое активное формирование личности, в этот период он формируется на 70%. Если данный процесс запаздывает, то будут происходить необратимые последствия. До семи лет осознание собственного Я происходит естественным возрастом, в отличие от более старших лет.
На подростковом этапе социализации происходит больше всего физиологических изменений, индивид начинает созревать, происходит становление личности. После тринадцати лет дети берут на себя все больше обязанностей, таким образом, они становятся более осведомленными.
В молодости (ранней зрелости) происходит более активная социализация, поскольку индивид активно изменяет свои социальные институты (школа, колледж, институт). Шестнадцатилетний возраст считают самым напряженным и опасным, ведь теперь индивид более самостоятельный, он сознательно решает какое социальное общество ему избрать, и в какое общество ему вступать, поскольку придется прибывать в нем длительное время.
В возрасте примерно 18-30 лет социализация происходит в связи с работой и личными отношениями. Более ясные представления о себе приходят к каждому молодому человеку или девушке посредством трудового опыта, дружбы и отношений. Неверное восприятие информации способно привести к отрицательным последствиям, тогда человек закроется в себе, и будет вести бессознательную жизнь вплоть до кризиса среднего возраста.
Следует еще раз отметить, что только, если будут соблюдены все условия социализации, тогда, соответственно процесс социализации будет проходить так, как следует
Особенно стоит обратить внимание на подростковый и юношеский этап, поскольку именно в юные годы происходит самое активное становление личности и выбор социального сообщества, с которым человеку нужно взаимодействовать еще долгие годы
Факторы
Факторы социализации , это условия, при которых протекает процесс социализации. Они напрямую влияют на формирование личности. В числе основных факторов можно выделить семью, учебные заведения, место жительства (улицу), СМИ, интернет, общественные объединения и организации.
Микрофакторы оказывают влияние на человека посредством «,агентов»,. Агентами выступают все те члены общества, которые окружают индивида и контактируют с ним на протяжении жизни.
В детстве это родители и друзья, в более зрелом возрасте сокурсники, коллеги и супруг(а). После рождения потомства агентами социализации для индивида становятся также его собственные дети.
Макрофакторы влияют на большие группы и людей и формируют общественное сознание. В современном мире к традиционным макрофакторам прибавились также современные обстоятельства (экологические и демографические проблемы, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность и проч.).
Стихийные
Если обобщить, то в качестве основного фактора стихийной социализации можно выдвинуть государство. При более подробном рассмотрении можно вычленить отдельные составляющие:
- идеология,
- политика,
- экономическая ситуация.
В совокупности эти факторы формируют условия жизни, а значит, закладывают определенные убеждения и предубеждения у граждан, проживающих в данных условиях.
Доминирующими факторами социализации является семья и образовательные заведения (учреждения).
Стадии процесса
Человек может социализироваться в несколько этапов. Каждому отвечает соответствующая стадия. Всего их выделяют пять:
- адаптация;
- идентификация;
- интеграция;
- трудовая;
- послетрудовая.
В первую очередь личность проходит стадию идентификации. Она продолжается с момента рождения до подросткового периода. В это время ребенок учится на примере взрослых, подражает их поведению и привычкам. Вторая проявляется в желании показать себя, стать уникальным. На третьей происходит первое внедрение в общество. В зависимости от общения с коллективом, она может быть благополучной или неудачной. В период трудовой стадии человек сам оказывает влияние на общество, а на последней — послетрудовой — делится своим опытом с другими.
Немецкий ученый еврейского происхождения Эрик Эриксон отмечает то, что социализация личности заключается в большем количестве стадий:
- младенчество;
- ранее детство;
- детство;
- младший школьный возраст;
- отрочество;
- юность;
- зрелость;
- старость.
Первая стадия длится до 1,5 лет, когда ребенка полностью опекает мать. Доверие развивается именно в зависимости от отношения самого близкого человека. Если общения с матерью недостаточно, ребенок вырастет замкнутым и молчаливым. Следующий период — до четырех лет — связан с формированием независимости, дети приучаются к аккуратности и опрятности. До шести лет у малыша появляется чувство личности, а это может означать то, что развивается творческое мышление, инициатива.
С этого возраста ребенок начинает посещать школу, он учится строить отношения с ровесниками и учителями, перенимает их опыт и знания. Хорошие оценки дают возможность поверить в свои силы, стать уверенным и спокойным. Затем начинается период полового созревания, когда подросток озабочен своей внешностью и мнением окружающих о себе, ищет свое призвание и проявляет первую симпатию к противоположному полу.
Лекция 1.4 | Социология личности | Марина Арканникова | Лекториум
Watch this video on YouTube
На стадии юности человек ищет постоянное место работы, спутника по жизни и свое место среди социума. В это время стирается индивидуальность, личность смешивает себя с определенным коллективом. Самая длительная стадия — зрелость — способна разбудить в человеке чувство необходимости и опытности. В пожилом возрасте люди принимают свою жизнь и переосмысливают ее.
Теории
Теория | Ученый | Идея |
Теория развития личности | Чарльз Кули Джордж Герберт Мид | «,Зеркальное отражение», или восприятие себя через представления об оценочных суждениях окружающих |
Психоаналитические теории | Зигмунд Фрейд Эрик Эриксон | Личность развивается поэтапно, приближаясь к половой зрелости. Каждая стадия связана с преодолением кризисных состояний. |
Теория развития познания | Жан Пиаже | Личность развивается постепенно, во время прохождения стадий. На каждой стадии развивается новый познавательный навык. |
Теория нравственности | Лоренс Колберг | Нравственное развитие происходит посредством стадий, каждая из которых предполагает овладение новыми познавательными способностями и навыком понимания чувств окружающих. |
По Фрейду
Теория личности З. Фрейда предпологает наличие у человека трех личностных состояний (Оно, Я, сверх-Я).
Ид, «,Оно», , это энергия, которая побуждает человека к получению удовольствия.
Эго, «,Я», выступает в качестве контролера, который руководствуясь реальностью, позволяет человеку регулировать Ид. Суперэго, «,Я», , это родитель внутри человека.
Та часть сознания, которая оценивает поведение и стремится довести его до установленного родителями стандарта.
Также Фрейд выделяет 4 стадии сексуального развития:
- оральную,
- анальную,
- фаллическую,
- генитальную.
На каждой стадии возникает конфликт между запретами, установленными родителями. А затем конфликт возникает уже с Суперэго, которое выполняет роль родителя. На стыке этих противоречий происходит социализация.
Формы социализации
Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.
Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).
Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.
Воспитание — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.
Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.
Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.
Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.
Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию личности только, если она осуществляется согласно к нравственным правилам, моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократичного общества.
Сущность социализации
Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.
Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.
Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.
Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.
Механизмы
Существует несколько механизмов социализации, которые имеют социально-психологическую структуру.
- Идентификация. Человек осознает себя через принадлежность к той или иной группе/роду, благодаря чему он перенимает формы поведения и нормы отношений.
- Подражание. Копирование чужих моделей поведения, манер, поступков и даже движений на сознательном или бессознательном уровне.
- Внушение. Восприятие информации в чистом виде, без сопутствующего анализа и критики, с целью дальнейшего воспроизведения полученных установок и переноса их на свою жизнь.
- Фасилитация. Стимуляция деятельности одних людей, за счет контролируемого поведения других людей.
- Конформность. Проявление покорности в плане социально одобряемых моделей поведения, но внутреннее и осознанное несогласие с мнением окружающих.
Традиционный механизм
Выделяют и другие механизмы социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный).
Наиболее распространенным и комфортным механизмом является традиционный механизм.
Его суть заключается в усвоении ребенком типов поведения, идеалов, взглядов и норм, присущих семье и близкому окружению индивидуума.
Такое усвоение происходит неосознанно, на почве слепой веры в доминирующие стереотипы.
Типы социализации
Психолог и политолог Надежда Радина предлагает отдельно выделить возрастную социализацию, которая включает в себя культурные нормы и представления о возрастных нормативах развития человека. Например, существует ожидание, что ребенок должен заговорить к году, или ожидание протестного поведения в подростковом возрасте.
Существуют типы социализации, которые различаются по основе принадлежности к различным социальным группам и критериям включения в эти группы:
— Гендерная социализация предполагает соотнесение и самоотношение с определенным поведением, характерным для того или иного гендера человека.
— Этническая социализация, задачей которой является формирование этнической идентичности.
— Политическая социализация определяет особенности власти и подчинения и ориентацию в системе социальных иерархий, доминирования и послушания.
— Профессиональная социализация связана с обретением и освоением своей профессиональной роли.
Принадлежность к группе может носить предопределенный или приобретенный характер. Во втором случае принадлежность реализуется в участии в деятельности избранной группы, то есть может быть определена как «деятельностная» социализация Радина, 2005.
Понятие социализации
Под определением социализации понимают процесс вступления человека в общество. Предварительно он знакомится с нормами и правилами поведения, традициями и обычаями, ценностями и моралью социальной структуры. Включение в коллектив позволяет субъекту стать полезным и необходимым, развивать отношения с окружающими, создавать новые связи и набираться опыта.
Социализация личности — это процесс, который считается очень трудным и долгим. Многие специалисты в сфере психологии годами изучают это понятие и стремятся помочь клиентам, тяжело воспринимающим свое взросление или новый коллектив
Вся жизнь человека заключается в постоянной адаптации к новым условиям, при этом важно успеть самореализоваться и оставаться активным
Индивид, индивидуальность, ЛИЧНОСТЬ
Watch this video on YouTube
В процессе могут возникать определенные проблемы. Их разделяют на три группы:
- социально-психологические;
- культурные;
- социально-культурные.
Первая группа связана с формированием самосознания и саморазвитием. Эти этапы очень важны для личности, но часто человек пренебрегает возникшими проблемами и загоняет их поглубже в сознание. Культурные проблемы могут отличаться в разных регионах. Они связаны с традициями и обычаями, половым разделением. Третья группа связана с приобщением личности к определенной культуре. Она касается мировоззрения, моральных и духовных ценностей, и носит нравственный, смысловой и познавательный характер.
Согласно Википедии, социализация делится на два вида: первичную и вторичную. Первая состоит из родственников, близких друзей, знакомых, учителей и коллег. Во вторую входят СМИ, общественные организации, государственная власть, церковь. Первичная социализация осуществляется в первые 15—20 лет жизни, когда человек посещает учебные заведения и только учится общаться с другими людьми. При контакте с формальными коллективами и организациями наступает вторичный тип.
Понятие и суть
Что называется социализацией личности? Что означает процесс социализации? Кто ввел это понятие?
Социализация , это процесс, в ходе которого индивид вливается в общество, обучается, усваивает социальные ценности, нормы, установки, роли и модели поведения, принятые в конкретном обществе.
Автором понятия является американский социолог Ф.Г. Гиддингс.
Благодаря социализации человек становится полноценным членом общества, к которому он принадлежит.
Суть естественного и непрерывного процесса заключается в ознакомлении индивида с моральными, индивидуальными и даже физическими идеалами, которые пропагандируют окружающие.
Затем индивид усваивает эти нормы и необходимость их соблюдения, вступает в контакт с людьми, руководствуясь приобретенными знаниями. Процесс социализации личности исключает изоляцию индивида.
Стадии социализации личности
Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.
Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.
Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.
В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.
Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».
Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе
Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).
Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.
Социализация и воспитание
Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.
Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные мотивы, побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.
На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.
Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.
Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.
Известный психолог С
Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной интериоризации ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план
Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:
— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;
— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.
Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.
Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.
Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества . Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.
Типы и фазы социализации
Есть два базовых типа социализации:
- Первичная социализация. Это период социализации от рождения до формирования зрелой личности. Она имеет исключительную важность, т.к. является фундаментом для дельнейшей социализации личности. Главный источник первичной социализации – семья. Ребёнок перенимает паттерны поведения своих родителей, их мировоззренческие установки и т.д. Первое представление о поведении в обществе закладывается именно семьёй. Также важными источниками первичной социализации являются друзья и школа. Человек в любом возрасте зависит от влияния среды, а в детстве это проявляется особенно сильно. Индивид ещё долго может следовать тем правилам и нормам, которые он усвоил в детском возрасте.
- Вторичная социализация. Это некое перерождение в социальном плане. Человек избавляется от некоторых старых моделей поведения и мировоззренческих установок, формирует новые. Этот процесс происходит в течение всей жизни.
Также выделяют дополнительные типы социализации:
- Групповая – социализация внутри конкретной группы, например, в компании друзей.
- Гендерная – усвоение специфических социальных знаний и навыков мужского или женского пола.
- Досрочная – социализация, которая не соответствует текущему уровню развития индивида. Проще говоря, это «репетиция» будущих социальных ролей.
- Организационная – приобретение знаний и навыков, необходимых для исполнения своей организационной функции. Это, например, знакомство с корпоративными правилами и нормами взаимодействия между коллегами.
Что же касается фаз, то основные фазы социализации личности таковы:
- Первая фаза – усвоение ценностей и норм социальной среды, в которой находится индивид. Человек стремится соответствовать обществу.
- На второй фазе проходит процесс самоактуализации и персонализации. Человек пытается каким-либо способом воздействовать на других людей.
- На третьей фазе человек интегрируется в определённую социальную группу, где он получает возможность раскрыть свои способности и проявить их.
Кроме того, в процессе социализации человек проходит еще и несколько стадий.